Научная статья на тему 'КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕК МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕК МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Н.Г., Колесникова Марина Николаевна

В статье отражены результаты локального исследования возможностей кадрового потенциала библиотек музыкальных школ и школ искусств Санкт-Петербурга, проведенного в 2020 г., дана оценка современного состояния их кадрового потенциала и предложены возможные пути его развития. Библиотеки детских музыкальных школ и школ искусств (ДМШ/ДШИ) являются важным участником системы дополнительного предпрофессионального образования детей, поэтому качество работы специалистов выступает важным фактором обеспечения качества образовательного процесса. Исследованием установлено, что на сайтах ДМШ/ДШИ информация о библиотеках приводится крайне редко, не структурирована. Регламентирующие документы содержат крайне мало или не содержат совсем информации о задачах библиотеки, функциональных обязанностях библиотекарей, оплате их труда. Кадровый состав представлен исключительно женщинами; три четверти сотрудников старше 50 лет; их опыт работы в библиотеках от минимального до нескольких десятков лет; только треть сотрудников имеют высшее библиотечное образование, более половины - педагогическое, что влияет на качество работы библиотеки. Лишь половина сотрудников владеет компьютером. Квалификационные категории библиотекарям не присваиваются. Все опрошенные нуждаются в повышении квалификации по основным библиотечным процессам. В современной ситуации основной путь развития деятельности библиотек ДМШ/ДШИ Санкт-Петербурга - преобразование в информационно-библиотечные центры по искусству подобно тем, что созданы в школьных библиотеках, и объединение в сеть для преодоления разобщенности профессиональной группы библиотекарей ДМШ/ДШИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POTENTIAL OF LIBRARIES IN MUSIC AND ART SCHOOLS: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article reflects the results of a local study of the human resources of libraries in music and art schools of St. Petersburg, conducted in 2020, assesses the current state of their human resources and suggests possible ways of its development. Libraries in children’s music and art schools (CMS/CAS) are an important participant in the system of additional pre-professional education of children, that’s why the quality of the work of specialists is an important factor in ensuring the quality of the educational process. It was found that the information about these libraries on the websites of the CMS/CAS, is given extremely rare, and it is not structured. Regulatory documents contain very little or no information at all about the tasks of the library, the functional responsibilities of librarians, let along their salaries. The staff is exclusively women; three-quarters of employees are over 50 years old; their work experience in libraries ranges from a minimum to several decades; only the third of employees have a higher library education, more than a half - the pedagogical one, that result in the quality of library activity. Only half of the employees is able to work on computer. Qualification categories to librarians are not assigned. All respondents need advanced training in basic library processes. In the current situation, the main way to develop the activities of the libraries in the CMS/CAS of St. Petersburg is to transform them into information and library centers for the arts similar to those created in school libraries, and to unite them into a network to overcome the disunity of the professional group of librarians of the CMS/CAS.

Текст научной работы на тему «КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕК МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

МИР БИБЛИОТЕК

Научная статья

УДК 026:7:023.5(470.23-25) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-1-56-67

Кадровый потенциал библиотек музыкальных школ и школ искусств: состояние и перспективы развития

Н. Г. Орлова , М. Н. Колесникова

Орлова

Наталья Георгиевна,

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. М. А. Балакирева», ул. М. Горького, 5/10, Санкт-Петербург, 196641, Россия, магистр библиотечно-информационной деятельности, библиотекарь

e-mail: natatusik1331@mail.ru

Колесникова Марина Николаевна,

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, ул. Миллионная, 7, Санкт-Петербург, 191186, Россия, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотековедения и теории чтения ORCID: 0000-0002-1325-4128 e-mail: marik008@mail.ru

Аннотация. В статье отражены результаты локального исследования возможностей кадрового потенциала библиотек музыкальных школ и школ искусств Санкт-Петербурга, проведенного в 2020 г., дана оценка современного состояния их кадрового потенциала и предложены возможные пути его развития. Библиотеки детских музыкальных школ и школ искусств (ДМШ/ДШИ) являются важным участником системы дополнительного предпрофессионального образования детей, поэтому качество работы специалистов выступает важным фактором обеспечения качества образовательного процесса. Исследованием установлено, что на сайтах ДМШ/ДШИ информация о библиотеках приводится крайне редко, не структурирована. Регламентирующие документы содержат крайне мало или не содержат совсем информации о задачах библиотеки, функциональных обязанностях библиотекарей, оплате их труда. Кадровый состав представлен исключительно женщинами; три четверти сотрудников старше 50 лет; их опыт работы в библиотеках от минимального до нескольких десятков лет; только треть сотрудников имеют высшее библиотечное образование, более половины -педагогическое, что влияет на качество работы библиотеки. Лишь половина сотрудников владеет компьютером. Квалификационные категории библиотекарям не присваиваются. Все опрошенные нуждаются в повышении квалификации по основным библиотечным процессам. В современной ситуации основной путь развития деятельности библиотек ДМШ/ДШИ Санкт-Петербурга - преобразование в информационно-библиотечные центры по искусству подобно тем, что созданы в школьных библиотеках, и объединение в сеть для преодоления разобщенности профессиональной группы библиотекарей ДМШ/ДШИ.

Ключевые слова: библиотеки музыкальных школ и школ искусств, кадровый потенциал, современное состояние, перспективы развития

Для цитирования: Орлова Н. Г., Колесникова М. Н. Кадровый потенциал библиотек музыкальных школ и школ искусств: состояние и перспективы развития // Библиосфера. 2022. № 1. С. 56-67. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-1-56-67.

