Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОГРАФА: НЕПРЕРЫВНОСТЬ РАЗВИТИЯ И ТОЧКИ РАЗРЫВА'

КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОГРАФА: НЕПРЕРЫВНОСТЬ РАЗВИТИЯ И ТОЧКИ РАЗРЫВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ПУБЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / БИБЛИОГРАФЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЯГКИЕ НАВЫКИ / ЖЕСТКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редькина Н. С.

Компетенции библиотекарей-библиографов - актуальный предмет обсуждения в профессиональном сообществе, в том числе в рамках деятельности международных и национальных библиотечных ассоциаций. Динамично меняющаяся внешняя среда оказывает влияние на изменения роли библиотекарей-библиографов и требований к ним: от традиционных хранителей знаний до новых - коллабораторов, партнеров по исследованиям, промоутеров и стюардов данных. Во время III Международного библиографического конгресса в 2021 г. состоялась форсайт-сессия «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», целью которой стало построение модели компетенций современного библиографа. Форсайт-сессия базировалась на системе методов экспертной оценки, модерации и фасилитации дискуссий, мозгового штурма, а также на опросе специалистов по стратегически важным компетенциям современного библиографа. Оценка результатов опроса, сформированного на базе конструктора навыков, построенного в результате анализа образовательных стандартов, учебных программ, литературы по современному развитию библиографической деятельности и компетенциям библиотекарей, осуществлялась по стандартной шкале важности Лайкерта. Степень важности компетенций рассматривалась в четырех блоках: 1) общепрофессиональные и профессиональные компетенции, 2) профильные навыки по аналитико-синтетической обработке информации, 3) иные жесткие навыки библиографа, 4) мягкие навыки. Каждый блок опроса завершен открытыми вопросами, позволяющими респондентам указать любые компетенции, которые, по их мнению, должны быть включены. Определено, что важность компетенций библиографа для библиотек разных видов отличается, в связи с этим в статье представлен сводный рейтинг компетенций библиографа, а также сравнительный анализ важности компетенций библиографа библиотек разных видов (вузовской/академической и публичной).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCIES OF A BIBLIOGRAPHER: CONTINUITY OF DEVELOPMENT AND BREAK POINTS

The competence of librarians-bibliographers is a topical subject of discussion in the professional community, as well as the framework of the activities of international and national library associations. The dynamically changing external environment is influencing the changing role and requirements of librarians-bibliographers: from traditional custodians of knowledge to new ones - collaborators, research partners, promoters and data stewards. Within the framework of the III International Bibliographic Congress in 2021, a foresight session “Bibliographer's Competences: Continuity of Development and Break Points” was held, the purpose of which was to build a model of the competencies of a modern bibliographer. The foresight session was based on the system of methods - expert assessment, moderation and facilitation of discussions, brainstorming, as well as a survey of specialists on the strategically important competencies of a modern bibliographer. The assessment of the results of the survey was formed on the basis of the skills constructor. It was built as a result of the analysis of educational standards, curricula, literature on the modern development of bibliographic activity and the competence of librarians. The assessment of the results was carried out according to the standard Likert scale of importance. The degree of competencies importance was considered in 4 blocks: 1) general professional and professional competences; 2) skills in analytical and synthetic information processing, 3) other “hard” skills of a bibliographer; 4) “soft” skills. Each block of the survey was completed with open questions, allowing respondents the indication of any competencies they think should be included. It was determined that the importance of the competencies of a bibliographer for libraries of different types is different, in this regard, the article presents the summary rating of the competencies of a bibliographer, as well as a comparative analysis of the importance of the competencies of a bibliographer working in libraries of different types (university / scientific and public).

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОГРАФА: НЕПРЕРЫВНОСТЬ РАЗВИТИЯ И ТОЧКИ РАЗРЫВА»

МИР БИБЛИОТЕК

Научная статья

УДК 01:023.5

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-59-77

Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва1

Н. С. Редькина

Редькина

Наталья

Степановна,

Государственная публичная научно-

техническая

библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200, Россия, доктор педагогических наук, заведующий научно-технологическим отделом, главный научный сотрудник

ORCID: 0000-0002-3486-9711 e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.09.2021 Получена после доработки 29.10.2021 Принята для публикации 09.11.2021

Аннотация. Компетенции библиотекарей-библиографов - актуальный предмет обсуждения в профессиональном сообществе, в том числе в рамках деятельности международных и национальных библиотечных ассоциаций. Динамично меняющаяся внешняя среда оказывает влияние на изменения роли библиотекарей-библиографов и требований к ним: от традиционных хранителей знаний до новых -коллабораторов, партнеров по исследованиям, промоутеров и стюардов данных. Во время III Международного библиографического конгресса в 2021 г. состоялась форсайт-сессия «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», целью которой стало построение модели компетенций современного библиографа. Форсайт-сессия базировалась на системе методов экспертной оценки, модерации и фасилитации дискуссий, мозгового штурма, а также на опросе специалистов по стратегически важным компетенциям современного библиографа. Оценка результатов опроса, сформированного на базе конструктора навыков, построенного в результате анализа образовательных стандартов, учебных программ, литературы по современному развитию библиографической деятельности и компетенциям библиотекарей, осуществлялась по стандартной шкале важности Лайкерта. Степень важности компетенций рассматривалась в четырех блоках: 1) общепрофессиональные и профессиональные компетенции, 2) профильные навыки по аналитико-синтетической обработке информации, 3) иные жесткие навыки библиографа, 4) мягкие навыки. Каждый блок опроса завершен открытыми вопросами, позволяющими респондентам указать любые компетенции, которые, по их мнению, должны быть включены. Определено, что важность компетенций библиографа для библиотек разных видов отличается, в связи с этим в статье представлен сводный рейтинг компетенций библиографа, а также сравнительный анализ важности компетенций библиографа библиотек разных видов (вузовской/академической и публичной).

Ключевые слова: научные библиотеки, публичные библиотеки, библиографы, профессиональные компетенции, мягкие навыки, жесткие навыки

Для цитирования: Редькина Н. С. Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва // Библиосфера. 2021. № 4. С. 59-77. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-59-77.

© Н. С. Редькина, 2021

1 Научная статья подготовлена по результатам форсайт-сессии «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», состоявшейся накануне III Международного библиографического конгресса, 27-30 апреля 2021 г.

^

Ш I-О х с ш

X

ш

CL

Competencies of a Bibliographer: Continuity of Development and Break Points Natalya S. Redkina

Redkina Natalya Stepanovna,

State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,

Voskhod str., 15, Novosibirsk, 630200, Russia,

Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Scientific and Technological Department, Chief Researcher ORCID: 0000-0002-3486-9711 e-mail: [email protected]

Received 13.09.2021 Revised 29.10.2021 Accepted 09.11.2021

Abstract. The competence of librarians-bibliographers is a topical subject of discussion in the professional community, as well as the framework of the activities of international and national library associations. The dynamically changing external environment is influencing the changing role and requirements of librarians-bibliographers: from traditional custodians of knowledge to new ones - collaborators, research partners, promoters and data stewards. Within the framework of the III International Bibliographic Congress in 2021, a foresight session "Bibliographer's Competences: Continuity of Development and Break Points" was held, the purpose of which was to build a model of the competencies of a modern bibliographer. The foresight session was based on the system of methods - expert assessment, moderation and facilitation of discussions, brainstorming, as well as a survey of specialists on the strategically important competencies of a modern bibliographer. The assessment of the results of the survey was formed on the basis of the skills constructor. It was built as a result of the analysis of educational standards, curricula, literature on the modern development of bibliographic activity and the competence of librarians. The assessment of the results was carried out according to the standard Likert scale of importance. The degree of competencies importance was considered in 4 blocks: 1) general professional and professional competences; 2) skills in analytical and synthetic information processing, 3) other "hard" skills of a bibliographer; 4) "soft" skills. Each block of the survey was completed with open questions, allowing respondents the indication of any competencies they think should be included. It was determined that the importance of the competencies of a bibliographer for libraries of different types is different, in this regard, the article presents the summary rating of the competencies of a bibliographer, as well as a comparative analysis of the importance of the competencies of a bibliographer working in libraries of different types (university / scientific and public).

