УДК 378.22:371.278 ББК Ч448.027.5
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА САПР-КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
В.А. Штерензон
Аннотация. В статье анализируется роль профессиональных конкурсов и олимпиад в системе подготовки бакалавров по инженерным направлениям подготовки. Рассматривается роль профессиональных конкурсов и олимпиад в формировании профессиональных САПР-ориентированных (компьютерное проектирование, моделирование и программирование) компетенций у бакалавров профессионального обучения. Приведены результаты подготовки студентов к профессиональным олимпиадам и конкурсам с применением технологии «перевернуто класса».
Ключевые слова: технологический уклад, профессиональное образование, инженерные направления подготовки, компетентностно-ориен-тированное обучение, профессиональные конкурсы и олимпиады, когнитивная самостоятельная работа студента, WorldSkills, САПР, CAD/ CAM-системы, компьютерное SD-моделирование и проектирование.
V.A. Shterenson
Abstract. The article analyzes the role of professional competitions for bachelors' training in engineering study. The article points out the importance of professional competitions in forming bachelors' CAD/CAM-oriented professional competencies and presents the results of using "Flipped classroom" technology for preparing students to take part in professional competitions and olympiads.
Keywords: technological mode, vocational education, engineering training, competence-based learning, professional competitions and Olympiads, cognitive independent work of a student, WorldSkills, CAD / CAM-system, 3D-modeling.
65
PROFESSIONAL COMPETITIONS AND OLYMPIADS AS INNOVATIVE FORMS OF BACHELOR'S TRAINING IN COMPUTER-AIDED DESIGN (CAD)-COMPETENCES
66
Сегодня в научно-технических журналах, материалах форумов и конференций, массовых изданиях активно обсуждается тема технологических укладов, их периодичности, особенностей и последствий. Согласно взглядам И.В. Липсица и А.А. Неща-дина [1], технологический уклад есть целостная устойчивая совокупность сопряженных производств, в рамках которой происходит замкнутый макроэкономический цикл, состоящий из добычи первичных производственных ресурсов, всех стадий их переработки и выпуска соответствующих конечных продуктов. Анализируя материалы Международного форума технологического развития «Тех-нопром — 2013» [2], можно полагать, что хронологически наша цивилизация прошла пятый технологический уклад и сегодня находится в эмбриональной фазе шестого технологического уклада. Шестой уклад [3] (оценочно 2010—2050 гг.) «.. .характеризуется использованием молекулярных, клеточных, ядерных, нано- и биотехнологий, лазерной техники и робототехники, искусственного интеллекта...». Однако, как заявил на форуме «Технопром — 2013» Д.О. Рогозин, «.Россия пропустила так называемый „пятый уклад" и теперь должна создать условия для перехода с четвертого технологического уклада сразу на шестой.» [4]. А для этого нужны инженеры, ученые, экономисты, менеджеры и др., способные осознать глобальность поставленных задач, нужны «.люди, которые не просто умели бы работать на новейшем оборудовании, создавать его новые образцы, а понимали бы сам дух и философию новых форм производства, необходимых стране сейчас.» [Д.О. Ро-
гозин «Российская газета», 28 марта 2014 г.]. Все это кардинальным образом меняет требования к содержанию, моделям, технологиям системы профессионального образования.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. перед профессиональным образованием поставлена цель: «существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося» [5].
Однако за последние четверть века неоднозначные реформы в сфере экономики, образования, науки привели к тому, что сегодня в триаде «профессиональное образование — выпускник — работодатель» налицо очень серьезные противоречия. Общение с представителями промышленности и бизнеса на форумах, конференциях и выставках подводит к выводу, что работодателю сегодня нужны кадры достаточно высокой квалификации с гибким проектным мышлением, сформированными навыками самоцелеполагания и самообразования, умениями качественно интегрировать и выполнять различные виды выбранной профессиональной деятельности, с компетенциями адаптации и социализации в постоянно меняющихся производственных и экономических условиях. Но система профессионального обучения не может подготовить таких работников потому, что сама не обладает в нужной мере преподавательскими кадрами, соответствующими пятому и уж тем более шестому, тех-
нологическому укладу. В то же время на российском рынке труда сегодня существует достаточно большое количество невостребованных работников, чьи завышенные претензии отнюдь не соответствуют их уровню профессиональной компетентности. Приходится признать, что подготовка кадров для инновационно-ориентированного производства и бизнеса сегодня реализуется в условиях рассогласованности рынка образовательных услуг и рынка труда.
