Научная статья на тему 'Исследование конфликтности в образовательной среде'

Исследование конфликтности в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1039
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ПОЗИТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ СУБЪЕКТА / НЕГАТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ СУБЪЕКТА / ОБОБЩЁННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОНФЛИКТНОСТИ / СТРАТЕГИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трусова Л. Н., Федосимова Е. А.

В статье изложены результаты исследования личностной конфликтности и агрессивности, а также результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование конфликтности в образовательной среде»

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебн. пособие. - 2-е издание, перераб. - М: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

6. Ильин В.С. О повышении системности в педагогической подготовке студентов к работе в школе // Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров: сб. науч. тр. АПН СССР НИИ общей педагогики. - М., 1978. - С. 24-36.

7. Ларионова С.А Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. - Белгород, 2002. - 200 с.

8. Никитин В.А. Начало социальной педагогики: уч. пос. - М.: Флинта, 1999.- С. 72.

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

10. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 479 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

© Трусова Л.Н.*, Федосимова Е.А.*

Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

В статье изложены результаты исследования личностной конфликтности и агрессивности, а также результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения в образовательной среде.

Ключевые слова педагогические конфликты, позитивная агрессивность субъекта, негативная агрессивность субъекта, обобщённый показатель конфликтности, стратегия конфликтного поведения.

Конфликты как межличностные противоречия - явление естественное, поскольку полное и постоянное совпадение настроений, взглядов, интересов, мнений разных людей невозможно.

Особенности конфликтов в образовательной среде обусловлены, прежде всего, неравенством позиций участников, во-вторых, формальным способом взаимодействия с применением таких методов воздействия как постоянные требования, внушения, замечания, указания.

Для разрешения педагогических конфликтов необходимо изучать их источники и содержание, определять причины и особенности, подбирать пра-

* Доцент кафедры Истории и философии, кандидат экономических наук.

* Старший преподаватель кафедры Денег, кредита и финансов.

вильные приемы профилактики и управления конфликтами. А все это требует тщательной и грамотной диагностики конфликтов.

Целью диагностики конфликтов является получение информации о конфликтном взаимодействии, выработка практических рекомендаций для регулирования конфликтов.

Диагностика конфликта предполагает изучение основных параметров конфликтного взаимодействия с целью нахождения способов влияния на противостоящие стороны. При этом конфликт может диагностироваться и как состояние, и как процесс.

На первом этапе целью нашей работы было изучение личностной агрессивности в конфликтах. На этом этапе исследования мы выявляли различия в уровне агрессивности и конфликтности среди студентов разных курсов и преподавателей.

Для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик использовалась методика «Диагностика личностной агрессивности и конфликтности» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева [1].

Методика содержит 80 вопросов и позволяет диагностировать 8 параметров, характеризующих склонности человека к конфликтному поведению: вспыльчивость, напористость, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность.

Далее рассчитывается 3 интегральных показателя: позитивная агрессивность субъекта (ПАС), негативная агрессивность субъекта (НАС) и обобщённый показатель конфликтности (ОПК).

ПАС определяется как сумма показателей напористости и неуступчивости. Это проявления «здоровой» агрессивности, те качества, которые обеспечивают психологическую и физическую самозащиту, противодействие манипуляциям и давлению. Эти проявления связаны с волевыми качествами и проявляются в ситуации, когда этого требует обстановка.

НАС рассчитывается как сумма значений показателей нетерпимости к мнению других и мстительности. НАС носит характер немотивированной, спонтанной и неуправляемой эмоциональной возбудимости.

ОПК определяется как сумма показателей бескомпромиссности, вспыльчивости, обидчивости и подозрительности.

Объектом нашего исследования стали студенты и преподаватели экономического факультета Вятской ГСХА. В исследовании приняло участие 60 человек: 30 мужчин и 30 женщин, в возрасте от 19 до 48 лет. Респондентами стали 40 студентов 2 и 4 курса (средний возраст - 20 лет) и 20 преподавателей (средний возраст группы - 37 лет).

Как показал анализ полученных результатов, подавляющее большинство респондентов (около 62 % от числа, участвующих в опросе) склонно в

конфликтных ситуациях к бескомпромиссности, т.е. к поведению, выражающему излишнюю устойчивость взглядов, принципов, отношений и оценок. Бескомпромиссный человек неуступчив, не склонен «входить в положение». Данное качество личности может проявляться и как временное психическое состояние в определенных условиях, затрагивающих интересы человека или коллектива.

Далее следуют такие качества личности как подозрительность (от 5 до 15 % респондентов) и вспыльчивость (от 10 %). При этом последнее качество сильнее проявляется в группе преподавателей (20 % от числа опрашиваемых), что является свидетельством необходимости полного самоконтроля со стороны преподавателей. Положительным моментом является тот факт, что в группе преподавателей полностью отсутствует такое качество как мстительность (табл. 1).

С точки зрения оценки личностных качеств относительно принадлежности респондентов к женскому или мужскому полу, было выявлено, что женщинам, помимо бескомпромиссности, более присущи вспыльчивость, обидчивость и подозрительность (17, 7 и 13 % соответственно). В то время как негативными сторонами в поведении мужчин во время конфликта стали мстительность (7 %) и нетерпимость к мнению других (3 %).