ос О

>-

ос с

ОС

m

Статья поступила в редакцию 06.09.2021 Получена после доработки 25.01.2022 Принята для публикации 04.02.2022

© Н. Г. Орлова, М. Н. Колесникова, 2022

Personnel Potential of Libraries in Music and Art Schools: State and Prospects of Development

Natalya G. Orlova s Marina N. Kolesnikova

Orlova Natalya Georgievna,

St. Petersburg State Budgetary Institution of Additional Education "M. A. Balakirev Children's Art School"

M. Gorky str., 5/10, Saint Petersburg, 196641, Russia,

Master of Library and Information

Activities, Librarian

e-mail: natatusik1331@mail.ru

Kolesnikova Marina Nikolaevna,

St. Petersburg State Institute of Culture, Millionnaya str., 7, Saint Petersburg, 191186, Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Library Science and Reading Theory ORCID: 0000-0002-1325-4128 e-mail: marik008@mail.ru

Received 06.09.2021 Revised 25.01.2022 Accepted 04.02.2022

Abstract. The article reflects the results of a local study of the human resources of libraries in music and art schools of St. Petersburg, conducted in 2020, assesses the current state of their human resources and suggests possible ways of its development. Libraries in children's music and art schools (CMS/CAS) are an important participant in the system of additional pre-professional education of children, that's why the quality of the work of specialists is an important factor in ensuring the quality of the educational process. It was found that the information about these libraries on the websites of the CMS/CAS, is given extremely rare, and it is not structured. Regulatory documents contain very little or no information at all about the tasks of the library, the functional responsibilities of librarians, let along their salaries. The staff is exclusively women; three-quarters of employees are over 50 years old; their work experience in libraries ranges from a minimum to several decades; only the third of employees have a higher library education, more than a half - the pedagogical one, that result in the quality of library activity. Only half of the employees is able to work on computer. Qualification categories to librarians are not assigned. All respondents need advanced training in basic library processes. In the current situation, the main way to develop the activities of the libraries in the CMS/CAS of St. Petersburg is to transform them into information and library centers for the arts similar to those created in school libraries, and to unite them into a network to overcome the disunity of the professional group of librarians of the CMS/CAS. Keywords: libraries in music and art schools, staff potential, current status, development prospects

Citation: Orlova N. G., Kolesnikova M. N. Personnel Potential of Libraries in Music and Art Schools: State and Prospects of Development. Bibliosphere. 2022. № 1. P. 56-67. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-1-56-67.

Введение

Вопросы готовности библиотечных кадров к современным условиям профессиональной деятельности при постоянно усложняющихся требованиях пользователей выходят по значимости на одно из первых мест среди всех библиотечных проблем. Именно на профессионалов ложится обязанность адаптации библиотек к новым вызовам. Любая библиотека должна выполнять свои функции, используя все имеющиеся инструменты и ресурсы, гарантируя получение именно тех услуг и продуктов, которые необходимы пользователям.

В этом отношении не могут быть исключением библиотеки детских музыкальных школ и школ искусств (ДМШ/ДШИ), однако их реальное положение по сравнению с библиотеками учебных заведений других видов (общеобразовательных, высших и т. п.) невозможно признать вполне удовлетворительным. Библиотеки ДМШ/ ДШИ призваны обслуживать систему дополнительного образования (ДО) детей, которое

имеет статус предпрофессионального1. Учреждения ДО участвуют в выполнении особой миссии - сохранения культуры России через просвещение и образование по различным видам искусства (Аракелова, 2011). Музыкальное, изобразительное, хореографическое, хоровое, вокальное искусство - культурное достояние нации, которое требует сохранения и передачи новым поколениям, в чем со своей стороны участвуют библиотеки ДМШ/ДШИ. Готовность их кадров к работе в условиях цифровой экономики и повышенных требований общества является одним из решающих факторов жизнеспособности и востребованности библиотек данного вида.

Вместе с тем тема библиотечных кадров ДМШ/ДШИ мало изучена в библиотековедении, почти не рассматривалась в профессиональной печати. Исследователи в основном уделяют вни-

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» : (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e-5f3207df5c43e/ (дата обращения: 23.08.2021).

^

Ш I— О s с ш s ш

CL

GC О

>-

ОС <

GC CG

мание деятельности специальных музыкальных библиотек (Безуглова, 2013; Князев, 2013; Лохвицкая, Туровская, 1997; Яскажук, 2002); о кадрах музыкальных библиотек, особых компетенциях их библиотекарей пишет Е. Н. Полтавская (Полтавская, 2017), а также некоторые зарубежные авторы (Cheetham, Chivers, 1996; Hunter, 2002). Но именно библиотекам музыкальных школ и школ искусств посвящены работы Н. Г. Орловой (Орлова, 2019а, б; Орлова, Колесникова, 2020).

В недавно опубликованной статье Н. Г. Орловой и М. Н. Колесниковой о библиотеках ДМШ/ ДШИ Санкт-Петербурга приводились сведения, отражающие их современное материально-техническое состояние (Орлова, Колесникова, 2020). Стоит напомнить, что в мегаполисе работают 49 библиотек ДМШ/ДШИ с очень разными количественными характеристиками: размер фонда библиотек колеблется от 1,5 до 36 тыс. единиц хранения; площадь помещений - от 4 до 80 кв. м, наличие компьютера и оргтехники - менее чем у 50 % библиотек, ксерокс - у 80 %. Единичные библиотеки имеют электронный каталог, доступ в интернет. Нет специальной нормативно-правовой базы для библиотек данного вида, они руководствуются в своей работе локальными нормативными актами своего учреждения, документами, принятыми для общеобразовательных школ2, 3 4 (Технология работы, 2016 и пр.) и законом «О библиотечном деле». Весьма ограничено их финансирование. Режим работы библиотек совпадает с режимом преподавания в школах, которые работают с 09:00 часов, но занятия начинаются с 13:00 часов, и с этого времени библиотеки открыты для пользователей. Учредителями библиотек являются районные администрации (в пригородах), Комитет по культуре администрации Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений администрации Санкт-Петербурга (Орлова, Колесникова, 2020).

Материально-техническая база библиотек ДМШ/ДШИ, безусловно, отстает от современных требований. Но это не един-

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» : (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e-5f3207df5c43e/ (дата обращения: 23.08.2021).

3 Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации : постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70413268/ (дата обращения: 12.01.2020).

4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71338750/ (дата обращения: 02.03.2021).

ственные проблемы функционирования данной сети библиотек. Не менее важно состояние их кадрового ресурса, поэтому для его изучения авторами было предпринято соответствующее исследование. Его актуальность была продиктована следующими факторами:

- низкой степенью разработанности темы изучения кадрового потенциала специальных библиотек;

- отсутствием нормативных документов, квалификационных требований, профессиональных стандартов, разработанных для библиотечных кадров учреждений ДО детей;

- востребованностью библиотек учреждений ДО детей у постоянных целевых аудиторий пользователей;

- нераскрытыми возможностями дальнейшего развития библиотечных кадров учреждений ДО детей.

