Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутко Галина Анатольевна, Киселева Наталья Юрьевна, Шашкина Гульнара Рустэмовна

В статье рассматриваются технологии изучения педагогических профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению специального (дефектологического) образования, по результатам проведения Всероссийской Олимпиады «Я - профессионал», отношение студентов к проблемам специального и инклюзивного образования, а также анализ содержания рабочих программ по формированию у них профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутко Галина Анатольевна, Киселева Наталья Юрьевна, Шашкина Гульнара Рустэмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS: RESULTS OF THE PEDAGOGICAL OLYMPIAD

The article discusses the technologies for studying the pedagogical professional competencies of students studying in the direction of special (defectological) education, based on the results of the All-Russian Olympiad "I am a professional", the attitude of students to the problems of special and inclusive education, as well as an analysis of the content of work programs to form their professional competencies.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ»

При этом следует учесть такие педагогические условия: определение нравственного содержания фильмов и фольклора и знакомство с ними ребенка; раскрытие нравственного смысла поведения персонажей; обыгрывание ребенком ролей персонажей.

На практике воспитания ценностного отношения к традициям своего народа и формирования представлений о нравственных качествах у детей дошкольного возраста можно использовать образы, представленные в фэнтези-фильмах в сравнении с персонажами самобытного фольклора русского и якутского народа.

Выводы. Таким образом, в зарубежных франшизах представлены персонажи среднего и нижнего миров. А в русском и якутском фольклоре мир представляет собой три яруса, обитателями которых выступают множество существ, имеющие свою сущность и обладающие разными качествами.

Данные образы можно сопоставить с образами известных зарубежных фэнтези-фильмов и в сравнении знакомить детей старшего дошкольного возраста с персонажами родной культуры, подчеркивая их качества, способности.

Воспитательная работа по выделенной проблеме требует определённой подготовки педагога ДОО и реализации соответствующих педагогический условий.

Педагогическими условиями воспитания ценностного отношения ценностного отношения к традициям своего народа у детей старшего дошкольного возраста в аспекте зарубежных бестселлеров являются:

- совместный просмотр эпизодов с нравственными поступками героев фильма;

- обсуждение действий и поступков героев, их качеств;

- сопоставление героев фильма с персонажами фольклора своего народа и их качеств;

- организация предметно-развивающей среды с необходимыми атрибутами по содержанию образа жизнедеятельности персонажей;

- обыгрывание ролей по образам персонажей.

Литература:

1. Портнягин, И.С. Этнопедагогика «кут-сюр» / И.С. Портнягин. - М.: Академия, 1998. - 184 с.

2. Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка. - Т. 1. - Л.: Академия наук СССР, 1959. - 1279 с.

3. Трошин, П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи / П.Л. Трошин // Молодой ученый. - 2016. -№ 8 (112). - С. 884-887.

4. https://inplanet.net/rasy-sredizemya

5. https:// mifolog.com/baba-jaga/

6. https://ru.wikipedia.org/кикимора

7. https://ru.wikipedia.org/ леший

8. https://sci-book.com/etika/nravstvennyie-otnosheniya-nravstvennaya-79620.html

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Бутко Галина Анатольевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Киселева Наталья Юрьевна Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Шашкина Гульнара Рустэмовна Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Аннотация. В статье рассматриваются технологии изучения педагогических профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению специального (дефектологического) образования, по результатам проведения Всероссийской Олимпиады «Я - профессионал», отношение студентов к проблемам специального и инклюзивного образования, а также анализ содержания рабочих программ по формированию у них профессиональных компетенций.

Ключевые слова: педагогические компетенции, педагогическая олимпиада, инклюзивное образование, специальное (дефектологическое) образование.

Annоtation. The article discusses the technologies for studying the pedagogical professional competencies of students studying in the direction of special (defectological) education, based on the results of the All-Russian Olympiad "I am a professional", the attitude of students to the problems of special and inclusive education, as well as an analysis of the content of work programs to form their professional competencies.

Keywords: pedagogical competencies, pedagogical Olympiad, inclusive education, special (defectological) education.

Введение. Студенческие олимпиадные состязания являются одной из продуктивных форм взаимодействия высших учебных заведений, индикатором для выявления компетенций и творческого потенциала обучающихся. Всероссийская олимпиада студентов «Я - профессионал» относится к головным проектам президентской платформы «Россия - страна возможностей» и осуществляется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Олимпиада «Я - профессионал» охватывает 72 направления профессиональной подготовки высших учебных заведений. Она направлена на выявление одаренных, мотивированных студентов, позволяет получить новые образовательные навыки, стимулирует продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре, предоставляет возможность начать карьеру в престижной организации.

В 2020-2021 учебном году на портале этого масштабного практико-ориентированного состязания было зарегистрировано 576 012 участников. Из них по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» прошли регистрацию 4803 студента из 466 высших учебных заведений 10 федеральных округов Российской Федерации [https://yandex.ru/profi/]. В отборочном этапе приняли участие 1248 студентов.

