Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И УЧЕБНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ: СОЧИНСКИЙ ОПЫТ'

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И УЧЕБНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ: СОЧИНСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЧИ / ВОДНЫЕ ВИДЫ РЕКРЕАЦИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / УЧЕБНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилин Константин Георгиевич, Полякова Антонина Валентиновна, Васильковская Юлия Алексеевна, Тумасян Юлия Анатольевна, Малыгина Людмила Валентиновна

В статье обсуждаются итоги опыта подготовки студентов по водным видам рекреации в Сочинском государственном университете. Целью исследований является анализ изменение показателей компетентности студентов факультета физической культуры сочинского государственного университета в зависимости от организации профессионально-ориентированных практик. Проведен пилотный 2-х летний эксперимент по обеспечению возможности желающим студентам (n=10-12) работать летом с отдыхающими (используя и свои летние каникулы) на реальных «рабочих местах» (инструкторами по водным видам рекреации, тренерами, руководителями спортивных площадок и т.д.). Что обеспечивало дисциплину, ответственность и повышение компетентности студентов по ряду показателям, по сравнению с обычными практиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томилин Константин Георгиевич, Полякова Антонина Валентиновна, Васильковская Юлия Алексеевна, Тумасян Юлия Анатольевна, Малыгина Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL AND TRAINING PRACTICES OF SPORTS STUDENTS: SOCHI EXPERIENCE

The article discusses the results of the experience of training students in water types of recreation at Sochi State University. The aim of the research is to analyze the change in the indicators of competence of students of the Faculty of Physical Education of the Sochi State University, depending on the organization of professionally oriented practices. A pilot 2-year experiment was conducted to provide students (n=10-12) with the opportunity to work with vacationers in the summer (using their summer vacations) at real «jobs» (instructors in water recreation, coaches, managers of sports grounds, etc.). This provided discipline, responsibility and increased competence of students in a number of ways, compared to conventional practices.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И УЧЕБНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ: СОЧИНСКИЙ ОПЫТ»

REFERENCES

1. Galitsyn, S.V., Tkachenko, P.A. and Vdovina, V.V. (2022), Legal basis of activities in the field of physical culture and sports: textbook, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk.

2. Manuilidi, I.M. and Mileta, E.A. (2019), "Improving municipal management in the field of physical culture and sports", Modern problems and trends in the development of economics and management: regional aspect: Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, Anapa, April 19, 2019, Anapa branch of the Moscow State Pedagogical University, Anapa, pp. 95-96.

3. Ministry of Sports of the Khabarovsk Territory (2019), Passport of the regional project "Sport is the norm of life", available at: https://minsport.khabkrai.ru/?menu=getfile&id=19069 (Accessed 11 September 2022).

4. Rapoport, L.A. and Markova, A.S. (2022), "Management tools for the implementation of state policy in the field of physical culture and sports at the regional level", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 74-76.

5. Tkachenko, P.A. and Maltseva, D.K. (2020), "Analysis of the effectiveness of the communication process in the regional state autonomous institution "Khabarovsk regional sports school of the Olympic reserve"", Modern problems of physical culture and sports: materials of the XXIV All-Russian scientific-practical conference, Khabarovsk, November 27-28, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, pp. 305-309.

6. Shabanova, L.B. and Sorokin, N.V. (2021), "The role of state and municipal management in the development of physical culture and sports", Bulletin of science and education, No. 11-1 (114), pp. 89-93.

Контактная информация: eivan250581@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2022

УДК 378.1

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И УЧЕБНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ: СОЧИНСКИЙ ОПЫТ

Константин Георгиевич Томилин, кандидат педагогических наук, доцент, Антонина Валентиновна Полякова, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Юлия Алексеевна Васильковская, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Анатольевна Тумасян, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Валентиновна Малыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский государственный университет, г. Сочи

Аннотация

В статье обсуждаются итоги опыта подготовки студентов по водным видам рекреации в Сочинском государственном университете. Целью исследований является анализ изменение показателей компетентности студентов факультета физической культуры сочинского государственного университета в зависимости от организации профессионально-ориентированных практик. Проведен пилотный 2-х летний эксперимент по обеспечению возможности желающим студентам (n=10-12) работать летом с отдыхающими (используя и свои летние каникулы) на реальных «рабочих местах» (инструкторами по водным видам рекреации, тренерами, руководителями спортивных площадок и т.д.). Что обеспечивало дисциплину, ответственность и повышение компетентности студентов по ряду показателям, по сравнению с обычными практиками.

