Научная статья на тему 'СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ, САМООТНОШЕНИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК'

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ, САМООТНОШЕНИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
418
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / КОНФЛИКТНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермакова Е.С.

Введение. В статье исследуются характеристики совладания, самоотношения и такие личностные особенности юношей и девушек, как агрессивность, конфликтность, стрессоустойчивость. Результаты позволяют уточнить психологические знания об особенностях внутренних ресурсов, способствующих сохранению физического и психического здоровья юношей и девушек, а также о своеобразии формирования самоотношения в юности. Материалы и методы. Использовался следующий инструментарий: методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Э. Хейм, адаптация Л.И. Вассермана); опросник самоотношения (В.В. Столин и С.Р. Пантилеев); методика определения личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев); методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Раге). Выборка представлена студентами 1-2 курса Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество испытуемых - 100 чел., из них 50 юношей и 50 девушек, в возрасте от 18 до 20 лет. Результаты исследования. Факторный анализ позволил выделить сходство и различия в структуре связей показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей и девушек. Обсуждение и выводы. Отсутствие в факторной структуре общей выборки студентов показателей таких внутренних ресурсов, как совладающее поведение и стрессоустойчивость, не способствует возможному сохранению физического и психического здоровья юношей и девушек. Сходство факторной структуры личностных качеств, отражающих характеристики самоотношения и склонности к агрессивности и конфликтности, позволяет предположить универсальность механизмов формирования устойчивого самоотношения как эмоциональной составляющей самосознания в юности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING BEHAVIOR, SELF-ATTITUDE AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF YOUNG MEN AND YOUNG GIRLS

Introduction. The study is devoted to the study of the characteristics of coping, selfattitude and such personal characteristics of young men and young girls as aggressiveness, conflict, stress resistance. The results allow us to clarify psychological knowledge about the features of internal resources that contribute to the preservation of physical and mental health of young men and young girls, as well as about the peculiarity of the formation of selfattitude in youth. Materials and methods. The following methods were used: a method for the psychological diagnosis of coping mechanisms (E. Heim, adapted by L.I. Wasserman); self-attitude questionnaire (V.V. Stolin and S.R. Pantileev); methodology for determining personal aggressiveness and conflict (E.P. Ilyin and P.A. Kovalev); methodology for determining stress resistance and social adaptation (T. Holmes and R. Rage). The sample is represented by students of 1-2 courses of the Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University. The total number of subjects is 100 people, including 50 young men and 50 young girls, aged 18 to 20 years. Results. Factor analysis made it possible to identify similarities and differences in the structure of relationships between indicators of coping behavior, self-attitude, aggressiveness, conflict, stress resistance of young men and young girls. Discussion and conclusion. The absence of indicators of such internal resources as coping behavior and stress resistance in the factor structure of the general sample of students does not contribute to the possible preservation of physical and mental health of young men and young girls. The similarity of the factor structure of personal qualities reflecting the characteristics of self-attitude and propensity to aggression and conflict, suggests the universality of the mechanisms of formation of a stable self-attitude, as an emotional component of self-consciousness in youth.

Текст научной работы на тему «СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ, САМООТНОШЕНИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК»

Статья / Article

УДК / UDC 159.922.8

DOI 10.35231/18186653_2022_2_75

Совладающее поведение, самоотношение и личностные особенности юношей и девушек

Е. С. Ермакова

Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В статье исследуются характеристики совладания, самоотношения и такие личностные особенности юношей и девушек, как агрессивность, конфликтность, стрессоустойчивость. Результаты позволяют уточнить психологические знания об особенностях внутренних ресурсов, способствующих сохранению физического и психического здоровья юношей и девушек, а также о своеобразии формирования самоотношения в юности.

Материалы и методы. Использовался следующий инструментарий: методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Э. Хейм, адаптация Л.И. Вас-сермана); опросник самоотношения (В.В. Столин и С.Р. Пантилеев); методика определения личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев); методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Раге). Выборка представлена студентами 1-2 курса Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество испытуемых - 100 чел., из них 50 юношей и 50 девушек, в возрасте от 18 до 20 лет.

Результаты исследования. Факторный анализ позволил выделить сходство и различия в структуре связей показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей и девушек.

Обсуждение и выводы. Отсутствие в факторной структуре общей выборки студентов показателей таких внутренних ресурсов, как совладающее поведение и стрессоустойчивость, не способствует возможному сохранению физического и психического здоровья юношей и девушек. Сходство факторной структуры личностных качеств, отражающих характеристики самоотношения и склонности к агрессивности и конфликтности, позволяет предположить универсальность механизмов формирования устойчивого самоотношения как эмоциональной составляющей самосознания в юности.

Ключевые слова: совладающее поведение, самоотношение, агрессивность, конфликтность, стрессоустойчивость, юноши, девушки.