Целью исследования было определение перспектив развития кадрового потенциала библиотек ДМШ/ДШИ. В задачи исследования входило:

1) изучить мнения респондентов о деятельности библиотек и библиотекарей; оценить ее положительные и отрицательные стороны;

2) выявить и оценить квалификационные требования к библиотекарям ДМШ/ДШИ, нормативное обеспечение их деятельности;

3) предложить практические рекомендации по развитию кадрового потенциала библиотек ДМШ/ДШИ Санкт-Петербурга.

Методами сбора информации послужили анализ библиотечной документации, мониторинг сайтов ДМШ/ДШИ, анкетирование, интервьюирование.

Результаты анализа библиотечной документации и мониторинга сайтов ДМШ/ДШИ

Анализ документации проводился во всех библиотеках, мониторинг сайтов осуществлен по тем школам, где приведены сведения о библиотеках.

Среди документов, регламентирующих/отражающих деятельность библиотекарей ДМШ/ ДШИ Санкт-Петербурга - Положение о работе библиотеки; Отчет библиотеки; Сведения о библиотеке; Правила пользования библиотекой учреждения; Сведения о размере фонда библиотеки и техническом оснащении (сведения находятся в общешкольных отчетных документах, являются их составной частью). Содержательный анализ документов позволил составить определенное представление о деятельности библиотекарей. В таблице 1 отражены выявленные нормативные акты.

Из таблицы видно, что локальные акты регламентируют деятельность библиотек, но содержат очень мало информации о функциональных обя-

Таблица 1. Сведения о целях, задачах, функциях библиотеки, обязанностях библиотекаря в локальных актах ДМШ/ДШИ

Table 1. Information on goals, tasks, functions of libraries, duties of librarians in the local acts of the CMS/CAS

Название документа Цели, задачи, функции библиотекаря и библиотеки Права и обязанности библиотекаря

Положение о библиотеке СПб ГБУ ДО ДШИ им. М. А. Балакирева Обеспечение прав пользователей, предусмотренных ФЗ «О библиотечном деле». Обеспечение информацией образовательного процесса. Формирование информационной культуры пользователей. Совершенствование форм деятельности библиотеки. Основные функции - информационная, просветительская, культурная. Ведение библиотечной документации. Комплектование и организация фонда. Осуществление библиографического обслуживания. Создание условий для самообразования сотрудников библиотеки и преподавателей школы В положении содержатся отдельными пунктами: Формирование фонда. Права и обязанности библиотекаря. Указаны главные функции библиотеки и механизмы для их выполнения

Положение о библиотеке СПб ГБУ ДО ДШИ им. Г. В. Свиридова Обеспечение учебного процесса: • работа с фондом, • комплектование и организация фонда, • осуществление библиографического обслуживания, • создание условий для самообразования сотрудников библиотеки и преподавателей школы, • аналитико-синтетическая переработка информации, • организация и ведение справочно-библиографического аппарата: каталоги, картотеки, электронный каталог, • подготовка рекомендательных библиографических пособий. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам Указаны права и обязанности библиотекаря

Правила пользования библиотекой ДМШ № 38 В правилах определен круг пользователей библиотеки. Библиотека обязана: • организовывать библиотечное обслуживание, • создавать условия для осуществления прав пользователей, • организовывать хранение, учет и использование библиотечного фонда, • организовывать мероприятия для комплектования фонда Отсутствуют права и обязанности библиотекаря. Функции и задачи библиотеки отражены не полностью

Положение о правилах пользования библиотекой в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств имени М. И. Глинки» Обеспечение прав пользователей, предусмотренных ФЗ «О библиотечном деле». Не допускается государственная и иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотеки на свободный доступ к фондам библиотеки. Библиотека обязана: • бесплатно предоставлять пользователям полную информацию о составе библиотечного фонда; • бесплатно предоставлять консультационную помощь пользователям библиотеки; • обеспечивать преподавателям свободный доступ к фондам библиотеки; • изучать и удовлетворять запросы пользователей библиотеки; • осуществлять учет, хранение и использование фонда В положении указаны обязанности библиотекаря. Не указаны основные функции и задачи

ш I— О x с

LH X LH CL

Окончание таблицы 1

Название документа Цели, задачи, функции библиотекаря и библиотеки Права и обязанности библиотекаря

СПб ГБУ ДО ДШИ «Охтинский центр эстетического воспитания» Одной из основных задач библиотеки является обеспечение образовательного процесса через комплектование и сохранение нотного и методического фонда, а также приведение школьного библиотечного фонда в соответствие с федеральными государственными требованиями и условиями реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. Библиотека ориентирована на полноценное обеспечение учебного процесса. Доступ к библиотечному фонду открытый, расстановка фонда тематическая. Фонд библиотеки комплектуется с учетом профиля школы и потребности в учебной и нотной литературе Отсутствуют права и обязанности библиотекаря. Много информации о фонде библиотеки

ОС О

>-

GC <

GC CG

занностях библиотекарей. Многие документы просто перечисляют технологические процессы или правила поведения библиотекаря. В локальных базах школ не выявлено ни одного документа, регламентирующего порядок оплаты труда библиотекарей, формы материального поощрения.

Изучение сайтов ДМШ/ДШИ показало, что в целом информация о библиотеках приводится крайне редко и не полностью, она не структурирована и не имеет практической ценности для пользователей. Собственных сайтов библиотеки не имеют, в двух библиотеках есть странички «Библиотека» на сайте учреждения. Только четыре сайта содержат сведения о режиме работы библиотеки, фамилию, имя, отчество библиотекаря. Выявлено отсутствие дистанционного доступа к ресурсам библиотек или ссылок на полнотекстовые базы документов. Практически нет страничек, посвященных деятельности библиотекаря и библиотеки, нет сведений об информационных ресурсах библиотек ДМШ/ДШИ. Видимо, такие виды деятельности библиотекарями не ведутся.

Результаты опроса библиотекарей ДМШ/ДШИ

В опросе (анкетирование и интервьюирование) участвовали библиотекари 38 ДМШ/ДШИ Санкт-Петербурга (78 %), согласившиеся ответить на вопросы.

