Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ У ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ У ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Катунина Н.П., Петухова Л.П., Серегина Н.В., Стратиенко Е.Н., Елисеева Е.В.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования особенностей проявления профессиональных деформаций педагогов с различным стажа профессиональной деятельности. Для изучения данного феномена использовались методики: «Исследования уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, опросник «Степень хронического утомления», многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла. Результаты проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования позволяют говорить, что педагоги со стажем профессиональной деятельности 9-13 лет наиболее подвержены профессиональной деформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Катунина Н.П., Петухова Л.П., Серегина Н.В., Стратиенко Е.Н., Елисеева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF TEACHERS AT DIFFERENT STAGES OFPROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article presents the results of the empirical study of the features of the manifestation of professional deformations of teachers with different professional experience. To study this phenomenon, the following methods were used: "Studies of the level of empathic tendencies" by I.M. Yusupov, "Emotional burnout" by V.V. Boyko, the questionnaire "The degree of chronic fatigue", the multifactorial personality questionnaire by R.B. Kettell. The results of the quantitative and qualitative analysis of the results of the study suggest that teachers with 9-13 years of professional experience are most susceptible to professional deformation.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ У ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

УДК159.9.072

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ У ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Наталия Павловна Катунина, доктор биологических наук, профессор, Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Елена Владимировна Елисеева, кандидат педагогических наук, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского,

Брянск

Аннотация

В статье приводятся результаты эмпирического исследования особенностей проявления профессиональных деформаций педагогов с различным стажа профессиональной деятельности. Для изучения данного феномена использовались методики: «Исследования уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, опросник «Степень хронического утомления», многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла. Результаты проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования позволяют говорить, что педагоги со стажем профессиональной деятельности 9-13 лет наиболее подвержены профессиональной деформации.

Ключевые слова: профессиональные деформации, педагог, профессиональная деятельность, синдром эмоционального выгорания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p578-581

PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF TEACHERS AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Natalia Pavlovna Katunina, the doctor of biological sciences, professor, Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalia Valeryevna Seregina, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna Stratienko, the doctor of medical sciences, professor, Elena Vladimirovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University.

Abstract

The article presents the results of the empirical study of the features of the manifestation of professional deformations of teachers with different professional experience. To study this phenomenon, the following methods were used: "Studies of the level of empathic tendencies" by I.M. Yusupov, "Emotional burnout" by V.V. Boyko, the questionnaire "The degree of chronic fatigue", the multifactorial personality questionnaire by R.B. Kettell. The results of the quantitative and qualitative analysis of the results of the study suggest that teachers with 9-13 years of professional experience are most susceptible to professional deformation.

Keywords: professional deformations, teacher, professional activity, emotional burnout syndrome.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема влияния профессиональной деятельность на личность сотрудника вызывает интерес в научном сообществе. В разные периоды учеными рассматриваются различные аспекты психотравмирующих факторов на успешность выполнения профессиональной деятельности. В настоящее время не теряет своей актуальности проблема профессиональных деформаций. Во многом это связано, с тем, что в значительной мере возрастают влияние негативных факторов на представителей типа «человек-человек», к которым относится профессия педагога.

Выполнение педагогом профессиональной деятельностью неизбежно оказывает влияние на его личность, поэтому важно, чтобы учитель был гармоничной личностью.

Для описания влияния профессии на психическую жизнь человека и было введено новое понятие - профессиональная деформация.

В отечественной психологии вопросы, связанные с проблемой профессиональной деформации изучали А.К. Маркова, Б. Д. Новиков, Э.Ф. Зеер, С.П. Безносов, А.М. Самур-ганова, Л.С. Павлова и др. С.П. Безносов под профессиональной деформацией личности понимает «объективное явление, негативные факты которого могут быть элиминированы только по средствам других, непрофессиональных факторов...» [2, С. 9]. Он рассматривал три основных подхода к исследованию профессиональных деформаций на личность: дея-тельностный, индивидуальный, феноменологический. Им большое внимание было уде -лено влиянию психологических аспектов профессионального труда на личность сотрудников. В связи со спецификой профессии учителя важно при изучение профессиональных деформаций учитывать взаимосвязи между субъектными и личностными параметрами профессионалов, и большее внимание уделять психологическому аспекту. Исследователи отмечают, что выполнение профессиональной деятельности оказывает достаточно большое деформирующее воздействие на личность в отличие от непрофессиональных видов труда, приводит к появлению различных профессиональных типах личности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено эмпирическое исследование по изучению проявления признаков профессиональных деформаций педагогов с разным стажем профессиональной деятельности. Данное исследование является продолжением цикла работ, посвященных изучению проблем профессиональной деятельности педагога [1, 3, 4].

