Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ БИБЛИОТЕК, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ БИБЛИОТЕК, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФИЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пекшева М.А.

Проведен анализ профессиональных компетенций информационных специалистов отечественных библиотек, функционирующих в исследовательской среде. В основе исследования - анкетирование по актуальности отдельных групп профессиональных компетенций: фоновые знания и навыки, знания и навыки в области научных коммуникаций, «мягкие» навыки. В целевую группу опроса вошли сотрудники библиотек, осуществляющие информационно-аналитическое сопровождение фундаментальных научных исследований РАН. Выявлено, что подавляющее большинство респондентов признают актуальность и востребованность в библиотечной практике включенных в опрос компетенций. На основе ответов респондентов компетенции разделены на две ключевые категории: универсальные и специализированные. Более 60 % групп компетенций в разделах «фоновые знания и навыки» и «знания и навыки в области научных коммуникаций» отнесено большинством респондентов в категорию специализированных. Практически все «мягкие» навыки отнесены большинством респондентов в категорию «универсальные». Группы компетенций, отнесенные в категорию «универсальные», могут быть положены в основу разработки общей модели компетенций для сотрудников научных библиотек, работающих в исследовательской среде. Группы компетенций, отнесенные в категорию «специализированные», - важны для разработки вариативных моделей компетенций по отдельным функциональным ролям сотрудников, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF LIBRARY STAFF ENGAGED IN INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF RESEARCHES

The analysis of professional competencies of information specialists in domestic libraries operating in the research environment is carried out. The research is based on a questionnaire on the relevance of certain groups of professional competencies: background knowledge and skills, knowledge and skills in the field of scholarly communication, “soft” skills. The target group of the survey included library staff engaged in information and analytical support of fundamental researches of the Russian Academy of Sciences. It is revealed that the overwhelming majority of respondents recognize the relevance of the competencies included in the survey for library practice. Based on the respondents' responses, competencies are divided into two key categories: universal and specialized. More than 60 % of the competence groups in the sections “background knowledge and skills” and “knowledge and skills in the field of scholarly communication” are classified by the majority of respondents as specialized ones. Almost all “soft” skills are classified by the majority of respondents as universal ones. Competence groups classified as “universal” can be used as the basis for the development of a general competence model for scientific library staff working in a research environment. Competence groups classified as “specialized” - are of importance for the development of variable models of competencies for individual functional roles of employees engaged in information and analytical support of scientific research.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ БИБЛИОТЕК, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

МИР БИБЛИОТЕК

Научная статья

УДК 023.5:37.018.46:001.891 https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-38-47

Профессиональные компетенции сотрудников библиотек, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований

М. А. Пекшева

Пекшева

Мария Андреевна,

Центральная научная библиотека Уральского отделения Российской академии наук, ул. Софьи Ковалевской, 22, Екатеринбург, 620137,

Россия,

младший научный сотрудник e-mail: onir@cbibl.uran.ru

GC О

GC С GC CG

38

Статья поступила в редакцию 17.09.2021 Получена после доработки 18.01.2022 Принята для публикации 18.03.2022

Аннотация. Проведен анализ профессиональных компетенций информационных специалистов отечественных библиотек, функционирующих в исследовательской среде. В основе исследования -анкетирование по актуальности отдельных групп профессиональных компетенций: фоновые знания и навыки, знания и навыки в области научных коммуникаций, «мягкие» навыки. В целевую группу опроса вошли сотрудники библиотек, осуществляющие информационно-аналитическое сопровождение фундаментальных научных исследований РАН. Выявлено, что подавляющее большинство респондентов признают актуальность и востребованность в библиотечной практике включенных в опрос компетенций. На основе ответов респондентов компетенции разделены на две ключевые категории: универсальные и специализированные. Более 60 % групп компетенций в разделах «фоновые знания и навыки» и «знания и навыки в области научных коммуникаций» отнесено большинством респондентов в категорию специализированных. Практически все «мягкие» навыки отнесены большинством респондентов в категорию «универсальные». Группы компетенций, отнесенные в категорию «универсальные», могут быть положены в основу разработки общей модели компетенций для сотрудников научных библиотек, работающих в исследовательской среде. Группы компетенций, отнесенные в категорию «специализированные», - важны для разработки вариативных моделей компетенций по отдельным функциональным ролям сотрудников, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований.

Ключевые слова: научные библиотеки, профессиональные компетенции, профиль компетенций, профессиональная подготовка, профессиональный стандарт

Для цитирования: Пекшева М. А. Профессиональные компетенции сотрудников библиотек, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований // Библиосфера. 2022. № 2. С. 38-47. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-38-47.