Корпус библиотекарей ДМШ/ДШИ отличается специфическими характеристиками:

- библиотекари исключительно женщины;

- 45% - сотрудники старше 60 лет, 25% - возраст старше 50 лет;

- опыт работы в библиотеках (разных) от 4 месяцев до 40 лет: 35 % - свыше 10 лет, 20 % -свыше 30 лет, 20% - свыше 5 лет;

- все библиотекари очень хорошо знают состав фонда и прекрасно в нем ориентируются;

- только 31 % сотрудников имеют высшее библиотечное образование, 8 % - среднее специальное библиотечное образование, 48 % -

другое высшее образование, в том числе и педагогическое, 13% - иное.

Одной из задач исследования было установление компетенций, которыми владеет корпус библиотекарей именно ДМШ/ДШИ и которые являются эталоном для библиотекарей такого вида библиотек. Для решения этой задачи были разработаны анкеты на основе проекта Профессионального стандарта специалиста по биб-лиотечно-информационной деятельности 5 и квалификационных требований, предъявляемых к библиотекарю6. Были проанализированы основные трудовые компетенции, характерные для профессии, и основные процессы, происходящие в специальных учебных библиотеках: комплектование и обработка документов; систематизация документов; справочно-библиографическое обслуживание пользователей; библиотечное обслуживание, выставочная деятельность и организация культурно-массовых мероприятий. Тем самым был определен перечень компетенций, обязательных для обеспечения работы библиотеки; к нему были добавлены и специальные компетенции: знания теории музыки, знания истории изобразительного искусства; навык игры на музыкальном инструменте. Однако наличие компетенций не всегда определяет и характеризует деятельность библиотекаря, важно понять и его личное отношение, самооценку, мотивации и заинтересованность в работе, поэтому в анкету были включены соответствующие вопросы. Анкеты заполнили 15 библиотекарей, что составило 31 % корпуса.

Оказалось, что полностью владеют всеми

5 Профессиональный стандарт. Специалист по библиотеч-но-информационной деятельности // Российская государственная библиотека для молодежи : сайт. URL: https://rgub.ru/files/ profstandart_project-970-2.pdf (дата обращения: 02.03.2021).

6 Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» : приказ М-ва здравоохранения и соц. развития РФ от 30 марта 2011 г. № 251н // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: https://base.garant. ru/55171462/ (дата обращения: 06.01.2020).

перечисленными компетенциями лишь двое библиотекарей (кроме специальных знаний по изобразительному искусству) (13%), которые имеют высшее библиотечное образование и стаж работы от пяти лет. Все опрошенные библиотекари владеют компетенциями заказа документов для приобретения; регистрации документов в инвентарной книге; ознакомлены с правилами охраны труда; правилами пожарной

безопасности. Остальными компетенциями владеют менее 50% респондентов (табл. 2).

Налицо низкий процент библиотекарей, компетентных во всех направлениях. Малое количество владеющих компьютером тесно связано и с отсутствием в библиотеках автоматизированных рабочих мест: из 49 библиотек 40 ими не обеспечены. Практически никем не составляются планы и отчеты о работе,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Владение профессиональными компетенциями Table 2. Possession of professional competencies

Компетенции и регламентация деятельности Количество респондентов, чел. Доля, %

Анализ фонда библиотеки для выявления 4 26,6

потребности в приобретении документов

Заказ документов для приобретения 15 100,0

Планирование деятельности 2 13,3

Отчеты о деятельности 2 13,3

Регистрация документов в инвентарной книге 15 100,0

Регистрация документов в книге «Суммарного учета» 4 26,6

Определение авторского знака 2 13,3

Присвоение полочного индекса 3 20,0

Заполнение каталожной карточки 2 13,3

Расстановка фонда 15 100,0

Ведение карточного каталога 2 13,3

Ведение электронного каталога 5 33,3

Ведение тематических картотек 0 -

Информирование о новых поступлениях 8 53,3

Выполнение библиографических справок 7 46,6

Помощь в оформлении библиографических списков 2 13,3

Обучение пользователей библиографическому поиску 2 13,3

Поиск и предоставление документов с использованием 5 33,3

электронных баз данных и электронных библиотек

Организация выставок 4 26,6

Организация тематических вечеров, встреч, концертов 3 20,0

Ксерокопирование документов 8 53,3

Сканирование документов 4 26,6

Набор текстов в электронном виде 2 13,3

Навык работы на компьютере 7 46,6

Знания по теории музыки 2 13,3

Знания по истории изобразительного искусства 2 13,3

Навык игры на музыкальном инструменте 4 26,6

Ознакомлены с положением о работе библиотеки 6 40,0

Ознакомлены с Кодексом этики российского библиотекаря 2 13,3

Ознакомлены с должностными обязанностями 4 26,6

Ознакомлены с правилами охраны труда 15 100,0

Ознакомлены с правилами пожарной безопасности 15 100,0

ш H О s с

LU S LU CL

не применяются формы группового и массового обслуживания; низок уровень владения библиографическими компетенциями. Вообще сделать вывод о владении библиотекарями такими компетенциями нельзя, можно лишь установить отсутствие этих видов работы в библиотеках.

Самыми сложными оказались вопросы, относящиеся к заработной плате. Сейчас во многих ДМШ/ДШИ для педагогов введена система эффективного контракта. Библиотекари относятся к категории специалистов, и их зарплата формируется другим образом. Она зависит от стажа библиотекаря, уровня образования и, в некоторых случаях, от специальных надбавок. По штатному расписанию ставка библиотекаря устанавливается на 400 обучающихся, при меньшем контингенте он работает на половину ставки. Некоторые библиотекари являются одновременно преподавателями школы. Квалификационные категории библиотекарям ДМШ/ ДШИ не присваиваются. В пяти школах библиотекари перешли на эффективный контракт, при этом не определено, по каким критериям будет оцениваться их эффективность, какие работы будут учитываться. Практически не ведется работа по планированию деятельности, и есть только единичные примеры ведения отчетности в виде «Отчета о деятельности библиотеки», «Статистического отчета библиотеки».

