Научная статья на тему 'Исследование стрессоустойчивости и кофликтности в контексте психологической безопасности студента'

Исследование стрессоустойчивости и кофликтности в контексте психологической безопасности студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
394
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТУДЕНТ / STRESS RESISTANCE / CONFLICT / PSYCHOLOGICAL SAFETY / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абраменко Е. В., Ефимов Е. Г.

В данной статье раскрываются особенности феноменов «стрессоустойчивость» и «конфликтность» в контексте изучения психологической безопасности студентов высшей школы. Приводится обоснование актуальности исследования стрессоустойчивости и конфликтности, которая заключается в способности студента успешно учиться на основе психологической безопасности. В рамках исследования использован следующий диагностический инструментарий: тест на самооценку стрессоустойчивости личности, позволяющий выявить уровень стрессоустойчивости студентов; методика «Личностная агрессивность и конфликтность», предназначенная для выявления склонности студента к конфликтам и агрессивному поведению; опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности», позволяющий определить уровень удовлетворенности личной психологической безопасностью. В заключении описываются результаты эмпирического исследования, определяющие влияние стрессоустойчивости и конфликтности личности на психологическую безопасность в условиях образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абраменко Е. В., Ефимов Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF STRESS AND CONFLICTNET IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE STUDENT

This article reveals the features of the phenomena of "stress resistance" and "conflict" in the context of the study of psychological security of high school students. The substantiation of the relevance of the study of stress resistance and conflict, which is the ability of the student to successfully learn on the basis of psychological security. The study used the following diagnostic tools: a test for self-assessment of stress resistance of the individual, which allows to identify the level of stress resistance of students; the method "Personal aggressiveness and conflict", designed to identify the student's propensity to conflict and aggressive behavior, the questionnaire "Assessment of personal satisfaction in security needs", which allows to determine the level of satisfaction with personal psychological security. In conclusion, we describe the results of empirical research that determine the impact of stress resistance and conflict of personality on psychological security in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Исследование стрессоустойчивости и кофликтности в контексте психологической безопасности студента»

УДК 159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И КОФЛИКТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТА

Е.В. Абраменко, Е.Г. Ефимов

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности феноменов «стрессоустойчивость» и «конфликтность» в контексте изучения психологической безопасности студентов высшей школы. Приводится обоснование актуальности исследования стрессоустойчивости и конфликтности, которая заключается в способности студента успешно учиться на основе психологической безопасности. В рамках исследования использован следующий диагностический инструментарий: тест на самооценку стрессоустойчивости личности, позволяющий выявить уровень стрессоустойчивости студентов; методика «Личностная агрессивность и конфликтность», предназначенная для выявления склонности студента к конфликтам и агрессивному поведению; опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности», позволяющий определить уровень удовлетворенности личной психологической безопасностью. В заключении описываются результаты эмпирического исследования, определяющие влияние стрессоустойчивости и конфликтности личности на психологическую безопасность в условиях образовательной среды.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, конфликтность, психологическая безопасность, студент.

THE STUDY OF STRESS AND CONFLICTNET IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE STUDENT

E. Abramenko, E. Efimov

Abstract. This article reveals the features of the phenomena of "stress resistance" and "conflict" in the context of the study of psychological security of high school students. The substantiation of the relevance of the study of stress resistance and conflict, which is the ability of the student to successfully learn on the basis of psychological security. The study used the following diagnostic tools: a test for self-assessment of stress resistance of the individual, which allows to identify the level of stress resistance of students; the method "Personal aggressiveness and conflict", designed to identify the student's propensity to conflict and aggressive behavior, the questionnaire "Assessment of personal satisfaction in security needs", which allows to determine the level of satisfaction with personal psychological security. In conclusion, we describe the results of empirical research that determine the impact of stress resistance and conflict of personality on psychological security in the educational environment.

Keywords: stress resistance, conflict, psychological safety, student.

В современных условиях всеобщей социальной напряженности на фоне политических обострений, войн, терроризма, увеличения насилия в межличностном взаимодействии, всеобщей глобализации информационного пространства возникает огромный интерес к личной безопасности современного человека.

Безусловно, потребность в личной безопасности, в том числе и психологической, представляет собой базовую потребность в иерархии потребностей человека (А. Маслоу). Но именно ее сложно удовлетворить в современных реалиях, когда человек не испытывает стабильность собственного бытия, а возрастающие страх и тревога за будущее провоцируют эмоциональное напряжение и стрессовые состояния в повседневной жизни. Такие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и учебной.

