УДК 023.5:004
А. А. Крулев
Новые компетенции информационных работников в условиях цифровизации каналов коммуникации
В условиях развития информационно-компьютерных технологий происходит изменение научных коммуникаций, поэтому осмысление изменений в процессах информационного взаимодействия в научном и профессиональном сообществе является одной из самых актуальных тем. Эти изменения требуют от научно-технических библиотек новых способов реализации профессиональных функций и задач. В работе определены компетенции современных информационных работников, необходимые для обеспечения эффективного информационного обслуживания, в том числе, для развития новых форм и направлений деятельности. Выделены важные компетенции в области обеспечения документного и библиографического обслуживания, проведения комплексных информационных исследований, продвижения результатов научной деятельности. Отмечается востребованность традиционных библиотечно-информационных навыков и знаний для развития системы научных коммуникаций. Делается вывод о том, что требования к профессиональным компетенциям библиотекарей и информационных работников в современных условиях не пересматриваются кардинально, а дополняются в соответствии с изменениями внешней среды.
Ключевые слова: научные коммуникации, цифровые каналы научных коммуникаций, профессиональные компетенции, наукометрия, информационное обслуживание
Andrey A. Krulev
New competencies of information workers in the digitalization of communication channels
In the context of the development of information and computer technologies, scientific communications are changing, therefore, the understanding of changes in the processes of information interaction in the scientific and professional community is one of the most relevant topics. These changes require scientific and technical libraries of new ways to implement professional functions and tasks. The purpose of this work is to determine the competencies of modern information workers necessary to provide effective information services, including the development of new forms and directions of activity. Important competencies in the field of providing documentary and bibliographic services, conducting comprehensive information research, and promoting the results of scientific activities are highlighted. There is a demand for traditional library and information skills and knowledge for the development of scientific communication systems. It is concluded that the requirements for professional competencies of librarians and information workers in modern conditions are not radically revised but are supplemented in accordance with changes in the external environment.
Keywords: scientific communications, digital channels of scientific communications, professional competencies, scientometrics, information service DOI 10.30725/2619-0303-2020-2-154-157
Филипп Хауге Абельсон, занимавший пост редактора журнала «Science», утверждал, что «без коммуникации не было бы науки» [1, с. 193]. Научные коммуникации являются главным механизмом развития науки, способствуют эффективному взаимодействию ученых, поиску новых научных решений.
Важной особенностью современного этапа развития научных коммуникаций является совершенствование инструментов их выявления, размывание границы между их формальными и неформальными видами. Поэтому необходима разработка новых подходов, обновление арсенала для их выявления.
Что касается формальных коммуникаций (научные публикации, научное цитирование и т. д.) - совершенствуются электронные библиотеки и библиографические базы данных. Неформальные коммуникации в цифровой среде (общение посредством ИКТ) выя-
вляются путем анализа релевантного текста на электронных площадках, которые также являются современными каналами научных коммуникаций.
В работе М. С. Галявиевой [2, с. 109] описана роль научных и технических библиотек в современных условиях, которая требует новых способов реализации профессиональных функций и задач библиотеки. Очевидно, что это требует формирования новых компетенций специалистов.
Эта проблема широко обсуждается в профессиональной сфере. Новые компетенции не подразумевают радикального пересмотра профессиональных компетенций библиотечно-информационного специалиста. И. Е. Парамонова в обзорной статье [3, с. 11] подчеркивает, что традиционные навыки и знания остаются фундаментом библиотечной профессии. Например, оформление служебных документов организации в
части корректировки списков использованных документов, а также присвоение классификационных индексов документов не являются новым направлением в деятельности научно-технических библиотек (НТБ), но не теряют своей актуальности.
Профессиональные компетенции библиотечно-информационных специалистов зафиксированы в нормативных документах, в частности в Федеральных образовательных стандартах высшего образования, и не противоречат современным требованиям к информационному обслуживанию, поскольку сформулированы достаточно широко: готовность к аналитико-син-тетической переработке информации; способность к информационной диагностике профессиональной области и информационному моделированию; готовность к выявлению и изучению информационных потребностей субъектов информационного рынка и др.