© М. А. Пекшева, 2022

Professional Competencies of Library Staff Engaged in Information and Analytical Support of Researches

Marya A. Peksheva

Peksheva Marya Andreevna,

Central Scientific Library of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,

Sofia Kovalevskaya str., 22, Yekaterinburg, 620137, Russia, Junior Research Worker e-mail: onir@cbibl.uran.ru

Received 17.09.2021 Revised 18.01.2022 Accepted 18.03.2022

Abstract. The analysis of professional competencies of information specialists in domestic libraries operating in the research environment is carried out. The research is based on a questionnaire on the relevance of certain groups of professional competencies: background knowledge and skills, knowledge and skills in the field of scholarly communication, "soft" skills. The target group of the survey included library staff engaged in information and analytical support of fundamental researches of the Russian Academy of Sciences. It is revealed that the overwhelming majority of respondents recognize the relevance of the competencies included in the survey for library practice. Based on the respondents' responses, competencies are divided into two key categories: universal and specialized. More than 60 % of the competence groups in the sections "background knowledge and skills" and "knowledge and skills in the field of scholarly communication" are classified by the majority of respondents as specialized ones. Almost all "soft" skills are classified by the majority of respondents as universal ones. Competence groups classified as "universal" can be used as the basis for the development of a general competence model for scientific library staff working in a research environment. Competence groups classified as "specialized" -are of importance for the development of variable models of competencies for individual functional roles of employees engaged in information and analytical support of scientific research.

Keywords: scientific libraries, professional competencies, competence profile, professional training, professional standard

Citation: Peksheva M. A. Professional Competencies of Library Staff Engaged in Information and Analytical Support of Researches. Bibliosphere. 2022. № 2. P. 38-47. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-38-47.

Введение

На протяжении более чем 10 лет информационно-библиотечное сообщество консолидирует усилия для разработки профессионального стандарта и выработки единого мнения о путях развития компетенций библиотечных специалистов. Один из первых инициативных проектов по разработке профессионального стандарта в библиотечно-информационной сфере предложен в 2011-2013 гг. сотрудниками Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Пилко, Абалакова, 2014). В 2013 г. по поручению Министерства культуры Российской Федерации начата работа над проектом профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности». Ответственным за разработку стандарта выступил Московский государственный университет культуры и искусств (Московский государственный институт культуры) (Клюев, 2018). Профессиональный стандарт не был утвержден, но проделанная работа и разработанный проект документа легли в основу многих исследований, дискуссий и авторских концепций в области развития кадрового потенциала

и профессионального образования в информационно-библиотечной сфере (Макеева, 2019; Клюев, 2019; Кузнецова, 2020; Олефир, 2016; Пилко, Дво-ровенко, 2016, 2017; Рушанин, 2018 и др.).

На Всероссийском библиотечном конгрессе Российской библиотечной ассоциации (РБА) в мае 2021 г. прошла презентация нового проекта профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Проектным офисом по разработке документа выступила Российская государственная детская библиотека. Обсуждение проекта продолжилось на одноименном круглом столе, организованном в рамках 27-й Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» (г. Судак, июнь 2021 г.) и в рамках Ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России (Москва, ноябрь 2021 г.). Доработанный по итогам профессиональных дискуссий стандарт размещен на сайте РБА1. Завершение деятельности по разработке и утверждению

1 URL: http://www.rba.ru/news/news_4534.html (дата обра-

щения: 13.01.2022).

профессионального стандарта запланировано на IV квартал 2022 г. (согласно Плану мероприятий по реализации Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года2).

К действующим нормативным документам, содержащим обобщенные квалификационные характеристики работников библиотек, относится Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии». IV. Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в библиотеках (приложение к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 № 251н). Соответствующий раздел Единого квалификационного справочника должностей (ЕКСД) и проект профессионального стандарта носят фундаментальный характер и ориентированы на все библиотеки независимо от типа и ведомственной принадлежности. Наряду с разработкой и анализом базовых документов отечественные специалисты изучают пути профессионального развития информационно-библиотечных сотрудников, ориентированные на отдельные типы библиотек или функциональные роли специалистов; рассматривают профессиональные компетенции сотрудников специальных (Парамонова, 2019) и научных библиотек (Редькина, 2019а, б); исследуют подходы к формированию отдельных групп компетенций - исследовательских, коммуникационных, цифровых и т. д. (Доронина, 2020; Езова, Кучму-рукова, 2019; Качанова, 2018; Клюев, 2017).

Значительные различия в целях, задачах, целевых группах и институциональной среде библиотек разных типов обуславливают необходимость наличия «надстроек» - концептуальных документов, перечней или моделей компетенций, учитывающих их специфику. Подобные модели или профили компетенций разрабатываются профессиональным сообществом, носят рекомендательный характер и не требуют утверждения на государственном уровне. Благодаря этому, они отличаются большой гибкостью и легко адаптируются к изменениям во внешней и профессиональной средах, а также могут обладать значительной степенью детализации. Целесообразность разработки вариативной 3 модели компетенций библиотечного специа-О листа подчеркивается в работе О. В. Макеевой 5 (2020). При этом автор отмечает, что «практика ос разработки профилей или моделей компетен-[е ций в отечественных библиотеках не закреп-5 лена» (Макеева, 2020, с. 73).

