Научная статья на тему 'Программа подготовки управленческих кадров: 15 лет успеха'

Программа подготовки управленческих кадров: 15 лет успеха Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL RETRAINING / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / MANAGEMENT PERSONNEL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / EDUCATIONAL PROGRAMS OF PROFESSIONAL RETRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Анфиса Алексеевна, Абросимова Елена Борисовна

В условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям возникает необходимость профессиональной переподготовки руководителей всех уровней системы народного хозяйства страны. Приводятся данные анализа подготовки управленческих кадров в рамках Президентской программы за 15 лет с момента начала ее реализации. Рассмотрены сетевые особенности данной Программы, анализируются основные модели ее реализации, оценивается ее эффективность с точки зрения возможностей решать задачи по подготовке менеджеров нового поколения, нацеленных на принятие эффективных управленческих решений, в основе которых стабилизация и экономический рост как в отдельных регионах, так и в России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Городнова Анфиса Алексеевна, Абросимова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT TRAINING PROGRAM: 15 YEARS OF SUCCESS

The article presents an analysis of the management training program in the framework of the Presidential program for 15 years since the commencement of its implementation. We consider the network features of this program and examine the principal models of its implementation. Its effectiveness is estimated from the point of view of fulfilling the task of preparing a new generation of managers capable of making effective management decisions. The empirical basis includes the data on the quality of training obtained in the course of the monitoring. The results of the study may be used by heads of organizations when deciding on professional retraining of managers of different levels.

Текст научной работы на тему «Программа подготовки управленческих кадров: 15 лет успеха»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, № 4 (36), с. 123-129

123

УДК 316

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ: 15 ЛЕТ УСПЕХА © 2014 г. А.А. Городнова, Е.Б. Абросимова

НИУ «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород)

agorodnova@hse.ru

Поступила в редакцию 07.11.2014

В условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям возникает необходимость профессиональной переподготовки руководителей всех уровней системы народного хозяйства страны. Приводятся данные анализа подготовки управленческих кадров в рамках Президентской программы за 15 лет с момента начала ее реализации. Рассмотрены сетевые особенности данной Программы, анализируются основные модели ее реализации, оценивается ее эффективность с точки зрения возможностей решать задачи по подготовке менеджеров нового поколения, нацеленных на принятие эффективных управленческих решений, в основе которых - стабилизация и экономический рост как в отдельных регионах, так и в России в целом.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, управленческие кадры, образовательные программы профессиональной переподготовки.

Цель статьи - анализ эффективности подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства страны.

Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации недавно отметила свое 15-летие. Преобразования в экономике страны невозможно эффективно осуществлять без хорошо подготовленных руководителей. Руководство страны, придавая первостепенное значение повышению квалификации директоров и специалистов предприятий и организаций, в 1997 г. приняло решение проводить ежегодную подготовку не менее пяти тысяч российских менеджеров. Правительство Российской Федерации проявило готовность вкладывать значительные бюджетные средства в подготовку молодых руководителей вне зависимости от формы собственности, размера и отраслевой принадлежности предприятий. Обращение руководства нашей страны за поддержкой этой инициативы к лидерам ведущих стран мира получило практически единогласную поддержку. За рубежом намеченная программа подготовки управленческих кадров получила название «Президентская программа».

Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации - это масштабная и во многом уникальная программа по подготовке современных высококвалифицированных управленцев. Президентская программа реализуется в Российской Федерации с 1998 г., в соответствии с Указом Президента Россий-

ской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» [1] и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2014/15 учебных годах» [2].

Стратегическая цель Президентской программы - содействие развитию управления предприятиями для повышения их конкурентоспособности и эффективности.

Задачи, которые решает Программа:

• повышение качества и внедрение современных методов управления;

• повышение конкурентоспособности предприятий;

• укрепление существующих и установление новых взаимовыгодных экономических связей, в том числе и с иностранными партнерами;

• ускорение внедрения инновационных проектов.