Ключевые слова: Сочи, водные виды рекреации, подготовка специалистов, учебные и профессионально-ориентированные практики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p449-454

INDUSTRIAL AND TRAINING PRACTICES OF SPORTS STUDENTS: SOCHI

EXPERIENCE

Konstantin Georgievich Tomilin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Antonina Valentinovna Polyakova, the candidate of biological sciences, docent, department chair, Yulia

Alekseevna Vasilkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, docent, Yulia Anatolyevna Tumasyan, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lyudmila Valentinovna Malygina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sochi State University, Sochi

Abstract

The article discusses the results of the experience of training students in water types of recreation at Sochi State University. The aim of the research is to analyze the change in the indicators of competence of students of the Faculty of Physical Education of the Sochi State University, depending on the organization of professionally oriented practices. A pilot 2-year experiment was conducted to provide students (n=10-12) with the opportunity to work with vacationers in the summer (using their summer vacations) at real «jobs» (instructors in water recreation, coaches, managers of sports grounds, etc.). This provided discipline, responsibility and increased competence of students in a number of ways, compared to conventional practices.

Keywords: Sochi, water types of recreation, training of specialists, educational and professionally oriented practices.

ВВЕДЕНИЕ

С 1992 года в сочинском университете велись работы по разработке прогностической, инвариантной «Модели специалиста», которому предстоит работать на международном курорте Сочи. Эта «Модель» предполагала учет тенденций по выпуску новой техники, новых технологий, организации и содержания труда на курорте в настоящий момент времени, а также на 10-20 лет вперед. Учитывались потребности, мотивы и интересы учащихся, будущие условия и содержание профессиональной деятельности специалистов по водным видам рекреации (ВВР), а также тенденции к увеличивающемуся спросу рынка рекреационных услуг по путешествию на судах различных классов.

Популярность за рубежом водных видов рекреации, и, в частности, парусного спорта огромная. По данным специалистов [2] в Германии — 125 000 яхт, в Голландии — 200 000 парусных яхт, во Франции — 190 000; в Великобритании — около 500 000, а Швеции — 1 200 000 (включая и моторные), в том числе более 200 тысяч крейсерских, оборудованных каютами. По популярности яхтинга в Европе лидируют Голландия и Швеция; в Голландии каждая яхта приходится на 30, а в Швеции на каждые 7 жителей страны.

Разработан и предложен для внедрения национально-региональный компонент учебного плана СГУ по специальности «Физическая культура и спорт». В нем с учётом специфики Сочи - предлагается ориентировка на обеспечение двойного отдыха приезжающих курортников (летом - водные виды отдыха, туризм, экскурсии; зимой - горные лыжи); игровые методы обучения [1], интенсификацию УИРС и т.д.

Целью исследований является анализ изменения показателей компетентности студентов факультета физической культуры сочинского государственного университета в зависимости от организации профессионально-ориентированных практик.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Естественный педагогический эксперимент включал проведение летних практик I и IV групп студентов (n=10-12). А также экспериментальный вариант проведения летних профессионально-ориентированных практик II и III групп (n=10-12), когда (для желающих студентов) к неделям практик в июне-июле, добавлялась работа в каникулярное время и снова несколько недель практик в сентябре-октябре. При этом, по согласованию с руководством учреждения (санатория «Ставрополья», ДСШ парусного центра, СПА-отеля «Рэдиссон Лазурная» и др.), будущие специалисты по водным видам рекреации официально оформлялись на работу, и полностью вливались в трудовой коллектив (создавался эффект полного погружения в профессиональную среду) и получали зарплату (таблица 1).

Таблица 1 - Календарный учебный график (по неделям) студентов экспериментальных групп_

Сентябрь Окт. Май Июнь Июль Август

1 курс В В В В К К К К К К К К

2 курс В В В В К К К К К К К К

3 курс В В К К К К К К К К

4 курс П П П П П П К К К К К К К К

5 курс П П П П П П К К К К К К К К

Примечание: В - занятия водными видами рекреации; К - каникулы, совмещенные с работой; П - профессионально-ориентированные практики; К - каникулы.