Актуальность проблемы психологической безопасности обусловлена тем, что вхождение студента в образовательную среду вуза влечет за собой большой поток разнообразной учебной информации, в результате переутомляемости у студентов проявляются признаки

нервно-психологического напряжения (апатия, бессонница, усталость, раздражительность, головные боли и т.д.), постепенно переходящие в стресс. Кроме того, исследования Л.С. Титковой [9] показали, что в период студенчества невротические отклонения и психологические проблемы способны вызывать различного рода конфликты - не понимание одного человека другим, низкая культура общения, межличностная несовместимость, несовпадение социальных установок, расхождения в ценностных ориентациях, интересах, мотивах и т.д. [6].

Студенческий возраст с одной стороны характеризуется как этап наивысшей степени

самосовершенствования личности в физическом, духовном и интеллектуальном плане; как период раскрытия творческих возможностей, научного потенциала и профессионального становления, укрепления ценностных ориентаций и системы позитивных отношений [1], а с другой - период высокого психологического напряжения, наличия стрессовых маркеров (неопределенность жизненных планов, социальная и экономическая незащищенность, отсутствие перспектив трудоустройства и гарантированного заработка), проявления конфликтности и агрессии.

Отсюда следует, что конфликтное взаимодействие ухудшает самочувствие студентов, возникает напряженная обстановка в студенческой группе, что сказывается на эффективности усвоения учебного материала, вследствие чего нарастает неудовлетворенность учебным процессом, влекущая отсутствие психологической безопасности студента.

Несмотря на большое количество научных работ, посвященных психологической безопасности (В.С. Агапова, Г.В. Грачева, А.А. Деркач, А.И. Донцова, С.Л. Кандыбовича, Е.Б. Перелыгиной, В.Э. Проха, С.К. Рощина, В.А. Соснина и мн. др.) единого подхода к трактовке не существует. Так, термин «психологическая безопасность» в работах М.Ф. Секач, В.Г. Шевченко трактуется, как состояние общественного и личностного сознания, которое характеризуется адекватным восприятием личностью и обществом имеющегося качества жизни, обеспечивающего удовлетворение естественных и социальных потребностей, а также является основанием уверенности в будущем [8].

И.А. Баева «психологическую безопасность» рассматривает как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [2].

Анализ научной психолого - педагогической литературы дает возможность нам определить психологическую безопасность как устойчивое состояние внутренней защищенности и удовлетворенности, готовность эффективно преодолевать негативные воздействия (внутренние и внешние) на психику человека, позволяющая ему сохранять позитивное самочувствие и эмоциональную стабильность.

Анализируя содержательный аспект проблемы психологической безопасности студентов, мы приходим к выводу о

необходимости изучения двух факторов как сгрессоустойчивосгь и конфликтность, влияющих на психологическую безопасность студента. Обращение к данным понятиям обусловлено тем, что высокий показатель стресса у студентов провоцирует снижение уровня психофизического состояния и психосоциального здоровья и, как следствие, возникновение ощущения незащищенности, а конфликтность вырабатывает комплекс негативных установок на окружающих, что приводит к появлению агрессивного взаимодействия.

Определяя понятия «стрессоустойчивость» и «конфликтность» в данном исследовании, будем придерживаться следующих позиций, где «стрессоустойчивость» - совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), без последствий для окружающих и своего здоровья [5]; «конфликтность» - совокупность эмоциональных свойств личности, включающая в себя вспыльчивость, обидчивость и мстительность [4].

Гипотеза исследования состоит из предположения, что психологическая

безопасность зависит от уровня стрессоустойчивости личности, которая уменьшает и снижает учебную напряженность, оптимизирует тревожность, а также от безконфликтности студента, благодаря которой он способен конструктивно взаимодействовать с субъектами образовательной среды.

Нами было проведено исследование стрессоустойчивости и конфликтности в контексте изучения психологической

безопасности студентов. В исследовании приняли участие студенты 5 курса факультета автоматизированных систем, транспорта и вооружений Волг! ТУ.

В рамках нашего исследования был выбран следующий исследовательский инструментарий: тест на самооценку стрессоустойчивости личности [7], позволяющий выявить уровень стрессоустойчивости студентов; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» [10], предназначенная для выявления склонности субъекта к конфликтам и проявлению агрессии; опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности» [3], позволяющий определить удовлетворенность в

психологической безопасности.