Keywords: scientific libraries, public libraries, bibliographers, professional competencies, soft skills, hard skills

Citation: Redkina N. S. Competencies of a Bibliographer: Continuity of Development and Break Points. Bibliosphere. 2021. № 4. P. 59-77. https:// doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-59-77.

Библиография - удивительная область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность, основательность во всех замыслах.

Д. С. Лихачев

Актуальность

В условиях интенсивно меняющейся внешней среды библиотечные специалисты все чаще анализируют требования к личностным и профессиональным качествам сотрудников. Специалисты 3 ищут и совместно проектируют новые смыслы, § которые позволят библиотекарям успешно инте-§ грироваться в цифровую среду, обеспечивая ос ориентиры для развития библиотек как важ-2с ной социальной инфраструктуры, их устой-5 чивое развитие в интересах будущего, а также профиль библиотекаря будущего (Библиотекарь..., 2021; Компетенции., 2021). Способно-60 сти библиотекарей решать определенный класс

профессиональных задач - предмет обсуждения в профессиональном сообществе, в том числе в рамках деятельности библиотечных ассоциаций. Так, Ассоциация медицинских библиотек (Médical Library Association, MLA) предложила компетенции, которым необходимо непрерывно обучать медицинских библиотекарей (Bass et al., 2020; MLA., 2017); Ассоциация университетских и исследовательских библиотек (Association of Collège & Research Libraries, ACRL) определила профессиональные навыки, характерные для библиотек этого вида (ACRL..., 2017); Ассоциация библиотечного обслуживания молодых людей (Young Adult Library Services Association, YALSA) выделила основные компетенции, которые

помогают в разработке соответствующих программ и услуг и способствуют развитию отношений с подростками (Campos, 2020; Teen..., 2017); Ассоциация библиотечных коллекций и технических служб (Association for Library Collections and Technical Services, ALCTS) установила основные профессиональные компетенции библиотекарей, занимающихся каталогизацией и метаданными (Core., 2017) и др.

Вопросы повышения уровня компетенций (от лат. competere - соответствовать, подходить) библиотекарей-библиографов активно обсуждаются на страницах профессиональной печати, о чем свидетельствуют данные о динамике роста количества пу(микаций в международной БД Scopub с е990 по 2020 г. (рта. 1).

Существует множество подходов к определению термина «компетенция». 15 рамкпх нашей работы под компетенциями будем понимать совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных характериатик, при помощи которых достигаются желаемые результаты и ьбеспечиваетья способность осуществлять опр еделенную деятельность или выполнение постадленных задач.

Современвое направление библиотечно-информационной деятельности рассматривается с позиций компетентностнаго подхода, который представлен двумя пнляр-ными направления ми: комп етентно сть как универсальный признак личности библиа-течного специалиста и к мпетенции ка индивидуальные качества, проявляющиеся в выполнении ьм профессиональных обязанностей (Алтухова, 2017). По мере того как

300

меняются пользовательские информационные предпочтения, изменяются роли библиотекарей, требования к ним и библиотечно-информационному образованию (Галковская, 2018). Расширение спектра их компетенций связывают с изучением компетентностных моделей других профессий, которые могут быть полезны для библиотечного дела (Парамонова, 2019).

Исследования показывают, что роли библиотекарей определяются конкретным контекстом потребностей и условий работы с пользователями библиотечных услуг (№кйаге, 2020). Некоторые из них являются традиционными развивающимися ролями, такими как хранители знаний, информационные посредники, фаси-литаторы или преподаватели, другие появляются в качестве инновационных ролей, например партнеры по исследованиям, специалисты по авторским правам или специалисты по СМИ (СЬеппе!:, 2018). Зависимость роли библиотекаря от типа библиотеки раскрыта в профессиональной печати. Так, при работе с информацией местного значения! I3. ^пШасшгуапе выделяет ряд информеционных профессиональных ролей! с определенными обязанностями: информационный менеджер (управление местной информацией, развитие коллекций и др.), куратор (приобретение, развитие, организация, предварительное обслуживание и сохранение, а также демонстрация материальных и нематериальных культурных ценностей), исследователь (общение с местными экспертами, исследователями и помощь пользователям в поиске актуальной информации), поставщик услуг (подготовка и предоставление доступа к местным

250

200

150

100

50

1985

1990

1995

2000

2005

Competence

2010 Skill

2015

2020

2025

Рис. 1. Динамика количества публикаций в БД Scopus за 1990-2020 гг. по теме «Компетенции и навыки библиотекарей». Запрос: (TITLE-ABS-KEY (librarian* AND competence*) OR (librarian* AND skill*)) Fig. 1. Quantitative distribution of publications on the; topic "Competence; of librarians" in Scopus from 1990 to 2020. Request: (TITLE-ABS-KEY (librarian* AND competence) OR (librarian* AND skill*))

ш I— О s с

LU S LU CL

0

информационным ресурсам, услуги для пользователей, включая справочные услуги, руководство в выборе наиболее подходящих ресурсов), библиотекарь-краевед (предоставление доступа, размещение ресурсов и услуг по краеведению), промоутер (продвижение информационных ресурсов и слуг), педагог (участие во множестве образовательных мероприятий в целях развития понимания местного наследия и др.), ученик (изучение и углубление знаний о местной информации) (Nonthacumjane, 2021).

Компетенции, связанные с видом «научная библиотека», включают управление цифровой информацией и знаниями, высокую степень знания метаданных, цифровое курирование, доступ пользователей и исследования (Качанова, 2018; King, 2018). Проведя обзор литературы, опубликованной за 14 лет (с 2000 по 2014 г.), И. Вас-силакаки и В. Мониару-Папаконстантину определили, что библиотекари в университетских библиотеках выступают в качестве учителей, «встроенных» библиотекарей, информационных консультантов, менеджеров знаний и библиотекарей-предметников (Vassilakaki, Moniarou-Papaconstantinou, 2015). Компетенции цифровых кураторов включают технические, организационные, коммуникативные и маркетинговые навыки, а также некоторый уровень знаний в области компьютерных наук, информации и библиотечного дела (Rimanova, Melichar, 2017). Онтологии, метаданные и схемы классификации, кажется, естественным образом попадают в сферу деятельности библиотекаря в научной библиотеке. Данные и базы данных, безусловно, существуют в библиотеках в течение долгого времени, однако их поиск (в случае больших данных), моделирование, анализ и общее курирование являются относительно новым направлением в работе. Другие навыки, такие как использование инструментов визуализации, дизайн интерфейсов, языки программирования, также пока еще новы для библиотекарей. М. Кинг отмечает, что инструменты и навыки, которые менее характерны для библиотек, но чрезвычайно часто используются в исследованиях и могут быть полезны для дальнейшего обучения библиотекарей, включают: знакомство или опыт работы с редакторами XML (Oxygine/ TEI), инструменты обработки языка, лексикографию, инструменты распознавания сущностей, анализ и моделирование данных, анализ статистики, 5 (некоторое) знание инструментов программиро-q вания (Python, Java Script) (King, 2018). § Современный библиотекарь-библиограф дол-