© Ермакова Е.С., 2022

Для цитирования: Ермакова Е.С. Совладающее поведение, самоотношение и личностные особенности юношей и девушек // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2022. - № 2. - С. 75-92. DOI 10.35231/18186653_2022_2_75

Coping behavior, self-attitude and personal characteristics of young men and young girls

Elena S. Ermakova

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. The study is devoted to the study of the characteristics of coping, self-attitude and such personal characteristics of young men and young girls as aggressiveness, conflict, stress resistance. The results allow us to clarify psychological knowledge about the features of internal resources that contribute to the preservation of physical and mental health of young men and young girls, as well as about the peculiarity of the formation of self-attitude in youth.

Materials and methods. The following methods were used: a method for the psychological diagnosis of coping mechanisms (E. Heim, adapted by L.I. Wasserman); self-attitude questionnaire (V.V. Stolin and S.R. Pantileev); methodology for determining personal aggressiveness and conflict (E.P. Ilyin and P.A. Kovalev); methodology for determining stress resistance and social adaptation (T. Holmes and R. Rage). The sample is represented by students of 1-2 courses of the Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University. The total number of subjects is 100 people, including 50 young men and 50 young girls, aged 18 to 20 years.

Results. Factor analysis made it possible to identify similarities and differences in the structure of relationships between indicators of coping behavior, self-attitude, aggressiveness, conflict, stress resistance of young men and young girls.

Discussion and conclusion. The absence of indicators of such internal resources as coping behavior and stress resistance in the factor structure of the general sample of students does not contribute to the possible preservation of physical and mental health of young men and young girls. The similarity of the factor structure of personal qualities reflecting the characteristics of self-attitude and propensity to aggression and conflict, suggests the universality of the mechanisms of formation of a stable self-attitude, as an emotional component of self-consciousness in youth.

Key words: coping behavior, self-attitude, aggressiveness, conflict, stress resistance, young men, young girls.

For citation: Ermakova, E.S. (2022) Sovladayushchee povedenie, samootnoshenie i lichnostnye osobennosti yunoshej i devushek [Coping behavior, self-attitude and personal characteristics of young men and young girls]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 75-92. DOI 10.35231/18186653_2022_2_75 (In Russian).

Введение

Проблема исследования совладающего поведения юношей и девушек - студентов вуза - актуальна не только для решения вопросов адаптации и социализации молодых людей к образовательной среде вуза, но и в плане выработки эффективных копинг-стратегий, укрепления психического здоровья студентов. Нестабильность финансового положения, конфликты, страхи за будущее, большие учебные нагрузки, расставание с семьей безусловно влияют на состояние молодых людей. Неоптимальное переживание этих ситуаций может привести к депрессии, невротическим расстройствам. Исследование связей характеристик совладания, самоотношения и таких личностных особенностей юношей и девушек, как агрессивность, конфликтность, стрессоустойчивость позволит определить возможности внутренних ресурсов, способствующих сохранению физического и психического здоровья юношей и девушек, а также своеобразие формирования особенностей эмоциональной составляющей самосознания - самоотношения - в юности.

Самоотношение понимается как чувство, направленное на свою личность, выражающееся при позитивном самоотношении в любви и самоуважении, отношении к себе как к ценности [11]. У людей с позитивным самоотношением реже отмечаются неадаптивные формы поведения, депрессия [22].

Важными факторами, влияющими на продуктивность учебно-профессиональной деятельности, общительность и мотивацию студентов, являются агрессивность и конфликтность. Агрессивность большинством авторов понимается как относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в виде реакции человека в ответ на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов и хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей или как следствие научения и подражания другим людям [20]. Конфликтность в основном рассматривается как состояние готовности личности к конфликтам, её степень вовлеченности в развитие конфликта [1]. Исследование агрессивности и конфликтности поможет изучению системных социально-психологических свойств, формирующихся в процессе социализации личности в юности и способствующих (или препятствующих) проявлению адаптационных ресурсов в студенческом возрасте.

Стрессоустойчивость - важный компонент психического здоровья личности студента как сохранение способности к социальной адаптации, обеспечение успешной самореализации, сохранение трудоспособности, здоровья [23].

Вышеизложенное позволяет предположить, что агрессивность, конфликтность, стрессоустойчивость являются значимыми показателями, опосредующими влияние стрессогенных факторов на совладающее поведение и самоотношение юношей и девушек - студентов вуза. Полученные результаты позволят уточнить психологические знания о личностных особенностях юношей и девушек, отражающих формирование адаптационного потенциала в юности.

Цель нашего эмпирического исследования: анализ особенностей и связей между показателями совладающего поведения, самоотношения и такими личностными характеристиками юношей и девушек - студентов вуза, как агрессивность, конфликтность, стрессоустойчивость.

