Научная статья на тему 'Анализ «Дерева событий несчастного случая» как средство формирования профессиональной компетенции по безопасности труда для работников газотранспортной отрасли'

Анализ «Дерева событий несчастного случая» как средство формирования профессиональной компетенции по безопасности труда для работников газотранспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
676
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА / ДОПУСК К РАБОТЕ / ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL SKILLS / OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY MANAGEMENT SYSTEM / INDUSTRIAL SAFETY / IN-HOUSE TRAINING / TESTING KNOWLEDGE ON OCCUPATIONAL SAFETY / ACCESS TO WORK / OCCUPATIONAL HAZARDS / HARMFUL PRODUCTION FACTORS / GAS TRANSMISSION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сибагатуллин Рустем Рафаилович, Бадрутдинов Марат Наилевич

Статья посвящена анализу формирования профессиональных компетенций по безопасности труда работников газотранспортной отрасли. Обозначен ряд актуальных проблем в организациях газотранспортной отрасли на основе анализа произошедших несчастных случаев. Выделены современные требования к компетентности специалистов и работников рабочих профессий. Охарактеризованы этапы формирования основных компетенций в области безопасности труда. Представлена разработанная авторами автоматизированная мультимедийная тестирующая образовательная система по охране труда и промышленной безопасности, способствующая формированию профессиональных компетенций по безопасности труда работников газотранспортной отрасли. Важнейшим элементом данной системы является «Дерево событий несчастного случая на производстве», представляющее собой многоуровневую вариативную систему взаимосвязанных событий, приведших к возникновению несчастного случая. Сделан вывод о необходимости использования современных достижений педагогики в проведении внутрифирменного обучения по охране труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сибагатуллин Рустем Рафаилович, Бадрутдинов Марат Наилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accident Event Tree analysis as a way to develop professional skills in occupational safety among gas transportation industry employees

The study analyzes the development of professional skills in occupational safety in gas transportation industry. A number of urgent issues in this industry are identified on the basis of the accident analysis. The modern requirements for the workers’ skills are identified. The stages of developing the basic skills in occupational safety are described. The authors present the original automated multimedia testing system in the field of occupational and industrial safety, which contributes to the development of professional skills in occupational health and safety among the employees of the gas transportation industry. The most important element of this system is the Industrial Accident Event Tree, which is a multi-level, variable system of interrelated events leading to the accident. The authors conclude that it is necessary to use the modern technologies of Education Science during the in-house training in occupational safety.

Текст научной работы на тему «Анализ «Дерева событий несчастного случая» как средство формирования профессиональной компетенции по безопасности труда для работников газотранспортной отрасли»

УДК 331.45:614.8.013

https://doi.org/10.24158/spp.2017.11.35

Сибагатуллин Рустем Рафаилович

кандидат педагогических наук, специалист по охране труда общества с ограниченной ответственностью «Евростиль-Казань»

Бадрутдинов Марат Наилевич

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры технологий строительного производства Казанского государственного архитектурно-строительного университета

АНАЛИЗ «ДЕРЕВА СОБЫТИЙ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Sibagatullin Rustem Rafailovich

PhD in Education Science, Health and Safety Officer, Eurostyle-Kazan Ltd

Badrutdinov Marat Nailevich

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Building Technology Department, Kazan State University of Architecture and Engineering

ACCIDENT EVENT TREE ANALYSIS AS A WAY TO DEVELOP PROFESSIONAL SKILLS IN OCCUPATIONAL SAFETY AMONG GAS TRANSPORTATION INDUSTRY EMPLOYEES

Аннотация:

Статья посвящена анализу формирования профессиональных компетенций по безопасности труда работников газотранспортной отрасли. Обозначен ряд актуальных проблем в организациях газотранспортной отрасли на основе анализа произошедших несчастных случаев. Выделены современные требования к компетентности специалистов и работников рабочих профессий. Охарактеризованы этапы формирования основных компетенций в области безопасности труда. Представлена разработанная авторами автоматизированная мультимедийная тестирующая образовательная система по охране труда и промышленной безопасности, способствующая формированию про-фессиональных компетенций по безопасности труда работников газотранспортной отрасли. Важнейшим элементом данной системы является «Дерево событий несчастного случая на производстве», представляющее собой многоуровневую вариативную систему взаимосвязанных событий, приведших к возникновению несчастного случая. Сделан вывод о необходимости использования современных достижений педагогики в проведении внутрифирменного обучения по охране труда.

