Научная статья на тему 'Профессиональные компетентность и компетенция важнейшие факторы обеспечения безопасного труда'

Профессиональные компетентность и компетенция важнейшие факторы обеспечения безопасного труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2070
798
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / PROFESSIONAL COMPETENCES AND SKILLS / LABOR SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарафутдинов Д. К., Сибагатуллин Р. Р.

Статья посвящена анализу понятий «профессиональная компетентность» и «компетенция» как педагогических категории применительно к организации и обеспечению безопасности труда, в частности в строительной отрасли. Показана взаимосвязь профессиональных компетенций работников с их каждодневными трудовыми операциями в разрезе обеспечения безопасной и безаварийной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарафутдинов Д. К., Сибагатуллин Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the notions of «professional competence» and «skill» as pedagogic categories regarding to labor organization and safety provision, in particular in the field of civil engineering. The interdependence of the employee’s professional skills with his everyday work is shown from the point of view of safe and hazardless workplace.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетентность и компетенция важнейшие факторы обеспечения безопасного труда»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ -ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ТРУДА

Д. К. Шарафутдинов, Р. Р. Сибагатуллин

Статья посвящена анализу понятий «профессиональная компетентность» и «компетенция» как педагогических категории применительно к организации и обеспечению безопасности труда, в частности в строительной отрасли. Показана взаимосвязь профессиональных компетенций работников с их каждодневными трудовыми операциями в разрезе обеспечения безопасной и безаварийной работы. Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, безопасность труда.

Professional competences and skills as essential factors of safeguarding labor safety. The

article is devoted to the notions of «professional competence» and «skill» as pedagogic categories regarding to labor organization and safety provision, in particular in the field of civil engineering. The interdependence of the employee’s professional skills with his everyday work is shown from the point of view of safe and hazardless workplace.

Key words: professional competences and skills, labor safety

Согласно доклада Минздравосоцразвития России [1] численность пострадавших в строительной отрасли, по данным Росстата, за 2006 г. составляло 6590 человек, за 2007 г. - 6576. Численность пострадавших со смертельным исходом, по тем же данным, за 2006-2007 г.г. возросло с 539 до 591 человек.

Строительная отрасль, наряду с сельским хозяйством и обрабатывающими отраслями промышленности, стабильно занимает “первые строчки“ по уровню производственного травматизма.

Основными причинами производственного травматизма в Российской Федерации в 2007 году [1, 2] являлись: организационные, технические, психофизиологические.

Детальный анализ организационных причин, выполненных авторами, показывает, что в их составе 35-40% составляют причины, связанные недостатками профессиональной подготовки и обучения по безопасности труда. В том числе и неэффективные инструктажи в этой предметной области. Отсюда вытекает, что значительные резервы в профилактике производственного травматизма, в том числе и снижение смертности на производстве из-за несчастных случаев кроются в повышении качества обучения по безопасности труда. Как современные достижения в педагогической науке и практике могут способствовать в решении этой проблемы?

По мнению авторов, формирование требуемых для обеспечения безопасности труда компетенций и компетентности будет способствовать решению этой проблемы.

Рассмотрим, что из себя представляют компетенции и компетентность в решении вопросов безопасности труда. Но сначала рассмотрим, как представлены в научной литературе различными авторами понимание этих понятий.

До настоящего времени не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие «компетенция» приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что». Н. И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность - это качественное использование компетенций [3]. Н. Ф. Талызина, Н. Т. Печенюк, Л. Б. Хихловский отмечают, что понятия «знания», «умения», «навыки» неточно характеризуют понятие «компетентность», так как по их мнению, «компетентность» предполагает владение знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом [4].

При рассмотрении проблем модернизации профессионального образования широко применяется термин «профессиональная компетентность». К. В. Шапошников понимает категорию

«профессиональная компетентность» как готовность и способность рабочего принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности [5]. Профессиональная компетентность в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром.

Рассматривая профессиональные компетенции, большинство исследователей [4, 5, 6, 7 и др.] выделяют:

1. Простые (базовые) компетенции, формируемые на основе знаний, умений, способностей, легко фиксирумые, проявляющиеся в определенных видах деятельности.

2. Ключевые компетенции - сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех вида деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.

«Компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение ... компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. . В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей». [8] Современная педагогика [9, 10] определяет «компетентность» в сфере охраны труда как профессиональную (знания и умения) и психологическую (поведение) готовность работника к грамотному, безопасному и производительному выполнению работы. Указанная формулировка выделяет психологическую (поведенческую) готовность работников к безопасному труду как осознанное внутреннее стремление. В современных условиях строительства зачастую

нормативные требования, работа руководителей и рабочих входят в противоречие друг другу. В то же время, по мнению авторов, внутренняя готовность не гарантирует безопасный труд, поскольку рабочему необходимы личностные качества, позволяющие организовать и безопасно выполнить трудовую операцию, такие как кругозор, активность, внимание, стремление к отстаиванию собственных интересов.

Применительно к сфере охраны труда в литературе термин «компетенция» звучит как личная способность работника выполнять требования нормативных требований по охране труда. В то же время на действующем строящемся объекте одной лишь способности к безопасному труду зачастую недостаточно для сохранения жизни и здоровья работников, поскольку «я способен» часто не означает «я сделаю» или «я должен это сделать». Отсюда необходимо более широкое толкование термина «компетенция» в части внутренних осознанных стремлений рабочих к безопасному труду

Авторы данной статьи, являясь разработчиками инновационных дидактических средств повышения качества обучения по охране труда и промышленной безопасности [11], за годы практической работы выработали свою терминологию понятий «компетентность» и «компетенция».

По нашему мнению, профессиональная компетентность в обеспечении безопасности труда - это владение работниками профессиональными знаниями (требования правил, норм, инструкций по безопасности труда), навыками (по безопасному выполнению тех или иных рабочих операций) и присутствие в них личностных качеств по безопасности труда (понимание приоритета безопасности труда, стремление работать безопасно, желание работать без происшествий, забота о здоровье работающих рядом, поиск новых, более безопасных методов и приемов работы), позволяющие сохранить их жизнь и здоровье.

Действительно, профессиональный, подготовленный работник во многом является не «бездумным сиюминутным исполнителем», а «составным элементом» единого непрерывного производственного процесса. Компетентный работник в известной степени является творцом рабочего процесса на участке выполнения работ. Зная, как должен быть организован его безопасный труд, умея безаварийно выполнять рабочие операции, имея желание и настойчивость по требованию от себя и руководителей (мастеров, прорабов) обеспечения собственной жизни и здоровья, рабочий в значительной мере будет огражден от риска травмирования.

Известно много случаев, когда неподготовленные рабочие, не осознавая опасность работы в тех или иных условиях на строящемся объекте, при определенном стечении обстоятельств получали травмы, вплоть до смертельных. В то же время, осознавая в полной мере риск нахождения в условиях воздействия опасных и вредных производственных факторов, компетентный рабочий не приступит к работе в этих условиях, благодаря чему сохранит свои жизнь и здоровье.

По мнению авторов, «профессиональная компетенция» - операционная составляющая «компетентного» рабочего, как важнейшего субъекта современного высокотехнологичного строительства, позволяющая оценить, проанализировать, принять правильное решение и

безопасно выполнить предписанные трудовые операции. Авторами выделен ряд профессиональных компетенций современного работника строительной отрасли (рис. 1).

Знания Умения Личностные

качества

Профессиональная компетентность

1

^ ^ ^ Профессиональные компетенции

4

По владению информацией по безопасности труда и пониманию проблематики охраны труда, его состава

По своевременной самостоятельной оценке имеющихся производственных профессиональных рисков и выработке решений по снижению уровня опасных и вредных производственных факторов

По безопасной организации рабочего места

По безопасному выполнению работы

По осуществлению постоянного самоконтроля

I

По разработке перспективных и действенных способов и мер по улучшению условий труда

Рис. 1. Профессиональная компетентность и профессиональные компетенции современного работника строительной отрасли.

Перечисленные профессиональные компетенции являются составляющими единого процесса действий и принятий решений работника, практически в полной мере защищенного от возможного несчастного случая в любой момент времени: от получения задания от руководителя до окончания рабочей операции.

Профессиональная компетенция «по владению информацией по безопасности труда и пониманию проблематики охраны труда» позволяет работнику выполнить порученную работу с соблюдением предписанных требований безопасности, при этом инициатива, желание, необходимость безопасной работы будут исходить непосредственно от работника.

