УДК 336
трудовые ресурсы республики карелия: проблемы сохранения и привлечения
с. В. юдаева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: yudaevacvetlana@mail. ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Карельский филиал
В статье анализируются основные проблемы воспроизводства трудовых ресурсов Республики Карелия. Дана характеристика миграционных процессов в регионе. В разрезе отдельных видов экономической деятельности рассмотрены вопросы подготовки специалистов для экономики региона.
Ключевые слова: конкурентоспособность, трудовые ресурсы, миграция, соотечественники, образование.
На протяжении последних лет региональный аспект повышения конкурентоспособности привлекает пристальное внимание со стороны представителей научных и управленческих структур.
Макроэкономический подход к определению конкурентоспособности региона заключается в его способности обеспечить высокий уровень жизни населения, высокий уровень дохода собственникам капитала, в эффективном использовании имеющегося в данном регионе экономического потенциала для производства высококачественных товаров и услуг [5].
С микроэкономической точки зрения конкурентоспособность региона определяется как интегральный показатель, образующийся из конкурентных преимуществ предприятий и организаций, представляющих регион на рынках. В Республике Карелия такими производствами традиционно считаются предприятия лесопромышленного комплекса, горнодобывающего сектора экономики, сферы туризма.
на сегодняшний день преимущества карельских компаний основываются в основном на природно-ресурсном потенциале региона, что характерно для
самой низкой стадии конкурентоспособности - стадии факторов производства. Однако поддержание даже данного уровня выглядит проблематичным вследствие дефицита трудовых ресурсов, необходимого их количества и качества.
Если в 1990-е гг. трудовые ресурсы и прежде всего их качественные характеристики считались одним из важнейших конкурентных преимуществ России, то в настоящее время они рассматриваются как основное ограничение для развития страны, ее регионов в долгосрочной перспективе [2]. С самого начала 2000-х гг. кадровый дефицит стал выделяться как важнейшая проблема при решении многих инвестиционных, инновационных задач развития экономики России.
особенно остро вопрос трудовых ресурсов стоит перед северными индустриальными территориями страны. Так, потери только Европейского Севера - Республики карелия и Республики коми, Архангельской и Мурманской областей - за 20 последних лет составили более 1 млн чел. Если в 1990 г. их общее население составляло 4 807 580 чел., то в 2010 г. - 3 726 488 чел. При этом динамика сокращения численности населения определялась как естественной, так и миграционной убылью.
Численность постоянного населения Республики Карелия на 01.01.2012 составила 639,7 тыс. чел. В 1991 г. здесь проживало 799 тыс. чел. И хотя темпы естественной убыли за последние годы заметно снизились, коренное население республики продолжает сокращаться. По смертности регион занимает второе место среди областей северо-западной части России. Рождаемость пока не может стабилизировать обстановку.
До середины 2000-х гг. процессы депопуляции не затрагивали трудоспособные возрастные кон-тингенты. Более того, численность национальной рабочей силы, в том числе и в Республике Карелия, заметно росла. Только с 2007 г. началась естественная убыль трудоспособного населения. На сегодняшний день трудоспособное население составляет 61,1 % населения Карелии.
Падение спроса на рабочую силу в условиях кризиса и последующей стагнации экономики не позволяет пока полноценно оценить масштабы угрозы. По мере экономического развития сокращение трудоспособного потенциала региона потребует от руководства республики и бизнеса поиска источников для его восполнения. Так как трудовые ресурсы будут сокращаться стремительными темпами, развитие трудосберегающих технологий, а также вынос производства в другие регионы не смогут значительно компенсировать это сокращение. В этой ситуации в качестве компенсирующего механизма могут выступать миграционные процессы.
В Республике Карелия до 2009 г. наблюдался незначительный миграционный прирост, что отличало ее от других регионов Европейского Севера. Но с 2009 г. на естественную убыль населения республики стал накладываться миграционный отток. Так, по официальным данным, за 11 мес. 2012 г. миграционная убыль составила 854 чел., за тот же период 2011 г. чистый отток населения составил 939 чел.
Незначительным источником восполнения трудовых ресурсов республики является иммиграция, которая носит в основном экономический характер и имеет общероссийскую специфику (табл. 1). Наибольшее количество иностранцев привлекается в строительстве, сельском и лесном хозяйстве, оптовой и розничной торговле, на обрабатывающих производствах. В основном это низкоквалифицированные трудовые ресурсы, что соответствует общероссийской тенденции. При этом общая численность привлекаемых иностранных работников
Таблица 1
Международная миграция в Республике Карелия в 1995-2011 гг., чел.
