Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АГРЕССИВНОСТЬ / КОНФЛИКТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казначеева Н.Б., Синельникова Е.С.

Высокая агрессивность и конфликтность личности препятствуют конструктивному межличностному взаимодействию. Целью эмпирического исследования является изучение эмоционального интеллекта и толерантности как возможных предпосылок снижения агрессивности и конфликтности личности. Выборка исследования: 70 студентов ПГУПС (СПб, Россия) в возрасте 18-24 года (средний возраст 20.5 лет, 63% - юноши, 37% - девушки). Применялись следующие методики: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн», экспресс-опросник «Индекс толерантности», методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Результаты исследования: выявлена негативная взаимосвязь эмоционального интеллекта и толерантности с агрессивностью и конфликтностью личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казначеева Н.Б., Синельникова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AND TOLERANCE AS PSYCHOLOGICAL PREDICTORS OF PREREQUISITES FOR REDUCING AGGRESSIVENESS AND PERSONAL TENDENCY TO ENGAGE IN CONFLICTUAL INTERACTION AMONG STUDENTS

Aggressiveness and personal tendency to engage in conflictual interactions obstruct constructive interpersonal interaction. The purpose of the study was to investigate relationship between emotional intelligence, tolerance, aggressiveness, and personal tendency to engage in conflictual interactions. 70 students (aged 18-24, mean age 20.5, 63% male, 37% female) of Saint-Petersburg State Transport University (Russia) participated in the study. The following questionnaires were applied: “Emotional intelligence questionnaire”, “Tolerance index”, “Personal aggressiveness and tendency to engage in conflict interactions”. Results of the study have shown that emotional intelligence and tolerance are negatively related to personal aggressiveness and tendency to engage in conflict interactions.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ»

УДК 159.99

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Наталья Борисовна Казначеева, кандидат психологических наук, Елена Семеновна Синельникова, кандидат психологических наук, Петербургский государственный университет путей сообщения имени императора Александра I, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Высокая агрессивность и конфликтность личности препятствуют конструктивному межличностному взаимодействию. Целью эмпирического исследования является изучение эмоционального интеллекта и толерантности как возможных предпосылок снижения агрессивности и конфликтности личности. Выборка исследования: 70 студентов ПГУПС (СПб, Россия) в возрасте 18-24 года (средний возраст 20.5 лет, 63% - юноши, 37% - девушки). Применялись следующие методики: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн», экспресс-опросник «Индекс толерантности», методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Результаты исследования: выявлена негативная взаимосвязь эмоционального интеллекта и толерантности с агрессивностью и конфликтностью личности.

Ключевые слова: толерантность, эмоциональный интеллект, агрессивность, конфликтность, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p574-577

EMOTIONAL INTELLIGENCE AND TOLERANCE AS PSYCHOLOGICAL PREDICTORS OF PREREQUISITES FOR REDUCING AGGRESSIVENESS AND PERSONAL TENDENCY TO ENGAGE IN CONFLICTUAL INTERACTION AMONG

STUDENTS

Natalia Borisovna Kaznacheeva, the candidate of psychological sciences, Elena Semenovna

Sinelnikova, the candidate of psychological sciences, Emperor Alexander I State Transport

University, St. Petersburg

Abstract

Aggressiveness and personal tendency to engage in conflictual interactions obstruct constructive interpersonal interaction. The purpose of the study was to investigate relationship between emotional intelligence, tolerance, aggressiveness, and personal tendency to engage in conflictual interactions. 70 students (aged 18-24, mean age 20.5, 63% male, 37% female) of Saint-Petersburg State Transport University (Russia) participated in the study. The following questionnaires were applied: "Emotional intelligence questionnaire", "Tolerance index", "Personal aggressiveness and tendency to engage in conflict interactions". Results of the study have shown that emotional intelligence and tolerance are negatively related to personal aggressiveness and tendency to engage in conflict interactions.

Keywords: tolerance, emotional intelligence, aggressiveness, conflict, students.