Экспериментальная выборка сформирована из 24 человек. Все исследуемые были разделены на три группы - первая группа (стаж работы от 5 до 8 лет - ГР1), вторая группа (стаж работы от 9 до 13 лет - ГР2) и третья группа (стаж работы от 14 лет и старше -ГР3).

Целью исследования является изучение профессиональных деформаций педагогов с разным стажем работы в образовательной организации.

Гипотезой исследования является предположение, что стаж профессиональной деятельности влияет на возникновение у педагогов профессиональных деформаций.

Методы исследования: тестирование, методы математической обработки результатов (Н-критерий Крускала-Уоллиса). Методики исследования: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В., 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла», «Исследования уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, Опросник «Степень хронического утомления».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для изучения «синдрома эмоционального выгорания» педагогов по методике «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко нами были отобраны основные симптомы: напряжение, резистенция и истощение.

В результате полученных нами данных, мы можем сделать следующие выводы о том, что симптом эмоционального выгорания - напряжение наиболее развит у специалистов со средним стажем работы (ГР2) - 37,5%, в отличии от педагогов со стажем работы от 5 до 8 лет и от 14 лет и более (ГР1 и ГР3).

Анализируя результаты исследования такого симптома эмоционального выгорания, как резистенция, отметим, что он выражен у представителей всех трех групп, т.е. у испытуемых выражена эмоциональная дезориентация и отстраненность. Результаты исследования симптома эмоционального выгорания - истощение показывает, что в группе со стажем от 9 до 13 лет данный симптом эмоционального выгорания выражен в большей степени - 62,5%, т. е. у испытуемых обостренно чувство эмоциональной опустошенности

и усталости, вызванное собственной работой. В первой (25%) и третьей (25%) группах данный симптом эмоционального выгорания выражен в меньшей степени.

Для оценки различий по симптомам «эмоционального выгорания» нами был применен Н-критерий Крускала-Уоллиса. Выявлены статически значимые различия симптом «эмоционального выгорания», как «истощение» (Нэмп=6,212 при р=0,05). Отметим, что у педагогов со стажем профессиональной деятельности 9-13 лет он наиболее выражен, т.е. для них характерно большее проявление чувства эмоциональной опустошенности и усталости, чем у их коллег, что показывает проявление у них признаков профессиональных деформаций.

В связи с тем, что профессиональная деятельность изменяет и личностные особенности педагогов, мы изучили их, используя 16-факторный опросник Р. Б. Кеттелла.

Нами выявлены статистически значимые различия в ряде личностных качествах у трех групп педагогов в зависимости от стажа.

Для оценки различий по уровню эмоциональной устойчивости нами был использован Н-критерий Крускала-Уоллиса. (Нэмп=6,171 при р=0,05). показывает, что педагоги со стажем профессиональной деятельности более 9-13 лет менее эмоционально устойчивы среди коллег с меньшим или большим стажем работы (низкий уровень эмоциональной устойчивости преобладает у 63%). Н-критерий Крускала-Уоллиса по фактору Е «Доминантность-покорность» (Нэмп=7,664, р=0,05) показывает, что существуют различия по рассматриваемому качеству. У педагогов со стажем профессиональной деятельности 9-13 лет выраженная степень доминантности у 62,5%, т. е. это люди, уверенные в себе, с ярко выраженными лидерскими качествами, могут быть конфликтными, утверждающие себя личности. По фактору Б «Сдержанность» Н-критерий Крускала-Уоллиса (Нэмп=5,608, р=0,05) показывает, что учителя со стажем профессиональной деятельности (5-8 лет, 1422 года) наиболее сдержаннее, чем их коллеги со стажем профессиональной деятельности 9-13 лет. Для оценки различий по уровню дипломатичности нами был применен Н-критерий Крускала-Уоллиса. (Нэмп=5,612, р=0,05) показывает, что для медицинские сестры со стажем профессиональной деятельности более 14 лет превосходят своих коллег по показателю «Дипломатичность».