2 URL: http://static.government.ru/media/files/YguwXmX-40 j6OB3hj1k3sSZik0LdDAAHFA9.pdf (дата обращения: 13.01.2022).

Анализ работы зарубежных коллег показал, что зарубежные специалисты уделяют большое внимание разработке профилей компетенций и авторских концепций по профессиональным знаниям и навыкам библиотечных специалистов. Примерами общих зарубежных профилей компетенций выступают «Основные компетенции ALA в области библиотечного дела» (ALA's..., 2009); «Индекс компетенций для библиотечной сферы» (Gutsche (ed), 2009); «Компетенции для информационных специалистов» (Competencies., 2016). Эти документы представляют собой малую часть общего потока профилей и заявлений, созданных библиотечными ассоциациями по всему миру.

Разработано большое количество профилей компетенций, ориентированных на отдельные типы библиотек и направления деятельности информационно-библиотечного специалиста. На сайте Американской библиотечной ассоциации размещены ссылки на более чем 20 документов3, включая профили компетенций и руководства для сотрудников детских, школьных, исследовательских, музыкальных, художественных библиотек; специалистов по комплектованию, каталогизации, управлению электронными ресурсами и печатными изданиями, библиотечных менеджеров и т. д. В 2020 г. Канадской ассоциацией исследовательских библиотек опубликован документ «Компетенции для библиотекарей в Канадских исследовательских библиотеках» (DeLong et al., 2020). Активно разрабатываются вопросы профессиональных компетенций в области научных коммуникаций. В 2016 г. представлены «Профиль компетенций библиотекарей для научной коммуникации и открытого доступа» (Librarians' Competencies Profile for Scholarly Communication and Open Access) (Calarco et al., 2016) и «Профиль компетенций библиотекарей для управления исследовательскими данными» (Librarians' Competencies Profile for Research Data Management) (Schmidt, Shearer, 2016). В 2017 г. независимой профессиональной ассоциацией библиотекарей и специалистов в области академических изданий NASIG опубликован документ «Основные компетенции NASIG для библиотекарей научной коммуникации» (Wesolek et al., 2017).

Авторские исследования и концепции в области профессиональных компетенций во многом опираются на вышеперечисленные и иные профили компетенций, а также дополняются данными анализа объявлений о вакансиях, опросов и дискуссий, обзоров литературы. В качестве примеров таких исследований можно перечислить работы M. Fraser-Arnott (2017), J. Bronstein (2015),

3 URL: https://www.ala.org/educationcareers/careers/corec-omp/corecompspecial/knowledgecompetencies (дата обращения: 13.01.2022).

Y. M. Cherinet (2018), A. M. Tammaro (2019), H. M. Sandy и соавторов (2020), M. Bonn (2014).

Активный интерес зарубежных специалистов к разработке и использованию в своей работе профилей компетенций, руководств по профессиональному развитию подтверждает актуальность данного направления для развития кадрового потенциала информационно-библиотечных специалистов.

Особое значение разработка профилей компетенций имеет для научных библиотек, работающих в исследовательской среде. Специфика их деятельности позволяет утверждать, что построение эффективной системы повышения квалификации сотрудников должно опираться на комплекс компетенций, соответствующих общенаучным тенденциям, трансформациям в сфере научных коммуникаций и информационной инфраструктуре науки. ЕКДС и проект профессионального стандарта в силу своей ориентированности на все типы библиотек не включают специализированные компетенции, связанные с обслуживанием научной коммуникации. Цель исследования - анализ профессиональных компетенций информационных специалистов отечественных библиотек, функционирующих в исследовательской среде. Круг должностей специалистов, чьи профессиональные компетенции анализируются, включает (но не ограничивается ими) следующие должности работников, занятых в библиотеках согласно ЕКСД: библиотекарь (главный библиотекарь), библиограф (главный библиограф), научный сотрудник библиотеки, методист и др. Результаты исследования могут быть использованы при разработке вариативной модели компетенций библиотечного специалиста научной библиотеки, специализирующейся на информационном обслуживании исследовательских процессов и научной коммуникации. Анализ базируется на данных опроса, посвященного актуальности и востребованности отдельных групп компетенций в библиотечной практике. Опрос реализован в форме анкетирования и проведен в онлайн-формате. Анкеты разработаны на основе данных, полученных в ходе исследования публикаций зарубежных специалистов по вопросам актуальных профессиональных компетенций (Пекшева, 2020).

Исследование актуальных знаний и навыков специалистов научных библиотек

Для исследования актуальности профессиональных компетенций специалистов отечественных научных библиотек методом опроса в форме анкетирования в качестве целевой группы были выбраны сотрудники библиотек, осуществляющие информационно-аналитическое

сопровождение фундаментальных научных исследований Российской академии наук (РАН). Работа группы в полном объеме направлена на информационное сопровождение исследовательской деятельности и реализуется в системе научных коммуникаций, что соответствует цели исследования.