Показатель 1995 2005 2008 2011
Прибыло в Республику 3 585 651 1 281 1 159
Карелия
Выбыло из Республики 1 582 695 551 403
Карелия
Миграционное сальдо 2 003 44 730 756
составляет около одного процента от совокупной численности занятого населения республики и существенного влияния на рынок труда в республике не оказывает.
Основными экспортерами иностранной рабочей силы в республику являются страны СНГ: Украина, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Молдова. В результате, как и во многих других регионах страны, в Карелии продолжается формирование сложного этнического состава населения.
Важнейшим механизмом реализации региональной миграционной политики в сфере социально-культурной адаптации мигрантов в свое время стала целевая программа «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений, формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы». На выполнение программы из бюджета Карелии было выделено более 20 млн руб. Также были привлечены дополнительные средства в объеме почти 59 млн руб., большая часть из которых поступила из федерального бюджета.
Наиболее значимым результатом реализации программы является создание центров социально-культурной адаптации мигрантов в ряде городов республики: в Петрозаводске, Кондопоге, олонце, Беломорске, Сортавале и Костомукше. Кроме того, при непосредственном содействии министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями возникли и функционируют несколько общественных организаций и объединений, стремящихся обеспечить сохранение и развитие этнокультурной самобытности, образования, традиций, родного языка и духовной культуры.
Развитие подобных общественных институтов, целью которых является содействие интеграции мигрантов в принимающее общество, повышению религиозного и межнационального согласия, является неотъемлемой частью региональной миграционной политики.
В регионе с 2012 г. начала действовать долгосрочная целевая программа «Сохранение единства народов и этнических общностей Республики Карелия на 2012-2016 гг.» под сокращенным названием -«Карьяла - наш дом». Новая программа позволит закрепить ранее достигнутые результаты, а также освоить передовые технологии реализации государственной национальной политики.
В отличие от крупных российских центров притяжения иностранной рабочей силы, проблема нелегальной миграции в Карелии как таковая отсутствует. Проводимая работа по профилактике нарушений миграционного законодательства, увеличение результативности проверок объектов различных форм собственности на предмет незаконной миграции способствовали снижению количества выявленных правонарушений миграционного законодательства.
Одним из важнейших направлений современной региональной миграционной политики может стать привлечение квалифицированных специалистов, в том числе посредством государственной программы переселения соотечественников. Однако задача это сложная, учитывая невысокий инвестиционный потенциал республики, отсутствие необходимой инфраструктуры, а также не очень привлекательные климатические условия.
В свое время Карелия приобрела достаточно успешный опыт реализации переселенческой политики. В 1920-е гг., в период нэпа, основными инструментами стимулирования переселенцев являлись разнообразные льготы: освобождение от воинской службы, право бесплатной вырубки леса для строительных нужд, материальные и денежные ссуды на строительство дома и мелиоративные работы, оплата переезда на новое место жительства из средств колонизационного фонда. Сам колонизационный фонд создавался в основном за счет попенной платы за лес.
Если первое время существовали сомнения относительно количества желающих переселяться в северные земли, то очень скоро их оказалось больше, чем имелось возможностей принять.
Еще одним периодом наращивания трудовых ресурсов Республики Карелия за счет миграции стали послевоенные годы. Основной поток мигрантов шел из центральных областей Российской Федерации, Белоруссии, Украины, республик Поволжья и Прибалтики. В первое послевоенное десятилетие в республику ежегодно приезжало более 30 тыс. чел., что значительно превышало общесоюзные темпы прироста населения.
В последующие годы миграционное сальдо складывалось в основном не в пользу республики. Сокращение объемов лесозаготовок способствовало оттоку населения из республики в 1960-1970-е гг. В самом начале 1980-х гг., в связи с освоением Костомукшского железорудного месторождения и
строительством города, итог миграции для республики вновь стал положительным. Однако по мере завершения строительства Костомукшского ГОКа миграция в республику стала постепенно сокращаться на фоне продолжения выбытия людей из многих других районов Карелии.
