Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции специалистов МЧС России в сфере взаимодействия со средствами массовой информации'

Профессиональные компетенции специалистов МЧС России в сфере взаимодействия со средствами массовой информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ / EMERCOM OF RUSSIA' STAFF TRAINING / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / INTERACTION WITH MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перлина И.В., Винокурова Н.Г., Церфус Д.Н.

Рассмотрены особенности формирования профессиональных компетенций специалистов МЧС России для организации работы со средствами массовой информации, проанализированы методы обучения специалистов в сфере работы со средствами массовой информации в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перлина И.В., Винокурова Н.Г., Церфус Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCES OF SPECIALISTS OF EMERCOM OF RUSSIA IN THE INTERACTION SPHERE WITH MASS MEDIA

In the paper the aspects of formation of professional competences of specialists of EMERCOM of Russia in the interaction sphere with mass media, methods of training of experts in the interaction sphere with mass media in Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia are analyzed.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции специалистов МЧС России в сфере взаимодействия со средствами массовой информации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

И. В. Перлина;

H.Г. Винокурова, доктор педагогических наук, профессор; Д.Н. Церфус, кандидат медицинских наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрены особенности формирования профессиональных компетенций специалистов МЧС России для организации работы со средствами массовой информации, проанализированы методы обучения специалистов в сфере работы со средствами массовой информации в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.

Ключевые слова: подготовка сотрудников МЧС России, взаимодействие со средствами массовой информации

PROFESSIONAL COMPETENCES OF SPECIALISTS OF EMERCOM OF RUSSIA IN THE INTERACTION SPHERE WITH MASS MEDIA

I.V. Perlina; N.G. Vinokurova; D.N. Zervos.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

In the paper the aspects of formation of professional competences of specialists of EMERCOM of Russia in the interaction sphere with mass media, methods of training of experts in the interaction sphere with mass media in Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia are analyzed.

Keywords: EMERCOM of Russia' staff training, interaction with mass media

В современных условиях перед высшей школой стоит задача не только научить определенной профессии, но и создать выпускнику возможность более широкого выбора для реализации полученных знаний, чтобы, придя на службу, молодой специалист смог бы работать не только по специальности, но обладал навыками, необходимыми при работе в других сферах деятельности МЧС России.

В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, направленных на реализацию основных положений Болонского процесса, представлены перечни общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны демонстрировать выпускники по соответствующим направлениям подготовки. Специальные компетенции в большинстве случаев каждый университет формирует самостоятельно, исходя из собственных представлений о требованиях работодателей к выпускникам вуза.

Необходимость в подготовке специалистов МЧС России для взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ) обусловлена нарастающей потребностью Министерства к формированию положительного информационного поля.

Сотрудники МЧС России должны обладать знаниями и умениями в сфере взаимодействия со СМИ: создавать и распространять информацию о деятельности Министерства, подготавливать пресс-релизы, участвовать в оперативных интервью.

Во исполнение поручений, данных на селекторном совещании начальникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования

МЧС России в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России с 1 сентября 2012 г., введена новая дисциплина «Организация работы со СМИ».

Учебная дисциплина «Организация работы со СМИ» относится к факультативным дисциплинам. Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Требования к результатам освоения основных образовательных программ по направлениям 230401.65 «Прикладная математика», 280104.65 «Пожарная безопасность» («Пожаротушение», «Государственный пожарный надзор») [1].

Для организации учебного процесса по дисциплине «Организация работы со СМИ» были разработаны:

- учебные планы;

- рабочие программы учебных дисциплин;

- учебно-методические пособия.

Во время учебных занятий слушатели получают индивидуальные задания, в том числе творческого характера.

Обучение слушателей проходит в два этапа - теоретические и практические занятия. Подготовку осуществляют преподаватели кафедры психологии риска, экстремальных и кризисных ситуаций. Учебный курс рассчитан на шесть часов теоретических занятий и 14 ч практических.

Теоретические занятия знакомят слушателей с деятельностью Управления организации информирования населения МЧС России, целями информационного обеспечения, основными задачами и функциями информационных подразделений МЧС России и др. Практические занятия проводятся в специализированном классе, где слушатели практикуют свои навыки в написании информационных сообщений, пресс-релизов, технике поведения перед камерой, проводят пресс-конференции и брифинги, дают интервью.