Приглашение к участию в опросе были направлены в центральные научные академические библиотеки (ЦНБ): Библиотеку Академии наук, Библиотеку по естественным наукам РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения РАН, Центральную научную библиотеку Уральского отделения РАН, Центральную научную библиотеку Дальневосточного отделения РАН) и библиотеки их сетей, во Всероссийский институт научной и технической информации РАН. В опросе принял участие 51 информационно-библиотечный специалист.

Анкета исследования базируется на данных Матрицы компетенций информационного специалиста4 (далее - Матрица), составленной по итогам исследования публикаций зарубежных авторов. Составление анкеты на основе материалов, разработанных для зарубежных библиотек, обусловлено высоким уровнем детализации в них специализированных компетенций в области информационно-аналитического сопровождения научных исследований. Круг компетенций Матрицы, включенных в опрос, ограничен фоновыми знаниями и навыками, знаниями и навыками в области научных коммуникаций и «мягкими» навыками. Выбор данных групп компетенций обоснован тем, что, с одной стороны, они позволяют рассмотреть базовые общие компетенции информационного специалиста научной библиотеки, с другой - оценить востребованность специфических знаний и навыков в области научных коммуникаций с акцентом на их цифровизацию. В опрос не включены компетенции в области информационно-коммуникационных технологий, «жесткие» (профессиональные) знания и навыки, управленческие компетенции. Эти группы компетенций находят отражение в проекте профессионального стандарта (или смежных профессиональных стандартах), квалификационных характеристиках должностей работников, занятых в библиотеках согласно ЕКСД, и имеют фундаментальный характер по отношению к любому типу библиотек.

Каждая из трех групп компетенций, включенных в опрос, содержит перечень знаний

4 Peksheva M. Information specialist competency matrix. URL: https://www.researchgate.net/pubHcation/344376751_Informa-tion_specialist_competency_matrix_Matrica_kompetencij_infor-macionnogo_specialista (дата обращения: 13.01.2022).

^

Ш I— О s с

LU

s

LU CL

и навыков, применимых в деятельности информационного специалиста научной библиотеки. Респонденты оценивали каждый элемент в соответствии со следующими категориями.

1. Универсальные знания и навыки - необходимы всем информационно-библиотечным специалистам, работающим в исследовательской среде.

2. Специализированные знания и навыки -необходимы группе информационно-библиотечных специалистов или отдельным специалистам, отвечающим за конкретное направление деятельности.

3. Знания и навыки, актуальные в будущем -невостребованные в работе информационно-библиотечных специалистов на сегодняшний день, однако могут быть востребованы в будущем (при развитой системе профессиональной переподготовки, техническом обеспечении и т. д.).

4. Неактуальные знания и навыки - невостребованные в работе информационно-библиотечных специалистов на сегодняшний день и не будут востребованы в ближайшем будущем.

5. Затрудняюсь ответить - не понятен смысл/ содержание указанного навыка/знания.

По итогам анализа ответов респондентов получены следующие данные. В разделе «Фоновые знания и навыки» более 50% респондентов отметили в качестве «универсальных» четыре группы компетенций:

• знание принципов организации информации и доступа к ней в библиотеке (84 %, 43 респондента);

• знание принципов конфиденциальности, сохранения информации, информационной этики (78 %, 40 респондентов);

• знание вышестоящей институциональной организации (структура, миссия, цели и задачи) (75 %, 38 респондентов);

• знание правовой базы, в рамках которой функционируют библиотеки (57 %, 29 респондентов).

К специализированным знаниям и навыкам более 50 % респондентов отнесло шесть групп компетенций, в том числе комплекс фоновых знаний и навыков в области исследовательской деятельности и научных коммуникаций. Знания и навыки, связанные с разработкой учебных программ и обучением, 27% респондентов отнесли в категорию «знания и навыки, акту-3 альные в будущем» и только 6 % отметили их О в качестве универсальных. В зарубежной про-§ фессиональной литературе эта группа знаний ос и навыков часто упоминается в качестве универ-ос сальной (Bгonstein, 2015; Fraser-Amott, 2017; Raju, 5 2017), что свидетельствует о более широком внедрении педагогической функции в деятельность зарубежных научных библиотек по сравнению 42 с отечественными.