Говоря о профессиональных компетенциях сотрудников НТБ, следует отметить, что в разных организациях информационные подразделения имеют разные задачи и зоны ответственности. Набор компетенций сотрудников зависит от потребностей конкретной организации, поэтому составить исчерпывающий их перечень достаточно проблематично. В данной статье мы постараемся показать компетенции информационных специалистов через призму услуг, предоставляемых научно-технической библиотекой специалистам научных подразделений предприятия.
Компетенции, необходимые для подготовки и предоставления информационных услуг, являющихся результатом документного обслуживания
Документное обслуживание уже давно не ограничивается предоставлением печатных документов и не противоречит цифровизации. Данный вид обслуживания является одним из самых распространенных и, в обывательском представлении, основным направлением деятельности библиотеки. Современные каналы предоставления информации и возможность получить полный текст практически любого документа в сети Интернет самостоятельно и бесплатно ставят под сомнение ценность библиотеки как информационного посредника. Развитие пиратских ресурсов укрепляет иллюзию простоты получения информации.
Несмотря на развитие национальной подписки, вопрос беспрепятственного доступа к результатам научных исследований (даже в виде научных статей) еще не решен. При постоянном увеличении числа публикаций, наиболее востребованные и содержательные материалы по-прежнему размещаются на коммерческих площадках. Например, стоимость доступа к полному тексту статьи (в формате pdf) на сайте журнала IEEE «Transactions on Antennas and Propagation» составляет 33 доллара, что делает статью практически недоступной для отдельного исследователя.
Информационный специалист должен иметь предста вление об альтернативных легальных способах получения информации от консорциумов,
агрегаторов, библиотек. Что касается обращения к «черному» научному контенту - ресурсам на нелегальных площадках, то следует учитывать, что доступ к ним может быстро прекратиться, также существуют репу-тационные риски (прежде всего для организации).
Стремительный рост объема полнотекстовых материалов в сети не всегда ведет к упрощению выявления нужной информации, поскольку сопровождается увеличением информационного шума. Таким образом, востребованным является уверенное владение навыками информационного поиска, в том числе по выбору площадок для получения полных текстов, поскольку владение этой компетенцией способствует разгрузке специалистов, которые часто имеют лишь поверхностные представления о сетевых источниках достоверной информации и испытывают постоянную нехватку времени.
Активно обсуждаемая сегодня тема «открытой науки», т. е. предоставления беспрепятственного доступа к результатам научных исследований для всего общества, демонстрирует явные противоречия. Ломаются традиционные схемы работы издательских сервисов, которые не могут пока полностью быть заменены дотационной поддержкой или оплатой авторами публикации своей статьи. Следовательно, говорить о скором переходе научного контента в полный открытый доступ преждевременно и компетенции по поиску и предоставлению полных текстов документов сохранят свою востребованность.
Если доступ к внешним легальным площадкам научных ресурсов в ближайшее время будет существенно расширен, а к пиратским, наоборот, ограничен, то увеличится востребованность библиографических услуг. Компетенции, связанные с этим направлением работы описаны далее. Следует обозначить еще один важный участок работы сотрудников научно-технических библиотек - работа с внутренними документами организации. Обозначенные в статье 2015 г. В. В. Брежневой и Р. С. Гиляревского [4, с. 9] проблемы работы с информацией, циркулирующей внутри организации (финансовой, экономической, технологической, административной), не потеряли актуальности и сегодня. Компетенции, связанные с систематизацией документов внутреннего производства и организацией доступа к их полному тексту или описанию обозначить сложно, из-за разнообразия как информационных потребностей организаций, та к и разнообразия корпоративных информационных систем, что накладывает свой отпечаток на требования к информационным специалистам. Будущий работник НТБ должен понимать значимость и перспективность этого направления.
Компетенции, необходимые для подготовки и предоставления информационныхуслуг, являющихся результатом библиографического обслуживания
Емкое определение библиографического обслуживания, приведенное И. Г. Моргенштерном, -
А. А. Крулев
совокупность процессов доведения библиографической информации до потребителей в соответствии с их реальными и потенциальными информационными потребностями и запросами [5, с. 608], подразумевает не только наличие компетенций, позволяющих обеспечивать доведение аналитически переработанной информации до потребителя, но и перспективы (потенциальные запросы) их развития.