ВВЕДЕНИЕ

Высокая агрессивность и конфликтность личности могут приводить к деструктивному взаимодействию с другими людьми, особенно с теми, кто существенно отличается по социально-демографическим или индивидуально-психологическим параметрам. Эмоциональный интеллект и толерантность личности могут рассматриваться как потенциальные факторы снижения агрессивности и конфликтности личности. Эмоциональный интеллект как способность к пониманию и управлению эмоциями согласно данным мета-анализа эмпирических исследований, играет ведущую роль в успешном разрешении конфликта в различных культурах [6]. Кросс-культурное исследование показало, что эмоциональный интеллект способствует предпочтению компромисса, сотрудничества и уступки

у студентов, принадлежащих к различным культурам. Эмоциональный интеллект проявляется у российских и голландских студентов в большей готовности к открытому выражению своих чувств в конфликтной ситуации, у российских студентов также в большей готовности к конструктивному разрешению конфликтной ситуации в интересах всех сторон конфликта [3]. В то же время эмоциональный интеллект усиливает взаимосвязь между агрессивными установками и агрессивным поведением в конфликте [5], что свидетельствует о том, что он может выступить катализатором агрессивного поведения личности, имеющей деструктивные установки. В связи с этим, не менее значимыми являются установки и убеждения личности, в частности толерантность как позитивный способ принятия социальных и индивидуальных различий. Так, например, были выявлены различия в структуре эмоционального интеллекта и ценностных ориентациях респондентов юношеского возраста с различным отношением к мигрантам [2]. Отечественные исследования свидетельствуют, что развитие эмпатии способствует снижению проявлений интолерантности (неприятия, неприязни и агрессии) по отношению к людям с ограниченными возможностями (ОВЗ) у студентов [1].

МЕТОДИКА

Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и толерантности с агрессивностью и конфликтностью у студентов технического вуза. Гипотеза исследования: эмоциональный интеллект и толерантность негативно взаимосвязаны с показателями агрессивности и конфликтности у студентов. В исследовании приняли участие 70 студентов технического направления подготовки ПГУПС, г. Санкт-Петербург в возрасте 18-24 года (средний возраст 20.5 лет, 63% - юноши, 37% - девушки). Применялись следующие методики: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн», экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хух-лаева, Л.А. Шайгеровой, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева. Для математико-статистической обработки данных применялись корреляционный анализ Пирсона и ^Критерий Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования по методике эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин) представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Данные по методике эмоционального интеллекта «ЭмИн»

Название показателей Среднее Станд. отклонение Дисперс. выборки Минимум Максимум

Понимание чужих эмоций «МП» 21,871 5,236 27,418 10 36

Управление чужими эмоциями «МУ» 18 4,681 21,913 7 30

Понимание своих эмоций «ВП» 17,643 4,715 22,233 7 29

Управление своими эмоциями «ВУ» 12,543 3,517 12,368 3 20

Контроль экспрессии «ВЭ» 10,2 3,321 11,032 2 17

Межличностный эмоциональный интеллект «МЭИ» 39,871 8,704 75,776 21 66

Внутриличностный эмоциональный интеллект «ВЭИ» 40,386 9,630 92,733 17 61

Понимание эмоций «ПЭ» 39,514 7,772 60,398 22 65

Управление эмоциями «УЭ» 40,743 8,361 69,904 18 62

Общий эмоциональный интеллект «ОЭИ» 80,257 14,522 210,889 46 127

Результаты исследования по методике «Индекс толерантности» представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Данные по методике «Индекс толерантности»___

Название показателей Среднее Станд.отклоне ние Дисперсия выборки Минимум Максимум

Индекс толерантности 87,457 9,486 89,991 65 106

Результаты исследования по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Данные по методике «Личностная агрессивность и конфликтность»

Название показателей Среднее Стандартное отклонение Дисперсия выборки Минимум Максимум

Вспыльчивость 4,514 1,316 1,732 1 7

Наступательность, напористость 4,571 1,749 3,06 2 10

Обидчивость 5,471 1,452 2,108 2 9

Неуступчивость 4,729 1,76 3,099 1 8

Бескомпромиссность 6,657 1,559 2,431 2 10

Мстительность 4,114 1,885 3,552 1 9

Нетерпимость к мнению других 4,257 1,401 1,962 0 8

Подозрительность 5,2 1,708 2,916 2 9

Негативная агрессивность 9,3 2,398 5,749 5 15

Позитивная агрессивность 8,329 2,707 7,325 1 15

Конфликтность 21,814 3,601 12,965 15 30

Результаты корреляционного анализа Пирсона представлены в таблице 4. Жирным шрифтом обозначены взаимосвязи, достоверные на уровне р<0,01, другие взаимосвязи достоверны на уровне р<0,05.