Следующие группы знаний и навыков не могут быть в полой мере отнесены ни к универсальным, ни к специализированным, поскольку распределение ответов респондентов по каждой из категорий не превышает 50 % и колеблется от 35 до 47%:

• знание экстраинституциональной среды (региональные, национальные и международные организации, влияющие на функционирование библиотек) (39 %, 20 респондентов - универсальные, 45 %, 23 респондента - специализированные);

• знание национальной и международной социальной, информационной, экономической и культурной политики и тенденций (47%, 24 респондента - универсальные, 31 %, 16 респондентов - специализированные);

• знание тенденций в области научных коммуникаций, концепций открытого доступа и открытой науки, информационной безопасности (47 %, 24 респондента - универсальные, 35 %, 18 респондентов - специализированные);

Эти группы знаний характеризуют общую осведомленность специалиста о сфере его профессиональной деятельности и наиболее актуальных тенденциях в ней. Они формируют понимание высокой значимости профессионального развития и создания обновленного круга компетенций, востребованных в исследовательской среде в цифровом формате. При анализе не выявлено ярко выраженной дифференциации в оценке данных групп знаний в зависимости от стажа работы сотрудника, его должности или численного состава организации. Некоторые отличия наблюдаются при рассмотрении ответов респондентов в разрезе характера выполняемых работ. Например, специалисты, занимающиеся в том или ином объеме научной деятельностью, чаще оценивают группу «Знание национальной и международной социальной, информационной, экономической и культурной политики и тенденций» как универсальную. Сотрудники, выполняющие только информационно-библиотечную или иные виды работ, реже оценивают эту группу в качестве универсальной и чаще отмечают неясность ее содержательного наполнения.

В разделе «Знания и навыки в области научных коммуникаций» более 50 % респондентов отметили в качестве универсальной одну группу компетенций: «Знание законодательства Российской Федерации и мирового законодательства в области авторского права, интеллектуальной собственности и защиты данных» (53 %, 27 респондентов). Это подчеркивает признание сотрудниками библиотек важности высокой правовой культуры для эффективной практической деятельности.

К специализированным знаниям и навыкам большинство респондентов отнесли 12 групп

компетенций, в том числе знания и навыки в области издательской деятельности, управления исследовательскими данными, наукометрических и библиометрических исследований.

Несколько групп компетенций в области наукометрии не получили однозначной оценки. Практически в равной степени отнесены и к универсальным, и к специализированным следующие знания и навыки:

• знания и навыки работы с базами данных цитирования, библиометриче-скими показателями, альтметриками (45 %, 23 респондента - универсальные, 45 %, 23 респондента - специализированные);

• навык оказания консультационных и справочных услуг в области библиометрии (43 %, 22 респондента - универсальные; 45 %, 23 респондента - специализированные).

Результаты опроса демонстрируют, что значительным количеством опрошенных информационно-библиотечных специалистов сфера наукометрических исследований воспринимается как универсальная. При этом вновь не наблюдается различия в оценке данной группы компетенций среди сотрудников, выполняющих научно-исследовательскую работу и сотрудников, занимающихся только информационно-библиотечной деятельностью.

Группы знаний и навыков, связанных с созданием и администрированием репозиториев и управлением исследовательскими данными чаще других групп компетенций относят к знаниям и навыкам, актуальным в будущем (от 20 до 35%). Это, с одной стороны, показывает, что информационно-библиотечные сотрудники осознают важность освоения новых процессов и осуществления задач, основанных на цифровых решениях. С другой стороны, свидетельствует о недостаточном признании данных компетенций как актуальных на текущем уровне развития информационной инфраструктуры отечественной науки. В зарубежной печати компетенции в данных областях признаются востребованными в информационно-библиотечных учреждениях уже на сегодняшний день (Sandy et al., 2020; Schmidt, Shearer, 2016; Walek, 2018; Wesolek et al., 2017). При этом ведутся дискуссии в части определения ролей и обязанностей информационно-библиотечных специалистов в области управления исследовательскими данными. Тем не менее можно говорить о потенциальной готовности отечественных информационно-библиотечных специалистов к расширению спектра выполняемых работ и предоставляемых услуг в соответствии с тенденциями в области научных коммуникаций и цифровизации информационной инфраструктуры науки.

Практически все «мягкие» навыки отнесены большинством респондентов в категорию

«универсальные». К «специализированным мягким» навыкам более 50% респондентов отнесло «Навыки организаторской деятельности и принятия решений» (63%, 35 респондентов). Единого мнения нет по группам:

• навыки ведения переговоров, публичных выступлений, презентаций (39 %, 20 респондентов - универсальные, 43 %, 22 респондента - специализированные);

• знание иностранного языка (39 %, 20 респондентов - универсальные, 47 %, 24 респондента - специализированные).

Среди навыков, отмеченных некоторыми респондентами как «невостребованные», можно отметить «настойчивость и инициативность» (10%, 5 респондентов).

Обобщающие результаты анкетных данных представлены в таблице. Поскольку ни одна группа компетенций не отнесена большинством респондентов (50% и более) к категориям «актуальные в будущем» и «неактуальные», в итоговый перечень знаний и навыков включены все группы компетенций, представленные в анкете. Каждая группа отнесена к одной из двух категорий (универсальные и специализированные) на основе большинства ответов респондентов. Для каждой категории компетенций зеленым цветом отмечены фоновые знания и навыки; желтым - знания и навыки в области научных коммуникаций; голубым - «мягкие» навыки.