Одной из первостепенных задач высшего образования является подготовка специальных педагогов для работы с детьми с нейропсихологическими и лингвокультурными особенностями. Политика государства в области непрерывного инклюзивного образования отражается в работах Г.А. Бутко [2], И.В. Евтушенко и И.Ю. Левченко [3], Е.А. Екжановой и Е.М. Резниковой [4] и других. Проблема изучения и анализа владения профессиональными компетенциями будущих

специальных педагогов описана в исследованиях Н.Ю. Киселевой, К.Д. Медведевой, В.А. Цыганковой, А.Ю. Герасимовой, Е.М. Глиоза [5], Е.Т. Логиновой [6], Н.Н. Малофеева [7], О.Г. Приходько [8], Г.Р. Шашкиной [9].

Изложение основного материала статьи. В связи с увеличением количества детей с множественными нарушениями развития, расширения инклюзивных и интегративных тенденций в образовании представляется целесообразным изучение успешности формирования умений и навыков студентов педагогических высших учебных заведений. В целях изучения сформированности профессиональных педагогических компетенций обучающихся мы провели анализ выполнения заданий 1248 студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. Педагогическая олимпиада состояла из трех этапов: отборочный этап, полуфинал и финал. На каждом этапе предлагались свои задания. Всего было проанализировано 1664 задания, предоставлявшихся участникам на всех этапах Олимпиады.

Было доказано, что в процессе обучения в вузе студенты овладевают навыками применения системного подхода для оценки структуры дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), умением анализировать психолого-педагогические особенности детей с нарушениями развития, могут определить направления комплексной помощи детям.

Отборочный этап проходил традиционно в онлайн-формате и представлял собой тестирование на платформе Яндекс [https://yandex.ru/profi/]. Тестовые задания были направлены на оценку знаний и навыков студентов в области специальной педагогики и психологии, специального образования лиц с ОВЗ, педагогических систем специального образования. 329 студентов успешно прошли отборочный этап и были приглашены на заключительный этап, состоящий из полуфинала и финала.

Полуфинал проводился в дистанционном формате и состоял в решении кейсового задания, выполняемого в течение 1 часа, с последующей загрузкой участниками ответов в личном кабинете на интернет-портале олимпиады. Кейсовых заданий было 20, и они распределялись участникам рандомно. Каждое кейсовое задание представляло собой вариант для анализа психолого-педагогического заключения по итогам обследования ребенка с ОВЗ на консультации и определения индивидуального маршрута реабилитации.

На финал Олимпиады по направлению специальное (дефектологическое) образование было приглашено 111 студентов, приняли в нем участие 87 человек. Финал включал в себя два вида заданий: самопрезентация участника и мастер-класс. Самопрезентация содержала краткое эссе на тему: «Почему я выбираю специальное дефектологическое образование?» Самопрезентация содержала представление участником заранее подготовленного практико-ориентированного задания в режиме онлайн-конференции.

Анализ распределения участников по федеральным округам России на всех этапах педагогической олимпиады представлен в таблице 1.

Таблица 1

Распределение участников педагогической олимпиады по федеральным округам России (по убыванию)

Федеральные округа РФ Отборочный этап Полуфинал Финал

Зарегистрировалось Приняли участие Приняли участие Приняли участие

Приволжский 1167 240 76 24

Москва 930 267 69 19

Центральный 761 205 60 16

Сибирский 429 162 29 10

Уральский 426 153 26 5

Южный 364 40 7 1

Северо-Кавказский 208 19 11 2

Санкт-Петербург 184 44 18 5

Дальневосточный 180 57 19 4

Северо-Западный 154 61 14 1

Итого 4803 1248 329 87

Результаты выполнения заданий полуфинала олимпиады показали, что само описание педагогической ситуации, вопросы, поставленные к ней, критерии ее оценки оказались адекватными уровню подготовки студентов, пригодными для оценки компетенций, которые формируются у обучающихся бакалавриата по направлению специальное (дефектологическое) образование. Уровень сложности задания оптимальный, что подтверждается количеством правильных ответов участников полуфинала.

Анализ результатов финальных испытаний показал значительную разницу в уровне подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование, что отразилось на сумме баллов, полученных участниками. Задания финала предполагали проверку не только сформированных у студентов компетенций в области диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, просветительской деятельности, но и проявление индивидуальности, лидерские способности к убеждению, вовлечению во взаимодействие, оригинальность в представлении материала, творческий подход к выполнению заданий.

Самопрезентация участника оценивалась жюри на основе разработанных критериев, были также даны рекомендации по включению обязательных полей: биографические сведения, личные достижения в области специального и инклюзивного образования, краткое эссе на тему: «Почему я выбираю специальное дефектологическое образование?». В оценке мастер-класса важнейшим критерием была методическая обоснованность содержания мастер-класса, жюри ждало от участника демонстрации глубокого понимания темы мастер-класса, отражения в содержании мастер-класса современных подходов к работе с детьми с ОВЗ в рамках профессиональных компетенций. Также при оценке самопрезентации и мастер-класса учитывалось ораторское мастерство участников.