Гипотезами нашего исследования явились предположения о том, что: 1 - существуют различия показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей и девушек; 2 - структура связей показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей и девушек имеет специфические особенности.

Обзор литературы

В современной психологической науке совладание понимается как индивидуальный способ поведения личности при взаимодействии с проблемной ситуацией и адаптации к ней. Совладающее поведение позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий и направлено на активное взаимодействие с ситуацией [12].

Совладающее поведение особенно активно формируется в юношеском возрасте, при этом отбираются и проверяются на практике эффективные копинг-стратегии. С возрастом репертуар копинг-стратегий расширяется [7; 21]. В исследовании Е.Р. Исаевой выявлено, что девушки в возрасте до 21 года реже всего прибегают к стратегии «положительная переоценка», что связано с низким самоконтролем и навыками проблемно-решающего поведения. Юноши и девушки до 20 лет редко используют стратегию «планомерное решение проблемы, поскольку имеют

небольшой опыт совладания со стрессами [8]. С.А. Васюра и Я.П. Коро-бейникова показали, что девушки-студентки в трудных жизненных ситуациях чаще, чем юноши, используют сотрудничество с социальным окружением, что более соответствует стереотипу феминности. В целом, авторы считают, что для юношей и девушек студенческого возраста характерны активные поведенческие копинг-стратегии, стратегии эмоционального отстранения, умение «переключаться» от проблем и предотвращать стрессы путём избегания неприятностей [4].

В.В. Столин рассматривал самоотношение, как характерную активность человека в адрес своего «Я», состоящую из определенных действий, окрашенных эмоциональным и предметным содержанием [19]. А.А. Гольцова и Ю.П. Поваренков выявили, что юноши и девушки с адекватной самооценкой возраста верят в свои силы, способности, энергию, возможности, понимают самих себя, имеют позитивную самооценку, уверены в своей «интересности» для других, при этом такая форма самопринятия соответствует наиболее развитой личности и предполагает отношение к себе с симпатией и уважением, такое же отношение к другому и ожидание симпатии и уважения с его стороны [5]. В исследовании Е.В. Корнеевой и О.В. Сысоевой было показано, что у большинства студентов (как юношей, так и девушек) достаточно высокие показатели самоуверенности и саморуководства. Однако по показателю «открытость» у юношей выявлены более низкие значения, чем у девушек. Девушки интересуются собственным Я, любят себя. Юноши же, наоборот, склонны эмоционально не принимать себя такими, какие они есть, что указывает на внутреннюю дезадаптацию. Юноши склонны переоценивать свое духовное Я, часто неуверены в собственных ценностях, желаниях, менее открыты, чем девушки [10]. М.А. Рушина, А.В. Орлова выявили, что юноши чаще опираются на собственное мнение при принятии решений, уверены в своей способности производить на окружающих благоприятное впечатление, больше уважают себя; девушки чаще обвиняют себя, склонны к внутриличностным конфликтам [17]. Исследование Н.В. Степановой и С.Н. Наквасиной показало, что для юношей и девушек свойственен средний уровень сформированности всех структур самоотношения: уважения к себе, аутосимпатии, внутренней стабильности. Юноши внутренне более устойчивы ко всем внешним факторам, по сравнению с девушками [18].

П.А. Ковалев определял агрессивность как устойчивый комплекс личностных черт, благодаря которым объединяются потребности и цели насильственного акта [9]. В современных исследованиях охарактеризованы гендерные особенности агрессивности в юношеском возрасте. А.Б. Крючкова выявила, что физическая агрессия достоверно чаще применяется юношами, девушки склонны к вербальной агрессии, девушки чаще юношей применяют агрессию для регулирования межличностных отношений, они более вспыльчивы и менее способны приглушать свои агрессивные эмоции, их агрессивное поведение более эмоционально [13]. В работе И.В. Борисовой, В.И. Бирякиной показана достоверная тендерная связь проявлений агрессивности юношей и девушек. Авторы доказали, что чем выше фемининность, тем ниже физическая агрессия и выше косвенная агрессия, раздражительность, обидчивость, чувство вины, чем выше маскулинность, тем ниже обидчивость, чувство вины и выше физическая агрессия [2].

По мнению Н.В. Гришиной, конфликтность - состояние, черта личности, заключающаяся в готовности быстро выходить на агрессию, создавать напряженную ситуацию вокруг себя [6]. Исследователи отмечают аналогичный уровень конфликтности юношей и девушек в студенческой группе, при этом выявлены несколько противоречивые данные о стратегиях поведения в конфликте: у юношей и у девушек в большей степени проявлена стратегия компромисса [3], юноши с высоким уровнем конфликтности больше конкурируют и соперничают, девушки идут на компромисс [15].

Исследования стрессоустойчивости юношей и девушек, являющихся студентами вуза, выявили более высокий уровень устойчивости к стрессу у юношей, чем у девушек [14; 16].