Многочисленные реформы системы профессионального (особенно технико-технологического) образования привели, в конечном счете, к увеличению общей учебной нагрузки и количества читаемых преподавателем дисциплин, сокращению реального времени когнитивного взаимодействия преподавателя и обучаемого, сокращению продолжительности производственных практик и времени реального взаимодействия работодателя и будущего работника, отрыву тематики учебно-научных исследований студентов по дисциплинам профилизации от реальных задач в производстве и бизнесе. Значительное сокращение аудиторной нагрузки в образовательных стандартах последнего поколения привело к резкому увеличению когнитивной самостоятельной работы студентов, к чему большинство студентов оказались просто не готовы. К тому же технологии креативной самостоятельной работы, формирующие требуемые сегодня работодателем профессиональные и профессионально-специальные компетенции, оказались не разработаны. Таким образом, сегодня обучаемый в системе профессионального образования
оказывается один на один с большим объемом чаще всего линейно структурированного, жестко формализованного и алгоритмически маловариантного (по выполняемым действиям) методического обеспечения, которое, в конечном счете, приучает работать по «шаблону» и не формирует умений анализа, гибкости рассуждений, самостоятельному поиску решений нестандартных задач.
Следует признать, что разрыв между требованиями к выпускнику современной системы профессионального образования и используемыми в большинстве своем в этой системе образовательными технологиями подготовки и переподготовки налицо и имеет тенденцию к увеличению. В связи с вышесказанным совершенно очевидна мысль о том, что для повышения адаптационных возможностей выпускников системы профессионального образования необходимо использовать такие образовательные технологии формирования профессиональных и профессионально-специальных компетенций, которые формируют нестандартность 67 мышления, способность применять эвристические методы, умение работать в команде. В условиях компе-тентностно-ориентированного обучения при снижении времени аудиторного взаимодействия преподавателя и обучаемого «центр тяжести» должен постепенно переноситься на внеаудиторную целенаправленно управляемую когнитивную работу студентов (научно-исследовательскую, подготовку к предметным олимпиадам, подготовку к профессиональным конкурсам и др.).
Анализ исследований и публикаций по теме статьи показывает, что,
несмотря на очевидную актуальность, важность и востребованность, проблема организации эффективной ком-петентностно-ориентированной вне-учебной работы студента еще не получила должного научного анализа и систематизации в психолого-педагогических исследованиях. При достаточном большом количестве статей о профессиональных конкурсах, практически, нет работ, рассматривающих конкурсы и олимпиады в контексте компетентностной подготовки бакалавров вообще и в контексте инженерной компетентностной подготовки, в частности. Этим определяется актуальность данной работы. В данной статье рассматривается роль профессиональных конкурсов в формировании САПР-ориентированных профессиональных и профессионально-специальных компетенций выпускника высшей школы по техническим и технологическим направлениям подготовки.
Объект исследования — профессиональные конкурсы и олимпиады.
„0 Предмет исследования — роль
68 профессиональных конкурсов и олимпиад в формировании САПР-ориентированных профессиональных и профессионально-специальных компетенций у бакалавров профессионального обучения.
Гипотеза исследования — подготовка к профессиональным конкурсам и олимпиадам по автоматизированному проектированию изделий, технологических процессов и управляющих программ способствует эффективному формированию САПР-ориентированных профессиональных и профессионально-специальных компетенций у бакалавров профессионального обучения.
САПР-компетентностная подготовка бакалавров
Сегодня мы являемся свидетелями и участниками ускоренно нарастающих научно-технологических и социокультурных изменений, отличительной чертой которых является усиление роли научных знаний в качестве главной созидательной силы экономики и общества. Анализ факторов экономического подъема и мощного развития многих стран во второй половине ХХ века показывает, что основу профессиональной среды (фундамент инновационного развития) в этих странах составляют именно специалисты с качественным техническим и естественно-научным образованием. К сожалению, как показывает практика, молодые российские специалисты, только пришедшие в профессию, не способны быстро адаптироваться к реальным условиям и конкурировать наравне с молодыми зарубежными специалистами [6]. Десятилетиями использовавшиеся традиционные технологии инженерной подготовки были ориентированы на подготовку специалистов для предприятий с постоянной, медленно меняющейся, номенклатурой выпускаемой продукции. Сегодня же гибкость, мобильность, адаптивность — это условия стабильного развития любого предприятия. Но современный российский рынок труда перенасыщен выпускниками гуманитарных специальностей, а квалифицированных инженерно-технических специалистов катастрофически не хватает [7]. К тому же в XXI веке знания устаревают стремительными темпами, поэтому для соответствия потребностям современного общества существует
необходимость опережающего обучения [там же], необходимость повышения производительности обучения, когда студент будет осваивать требуемые знания и приобретать нужный объем навыков за более короткое, чем раньше, время.
