Научная статья на тему 'Профессиональные кадры - конкурентное преимущество экономики региона'

Профессиональные кадры - конкурентное преимущество экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ЭКОНОМИКА / КАРЕЛИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / ПРОГРАММА / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушанок Т.М.

В статье исследуются проблемы кадрового обеспечения экономики одного из регионов России Республики Карелия. Автор описывает результаты подготовки в рамках Президентской программы качественно новой плеяды высококвалифицированных специалистов менеджеров с новым менталитетом, целеустремленных на достижение эффективных результатов в своей деятельности. В работе раскрываются особенности данной программы подготовки по сравнению с другими образовательными программами. Материал выстроен в хронологическом порядке, описываются результаты исследования эффективности программы для экономики Республики Карелия. Раскрыты результаты реализации государственного плана подготовки управленческих кадров для Республики Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глушанок Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные кадры - конкурентное преимущество экономики региона»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ - КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Т. М. ГЛУШАНОК, кандидат педагогических наук, начальник отдела Министерства экономического развития

Республики Карелия

Конкурентные преимущества экономики, основанной на знаниях, возможности ее модернизации определяются накопленным в стране и реализованным интеллектуальным потенциалом. Именно люди с их образованием, профессиональным опытом и квалификацией определяют возможности и границы необходимых перемен.

Актуальность исследования обусловлена тем, что экономика, основанная на знаниях, предъявляет все больший спрос на профессиональные кадры. Способность же фирм, регионов и страны выращивать или привлекать извне такие кадры ограничена. Так возникает главное противоречие новой эпохи: ограниченность ресурса самого главного теперь фактора экономического роста — профессиональных, творчески мыслящих кадров.

Поэтому целью данного исследования является определение эффективности новой формы обучения руководителей среднего и высшего звеньев управления Республики Карелия, организованной по Указу Президента Российской Федерации от 23.07.1997 № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».

Многие управленческие кадры были воспитаны еще в условиях плановой экономики и имеют техническое образование, поэтому им зачастую не хватает современных знаний для принятия управленческих решений. Понимая, что от руководителя во многом зависит работа предприятия, в период становления рыночной экономики Президентом России была поставлена задача подготовки специалистов, отвечающих требованиям современности и стандартам образования. Для реализации этой задачи практически во всех субъектах Российской Федерации было создано почти 80 региональных комиссий, около 100 высших учебных заведений страны по итогам жесткого конкурса образовательных программ получили право ведения подготовки

специалистов в рамках Президентской программы. Практически была создана целостная система обучения управленческих кадров, способная гибко реагировать на новые требования развивающейся экономики и рынка труда. В Программу отбирались на конкурсной основе управленцы среднего и высшего уровня в возрасте до 35—40 лет, которые имели опыт работы и знали иностранный язык. Ежегодно по стране участниками Программы становились 5 тыс. специалистов. Знания, полученные при обучении в этой Программе, были настолько конкурентными, что выпускники Президентской программы быстро стали востребованными в различных отраслях экономики. За ними прочно закрепился имидж управленцев «высшего пилотажа», входящих в кадровый резерв нашей страны.

Шло время, менялась ситуация в экономике страны, она предъявляла все новые требования к специалистам. Вместе с этими изменениями менялась и сама Президентская программа. Если на первом этапе ее целью было создание «критической массы» высококвалифицированных, компетентных руководителей, способной обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России, то сегодня стратегической целью программы является содействие развитию управления предприятиями для повышения их конкурентоспособности и эффективности. Но при изменении целей неизменными оставались высокие требования к выпускникам программы: свободная ориентация во всех сферах деятельности предприятия, способность ощущать свой бизнес как некую целостную систему, ставить цели перед различными подразделениями и добиваться их достижения, не теряя из виду основной цели. Это результат реализации программы подготовки управленческих кадров, требования к которой были разработаны Экспертным советом Федеральной комиссии Президентской программы. Программа предусматривает обучение