Находясь на участке производства работ, с помощью профессиональной компетенции «по своевременной самостоятельной оценке имеющихся производственных профессиональных рисков», работник самостоятельно, со всем возможным усердием и вниманием, предварительно, до начала выполнения работы, выявит все имеющиеся и потенциально возможные опасные и вредные производственные факторы, которые могут нанести вред его здоровью.

Обладая знаниями и умениями по охране труда, работник внимательно и скрупулезно анализирует методы и способы возможного снижения уровня выявленных опасных и вредных производственных факторов и принимает обоснованные решения. Работник может

самостоятельно ликвидировать эти факторы, например, выставив ограждения, используя дополнительные средства индивидуальной защиты и др. Также, при невозможности самостоятельно ликвидировать опасные факторы, работник может обратиться к непосредственному руководителю. Данная последовательность действий характеризует профессиональную компетенцию «по выработке решений по снижению уровня опасных и вредных производственных факторов».

Профессиональная компетенция «по безопасной организации рабочего места» позволяет с помощью знаний нормативных документов по охране труда, умений по безопасной организации рабочего процесса, творчески, внимательно подготовить участок, на котором будет выполняться рабочая операция. От того, насколько полно, разносторонне будет организовано рабочее место, зависит вероятность возникновения нештатной ситуации непосредственно с работающим, а также на смежных участках работы.

Серьезное, внимательное отношение к обеспечению требований охраны труда с применением знаний безопасных методов и приемов работ, умений по безопасному выполнению работы, в значительной мере является залогом безопасной и безаварийной работы работника, что характерно для профессиональной компетенции « по безопасному выполнению работы». Профессиональная компетенция «осуществление постоянного самоконтроля» позволяет в каждый момент времени внимательно, самокритично оценивать собственные действия и сопоставлять их требованиям безопасности и риску получения травмы. «Живой», думающий работник в значительной мере способен выявить возможный риск нештатной ситуации как непосредственно с собой, так и с членами бригады, находящихся поблизости.

Для активного, думающего, ответственного работника окончание работы не является поводом для «выключения рабочего процесса». Напротив, работник, владеющий профессиональной компетенцией «разработка перспективных и действенных способов и мер по улучшению условий труда» по окончании работы анализирует все этапы выполняемой работы, ищет методы и способы по оптимизации работы в будущем, по снижению количества и уровня опасных и вредных производственных факторов.

Таким образом, работники в современных условиях производства должны в равной мере успешно обладать всеми профессиональными компетенциями по безопасности труда, поскольку каждый из них жизненно необходим в повседневном труде и в конечном итоге позволяет предотвратить нештатные ситуации и несчастные случаи с работающими в условиях воздействия на них опасных и вредных производственных факторов.

Применение одного из наиболее эффективных методов формирования профессионально значимых качеств, каким является в настоящее время компетентностный подход к процессу обучения, направленного на формирование и обеспечение безопасных и здоровых условий труда рабочих позволит достичь требуемых результатов в повышении профилактики производственного травматизма и несчастных случаев. Формируя в процессе обучения необходимые

профессиональных компетенций по безопасности труда в конечном итого произойдет уменьшение воздействия на работающих существующих профессиональных рисков.

Литература:

1. Доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2007 году».

2. Государственный доклад «О состоянии условий и охраны труда в Республике Татарстан в 2009 году»

3. Алмазова Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003. 47 С.

4. Талызина Н. Ф., Печенюк Н. Т., Л. Б. Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, изд. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.//Модернизация российского образования. Документы и материалы. М.:Изд-во ВШЭ, 2002. С263 282.

5. Шапошников К. В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков. Автореферат дис... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006. 26 с.

6. Исаева Т. Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе (сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса). Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. 312 с.

7. Цодикова Д. С. Ключевые компетенции менеджера ХХ века./ Практический курс. -

http:/www.buk.irk.ru/chairs/management/programs/zodikova.htm.

8. Ялалов Ф. Г., Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию. М, 2010.

9. Ворошилов С., Новиков Н., Файнбург Г. Компетенции и компетентность персонала в сфере охраны труда http://www.nacot.ru/?q=node/667

10. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и

культурологическим.// Интернет-журнал "Эйдос". 2007. 30 сентября. http://www.eidos.ru/joumal/2007/0930-23.htm

11. Инструктивно-методические и руководящие материалы по непрерывному фирменному

профессиональному обучению рабочих в дочерних обществах и организациях ОАО «Газпром».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.