Золотую медаль Всероссийской олимпиады «Я-профессионал» завоевали два участника: студентка 4 курса РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), обучающаяся по программе «Сурдопедагогика. Начальное образование детей с нарушением слуха» и студентка 4 курса факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е. Евсевьева (Республика Мордовия, Приволжский федеральный округ). Обе золотые медалистки показали высокий уровень подготовки, блестяще продемонстрировали сформированные компетенции по направлению специальное (дефектологическое) образование.

Серебряную медаль завоевала студентка 1 курса Московского городского педагогического университета, обучающаяся по программе «Дошкольная дефектология». Бронзовую медаль завоевали два участника.

Победителями стали 30 участников финала, призерами - 52 участника. Это студенты вузов Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Севастополя, представители Ярославской, Свердловской, Тамбовской, Брянской, Тюменской, Псковской, Тульской, Рязанской, Курской, Омской, Пензенской, Нижегородской областей, Алтайского, Красноярского и Хабаровского края, Республик Мордовия, Марий Эл, Дагестан, Татарстан.

Результаты проведенного исследования показывают, что студенты - бакалавры, обучающиеся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в процессе изучения базовых и вариативных дисциплин показывают хороший уровень планирования содержания образования с учетом особых образовательных потребностей и особенностей обучающихся (ПК-1.1). При анализе педагогических ситуаций они демонстрируют умение изучать интересы, склонности, способности обучающихся, проводить оценку личностных особенностей с использованием современных контрольно-оценочных материалов (ПК-1.3).

В соответствии с требованиями Государственного Федерального Образовательного Стандарта, для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций, для систематизации теоретических знаний студентов, профессора и доценты Московского городского педагогического университета разработали рабочие программы, обеспечивающие междисциплинарные связи в соответствии с учебной программой бакалавриата. (К.А. Баранников, С.Н. Вачкова, М.Ю. Демидова, И.М. Реморенко, О.А. Решетникова [1] и другие [10, 11]).

Вариативный блок профилей «Логопедия», «Дошкольная дефектология», «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика и сурдопедагогика» включает около 20 дисциплин, многие из которых касаются диагностики и коррекции лиц с ОВЗ.

В целом, технологии диагностики, пропедевтики и коррекции речевых нарушений обучающихся базируется на традициях отечественной дефектологии, при этом проводятся параллели с зарубежными методиками. Освоение студентами педагогических компетенций обучения лиц с ОВЗ в специальных и инклюзивных условиях образования формирует навыки толерантного и конструктивного взаимодействия с различными социальными группами.

Выводы. Своевременный мониторинг и анализ сформированности профессиональных компетенций обучающихся вуза с учетом курса и формы обучения является инструментом для улучшения качества подготовки будущих специалистов. Всероссийская педагогическая олимпиада «Я - профессионал» показала высокий уровень подготовки студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование. В процессе обучения в вузе студенты овладевают навыками применения системного комплексного подхода для оценки структуры дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья, владеют умением анализировать психолого-педагогические особенности детей с нарушениями развития, а также могут определить направления комплексной помощи детям и разработать индивидуальный образовательный маршрут.

Литература:

1. Баранников К.А., Вачкова С.Н., Демидова М.Ю., Реморенко И.М., Решетникова О.А. О регулировании содержания образования на современном этапе обновления системы образования в российской Федерации // Вестник образования. -2016. - № 14. - С. 69-80.

2. Бутко Г.А.Возможности использования компетентностного подхода в профессиональном росте педагога // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2018. - № 3-2. -С. 41-45.

3. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 2. - С. 211-220.

4. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Модель педагогического сопровождения педагогом-тьютором детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения // Специальное образование. - 2018. - № 4 (52). - С. 21-40.

5. Киселева Н.Ю. Медведева К.Д., Цыганкова В.А., Герасимова А.Ю., Глиоза Е.М. Из опыта развития профессиональных компетенций у будущих специальных педагогов. // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - 2019. - С. 253-255.

6. Логинова Е.Т. Современные проблемы подготовки специалистов в области специального образования // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 1 (28). - С. 12-19.

7. Малофеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2018. - № 190. - С. 8-15.

8. Приходько О.Г. Подготовка кадров для системы ранней комплексной помощи детям с ОВЗ // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд II Всероссийский съезд дефектологов. - 2018. - С. 48-53.

9. Шашкина Г.Р. Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до в образовательной организации. В сборнике: Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник статей по материалам круглого стола. Сост.: И.Ю. Левченко, А.С. Павлова, М.В. Шешукова. - 2016. -С. 181-188.

10. Butko G., Shashkina G., Drozdova N. Formation of the competencies of future teacher-speech therapists in the field of intercultural communication // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. - Moscow, 2021. - С. 1015.

11. Kiseleva N., Serebryakova N., Shashkina G., Skivitskaya M. Professional training of future speech therapists for work in the inclusive educational environment of a city. // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. - Moscow, 2021. - С. 4004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.