Таким образом, теоретический анализ проблемы показывает важность и актуальность исследования агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей и девушек, которые могут быть связаны с их совладающим поведением и самоотношением.

Материалы и методы

Методический инструментарий исследования: методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Э. Хейм, адаптация Л.И. Вас-сермана); опросник самоотношения (В.В. Столин и С.Р. Пантилеев); методика определения личностной агрессивности и конфликтности

(Е.П. Ильин и П.А. Ковалев); методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Раге).

Математико-статистические методы включали применение описательной статистики, ^критерия Стьюдента, факторного анализа.

Выборка представлена студентами 1-2 курса Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество испытуемых - 100 чел., из них 50 юношей и 50 девушек, в возрасте от 18 до 20 лет.

Результаты исследования

Анализ результатов всей выборки показал, что студенты чаще выбирают адаптивные копинг-механизмы, реже неадаптивные копинг-меха-низмы, практически не представлены относительно адаптивные копинг-механизмы. Отмечаются высокие значения таких показателей самоотношения, как «самоинтерес», «самопринятие», что говорит о потребности в изучении своей личности. Низкие значения показателей «ожидаемое отношение от других» и «отношение других» свидетельствуют о незначительной зависимости образа собственного Я студентов от одобрения или порицания социума. Результаты методики определения личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) показывают, что в среднем у большинства студентов выборки отмечаются высокие показатели по шкалам «бескомпромиссность» и «конфликтность», низкие баллы по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «напористость». Тем самым у студентов выборки выявлена склонность к конфликтности, вспыльчивости, обидчивости и подозрительности, отсутствию желания решить проблему взаимовыгодным путем. Отмечается преобладающий у всей выборки низкий уровень стрессоустойчивости, что говорит о низкой сопротивляемости стрессу, склонности к нервному истощению.

Также с помощью ^критерия Стьюдента были обнаружены значимые различия в показателях «саморуководство» и «самопонимание». Юноши чаще девушек выбирают самопонимание и саморуководство как внутреннее действие, что говорит об несколько большей личностной зрелости и эмоциональной стабильности по отношению к себе, поскольку самопонимание и саморуководство являются важными составляющими

самоуважения и аутосимпатии. Такие результаты можно объяснить усвоением юношами гендерных стереотипов, декларирующих мужскую сдержанность, выдержку, эмоциональную стабильность

С помощью t-критерия Стьюдента были обнаружены значимые различия в показателях агрессивности и конфликтности между юношами и девушками по шкалам «вспыльчивость», «обидчивость», «бескомпромиссность», «конфликтность». Девушкам больше, чем юношам, свойственны вспыльчивость - склонность реагировать на все резко и раздражительно; обидчивость - легкое возникновение эмоции обиды вследствие повышенной чувствительности к собственному Я; бескомпромиссность - категоричность в своих суждениях, непоколебимость взглядов и принципов, нежелание идти на взаимные уступки, что часто может являться причиной конфликтов. Высокий показатель конфликтности девушек свидетельствует о том, что студентки чаще становятся инициаторами напряженных отношений в группе, а также чаще вступают в межличностные конфликты. Такие результаты можно объяснить усвоением гендерных стереотипов, традиционно предписывающих женскому поведению значительную эмоциональность, неуравновешенность и чувствительность к негативным факторам взаимоотношений (табл. 1).

Таблица 1

Различия между показателями методик по t-критерию Стьюдента

у юношей и девушек

Показатели Пол Среднее Стандартное отклонение t Уровень значимости

Саморуководство м 4,513 0,970 2,129 0,05

ж 4,014 1,266

Самопринятие м 3,231 1,307 2,550 0,05

ж 2,522 1,431

Вспыльчивость м 4,718 2,438 2,184 0,05

ж 5,797 2,483

Обидчивость м 3,179 1,833 2,598 0,05

ж 4,333 2,405

Бескомпромиссность м 7,410 1,983 2,475 0,05

ж 8,348 1,838

Конфликтность м 19,795 4,769 3,594 0,01

ж 23,507 5,359

По остальным показателям методик значимых различий не обнаружено, что подтверждается применением t-критерия Стьюдента (уровень значимости - 0,05).

Факторный анализ полученных данных проводился методом главных компонент с ротацией варимакс в программе SPSS Statistics 17.0. Факторный анализ показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости всей выборки студентов позволил выделить четыре фактора. Процент объясненной дисперсии составил 50,725%. Большинство признаков по другим факторам имеет незначительные (менее 0,3) факторные нагрузки (табл. 2).