Подготовка специалистов по водным видам рекреации в университете начиналась с первых недель обучения. В сентябре осуществлялись 12-ти дневные занятия на пляже «Альбатрос» по плаванию и играм на воде [4, 5]. Которые совмещались с занятиями по легкой атлетике на стадионе. В июне проходило обучение парусному спорту на швертботах (параллельно с подвижными и спортивными играми). На втором курсе гребля (на «Альбатросе») со спортивными играми. В конце второго курса студенты обучались хождению на «Парусной доске» (и гимнастикой).

Третий (теоретический) курс обучения был посвящен подготовке к совместным практическим занятиям со студентами первого курса. Условно названных «Инструкторской практикой», во время которых студенты специализации «Зимние в водные виды оздоровления» помогали в обучении первокурсников парусному спорту.

Третьекурсников-«инструкторов» выстраивали перед шеренгой обучающихся и каждому из них давались положительные характеристики, после чего первокурсники делились на группы и выбирали себе «инструктора». И оценка «инструкторам» выставлялась по среднему значению из оценок, полученных их подопечными.

Аналогично проводились занятия по зимним видам рекреации.

Проблемой стали профессионально-ориентированные практики будущих специалистов по водным видам рекреации, которые могли проводиться только в летние месяцы. Привлечение ведущих специалистов-работодателей города-курорта к обсуждению на «Круглом столе» выявило серьезные противоречия. Подтверждая высокий уровень профессиональной подготовленности студентов-физкультурников, и хорошие личностные качества, большинство работодателей отказывались их брать на летнюю практику по Госстандарту 2-го поколения.

Для сочинских ДСШ, турбаз и санаториев, в тяжелейший летний период года (сложные климатические условия: жара, повышенная солнечная радиация и влажность; наплыв многочисленных отдыхающих в санаториях), с высокой ответственностью за здоровье и жизнь больших групп людей (проведение летних походов и экскурсий с группами детей; проведение массовых занятий по плаванию и парусному спорту и т. д.), уделять достаточное внимание студентам-практикантам не представлялось возможным. Практики на рабочих местах - решали все противоречия.

Проведен 2-х летний пилотный эксперимент по обеспечению возможности желающим студентам (п=10-12) работать летом с отдыхающими (используя и свои летние каникулы) на реальных «рабочих местах» (инструкторами по ВВР, тренерами, руководителями спортивных площадок и т.д.). Что обеспечивало дисциплину, ответственность и повышение компетентности студентов по ряду показателям, по сравнению с обычными практиками.

Эффективность профессионально-ориентированных практик оценивалась в процессе анализа производственных характеристик, получаемых студентами («оценка экспертами»). Каждый работодатель получал шаблон производственной характеристики (таблица 2), позволяющей охватить и оценить важнейшие показатели компетентности.

Таблица 2 - Оценка компетентности студентов СГУ (в %) факультета ФК, по итогам летней практики, осуществлялась на основе анализа производственных характеристик_

Показатели компетентности Фрагменты шаблона производственной характеристики

Аффективные (эмоц-ые) Для достижений

Для сотрудничества между людьми Студент добр, отзывчив, приветлив, доброжелателен, общителен, готов прийти на помощь, искренен при общении с окружающими, хороший товарищ, обладает чувством юмора, умеет находить общий язык с детьми и взрослыми.

Для влияния на людей

Навыки и умения Для достижений Выполнял все требования руководителей. Неплохо подготовленный специалист. Хорошо подготовленный специалист. Отлично подготовленный специалист. Отлично подготовленный спец-т, помогал в работе и учил других сотрудников.

Для сотрудничества между людьми

Для влияния на людей

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 3 представлены изменения компетентности студентов СГУ (в %) 4-го курса факультета ФК, по итогам летних профессионально-ориентированных практик [3]. Где выделенные жирным шрифтом показатели практикантов «на рабочих местах» II и III групп, отличаются (при р<0,05) относительно показателей групп I и IV, с обычной практикой.