Выводы

Представленный перечень компетенций содержит специфические знания и навыки, реально или потенциально востребованные в научных библиотеках, сопровождающих исследовательские процессы и научную коммуникацию. Результаты опроса показывают, что в среднем только 4-8 % респондентов (в количественном представлении - от одного до шести опрошенных из 51) отнесли те или иные знания и навыки к категориям «неактуальные» и «затрудняюсь ответить». Подавляющее большинство (более 90%) респондентов, независимо от должности и характера выполняемой работы, признают актуальность в библиотечной практике всех включенных в опрос компетенций.

В разделах «Фоновые знания и навыки» и «Знания и навыки в области научных коммуникаций» из 31 группы компетенций более 60% (20 групп) отнесено большинством респондентов в категорию специализированных. Исходя из этого представляется актуальной дальнейшая разработка как общего профиля (модели) компетенций для сотрудников научных библиотек, функционирующих в исследовательской среде, так и отдельных документов по различным функциональным ролям. Группы знаний

ш I-О х с ш

X

ш

CL

Таблица. Перечень профессиональных компетенций сотрудников библиотек, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований

Table. Professional competencies of a specialist of a scientific library operating in a research environment

GC О

>-

GC <

GC CG

Универсальные компетенции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знание вышестоящей институциональной организации (структура, миссия, цели и задачи) Знание национальной и международной социальной, информационной, экономической и культурной политики и тенденций

Знание правовой базы, в рамках которой функционируют библиотеки

Знание принципов конфиденциальности и сохранения информации, информационной этики Знание принципов организации информации и доступа к ней в библиотеке

Знание тенденций в области научных коммуникаций, концепций открытого доступа и открытой науки, информационной безопасности

Знание национального и мирового законодательства в области авторского права, интеллектуальной собственности и защиты данных

Адаптивность и гибкость, открытость для экспериментов

Настойчивость, инициативность

Многозадачность

Аналитическое, критическое мышление Креативность, творческое мышление Развитый эмоциональный интеллект

Коммуникативные навыки, навыки эффективного устного и письменного общения Навыки командной работы и сотрудничества Навыки тайм-менеджмента (управление рабочим временем) Навык разрешения конфликтов

Знание деловой этики и навык формирования деловых отношений

Специализированные компетенции

Знание экстраинституциональной среды (региональные, национальные и международные организации, влияющие на функционирование библиотек)

Знание жизненного цикла исследований, методов и этики научно-исследовательской деятельности Навыки научно-исследовательской работы

Знание специфики конкретных предметных областей, научных дисциплин, отраслей

Знание процессов планирования, организации, проведения профессиональных программ, семинаров, конференций

Навык проектирования и разработки учебных программ, знание теории методов обучения, навыки преподавания и наставничества

Навык подготовки отчетов и написания грантовых заявок

Знание политики и требований финансирующих организаций в области открытого доступа, авторского права, управления данными и публикации данных в журналах

Знание лицензий открытого доступа и связанных с ними процессов лицензирования

Знание традиционной научной издательской системы, официальной публикации и редакционных процессов

Знание и навыки работы с полным жизненным циклом публикации

Знания и навыки работы с созданием цифровых идентификаторов (Crossref, Datacite DOI, Handle, ORCID, ISSN и т. д.)

Знание принципов работы, возможностей цифровых хранилищ (дисциплинарных и институциональных репозиториев)

Знание и навык работы с программным обеспечением для создания репозитория, его администрирования и обновления

Окончание таблицы

Специализированные компетенции

Знание существующих центров обработки данных, хранилищ и коллекций данных и механизмы обнаружения данных

Знание стандартов, планов, инструментов управления исследовательскими данными

Знания и навыки управления исследовательскими данными (очистки и проверки файлов, обнаружения,

организации, преобразования, лицензирования, цитирования, анализа, аудита и оценки данных)

Навыки описания данных и создания документации (создание метаданных с использованием стандартизированных схем и словарей, интеграция и формирование связей данных)

Навыки публикации и депозитного хранения данных (размещение в репозитории, назначение идентификаторов, анонимизация, архивирование, визуализация, безопасность данных)

Навыки информационно-пропагандистской деятельности в области управления исследовательскими данными

Знание библиометрии как исследовательской специальности и практической области работы

Знания и навыки работы с базами данных цитирования, библиометрическими показателями, альтметри-ками

Навыки сбора данных, мониторинга и анализа публикационной активности и научной продуктивности

Навык оказания консультационных и справочных услуг в области библиометрии

Навыки ведения переговоров, публичных выступлений, презентаций

Навыки организаторской деятельности и принятия решений

Знание иностранного языка

и навыков, отнесенные респондентами в категорию «универсальные», наряду с компетенциями из проекта профессионального стандарта, могут быть положены в основу разработки общего профиля компетенций сотрудников библиотек, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение фундаментальных научных исследований. Группы знаний и навыков, отнесенные в категорию «специализированные» - в основу отдельных профилей (моделей) компетенций для сотрудников, выполняющих конкретные функциональные роли (занимающих определенные должности). Разработка подобных документов предполагает пересмотр и уточнение существующей системы должностей с возможным введением наименований, содержательно отражающих новые виды деятельности сотрудников библиотек в области научных коммуникаций. «Мягкие» навыки большинством респондентов отмечаются в качестве универсальных и могут быть включены в профили компетенций как базовые. Исключение, согласно результатам опроса, составляют группы навыков, связанные с управленческой деятельностью, публичными выступлениями и знанием

иностранного языка. Целесообразно рассмотреть эти «мягкие» навыки применительно к отдельным функциональным ролям.