В свете реализации концепции перехода к 5-6 технологическим укладам «...ключевыми технологиями станут: аддитивное производство.., технологии и программное обеспечение роботизированного управления производством, национальные CAD/ CAM/CAE системы, новые технологии сборочного производства, системы управления жизненным циклом изделия» [Д.О. Рогозин «Российская газета» 7 марта 2014 г.]. Соответственно, выпускники системы высшего технического образования еще в университетских стенах должны в полной мере сформировать свою профессиональную компетентность в области применения информационных систем и технологий автоматизированного проектирования изделий, процессов, управляющих программ, PLM-технологий. Но современные образовательные стандарты неуклонно реализуют тенденцию уменьшения времени непосредственного когнитивного взаимодействия преподавателя и студента, будь то в аудитории или в условиях производственной практики.
Компетенции специалистов, закрепленные в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), должны совпадать с квалификационными требованиями, определенными в Национальной рамке квалификаций [6]. В настоящее время Министерством труда и социальной защиты РФ утверждено более 800 [8]
различных профессиональных стандартов, которые необходимы для определения трудовых функций работника, определения требований к квалификации работника, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников и т.д. Анализ профессиональных стандартов [9] в области технологической подготовки машиностроительного производства показывает, что реализация специалистом предусмотренных стандартами трудовых функций в условиях современного автоматизированного машиностроительного производства невозможна без формирования у него в процессе обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования САПР-ориентированных профессиональных компетенций [10-12]. Вот некоторые из этих профессиональных стандартов: «Специалист по программированию станков с числовым программным управлением (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.12.2014 г. № 1166н), «Специалист по компьютерному проектированию технологических процессов (утверж- 69 ден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.12.2014 г. № 1158н). Современный выпускник высшей технической школы должен хорошо понимать место своей производственной деятельности в структуре жизненного цикла изделия (цикл создания изделия, цикл производства, цикл операционной поддержки) и максимально использовать возможности современных систем и технологий автоматизированного проектирования, компьютерного моделирования и динамической вузуализации для повышения качества результатов своей деятельности.
70
Профессиональные конкурсы и олимпиады
В формировании у студентов системно сформированных профессиональных компетенций важное место принадлежит профессиональным конкурсам и междисциплинарным олимпиадам [13]. В соответствии с Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития включает в себя: проведение смотров, конкурсов, олимпиад, фестивалей, выставок по различным направлениям творческой деятельности молодежи.
Анализ различных публикаций по теме статьи [13-20] и собственный опыт автора статьи позволяет выявить позитивные и негативные аспекты профессиональных конкур -сов и олимпиад, а также сформулировать организационно-психолого-педагогические условия успешной совместной конкурсной деятельности студентов и преподавателей.
К позитивным аспектам как для студентов, так и для преподавателей можно отнести:
• развитие творческого и профессионального потенциала, формирование и развитие когнитивных способностей, профессиональная популяризация, понимание направления и перспектив развития выбранной профессии;
• развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
• ценный опыт индивидуальной и групповой познавательно-творче-
ской работы, положительные эмоции, овладение технологиями мозгового штурма и активного поиска нестандартных решений конкурсных и олимпиадных задач;
• повышение интереса к учебной и научно-исследовательской деятельности, лучшее понимание реальных производственных задач и путей их решения;
• формирование адекватной самооценки, повышение рейтинга не только отдельного преподавателя или студента, но и кафедры и университета в целом.
К негативным аспектам, как для студентов, так и для преподавателей можно отнести:
• колоссальный объем времени, необходимый для серьезной подготовки к конкурсам и олимпиадам, возможные проблемы с посещением академических занятий и возникновение у студентов проблем в учебе;
• напряженная состязательная атмосфера конкурса; непредсказуемость развития конкурсной ситуации, переоценка своих возможностей;
• нервные стрессы, разочарование в выбранной профессии, психологическая неготовность продолжать участие в конкурсной деятельности в случае неудачных результатов.
Организационно-психолого-педагогическими условиями успешного участив в конкурсной деятельности, несомненно, являются: высокая мотивация студента к победе и готовность много работать (что совсем не свойственно многим современным студентам), высокая мотивация преподавателя к дополнительной (далеко не всегда оплачиваемой) внеаудиторной работе, серьезная заинтересованность и поддержка вузом участия
студентов и преподавателей в профессиональных конкурсах и олимпиадах, тесное взаимодействие вуза и организаций, осуществляющих подготовку и проведение профессиональных конкурсов и олимпиад.
Одними из наиболее престижных и серьезных являются конкурсы профессионального мастерства по стандартам международного движения WorldSkills. WorldSkills — это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом, создание уникальных средств обмена и сравнения мирового опыта в промышленных отраслях и сфере услуг [21]. WorldSkills International (WSI) — это международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. WSI существует с 1946 г., ее создатели поставили перед собой амбициозные цели: мотивировать молодых людей конкурировать, чтобы разбудить их энтузиазм по поводу профессиональной подготовки, а также для сравнения навыков и способностей людей из разных стран. Миссия организации состоит в том, чтобы показать, как компетентные, реально обладающие навыками люди способствуют экономическому росту и собственной самореализации в жизни [22].
На заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (май 2012 г.) по поддержке новых проектов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано проводить конкурсы профессионального мастерства по стандартам международного движения [17]. Сегодня в связи с поставленными задачами перехода к шестому технологическому укладу очень остро стоит проблема популяризация рабочих специальностей, привлечение молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности и вовлечение молодой амбициозной молодежи в инновационные сектора развития экономики. Всемирный чемпионат рабочих профессий WorldSkills International по масштабу и уровню международного престижа можно сравнить с Олимпиадами [Там же]. Анализ результатов участников конкурсных программ WorldSkills свидетельствует о том, что стабильно высокие результаты достигаются там, где личные профессиональные качества участников поддерживаются серьезной профессиональной подготовкой участников на местном и региональном уровне. Отбор участников (учащиеся средних и высших профессиональных учреждений; молодые работающие профессионалы, добившиеся высоких результатов в трудовой деятельности) ведется по схеме прохождения этапов: региональный — федеральный — международный [там же]. Такая модель организации конкурса дает возможность талантливым молодым людям как из столичных, так и провинциальных городов, проявить себя в выбранной профессии, расширить личностные и профессиональные горизонты.
71
72
Опыт участия бакалавров
профессионального обучения в профессиональных конкурсах и олимпиадах по САПР
Система эффективной внеаудиторной работы со студентами по подготовке к предметным олимпиадам и профессиональным конкурсам должна представлять собой единство трех подсистем «вуз — студент — преподаватель» и обладать всеми обязательными для систем свойствами (целостность, функциональность, организованность, структурность). Сама система подготовки студентов в конкретном вузе к участию в профессиональных олимпиадах и конкурсах должна развиваться не усилиями отдельных преподавателей, а иметь четкую концепцию и программу развития, и не сама по себе, а только в рамках международных и государственных программ поддержки молодежи в сфере образования, воспитания и развития, а также календарных графиков проведения конкурсных мероприятий.
Несколько лет назад на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Института инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета в рамках образовательного пространства и деятельности по организации научно-исследовательской работы студентов был создан Научный кружок «ИнфоТехМаш — информационные технологии в машиностроении» (преподаватели — В.А. Ште-рензон, Д.Г. Мирошин, О.В. Костина) с одновременным созданием Научно-практической группы «Инфо_Тех_
Маш» (https://vk.com/club77473422) в социальной сети ВКонтакте (возможности социальных сетей для организации самостоятельной работы студентов были подробно описаны в работе [23] участников научного кружка). В кружке на постоянной основе занимались 6-10 студентов и еще 6-10 человека занимались от случая к случаю. Деятельность научного кружка нацелена на подготовку студентов к участию в олимпиадах и конкурсах по компьютерному 3D-моделированию изделий и процессов машиностроения, программированию систем ЧПУ.
В рамках подготовки по направлению «Профессиональное обучение» [24] выпускник по профилю «Машиностроение и материалообработка» профилизации «Технология и оборудование машиностроения» должен к окончанию обучения быть способен обучать рабочих и специалистов в учреждениях среднего и дополнительного образования автоматизированному проектированию технологических процессов обработки деталей, управляющих программ и конструированию. Выпускник должен быть способен использовать современные САПР для разработки конструкторской технологической документации, создавать компьютерные модели изделий и технологических процессов машиностроительного производства, использовать САПР для разработки управляющих программ механической обработки изделий машиностроения.
Научный кружок «ИнфоТехМаш — информационные технологии в машиностроении» был создан и работает на базе Учебно-демонстрационного центра технологий машиностроения «РГППУ — Пумори», оснащен-
ного компьютерными учебными аудиториями и станками с ЧПУ. Программное обеспечение, используемое при подготовке студентов: система трехмерного моделирования КОМПАС 3D, универсальная система автоматизированного проектирования КОМПАС — График, система двумерного и трехмерного моделирования AutoCad, система автоматизации технологической подготовки производства ВЕРТИКАЛЬ, интегрированная CAD/CAM/CAPP система сквозного проектирования ADEM, система для подготовки управляющих программ ADMAC, система для подготовки управляющих программ SinuTrain.
Была разработана и апробирована следующая технология внеучеб-ной работы со студентами при их подготовке к различным олимпиадам и профессиональным конкурсам по компьютерному 3D-моделирова-нию и программированию с использованием CAD/CAM-систем:
Этап 1 — маркетинговое исследование и изучение системы профессиональных конкурсов и олимпиад на областном, региональном, всероссийском и международном уровнях, анализ и выявление направлений для конкурсной подготовки студентов.