В результате освоения дисциплины «Организация работы со СМИ» обучающийся должен:

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях;

- грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

- вырабатывать и применять практические стратегии поведения в ходе взаимодействия со СМИ, формирующие позитивный образ МЧС России;

- реализовывать требования принципов гуманизма и социальной справедливости в работе со СМИ.

Практическая подготовка слушателей формирует информационные компетенции и решает следующие задачи:

- укрепление и углубление теоретических знаний, необходимых выпускникам вузов МЧС России для эффективной работы в сфере взаимодействия со СМИ;

- освоение навыков практической реализации теоретических знаний в вопросах организации работы со СМИ.

Система интегрированных связей между Санкт-Петербургским университетом ГПС МЧС России и территориальными органами МЧС России предполагает, что организационно-методическое взаимодействие является многокомпонентным и непрерывным, эффективность его доказана при подготовке слушателей, поэтому выпускники университета после окончания обучения овладевают не только своей основной специальностью, но и имеют навыки в сфере взаимодействия со СМИ.

Следует отметить, что выпускникам вузов МЧС России очень важно быть конкурентноспособными в условиях нестабильного состояния рынка труда. Осуществление целенаправленной и систематической аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности, предоставление слушателям самостоятельности, поощрение их инициативы, позволит получить положительную динамику формирования профессиональных компетенций слушателей.

Профессиональная деятельность при взаимодействии со СМИ предъявляет к специалисту МЧС России особые требования:

- необходимо владеть технологией контактирования с различными группами населения;

- учитывать специфику читательской и зрительской аудитории;

- владеть средствами выражения мысли, создавать собственные тексты;

- в совершенстве знать нормы современного русского литературного языка (и, желательно иностранного) и т. д.

Профессиональное общение - это особая система, обеспечивающая постоянный контроль за ходом и результатами деятельности специалиста, формулирование целей предстоящего общения, отбор источников информации (в том числе интервьюируемых), сбор информации о собеседнике, анализ собранной информации, предоставление ее читателям, слушателям, телезрителям. Общение как особый вид деятельности специалиста МЧС России осуществляется посредством аксиологического межсубъектного взаимодействия, определяющего взаимопонимание людей и их духовную общность в профессиональной деятельности.

Важно, чтобы слушатель осознал, что успех профессионального общения определяют следующие способности и качества:

- коммуникативное чутье;

- коммуникабельность и готовность к общению;

- ясное и стратегически направленное мышление;

- способность к аналитической работе;

- умение профессионально оценивать результаты коммуникативной активности;

- умение устанавливать связь между целями профессиональной деятельности и коммуникационными программами;

- владение профессиональными знаниями по проблемам, связанным с той отраслью хозяйства, о которых сообщается в интервью, беседах и пр.

Предлагаемое слушателю содержание материала по общению с учетом того, что главная особенность профессиональной деятельности специалиста в области взаимодействия со СМИ заключается в «подаче» достоверных сведений, фактов, в моделировании поведения собеседника, в стремлении быть гибким, доверительным, информационно насыщенным, свободным, диалогичным, беспристрастным, артистичным, непредвзятым профессионалом.

Управление общением предполагает анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание контактов с журналистами ради достижения определенных задач организации профессиональной деятельности и ее осуществления. С учетом этого будущий специалист в сфере взаимодействия со СМИ разрабатывает стратегию профессионального контактирования для достижения значимого результата, обосновывает алгоритм эффективной коммуникации.

Компетенция как формирование общей и профессиональной культуры специалиста представляет собой совокупность трех аспектов:

- смыслового, включающего адекватность осмысления ситуации в более общем, культурном контексте, то есть в контексте имеющихся культурных образцов понимания, отношения, оценки;

- проблемно-практического, обеспечивающего адекватность распознания ситуации, адекватную постановку и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной обстановке;

- коммуникативного, фокусирующего внимание на адекватном общении в ситуациях культурного контекста и по поводу таких ситуаций с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он компетентен в ситуациях, выходящих за пределы его профессиональной сферы. В профессиональной компетентности главная роль отводится проблемно-практическому аспекту, а в общекультурной -

смысловому и коммуникативному. В целом важны все три аспекта, так как профессиональное образование направлено на подготовку общекультурной и профессиональной компетентности во многих областях личности человека.