Представленный перечень компетенций не является исчерпывающим и не включает весь объем знаний и навыков, необходимых сотруднику библиотеки, осуществляющему информационно-аналитическое сопровождение научных исследований. Однако он позволяет составить представление о специфических знаниях и навыках, востребованных в научных библиотеках, обслуживающих исследовательские процессы и научную коммуникацию. Дальнейшая разработка и уточнение универсальных и специализированных компетенций в этой области направлена на формирование вариативных моделей компетенций специалистов научных библиотек, работающих в исследовательской среде. Формирование и постоянная актуализация подобных моделей позволит выстраивать работу библиотек в области повышения квалификации сотрудников в соответствии с текущими тенденциями в сфере научных коммуникаций и информационной инфраструктуры науки.

ш I-О X

с ш

X

ш о.

GC О

>-

GC <

GC

m

Список источников / References

Доронина И. Н. Формирование цифровых компетенций библиотечных специалистов на основе принципа фундаментальности // Культура: теория и практика. 2020. № 2 [Doronina IN (2020) Digital competences formation for library specialists based on the principle of fundamentally basis. Kul'tura: teoriya i praktika 2. (In Russ.)]. URL: https://readera.org/ formirovanie-cifrovyh-kompetencij-bibliotechnyh-specialistov-na-osnove-principa-144160088 (дата обращения = accessed 31.08.2021).

Езова С. А., Кучмурукова Е. А. Этико-коммуникатив-ная компетенция студентов: пути формирования и развития // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 3. С. 311-319 [Ezova SA and Kuchmurukova EA (2019) Ethical and communicative competence of students: ways of formation and development. Bibliotekovedenie 68(3): 311-319. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.25281/0869-608X-2019-68-3-311-319.

Качанова Е. Ю. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров библиотеч-но-информационной деятельности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 117-123 [Kachanova EYu (2018) Formation of research competences of bachelors of library and information activities. Vysshee obrazovanie v Rossii 27(7): 117-123. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-117-123.

Клюев В. К. Новый формат нормативного обеспечения подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2019. № 2. С. 75-84 [Klyuev VK (2019) New format of regulative support of BA and MA programs in library and information sciences. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 2: 75-84. (In Russ.)].

Клюев В. К. Проект Профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: общая характеристика и комментарии // Информационный бюллетень РБА. 2018. № 84. С. 16-62 [Klyuev VK (2018) Draft of Professional standard of a specialist in the field of library and information activities: general characteristics and comments. Informatsionnyi byulleten RBA 84: 16-62. (In Russ.)].

Клюев В. К. Профессиональная педагогическая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: компетентностный подход к профилизации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1. С. 142151 [Klyuev VK (2017) Professional teacher training students in "library and information activities": competence approach to profiling. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 1: 142151. (In Russ.)].

Кузнецова Т. Я. Профессиональная стандартизация библиотечно-информационной деятельности: концептуальные подходы // Вестник Московского

государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6. С. 144-150 [Kuznetsova TYa (2020) Professional standardization of library and information activity: conceptual approaches. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 6: 144-150. (In Russ.)]. DOI: https:// doi.org/:10.24412/1997-0803-2020-698-144-150.

Макеева O. В. Компетенции библиотечных специалистов в эпоху цифровой экономики // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 4. С. 84-88 [Makeeva OV

(2019) Competencies of library professionals in the digital economy epoch. Trudy GPNTB SO RAN 4: 84-88. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.20913/2618-7515-2019-4-84-88.

Макеева О. В. Новый подход к построению модели компетенций библиотечных специалистов. Труды ГПНТБ СО РАН. 2020. № 1. С. 71-77 [Makeeva OV

(2020) New approach to building a competency model for library professionals. Trudy GPNTB SO RAN 1: 71-77. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.20913/2618-7515-2020-1-71-77.

Олефир С. В. Профессиональные стандарты и профессиональное развитие библиотечного специалиста // Научные и технические библиотеки. 2016. № 11. С. 51-58 [Olefir SV (2016) Professional standards and professional growth of library specialists. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 11: 51-58. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.33186/1027-3689-2016-11-51-58.

Парамонова И. Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. 2019. № 7. С. 3-13 [Paramonova IE (2019) Competence models for special libraries' professionals: foreign experience. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki 7: 3-13. (In Russ.)].