В ходе исследования с помощью теста на самооценку стрессоустойчивости личности было установлено, что у 24 % студентов наблюдаются высокий и 5% очень высокий уровни

стрессоустойчивости. Студенты данного уровня имеют высокую устойчивость к стрессу. У 41% студентов уровень стрессоустойчивости выше среднего, 18% - чуть выше среднего. Такие студенты легко адаптируются в сложных жизненных обстоятельствах. У 12% студентов -ниже среднего уровень стрессоустойчивости. Однозначно, стрессовые ситуации оказывают на их жизнь определенное негативное влияние. В целом, большинство респондентов являются стрессоустойчивыми личностями.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» включала следующие позиции исследования: «вспыльчивость», «склонности к наступательности», «обидчивость»,

«неуступчивость», «бескомпромиссность»,

«мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность». Сумма баллов по шкалам «наступательность» (напористость) и «неуступчивость» - показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность» - показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость»,

«подозрительность» - показатель конфликтности.

По шкале «позитивная агрессивность субъекта» выявлено, что у 12% - повышенный показатель; у 29% студентов - средний; 35% - пониженный и 24% - низкий.

По шкале «негативная агрессивность субъекта». У 59% студентов выявлен пониженный показатель, 23% - средний и 18% - низкий.

В ходе исследования выяснилось, что у 35% студентов выявлен средний показатель конфликтности. У 35% - студентов выявлен пониженный показатель конфликтности и 22% - низкий. 8% - повышенный уровень конфликтности.

Полученные данные свидетельствуют, что большинство испытуемых менее подвержены конфликтам и конфликтным ситуациям.

Данные, полученные с помощью опросника «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности», свидетельствуют о том, что 66% студентов удовлетворены в личной безопасности, 11% - в большей степени и 18% - удовлетворены частично. Всего 6% респондентов не удовлетворены своей безопасностью. Из полученных результатов видно, что большинство студентов на момент исследования были удовлетворены своей психологической безопасностью.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, нашла свое подтверждение. Большинство студентов, обладая высокой стрессоустойчивостью, не склонны к проявлению конфликтных намерений, что является залогом психологического

благополучия, способствует большей

психологической стабильности и успешности в повседневной жизни.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования методики оценки стрессоустойчивости в работе социально-психологических служб университета при планировании воспитательной работы образовательного учреждения. Учет

стрессоустойчивости как фактора

образовательного процесса может быть учтен в рамках кураторской работы, организации самостоятельной и аудиторной работы студентов с целью формирования комфортной образовательной среды.

Теоретическая значимость работы определяется исследованием понятий «стрессоустойчивость» и «конфликтность» в контексте психологической безопасности как фактора социализации студента.

Учет теоретических и практических выводов исследования может быть востребован в работе педагогов и психологов образовательного учреждения при выработке практических навыков формирования толерантной, творческой, личностно-ориентированной среды.

Литература:

1. Абраменко Е.В. Формирование у младшего школьника системы позитивных отношений в учебном взаимодействии: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Абраменко. - Волгоград. - 2011. - 132 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.

3. Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности: дисс. ... докт. психол. наук / О.Ю. Зотова. - Москва. - 2011. - 524 с.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.

5. Калюта В.А. Стрессоустойчивость, как неотъемлемое качество студентов, обучающихся в современном вузе / В.А. Калюта, Я.В. Кудина // Международный студенческий научный вестник. -2015. - № 5-2.

6. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие / Г.И. Козырев. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

7. Психология личности: тесты, опросники, методики; сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.

8. Секач М.Ф. Психология безопасности: монография / М.Ф. Секач, В.Г. Шевченко. -Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. - 174 с.

9. Титкова Л.С. Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских

вузов и факторы, влияющие на нее (по материалам социологического исследования вузов Приморского края): дис. ... канд. соц. наук / Л.С. Титкова. -Владивосток, 2004. - 170 с.

10. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. - С. 213-216.

Сведения об авторах:

Абраменко Елена Вячеславовна (г. Волгоград, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, культуры и социологии Волгоградского государственного технического университета, e-mail: [email protected]

Ефимов Евгений Геннадиевич (г. Волгоград, Россия), доктор социологических наук, профессор кафедры истории, культуры и социологии Волгоградского государственного технического университета, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

E. Abramenko (Volgograd, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Culture and Sociology of Volgograd State Technical University, e-mail: [email protected]

E. Efimov (Volgograd, Russia), Doctor of Sociology Sciences, Professor of the Department of History, Culture and Sociology of Volgograd state Technical University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.