Сегодня развиваются электронные библиографические сервисы и базы данных - ORCID, Mendeley, ResearcherlD. Научная библиотека elibrary, помимо функций доступа к полным текстам документов, активно развивает встроенную на сайте информационно-аналитическую систему SCIENCE INDEX для авторов и научных организаций.
Умение работать с современными библиографическими базами данных, а также способность проконсультировать пользователя или оказать помощь в создании авторских профилей и их наполнении является крайне востребованным участком работ.
Цифровизация информационно-библиотечного обслуживания сказывается и на библиографической деятельности. Много вопросов вызывает использование интерактивных ссылок на документы, представляемых в библиографических списках и указателях. Одним из успешных решений в области идентификации документа в цифровую эпоху является наличие DOI. Информационный специалист должен иметь представление о порядке присвоения цифровых идентификаторов, реестре материалов и платформах, где индексируются документы с номерами DOI. Несмотря на преимущества данного вида идентификации, технология не является универсальной. Как следствие, даже общие представления о принципах работы с данной системой и ее особенностях дают информационному специалисту конкурентные преимущества и повышают его ценность как работника.
Смежными с услугами в области библиографического обслуживания являются услуги в области информационных исследований.
Компетенции, необходимые для подготовки и предоставления информационныхуслуг, являющихся результатом информационных исследований
Перечень аналитических продуктов и услуг, подготавливаемых в ходе информационных исследований, весьма обширен. Степень вовлеченности сотрудников НТБ в информационные исследования может быть различна не только для конкретной организации, но и для конкретной работы. Например, некоторые предприятия привлекают специалистов НТБ к патентным исследованиям.
Из общего числа аналитических продуктов и услуг, подготовкой которых занимаются научно-технические библиотеки, можно выделить сбор и анализ наукометрических данных.
Компетенции в данном направлении подразумевают осведомленность о главных платформах,
представляющих наукометрические данные (Web of Science, Scopus, РИНЦ), о собственно наукометрических данных, таких как импакт-фактор, индекс Хирша, сведения о количестве публикаций и цитируемости и т. д. Важность данного направления обуславливается растущими требованиями к количеству научных публикаций для получения грантовой поддержки научных исследований, а также требованиями, содержащимися в формах отчетности по результатам выполненных проектов.
Производным направлением этого является продвижение результатов деятельности ученых.
Компетенции, необходимые для подготовки и предоставления услуг по продвижению результатов научной деятельности
Качественное выполнение вышеперечисленных услуг само по себе способствует продвижению результатов научной деятельности. Следствием представления ученому или научному коллективу ценных документов является их использование при проведении исследования, а затем включение их описания в библиографические списки к новым публикациям. Научная публикация, содержащая развернутый и правильно составленный список использованных документов, имеет больше шансов попасть в поле зрение коллег, партнеров, спонсоров и т. д.
Если говорить непосредственно об услугах по продвижению, то к ним относятся рекомендации по выбору журналов, подходящих для публикации статей по тематике исследования. Несмотря на то, что ученые в большинстве случаев имеют представление о профильных журналах, мониторинг специализированных площадок (в том числе наукометрических) позволит не пропустить новые издания, включаемые на платформы, а также сделать выбор в пользу конкретного журнала в зависимости от стоящей перед автором задачи.
Востребованной услугой является индексирование на соответствующих платформах тех документов, которые не попадают туда через издателей научной литературы. Прежде всего, это материалы конференций, многие из которых не сопровождаются выпуском сборника. Включение описания тезисов докладов в библиографические базы данных (включая ORCID), библиотечные каталоги, репозитории, наукометрические платформы и т. д. является важным дополнением документального потока. Данные услуги могут быть оказаны именно информационными специалистами, поскольку ни организаторы конференций, ни участники, как правило, либо не знают о возможностях данного продвижения, либо не располагают временем для этой работы.
Прочие компетенции
Говорить о полной цифровизации научного контента пока еще рано, огромное количество документов существует только в печатном виде. Представления о технических вопросах, связанных
с оцифровкой печатных документов, включая распознавание оцифрованного текста и обработку растровых изображений, являются важными компетенциями современных информационных работников.