В настоящее время перед республикой стоит задача разработки эффективных механизмов привлечения в регион мигрантов на постоянное место жительства. От этого во многом зависят перспективы развития региона, ее экономики.
Региональные программы переселения разрабатываются субъектами Федерации и определяют рамки организации работы с участниками государственной программы на конкретной территории вселения, разработанной еще в 2006 г. Четыре района Республики Карелия - Сегежский, Беломорский, Медвежьегорский, Муезерский районы - были объединены в единую территорию вселения - Среднюю Карелию. Общая площадь территории вселения составила 54,9 тыс. км2 при населении в 116,9 тыс. чел. Развитие данной территории подразумевает решение комплексных проблем, связанных с лесозаготовкой и глубокой переработкой леса, развитием туризма, транспортного коридора между Россией и Европейским Союзом. При этом демографический фактор не позволяет рассчитывать на достижение стратегических целей развития территории только за счет жителей республики. В проекте программы были представлены около 20 крупных инвестиционных проектов, реализация которых позволила бы создать 5 000 новых рабочих мест, на треть из которых могли бы претендовать приехавшие по программе специалисты [7].
В 2007-2009 гг. органами исполнительной власти республики с участием органов местного самоуправления проводилась работа по внесению изменений и доработке проекта с учетом замечаний, сделанных федеральными органами исполнительной власти по результатам его рассмотрения. Одним из результатов согласования проекта программы с правительством страны стало отнесение территории вселения «Средняя Карелия» к категории «А». Данная категория присваивается стратегически важным для России приграничным территориям, характеризующимся сокращением численности населения. Для переселенцев, выбирающих регионы категории «А», предусмотрен максимальный объем социальных гарантий и государственной поддержки.
Однако в условиях финансово-экономического кризиса республиканскими властями было принято решение об обращении в Правительство Российской Федерации с просьбой об отсрочке разработки проекта Программы. Решение было обусловлено возросшими рисками по реализации Программы, среди которых были названы такие, как отказ работодателя от найма переселенца после его приезда, установление фактического размера заработной платы ниже заявленного работодателем, возрастание нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления переселенцу дополнительного перечня услуг и пр.
Следует отметить, что такое решение противоречило общей концепции Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Трудовая и переселенческая миграция - это два разных типа внешней миграции и в отношении каждого из них проводится различная миграционная политика. Следовательно, при разработке проектов региональных Программ переселения необходимо продумывать не временные рабочие места, а те, которые вне зависимости от конъюнктуры будут способствовать долгосрочному развитию региона, модернизации его промышленности, совершенствованию его социальной инфраструктуры.
Тем не менее, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 704-р программа переселения Республики Карелия была согласована. Уполномоченным органом, ответственным за ее реализацию, определено Министерство труда и занятости Республики Карелия. Исполнителями основных мероприятий программы является ряд республиканских министерств, органы местного самоуправления территории вселения, предприятия и организации, привлекающие соотечественников.
В программе было представлено 10 инвестиционных проектов с общей численностью вакансий в 1 263 рабочих мест. Проекты, как и вакансии, в основном однотипные: строительство и реконструкция щебеночных предприятий с потребностью в машинистах бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков и т. д. Ожидаемое количество переселенцев в республику представлено в табл. 2. Как видно, цифры в целом незначительные, однако реальные результаты программы выглядят еще более удручающе. С начала ее реализации на 01.09.2012 Министерством
Таблица 2
Количество граждан, планируемых к переселению в Республику Карелия в период 2011-2012 гг., чел.
Показатель 2011 2012 Всего
Общее количество граждан 250 830 1 080
В том числе:
- граждан трудоспособного 150 498 648
возраста
- пенсионеров 50 166 216
- детей 50 166 216
труда и занятости Республики Карелия принято к рассмотрению 273 анкеты претендентов на участие в региональной программе. По 195 из них принято решение о согласовании участия.
Ожидания изменения ситуации в лучшую сторону связаны с тем, что с начала 2012 г. к территории вселения категории «А» отнесена вся республика. После 2012 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 классификация территорий вселений по трем категориям отменяется. Переселенцам предоставляется свобода выбора региона вселения. При этом вводится понятие «территории приоритетного заселения», по основным характеристикам совпадающее с территорией вселения категории «А», с сохранением комплекса мер стимулирующего характера.