Этап 2 — выявление преподавателей, проявляющих профессиональный интерес к внеаудиторной конкурсной подготовке студентов, повышение их психолого-педагогической квалификации и профильных компетенций, разработка календарно-тематических планов внеаудиторной работы преподавателей со студентами, разработка и создание необходимого методического обеспечения.
Этап 3 — выявление студентов, проявляющих интерес к олимпиа-
дам и профессиональным конкурсам, диагностика и исследование их личностной деятельностной направленности и интересов, создание системы мотивации студентов к участию в конкурсной деятельности (посещение различного уровня выставок, конференций, форумов, конкурсов) по компьютерному 3Б-модели-рованию и программированию с использованием CAD/CAM-систем.
Этап 4 — проведение внеаудиторных занятий и консультаций с применением современного программного и методического обеспечения, проведение «внутренних» профессиональных конкурсов и олимпиад на имеющихся в открытом доступе материалах международных, всероссийских и региональных конкурсов, анализ и разбор результатов.
Этап 5 — взаимодействие с организаторами профессиональных конкурсов и олимпиад, приобретение необходимого программного обеспечения, обмен опытом.
Этап 6 — участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах с обязательной информационной и психологической поддержкой участников.
В качестве технологий обучения при подготовке студентов к профессиональным конкурсам и олимпиадам использовались элементы за-дачного подхода и элементы технологии Flipped Classroom («переверр нутое обучение» [25]). Формирование практических навыков автоматизированного проектирования в CAD/ CAM-системах осуществлялось на основе выложенных в свободном доступе заданий по компьютерному 3Б-моделированию и программирор ванию [21].
73
Настойчивая работа студентов и преподавателей в течение 2013— 2016 гг. в рамках научного кружка «ИнфоТехМаш — информационные технологии в машиностроении» дала следующие результаты:
Международный конкурс научного представления «Наукоград». 1-е место в номинации «Лучший практический подход». Октябрь 2014 г. Место проведения — Казань;
Национальный чемпионат УрФО «WorldSkills Russia — 2015». II-е мее1 сто в компетенции «Специалист САПР(САБ) // Инженерный дизайн САБ(САПР)». Апрель 2015 г. Место проведения — Екатеринбург;
Национальный чемпионат "World skills Hi-tech". II-е место в компетенции «Управление жизненным циклом». Ноябрь 2015 г. Место проведения — Екатеринбург;
Всероссийская олимпиада «Геометрическое моделирование», III-е место в 2015 г., II-е место в 2016 г. Место проведения — Екатеринбург;
Всероссийский отборочный меж-1. вузовский чемпионат «Молодые профессионалы» (Worldskills. Russia). Компетенция — Инженерный дизайн CAD (САПР), IV-е место. Март 2016 г. Место проведения — Москва.
Принимая участие в перечисленных конкурсах, студенты продемонстрировали то, что способны использовать современные САПР для разработки конструкторской технологической документации, создавать компьютерные модели изделий и технологических процессов машиностроительного производства, использовать САПР для разработки управляющих программ механической обработки изделий машиностроения. Другими словами, они подтвердили
сформированность заданных ФГОС [24] САПР-ориентированных профессиональных и профессионально-специальных компетенций на очень высоком уровне. Изложенная выше технология внеучебной работы со студентами при их подготовке к различным олимпиадам и профессиональным конкурсам по компьютерному 3D-моделированию и программир рованию с использованием CAD/ CAM-систем оказалась достаточно эффективной.
Участие студентов научного кружка «ИнфоТехМаш — информационные технологии в машиностроении» в региональных и национальных профессиональных конкурсах и олимпиадах по компьютерному 3Б-моделированию и программирор ванию станков с ЧПУ существенно изменило отношение студентов к выбранной ими профессии, раскрыло ее перспективность и востребованность, способствовало повышению интереса к сопутствующим учебным дисциплинам, повысило их самооценку и уважение окружающих.
Таким образом, гипотеза исследования, сформулированная в начале статьи, подтвердилась. Подготовка к профессиональным конкурсам и олимпиадам стала основой ускоренного формирования у студентов (будущих бакалавров профессионального обучения, РГППУ) САПР-ориентированных компетенций на высоком профессиональном уровне. Результаты успешного участия в профессиональных конкурсах и олимпиадах, а также успешно защищенные выпускные квалификационые работы подтверждают это.