Таблица 3 - Изменение компетентности студентов СГУ (в %) 4-го курса факультета ФК (по итогам летних практик)_

Показатели компетентности Группы Для достижений Для сотрудничества Для влияния

Когнитивные I 20,0±7,5 4,2±5,9 13,3±7,0

II 45,1±6,3 28,4±7,4 7,7±6,9

III 7,8±6,0 10,4±2,5 26,4±6,5

IV 26,0±8,3 5,2±3,9 16,2±4,2

Аффективные I 22,4±9,9 38,9±3,6 23,4±6,4

II 12,9±7,4 54,9±8,3 42,0±4,9

III 2,6±4,5 86,5±4,6 9,3±8,2

IV 19,3±7,1 41,9±4,4 12,1±4,8

Волевые I 91,1±0,3 48,1±9,3 13,3±7,0

II 71,0±2,5 96,2±5,4 62,6±1,5

III 100±0,0 54,8±7,0 75,9±7,6

IV 82,6±1,5 36,9±6,6 16,2±4,8

Навыки и опыт I 74,3±10,7 62,1±4,7 8,7±0,6

II 83,9±9,9 65,8±5,8 49,7±5,9

III 95,8±7,2 75,0±4,0 68,4±3,8

IV 79,1±6,3 42,1±9,7 11,3±4,0

Публикации в иностранных специализированных журналах показали, что в университетах Европейских стран, обучающих будущих инструкторов и Гидов для обслуживания отдыха клиентов на курортах и туристских базах, практикам уделялось самое пристальное внимание (до 25 % учебного времени, в основном на рабочих должностях) [6].

Распределение студентов на такие практики имело и дополнительный эффект. Каждое ДСШ, турбаза или санаторий желали наладить взаимовыгодное сотрудничество с факультетом, и получение квалифицированных работников. Предоставляли (бесплатно в межсезонье) свои спортивные площадки, инвентарь; устраивали экскурсии и массовые мероприятия с приглашением студентов. В отдельных случаях обеспечивали номерами в санатории приглашенных на факультет преподавателей из других вузов. Среди негативных тенденций, отмечены проблемы раннего перехода отдельных студентов после практик на постоянную работу в ДСШ, санатории, турбазы и охлаждение к учебе на последующем курсе.

Эффективность такой работы факультета была положительно оценена: - по положительному приросту показателей функционального состояния, физического развития и физической подготовленности студентов ФФК; - по изменению структуры потребностей, мотивов и интересов; - по качеству овладения профессиональными знаниями дисциплин специализации; - по итогам учебно-исследовательской работы студентов; - отличиям в формировании компетенций выпускниками факультета физической культуры (p<0,05^0,001).

В настоящее Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», утвержденного приказом МНиО РФ № 940, от 19 сентября 2017 года, предусматриваются практики не менее 30 лет (ознакомительная, тренерская, педагогическая, организационная, профессионально-ориентированная, преддипломная). Причем сейчас вуз в праве выбрать по одному (или несколько) видов учебных и производственных практик. А также устанавливать объемы часов по каждой практике. Что может позволить, проводить с желающими студентами практику на конкретных рабочих должностях с получением заработной платы.

ВЫВОДЫ

Исследование в сочинском университете показали возможности повышения эффективности профессионально-ориентированных (а также инновационных учебных) практик для обеспечения подготовки будущих специалистов по физической культуре, спорту, рекреации. Показано, что организация учебных занятий (с учетом уникальных возможностей Города-курорта), позволяло находить резервы в улучшении образовательного процесса и повышении компетенций студентов. Проведение для студентов практик на конкретных рабочих должностях, с получением заработной платы (по образцу опыта зарубежных вузов), может способствовать формированию целого блока важных компетенций, которые необходимы будущим работникам сферы ФКиС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Game method to increase students' motivation to engage in elective disciplines in physical culture and sports / I.N. Ovsyannikova, K.G. Tomilin, Y.A. Tumasyan, Y.A. Vasilkovskaya, L.V. Malygina // Physical Education of Students. - 2021. - № 25 (3). - С. 197-204.

2. Мазурек, А. Яхтинг и право в Европе / А. Мазурек, Р. Врублевский // Шкипер. - 2004. -№ 4. - С. 36-37.

3. К вопросу повышения эффективности учебных и производственных практик студентов ИФК / К. Томилин, И. Овсянникова, Ю. Васильковская, Э. Лактионова, Л. Малыгина // Непрерывная подготовка специалиста по физической культуре в современной акмеологической концепции: Материалы Международной научной конференции (1-е издание), г. Кишинев, Республика Молдова, 3 декабря 2020 г. - Кишинев : Валинекс, 2020. - С. 127-132.