Кроме того, новая редакция государственной программы расширяет перечень членов семьи участника госпрограммы, что позволит переселенцам переезжать большими семьями.
Насколько повысится результативность Программы, станет понятно в ближайшее время. В целом же, запоздалый характер мер, предпринятых и предпринимаемых в данной сфере в масштабах всей страны, очевиден. Практически все, кто имел возможность или хотел переехать в Россию, за два десятилетия после распада СССР уже сделали это без всякой поддержки со стороны России и вопреки всем административным и финансовым барьерам. Действие выталкивающих факторов миграции (их воздействие делает невозможным дальнейшее проживание в местах постоянного проживания независимо от того, существуют ли условия в местах переселения для успешной адаптации) пришлось в основном на 1990-е гг. Именно в этот период миграция стала специфическим способом поиска этнокультурной безопасности для русскоязычного населения бывших союзных республик. В настоящее время для большей его части определяющими являются притягивающие
факторы, т. е. факторы, побуждающие переселяться туда, где можно обеспечить себе и своей семье более высокое качество жизни.
Все чаще и на уровне государственного менеджмента Программа рассматривается как инструмент смягчения проблемы нелегальной трудовой миграции. Изначальная задача привлечения посредством программы высококвалифицированных специалистов, легко интегрирующихся в российское общество и культуру, ушла на второй план.
Определенное влияние на демографическое развитие Карелии оказывает ее приграничное положение. Карелия находится в группе регионов, граничащих с развитыми европейскими странами, что обеспечивает относительно низкие экономические, политические, конфессиональные риски внешнеэкономического взаимодействия. Тем не менее, близость Финляндии имеет свои отрицательные последствия для трудового и демографического потенциала республики.
Вплоть до 1990-х гг., несмотря на тесные экономические связи, которые сложились между СССР и Финляндией, миграционные отношения между двумя странами носили эпизодический характер. Ситуация стала меняться после развала СССР, когда в связи с иммиграцией репатриантов и ростом количества смешанных браков русскоязычное население стало увеличиваться, постепенно превращаясь во второе по численности этническое меньшинство в Финляндии.
В апреле 1990 г. президент Финляндии М. Кой-висто предложил распространить право репатриации на ингерманландских финнов. Ингерманлан-дией шведы называли территорию Петербургской губернии. Санкт-Петербург на момент его основания окружали в основном финские деревни. По переписи 1897 г. финноязычное население губернии составляло 130 тыс. чел. [3]. Спустя без малого 100 лет, по данным последней советской переписи 1989 г., численность финнов в СССР составляла 67 тыс. чел. Для большинства из них родным языком стал русский. Сокращение финской диаспоры почти в 2 раза стало следствием прежде всего политических событий ХХ века в России: революций, коллективизации, репрессий и войн.
Результатом проводимой в Финляндии политики репатриации стало увеличение к 2000 г. русскоязычного населения до 20-30 тыс. чел., а соответственно, и сокращение численности граждан Республики Карелия.
Последующий рост иммиграции в Финляндию происходил в основном за счет представителей смешанных семей, а в последние годы - за счет студентов. Молодежь привлекает возможность получить конкурентоспособное и к тому же бесплатное образование.
В Карелии, как и в других приграничных регионах Северо-Запада, а также на территориях, приграничных с Китаем, большое распространение получили процессы скрытой эмиграции. Ее основу составляют студенты, бизнесмены, высококвалифицированные специалисты.
Свое название такая форма межстранового перемещения населения получила в силу того, что официальной отечественной статистикой она не фиксируется. В этом случае выезд из страны первоначально оформлен учебной или трудовой визой. Например, в 2010-2011 учебном году россияне составили 2 % всех студентов вузов стран - членов ОЭСР [1]. Образование в Финляндии становится все более привлекательным для карельской молодежи. Во-первых, финское образование считается одним из наиболее прогрессивных и конкурентоспособных в Европе, во-вторых, оно бесплатное, что делает его конкурентоспособным по сравнению с отечественной системой вузов и ссузов.
Покупка зарубежной недвижимости - еще один распространенный у российских граждан способ получить легальную возможность жить и работать в европейских и других развитых странах мира. Несмотря на то, что многие из уехавших сохраняют гражданство РФ, фактически происходит полноценная эмиграция интеллектуальной элиты и бизнес-элиты: ее представители, члены их семей постоянно живут, платят налоги, учатся за рубежом.