Для студентов участие в профессиональных конкурсах — важная
форма профессионально-ориентированной когнитивной деятельности, которая способствует закреплению полученных теоретических знаний, более глубокому осознанию их важности в практической профессиональной деятельности, формированию у студента опыта принятия творческих решений в форс-мажорных обстоятельствах. Участие в профессиональных конкурсах развивает у студента навыки самопрезентации и адекватной самооценки, способствует активизации и интеграции полученных в вузе знаний и умений, позволяет лучше спрогнозировать перспективы развития выбранной профессии и скорректировать траекторию личностного и профессионального развития. При грамотной организации профессиональные конкур -сы и олимпиады можно использовать как инструмент эффективной учебной, воспитательной и профориента-ционной работы среди молодежи.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуриева, Л.К. Концепция технологических укладов [Электронный ресурс] // Инновационная экономика, 2004, № 10 (77), с. 70-75 [Электронный ресурс]. — URL: http://innov.etu.ru/innov/archive.nsf/779e63 082286adbbc325672f003bdcf2/88e5814961 4c800fc325703000360bb3 (дата обращения: 30.12.2016).
2. ТЕХНОПРОМ: IV Международный форум технологического развития [Электронный ресурс]. — URL: http:// forumtechnoprom.com/page/121 (дата обращения: 30.12.2016).
3. Абрамова, Т.В. Возможности когнитивного подхода в системах прогнозирования подготовки кадров для реального сектора экономики [Текст] / Т.В. Абрамова, Ф.А. Атабиева, Е.В. Ваганова, С.В. Горбачев, С.А. Койнов, И.В. Куприн, В.И. Сы-
рямкин, М.В. Сырямкин [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Когнитивный менеджмент — инновационная стратегия управления развитием знания в современном классическом университете (7-9 ноября 2013 г.)» // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. — 2013.
— № 2 (22). — С. 7-14. URL: http:// journals.tsu.ru/uploads/import/909/files/22 -007.pdf (дата обращения: 30.12.2016).
4. Официальный сайт газеты «Ведомости» [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.vedomosti.ru/technology/news/201 3/11/15/rogozin-rossiya-profukala-pyatyj -tehnologicheskij-uklad-i (дата обращения: 30.12.2016).
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://governme nt.ru/docs/3342/ (дата обращения: 30.12.2016).
6. Абубакирова, М.И. Компетентностная модель инновационного специалиста в трехмерной оценке работодателей, магистрантов и преподавателей современного российского технического вуза [Текст] / М.И. Абубакирова, Н.О. Вербицкая // Фундаментальные исследования. — 2014.
— № 5 (часть 4). — С. 834-839.
7. Зайцева, И.А. Разрывы в системе непрерывного образования [Текст] / И.А. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-2. — С. 1-12.
8. Бортников, В.В. Как применять проф-стандарты? [Текст] / В.В. Бортников // Упрощенная бухгалтерия № 06 (90) июнь 2016 [Электронный ресурс]. — URL: http://buhpressa.ru/svezhij-nomer/nomera-zhurnala/186-mart-2015/3003-kak-primenya t-profstandarty (дата обращения: 30.12.2016).
9. ПРОФСТАНДАРТЫ СОЮЗА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ // Союз машиностроителей России. [Сайт]. — URL: http:// soyuzmash.ru/professional-standards (дата обращения: 30.12.2016).
10. Штерензон, В.А. САПР-ориентированная подготовка бакалавров профессионального обучения [Текст] / В.А. Штерензон // Современные научные исследования и
75
76
инновации. — 2013. — № 10 (30). — С. 7-15.
11. Штерензон, В.А. Современные САПР как мультимедийные средства обучения бакалавров по инженерным направлениям подготовки [Текст] / В.А. Штерензон, А.В. Сажаев // Современные научные исследования и инновации. — 2015. — № 8-2 (52). — С. 133-139.
12. Штерензон, В.А. Мультимедийные технологии в САПР-компетентностной подготовке бакалавров профессионального обучения [Текст] / В.А. Штерензон // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: Материалы VI Международной конференции. — Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2014. — С. 152-155.
13. Матвеева, М.В. Задачи и возможности соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций // ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум» [Сайт]. — URL: http://chusteh.ru/metod/958-zadachi-i-voz mozhnosti-sorevnovanij-konkursov-oHm piad-konferenczij.html (дата обращения: 30.12.2016).
14. Майорова, С.В. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития профессиональных компетенций педагогов [Текст] / С.В. Майорова [Электронный ресурс]. — URL: http://meto dbank.cpi-kiz.ru/DswMedia/mayorovasv.pdf (дата обращения: 30.12.2016).
15. Воронина, М.В. Конкурс педагогического мастерства как инновационная форма подготовки будущих учителей [Текст] / М.В. Воронина // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015.
— T. 7. — № 2. — С. 173-176.
16. Ерисов, А.Ф. Роль конкурса в повышении профессионального мастерства [Электронный ресурс]. — URL: http://elib.osu.ru/ bitstream/123456789/482/1/3275-3277.pdf (дата обращения: 30.12.2016).