Ключевые слова:

профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, система управления охраной труда, безопасность труда в промышленности, внутрифирменное обучение, контроль знаний по охране труда, допуск к работе, опасные производственные факторы, вредные производственные факторы, газотранспортная отрасль.

Summary:

The study analyzes the development of professional skills in occupational safety in gas transportation industry. A number of urgent issues in this industry are identified on the basis of the accident analysis. The modern requirements for the workers' skills are identified. The stages of developing the basic skills in occupational safety are described. The authors present the original automated multimedia testing system in the field of occupational and industrial safety, which contributes to the development of professional skills in occupational health and safety among the employees of the gas transportation industry. The most important element of this system is the Industrial Accident Event Tree, which is a multi-level, variable system of interrelated events leading to the accident. The authors conclude that it is necessary to use the modern technologies of Education Science during the in-house training in occupational safety.

Keywords:

professional competence, professional skills, occupational health and safety management system, industrial safety, in-house training, testing knowledge on occupational safety, access to work, occupational hazards, harmful production factors, gas transmission industry.

В современных условиях в производственных подразделениях предприятий газотранспортной отрасли работники рабочих профессий зачастую выполняют работу в условиях воздействия на них опасных и вредных производственных факторов. Для процесса производства работ характерен комплекс предпосылок возникновения аварийных ситуаций: технологического характера, вследствие нарушения трудовой дисциплины, правил охраны труда и промышленной безопасности. Расследования произошедших несчастных случаев показывают, как правило, психологическую неготовность задействованного в производстве работ персонала к практическому внедрению меропри-

ятий по охране труда и промышленной безопасности. Действующее законодательство провозглашает приоритет жизни и здоровья работников как высшие ценности [1]. Настоящая статья написана авторами в аспекте имеющихся случаев производственного травматизма в газотранспортной отрасли в целях анализа причинно-следственной связи событий, а также создания инструмента для формирования профессиональных компетенций по безопасности труда работников.

Каждый произошедший несчастный случай на производстве подлежит расследованию в установленные сроки [2]. В ходе расследования составляется схема места происшествия, опрашиваются руководители, специалисты, рабочие и возможные свидетели. По результатам опросов оформляются соответствующие акты с собственноручными подписями опрашиваемых.

Анализ материалов произошедших несчастных случаев в организациях газотранспортной отрасли показывает ряд основных причин их возникновения.

1. Недостатки в организации участков производства работ и рабочих мест. Требования к безопасной организации участков работ и рабочих мест жестко регламентированы нормативно-правовыми документами отраслевого характера [3]. Необходимо отметить, что руководители работ, специалисты, работники рабочих профессий имеют базовое профессиональное образование, периодически проходят курсы повышения квалификации, внутрифирменное обучение по охране труда и промышленной безопасности, т. е. гарантированно имеют теоретические знания по требованиям, предъявляемым к безопасной организации участков работ и рабочих мест. В то же время на этапе производства работ как руководители работ, так и работники рабочих профессий действуют в нарушение предписанных норм безопасности, принимая решение по небезопасному производству работ. Из объяснений линейных работников, допустивших нарушения, следует, что, обладая знаниями о требованиях безопасности, они допустили нарушения вследствие того, что «считали, что ничего плохого не случится», «так быстрее выполнить работу». Видно, что, обладая знаниями о правильной организации работ, руководители и специалисты не обладают побуждающими мотивами обязательности практического внедрения требований безопасности на участках производства работ. Некоторые исследователи ставят целью профессиональной подготовки современного специалиста становление профессиональной компетентности [4]. Можно говорить, что у руководителей и специалистов не сформированы профессиональные компетенции по безопасной организации работ, а именно по фактической готовности к внедрению требований безопасности и обязательности соблюдения участниками технологического процесса предписанных норм и правил.