Большинство библиотек пока являются государственными либо входят в структуру госорганизаций, следовательно, специалисту важно понимать особенности проведения закупок для госпредприятий, в основном для обеспечения комплектования.
Помимо знаний в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, информационному специалисту необходимо быть осведомленным о порядке работы с документами ограниченного распространения (для служебного пользования, конфиденциальных и секретных), а также о нормативных актах, регулирующих возможность открытого опубликования документов.
Языком научных коммуникаций остается английский: сохраняют актуальность языковые компетенции.
Следует отметить, что информационный специалист работает в команде, а общение посредством ИКТ пока является только дополнением к личному общению. Таким образом, навыки эффективной коммуникации, делового общения, командного взаимодействия, являются особенно востребованным дополнением к профессиональным компетенциям.
Выводы: требования к профессиональным компетенциям библиотекарей и информационных работников в современных условиях не пересматриваются кардинально, а дополняются в связи с цифровизацией современных процессов информационно-библиотечного обслуживания. Традиционные виды услуг, предоставляемые в результате документного, библиографического обслуживания, а также в результате информационных исследований также принципиально не меняются, но существенно дополняются новыми формами представления. Таким образом, традиционные компетенции, связанные с выявлением информационных потребностей, формированием ресурсной базы обслуживания, аналитико-синтетической обработкой документов, владение методами информационного поиска остаются фундаментом профессии.
К новым компетенциям информационных специалистов можно отнести: ИКТ-компетенции, связанные с умением использовать прикладное программное обеспечение, и веб-технологии для решения конкретных задач и наличие представлений о профессиональных электронных ресурсах, включая: осведомленность о ресурсах, легитимно размещающих полнотекстовые документы, и навыки работы с этими ресурсами; умение работать с электронными библиографическими базами данных, в том числе способность добавлять описания документов, которые не включаются издателями; компетенции в области технической обработки печатных документов - технология оцифровки, рас-
познавания текста и т. д.; наличие представлений о документообороте предприятия, в том числе о типах внутренних документов предприятия и возможности организации доступа к ним или их описанию; коммуникативные компетенции, в числе которых навыки делового общения и работы в команде; этико-правовые компетенции, включающие представления о нормах профессиональной этики и знание основ законодательства об интеллектуальной собственности; языковые компетенции.
Перечисленные аргументы являются подтверждением того, что работа по информационному обслуживанию на базе научно-технических библиотек и информационных служб не находится в состоянии кризиса. Привлечение молодых специалистов, обладающих ключевыми компетенциями и готовностью повышать квалификацию, является перспективным направлением в развитии системы научных коммуникаций.
Список литературы
1. Lacy W. B., Bush L. Informal scientific communication in the agricultural science // Information Processing and Management. 1983. Vol. 19, № 4. P. 193-202.
2. Галявиева М. С. О новой роли научных библиотек в современной информационной среде научной коммуникации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1. С. 104-109.
3. Парамонова И. Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. 2019. № 7. С. 3-13.
4. Брежнева В. В., Гиляревский Р. С. От информационного обслуживания к информационному менеджменту // НТИ. Сер. 1. 2015. № 5. С. 7-9.
5. Справочник библиографа / под ред. Г. Ф. Гордукало-вой, Г. В. Михеевой. 4-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: Профессия, 2014. 768 с.
References
1. Lacy W. B., Bush L. Informal scientific communication in the agricultural science. Information Processing and Management. 1983. 19 (4), 193-202.
2. Galyavieva M. S. On the new role of scientific libraries in the modern information environment of scientific communication. Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2014. 1, 104-109 (in Russ.).
3. Paramonova I. E. Competence models for special libraries' professionals: foreign experience. Scientific and technical libraries. 2019. 7, 3-13. (in Russ.).
4. Brezhneva V. V., Gilyarevsky R. S. From information service to information management. Scientific and technical information. Ser. 1. 2015. 5, 7-9 (in Russ.).
5. Gordukalova G. F. (ed.), Mikheeva G. V. (ed.) Reference bibliographer. 4th ed., rev. and suppl. Saint-Petersburg: Professija, 2014.768 (in Russ.).