ос жен быть аналитиком и справляться с задачами, ос требующими умений обобщать, анализировать, 5 синтезировать различного рода информацию, владеть компетенциями, связанными с современными информационно-коммуникационными тех-62 нологиями, способствующими формированию

информационных ресурсов, их сохранению и распространению (Касянчук, 2020; Маслакова, 2015; Редькина, 2019а; Spencer, Eldredge, 2018). Базовые навыки библиотекарей по поиску, сбору, организации, оценке и распространению информации оказали важное влияние на создание, развитие и управление цифровым контентом и ресурсами открытого доступа. В условиях развития открытой науки компетенции библиотекарей значительно расширяются, появляются новые задачи и требования к знаниям и навыкам библиотекарей (Costa et al., 2015; Czerniewicz, 2013; Tapfuma, Hoskins, 2019). Компетенции, включая основы количественных и качественных методов исследования, перечислены в перечне основных компетенциях библиотечного дела Американской библиотечной ассоциации (ALA). Обучение методологии исследования является важным компонентом подготовки специалистов в области информации и библиотечных работников XXI в. (Matusiak, Bright, 2020). Кроме того, навык исследовательской деятельности как профессиональная компетенция позволяет выпускнику получать необходимую информацию о состоянии чтения и деятельности библиотек в современных условиях (Качанова, 2018).

М. Эсмаилзаде, М. Бахрами, М. Р. Сулеймани в результате проведенного опроса включили в состав необходимых компетенций библиотекарей для поддержки исследовательской деятельности две основные категории: общие компетенции и специализированные компетенции (Esmailzadeh et al., 2020). Основная категория общих компетенций состоит из трех подкатегорий, включая коммуникативные навыки, профессиональную этику и базовые способности (интерес к своей профессии, владение английским языком, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, тематические знания, способность рассуждать, анализировать и критически мыслить). Определены шесть специализированных компетенций: поиск и оценка информационных ресурсов, использование исследовательского программного обеспечения, помощь в исследовании, грамотность в области интеллектуальной собственности, грамотность в области научных публикаций, наукометрия и альтметрика. Ученые пришли к выводу, что библиотекари, приобретая общие и специализированные компетенции, могут играть свою исследовательскую роль и поддерживать исследовательскую деятельность в университетах.

А. Ханом предложена структура необходимых навыков трудоустройства будущих выпускников-библиотекарей, в которой навыки сгруппированы по четырем категориям:

общие, направленные на повышение творческого потенциала и выполнение разнообразных инновационных задач (навыки управления

данными, исследования, финансового менеджмента и управления проектами);

самоуправления (критическое мышление, коммуникативные навыки, навыки управления временем, межличностных отношений, лидерские навыки, эмоциональный интеллект, когнитивный анализ);

функциональные, определяющие профессиональные и служебные требования (специфические технические навыки, организационные знания, навыки управления технологиями);

вспомогательные, которые усиливают другие способности для достижения эффективной работы (навыки планирования карьеры и развития, культурная осведомленность, навыки управления разнообразием рабочего места) (Khan, 2021).

Помимо разнообразных требований к работе, библиотекарю необходимы: интеллектуальное и эстетическое развитие (Collins, 2019); осведомленность в концепции «Разнообразие, равенство и инклюзивность» (DEI, Diversity, Equity and Inclusion) для защиты интересов пользователей и урегулирования студенческих конфликтов (La Macchia, 2021); способность понимать культурное разнообразие (культурная компетентность) (Akbar, Asmiyanto, 2021); компетенции библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности (Сокольская, 2015); другие мягкие навыки (Езова, 2020; Редькина, 2019а).

Mногие исследователи пришли к выводу о важной роли библиотекарей в работе с данными исследований, в управлении и курировании данных, работе с хранилищами данных (Редькина, 2019б; Semeler, Pinto, 2020). Члены ACRL в Соединенных Штатах Америки отреагировали на эти изменения серией разработок, направленных на обеспечение поддержки устойчивого профессионального развития библиотекарей в области управления исследовательскими данными (RDM) (Conrad et al, 2017). Ассоциация европейских исследовательских библиотек (Ligue des Bibliothèques Européennes de Recherche - Association of European Research Libraries, LIBER) указала, что «Поддержка развития навыков в RDM» является одним из аспектов стратегического приоритета № 1 ее Комитета по научной коммуникации и исследовательской инфраструктуре: обеспечение открытой науки (Strategic., 2020). Канадская ассоциация исследовательских библиотек (Canadian Association of Research Libraries, CARL) запустила инициативу Portage (https://portagenetwork.ca/) как попытку объединить знания RDM в информационную сеть канадских исследовательских библиотек.

После опроса библиотекарей, занимающихся работой с данными, было определено, что для их работы важен широкий спектр навыков и знаний, особенно «межличностные навыки» и личные характеристики, такие как коммуникативные

навыки и способность развивать отношения с исследователями (Federer, 2018). Традиционные библиотечные навыки, такие как каталогизация и создание коллекций, считались менее важными. Кластерный анализ ответов выявил два типа библиотекарей данных: специалисты общего профиля, которые, как правило, предоставляют услуги по работе с данными в различных областях, и специалисты в определенной области, которые, как правило, предоставляют более специализированные услуги в определенной области. Результаты этого исследования показывают, что библиотекари данных предоставляют своим пользователям широкий спектр услуг (различные поддержки данных услуг, включая обучение, планирование управления данными руководства, управление данными и курирование, и визуализации данных) и, следовательно, нуждаются в разнообразных навыках и опыте.

Необходимыми становятся такие навыки, как преобразование данных, манипулирование данными и анализ данных. Библиотекарь данных должен сочетать соответствующие навыки и знания для управления данными и их курирования. Библиотекарям данных необходимо понимать, как интегрировать несколько технологий обработки данных в библиотечные услуги. А. Р. Семелир и А. Л. Пинто (Semeler, Pinto, 2020) проанализировали выводы М. Кеннан (Kennan, 2016) о необходимых компетенциях библиотекарей данных (табл. 1). В библиотеках есть два типа служб данных: службы управления данными, которые сосредоточены на помощи исследователям в работе с данными (планы развития управления данными, обучение организации данных и документации, безопасное хранение исследовательских данных); и услуги по курированию данных, основанные на безопасном и долгосрочном хранении и сохранении данных. Службы исследовательских данных требуются в рамках исследовательской парадигмы, основанной на интенсивном использовании данных, и могут быть интегрированы с библиотеками.

В России рассматриваемые выше новые навыки характерны для должностных обязанностей библиографа, функции которого связаны с библиографическим и информационным обслуживанием пользователей, подготовкой разнородных ресурсов, организацией справочно-поискового аппарата библиотек и др.