2. Отсутствие контроля за исполнением работниками рабочих профессий обязанностей по безопасности труда со стороны ответственных руководителей работ. Имеющиеся нарушения в ходе производства работ на рабочих местах допущены работниками рабочих профессий, действующими вразрез с требованиями инструкций по охране труда и других нормативных документов. В то же время, согласно должностным обязанностям, руководитель работ должен по факту нарушения со стороны находящегося в подчинении персонала принять меры по немедленной остановке процесса производства работ, разъяснить лицу, допустившему нарушение, суть неправильного производства работ, после чего, убедившись в устранении нарушений, разрешить дальнейшее производство работ с обеспечением мероприятий по безопасности труда. На практике по факту возникновения нарушений со стороны подчиненного персонала руководителем работ зачастую не предпринимаются мероприятия по их устранению. Фактически руководитель работ выполняет роль не ответственного руководителя работ, принимающего оперативные решения в режиме реального времени, а наблюдателя-статиста. В этих условиях на первый план выходит психологическая готовность к побуждению фактического исполнения участвующих в производственном процессе лиц мероприятий по безопасности труда.

3. Неисполнение работниками рабочих профессий мероприятий по охране труда и промышленной безопасности при производстве работ. Действия работников рабочих профессий непосредственно перед возникновением несчастных случаев имеют двойственный характер. С одной стороны, мероприятия, реализуемые работодателем, носят ярко выраженный «противо-аварийный» характер. В это понятие можно включить современные эргономичные орудия труда (машины, механизмы, оборудование, инструмент и т. д.), продуманную технологию производства работ (расположение работников вне опасных зон, исключение опасных и вредных производственных факторов и др.), мероприятия по допуску персонала к безопасному труду (медицинский осмотр, обучение по охране труда и промышленной безопасности, оснащение средствами индивидуальной и коллективной защиты и др.). С другой стороны, действия работников рабочих профессий, в первую очередь заинтересованных в сохранении собственных жизни и здоровья, представляют собой комплекс из осознанных (формальных и грубых) нарушений требований по охране труда и промышленной безопасности. Под формальными нарушениями понимаются действия вразрез с предписанными требованиями безопасности, не приводящие к травмированию и ухудшению самочувствия. Грубые нарушения могут в любой момент времени привести к возникновению аварийной ситуации и травмированию работников рабочих профессий, вплоть до смертельного исхода. Своевременное личное осознание опасности возникновения аварийной ситуации, принятие решения о приостановке работы, а чаще в целом о недопущении к ней, в

значительной степени способны предотвратить нештатную ситуацию и, как следствие, травмирование работников рабочих профессий.

Таким образом, анализ произошедших несчастных случаев в организациях газотранспортной отрасли обозначил ряд актуальных проблем:

- осознание ответственными руководителями работ себя в трудовом процессе не как «гаранта безопасного производства работ», а как лица, выдающего задания на производство работ, и счетчика-калькулятора объемов выполненных работ;

- недостатки в действенном контроле со стороны ответственных руководителей работ за состоянием охраны труда на рабочих местах и соблюдением работниками требований безопасности;

- допуск к работе неподготовленных к безопасному труду работников рабочих профессий, что в значительной мере является проблемой качества внутрифирменного обучения и недостатком интегрального социально-личностного и поведенческого феномена как результата профессионального образования [5].

Для решения поставленных вопросов как один из возможных инструментов разработана автоматизированная мультимедийная тестирующая образовательная система по охране труда и промышленной безопасности. Целью, поставленной перед данной образовательной системой, является формирование эффективного средства, позволяющего вскрыть глубинные причины производственного травматизма, в том числе организационные, технические, человеческие, морально-психологические и др. Задачами, решаемыми практическим применением разработки, являются повышение качества внутрифирменного обучения персонала по охране труда и промышленной безопасности и формирование профессиональных компетенций по безопасности труда. Важнейшим элементом автоматизированной мультимедийной тестирующей образовательной системы является «Дерево событий несчастного случая на производстве».

Программный продукт предназначен для работников газотранспортных предприятий в качестве одного из элементов процесса внутрифирменного обучения по охране труда, средства формирования у работников профессиональных компетенций по безопасности труда. Структура образовательной системы учитывает формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в профессиональные компетенции [6]. Актуальность программного продукта обеспечивается в результате учета особенностей и специфики газотранспортной отрасли, а также использования материалов расследования одного из происшедших несчастных случаев на производстве. Программный продукт может быть использован как в процессе внутрифирменного обучения по охране труда, так и при проведении семинаров, тренингов, конференций по теме обеспечения безопасности труда работников.

«Дерево событий несчастного случая на производстве» представляет собой многоуровневую вариативную систему взаимосвязанных событий, приведших к возникновению несчастного случая (рис. 1).