В некоторых школах библиотекарь выполняет не свойственные для себя функции, например, библиотекарь ДШИ им. М. А. Балакирева является администратором официального сайта школы. Ведение сайта для музыкальных школ является относительно новой обязанностью образовательного учреждения и регламентируется нормативными актами7. Администрирование сайта, в принципе, может осуществляться и библиотекарем при наличии у него необходимых навыков и соответствующих профессиональных компетенций. Сайт - это возможность продвижения информации не только о деятельности школы, но и о деятельности ее библиотеки. На сайте можно разместить полные тексты документов из фонда школы для использования обучающимися и преподавателями. Знание библиотекарем некоторых дизайнерских программ позволяет разрабатывать афиши мероприятий, макеты грамот и другие продукты.

В одной из ДШИ библиотекарь, имея основ-Ii] ное педагогическое образование, помогает

q педагогам в оформлении их аттестацион->- -

^ 7 Об утверждении Правил размещения на официаль-

СС ном сайте образовательной организации в информационно-

95 телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления ин-

1 формации об образовательной организации : постановление

Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70413268/ (дата об-62 ращения: 12.01.2020).

ных документов, формировании и хранении в библиотеке портфолио и поощрительных документов. В нескольких школах библиотекари принимают участие в организации фестивалей и конкурсов, которые проводит школа, что дополнительно им оплачивается.

В тех школах, где организован или находится в стадии организации электронный каталог на базе ИРБИС, оплачивается работа по его фактическому наполнению. В последнее время руководством многих ДМШ/ДШИ была поставлена задача организации в библиотеке электронного каталога, что является существенной проблемой: 77 % опрошенных не владеют/плохо владеют компьютером. Таким образом, для работников, особенно старшей возрастной группы, создается определенная стрессовая ситуация - доплата (и в принципе, сохранение своей работы) зависит от владения технологическими компетенциями, программой ИРБИС, для изучения которой необходимо время.

Но при этом ответы на вопрос «Устраивает ли Вас зарплата?» оказались на удивление «спокойными»: только 54% ею недовольны, 80% ответили, что получают доплаты к основному окладу и премии.

71 % библиотекарей не хотят изменить свою работу из-за возраста, признавая, что он является основным фактором при найме работника. К тому же перейти на работу в общедоступную библиотеку для них проблематично, так как предъявляемые к претенденту требования намного выше имеющегося у них уровня компетенций. Большинство признают, что их привлекает удобный график работы, близость к месту проживания, ежегодный отпуск в летние месяцы. Многие отмечают, что принимают непосредственное участие в школьных мероприятиях, концертах, общаются с творческими людьми и любят работать с детьми, считают свой труд полезным для детей, получающих музыкальное образование.

Вопрос о наличии должностных инструкций показал, насколько библиотекари знакомы со своими обязанностями, насколько они могут оценить объем и содержание своего труда. Большинство считает, что справляются со своей работой, хотя многие не имеют инструкций или подобных документов, регламентирующих круг должностных обязанностей: 52% ответили, что не знают, есть ли вообще такая инструкция, 20 % уверенно ответили, что инструкции нет, и только 26% респондентов с нею ознакомлены. Не удивительно поэтому, что на вопрос о соответствии их прав и обязанностей тому, что они реально выполняют в библиотеке, 80% респондентов ответили «нет».

Оценка степени своего профессионального мастерства вызвала затруднения, вследствие чего были сформулированы дополнительные

вопросы: «Всегда ли Вы можете помочь посетителям в выборе нот?», «При комплектовании библиотечного фонда часто ли Вы выбираете издания, не удовлетворяющие пользователя?» В итоге 46% ответили, что чувствуют себя уверенно на рабочем месте, 26 % отметили только периодическую неуверенность, 20 % хотели бы повысить свою квалификацию. Возможно, что такая самооценка повлекла и соответствующие ответы на вопрос «Занимаетесь ли Вы самообразованием?»: 15% - «нет», 52% - «нерегулярно». Хотя многие опрошенные говорили о том, что с удовольствием посещали мероприятия в ЦГПБ им. В. В. Маяковского для библиотекарей музыкальных школ, о потребности в обмене опытом, профессиональном общении, совместном решении насущных проблем, взаимопомощи между библиотеками ДМШ/ДШИ.

Две трети из опрашиваемых библиотекарей выбрали свою работу случайно, в силу каких-либо обстоятельств. Только одна из них пришла в профессию осознанно, долгое время работала в ЦБС, но уволилась из-за изменившихся требований. Четверо библиотекарей имеют богатый опыт работы в других библиотеках.

Многие библиотекари отказались от анкетирования, но согласились на интервью (23 респондента), в котором был поставлен близкий с анкетой круг вопросов, выявивший следующие факты, характерные для всех исследуемых библиотек:

- от библиотекаря в основном требуется выдача документов в пользование или ксерокопирование отдельных частей документа;

- комплектование фонда библиотеки происходит с участием педагогов школы и строго по их заявкам. Иногда пополнение фонда происходит при помощи ксерокопирования документов, приобретенных или подаренных педагогами. Политика комплектования зависит от размера финансирования, наличия постоянной связи с издательствами и заявок педагогов;

- технические процессы обработки документов, кроме присвоения инвентарного номера, становятся обязательными только при электронной каталогизации. Такие документы, как «Дневник библиотекаря», «Книга суммарного учета», «Журнал замены», во многих библиотеках не ведутся. Это напрямую связано с наличием или отсутствием библиотечного образования у библиотекарей;

- в библиотеках не ведутся никакие виды отчетов, за исключением двух библиотек. Это происходит по причине отсутствия стимулирующих выплат за качество выполняемых услуг. Главный критерий качества - удовлетворенность пользователей в лице педагогов школы. Важным критерием является продолжительность работы библиотекаря и режим работы библиотеки;

- библиографические формы обслуживания

применяются только в библиотеках, где библиотекарь имеет библиотечное образование. Такие мероприятия, как «Обзор новых поступлений», проводятся по прайс-листам издательств. В библиотеках ДМШ/ДШИ новые поступления бывают крайне редко, как правило, один раз в 2-3 года;

- выставочная деятельность не ведется из-за отсутствия выставочного оборудования. В некоторых библиотеках невозможно организовать выставку даже на книжной полке. Остальные массовые или групповые виды библиотечного обслуживания не востребованы или считаются ненужными;