Организация подготовки управленческих кадров предусматривает следующие этапы:

• конкурсный отбор кандидатов на обучение в рамках Программы;

• обучение специалистов, отобранных из числа кандидатов, в аккредитованном вузе;

• защита проектов (выпускных работ), разработанных специалистами в период обучения;

• стажировки специалистов на предприятиях Российской Федерации или за рубежом;

• постпрограммная работа с выпускниками.

Таблица

Тип организации Численность персонала Годовой оборот

Микропредприятия 1-15 человек До 60 млн руб.

Малый бизнес 16-100 человек 60-400 млн руб.

Средний бизнес 101-250 человек 400 млн - 1 млрд руб.

Крупный бизнес Более 250 человек Более 1 млрд руб.

В настоящее время Правительством Российской Федерации поставлена задача по модернизации экономики и развитию ее инновационной составляющей. Президентская программа оперативно реагирует на нужды экономики страны и области. В течение последних лет претерпел изменения и сам формат Президентской программы. Введены программы повышения квалификации по подготовке субъектов малого и среднего предпринимательства и по менеджменту в сфере инноваций.

Обучение специалистов в рамках Программы ведется по трем уровням: образовательные программы профессиональной переподготовки типа «В» (550 учебных часов), обеспечивающие базовый уровень подготовки менеджеров; про-ектно-ориентированные программы профессиональной переподготовки типа «А», обеспечивающие более высокий уровень подготовки; с 2010 г. реализуются программы повышения квалификации «Развитие предпринимательства» и «Менеджмент в сфере инноваций» (120 учебных часов). Целевой группой для подготовки являются специалисты с законченным высшим образованием, имеющие не менее пяти лет трудового стажа, из них не менее трех -управленческого, и в возрасте, преимущественно, до 40 лет. Чтобы попасть на программу, нужно, во-первых, получить рекомендацию организации, в которой специалист работает, во-вторых, пройти конкурсный отбор в региональных комиссиях. Конечно, если специалист -владелец собственного предприятия, рекомендацию он может дать себе сам [3].

В составе специалистов, проходящих обучение в рамках Программы, представлены руководители из самых разнообразных секторов народного хозяйства, но основную часть специалистов представляет сектор торговли и строительства. В то же время очевидны тенденции изменения качественного состава слушателей Программы: значительную долю представляет сфера промышленности и отрасли непроизводственной сферы.

Большинство направляющих организаций относятся к микропредприятиям и предприятиям малого бизнеса как по численности персонала, так и по годовому обороту (табл.) [4].

Участие в программе подготовки управленческих кадров предоставляет возможность:

Предприятиям и организациям народного хозяйства Российской Федерации

• создать серьезные предпосылки для перехода к новым формам и принципам управления;

• осуществить позитивные изменения в структурах управления, производства и корпоративной культуре;

• решить конкретные проблемы в процессе подготовки и иностранной стажировки своих специалистов (реструктуризации, перепрофилирования, получения инвестиций и заказов и др.);

• установить новые производственно-экономические контакты с российскими и зарубежными предприятиями, а также развить существующие связи с традиционными партнерами;

• участвовать в специализированной федеральной информационной базе данных, что даст дополнительные возможности при участии в конкурсах на получение государственных заказов и привлечение инвестиций.

Специалистам

• пройти специальный (эксклюзивный) курс подготовки и получить профессиональные знания;

• участвовать в стажировке на ведущих российских и зарубежных предприятиях;

• установить деловые и дружеские контакты с российскими и зарубежными коллегами;

• быть включенными в специализированную федеральную информационную базу данных с целью использования ее для формирования федерального и регионального кадрового резерва;

• стать членами объединений выпускников Президентской программы;

• усовершенствовать навыки владения иностранным языком (при необходимости).

В целях реализации Президентской программы была сформирована Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства с отделениями в 83 регионах страны. В кратчайшие сроки была создана основная нормативная база по реализации Программы.