Таблица 2

Факторный анализ показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости всей выборки студентов

Фактор Переменная Факторная нагрузка

1. Агрессивность Позитивная агрессивность ,944

Неуступчивость ,851

Напористость ,824

Нетерпимость к мнению других ,719

2. Действия в сторону «Я» и ожидаемое отношение от других Отношение других ,850

Самоинтерес ,844

Ожидаемое отношение от других ,810

3. Дружественность-враждебность «Я» и самообвинение Аутосимпатия ,894

Самообвинение -,862

Глобальное самоотношение ,675

Самопринятие ,653

Самопонимание ,653

4. Конфликтность Конфликтность ,930

Обидчивость ,867

Вспыльчивость ,645

Первый фактор (13,792% объясненной дисперсии) - агрессивность. Объединяет показатели позитивной и негативной агрессивности и, вероятно, свидетельствует о значительной представленности агрессивности студентов выборки как поведения, цель которого - не только помочь добиться желаемого, не причинив серьезный дискомфорт другим, но и вызывающего психологический дискомфорт у других людей.

Второй фактор (13,762% объясненной дисперсии) - действия в сторону «Я» и ожидаемое отношение от других. Чем более выражены установки на действия в сторону «Я», тем выше ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Третий фактор (12,061% объясненной дисперсии) - дружественность-враждебность «Я» и самообвинение. Чем выше одобрение себя, доверие к себе, позитивная самооценка, тем менее студенты выборки склонны к самообвинению.

Четвертый фактор (11,110% объясненной дисперсии) - конфликтность. Объединяет показатели конфликтности, что может свидетельствовать о значительной представленности данного личностного качества у студентов выборки.

Факторный анализ показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей позволил выделить шесть факторов. Процент объясненной дисперсии составил 69,478%. Большинство признаков по другим факторам имеет незначительные (менее 0,2) факторные нагрузки (табл. 3).

Таблица 3

Факторный анализ показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей

Фактор Переменная Факторная нагрузка

1. Действия в сторону «Я» и ожидаемое отношение от других Отношение других ,923

Самоинтерес ,888

Ожидаемое отношение от других ,886

Самоуверенность ,707

Глобальное самоотношение ,678

2. Агрессивность и конфликтность Негативная агрессивность ,946

Мстительность ,846

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нетерпимость к мнению других ,789

Вспыльчивость ,681

Неуступчивость ,635

3. Бескомпромиссность и дружественность-враждебность «Я» Бескомпромиссность -,885

Самопонимание ,819

Аутосимпатия ,813

4. Позитивная агрессивность Напористость ,882

Позитивная агрессивность ,872

5. Копинг Когнитивные копинг-стратегии ,874

Адаптивность когнитивная ,771

Адаптивность поведенческая -,698

6. Конфликтность Обидчивость ,813

Конфликтность ,727

Первый фактор (18,362% объясненной дисперсии) - действия в сторону «Я» и ожидаемое отношение от других. Чем более выражены установки на действия в сторону «Я», самоуверенность, тем выше ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Второй фактор (13,821% объясненной дисперсии) - агрессивность и конфликтность. Объединяет показатели агрессивности и конфликтности, что может свидетельствовать о значительной представленности данных личностных качества у юношей выборки.

Третий фактор (10,976% объясненной дисперсии) - бескомпромиссность и дружественность-враждебность «Я». Чем менее юноши выборки склонны идти на компромисс в конфликте, тем более они склонны к одобрению себя, доверию к себе и позитивной самооценке.

Четвертый фактор (9,634% объясненной дисперсии) - позитивная агрессивность. Представленность показателей поведения, цель которого - помочь добиться желаемого, при этом, не причинив серьезный дискомфорт другим, может говорить о выраженности у юношей выборки данной личностной характеристики.

Пятый фактор (8,924% объясненной дисперсии) - копинг. Чем более выражены в поведении юношей выборки адаптивные копинг-стратегии, нацеленные на понимание возникших проблем и поиск избавления от них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубинное знакомство с личностными ценностями, веру в собственные силы в преодолении сложных ситуаций, тем менее используется копинг, направленный на контакт со значимыми людьми, поддержку в ближайшем социальном окружении или предложение собственной помощи близким людям в трудных жизненных ситуациях.

Шестой фактор (7,761% объясненной дисперсии) - конфликтность. Объединяет показатели конфликтности, что может свидетельствовать о значительной представленности у юношей выборки данной личностной характеристики.

Факторный анализ показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости девушек позволил выделить четыре фактора. Процент объясненной дисперсии составил 54,125%. Большинство признаков по другим факторам имеет незначительные (менее 0,3) факторные нагрузки (табл. 4).