Построение модели компетенций современного библиографа явилось целью форсайт-сессии «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», состоявшейся в рамках III Международного библиографического конгресса в 2021 г. (Компетенции., 2021). Основные вопросы, которые были обсуждены на мероприятии:

1. Компетенции библиографа в XXI веке: общепрофессиональные, общекультурные и профессиональные компетенции библиографа. Новые

ш I-О s с ш s

LU CL

Таблица 1. Необходимые навыки библиотекарей данных (Semeler, Pinto, 2020) Table 1. Required skills for data librarians (Semeler, Pinto, 2020)

Навыки Описание

Межличностные и поведенческие характеристики Возможности, связанные с формальным общением, например, написание технических документов и тематических исследований. Еще один момент, связанный с этим профилем, - это способность адаптироваться к новому опыту и постоянно искать обновления

Контекстные знания об институциональной среде Эта способность включает знание политики финансирования, предлагаемой агентствами, поддерживающими научные исследования. Эта способность требует понимания этических процедур в научном процессе, дисциплинарных методов исследования, методов научной коммуникации, интеллектуальной собственности, методов доступа, авторских прав, творческих ресурсов и гонораров

Использование данных Это включает понимание типов данных (количественных, качественных), шаблонов и схем метаданных (Dublin Core, Resource Description Framework), а также вопросы, связанные с уникальными идентификаторами (идентификаторы цифровых объектов) и сохранением цифровых данных

Знания о технологиях манипулирования данными Наиболее актуальные технологические знания для библиотекарей данных включают языки программирования (Python, язык структурированных запросов, Java), проектирование и структурирование баз данных, интерфейс прикладного программирования для поиска данных, ориентированный на пользователя дизайн, инструменты обработки естественного языка, Интернет вещей и Большие данные

навыки в профессиональной деятельности: контент-менеджмент, web-writing, навыки библиоме-трического/наукометрического анализа, управления исследовательскими данными и др.

2. Жесткие навыки (hard skills) библиографа, включая навыки работы с современными и знание перспективных информационных технологий (социальных, мобильных и облачных технологий, технологий больших данных, новых средств и способов аналитики), концепцию «Библиотека 4.0», технические/технологические навыки, связанные с умением работать с комплексом компьютерных, коммуникационных и оргсредств, общими и специальными программными средствами, стандартами метаданных, использованием HTML, XML и др.

3. Мягкие навыки (soft skills) библиографа, то есть умственные и межличностные компетенции: социальные, интеллектуальные и волевые (коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, эмоциональный интеллект, мышление «результатами» и «процессами» и др.). Является ли владение неспециализированными

5 надпрофессиональными («мягкими») навыками q наряду с комплексом профессиональных знаний 5 залогом повышения эффективности и востребо-ос ванности библиотек в условиях интенсивно раз-[е вивающейся внешней среды? 5 4. Популярность soft skills и hard skills среди

работодателей. Определение приоритетных навыков библиографов в библиотеках разных 64 видов.

5. Развитие навыков в вузовской и поствузовской среде. Компетентностное обучение. Возможности использования полученных в ходе сессии сведений в планах и учебных программах по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».

Форсайт-сессия проводилась по технологии RAPID FORESIGHT (быстрый форсайт), которая позволяет достигать репрезентативных результатов в более короткие сроки, чем классические технологии форсайта. Методика Rapid Foresight позволила решить следующие задачи:

- прогнозирование - формирование быстрого коллективного взгляда на вероятные варианты развития компетенций современного библиографа;

- проектирование - выбор оптимальных путей развития компетенций, в том числе инструментов их изменений;

- проецирование - формирование коллективного языка и вариантов понимания требований к личностным, профессиональным и т. п. качествам библиографов в библиотеках разных видов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- программирование - формирование проектных групп, готовых продвигаться по направлению к обозначенным результатам.

Сценарий работы: организация работы в соответствии с расписанием, выступление экспертов, работа с модераторами в малых группах, проведение опроса, коллективное обсуждение и ряд выступлений с защитой своего варианта, фиксация решений группы, сбор результатов

групп, визуализация и презентация общих решений. Используемые инструменты: Zoom (платформа для участия в дистанционном формате), Google-формы (опрос), menti.com (визуализация, облако тегов).

Компетенции библиотекаря-библиографа: результаты исследования

В форсайт-сессии и последующем анкетировании приняли участие 116 респондентов из 40 городов России, а также представители библиотек Азербайджана. Беларуси, Казахстана, Узбекистана и Великобритании, которые постарались ответить на вопросы:

«Кто такой библиограф в России и мире сегодня?»,

«Есть ли будущее у специалистов, организующих работу справочно-библиографических и информационных служб библиотек и других учреждений?»,

«Как изменение предпочтений пользователей, развитие мирового рынка информационных ресурсов и услуг, совершенствование поисковых механизмов, развитие технологий контекстного поиска и иных информационных технологий влияют на основные навыки и знания библиографа в XXI веке?»

Форсайт-сессия базировалась на системе методов экспертной оценки, модерации и фаси-литации дискуссий, мозгового штурма, а также опросе специалистов по стратегически важным компетенциям современного библиографа. Учитывая, что опрос проводился среди участников специализированного библиографического мероприятия, следует предположить, что респондентами выступили компетентные специалисты-эксперты, заинтересованные в достижении поставленной цели. Оценка результатов опроса, сформированного на базе конструктора навыков, построенного в результате анализа образовательных стандартов, учебных программ, литературы по современному развитию библиографической деятельности и компетенциям библиотекарей, осуществлялась по стандартной шкале важности Лайкерта (англ. Likert scale, шкала суммарных оценок):

• высокая важность (все должны обладать),

• умеренная важность (многие профессионалы должны быть знакомы с этим навыком/ содержанием),

• среднее значение (только для профессионалов в специализированных областях потребуется этот навык/знания),

• низкое значение (возможное применение навыка в работе), не имеет значения.

Каждый блок опроса завершался открытыми вопросами, позволяющими респондентам указать любые компетенции, исключенные

из первоначального списка, которые, по их мнению, должны быть включены. В итоговые результаты опроса вошли ответы специалистов публичных библиотек - 63 (54 %), вузовских и академических (далее научных) - 45 (39 %), специальных - 3 (3 %), детских и юношеских -2 (1 %), других - 3 (3 %).

Свод компетенций библиографа вне зависимости от вида библиотеки представлен в таблице 2 и ранжирован по степени высокой важности (все должны обладать). На первых позициях, помимо профессиональных навыков и знаний в области методик выполнения запросов, навыков выбора и оценки информационных ресурсов и других, находятся так называемые мягкие навыки (профессиональная этика, навыки обслуживания пользователей, коммуникационные навыки), которыми должны обладать все или многие профессионалы.

В общей модели компетенций библиографа среднее и низкое значение важности преобладает у технико-технологических навыков, связанных со знаниями и навыками программирования, работы с ГИС-технологиями и алгоритмами искусственного интеллекта. 13 респондентов (11 %) отметили низкое значение навыков владения иностранными языками, в комментариях к ответам многие эксперты указывали, что наличие онлайн-переводчиков нивелирует необходимость этих знаний. Средняя важность (только для профессионалов в специализированных областях потребуется этот навык/знания) обозначена для компетенций, связанных с созданием БД (методик и технологий, правил каталогизации, знаний систем автоматизации), а также знаний информационно-поисковых языков (19 %), программных средств обработки разных видов информации, данных (24 %), навыков управления данными (46 %) и объектами (20 %). Однако сложно представить работу библиографа в современных условиях без этих компетенций, учитывая, что перспективные направления деятельности библиотек связаны с подготовкой информационных ресурсов, включающих не только текстовую информацию, но и другие виды, а также данные и иные объекты.

В результате более детального анализа определено, что оценка важности компетенций библиографа для библиотек разных видов разнится. В статье представлен сравнительный анализ важности компетенций библиографа двух видов библиотек (научной и публичной), распределенных по следующим блокам:

1) общепрофессиональные и профессиональные компетенции,

2) профильные навыки по аналитико-синтетической обработке информации,

3) «иные жесткие» навыки библиографа,

4) «мягкие» навыки.

