Научная статья на тему 'Результативность программы обучения управленческих кадров'

Результативность программы обучения управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подолякина Елена Валерьевна, Ковшова Дарья Владимировна

В статье рассмотрена структура финансирования программы подготовки управленческих кадров в Вологодской области. Проведен расчет целевых показателей результативности обучения, выявлены проблемы оценки, предложен индекс оценки результативности обучения служащих государственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результативность программы обучения управленческих кадров»

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ Подолякина Елена Валерьевна, к.т.н., доцент Ковшова Дарья Владимировна, магистрант Вологодский государственный университет, г.Вологда, Россия

В статье рассмотрена структура финансирования программы подготовки управленческих кадров в Вологодской области. Проведен расчет целевых показателей результативности обучения, выявлены проблемы оценки, предложен индекс оценки результативности обучения служащих государственных организаций.

Грамотные управленцы во многом определяют высокую результативность деятельности организации любой формы собственности. Одним из способов повышения уровня подготовки специалистов в управленческой сфере является Президентская программа подготовки управленческих кадров, которая реализуется на территории Вологодской области с 1997 г. За это время по Программе обучились более 600 руководителей организаций и предприятий. Реализация Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ на территории Вологодской области предполагает следующие основные мероприятия:

1. Проведение конкурсного отбора специалистов в рамках реализации Президентской программы.

2. Обеспечение обучения участников Президентской программы.

3. Проведение постпрограммной работы.

4. Методическое сопровождение участия специалистов в конкурсных отборах на зарубежные стажировки и организацию работы региональной Комиссии [1].

Важным этапом постпрограммной работы является расчёт результативности Программы для определения того, насколько она повлияла на развитие экономики предприятий после повышения квалификации руководителей.

Однако основное влияние Программы на экономическое положение организации начинает проявляться не сразу, а спустя 2-3 года, когда сотрудники уже успевают внести свой вклад в развитие организации, применив те знания, которые они получили во время участия в Президентской программе [2]. Это вызывает определенные трудности в оценке результативности Программы и требует специального подхода к такой оценке.

В Вологодской области финансовое обеспечение мероприятий Президентской программы представлено в таблице 1.

Таблица 1- Расходы на мероприятия Президентской программы на 2013 -

Номер мероприя- Источник фи- Расходы по годам (тыс. руб)

тия нансового обеспечения 2013 2014 2015 2016 2017

1. Проведение Всего, в т. ч. 233,4 232,4 177,8 340,0 350,0

конкурсного собственные

отбора специа- доходы обла-

листов стного бюджета

2. Обеспечение Всего, в т.ч. 915,9 1802,7 1240,0 1300,0 1400,0

обучения уча- собственные 915,9 964,0 1240,0 1300,0 1400,0

стников Пре- доходы обла-

зидентской стного бюд-

программы жета

Субвенции и 0,0 838,7 0,0 0,0 0,0

субсидии федерального бюджета

3. Проведение Всего, в т. ч. 729,4 334,9 200,0 290,0 380,0

постпрограмм- собственные

ной работы доходы областного бюджета

4. Организация и Всего, в т. ч. 5,0 68,7 46,8 70,0 70,0

проведение собственные

стажировок доходы областного бюджета

Таким образом, общий объем финансирования мероприятий Президентской программы за счет средств областного бюджета в 2013 - 2017 годах равен 10 187,0 тыс. рублей, в том числе:

2013 год - 1883,7 тыс. рублей;

2014 год - 2438,7 тыс. рублей;

2015 год - 1664,6 тыс. рублей;

2016 год - 2000,0 тыс. рублей;

2017 год - 2000,0 тыс. рублей;

из них:

за счет средств федерального бюджета - 838,7 тыс. рублей,

за счет средств областного бюджета - 9348,3 тыс. рублей.

В качестве оценочных используются целевые показатели (индикаторы), представленные в таблице 2. Прогнозный расчет их значений:

Таблица 2 - Сведения о целевых показателях

№ п/п Задача, направленная на достижение цели Наименование целевого показателя Значение целевого показателя (%)

План

2013 2014 2015 2016

1 Развитие управленческих компетенций участников Программы Доля лиц, завершивших подготовку в текущем году в на "4" и "5" 80 85 90 95

2 Изучение передового опыта ведущих российских и зарубежных организаций Доля лиц, закончивших обучение, прошедших в текущем году стажировку 11 13 7,5 7,5

1. Показатель "Доля лиц, завершивших подготовку в образовательных учреждениях в текущем году в рамках Президентской программы на "хорошо" и "отлично" определяется по формуле:

Ко

Д1 =-* 100%

К (1)

где Д1- значение показателя;

Ко - количество лиц, завершивших подготовку в образовательных учреждениях в текущем году в рамках Президентской программы на "хорошо" и "отлично" в соответствии с приказами образовательных учреждений о завершении обучения по образовательной программе и выдаче документа об образовании, направленных в Вологодскую область не позднее 1 августа текущего года;

Ку - количество лиц, зачисленных в образовательные учреждения в текущем году в рамках Президентской программы, в рамках квоты, определенной для Вологодской области на набор руководящих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации на текущий год, в соответствии с ежегодным Распоряжением Правительства Российской Федерации.

2. Показатель "Доля лиц, закончивших обучение в рамках Президентской программы, прошедших в текущем году стажировку" определяется по формуле:

Кс

Д 2 = — * 100%

Кв (2)

где Д2- значение показателя;

Кс - количество лиц, выпускников Президентской программы, прошедших стажировку в текущем году;

Кв - количество лиц, завершивших подготовку в образовательных учреждениях в рамках Президентской программы.