Таблица 4

Факторный анализ показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости девушек

Фактор Переменная Факторная нагрузка

1. Агрессивность Позитивная агрессивность ,942

Неуступчивость ,874

Нетерпимость к мнению других ,843

Напористость ,842

Негативная агрессивность ,838

2. Дружественность-враждебность «Я» и бескомпромиссность Аутосимпатия ,903

Бескомпромиссность -,842

Самопринятие ,775

Глобальное самоотношение ,720

Самоуважение ,639

Самопонимание ,610

3. Конфликтность Конфликтность 0,897

Обидчивость 0,829

Вспыльчивость 0,675

Подозрительность 0,6

4. Действия в сторону «Я» и ожидаемое отношение от других Отношение других 0,805

Самоинтерес 0,789

Ожидаемое отношение от других 0,728

Первый фактор (16,643% объясненной дисперсии) - агрессивность. Объединяет показатели позитивной и негативной агрессивности и, вероятно, свидетельствует о значительной представленности агрессивности девушек выборки как поведения, цель которого - не только помочь добиться желаемого, не причинив серьезный дискомфорт другим, но и вызывающего психологический дискомфорт у других людей.

Второй фактор (14,371% объясненной дисперсии) - дружественность-враждебность «Я» и бескомпромиссность. Чем менее девушки выборки склонны идти на компромисс в конфликте, тем более они склонны к одобрению себя, доверию к себе и позитивной самооценке.

Третий фактор (11,844% объясненной дисперсии) - конфликтность. Объединяет показатели конфликтности, что может свидетельствовать о значительной представленности у девушек выборки данной личностной характеристики.

Четвертый фактор (11,267% объясненной дисперсии) - действия в сторону «Я» и ожидаемое отношение от других. Чем более выражены установки на действия в сторону «Я», самоинтерес, тем выше ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Обсуждение и выводы

Обнаружены значимые различия в показателях «саморуководство» и «самопонимание», показывающие несколько большую личностную зрелость и эмоциональную стабильность по отношению к себе юношей. Значимые различия в показателях агрессивности и конфликтности между юношами и девушками свидетельствуют, что девушкам выборки свойственны вспыльчивость, бескомпромиссность, они чаще юношей становятся инициаторами напряженных отношений в группе, чаще вступают в межличностные и внутриличностные конфликты. Такие результаты можно объяснить усвоением гендерных стереотипов, традиционно декларирующих женскую эмоциональность, чувствительность и неуравновешенность.

Факторный анализ позволил выделить различия в структуре связей показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей и девушек. Адаптивные ко-пинг-стратегии как отдельный фактор выявлены лишь у юношей, что может говорить о выраженности этого осознанного внутреннего ресурса, способствующего сохранению физического и психического здоровья юношей. У юношей такие личностные характеристики, как агрессивность и конфликтность, представлены в трёх факторах (у девушек - в двух факторах), что может свидетельствовать о выраженной склонности юношей выборки к агрессивному и конфликтному поведению. Полученные результаты можно объяснить как половым дипсихизмом, так и формированием гендерных стереотипов с усвоением гендерных ролей.

Выявлены аналогичные структуры связей показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей и девушек. Среди факторов отсутствуют показатели стрессоустойчивости, что подтверждает полученные нами статистические данные о низкой сопротивляемости стрессу (ранимости) в общей выборке студентов и требует коррекционной работы. Факторы, отражающие характеристики агрессивности и конфликтности, занимают

значительное место в структуре связей показателей юношей и девушек и отличаются высокой факторной нагрузкой, что может свидетельствовать о значительной представленности у студентов выборки склонности к агрессивному и конфликтному поведению и требует коррекционной работы.

В аналогичных факторах для юношей и девушек выборки объединяются связи показателей самоотношения и конфликтности: чем более студенты склонны к одобрению себя, доверию к себе и позитивной самооценке, тем менее они склонны идти на компромисс в конфликте, чем более выражены самопонимание, самоинтерес, тем выше ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Гипотеза нашего исследования о том, что существуют различия показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей и девушек, подтверждена частично; гипотеза о специфических особенностях структуры связей показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей и девушек подтверждена.

Таким образом, отсутствие в факторной структуре общей выборки студентов показателей таких внутренних ресурсов, как совладающее поведение и стрессоустойчивость, не способствует возможному сохранению физического и психического здоровья юношей и девушек. У юношей и девушек существует сходство факторной структуры личностных качеств, отражающих характеристики самоотношения и склонности к агрессивности и конфликтности. Это позволяет предположить универсальность механизмов формирования устойчивого самоотношения как эмоциональной составляющей самосознания в юности.

Список литературы

1. Бекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. -№ 4. - Т.13. - С. 141-144.

2. Борисова И.В., Бирякина В.И. Гендерные особенности агрессивности юношей и девушек // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 1(114). - С. 192-198.

3. Бянкина Л. В., Чумичев А.В. Исследование поведения в конфликтных ситуациях юношей и девушек студенческого возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 349-353.

4. Васюра С.А., Коробейникова Я.П. Копинг-стратегии студентов с разным уровнем коммуникативной активности // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2013. - № 9. - С. 202-208.

5. Гольцова А.А., Поваренков Ю.П. Самоотношение юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста // Ярославский педагогический вестник.