В тоже время по остальным качествам (общительность, интеллектуальность, моральная нормативность, тревожность, консерватизм) статистически значимых различий не обнаружено.

Результаты исследования уровня эмпатийных тенденций были выявлены при помощи методики И.М. Юсупова «Исследование уровня эмпатийных тенденций». Анализ результатов исследования показал, что у педагогов со стажем работы 9-13 лет преобладает низкий уровень эмпатии, для которого характерно равнодушие к окружающим людям, черствость в общении, они могут быть очень продуктивны в индивидуальной работе, но во взаимодействии с учениками, родителями, коллегами не всегда выглядят в лучшем свете. Для учителей со стажами работы 5-7 лет и 14 лет и старше характерны средний и высокий уровень эмпатийных тенденций.

Результаты проведенной статистической обработки с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса (Нэмп=9,41, р=0,01) позволяют сделать вывод, что стаж влияет на проявление разных степеней утомления. При чем отметим, низкий уровень эмпатии проявляют педагоги со стажем профессиональной деятельности 9-13 лет, что является проявлением признаком профессиональной нравственной деформации.

В заключении нашим испытуемым был представлен опросник «Степень хронического утомления». Анализируя полученные результаты, мы можем сделать следующие выводы о том, что у педагогов ГР2 степень хронического утомления выражена в большей степени (50%), тогда как у представителей ГР1 преобладает начальная степень (75%), у педагогов из ГР3 выраженная степень хронического утомления. Результаты проведенной

статистической обработки с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса (Нэмп=9,312>Х

кр=9,210, p<0,01) позволяют сделать вывод, что стаж влияет на проявление разных степеней утомления. При чем отметим, что наибольшую степень хронического утомления испытывают педагоги со стажем профессиональной деятельности 9-13 лет, что безусловно негативным образом сказывается на продуктивности ее выполнения и является признаком профессиональной деформации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам эмпирического исследования у педагогов со стажем профессиональной деятельности 9-13 лет была выявлена более высокая степень профессиональной деформации, чем у их коллег. Для них наиболее выраженными являются такие признаки профессиональной деформации как низкий уровень эмоциональной устойчивости, доминантность, низкий уровень сдержанности, недипломатичность, высокая степень хронического утомления, низкий уровень эмпатии, выражен синдром эмоционального выгорания. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась. Полученные результаты, позволяют говорить о том, что на возникновение профессиональной деформации педагогов влияет стаж их профессиональной деятельности, наиболее они проявляются от 9 до 13 лет непрерывного выполнения профессиональной деятельности. Проведенное исследование показывает, что педагоги с большим опытом выполнения профессиональной деятельности способны корректировать возникающие профессиональные деформации, в тоже время необходимы профилактические мероприятия для педагогов с признаками профессиональных деформаций, не имеющие опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балыкина О.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования / О.С. Балыкина, Н.М. Ерохина, Л.П. Петухова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 11 (105).- С. 17-23.

2. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности / С.П. Безносов. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 272с.

3. Комарова С.В. Взаимосвязь личностных особенностей и психологического благополучия педагогов / С.В. Комарова, Н.В. Серегина, А.В. Савин // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-5. - С. 299-308.

4. Профессионально-психологические особенности личности педагогов на разных этапах профессионального становления / Л.П. Петухова, Н.В. Серегина, Н.П. Катунина, Е.Н. Стратиенко// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021.- № 5 (195).- С. 497-501.

REFERENCES

1. Balykina, O.S., Erokhina, N.M. and Petukhova, L.P. (2013), "Emotional burnout in professional activity among representatives of the sphere of education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 17-23.

2. Beznosov, S.P. (2004), Professional deformations of personality, Speech, St. Petersburg.

3. Komarova, S.V., Seregina, N.V. and Savin, A.V. (2017), "The relationship of personal characteristics and psychological well-being of teachers", Problems of modern pedagogical education, No. 55-5, pp. 299-308.

4. Petukhova, L.P. Seregina, N.V., Katunina, N.P. and Stratienko, E.N. "Professional and psychological features of the personality of teachers at different stages of professional development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 195, No. 5, pp. 497-501.

Контактная информация: petuhowa.larisa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.