ш I-О х с ш

X

ш

CL

Таблица 2. Сводный рейтинг компетенций библиографа по результатам опроса Table 2. Consolidated rating of the bibliographer's competencies based on the survey results

ОС О

>-

ос <

ОС

m

Компетенции библиографа Высокая важность (все должны обладать) Умеренная важность (многие профессионалы должны быть знакомы с этим навыком/содержанием) Средняя важность (только для профессионалов в специализированных областях потребуется этот навык/знания) Низкое значение (возможное применение навыка в работе) Не имеет значения

Навыки обслуживания пользователей 98 16 2

Профессиональная этика 96 19 1

Знания и навыки работы со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки 95 16 5

Знание методик выполнения запросов 94 17 5

Навыки выбора и оценки информационных ресурсов 90 24 2

Коммуникационные навыки 89 24 3

Навыки работы со средствами компьютерной техники 89 18 9

Навыки анализа и оценки информации 87 25 4

Культурная осведомленность 87 25 4

Знание стандартов информационной грамотности 85 27 3 1

Навыки создания БД: знания ГОСТов и форматов описания 84 20 12

Навыки взаимодействия с разнообразными сообществами 84 27 5 1

Знание методик оказания консультационных услуг для читателей/пользователей 82 24 8 2

Знание методик библиографического поиска 80 35 1

Навыки реферирования, аннотирования, составления обзоров, библиографических описаний 79 26 11

Критическое мышление 79 29 8

Знание методик документального поиска 79 36 1

Знание видов библиографической продукции 78 31 7

Командная работа 78 32 6

Навыки оформления результатов аналитико-синтетической обработки информации 71 38 7

Навыки создания БД: знание методик и технологий 69 33 14

Продолжение таблицы 2

Компетенции библиографа Высокая важность (все должны обладать) Умеренная важность (многие профессионалы должны быть знакомы с этим навыком/содержанием) Средняя важность (только для профессионалов в специализированных областях потребуется этот навык/знания) Низкое значение (возможное применение навыка в работе) Не имеет значения

Навыки работы со средствами коммуникационных технологий 68 39 9

Навыки создания БД: знание правил каталогизации 67 33 16

Тайм-менеджмент 67 38 11

Методики фактографического поиска 66 46 3 1

Знания и навыки организации текущего библиографического информирования 66 35 15

Знание библиографических источников в справочно-библиографическом фонде 65 38 13

Навыки индексирования 64 36 16

Знание методик информационно-аналитического поиска 64 46 6

Знания и навыки работы с интегрированными информационно-библиотечными системами 59 46 9 1 1

Знание методики фактчекинга 59 48 8 1

Навыки создания БД: знание системы автоматизации библиотеки 58 42 16

Эмоциональный интеллект 55 52 8 1

Эмпатия 54 49 11 2

Знание форм и методов изучения информационных потребностей 54 48 14

Навыки проведения библиотечно-библиографических занятий 54 42 20

Знания в области технологий долговременного сохранения информации, данных 53 52 10 1

Когнитивные умения 51 55 10

Навыки работы со средствами организационной техники 51 52 13

Навыки анализа читательского спроса 51 49 16

Знание информационно-поисковых языков 47 45 22 1 1

ш I-О х с ш

X

ш

О-

Окончание таблицы 2

ос О

>-

ос <

ОС

т

Компетенции библиографа Высокая важность (все должны обладать) Умеренная важность (многие профессионалы должны быть знакомы с этим навыком/содержанием) Средняя важность (только для профессионалов в специализированных областях потребуется этот навык/знания) Низкое значение (возможное применение навыка в работе) Не имеет значения

Навыки рефлексивной практики, основанной на разнообразии и инклюзивности 47 58 9 1 1

Навыки работы с облачными технологиями и сервисами 43 58 12 2 1

Знания и навыки работы с веб-технологиями 41 59 13 3

Навыки создания БД: знание международных классификаций 39 59 14 3 1

Исследовательские навыки 39 59 18

Знания и навыки работы с мобильными технологиями 38 60 15 2 1

Знание организационно-функциональной структуры библиографических служб в библиотеках разных видов 35 47 26 6 2

Знания и навыки работы с технологиями социальных сетей 33 61 18 2 2

Навыки управления библиографической деятельностью в библиотеке 33 50 28 5

Навыки управления данными 33 29 53 1

Знание программных средств обработки разных видов информации, данных 27 58 28 2 1

Навыки скоростного набора текста на клавиатуре 27 62 21 5 1

Владение иностранным языком 23 41 39 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Навыки управления объектами 21 63 24 7 1

Навыки управления проектами 20 59 33 2 2

Навыки подготовки грантов 18 55 31 10 2

Навыки управления метаданными 18 59 28 12

Навыки производства вебкастов и подкастов 13 46 47 8 2

Навыки работы с алгоритмами искусственного интеллекта 11 49 47 7 2

Знания и навыки работы с ГИС-технологиями 11 61 28 9 7

Навыки программирования 9 54 43 4 6

Общепрофессиональные компетенции предусматривают готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий, готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений и др. Профессиональные компетенции рассматривались с точки зрения способностей специалистов к исследованию тенденций развития информационно-аналитической деятельности, мониторингу рынка информационных продуктов и услуг и определению стратегии его развития, экспертной оценке и прогнозированию информационных объектов, моделированию и др.

Респонденты - представители научных библиотек указали на важнейшие навыки, связанные с выполнением всех видов запросов (библиографических, документальных, фактографических), знанием методик выполнения запросов, информационно-аналитического поиска, форм и методов изучения информационных потребностей, оказания консультационных услуг как для читателей, так и для удаленных пользователей (рис. 2). Умеренная важность, наряду с высокой, отмечена в области навыков управления метаданными и данными, исследовательских навыков и взаимодействия с разнообразными (научными) сообществами. Среднее и низкое значение определено для компетенций, связанных с управлением проектами, управлением библиографической деятельностью, подготовкой грантов.

В модели общепрофессиональных и профессиональных компетенций библиографов наблюдается разница компетенций, необходимых для библиотек разных видов (рис. 3). Так, существенное различие наблюдается в ответах по знаниям форм и методов изучения информационных потребностей (научные - 62 %, публичные - 25 %), знаниям источников общей библиографии в справочно-библиографическом фонде (научные - 38 %, публичные - 69 %). Высокая важность навыков подготовки грантов характерна для библиографов публичных библиотек. Низкая важность компетенций в области управления объектами и метаданными, стандартов информационной грамотности и исследовательских навыков определена для библиографов публичных библиотек (рис. 4), тогда как для научных библиотек с этим значением выделяются навыки по взаимодействию с разнообразными сообществами, а также знания организационно-функциональной структуры библиографических служб в библиотеках разных видов.

По мнению участников, одними из основных компетенций, необходимых библиографам, являются профильные навыки по аналитико-синтетической обработке информации,

выделенные в отдельный блок компетенций в связи с большим набором требуемых компетенций, имеющих значение при подготовке библиографических продуктов и информационно-аналитических ресурсов (БД, дайджестов, обзоров и т. д.). Высокая важность характерна для компетенций по выбору и оценке информационных ресурсов, анализу и оценке информации, созданию БД (знание гостов и форматов описаний, правил каталогизации, систем автоматизации, методик и технологий создания БД), а также индексированию, реферированию, аннотированию, составлению обзоров, библиографических описаний. Сравнительные данные по степени высокой важности профессиональных навыков библиографов научных и публичных библиотек (рис. 5) свидетельствуют, что знание международных классификаций и систем автоматизации библиотек являются необходимыми для специалистов научных библиотек. До 50 % респондентов - представителей научных библиотек указали на умеренную важность для знаний в области информационно-поисковых языков и международных классификаций, оформления результатов аналитико-синтетической обработки информации и др. (рис. 6).