- 2017. - № 2. - С. 227-232.

6. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

7. Ермакова Е.С. Совладающее поведение, жизнестойкость, стрессоустойчивость и депрессия студентов вуза // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия «Психология». - 2021. -№ 2. - С.142-159.

8. Исаева Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере Российской популяции // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 11(89). - С. 144-147.

9. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1996. - 161 с.

10. Корнеева Н.В., Сысоева О.В. Гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте // Психология телесности: теоретические и практические исследования: Сборник статей II международной научно-практической конференции / под общ. ред. Е.В. Буренковой. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. - С. 241-244.

11. Кочеткова Т.Н. Самоотношение личности как система установок, направленных на себя // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2007. - № 1.

- С. 195-201.

12. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник Костромского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 184-188.

13. Крючкова А.Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 205 с.

14. Лузько А. В. Пути и методы развития стрессоустойчивости у студентов // Архивариус. - 2015. - № 4. - С. 133-136.

15. Петренко Т.В. Тонян М.Н., Кутовая А.А. Изучение конфликтного поведения юношей и девушек в студенческой группе // International innovation research: сб. ст. XI Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 12 октября 2017 г.

- Пенза: Наука и Просвещение, 2017. - С. 180-183.

16. Репина Е.Н., Рогачевская О.В. Гендерные особенности стрессоустойчивости студентов // Вестник Сыктывкарского университета. - 2019. - № 3 (11). - С. 80-85.

17. Рушина М.А., Орлова А.В. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2015. - № 4. - С. 35-40.

18. Степанова Н.В., Наквасина С.Н. Самоотношение и жизненная удовлетворённость у студентов медицинского вуза // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № 5. - С. 37-42.

19. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. - 284 с.

20. Тарасян М.Г., Неуймина И.В. Исследование уровня агрессивности студентов разных поколений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 6-2. - С.184-187.

21. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. - М.: Прометей, 2012. - 280 с.

22. Хватова М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2015. - № 1 (25). - С. 9-17.

23. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2011. - Т. 10. -№ 1. - С. 6-19.

References

1. Bekmaganbetova, G.G. (2007) Konfliktnost' kak psihologicheskaya problema [Conflict as a psychological problem]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Soci-okinetika. - Bulletin of the Kostroma State University. N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. No 4. T.13. pp. 141-144. (In Russian).

2. Borisova, I.V., Biryakina, V.I. (2016) Konfliktnost' kak psihologicheskaya problema [Gender features of aggressiveness of young men and young girls]. Kazanskij pedagog-icheskij zhurnal - Kazan Pedagogical Journal. No 1 (114). pp. 192-198. (In Russian).

3. Byankina, L.V., Chumichev, A.V. (2020) Issledovanie povedeniya v konfliktnyh situ-aciyah yunoshej i devushek studencheskogo vozrasta [Study of behavior in conflict situations of young men and young girls of student age]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta - Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. No 8 (186). pp. 349-353. (In Russian).

4. Vasyura, S.A., Korobeynikova, Y.P. (2013) Koping-strategii studentov s raznym urovnem kommunikativnoj aktivnosti [Coping strategies of students with different levels of communicative activity]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumani-tarnye issledovaniya. Humanitates - Bulletin of the Tyumen State University. Humanitarian research. Humanitates. No 9. pp. 202-208. (In Russian).

5. Goltsova, A.A., Povarenkov, Y.P. (2017) Samootnoshenie yunoshej i devushek s raznoj samoocenkoj psihologicheskogo vozrasta [Self-attitude of young men and young girls with different self-esteem of psychological age]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No 2. pp. 227-232. (In Russian).

6. Grishina, N.V. (2008) Psihologiya konflikta [Psychology of conflict]. - St. Petersburg: Peter. 544 p. (In Russian).

7. Ermakova, E.S. (2021) Sovladayushchee povedenie, zhiznestojkost', stressoustojchivost' i depressiya studentov vuza [Coping behavior, resilience, stress resistance and depression of university students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstven-nogo universiteta imeni A.S. Pushkina. Seriya «Psihologiya» - Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. Series «Psychology». No 2. pp. 142-159. (In Russian).

8. Isaeva, E.R. (2009) Koping-povedenie: analiz vozrastnyh i gendernyh razlichij na primere Rossijskoj populyacii [Coping behavior: analysis of age and gender differences on the example of the Russian population]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta - Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. No 11 (89). pp. 144-147. (In Russian).

9. Kovalev, P.A. (1996) Vozrastno-polovye osobennosti otrazheniya v soznanii struktury sobstvennoj agressivnosti i agressivnogo povedeniya: dis. ... kand. psihol. nauk [Age-sexual features of reflection in the consciousness of the structure of one's own aggressiveness and aggressive behavior: dis.... Candidate of Psychological Sciences]. St. Petersburg. (In Russian).