современным знаниям по экономике, стратегическому менеджменту, управлению персоналом, маркетингу, финансам предприятия (включая налогообложение, бухгалтерский и управленческий учет, финансовый анализ и контроль), управлению производственными системами и многим другим сферам деятельности. В процессе обучения специалисты при участии преподавателей проводят исследовательскую работу по изучению проблем предприятия, на котором работает специалист, и вырабатывают пути их решения. После обучения выпускники Программы участвуют в стажировках по профилю своей деятельности на ведущих зарубежных и российских предприятиях и продолжают начатые во время обучения исследования. Такой подход характерен только для этой программы.

Кроме того, неоспоримым преимуществом Президентской программы перед другими программами переподготовки кадров является то, что право обучения в ней имеют только лучшие, престижные вузы с оригинальными обучающими программами; для претендентов на обучение проводится квалификационный и конкурсный отбор, который обеспечивает высокий начальный уровень участников программы; практическая тема выпускной работы согласуется с руководителем предприятия, направляющего на обучение, и в дальнейшем оценивается реальный эффект от внедрения проекта на производстве; в рамках мероприятий региональных комиссий и объединений выпускников Президентской программы имеется последующая возможность непрерывного обучения.

Республика Карелия в течение десять лет также была участником реализации Государственного плана подготовка управленческих кадров и подготовила 416 специалистов различных отраслей экономики и социальной сферы. На конкурсной основе отбирались лучшие мастера, начальники цехов и производств, руководители предприятий, научных и культурных учреждений республики. За значимость для республики и полученный экономический эффект разработанного проекта 30 выпускников Республики Карелия награждены Федеральной комиссией Знаком Президентской программы.

С целью оценки эффективности использования инвестиций, вложенных в выпускников Программы Республики Карелия, было проведено исследование в рамках НИОКР. В результате научной работы на основе комплекса методик: • проведена оценка эффективности инвестиций

в подготовку управленческих кадров;

• определены и обобщены сферы деятельности предприятий, где трудятся выпускники программы, дана оценка экономического положения этих предприятий, оценены их проблемы, в том числе и кадрового обеспечения;

• проанализировано соответствие структуры подготовки управленческих кадров со структурой и потребностями региональной экономики;

• дана оценка удовлетворенности участников Президентской программы различными аспектами ее реализации;

• сделана оценка эффективности использования знаний и современных методов, полученных специалистами во время обучения, на организацию изменений в деятельности предприятия.

Основным методом исследования выбрано анкетирование выпускников Президентской программы по Республике Карелия, с репрезентативной выборкой 20 % от их общего количества. В результате исследования отмечено, что по уровню управления до обучения и после него доля управленцев высшего звена за счет сокращения специалистов в группах функционального и линейного уровней возросла с 43 до 63 %. Реальный карьерный рост произошел у каждого пятого участника программы. Если до обучения в среднем на одного руководителя (участника) приходилось 25 подчиненных сотрудников, то в результате карьерного роста их среднее число составило 70. Отмечен также рост заработной платы в сопоставимых ценах в течение этого же периода. Реальная заработная плата участника Президентской программы ежегодно увеличивалась на четверть. При этом следует отметить тот факт, что если в первый год у большинства участников не происходило роста реальной заработной платы, то они меняли место работы либо создавали свой собственный бизнес. Место работы сменили более половины опрошенных выпускников. Среди основных причин смены работы на первом месте стоит неудовлетворенность заработной платой, на втором — отсутствие перспектив должностного роста, на третьем — лучшие возможности и перспективы на новом предприятии, на четвертом — невозможность реализовать свои знания и опыт, пятая значимая причина — невозможность профессионально развиваться.