Пекшева М. А. Актуальные компетенции информационно-библиотечных специалистов: по материалам зарубежных исследований // Культура и образование. 2020. № 3. С. 95-114 [Peksheva MA (2020) Current competencies of information and library specialists: based on the materials of foreign research. Kul'tura i obrazovanie 3: 95-114 (In Russ.)]. DOI: 10.24412/2310-1679-2020-338-95-114.

Пилко И. С., Абалакова О. В. Разработка профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 27. С. 195203 [Pilko IS and Abalakova OV (2014) Development of professional standards for the specialist of library and information activities. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 27: 195-203. (In Russ.)].

Пилко И. С., Дворовенко О. В. Библиотечная профессия в зеркале профессиональных стандартов // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 1. С. 95-101 [Pilko IS and Dvorovenko OV (2017) Library profession's reflection in the professional standards. Bibliotekovedenie

66(1): 95-101. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.25281/0869-608X-2017-66-1-95-101.

Пилко И. С., Дворовенко О. В. Педагог-библиотекарь: стандартная модель и нестандартная реальность // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 1. С. 20-26 [Pilko IS and Dvorovenko OV (2016) Teacher-librarians: standard model and non-standard reality. Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv 1: 20-26. (In Russ.)].

Редькина Н. С. Компетенции библиотечных специалистов в условиях меняющейся внешней среды // INFOLIB: Информационно-библиотечный вестник. 2019а. № 2. С. 14-17 [Red'kina NS (2019a) Competencies of library specialists in a changing external environment. INFOLIB: Informacionno-bibliotechnyj vestnik 2: 14-17. (In Russ.)].

Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. 2019б. Т. 68. № 6. С. 647-658 [Red'kina NS (2019b) Over-professional skills and professional knowledge of library specialist: demands of the time. Bibliotekovedenie 6: 647-658. (In Russ.)].

Рушанин В. Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 32-42 [Rushanin VYa (2018) Prospects for higher library education within the context of implementing professional standards in library and information activities. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 1: 32-42 (In Russ.)].

Bonn M (2014) Tooling up: scholarly communication education and training. College & Research Libraries News 75(3): 132-135.

Bronstein J (2015) An exploration of the library and information science professional skills and personal competencies: an Israeli perspective. Library & Information Science Research 37(2): 130-138.

Calarco P, Shearer K, Schmidt B and Tate D (2016) Librarians' competencies profile for scholarly communication and open access. URL: https:// www.coar-repositories.org/files/Competencies-for-ScholComm-and-OA_June-2016.pdf (accessed 31.08.2021).

DeLong K, Guistini D, Hannaford J, Lewis V, Sgrazzutti B, Taber Ph, Urbain C, Walde Ch, Waytuck B and Moris J

(2020) Competencies for librarians in Canadian research libraries. URL: https://www.carl-abrc. ca/wp-content/uploads/2020/09/Competencies-Final-EN-1-2.pdf (accessed 31.08.2021)

Cherinet YM (2018) Blended skills and future roles of librarians. Library Management 39(1/2): 93-105.

Gutsche B (ed) (2009) Competency index for the library field. WebJunction. URL: https://www.webjunction.org/ documents/webjunction/Competency_Index_for_the_ Library_Field.htm (accessed 31.08.2021).

Fraser-Arnott M (2017) Competencies for information specialists in emerging roles. Library Management 38(1): 65-76.

Raju J (2017) To teach or not to teach? The question of the academic librarian's pedagogical competencies in the digital age. South African Journal of Higher Education 31(2): 251-269.

Sandy HM, Million AJ and Hudson-Vitale C (2020) Innovating support for research: the coalescence of scholarly communication? College & Research Libraries 81(2): 193-214.

Schmidt B and Shearer K (2016) Librarians' competencies profile for research data management. URL: https:// www.coar-repositories.org/files/Competencies-for-RDM_June-2016.pd! (accessed 31.08.2021).

Tammaro AM, Matusiak KK, Sposito FA and Casarosa V (2019) Data curator's roles and responsibilities: an international perspective. Libri 69(2): 89-104.

Walek A (2018) Is data management a new «digitisation»? A change of the role of librarians in the context of changing academic libraries' tasks. IFLA WLIC 2018. URL: http://library.ifla.org/2247/1Z139-walek-en.pdf (accessed 31.08.2021).

Wesolek A, Thomas WJ, Dresselhaus A, Fielding J, Simser C, Sutton S, Boczar J, Miles R, Spratt S, Robertson W and Appleton B (2017) NASIG core competencies for scholarly communication librarians. URL: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1055&context=scholcom (accessed 31.08.2021).

(2009) ALA's core competences of librarianship. URL: http://www.ala.org/educationcareers/sites/ala.org. educationcareers/files/content/careers/corecomp/ corecompetences/finalcorecompstat09.pdf (accessed 31.08.2021).

(2016) Competencies for information professionals. URL: https://www.sla.org/about-sla/competencies/ (accessed 31.08.2021).

ш 1— О s с ш s ш

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.