Рисунок 1 - Дерево событий несчастного случая на производстве

Каждое событие размещено на определенном этапе производства работ в хронологическом порядке в двух возможных вариантах. Первый вариант - фактически произошедшее событие в виде действия/бездействия работников, имевшего характер грубого нарушения действующего законодательства по охране труда. Второй вариант - действия работников, выполняемые в соответствии с нормами и правилами по безопасности труда. Для обеспечения наглядности восприятия информации контуры пиктограмм событий имеют различные цветовые решения: красный - для действий работников с нарушениями безопасности труда и зеленый - для действий в соответствии с требованиями по охране труда и промышленной безопасности.

Для детального рассмотрения обстоятельств несчастного случая каждая пиктограмма выполнена в виде активной ссылки, нажимая на которую обучаемый переходит в раздел «Анализ события» (рис. 2). Рассмотрение каждого события производится в четыре этапа.

Ф) м диш шиш» ^ (млГ)

Рисунок 2 - Раздел «Анализ события»

1. Фактическое нарушение (рис. 3). На первом этапе приводится текст нормативного документа, пункт которого был нарушен. Этот этап необходим для формирования у пользователя осознания взаимосвязи текста нормативного документа и фактического производства работ на участке. Для большей наглядности на интерфейс программного продукта одновременно выводятся визуальное изображение того или иного нормативного документа и изображение отдельного пункта, требование которого было нарушено. Изображения нормативного документа выводятся на экран на фоне 3й-модели участка производства работ, где на первом плане размещен работник, допустивший соответствующее нарушение. Таким образом, в сознании обучаемого выстраивается логическая цепочка «требование нормативного документа - действие работника -нарушение на участке производства работ».

2. Последствия нарушения (рис. 4). На этом этапе до сведения пользователя доводятся примеры небезопасного производства работ, к которым привели нарушения норм и требований безопасности. Информация представлена в виде 3й пространственной модели, максимально приближенной к реальному участку производства работ, что дает эффект участия пользователя в своем каждодневном рабочем процессе. Видеоряд программного продукта на первый план выводит определенный участок производства работ, рабочий процесс, соответствующий пиктограмме на дереве событий. Наличие в 3й пространственной модели неправильно организованного и проводимого производства работ формирует зрительные образы, сохраняющиеся в сознании работников как негативный практический опыт.

Рисунок 3 - Раздел «Фактическое нарушение»

Рисунок 4 - Раздел «Последствия нарушения»

3. Корректирующее действие (рис. 5). Приводится действие работника, необходимое для исправления ранее допущенного нарушения требований безопасности. Информация представлена в виде 3й пространственной модели, где на первый план выходят работник, совершающий действие, и, как следствие, процесс исправления нарушения. На этом этапе приводится наглядный пример действия работника при обнаружении им нарушений требований безопасности на участке производства работ. Таким образом достигается эффект знаниевой и психологической готовности персонала к совершению действий при обнаружении нарушений по охране труда и промышленной безопасности.

4. Обеспечение безопасности (рис. 6). На завершающем этапе приводится 3й пространственная модель «идеального» с точки зрения обеспечения требований безопасности участка производства работ. Пользователь, видя на экране программного продукта элемент технологического процесса, полностью соответствующий требованиям безопасности, «видит» себя участником процесса производства работ, вследствие чего происходит запоминание графической информации. В дальнейшем работник имеет возможность использовать один из типовых «идеальных» с точки зрения обеспечения требований безопасности участков производства работ для применения на практике.

Последовательное изучение всех четырех этапов каждого события способствует формированию профессиональных компетенций по безопасности труда. Первый этап формирует навык выявления действующих опасных и вредных производственных факторов. Второй - развивает способность прогнозировать работниками последствия имеющихся нарушений безопасности труда. На третьем и четвертом этапах формируются личностные качества по принятию незамедлительных корректирующих решений в целях устранения нарушений и практического выполнения работ в соответствии с действующим законодательством по охране труда и промышленной безопасности.

Рисунок 6 - Раздел «Обеспечение безопасности»

Раздел «Анализ события» имеет два режима воспроизведения информации: автоматическое и последовательное. Автоматическое воспроизведение предполагает последовательное воспроизведение всех четырех этапов события после нажатия пиктограммы «Auto», при этом закадровый голос освещает действия, совершаемые на экране. Режим автоматического воспроизведения актуален при индивидуальном использовании программного продукта. Последовательное воспроизведение целесообразно использовать в ходе семинаров, тренингов, мастер-классов. В этом режиме происходит ручное управление пиктограммами ведущим, который совместно с аудиторией в режиме реального времени обсуждает действия, совершаемые на экране.