- во многих библиотеках руководители ДМШ/ ДШИ стали требовать организацию и ведение электронного каталога. Некоторые библиотекари прошли курсы повышения квалификации по овладению навыками работы в ИРБИС, получили сертификат по данному виду компетенций, но библиотеки остались необорудованными компьютерами и соответствующим программным обеспечением;

- библиотекари назвали основные библиотечные процессы, по которым им необходимы дополнительные знания и навыки: инвентаризация библиотеки; работа с должниками; обработка и оформление документов, особенно полученных взамен утерянных документов; ведение отчетности и организация фонда; организация тематических картотек; использование программы ИРБИС и пр.;

- на вопрос о необходимости для библиотекаря ДМШ/ДШИ музыкального образования все отвечали по-разному. Те, у кого есть хотя бы начальное музыкальное образование, отмечали, что эти знания помогают в работе. Библиотекари без музыкального образования указывали, что прибегают к помощи педагогов и все проблемы решают без особых сложностей.

Практически все библиотекари ДМШ/ДШИ хотят получить дополнительные навыки для своей трудовой деятельности. Но если для педагогов системы ДО Санкт-Петербурга есть свой учебно-методический центр, который занимается их повышением квалификации и методической поддержкой, то для библиотекарей ДМШ/ ДШИ такого центра нет. Повышение квалификации для библиотекарей учреждений ДО организовано на базе ЦГПБ им. В. В. Маяковского в центре по искусству и музыке, где периодически проводятся семинары, краткосрочные курсы на платной основе с выдачей документов установленного образца. Однако данное повышение квалификации не имеет системного характера, в основном направлено на обучение работе в программе ИРБИС (ЦГПБ им. В. В. Маяковского является официальным продавцом этого программного обеспечения для учреждений ДО).

ш I-О х с ш

X

ш о.

Но получение сертификата об освоении ИРБИС без практического ежедневного использования приобретенных знаний и умений неизбежно сводит их к нулю. Библиографы ЦГПБ охотно дают консультации библиотекарям, но этого недостаточно, учитывая, что у большинства нет библиотечного образования и опыта каталогизации. В процессе опроса большинство библиотекарей высказывали пожелания в получении навыков работы на компьютере, изучении базовых пользовательских программ, поиска в интернете и т. п. Многие хотели бы обмениваться опытом и отмечали необходимость создания единой базы нотно-музыкальных документов, организации сотрудничества и обмена опытом между библиотеками ДМШ/ДШИ, обмена документами и т. п.

Несмотря на ограничения и узкие места кадрового потенциала библиотек ДМШ/ ДШИ, в нем тем не менее явно выделяется группа библиотекарей со стажем работы более 20-30 лет. Это уникальные специалисты, обладающие высоким профессиональным мастерством, бережным отношением к документам, высокой культурой общения с посетителями, безукоризненным знанием всех особенностей своего фонда. Даже при скромных возможностях своих библиотек они смогли грамотно и рационально организовать их пространство, оформить его и сделать своеобразным и узнаваемым. Как правило, библиотекари пользуются уважением в коллективе и авторитетом у педагогов и обучающихся.

Результаты опроса директоров ДМШ/ДШИ

Опрос директоров был проведен по электронной почте. Из 49 директоров ответили только 6 человек. Их ответы были важными с точки зрения того, что от администрации школ всецело зависит состояние и возможности развития библиотек и библиотекарей, их перспективное мышление и административная воля выступают в этом плане решающим фактором.

Директорам задавались вопросы «провокационного» характера. Так, в вопросе выбора традиционной или электронной библиотеки с самообслуживанием все единогласно были за традиционную библиотеку с обычным библиотекарем. Вопрос выбора между «современным материально-техническим оснащением биб-3 лиотеки или профессиональным, компетентным § библиотекарем» вызвал эмоциональную реакцию: § - «Два равнозначных фактора - как их раз-

ос делить? Без профессионала говорить не о чем, ос а оснащение должно соответствовать современ-5 ным требованиям. Все взаимосвязано»,

- «Мой выбор: "живой" библиотекарь, работающий в том числе с электронными ресурсами», 64 - «Можно расширять участие библио-

теки в жизни школы, как это делают районные библиотеки (проводят тематические вечера, концерты, лекции), но в объеме ДШИ - это излишне»,

- «Если бы школа имела финансирование большее в несколько раз, мы бы могли себе позволить богатую библиотеку с электронными ресурсами и библиотекаря-профессионала, обладающего всеми этими достоинствами».

Из других ответов директоров сложились следующие результаты:

- организация читального зала могла бы расширить возможности библиотеки и перечень ее услуг;

- экспансия интернет-ресурсов вытесняет библиотеки, необходимо более интенсивное их привлечение для решения ряда учебных проблем;

- нет потребности в организации библиотекой культурно-массовых мероприятий, поскольку этим занимается сама школа;

- необходимо расширение информирования коллектива о новой музыкальной литературе не только печатной, но и публикуемой в интернете и социальных сетях;

- большую помощь оказывает библиотека в организации выездных просветительских мероприятий, лекций-концертов в общеобразовательных школах;

- необходимо постоянно улучшать культуру обслуживания, быть более внимательными к посетителям.

Очевидно, что библиотеки ДМШ/ДШИ функционируют в достаточно ограниченных рамках. Учреждения ДО детей не могут модернизировать библиотеки из-за недостаточного финансирования. Вместе с тем традиционный труд библиотекаря является обязательным условием для информационной наполненности образовательного процесса, и руководители школ понимают, что этот труд пока ничем не заменим.

Перспективы развития кадрового потенциала библиотек ДМШ/ДШИ в Санкт-Петербурге

Во время исследования был получен уникальный опыт, который позволит лучше понимать специфику деятельности библиотекаря ДМШ/ ДШИ. Эта деятельность имеет как свои особенности, так и общие, присущие всем библиотекам признаки и проблемы. Проблемы библиотек такого вида во многом зависят от низкого имиджа библиотекаря в самом учреждении, от низкой оценки потенциала возможностей библиотеки. Дополнительное образование для детей - очень архаичный социальный институт. В этой сфере сформировались свои особенные потребности и взгляды на музыкальное образование. Многие преподаватели, находясь в рамках про-

фессии и считая современные информационные технологии не адаптированными для своей работы, необъективно оценивают все возможности современной библиотеки и современного библиотекаря. Зачастую, не обладая определенной информационной грамотностью, они не могут представить, какие возможности дает информационный мир и интернет-пространство.