Сделать процессы скрытой миграции более прозрачными и цивилизованными был призван начавшийся с 01.04.2010 совместный проект Министерства труда и занятости Республики Карелия и Министерство занятости и экономического развития Финляндии общей стоимостью 216 тыс. евро. В рамках проекта при Центре занятости населения Петрозаводска в октябре 2010 г. был открыт «Информационный пункт по вопросам мобильности трудовых ресурсов и студентов между регионом Восточной Финляндии и Республикой Карелия», основной задачей которого является создание на постоянной основе системы консультаций для поддержки управляемой мобильности населения посредством надежных посреднических каналов взаимодействия.
Консультации проводятся по различным вопросам трудовой жизни в Финляндии, возможностях трудоустройства на финские предприятия и поступления в финские учебные заведения, курсовому обучению финскому языку, организации бизнеса, видам на жительство и др. Таким образом, в республике появился информационный канал, который препятствует распространению основанной на слухах недоброкачественной информации, злоупотреблениям в сфере трудоустройства и поступления на обучение в Финляндии, а также продаже данных.
В целом влияние приграничного фактора на количественные характеристики трудового потенциала Карелии на протяжении последних двадцати лет можно считать значительным.
Не менее важное значение для конкурентоспособности имеет качество трудовых ресурсов. В этом отношении наиболее благополучная ситуация наблюдается в лесопромышленном комплексе Республики Карелия, кадровый потенциал которого формировался десятилетиями. В комплексе занято около 45,5 тыс. чел., что составляет свыше 50 % от среднегодовой численности персонала в промышленности республики.
Многие годы ЛПК Республики Карелия характеризовался высоким уровнем подготовки кадров всех уровней - от рабочих до руководителей предприятий. Механизмом воспроизводства трудовых ресурсов республики являются следующие учебные заведения:
- лесоинженерный факультет ПетрГУ ведет подготовку инженерно-технических работников; менеджеров, экономистов и юристов выпускают соответствующие факультеты ПетрГУ, Карельского филиала РАНХи ГС и др. вузов;
- Петрозаводский лесотехнический техникум специализируется на подготовке специалистов среднего звена по специальностям «технология деревообработки», «технология лесозаготовок», «лесное и лесопарковое хозяйство»;
- в городах Медвежьегорске, Олонце, Кондо-поге, Сегеже, Пудоже, Петрозаводске, в поселках Чална и Ладва молодежь получает начальное профессиональное образование по программам «тракторист-машинист», «тракторист», «фрезеровщик», «машинист бумагоделательных машин», «контролер полуфабрикатов и изделий из древесины».
Вместе с тем общероссийские проблемы, связанные с разбалансировкой спроса и предложения на рынке труда практически во всех сегментах, находят
свое отражение и в карельской экономике. Так, в 2011 г. на фоне высокой безработицы (почти 10 %), по всем профессиональным группам (за исключением руководителей органов власти и управления всех уровней) наблюдалось превышение спроса рабочей силы над предложением. Наибольший дисбаланс был отмечен в профессиональных группах квалифицированных работников лесного хозяйства, специалистов среднего уровня квалификации, а также квалифицированных рабочих промышленных предприятий.
Сокращение численно сти обучающихся в системе профессионального образования помимо демографических причин объясняется процессами трансформации предпочтений населения в области образования. Падение спроса на начальное профессиональное образование приобрело характер устойчивого тренда еще в советский период. В результате, масштабы обучения в ПТУ страны в целом в 2009 г. были почти вдвое меньше, чем в 1990 г. [2]. Что касается среднего и высшего профессионального образования, здесь контингент обучающихся рос вплоть до второй половины 2000-х гг., однако очень неравномерно по разным специальностям и направлениям. На фоне явного перепроизводства экономистов, юристов и менеджеров народное хозяйство столкнулось с дефицитом кадров с техническим образованием, как для традиционных, так и для новых, высокотехнологичных производств.
На привлекательность образования во многом влияют последующие перспективы заработка, карьеры и т. д. С этой точи зрения условия быта и уровня заработной платы на лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятиях республики не создают мотивации для молодых специалистов. Поэтому даже фактические данные по количеству выпускников тех или иных учебных заведений не позволяют оценивать параметры реального предложения профессиональной рабочей силы для разных сфер народного хозяйства, так как многие идут учиться дальше либо работают не по специальности.