Успешная реализация Программы в первую очередь зависела от поддержки в регионах

страны. Такая поддержка была получена, поскольку Программа была направлена на решение первоочередных задач на местах. Следует отметить, что задачи отбора контингента на обучение и его дальнейшее использование были возложены на сами регионы с учетом региональных и отраслевых потребностей. Комиссия формировала стратегию реализации Программы и выполняла организационные, методологические и контрольные функции.

Вопреки преобладающему в обществе мнению, что хорошую подготовку можно получить только в Москве и в Санкт-Петербурге, Комиссией была определена в качестве первоочередной задача обеспечения равномерно высокого уровня качества подготовки во всех регионах страны. В связи с этим в 1998 г. впервые в российской практике в крупных территориальных образованиях было сформировано около 40 образовательных консорциумов, в состав которых вошли ведущие вузы страны. Начиная с 2007 г. обучение специалистов ведется в 102 вузах, то есть практически во всех регионах Российской Федерации.

Ежегодно пять тысяч специалистов - руководителей высшего и среднего звена проходят 550-часовую подготовку по программам: «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит», а также совершенствуют знания иностранного языка.

После завершения подготовки в российских образовательных учреждениях участникам Программы предоставляется возможность прохождения стажировки на профильных российских и зарубежных предприятиях. В организации и проведении зарубежных стажировок принимают участие ведущие страны мира и Европейский союз. Стажировки за рубежом способствуют созданию условий для установления и развития кооперации между российскими и зарубежными компаниями, для информационного обмена между российскими и зарубежными менеджерами.

Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации реализуется в Нижегородской области с 1998 г., с момента создания Нижегородского образовательного консорциума. В состав Нижегородского образовательного консорциума вошли ведущие нижегородские вузы: Нижегородский технический университет им. Р.А. Алексеева (НГТУ), Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Волго-Вятская академия государственной службы (ВВАГС), Нижегородский филиал государственного уни-

верситета - Высшей школы экономики (НФ ГУ-ВШЭ), Нижегородский региональный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров, Нижегородский государственный университет им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ). В структуре Консорциума были созданы четыре кафедры: кафедра менеджмента (на базе НГТУ), кафедра маркетинга (на базе ВВАГС), кафедра финансов (на базе ННГУ), кафедра иностранных языков (на базе НГЛУ).

В декабре 2006 г. распоряжением Правительства Нижегородской области № 1131-р в целях эффективной реализации Президентской программы на базе Нижегородского образовательного консорциума было создано Государственное учреждение «Нижегородский региональный ресурсный центр», переименованное в октябре 2011 г. в Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Нижегородский региональный ресурсный центр».

За период реализации Программы с 1998 г. по 2012 г. на территории Нижегородской области было подготовлено 1789 специалистов по направлениям: «Менеджмент» - 831 человек (46.5%), «Финансы» - 235 человек (13.1%), «Маркетинг» - 413 чел. (23.1%), «Инновационный менеджмент» - 210 чел. (11.7%), «Менеджмент в сфере инноваций» - 67 чел. (3.7%), «Развитие предпринимательства» - 27 чел. (1.5%). Из них 60% мужчин и 40% женщин.

Только на базе НИУ ВШЭ - Нижний Новгород за пять лет, с 2007-го по 2012 г., прошли обучение более 290 человек по самым востребованным направлениям, в том числе по направлению «Инновационный менеджмент».

С 2010 г. в рамках Президентской программы в Нижегородской области реализуется программа повышения квалификации. В результате конкурсного отбора программа повышения квалификации реализуется двумя вузами: Нижегородским филиалом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» - по программам «Менеджмент в сфере инноваций» и «Развитие предпринимательства», и Нижегородским государственным педагогическим университетом - по специальности «Развитие предпринимательства».

В 2011/12 учебном году по программе «Экономика и управление» прошли конкурсный отбор и реализовали Президентскую программу в Нижегородской области три ведущих вуза:

■ Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева - программа «Менеджмент», которую возглавляет д.ф.н., профессор, академик РАЕН В.М. Мати-ашвили;

■ Нижегородский институт управления -филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» - программа «Маркетинг», которую возглавляет д.э.н., профессор Г.А. Морозова;

■ Нижегородский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - программа «Инновационный менеджмент», руководитель программы к.т.н., доцент Е.Б. Абросимова.