Исследование выявило следующие проблемы современного состояния кадрового потенциала ДМШ/ДШИ Санкт-Петербурга:

- полностью отсутствуют профессиональные стандарты и квалификационные требования для библиотечных кадров ДМШ/ДШИ;

- отсутствуют документы, регламентирующие деятельность библиотекарей ДМШ/ДШИ, определяющие цели, задачи и функции для кадров библиотек такого вида;

- библиотеки ДМШ/ДШИ не имеют оборудования и возможностей для полноценной деятельности библиотечных кадров;

- практически все кадры библиотек ДМШ/ ДШИ имеют низкую библиографическую грамотность;

- низкий уровень навыков владения компьютером и пользовательскими компьютерными программами не позволяет библиотекарям соответствовать современным требованиям пользователей, расширять их обслуживание;

- библиотекари не используют все разнообразие форм библиотечной деятельности, особенно редко реализуются групповые и культурно-массовые формы работы;

- библиотеки ДМШ/ДШИ относятся к специальным учебным библиотекам, и работающие в них должны иметь специальные компетенции, позволяющие им качественно выполнять свои профессиональные обязанности;

- профессионального сообщества музыкальных библиотек, подобного сообществам публичных, школьных и других библиотек, нет. Библиотекари ДМШ/ДШИ достаточно разрознены и не имеют профессиональных контактов друг с другом и коллегами из подобных библиотек других регионов, такие контакты в основном носят локальный, межличностный характер;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- библиотекари ДМШ/ДШИ практически лишены постоянной и систематической методической поддержки;

- оплата труда библиотечных кадров ДМШ/ ДШИ находится на более низком уровне, чем оплата труда библиотекарей общедоступных библиотек города.

Многие из перечисленных проблем, как, например, финансирование библиотек, тем более ведомственных, трудно, скорее даже невозможно решить в современных условиях. Отдельной проблемой является утверждение квалификационных требований и проф-

стандартов, в разработке которых участвует много административных и общественно-профессиональных структур, существуют различные нормативно-правовые противоречия и ограничения и пр. В таком контексте говорить о перспективах эффективного использования и развития кадрового потенциала ДМШ/ДШИ достаточно сложно. Однако некоторые пути решения существующих проблем все-таки просматриваются, чему способствует имеющийся инновационный опыт библиотек общеобразовательных и музыкальных школ страны:

1. Развитие кадрового потенциала библиотек невозможно в отрыве от модернизации самих библиотек ДМШ/ДШИ. Поэтому сверхзадачей для них является преобразование их в информационно-библиотечные центры (ИБЦ) по искусству, подобно ИБЦ общеобразовательных школ, уже показавших свою эффективность8 (Оле-фир, 2010). Технически и технологически оснащенные ИБЦ ДМШ/ДШИ с доступом в интернет становятся неотъемлемой частью единой информационно-образовательной среды школы, создают новые возможности для повышения качества образовательного процесса за счет расширения спектра услуг и продуктов, в том числе в электронной среде. Использование в обучении электронных ресурсов, полнотекстовых баз данных по искусству существенно поднимает рейтинг библиотеки и библиотекаря в глазах пользователей.

2. Современная библиотека немыслима без присутствия в социальных сетях. Библиотекарям ДМШ/ДШИ вполне доступно создание собственных страничек в наиболее популярных и востребованных у целевых аудиторий социальных сетях, или, как минимум - на сайте своей школы. Эта задача не столь сложна для решения и может быть осуществлена до создания ИБЦ9. Например, на сайте ДШИ им. М. А. Балакирева (Москва) библиотекари демонстрируют свою работу и осуществляют доступ к электронным ресурсам, полнотекстовым базам документов.

3. Библиотечные кадры ДМШ/ДШИ должны иметь возможность если не регулярного, то хотя бы периодического повышения квалификации, приобретения новых знаний и навыков, а библиотекари без библиотечного образова-

8 Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71338750/ (дата обращения: 02.03.2021).

9 Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации : постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70413268/ (дата обращения: 12.01.2020).

^

Ш I-О х с ш

X

ш

CL

ния - возможность переподготовки, тем более что сегодня она может проводиться в дистанционном формате на базе различных профильных организаций (Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Российская национальная библиотека и др.).

4. Настоятельно необходимо преодолеть разобщенность библиотекарей ДМШ/ДШИ и сформировать в их среде корпоративность. Начать такую работу, организовать партнерство и координацию между библиотеками учреждений ДО детей, музеями, выставками, театрами, библиотеками других видов мог бы общественный координационный совет библиотекарей ДМШ/ ДШИ или подобный инициативный орган. При условии возникновения таких центростремительных тенденций в среде библиотекарей специальных учебных библиотек, консолидации их сил реальна разработка концепции развития библиотек совместно со всеми заинтересованными лицами. Через координационный совет могут быть налажены связи и необходимая методическая помощь библиотекам ДМШ/ ДШИ со стороны ведущих библиотек Санкт-Петербурга - Российской национальной библиотеки, ЦГПБ им. В. В. Маяковского и др.

Как организованная профессиональная группа библиотекари ДМШ/ДШИ могут стать активными участниками общественно-профессиональных объединений и рассчитывать на поддержку Петербургского библиотечного общества, Ассоциации школьных библиотекарей русского мира и Российской библиотечной ассоциации.

Разумеется, решающим условием осуществления названных проблем являются два взаимосвязанных фактора: заинтересованность руководителей ДМШ/ДШИ Санкт-Петербурга в преобразовании библиотек и эффективном

использовании их ресурсов и кадрового потенциала для информационного и творческого обогащения образовательного процесса и заинтересованность, активность самой профессиональной группы библиотекарей в качественном изменении содержания и условий своего труда.