Таблица 4 - Результаты корреляционного исследования показателей толерантности, эмоционального интеллекта, агрессивности и конфликтности_

МУ МЭИ Вспыльчивость Наступательность, напористость Обидчивость Неуступчивость Нетерпимость к мнению других Подозрительность Негативная агрессивность Конфликтность

Инд. толер-ти 0,41 0,32 -0,33 -0,32 -0,39 -0,31

МУ -0,32 -0,49 -0,49

ВУ -0,32 -0,31

ВЭ 0,31

МЭИ -0,31 -0,43 -0,40

ВЭИ -0,32

УЭ -0,34 -0,37 -0,37 -0,35 -0,41

ОЭИ -0,33 -0,35 -0,37

Примечание: МУ - управление чужими эмоциями, ВУ - управление своими эмоциями, ВЭ - контроль экспрессии, МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект, ВЭИ - внутриличностный эмоциональный интеллект, УЭ - управление эмоциями, ОЭИ - общий эмоциональный интеллект.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты исследования позволили выявить взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта, толерантности, агрессивности и конфликтности личности. Индекс толерантности негативно взаимосвязан с показателями неуступчивости, нетерпимости к мнению других, подозрительности и негативной агрессивности. Студенты, обладающие более высоким уровнем толерантности, в большей степени доверяют другим людям, проявляют большую готовность учитывать мнение другого человека и в меньшей степени склонны категорически настаивать на своей точке зрения, а также проявлять деструктивную агрессию, что создает психологически предпосылки конструктивного разрешения трудных, потенциально конфликтных ситуаций межличностного взаимодействия.

Общий уровень эмоционального интеллекта негативно взаимосвязан с показателями обидчивости, неуступчивости и конфликтности. Респонденты, имеющие более высокий уровень эмоционального интеллекта, менее чувствительны к недостатку внимания, действительной или мнимой несправедливости по отношению к ним.

Респонденты, имеющие более высокий уровень эмоционального интеллекта, в меньшей степени склонны категорично настаивать на своей позиции, игнорируя мнение других людей, а также вступать в конфликт в трудных ситуациях межличностного взаимодействия.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования свидетельствуют о связи эмоционального интеллекта и толерантности с агрессивностью и конфликтностью студентов. Респонденты, имеющие более высокие показатели толерантности и эмоционального интеллекта, имеют более низкие показатели агрессивности и конфликтности, что является предпосылкой для более конструктивного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буркова В.Н. Эмпатия и интолерантность российской молодежи в отношении инвалидов: половые и личностные различия. / В.Н. Буркова, Ю.Н. Феденок, М.Л. Бутовская // Экспериментальная психология. - 2019. - Том 12, № 1. - С. 53-69.

2. Казначеева Н.Б. Эмоциональный интеллект и ценностные ориентации юношей и девушек Санкт-Петербурга с различным отношением к мигрантам. / Н. Б. Казначеева, М. Ю. Чохели // Транспорт: проблемы, идеи, перспективы: сборник трудов LXXX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Санкт-Петербург, 2020. -С.382-385.

3. Синельникова Е С. Как эмоциональный интеллект проявляется в предпочтении способов взаимодействия у представителей российской и голландской культур. / Е.С. Синельникова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018. - №4 (76). - С.157-164.

4. Gunkel M. Cultural values, emotional intelligence and conflict handling styles: a global study. / M. Gunkel, C. Schlaegel, V. Taras // Journal of World Business. - 2016. - V. 51, - No. 4. - P. 568-585.