Анализ анкет показал, что за прошедшие годы перечень сфер, в которых лежат основные проблемы предприятий республики, остаются теми же — недостаток финансов, отсутствие кадров и

слабый маркетинг. Влияние общей экономической ситуации республики, внешних взаимоотношений и даже технологических проблем предприятия сокращается, но отмечается рост проблем, связанных со структурой управления предприятием. При анализе выявлено, что основные цели, с которыми связано участие специалистов в Президентской программе, практически не изменились. Претенденты на обучение хотят соответствовать занимаемой должности, иметь продвижение по службе и повышать свой «вес» на предприятии.

На протяжении всего периода действия программы остается высокая степень удовлетворенности выпускников связью содержания программ с практикой, возможностью изучения зарубежного опыта, обмена мнениями с коллегами. Особенно высоко оценивается уровень преподавателей, внимание с их стороны в процессе обучения, организация самого процесса обучения и совершенствование процесса подготовки обучающей организацией. При оценке применимости полученных знаний выпускники постоянно отмечают знания, полученные в области организации маркетинга, управления производством, финансового менеджмента, бухгалтерского учета, управления персоналом, иностранного языка. Однако по сравнению с первыми годами действия программы сейчас значительно чаще отмечается применимость знаний бизнес-планирования, умения вести переговоры, методов взаимодействия с общественностью, бизнес-этикета, организации своего рабочего времени, стратегического и инвестиционного менеджмента.

В направлениях разработки выпускных проектов отмечается смена акцентов. Так, меньше стало работ, касающихся планов развития отдельных служб предприятий. Зато резко увеличилось количество исследований, направленных на совершенствование структуры управления предприятием в целом, привлечение инвестиций, внедрение новых технологий, создание новых структурных подразделений, чаще маркетинговых. Особое внимание в исследованиях последних лет уделяется вопросам совершенствования кадровой политики на предприятиях.

При оценке практических результатов обучения выяснилось, что 15 % опрошенных разработали и адаптировали проекты развития предприятия, 26 — приобрели новый опыт и знания, 26 % — установили новые деловые или коммерческие контакты, у 21 % выпускников возникли новые идеи по профилю работы. За счет применения выпускниками получен-

ных знаний по управлению, увеличению эффективности деятельности вырос оборот вновь созданных и действующих предприятий, а также увеличились налоговые отчисления предприятий.

После обучения практически каждый четвертый выпускник Президентской программы создал свое предприятие. Всего за эти годы ими были открыты в Карелии 140 новых предприятий. Увеличилось количество новых рабочих мест на действующих предприятиях, которые направляли своих специалистов на обучение. За последние пять лет было создано почти четыре тысячи новых рабочих мест и выпущено и оказано 240 новых наименований товаров и услуг. Среднегодовой размер финансового оборота предприятий, на которых работают выпускники программы, за пятилетний период вырос почти в пять раз. Общий доход республики в виде дополнительных налоговых поступлений составил 4,2 млн руб. в ценах 2007 г., при этом затраты республиканского бюджета на обучение одного участника программы — 4 750 руб. На реализацию Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Республике Карелия были привлечены инвестиции, размер которых без учета средств, затраченных федеральным бюджетом на организацию стажировок на российских предприятиях, представлен в таблице.

Динамика финансирования затрат на обучение

Годы обучения Индекс-дефлятор, % Бюджет

Федеральный Республиканский

1998-1999 127 446 542 12 446

1998-2000 177 2 215 522 42 742

1998-2001 122 3 752 797 132 851

1998-2002 114 5 277 039 260 662

1998-2003 114 6 752 766 406 877

1998-2004 111 8 567 250 905 951

1998-2005 112 10 471 331 1 401161

1998-2006 109 12 037 920 1 940 851

1998-2007 109 14 286 940 2 602 200

Итого: - 14 286 940 2 602 200

Для оценки эффективности государственных затрат на обучение были использованы микроэкономические критерии, полученные во время опроса выпускников Президентской программы и данные отчетности Карельской региональной комиссии по организации подготовки управленческих кадров.