В современной литературе достаточно широко освещено понятие «профессиональные компетенции», где в качестве приоритетных составляющих отмечены знания, умения и личностные качества [7]. В то же время необходимо отметить недостаточность исследований профессиональных компетенций применительно к организациям газотранспортной отрасли.

Исследователи понимают под компетентностью единство знаний, профессионального опыта, личных способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью [8].

Современное производство предъявляет ряд требований к компетентности линейного инженерного персонала, которые характеризуются прежде всего «тщательностью организации места работы», «строгим контролем исполнения рабочими обязанностей по охране труда» и др. Исходя из специфики и особенностей газотранспортной отрасли, можно выделить ряд основных «профессиональных компетенций» линейного инженерного персонала:

- умение разрабатывать алгоритм построения безопасности труда при организации и производстве работ на рабочих местах;

- владение современными технологиями производства работ, максимально исключающими профессиональные риски;

- владение основными методами обеспечения безопасности на участке производства работ;

- умение осуществлять контроль за исполнением работниками, находящимися в подчинении, требований безопасности;

- способность побуждать работников, находящихся в подчинении, к соблюдению предписанных норм и правил по безопасности труда.

Также можно выделить ряд основных профессиональных компетенций работников рабочих профессий как участников производства, непосредственно сталкивающихся с воздействующими на них опасными и вредными производственными факторами:

- владение безопасными методами и приемами работ в условиях влияния опасных факторов на работающих;

- практические умения по безопасной организации участка производства работ, рабочего места и по безопасному производству работ;

- навыки по осуществлению постоянного самоконтроля с выработкой своевременных корректирующих действий;

- осознание обязательности соблюдения норм и правил по безопасности труда.

Приведенные профессиональные компетенции формируются в результате долговременной планомерной работы руководящего состава газотранспортных предприятий, в частности путем организации качественного внутрифирменного обучения по безопасности труда, а также внедрения положений системы управления охраной труда и промышленной безопасностью.

Значительное количество нештатных ситуаций и случаев производственного травматизма на объектах газотранспортной отрасли происходит из-за недостатков знаний, умений рабочих, не в полной мере сформированных личностных качеств по безопасности труда. В то же время не подлежит сомнению, что подготовленный к безопасному труду работник рабочей профессии, в полной мере осознающий имеющиеся риски, обязательность исполнения требований по охране труда и промышленной безопасности, в значительной степени подготовлен к безопасному труду и способен избежать несчастных случаев и производственных травм.

Ссылки:

1. Конституция РФ : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445 ; СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Ч. 1. Общие требования. М., 2001. 114 с. ; Политика ОАО «Газпром» в области охраны труда и промышленной безопасности [Электронный ресурс] : утв. приказом ОАО «Газпром» от 29 июля 2009 г. № 235 : в ред. приказа ОАО «Газпром» от 23 июля 2014 г. № 351. URL: http://www.gaz-prom.ru/f/posts/19/638003/2014-08-08-safety-policy.pdf (дата обращения: 13.11.2017).

2. Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях [Электронный ресурс] : постановление Министерства труда РФ от 24 окт. 2002 № 73. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. СТО Газпром 2-2.3-231-2008. Правила производства работ при капитальном ремонте линейной части магистральных газопроводов ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. URL: http://meganorm.ru/Index1/58/58460.htm (дата обращения: 13.11.2017).

4. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование. 2006. № 4-5. С. 7-14.

5. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании : учеб. пособие. Ижевск, 2016. 176 с.

6. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. 3-е изд. М., 2003. 128 с.

7. Учебно-методические рекомендации по организации кадровыми подразделениями федеральных государственных органов обучения федеральных государственных гражданских служащих в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) [Электронный ресурс]. URL: rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/fdfa594e-1500961701.doc (дата обращения: 13.11.2017).

8. Ворошилов С.П., Новиков Н.Н., Файнбург Г.З. Компетенции и компетентность персонала в сфере охраны труда // Безопасность и охрана труда. 2010. № 3. С. 27-29 ; Иванов Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007. 32 с. ; Мясников В.А. Компетенции и педагогические измерения // Педдиагностика. 2007. № 2. С. 42-49 ; Eraut M. Developing Professional Knowledge and Competence. Abingdon (UK), 2003. 264 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.