Существенная разница наблюдается в определении средних значений важности профессиональных навыков библиографов научных и публичных библиотек (рис. 7). К примеру, по мнению участников, только для профессионалов в специализированных областях в публичных библиотеках потребуются навыки индексирования, знание ГОСТов и форматов описания, а также видов библиографической продукции.

В третьем блоке выделены «иные жесткие» навыки библиографа, связанные с навыками работы и знанием современных и перспективных информационных технологий (социальных, мобильных и облачных технологий, технологий больших данных, новых средств и способов аналитики), концепции «Библиотека 4.0», технических/технологических навыков (умение работать с комплексом компьютерных, коммуникационных и оргсредств, общими и специальными программными средствами, стандартами метаданных, гипертекстовыми технологиями и др.).

Поскольку различные технологии и программное обеспечение облегчают исследовательский процесс, необходимыми компетенциями библиографов научных библиотек являются навыки работы с алгоритмами искусственного интеллекта, облачными технологиями и др. (рис. 8). Высокая важность связана с навыками работы со средствами компьютерной, коммуникационной и организационной техники, интегрированными информационно-библиотечными системами, знанием технологий долговременного сохранения информации и данных.

ш I-О х с ш

X

ш о.

Навыки подготовки грантов

Навыки проведения библиотечно-библиографических занятий Знание стандартов информационной грамотности Навыки взаимодействия с разнообразными сообществами

Навыки подготовки грантов

Методики оказания консультационных услуг для читателей/пользователей

Навыки управления объектами

Навыки управления данными Навыки управления метаданными

Исследовательские навыки

Знания и навыки организации текущего библиографического информирования Знание источников общей библиографии в справочно-библиографическом фонде Знания и навыки работы со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки Навыки управления библиографической деятельностью в библиотеке Знание организационно-функциональной структуры библиографических служб в...

Знание форм и методов изучения информационных потребностей

Навыки анализа читательского спроса

Знание методики фактчекинга

Знание методик выполнения запросов

Знание методик информационного

аналитического поиска Знание методик информационного

фактографического поиска Знание методик информационного

документального поиска Знание методик информационного библиографического поиска

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 Высокая важность (все должны обладать)

■ Умеренная важность (многие профессионалы должны быть знакомы с этим навыком/содержанием)

■ Средняя важность (только для профессионалов в специализированных областях потребуется этот навык/знания)

■ Низкое значение (возможное применение навыка в работе)

■ Не имеет значения

Рис. 2. Данные по степени важности профессиональных компетенций библиографов научных библиотек Fig. 2. Data on the importance of professional competences of bibliographers in scientific libraries

Навыки проведения библиотечно-библиографических занятий

Знание стандартов информационной грамотности Навыки взаимодействия с разнообразными сообществами

Навыки подготовки грантов 0

Знание методик оказания консультационных услуг для читателей/пользователей

Навыки управления объектами Навыки управления данными Навыки управления метаданными

Исследовательские навыки

Знания и навыки организации текущего библиографического информирования

Знание источников общей библиографии в справочно-библиографическом фонде

Знания и навыки работы со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки

Навыки управления библиографической деятельностью в библиотеке

Знание организационно-функциональной структуры библиографических служб в библиотеках разных видов

Знание форм и методов изучения информационных потребностей

Навыки анализа читательского спроса Знание методики фактчекинга

Знание методик выполнения запросов

Знание методик информационного аналитического поиска

Знание методик информационного фактографического поиска

Знание методик информационного документального поиска

Знание методик информационного библиографического поиска

62 50

69 69

23 25

0 19

92 75

15 13

31 19

38 19

23 13

62 44

38 69

92 100

3 1

38 38

62 25

62 44

62 56

100 94

77 56

77 56

85 75

100 81

Научные ■ Публичные

Рис. 3. Сравнительные данные по степени высокой важности профессиональных компетенций библиографов научных и публичных библиотек (в % от общего количества ответов респондентов данного вида библиотеки) Fig. 3. Comparative data on the degree of high importance of professional competencies of bibliographers in scientific and public libraries (% of the total number of answers from the definite type of the library)

^

ш i— О x с ш

X

ш

CL

Низкая важность

Навыки подготовки грантов

Навыки взаимодействия с разнообразными сообществами

Знание организационно-функциональной структуры библиографических служб в библиотеках разных видов

Навыки управления объектами Навыки управления метаданными

Знание стандартов информационной грамотности

Знание методик оказания консультационных услуг для читателей/пользователей

Знание методик информационного фактографического поиска

Навыки управления данными

Исследовательские навыки

Навыки управления библиографической деятельностью в библиотеке

«• Научные ■ Публичные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Сравнительные данные по степени низкой важности профессиональных компетенций библиографов научных и публичных библиотек Fig. 4. Comparative data on the degree of low importance of professional competencies of bibliographers

in scientific and public libraries

ОС О

>-

ос с

ОС

m

Навыки оформления результатов аналитико-синтстической обработки информации

Знание видов библиографической продукции

Навыки создания БД: другие знания и навыки

Навыки создания БД: знание международных классификаций

Навыки создания БД: знание правил каталогизации

Навыки создания БД: знание систсмы автоматизации библиотеки

Навыки создания БД: знание методик и технологий

Навыки создания ЬД: знание ГОСТов и форматов описания

Навыки реферирования, аннотирования, составления обзоров, библиографических описаний

Знание информационно-поисковых языков

Навыки индексирования Навыки анализа и оценки информации Навыки выбора и оценки информационных ресурсов

Научные ■ Публичные

Рис. 5. Сравнительные данные о степени важности компетенций библиографов научных и публичных библиотек в области анализа и обобщения информации Fig. 5. Comparative data on the importance of the competences of bibliographers in scientific and public libraries in the field of information analysis and synthesis

Навыки создания БД: другие знания и навыки

Навыки создания БД: знание международных

классификаций Навыки оформления результатов аналитико-синтетической обработки информации

Знание информационно-поисковых языков

Навыки создания БД: знание правил каталогизации Навыки создания БД: знание системы автоматизации библиотеки

Знание видов библиографической продукции

Навыки реферирования, аннотирования, составления обзоров, библиографических...

Навыки индексирования

Навыки создания БД: знание методик и технологий Навыки создания БД: знание ГОСТов и форматов описания

Навыки анализа и оценки информации

Навыки выбора и оценки информационных ресурсов

0

10

15 20 25 30 35 40 45

■ Высокая важность (все должны обладать)

■ Умеренная важность (многие профессионалы должны быть знакомы с этим навыком/содержанием)

■ Средняя важность (только для профессионалов

в специализированных областях потребуется этот навык/знания)

■ Низкое значение

(возможное применение навыка в работе)

■ Не имеет значения

Рис. 6. Данные о степени важности компетенций библиографов научных библиотек в области анализа и обобщения информации Fig. 6. Data on the importance of the competencies of bibliographers of scientific libraries in the field

of information analysis and synthesis

Знание видов библиографической продукции

Навыки создания БД: знание правил каталогизации

Навыки реферирования, аннотирования, составления обзоров, библиографических описаний

Навыки создания БД: другие знания и навыки

Навыки создания БД: знание ГОСТов и форматов описания

Навыки создания БД: знание системы автоматизации библиотеки

Навыки создания БД: знание международных классификаций

Навыки индексирования

Знание информационно-поисковых языков

■ Научные ■ Публичные

Рис. 7. Сравнительные данные по степени средней важности профессиональных компетенций библиографов научных и побличных библиотек Fig. 7. Comparative data on the degree of average importance of professional competencies of bibliographers in scientific and public libraries