В целом, к подготовке специалистов привлечены около 80 лучших преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава нижегородских вузов.

В 2011/12 учебном году прошли обучение 43% руководителей высшего звена, 57% руководителей среднего звена и линейных менеджеров из Нижнего Новгорода и 12 городов Нижегородской области (Арзамас, Балахна, Богородск, Бор, Дзержинск, Кстово, Павлово, Саров, Городец и др.).

Востребованность Программы на территории Нижегородской области была подтверждена и в 2012 г., при квоте 185 человек на обучение был зачислен 191 специалист, из них 98 в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород.

За время реализации Президентской программы обучение прошли специалисты более 800 предприятий Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

В 2011/12 учебном году защитили выпускные квалификационные работы 167 специалистов, из них 41 человек по программе «Менеджмент», 12 человек по программе «Маркетинг», 73 человека - «Инновационный менеджмент»; по программам повышения квалификации «Менеджмент в сфере инновации» -25 человек, «Развитие предпринимательства» -13 человек и 3 человека по программе «Производственный менеджмент» в Московском энергетическом институте.

Завершили обучение в рамках Программы: 41 руководитель высшего уровня производственных предприятий региона, 37 руководителей высшего и среднего звена высокотехнологичных компаний и сферы инновационного бизнеса, 12 человек из оптовой и розничной торговли, 13 специалистов из социальной и культурной сферы, 18 специалистов из сфер образования и здравоохранения, 8 специалистов строительной отрасли, 4 специалиста ЖКХ, 11 специалистов крупных промышленных предприятий, 4 специалиста малого бизне-

са, 4 специалиста из транспортной сферы, 7 специалистов, представляющих банковские и финансовые организации, и 8 специалистов различных организаций реального сектора экономики.

В результате реализации программы 35% специалистов достигли карьерного роста на предприятиях, 45% нашли новые, более выгодные места работы, 10% выпускников открыли собственный бизнес. За время прохождения обучения в 2011/2012 учебном году более 5% слушателей получили новые, более высокие должности.

При этом необходимо отметить, что практически все выпускники остались работать на территории Нижегородской области (более 90%).

Динамика количества слушателей, обучающихся в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород по Президентской программе за период с 2007-го по 2013 г., свидетельствует о наличии большого спроса на программы подготовки управленческих кадров, а также о колебаниях спроса в разные периоды, что может быть связано с особенностями набора слушателей на программы и экономическими условиями развития субъектов реального сектора экономики в Нижегородской области (рис.).

Статус Президентской программы высоко оценивается не только в России, но и за рубежом. После вступления России в ВТО выросла заинтересованность в формировании единого подхода к подготовке управленческих кадров, поэтому сейчас особое внимание уделяется взаимодействию с иностранными партнерами. Сегодня в рамках Президентской программы заключены соглашения с Германией, Нидерландами, Норвегией, Финляндией, Японией, Францией и США.

После защиты выпускных аттестационных работ специалисты выезжают на зарубежную стажировку в одну из стран Евросоюза, в США или Японию. За 15 лет реализации программы в Нижегородской области более 30% слушателей прошли зарубежную стажировку. В 2010 г. 23 специалиста прошли стажировку: в Германии (17 человек), Франции (5 человек) и Японии (1 человек). В 2011 г. стажировку прошли 14 выпускников в Германии, Франции, Финляндии и Португалии. В 2012 г. 14 специалистов прошли стажировку в Германии (7 чел.), в Финляндии (2 чел.), в Японии (3 чел.), в Нидерландах и в США по 1 человеку. Общее число специалистов, прошедших зарубежную стажировку, - 581.

Рис. Динамика числа обучающихся по Президентской программе в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород по годам обучения

За период реализации в НИУ ВШЭ -Нижний Новгород Президентская программа зарекомендовала себя как конкурентоспособный и значимый инструмент подготовки управленческих кадров в современных условиях.