5. Moeller C. Too much of a good thing? Emotional intelligence and interpersonal conflict behaviors. / C. Moeller, C.T. Kwantes // Journal of Social Psychology. - 2015. - V.155. - No. 4. - P. 314324.

6. Winardi M.A Systematic literature review on emotional intelligence and conflict management. / M.A. Winardi, C. Prentice, S. Weaven // Journal of Global Scholars of Marketing Science. - 2021. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/21639159.2020.1808847?journalCode=rgam20.

REFERENCES

1. Burkova, V.N., Fedenok, J.N. and Butovskaya, M.L. (2019), "Empathy and intolerance of Russian youth towards people with disabilities: gender and personality differences", Experimental Psychology, Vol. 12, No. 1, pp. 53-69.

2. Kaznacheeva, N.B., Chokheli, M.Yu. (2020), "Emotional intelligence and value orientations of St. Petersburg boys and girls with different attitudes towards migrants", Transport: problems, ideas, prospects: proceedings of the LXXX All-Russian Scientific and Technical Conference of Students, postgraduates, and young scientists, St. Petersburg, pp.382-385.

3. Sinelnikova, E.S. (2018), "Emotional intelligence and conflict interaction tactics preferences in Russian and Dutch cultures", Bulletin of Kemerovo State University, No 4, pp. 157-164.

4. Gunkel, M., Schlaegel, C., Taras, V. (2016),"Cultural values, emotional intelligence and conflict handling styles: a global study". Journal of World Business, Vol. 51, No. 4, pp. 568-585.

5. Moeller, C. and Kwantes, C.T. (2015), "Too much of a good thing? Emotional intelligence and interpersonal conflict behaviors". Journal of Social Psychology, Vol. 155, No. 4, pp. 314-324.

6. Winardi, M.A., Prentice, C. and Weaven, S. (2021), "Systematic literature review on emotional intelligence and conflict management", Journal of global scholars of marketing science, available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/21639159.2020.1808847?journalCode=rgam20.

Контактная информация: elena.sinelni@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2022

УДК159.9.072

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ У ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Наталия Павловна Катунина, доктор биологических наук, профессор, Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Елена Владимировна Елисеева, кандидат педагогических наук, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского,

Брянск

Аннотация

В статье приводятся результаты эмпирического исследования особенностей проявления профессиональных деформаций педагогов с различным стажа профессиональной деятельности. Для изучения данного феномена использовались методики: «Исследования уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, опросник «Степень хронического утомления», многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла. Результаты проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования позволяют говорить, что педагоги со стажем профессиональной деятельности 9-13 лет наиболее подвержены профессиональной деформации.

Ключевые слова: профессиональные деформации, педагог, профессиональная деятельность, синдром эмоционального выгорания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p578-581

PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF TEACHERS AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Natalia Pavlovna Katunina, the doctor of biological sciences, professor, Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalia Valeryevna Seregina, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna Stratienko, the doctor of medical sciences, professor, Elena Vladimirovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University.

Abstract

The article presents the results of the empirical study of the features of the manifestation of professional deformations of teachers with different professional experience. To study this phenomenon, the following methods were used: "Studies of the level of empathic tendencies" by I.M. Yusupov, "Emotional burnout" by V.V. Boyko, the questionnaire "The degree of chronic fatigue", the multifactorial personality questionnaire by R.B. Kettell. The results of the quantitative and qualitative analysis of the results of the study suggest that teachers with 9-13 years of professional experience are most susceptible to professional deformation.

Keywords: professional deformations, teacher, professional activity, emotional burnout syndrome.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема влияния профессиональной деятельность на личность сотрудника вызывает интерес в научном сообществе. В разные периоды учеными рассматриваются различные аспекты психотравмирующих факторов на успешность выполнения профессиональной деятельности. В настоящее время не теряет своей актуальности проблема профессиональных деформаций. Во многом это связано, с тем, что в значительной мере возрастают влияние негативных факторов на представителей типа «человек-человек», к которым относится профессия педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполнение педагогом профессиональной деятельностью неизбежно оказывает влияние на его личность, поэтому важно, чтобы учитель был гармоничной личностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.