Проблема подготовки кадров для республики в перспективе будет лишь обостряться в связи с развитием технологий, используемых в ЛПК, неизбежным техническим и технологическим усложнением лесозаготовительной техники, появлением современных харвестеров, форвардеров, валочно-пакетирующих машин, необходимостью введения практики рубок ухода, требующих специальной подготовки для обеспечения щадящих, экологически безопасных технологий и т. д.
Отдельная проблема подготовки специалистов связана со слабым материально-техническим обеспечением учебного процесса. Так, например, в связи с отсутствием современных тренажеров специалистов для работы на импортной технике приходится готовить за границей. В библиотеках отмечается дефицит специальной литературы, т. е. книг, которые издаются в ПетрГУ в ограниченных количествах, недостаточно.
Решению кадровой проблемы в республике может способствовать разработка соответствующей целевой программы. Мероприятия программы «Кадры лесного комплекса региона» будут направлены на создание и развитие инновационной системы подготовки и переподготовки рабочих и кадров управления высшего и среднего звена для ЛПК.
Институциональной основой реализации программы является образовательно-научный комплекс на базе ПетрГУ, способный обеспечить сквозную подготовку кадров всех уровней для лесозаготовительных предприятий Карелии.
Если для лесопромышленного комплекса задача видится в сохранении высокого качества трудовых ресурсов, для горной промышленности и туристической отрасли задача заключается в формировании и развитии их кадрового потенциала.
Специалистов готовит горно-геологический факультет ПетрГУ, горные университеты Москвы и Санкт-Петербурга, Костомукшский политехнический колледж. Однако существующая потребность предприятий горно-промышленного комплекса республики в горных инженерах в настоящее время удовлетворяется лишь на 30 %.
На первый взгляд, менее проблематично выглядят количественные характеристики кадрового обеспечения туристического комплекса республики. Специалистов разного уровня подготовки выпускают восемь образовательных учреждений Карелии, в том числе Карельский институт туризма и кафедра туризма ПетрГУ. Качество данных трудовых ресурсов будет тестироваться в ходе реализации мероприятий региональной стратегии развития, одним из ключевых направлений которой определено формирование туристического кластера.
Следует отметить, что отечественная система подготовки кадров для туристической индустрии находится в стадии становления. Среди проблем можно отметить отсутствие профессиональной литературы, посвященной гостиничному бизнесу, недостаток преподавателей и адаптированных ме-
тодик обучения в этой сфере. Поэтому пока вряд ли можно относить трудовые ресурсы отрасли к ее конкурентным преимуществам.
В целом разрушение индустриального потенциала Республики Карелия сопровождается сокращением ее трудовых ресурсов, снижением эффективности механизма их воспроизводства. Одновременно целый ряд факторов негативно воздействует на пространственную и квалификационную разбалансировку регионального рынка труда: естественная убыль, разного типа миграционные процессы, маргинализация населения прежде всего в моногородах и лесных поселках.
Стратегическое решение проблемы требует принципиально иной по качеству системы государственного менеджмента и соответствующих изменений в бюджетной, промышленной, инвестиционной, научно-технической политике страны. В среднесрочной перспективе смягчение проблемы кадрового обеспечения в республике связано с разработкой и реализацией мер социальной поддержки и для работодателей, и для работников. Для привлечения и сохранения имеющихся трудовых ресурсов, а также снижения уровня деградации населения и теневой занятости необходимы изменения в существующем законодательстве в части совершенствования системы компенсационных выплат для жителей районов Севера и приравненных к ним.
Список литературы
1. Иноземцев В. Злокачественное образование // Газета «Ведомости» от 03.10.2011.
2. Капелюшников Р. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? // Вопросы экономики. 2012. № 2.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Карелиястат). URL: http://krl. gks. ru/digital/region1/DocLib/dem9.mht.
4. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999.
5. Фридман Ю. А., Речко Г. Н., Пимонов А. Г. конкурентные преимущества и инновационность экономики регионов // Регион: экономика и социология. 2011.№ 1.
6. Хямяляйнен Э. Из жизни русских в Финляндии. URL: http://ricolor. org/europe/finlandia/fr/ rusk/5.
7. URL: http://www. gov. karelia. ru/Power/Office/ Migration/090901.html.