Значительный интерес к Президентской программе со стороны как работодателей, так и слушателей показывает, что участие в Программе позволяет им быть в центре общемировой тенденции непрерывного образования, лучше понимать экономические взаимосвязи и ориентироваться в постоянно изменяющемся экономическом пространстве. Организации, направляющие на обучение своих сотрудников, участвуют в Программе преимущественно от двух до пяти лет.

Основные причины участия в Программе, с точки зрения руководителей:

• возможность получения современных знаний и навыков в области управления;

• возможность приобрести связи в бизнес-среде;

• возможность зарубежной стажировки.

Главными целями участия в Программе как

для руководителей, так и для самих выпускников являются знакомство с новыми технологиями управления, установление новых деловых контактов, проведение организационных изменений в компании. Чаще всего уровень приоритетности целей участия в Программе для специалистов организаций и их руководителей совпадал, однако цели увеличения объёма продаж, привлечения клиентов и повышения качества выпускаемых товаров (услуг) были более важны для руководителей. В то же время подчинённые часто ставили цель изучить методы анализа рыночной среды, хотя их руководители очень редко ставили такую цель перед Программой [5].

По оценкам руководителей, экономическое положение направляющих организаций за весь период, прошедший с окончания обучения специалистов по Программе, значительно улучшилось. В особенности сильное влияние Программы на экономическое положение организации отмечают представители здравоохранения. А вот руководители организаций, предоставляющих услуги 1Т, напротив, чаще уверены, что Программа скорее не дает такого эффекта.

Основным изменением, которое произошло во многих направляющих организациях после прохождения специалистами Программы, является усовершенствование методов управления. Основные изменения коснулись компаний крупного и среднего бизнеса.

Участие в Программе влияет на различные аспекты деятельности организаций: повышение мотивации персонала; увеличение уровня клиентской удовлетворенности; увеличение числа клиентов. Руководители организаций отмечают, что благодаря Президентской программе удалось создать новые рабочие места и сократить издержки на производство товаров или услуг.

По оценкам участников Программы, значительная часть предприятий испытывает дефицит управленческих кадров. При этом наиболее остро стоит проблема нехватки руководителей линейного и функционального уровней. Кроме того, специалисты предвидят возрастание спроса на управленческий персонал. Структура спроса на управленческие кадры зависит от сектора экономики и размера предприятия. В промышленности наиболее востребованными являются руководители линейного уровня, в то время как в остальных отраслях наиболее востребованы руководители функционального уровня. Руководители линейного уровня более востребованы на крупных предприятиях, а на средних предприятиях более востребованы ру-

ководители высшего уровня. При этом спрос на руководителей функционального уровня не зависит от размера предприятия.

Основой успеха Программы было и остается эффективное сотрудничество. Среди организаций, которые в течение пятнадцати лет оказывали поддержку в реализации программы, необходимо отметить Национальный фонд подготовки кадров, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

И сегодня Программа успешно решает следующие задачи.

1. Обеспечение подготовки менеджеров нового типа для реального сектора экономики, способных эффективно работать в рыночных условиях. Около 96% выпускников и 80% руководителей, направлявших своих работников на подготовку от предприятий, отмечают полезность и, что более важно, применимость приобретенных знаний и навыков.

2. Содействие процессам реформирования российских предприятий, развитию предпринимательства. Более 65% выпускников осуществляют разработанные в ходе обучения и стажировки проекты изменений на уровне предприятия или отдельных подразделений. Большая часть реализуемых проектов направлена на повышение производительности, снижение издержек производства, улучшение результатов финансово-экономической деятельности.

3. Создание условий для установления и развития международной кооперации.

4. Содействие в профессиональном и карьерном росте молодых руководителей. 25% специалистов отмечают должностной рост, а 40% участников подтверждают существенное повышение зарплаты. Более 40% прошедших подготовку получили предложения о работе от российских и зарубежных компаний, а 10% выпускников были приглашены на работу в органы исполнительной власти различного уровня.