10. Korneeva, N.V., Sysoeva, O.V. (2009) Gendernye osobennosti samootnosheniya v yunosheskom vozraste [Gender features of self-attitude in youth]. Sbornik statej II mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii / Pod obshchej red. E.V. Burenkovoj. -Psychology of physicality: theoretical and practical studies: Collection of articles of the II International Scientific Practical Conference / Under the general ed. E.V. Burenkova. Penza: PSPU named after V.G. Belinsky. pp. 241-244. (In Russian).

11. Kochetkova, T.N. (2007) Samootnoshenie lichnosti kak sistema ustanovok, napravlennyh na sebya [Self-bearing personality as a system of attitudes aimed at himself]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta - Bulletin of St. Petersburg University. No 1. pp. 195-201. (In Russian).

12. Kryukova, T.L. (2013) Psihologiya sovladayushchego povedeniya: sovremennoe sostoyanie i psihologicheskie, sociokul'turnye perspektivy [Psychology of co-behavior: modern state and psychological, sociocultural perspectives]. Vestnik Kostromskogo gosudar-stvennogo universiteta - Bulletin of Kostroma State University. No 5. pp. 184-188. (In Russian).

13. Kryuchkova, A.B. (2010) Specifika sootnosheniya agressivnosti so svojstvami tem-peramenta u yunoshej i devushek: dis. ... kand. psihol.nauk. [Specificity of the ratio of aggressiveness with the properties of temperament in young men and young girls: dis. ... cand. psychology]. Moscow. (In Russian).

14. Luzko, A. V. (2015) Puti i metody razvitiya stressoustojchivosti u studentov [Ways and methods of development of stress resistance among students]. Arhivarius - Archivist. No. 4. pp. 133-136. (In Russian).

15. Petrenko, T.V. Tonyan, M.N., Kutovaya, A.A. (2017) Izuchenie konfliktnogo povedeniya yunoshej i devushek v studencheskoj gruppe [The study of conflict behavior of young men and young girls in a student group]. International innovation research: Sbornik statej XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastyah, Penza, 12 ok-tyabrya 2017 goda - International innovation research: Collection of articles of the XI International Scientific and Practical Conference. In 2 parts, Penza, October 12, 2017. Penza: Science and Education. pp. 180-183. (In Russian).

16. Repina, E.N., Rogachevskaya, O.V. (2019) Gendernye osobennosti stressoustojchivosti studentov [Gender features of students' stress resistance]. Vestnik Syk-tyvkarskogo universiteta - Bulletin of the Syktyvkar University. No 3 (11). pp. 80-85.

17. Rushina, M.A., Orlova, A.V. (2015) Osobennosti samoocenki i samootnosheniya v yunosheskom vozraste [Peculiarities of self-appraisal and self-attitude in youth]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika - Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. No 4. pp. 3540. (In Russian).

18. Stepanova, N.V., Nakvasina, S.N. (2017) Samootnoshenie i zhiznennaya udovletvoryonnost' u studentov medicinskogo vuza [Self-attitude and life satisfaction among students of a medical university]. Nauchno-metodicheskijelektronnyjzhurnal Koncept- Scientific and methodological electronic journal Concept. No 5. pp. 37-42. (In Russian).

19. Stolin, V.V. (1983) Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness of the individual]. Moscow: MGU. 284 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Tarasyan, M.G., Neuimina, I.V. (2015) Issledovanie urovnya agressivnosti studen-tov raznyh pokolenij [Study of the level of aggressiveness of students of different generations]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk - Actual problems of the humanities and natural sciences. No 6-2. pp. 184-187. (In Russian).

21. Fominova, A.N. (2012) Zhiznestojkost' lichnosti [Personal resilience]. Moscow: Prometheus. 280 p. (In Russian).

22. Khvatova, M.V. (2015) Samootnoshenie v strukture psihologicheski zdorovoj lichnosti [Self-Relationship in the Structure of a Psychologically Healthy Personality]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus - Gaudeamus Psychological and Pedagogical Journal. No 1 (25). pp. 9-17. (In Russian).

23. Tserkovsky, A.L. (2011) Sovremennye vzglyady na problemu stressoustojchivosti [Modern views on the problem of stress resistance]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta - Bulletin of the Vitebsk State Medical University. T. 10. No 1. pp. 6-19. (In Russian).

Ермакова Елена Сергеевна, доктор психологических наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-6467-8804, e-mail: e_s_ermakova@mail.ru

Elena S. Ermakova, Dr. Sci. (Ped.), Assistant Professor, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001 -6467-8804, e-mail: e_s_ermakova@mail.ru

Об авторе

About the author

Поступила в редакцию: 16.05.2022

Received: 16 May 2022

Принята к публикации: 30.05.2022

Accepted: 30 May 2022

Опубликована: 30.06.2022

Published: 30 June 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.