Заключение

Практическим подтверждением изложенным в статье идеям является «Городской проект по созданию сети информационно-библиотечных центров по искусству ДШИ и ДМШ», ставший итоговым результатом магистерской диссертации Н. Г. Орловой (2020). Проект предусматривает интеграцию библиотек ДМШ/ДШИ в единую информационную сеть, определяет все главные направления для их реорганизации. Для этого необходимо поэтапно придавать библиотекам статус ИБЦ. Ожидаемые результаты проекта: обеспечение условий для реализации федеральных государственных требований к ДО; организация городского информационно-методического центра для координации деятельности ИБЦ по искусству учреждений ДО Санкт-Петербурга; создание и реализация программы переподготовки библиотекарей учреждений ДО Санкт-Петербурга; доступность полнотекстовых электронных изданий по искусству всем участникам образовательного процесса ДМШ/ДШИ; внедрение технических средств обеспечения доступа к цифровым образовательным ресурсам по искусству и др.

Организация и моделирование ИБЦ позволит модернизировать библиотеки, повысить квалификацию библиотекарей и вывести их профессиональную деятельность на новый, современный уровень.

Список источников / References

Аракелова А. О. Начальное предпрофессиональ-ное музыкальное образование (духовые и ударные инструменты) // Идеи и идеалы. 2011. № 4. С. 114-121 [Arakelova AO (2011) Primary pre-professional musical education (wind and percussion instruments). Idei i idealy 4: 114-121. (In Russ.)].

Безуглова И. Ф. Новые тенденции в работе музыкальных библиотек России // Музыкальные библиотеки Северо-Запада РФ в современной информационной среде : материалы Регион. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 29-30 мая 2013 г. Санкт-Петербург, 2013. С. 14-18 [Bezuglova IF (2013) New trends in the work of music libraries in Russia. Muzykalnye biblioteki Severo-Zapada RF v sovremennoi informatsionnoi srede: materialy region. nauch.-prakt. konf., Sankt-Peterburg, 29-30 maya 2013g. Saint Peterburg, pp. 14-18. (In Russ.)].

Князев А. Н. Библиотека как научно-художественная система // Музыкальные библиотеки Северо-Запада РФ в современной информационной среде: материалы Регион. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 29-30 мая 2013 г. Санкт-Петербург, 2013. С. 35-40 [Knyazev AN (2013) The library as a scientific and artistic system. Muzykalnye biblioteki Severo-Zapada RF v sovremennoi informatsionnoi srede: materialy region. nauch.-prakt. konf., Sankt-Peterburg, 29-30 maya 2013 g. Saint Peterburg, pp. 35-40. (In Russ.)].

Лохвицкая С. Л., Туровская А. А. К вопросу о подготовке специалистов для музыкальных библиотек // Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры : тез. выступлений на конф. преподавателей СПбГАК 24 марта 1997 г. Санкт-Петербург, 1997. С. 155-157 [Lohvitskaya SL and Turovskaya AA (1997) On the issue of training specialists for music libraries. Nauchno-metodicheskie

problemy podgotovki specialistov v vuzah kul'tury: tez. vystuplenij na konf. prepodavatelej SPbGAK 24 marta 1997g. Saint Peterburg, pp. 155-157. (In Russ.)].

Олефир С. В. Педагогический потенциал и функции школьной библиотеки: компетентностный подход // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 4. С. 21-26 [Olefir SV (2010) Pedagogical potential and functions of the school library: a competence-based approach. Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv 4: 21-26. (In Russ.)].

Орлова Н. Г. Потенциал библиотеки ДШИ как участника образовательного процесса // Балакиревские чтения в Казани : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2019а. С. 35-37 [Orlova NG (2019a) The potential of the DShI library as a participant in the educational process. Balakirevskie chteniya v Kazani: materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf. Kazan, pp. 35-37. (In Russ.)].

Орлова Н. Г. Проблемы использования потенциала библиотеки школы искусств // Библиотечный мир глазами студентов : материалы секции Всерос. науч.- практ. конф. «Моргенштерновские чтения». Челябинск, 2019б. С. 152-157 [Orlova NG (2019b) Problems of using the potential of the art school library. Bibliotechnyi mir glazami studentov: materialy sektsii Vseros. nauch.-prakt. konf. «Morgenshternovskie chteniya». Chelyabinsk, pp. 152-157. (In Russ.)].

Орлова Н. Г., Колесникова М. Н. Библиотеки музыкальных школ и школ искусств - место учебы и работы («второе место») // Труды ГПНТБ СО РАН. 2020. № 3. С. 55-63 [Orlova NG and Kolesnikova MN (2020)

Libraries of music and art schools - a place of study and work ("second place"). Trudy GPNTB SO RAN 3: 55-63. (In Russ.)]. DOI: 10.20913/2618-7515-2020-3-55-63.

Полтавская Е. И. Музыкальные библиотеки. Какой библиотекарь им нужен? // Научные и технические библиотеки. 2017. № 12. C. 97-108 [Poltavskaya EI (2017) Music libraries. What kind of librarian do they need? Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 12: 97-108. (In Russ.)].

Технология работы библиотеки образовательной организации : практ. рук. для начинающих библиотекарей. Электронная версия 1.1. Москва, 2018. 66 с. [(2021) The technology of the educational organization library: manual for new librarians. Electronic version 1.1. Moscow. (In Russ.)]. URL: http://metod-obr.ru/ images/biblioteka/metodpekomend/Prakticheskoe-rukovodstvo-SHB_v.L1.pdf (дата обращения = accessed 23.08.2021).

Яскажук Т. С. Музыкальные библиотеки: современное состояние, проблемы изучения // Некоторые вопросы современного книговедения : сб. аспирант. работ. Новосибирск, 2002. С. 102-113 [Yaskazhuk TS (2002) Music libraries: the current state, problems of study. Nekotorye voprosy sovremennogo knigovedeniya: sb. aspirant. rabot. Novosibirsk, pp. 102113. (In Russ.)].

Cheetham G and Chivers G (1996) Towards a holistic model of professional competence. Journal of European Industrial Training 20 (5): 20-30. DOI: https://doi. org/10.1108/03090599610119692.

Hunter D (2002) Core competencies and music librarians. URL: http://www.musiclibraryassoc.org/pdf/Core_ Competencies.pdf (accessed 25.02.2019).

ш I— О x с ш

X

ш

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.