17. Гарькин, И.Н. Конкурсы профессионального мастерства: профориентационная работа среди молодежи [Текст] / И.Н. Гарькин, И.А. Гарькина // Молодой ученый.
— 2014. — № 18. — С. 535-538.
18. Курицына, С.И. Конкурсы профессионально мастерства как средство повыше-
ния педагогической компетентности участников (размышления организатора) [Текст] / С.И. Курицына // Образовательная панорама. Ярославская область: пространство образовательных возможностей. — 2014. — № 1. — С. 74-80.
19. Привалова, ГЛ. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Г.А. Привалова. — Екатеринбург, 2011. — 26 с.
20. Семакова, В.В. Конкурс профессионального мастерства как условие совершенствования квалификации мастеров производственного обучения [Текст] / В.В. Семакова, Г.А. Петрова // Казанский педагогический журнал. — 2010. — № 5-6. — С. 91-97.
21. Официальный сайт WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. — URL: http://worl dskills.ru/ (дата обращения: 30.12.2016).
22. Некоммерческая организация SkillsCenter [Сайт]. — URL: http://skillscenter.ru/world skills (дата обращения: 30.12.2016).
23. Каравайчиков, Н.И. Возможности социальных сетей для организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н.И. Каравайчиков, И.Е. Клюев, Д.С. Фир-сов // Актуальные вопросы экономики и управления в социальной сфере: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов, 5 декабря 2014 г., г. Ал-маты [Текст] / Под ред. Е.И. Чучкаловой; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. — С. 585-588.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавриат), направление подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям). — Министерство образования и науки РФ [Сайт]. — URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%B E%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5% D0%BD%D1%82%D1%8B/1912 (дата обращения: 30.12.2016).
25. Логинова, А.В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» [Текст] / А.В.Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1114-1117.
REFERENCES
1. Abramova T.V., Atabieva F.A., Vaganova E.V., Gorbachev C.V., Koinov C.A., Kup-rin I.V., Syriamkin V.I., Syriamkin M.V., "Vozmozhnosti kognitivnogo podhoda v sistemah prognozirovanija podgotovki kadrov dlja realnogo sektora jekonomiki", in: Proceedings of the International Conference «Kognitivnyi menedzhment — innovat-sionnaya strategia upravlenia razvitiem znania v sovremennom klassicheskom uni-vesitete (7-9 November 2013 goda), Tomsk,
2013, № 2 (22), pp. 7-14, available at: http://journals.tsu.ru/uploads/import/909/ files/22-007.pdf (accessed: 30.12.2016). (in Russian)
2. Abubakirova M.I., Verbitskaia N.O., Kom-petentnostnaja model innovacionnogo spe-cialista v trehmernoj ocenke rabotodatelej, magistrantov i prepodavatelej sovremennogo rossijskogo tehnicheskogo vuza, Fundamen-talnye issledovania, 2014, No. 5 (part 4), pp. 834-839. (in Russian)
3. Bortnikov V. V., Kak primenjat profstandarty, Uproschennaya bukhgalteria, 2016, No. 06 (90), available at: http://buhpressa.ru/svezhi j-nomer/nomera-zhurnala/186-mart-2015/3 003-kak-primenyat-profstandarty (accessed: 30.12.2016). (in Russian)
4. Erisov A.F., Rol konkursa vpovysheniipro-fessionalnogo masterstva, Available at: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/482 /1/3275-3277.pdf (accessed: 30.12.2016).
5. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovanija (bakalavri-at), napravlenie podgotovki 051000 Profes-sionalnoe obuchenie (po otrasljam), Minis-terstvo obrazovanija i nauki Rossiiskoi Fed-eracii, Oficialnyj sajt, available at: http://xn--80abucj iibhv9a.xn--p1 ai/%D0 %B4 %D0% BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5 %D0%BD%D1%82%D1%8B/1912 (accessed: 30.12.2016).
6. Garkin I.N., Garkina I.A., Konkursy profes-sionalnogo masterstva: proforientacionnaja rabota sredi molodezhi, Molodoi uchenyi,
2014, No.18, pp. 535-538. (in Russian)
7. Gurieva L.K., Koncepcija tehnologicheskih uk-ladov, Innovatsionnaya Economika, 2004, No. 10 (77), pp. 70-75, Available at: http://innov.etu. ru/innov/archive.nsf/779e63082286adbbc32567
2f003bdcf2/88e58149614c800fc325703000360 bb3 (accessed: 30.12.2016). (in Russian)
8. Karavaichikov N.I., Klyuev I.E., Firsov D.S., "Vozmozhnosti socialnyh setej dlja or-ganizacii samostojatelnoj raboty studentov", in: Proceedings of the International Conference "Akualnye voprosy ekonomiki I up-ravlenia v sotsialnoi sfere", Almaty, 2014, pp. 585-588. (in Russian)
9. Kuritsina S.I., Konkursy professionalno masterstva kak sredstvo povyshenija peda-gogicheskoj kompetentnosti uchastnikov (razmyshlenija organizatora), Obrazovatel-naya panorama. Yaroslavskaya oblast: pros-tanstvo obrazovatelnyh vozmozhnostei,
2014, No. 1, pp. 74-80. (in Russian)
10. Loginova A.V., Osobennosti ispolzovanija i principy funkcionirovanija pedagogicheskoj modeli "perevernutyj klass", Molodoi uchenyi,
2015, No. 9 (89), pp. 1114-1117. (in Russian).