Мнения респондентов разделились от «высокой важности» до «не имеет значения» по знаниям и навыкам работы с технологиями социальных сетей, мобильными и облачными технологиями и сервисами. Низкое значение наряду с высоким и умеренным определено по навыкам работы с ГИС-технологиями и работы

с алгоритмами искусственного интеллекта, по навыками программирования, по знаниям программных средств обработки разных видов информации и данных, и др. (рис. 9). Обсуждения на форсайт-сессии полученных результатов показали, что участники не видят возможностей использования данных компетенций

Знания и навыки работы с интегрированными... Знания и навыки работы с ГИС-технологиями Навыки работы с алгоритмами искусственного... Знания и навыки работы с мхбильными технолвгиями Навыки работы с облачными технологиями и сервисами

Знания и навыки ра0оты с техно логиями социалиных..._

Знания и наве1ки работы! с веи-технологиями

ЗнанЗе программныс средств обработки разноае видов.._

Знания в оДлавти гехтoлогиИ долгнвременного..._

Навыки работа со средлтвами организационной техники Навыки работы со средствами коммуникационных. Навыки работы со средствами компьютерной техники Навыки производства вебкастов и подкастов Навыки скоростного набора текста на клавиатуре Навыки программирования Владение иностранным языком

— Вузовские ■ Публичные

Рис. 8. Сравнительные данные по степени высокой важности «жестких» навыков библиографов научных

и публичных библиотек

Fig. 8. Comparative data on the degree of high importance of hard skills of scientific and public libraries

bibliographers

Навыки работы с алгоритмами искусственного интеллекта

Знания и навоIки иаботы с моBильноIми технологиями

Навыки работы ы облачными технологиями и сервисами

Знания и наввIки ¡эаботы с технологиями социальных сетей

Знание птпттаминых средств обработки разных видов информации, данных

Знания и навыки работы с веб-технологиями Навыки производства вебкастов и подкастов Знания и навыки работы с ГИС-технологиями Владение иностранным языком Навыки программирования

■ Научные ■ Публичные

Рис. 9. Сравнительные данные по степени низкой! важности «жестких»* навыков библиографов научных

и публичных бибсиотек

Fig. 9. Comparative data on the low importance of hard skills in scientific and public libraries bibliographers

в направлениях деятельности своих библиотек (незнание и невостребованность услуг, которые можно оказывать, владея данными знаниями и навыками).

Четвертый блок посвящен мягким навыкам (умственные и межличностные компетенции). Практически все компетенции, указанные в анкете, получили оценку от высокой до средней важности (рис. 10). Это: профессиональная этика, навыки эффективного обслуживания пользователей, коммуникационные навыки, когнитивный анализ, критическое мышление и культурная осведомленность. В ряде ответов респондентов отмечена низкая важность для эмпатии, командной работы, эмоционального интеллекта и рефлексивной практики. Таким образом, респонденты практически однозначно отметили, что неспециализированные надпро-фессиональные навыки наряду с комплексом профессиональных знаний являются! з алогом повышения! эффективности и востребованности библиотек в условиях интенсивно развивающейся внешней среды.

Выводы

Форсайт-сессия «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва» явилась форматом коммуникации, который

позволил участникам сконструировать в итоге, как минимум, две модели компетенций современного библиографа, построить облако тэгов (рейтингование компетенций) по результатам опроса представителей библиотек разных видов. На основании результатов исследования имеется возможность применения полученных данных и выводов в отраслевом управлении, стратегической аналитике, отраслевом образовании и практике как публичных, так и научных библиотек, удовлетворения потребностей своих пользователей благодаря развитию новых компетенций библиографов, а также формирования актуальных программ обучения и повышения квалификации библиотечных специалистов. Вместе с тем, как одно из ограничений исследования, некоторые респонденты затруднялись определить стратегически важные для своей библиотеки векторы развития библиографической деятельности, а также пояснить необхадимые компетенции библиографов, так као были не знакомы с совыми направлениями деятельности библиотек. В этом случае необходимо не только разситие кампетенций, но и знание в постоянный мониторинг стратегических ыекторов и направлений работы передовых библиотек мира, информационных потребностей и предпочтений пользователей.

Эмпатия

Навыки рефлексивной практики, основанной на разнообразии и инклюзивности

Эмоциональный интеллект Когнитивные умения Тайм-менеджмент Культурная осведомленность Критическое мышление Коммуникационные навыки Командная работа Навыки обслуживания пользователей Профессиональная этика

Публичные Научные

Рис. 10. Сравнительные данные по степени высокой важности «мягких» навыков библиографов научных и публичных библиотек Fig. 10. Comparative data on the degree of high importance of soft skills of scientific and public libraries bibliographers

^

ш i— О x с ш

X

ш

CL

GC О

>-

ОС <

GC CG

Список источников / References

Алтухова Г. А. Профессиональные компетенции библиотекаря в эпоху глобализации и информатизации общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3. С. 164-171 [Altukhova GA (2017) Professional competence of a librarian in the era of globalization and informatization of society. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 3: 164171. (In Russ.)].

Библиотекарь будущего: итоговое резюме. Форсайт сессия (Иркутск, 25-26 февраля 2021 г.). Иркутск, 2021. 26 с. [(2021) Librarian of the future: final summary. Foresight session (Irkutsk, February 25-26, 2021). Irkutsk. (In Russ.)]. URL: https://atlas100.ru/ upload/pdf_files/Resume_librarian.pdf (дата обращения = accessed 11.09.2021).

Галковская Ю. Н. Актуальные компетенции библиотекаря-библиографа как ориентир развития биб-лиотечно-информационного образования: опыт исследований // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: материалы IX Междунар. науч. семинара (Москва, 24-25 окт. 2018 г.). Минск : Центр. науч. б-ка НАН Беларуси ; Москва : Наука РАН, 2018. Ч. 1. С. 92-99 [Galkovskaya YN (2018) Actual competences of a librarian-bibliographer as a guideline to develop library and information education: research experience. Sovremennye problemy knizhnoi kul'tury: osnovnye tendentsii i perspektivy razvitiya: materialy IX Mezhdunar. nauch. seminara (Moskva, 24-25 okt. 2018 g.). Minsk: Tsentr. nauch. b-ka NAN Belarusi; Moscow: Nauka RAN, 1: 92-99. (In Russ.)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Езова С. А. О взаимосвязи универсальных компетенций в поведении библиотекаря: критическое мышление (рефлексия) и эмоциональный интеллект (эмпатия) // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2020. № 1. С. 135-139 [Yezova SA (2020) On the relationship of universal competencies in a librarian behavior: critical thinking (reflection) and emotional intelligence (empathy). Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury 1: 135-139. (In Russ.)].

Касянчук Е. Н. Профессиональные компетенции библиотекарей в цифровой образовательной среде университета // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : тр. IV Междунар. науч. конф. Красноярск, 2020. С. 157-164 [Kasyanchuk EN (2020) Professional competence of librarians in the digital educational environment of the university. Informatizatsiya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: tsifrovye tekhnologii v obrazovanii: tr. IV Mezhdunar. nauch. konf. Krasnoyarsk, pp. 157-164. (In Russ.)].

Качанова Е. Ю. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров библиотечно-информационной деятельности // Высшее

образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 117123 [Kachanova EYu (2018) Formation of research competencies among bachelors of library and information activities. Vysshee obrazovanie v Rossii 27 (7): 117-123. (In Russ.)].

Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва : форсайт-сессия // Библиографическая информация в цифровой культуре : III Междунар. библиогр. конгр. (Новосибирск, 2021 г.) [Competencies of a bibliographer: continuity of development and breakpoints: foresight session. Bibliograficheskaya informatsiya v tsifrovoi kul'ture: III Mezhdunar. bibliogr. kongr. (Novosibirsk, 2021 g.). (In Russ.)]. URL: https://www.bibcongress.ru/Program/ Event?id=4 (дата обращения = accessed 11.09.2021)].

Маслакова М. В. Формирование информационно-аналитических компетенций в деятельности бакалавра-библиотекаря // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1. С. 114-117 [Maslakova MV (2015) Formation of information and analytical competencies in the activities of a bachelor-librarian. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie 1: 114-117. (In Russ.)].

Парамонова И. Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. 2019. № 7. С. 3-13 [Paramonova IE (2019) Competence models for employees of special libraries: foreign experience. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 7: 3-13. (In Russ.)].

Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. 2019а. Т. 68, № 6. С. 647-658 [Redkina NS (2019a) "Over-professional" skills and professional knowledge of a library specialist: the requirements of the time. Bibliotekovedenie 68 (6): 647-658. (In Russ.)]. DOI: 10.25281/0869-608X-2019-68-6-647-658.

Редькина Н. С. Современные тенденции в управлении исследовательскими данными // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2019б. № 4. С. 1-7 [Redkina NS (2019b) Modern trends in research data management. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty 4: 1-7. (In Russ.)].

Сокольская Л. В. Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1. С. 150-153 [Sokolskaya LV (2015) Formation of competencies of librarians as organizers of intellectual and leisure activities. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie 1: 150-153. (In Russ.)].

Akbar SA and Asmiyanto T (2021) Multicultural perspective in public library services. Library Philosophy and Practice 5291: 1-11. URL: https:// digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?articl e=9990&context=libphilprac (accessed 11.09.2021).

Bass MB, Allen TS, Vanderpool A and Capdarest-Arest N (2020) Extending medical librarians' competencies to enhance collection organization. Health Information and Libraries Journal 37 (1): 70-77. DOI: 10.1111/ hir.12280.

Campos L (2020) Eliminating barriers: building stronger relationships with teen library patrons. Serials Librarian 79 (1/2): 49-56. DOI: 10.1080/0361526X.2020.1772172.

Cherinet YM (2018) Blended skills and future roles of librarians. Library Management 39 (1/2): 93-105.

Collins ME (2019) Continuing education for ARL librarians in multi-faceted public service positions. Continuing Education of Reference Librarians. Routledge, pp. 17-33. DOI: 10.4324/9780429354717-3.

Conrad S, Shorish Y, Whitmire AL and Hswe P (2017) Building professional development opportunities in data services for academic librarians. IFLA Journal 43 (1): 65-80. DOI: 10.1177/0340035216678237.

Costa R, Zahedi Z and Wouters P (2015) Do "altmetrics" correlate with citations? Extensive comparison of altmetric indicators with citations from a multidisciplinary perspective. Journal of the Association for Information Science & Technology 66 (10): 2003-2019.

Czerniewicz L (2013) Power and politics in a changing scholarly communication landscape: pap. for the 34th conf. of the Intern. Assoc. of sci. a. technol. univ. libr. Annual IATUL proceedings. URL: https://docs.lib.purdue. edu/iatul/2013/papers/23/ (accessed 11.09.2021).

Esmailzadeh M, Bahrami M and Soleymani MR (2020) Competences of academic librarians in providing health research services: a qualitative study. Journal of Education and Health Promotion 9: 220. DOI: 10.4103/jehp.jehp_254_20.

Federer L (2018) Defining data librarianship: a survey of competencies, skills, and training. Journal of the Medical Library Association 106 (3): 294-303. DOI: 10.5195/jmla.2018.306.

Kennan M (2016) Data management: knowledge and skills required in research, scientific and technical organizations. Proceedings of the World Library and Information Congress: IFLA General Conference and Assembly. Haifa, pp. 1-10. URL: http://library.ifla.org/ 1466/1/221-kennan-en.pdf (accessed 11.09.2021).

Khan A (2021) Development of employability framework through skill-discrepancy method: a perspective of LIS interns and librarians in the University of Peshawar, Pakistan. International Information and Library Review [ahead-of-print]: 1-14 DOI: 10.1080/10572317.2021.1873052.

King M (2018) Digital scholarship librarian: what skills and competences are needed to be a collaborative. Librarian International Information and Library Review 50 (1): 40-46. DOI: 10.1080/10572317.2017.1422898.

La Macchia K (2021) An academic digital library advancing an equitable and inclusive educational environment. Digital Library Perspectives 37 (1): 18-27. DOI: 10.1108/DLP-07-2020-0062.

Matusiak KK and Bright K (2020) Teaching research methods in master's-level LIS programs: the United

States perspective. Journal of Education for Library and Information Science 61 (3): 357-382. DOI: 10.3138/ JELIS.61.3.2020-0001.

MLA competencies for lifelong learning and professional success. Medical Library Association. URL: https:// www.mlanet.org/page/test-competencies (accessed 11.09.2021).

Nakitare J, Sawe E, Nyambala J and Kwanya T (2020) The emerging roles of academic librarians in Kenya: apomediaries or infomediaries? Library Management 4 (6/7): 339-353.

Nonthacumjane P (2021) Roles of local information professionals of the Thai provincial university libraries. Knygotyra 6: 260-293. DOI: 10.15388/ Knygotyra.2021.76.83.

Rímanová R and Melichar M (2017) Are there any digital curators in Czech libraries? Grey Journal 13 (sp iss): 46-50.

Semeler AR and Pinto AL (2020) Data librarianship as a field study. Transinformacao 32: e200034. DOI: 10.1590/2318-0889202032E200034.

Spencer AJ and Eldredge JD (2018) Roles for librarians in systematic reviews: a scoping review. Journal of the Medical Library Association 106 (1): 46-56. DOI: 10.5195/jmla.2018.82.

Strategic Direction #1: enable open science. Liber. URL: https://old2020.libereurope.eu/wp-content/ uploads/2016/03/Strategic-Direction-1.pdf (accessed 11.09.2021).

Tapfuma MM and Hoskins RG (2019) Open science disrupting the status quo in academic libraries: a perspective of Zimbabwe. The Journal of Academic Librarianship 45 (4): 406-412. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.acalib.2019.05.005.

Vassilakaki E and Moniarou-Papaconstantinou V (2015) A systematic literature review informing library and information professionals' emerging roles. New Library World 116 (1/2): 37-66. DOI: 10.1108/ NLW-05-2014-0060.

(2010) Core competencies for 21st century CARL librarians. Ottawa: Canad. Assoc. of Research Libr. URL: https://www.carl-abrc.ca/doc/core_comp_ profilee.pdf (accessed 11.09.2021).

(2017) ACRL proficiencies for assessment librarians and coordinators: approved by the ACRL Board of Directors, January 2017. Association of College and Research Libraries. URL: http://www.ala.org/acrl/standards/ assessment_proficiencies (accessed 11.09.2021).

(2017) Core competencies for cataloging and metadata professional librarians. Cataloging competencies task force: approved by the ALCTS board of directors on Jan. 23, 2017. ALAIR: American Library Association Institutional Repository. URL: https://alair.ala.org/ handle/11213/7853 (accessed 11.09.2021).

(2017) Teen service competencies for library staff. Chicago: Young Adult Libr. Service Assoc. URL: http://www. ala.org/yalsa/sites/ala.org.yalsa/files/content/YALSA_ TeenCompetencies_ web_Final.pdf (accessed 11.09.2021).

LU I— O x c

LU X LU CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.