4. Томилин К.Г. Игровые виды рекреации на СПА-курортах : учебное пособие / К.Г. Томилин, И.Н. Овсянникова. - Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 176 с.

5. Томилин К.Г. Повышение эффективности водных видов рекреации: Монография / К.Г. Томилин, В.В. Мазур, Г.А. Буяк. - Уфа-Сочи: Восточный университет, 2004. - 172 с.

6. Томилин К.Г. Подготовка и сертификация специалистов в туризме: мировой опыт, проблемы, перспективы / К.Г. Томилин // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пермь, 19-21 мая 2016 г. - Пермь: ПГГПУ, 2016. - С. 231-233.

REFERENCES

1. Ovsyannikova, I.N., Tomilin, K.G., Tumasyan, Y.A., Vasilkovskaya, Y.A. and Malygina, L.V. (2021), "Game method to increase students' motivation to engage in elective disciplines in physical culture and sports", Physical Education of Students, No. 25 (3), pp. 197-204.

2. Mazurek, A. and Vrublevsky, R. (2004), "Yachting and law in Europe", Skipper, No. 4, pp.

36-37.

3. Tomilin, K., Ovsyannikova, I., Vasilkovskaya, Yu., Laktionova, E. and Malygina, L. (2020), "On the issue of improving the efficiency of educational and industrial practices of IPC students", Contin-

uous training of a specialist in physical culture in the modern acmeological concept, Materials International Scientific Conference (1st edition), Chisinau, Republic of Moldova, December 3, Valinex, Chisinau, pp. 127-132.

4. Tomilin, K.G. and Ovsyannikova, I.N. (2019), Game types of recreation at SPA resorts, Textbook, IP Ar Media, Saratov.

5. Tomilin, K.G., Mazur, V.V., Buyak, G.A. (2004), Improving the efficiency of water types of recreation: Monograph, Eastern University, Ufa-Sochi.

6. Tomilin, K.G. (2016), "Training and certification of specialists in tourism: world experience, problems, prospects", Physical culture, sports, tourism: scientific and methodological support: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Perm, pp. 231-233.

Контактная информация: tomilin-47@bk.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 796.332+159.955

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ТРЕНЕРОВ ВЫСОКОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ В ФУТБОЛЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максим Михайлович Чернецов, кандидат педагогических наук, Смоленский государственный университет спорта, г. Смоленск

Аннотация

В статье приводится анализ представлений тренеров топ-уровня о тактической подготовке к матчам европейских чемпионатов и Лиги Чемпионов УЕФА, осуществляется попытка проведения качественного и количественного контент-анализа вербальной продукции с целью установления принципов их мышления. Отмечается, что тактический замысел, реализованный посредством структуризации игровых элементов, базируется на ключевых идеях, которые выступают в качестве иерархически организованных принципов и под-принципов, а форма мышления тренеров топ-уровня характеризуется как целостно-композиционная. Композиционные взаимосвязи и отношения между элементами игрового пространства, позволяют ввести понятие «контрпространство», понимаемое как организация «пустоты» или свободных игровых зон. Установление стиля и формы мышления тренеров позволит создать предпосылки для повышения эффективности тактической подготовки команд различного уровня.

Ключевые слова: футбол, композиция, мышление, тактика, игровое пространство, контент-анализ, игровая ситуация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p454-458

COMPOSITIONAL FEATURES OF THINKING OF HIGHLY QUALIFIED COACHES

IN FOOTBALL

Maksim Mikhailovich Chernetsov, the candidate of pedagogical sciences, Smolensk State University of Sport

Abstract

The article analyzes the ideas of top-level coaches about tactical preparation for the matches of the European championships and the UEFA Champions League, attempts to conduct the qualitative and quantitative content analysis of verbal products in order to establish the principles of their thinking. It is noted that the tactical plan implemented through the structuring of game elements is based on key ideas that act as hierarchically organized principles and sub-principles, and the form of thinking of top-level coaches is characterized as holistic and compositional. Compositional relationships and relationships between the elements of the game space allow us to introduce the concept of "counterspace", understood as the organization of "emptiness" or free game zones. Establishing the style and form of thinking of coaches will create prerequisites for improving the effectiveness of tactical training of teams at various levels.

Keywords: football, composition, thinking, tactics, game space, content analysis, game situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.