Средняя сумма государственных затрат на одного студента, обучаемого по Президентской программе, рассчитана по формуле:

Sо = S1 /N+S2 /N = 12 487 тыс. руб. / 389 чел. + + 2 602 тыс. руб. / 389 чел. = 36 729 руб., где Sо — среднегодовые затраты бюджетов всех уровней, на одного выпускника за все время проекта Президентской программы; S1 — затраты федерального бюджета, за все время проекта Президентской программы (в сопоставимых ценах); S2 — затраты республиканского бюджета за все время проекта Президентской программы (в сопоставимых ценах); N — количество студентов, окончивших обучение по Президентской программе, чел.

Дополнительные доходы бюджетов всех уровней подсчитаны по формуле: Т = I 1 + I 2 = 11 880 руб. + 6 420 руб. = 18 300 руб. в сопоставимых ценах 2007 г.

Здесь Т — ежегодные дополнительные доходы бюджетов всех уровней, которые в среднем приносит выпускник Президентской программы после ее окончания в виде возросших после обучения налоговых отчислений с зарплаты; —уровень средних ежегодных налоговых отчислений с заработной платы одного выпускника после окончания учебы; 12 — уровень средних ежегодных налоговых отчислений подоходного налога с заработной платы одного выпускника после окончания учебы.

Окупаемость затрат государства: V = So /Т = 36 729 / 18 300 = 2,0 г., где V — простой срок окупаемости затрат государства в годах (эффективность государственных инвестиций в образование по Президентской программе); So — среднегодовые затраты бюджетов всех уровней на обучение одного выпускника в сопоставимых ценах; Т — средние ежегодные дополнительные доходы бюджетов всех уровней на одного управленца, за все время действия Президентской программы с 1998 по 2007 г., в сопоставимых ценах.

Таким образом, окупаемость государственных затрат, понесенных за 10 лет действия Президентской программы подготовки управленческих кадров в Республике Карелия, составляет 2 года. Окупаемость затрат Бюджета Республики Карелия, понесенных за 10 лет действия Президентской программы, составляет меньше 1 года, т. е. окупается в среднем менее чем за 1 год. Этот вывод сделан на основе следующих расчетов:

V = S2 / 12 = 5 295 / 6 420 = 0,8 г., где V — простой срок окупаемости затрат бюджета Республики Карелия в годах (эффективность государственных инвестиций в образование по Президентской программе); S2 — затраты республиканс-

кого бюджета за все время проекта Президентской программы (в сопоставимых ценах); 12 — средние ежегодные дополнительные доходы бюджета Республики Карелия на одного управленца, за все время действия Президентской программы с 1998 по 2007 г. (в сопоставимых ценах).

Эффективность общих федеральных и республиканских затрат на подготовку специалиста в рамках Президентской программы составила 0,61 в соотношении расходы/доходы, прямая окупаемость вложенных финансовых средств отмечается уже через полгода за счет растущего бюджетного эффекта. Бюджетные субсидии на образование в рамках Президентской программы приносят дополнительные доходы в казну государства в течение 5 лет с момента выпуска специалиста в размере 139 % годовых, что является значительным вкладом выпускников Программы в развитие и совершенствование социально-экономического потенциала республики.

Приведенные аргументы позволяют сделать вывод о необходимости продолжения данной программы подготовки управленческих кадров для региональных структур, поскольку экономический и социальный эффект от их реализации существенно выше инвестиционных затрат. Один из принципиальнейших вопросов, которые необходимо решить в будущем, — это поиск зон совпадения частных и общерегиональных интересов участия в Президентской программе, а при разработке программ обучения необходимо учитывать особенности будущего развития приоритетных отраслей народного хозяйства региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Отчет НИОКР по проекту «Исследование экономического эффекта реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для экономики Республики Карелия» (договор № 34-07).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 177 «О реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008— 2012/2013 учебных годах».

3. Указ Президента Российской Федерации от 23.07.1997 № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.