Таблица 1

Результаты опроса по диагностике личностной агрессивности и конфликтности в разрезе групп - участников опроса

Параметры конфликтности Студенты 2 курса Студенты 4 курса Преподаватели

Чел. % Чел. Чел. %

Вспыльчивость 2 10 3 15 4 20

Напористость - - - - 2 10

Обидчивость 2 10 - - 1 5

Неуступчивость - - - - - -

Бескомпромиссность 12 60 13 65 12 60

Мстительность 1 5 1 5 - -

Не терпимость к мнению др. - - 1 5 - -

Подозрительность 3 15 2 10 1 5

Итого 20 100 20 100 20 100

При диагностике агрессивности и конфликтности в зависимости от возраста респондентов прослеживается следующая закономерность: с возрастом у респондентов происходит снижение таких качеств как подозрительность, мстительность и нетерпимость к мнению других, но увеличивается вспыльчивость и напористость (табл. 2).

Далее, по результатам анализа собранной информации, был определен тип агрессивности субъекта (табл. 3) и обобщенный показатель конфликтности (табл. 4).

Таблица 2

Результаты опроса респондентов по диагностике личностной агрессивности и конфликтности в зависимости от возраста участников опроса

Параметры конфликтности 19-21 лет Старше 30 лет

Чел. % Чел. %

Вспыльчивость 5 12,5 4 20

Напористость - - 2 10

Обидчивость 2 5 1 5

Неуступчивость - - - -

Бескомпромиссность 25 62,5 12 60

Мстительность 2 5 - -

Не терпимость к мнению др. 1 2,5 - -

Подозрительность 5 12,5 1 5

Итого 40 100 20 100

Диагностика личной агрессивности показала, что для студентов характерен негативный тип агрессивности, когда агрессивность имеет немотивированный, спонтанный характер неуправляемой эмоциональной возбудимости. А для преподавателей, в большинстве случаев, наоборот - позитивная агрессивность - т.е. определенные личностные качества и установки, которые обеспечивают психологическую самозащиту, противодействие манипуляциям и давлению.

Таблица 3

Результаты опроса респондентов по диагностике личностной агрессивности

Группы Позитивная агрессия Негативная агрессия Позитивно-негативная агрессия

Чел. % Чел. % Чел. %

2 курс 8 13,33 8 13,33 4 6,67

4 курс 9 15 11 18,34 - -

Преподаватели 10 16,67 8 13,33 2 3,33

Итого 27 45 27 45 6 10

Таблица 4

Результаты опроса респондентов по диагностике обобщенной конфликтности

Группы 0-10 баллов 11-20 баллов 21-30 баллов 31-40 баллов

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

2 курс - - 4 6,67 14 23,33 2 3,33

4 курс 1 1,67 10 16,68 8 13,33 1 1,67

Преподаватели - - 8 13,33 10 16,68 2 3,33

Итого 1 1,67 22 36,66 32 53,34 5 8,33

При этом при индивидуальном анализе анкет отвечающих было замечено, что часто у людей с положительным уровнем агрессивности обобщен-

ный показатель конфликтности был гораздо выше, чем у людей с негативным типом, и наоборот.

В целом по выборке средний обобщенный показатель конфликтности у представителей всех категорий опрашиваемых примерно одинаков - от 21,6 до 24,05 (из 40 возможных), что эмпирически доказывает целесообразность рассмотрения не уровней конфликтности, а компонентов ее структуры у респондентов разных статусов, что и будут рассмотрено на втором этапе нашего исследования. Вместе с тем такой уровень данного показателя говорит о повышенном уровне конфликтности во всех группах респондентов.

На втором этапе нашего исследования мы изучали доминирующие стратегии конфликтного поведения наших респондентов по одноименной методике (метафорический вариант) [2].

Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий: черепаха, акула, медвежонок, лиса, сова.

Необычность данной методики заключается в том, что отвечающему предлагается оценить степень использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. Суть методики заключается в том, что отвечающему необходимо оценить степень предложенных поговорок в своей поведенческой практике.

При анализе доминирующих стратегий конфликтного поведения было выявлено, что наиболее распространенной среди респондентов является стратегия «Сова». Т.е. большинство участников исследования (более 38% от всех опрашиваемых) придерживаются открытой и честной конфронтации. Для них на равных основаниях ценны и поставленные перед ними цели, и взаимоотношения в коллективе (группе). Они открыто определяют позиции, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Такой тип поведения так же принято называть «Сотрудничеством».

Так же, стоит отметить, что такая стратегия поведения характерна для студенческих групп больше чем для преподавателей. Последние, практически на равных, придерживаются стратегии «Лиса» (35 %), т.е. стратегии компромисса. Взвешенность, сбалансированность и осторожность - основная установка этого типа поведения. Для таких людей в конфликтной ситуации умеренно важны и цели, и взаимоотношения, при приоритете последних.

На третьем месте во всех группах опрашиваемых - стратегия поведения «Медвежонок» или стратегия «Приспособление» (от 15 до 25 % опрашиваемых в каждой группе), когда на первый план выходят исключительно взаимоотношения в группе.

Интересным является тот факт, что ни один респондент из группы преподавателей не придерживается стратегии «Акула» или «Соревнование», когда участники конфликта четко уверены, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй. Эта же стратегия менее свойственна и для участников студенческих групп.

Оценка исследования стратегий в зависимости от возраста показала, что возраст респондентов не оказывает прямого влияния на выбор той или иной стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Исследование других аспектов конфликтов в образовательной среде, а также выработка рекомендаций снижения остроты возникающих противоречий - задача следующих этапов нашего исследования.

Список литературы:

1. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 339 с.

2. http://vsetesti.ru/114/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.