Расчет фактических значений реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров на территории Вологодской области за 2014 год представлен в таблице 3.

Таблица 3. - Значение целевых показателей (индикаторов) в 2015 г.

Значение целевого

Целевой показатель показателя (%) Обоснование отклонений

2014 2015 значений

План Факт

Доля лиц, завершивших 100 85 100 Превышение достигнуто

подготовку в образова- за счет качественной раз-

тельных учреждениях в работки выпускных про-

текущем году в рамках ектов, а также организа-

Президентской програм- ции дополнительных ме-

мы на «хорошо» и «от- роприятий (семинаров,

лично» тренингов, курсов повышения квалификации).

Доля лиц, закончивших 30 13 6 Значение показателя не

обучение в рамках про- достигнуто в связи с из-

граммы, прошедших в те- менениями в международ-

кущем году стажировку ных отношениях.

Оценка степени достижения целей и решения задач государственной программы (СДЦ|Ш) осуществляется на основании показателей (индикаторов) и рассчитывается по формуле:

СДЦ,пп = П *± )

м (3)

И - число показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач государственной программы, для которых установлены плановые ненулевые значения на отчетный год.

Соотношение фактического и планового значения 1-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач государственной программы, для которых желаемым является увеличение значений, определяется:

Ф

И. = -*-

г п.

При желаемой тенденции снижения значений формула расчета целевых показателей (индикаторов):

И, = п

Ф

Оценка степени достижения целей и задач Президентской программы по Вологодской области за 2015 год приведена в таблице 4.

При данной системе оценки не учитывается долгосрочная результативность Программы, которая проявляется с течением времени, то есть не учитывается применение сотрудниками, прошедшими обучение, полученных знаний для развития организаций.

Таблица 4. - Оценка степени достижения целей и задач государственной

программы в 2015 г.

№ п/п Показатель (индикатор) Значение показателя (%) Соотношение показателей ( И)

план факт

1 Доля лиц, завершивших подготовку в рамках Президентской программы на «4» и «5» 85 100 1,17647059

2 Доля лиц, закончивших обучение и прошедших в текущем году стажировку 13 6 0,46153846

СДЦ1Ш 0,81900452

Для такой оценки можно применить общий интегральный индекс эффективности [3]. Он состоит из трёх частных: коэффициент изменения экономического положения, средний процент выполнения достижений, среднее число достижений.

Данный общий индекс эффективности применим для коммерческих предприятий. При обучении служащих государственных и муниципальных организаций экономическую составляющую определить достаточно трудно, поэтому, в таких случаях, может использоваться следующий индекс результативности. Он должен учитывать как изменение положения организации или отдела, в котором работает прошедший обучение сотрудник, так и личные достижения самого обучающегося [4].

Индекс результативности может состоять из трех составляющих: уровень выполнения плановых показателей отделом или организацией, уровень карьерного роста выпускника, степень удовлетворенности выпускника полученными знаниями. Данный индекс должен рассчитываться в динамике, в течение нескольких лет после окончания обучения по Президентской программе.

Расчет индекса предполагает опрос выпускников Программы, что выявляет проблемы, существующие в настоящее время:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) со временем утрачивается связь с выпускниками Программы;

2) сложность и абстрагированность существующей базы данных, что проявилось в процессе подбора кандидатов - выпускников Президентской программы.

Решением данных проблем будет актуализация базы данных выпускников Президентской программы и создание ее усовершенствованного варианта. В связи с этим предполагается последовательное решение следующих задач:

1. Анализ существующей базы данных кадрового резерва.

2. Разработка общих подходов, технологий, алгоритмов использования базы данных при формировании резерва управленческих кадров.

3. Установка связей с кадровыми службами организаций и предприятий города и области для поиска выпускников Президентской программы с целью привлечения их в отраслевой резерв управленческих кадров Вологодской области [5].

4. Внесение в базу данных полученной информации.

5. Отслеживание показателей и критериев динамики изменений в карьерном росте выпускников Президентской программы для дальнейшего внедрения в базу данных при формировании кадрового резерва.

Президентская программа содействует профессиональному и карьерному росту молодых руководителей. Примерно четверть выпускников отмечают быстрый должностной рост. Ежегодно 300-400 выпускников переходят на работу в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Список литературы

1. О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2014/15 учебных годах: постановление Правительства РФ от 24.03.2007 №177 (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: информационно-правовой портал

2. Информационный сайт Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. -Режим доступа: http://www.pprog.ru/leaver/projects/

3. [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://pprog.ru/

4. Подолякина Е.В., Подолякин О.В. Развитие государственной системы поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Вологодской области // Научное обозрение - Москва, 2014. - №5 (51). - С.227-232

5. Советова Н.П. Структурно-сопоставимая оценка инновационного потенциала региона // Проблемы современной экономики. - Санкт-Петербург, 2014. - №2 (50). -С.254-257

Podolyakina Elena Valeryevna, Cand.Tech.Sci., associate professor Kovshova Darya Vladimirovna, undergraduate Vologda state university, Vologda, Russia

PRODUCTIVITY OF THE PROGRAM OF TRAINING OF ADMINISTRATIVE SHOTS

In article the structure of financing of the program of preparation of administrative shots in the Vologda region is considered. Calculation of target indicators of productivity of training is carried out, assessment problems are revealed, the index of an assessment of productivity of training of the serving state organizations is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.