Под профессиональной компетентностью будущего специалиста МЧС России понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. В профессиональной компетенции условно выделяются ключевые, базовые и специальные компетентности. Ключевые - компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость, они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Европейские рамочные установки среди ключевых компетенций выделяют «освоение навыков обучения». Содержание данной компетенции определяется как способность стремиться и настойчиво продолжать учиться, организовывать собственное обучение, в том числе эффективно управляя временем и информацией как индивидуально, так и в группах. Эта компетенция включает осознание собственных процессов обучения и потребностей, выявление доступных возможностей и способность преодоления препятствий на пути к успешному обучению. Данная компетенция означает получение, обработку и ассимиляцию новых знаний и навыков. Освоение навыков обучения вовлекает обучающихся дополнять предыдущее обучение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и навыки во всем многообразии контекстов - дома, на работе, в образовании и обучении. Очевидно, что модель когнитивной компетенции должна представлять собой систему знаний, умений, навыков, отношений, направленных на понимание ситуации, оценки своих знаний и возможности их применения к данной проблеме. Под специальными компетенциями понимаются те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности. Базовые компетенции - группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.

При формировании профессиональных компетенций специалистов МЧС России в сфере взаимодействия со СМИ необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности в информационную эпоху (для выделения ключевых компетенций) и в конкретных условиях (для выделения специальных компетенций).

Профессиональная компетентность является произвольным компонентом от общекультурной компетентности любого человека. Культура личности возвышается над ее компетентностью, так как включает «Степень развития личности и ее совершенства, в том числе качества, ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования», считает Н.С. Рогов.

Как видно из определений, основополагающим компонентом компетентности выступает операционно-деятельностный аспект, выражающийся в умениях и способностях специалиста.

Согласно Е.А. Климову [2], одним из признаков, различающим профессии, является предмет труда специалиста. По предмету выделяется пять типов профессии: «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек-Образ», «Человек-Человек». Специалист МЧС России, отвечающий за взаимодействие со СМИ, в силу особенностей профессиональной деятельности и как член трудового коллектива, несомненно, называется включенным в систему типа «Человек-Человек». Климов Е.А. отмечает, что специалисту этого типа профессии свойственны:

- умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;

- умение слушать и выслушивать;

- широкий кругозор;

- речевая (коммуникативная) культура;

- наблюдательность к проявлению чувств, ума и характера человека, к его поведению;

- способность сопереживания;

- наблюдательность;

- решение нестандартных ситуаций;

- высокая степень саморегуляции.

Сформировавшееся к сегодняшнему дню понятие «универсальный специалист», ставит новые задачи в организации и содержательном наполнении образовательного процесса специалистов МЧС России. Такой специалист должен обладать требуемыми в медийной среде профессиональными знаниями и инструментальными навыками и умениями, компетенциями, которые позволят ему готовить материалы для передачи в СМИ (периодическую печать, телевидение, радио и др.).

Одной из составляющих «универсального специалиста» являются навыки и умения работать в стрессовых ситуациях, ведь ни один новостной выпуск не обходится без репортажа о каком-нибудь трагическом событии: вооруженном конфликте, стихийном бедствии, насилии, природной или техногенной катастрофе, нарушении прав граждан.

Дальнейшее исследование проблемы требует продолжения работы, связанной с разработкой методических основ построения учебных курсов, ориентированных на подготовку специалистов МЧС России в сфере взаимодействия со СМИ, соответствующих требованиям образовательного стандарта.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Прикладная математика», «Пожарная безопасность» («Пожаротушение», «Государственный пожарный надзор») (утв. Приказом Минобрнауки Рос. Федерации от 17 янв. 2011 г. № 39). Доступ из федер. портала «Российское образование».

2. Климов Е.А. Подготовка профессионала. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.