11. Maiorova S.V., Konkursy professionalnogo masterstva kak sredstvo razvitiya professu-onalnyh kompetentsii pedagogov, available at: http://metodbank.cpi-kiz.ru/DswMedia/ mayorovasv.pdf (accessed: 30.12.2016).
12. Matveeva M.V., Zadachi I vozmozhnosti sor-evnovanii, konkursov, olimpiadm konferent-sii, available at: http://chusteh.ru/metod/958-zadachi-i-vozmozhnosti-sorevnovanij-konkursov-olimpiad-konferenczij.html (accessed: 30.12.2016).
13. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj program-my Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody", available at: http://government.ru/docs/3342/ (accessed: 30.12.2016). (in Russian)
14. Oficialnyj sajt gazety "Vedomosti", available at: http://www.vedomosti.ru/technolo-gy/news/2013/11/15/rogozin-rossiya-profu-kala-pyatyj-tehnologicheskij-uklad-i (accessed: 30.12.2016). (in Russian)
15. Oficialnyj sajt nekommercheskoj organizacii SkillsCenter, available at: http://skillscenter. ru/worldskills (accessed: 30.12.2016).
16. Oficialnyj sajt WorldSkills Russia, Available at: http://worldskills.ru/ (accessed: 30.12.2016).
17. Profstandarty soyuza mashinostroiteley, available at: http://soyuzmash.ru/professional-stan-dards (accessed: 30.12.2016). (in Russian)
18. Privalova G.A., Konkurs professionalnogo masterstva kak sredstvo razvitiya tvorchesk-
77
ogo potentsiala pedagoga, Phd dissertation (Pedagogy), Ekaterinburg, 2011, 26 p. (in Russian)
19. Semakova V.V., Petrova G.A., Konkurs pro-fessionalnogo masterstva kak uslovie sover-shenstvovsnia kvalifikatsii masterov proiz-vodstvennogo obuchenia, Kazanskii peda-gogicheskii zhurnal, 2010, No. 5-6, pp. 9197. (in Russian)
20. Shterenzon V.A., SAPR-orientirovannaja podgotovka bakalavrov professionalnogo obuchenija, Sovremennye nauchnye issledo-vania i inivatsii, 2013, No. 10 (30), pp. 7-15. (in Russian)
21. Shterezon V.A., "Multimedijnye tehnologii v SAPR-kompetentnostnoj podgotovke bakalav-rov professionalnogo obuchenija", in: Proceedings of the International Conference "Tekhnicheskie universitety: integratsia s evro-peiskimi I mirovymi sistemami obrazovania", Izhevsk, 2014, pp. 152-155. (in Russian)
22. Shterezon V.A., Sazhaev A.V., Sovremennye SAPR kak multimedijnye sredstva obuchenija bakalavrov po inzhenernym naprav-lenijam podgotovki, Sovremennye nauchnye issledovania i inivatsii, 2015, No. 8-2 (52), pp.133-139. (in Russian)
23. TECHNOPROM, IV Mezhdunarodnyj forum tehnologicheskogo razvitija, available at: http://forumtechnoprom.com/page/121 (accessed: 30.12.2016). (in Russian)
24. Voronina M.V., Konkurs pedagogicheskogo masterstva kak innovacionnaja forma pod-gotovki budushhih uchitelej, Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl, 2015, vol. 7, No. 2, pp. 173-176. (in Russian)
25. Zaitseva I.A., Razryvy v sisteme nepre-ryvnogo obrazovanija, Sovremennye roblemy nauki i obrazovania, 2015, No. 1-2, pp. 1-12. (in Russian)
Штерензон Вера Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, кафедра «Технология машиностроения, сертификация и методика профессионального обучения», Институт инженерно-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, кафедра математики и информатики, Уральский институт ГПС МЧС России, [email protected] Shterenzon V.A., PhD in Engineering, Associate Professor, Technology of Mechanical Engineering, Certification and Vocational Training Department, Institute of Engineering and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Mathematics and Computer Science Department, UISFS of EMERCOM of Russia, [email protected]
78