5. Развитие предпринимательства и малого бизнеса. Более 30% предприятий, участвующих в программе, относятся к категории малых. Кроме того, 8% выпускников сразу по завершении обучения создали собственные компании.

Таким образом, реализация Программы демонстрирует заинтересованность предприятий в системной подготовке управленческих кадров; способность российских учебных заведений качественно развивать учебные программы в соответствии с едиными требованиями Комиссии по организации подготовки управленческих кадров; возможность гармоничного объединения образовательных программ, реализуемых в Российской Федерации, и программ зарубежных стажировок, эффективность использования федерального и региональных бюджетов.

Бесспорно, потенциал Президентской программы подготовки управленческих кадров большой, и его необходимо использовать для развития экономики страны [6]. Без хорошо подготовленных на современном уровне руководителей невозможно эффективно осуществлять преобразования в экономике.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года № 774 (в ред. Указов Президента РФ от 16.03.1999 г. № 351, от 15.07.2000 г. № 1323, от 01.04.2003 г. № 382, от 09.09.2006 г. № 985) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pprog.ru (дата обращения 15.04.2014 г.).

2. Положение об отборе вузов: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 177 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pprog.ru (дата обращения 15.04.2014 г.).

3. Президентская программа. Общая информация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pprog.ru/about/ (дата обращения 15.04.2014 г.).

4. Анализ руководителей предприятий, направляющих специалистов на Программу: отчет по результатам количественного исследования (февраль 2012 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pprog.ru/ (дата обращения 15.04.2014 г.).

5. Анализ руководителей предприятий, направляющих специалистов на Программу: отчет по результатам количественного исследования (декабрь 2012 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pprog.ru/ (дата обращения 15.04.2014 г.).

6. Христенко В.Б. О перспективных направлениях подготовки руководителей // Бизнес-образование. 2003. № 1 (14). С. 5.

MANAGEMENT TRAINING PROGRAM: 15 YEARS OF SUCCESS A.A. Gorodnova, E.B. Abrosimova

The article presents an analysis of the management training program in the framework of the Presidential program for 15 years since the commencement of its implementation. We consider the network features of this program and examine the principal models of its implementation. Its effectiveness is estimated from the point of view of fulfilling the task of preparing a new generation of managers capable of making effective management decisions. The empirical basis includes the data on the quality of training obtained in the course of the monitoring. The results of the study may be used by heads of organizations when deciding on professional retraining of managers of different levels.

Keywords: professional retraining, management personnel, educational programs of professional retraining.

Referenœs

1. O podgotovke upravlencheskikh kadrov dlia organizatsii narodnogo khoziaistva Rossiiskoi Federatsii: Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 23 iiulia 1997 goda № 774 (v red. Ukazov Prezidenta RF ot 16.03.1999 g. № 351, ot 15.07.2000 № 1323, ot 01.04.2003 g. № 382, ot 09.09.2006 № 985) [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://pprog.ru (data obrashcheniia 15.04.2014 g.).

2. Polozhenie ob otbore vuzov: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 24 marta 2007 goda № 177 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://pprog.ru (data obrashcheniia 15.04.2014 g.).

3. Prezidentskaia programma. Obshchaia infor-matsiia. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://pprog.ru/about/ (data obrashcheniia 15.04.2014 g.).

4. Analiz rukovoditelei predpriiatii, napravliaiushchikh spetsialistov na Programmu: otchet po rezul'tatam kolichestvennogo issledovaniia (fevral' 2012 goda). [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://pprog.ru/ (data obrashcheniia 15.04.2014 g.).

5. Analiz rukovoditelei predpriiatii, napravliaiushchikh spetsialistov na Programmu: otchet po rezul'tatam kolichestvennogo issledovaniia (dekabr' 2012 goda). [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://pprog.ru/ (data obrashcheniia 15.04.2014 g.).

6. Khristenko V.B. O perspektivnykh napravle-niiakh podgotovki rukovoditelei // Biznes-obrazovanie. 2003. № 1 (14). S. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.