Статья / Article
УДК / UDC 159.92
Смысложизненные ориентации в структуре личностных характеристик юношей и девушек
Е. С. Ермакова
Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. В статье исследованы особенности смысложизненных ориентаций в структуре личностных характеристик юношей и девушек. Результаты позволят уточнить психологические знания об особенностях личностного развития в юношеском возрасте.
Материалы и методы. Использовались следующие методики: опросник «Смысложизненные ориентации» (СЖО), автор - Д.А. Леонтьев; опросник уровня субъективного контроля (УСК), авторы Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд; методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», авторы Н. Эндлер, Дж. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой. Выборка представлена юношами и девушками, студентами первого курса вуза в количестве 104 человек, из них 52 юноши и 52 девушки, в возрасте от 18 до 19 лет.
Результаты исследования. Выявлены значимые различия между юношами и девушками по показателям локуса контроля Я, интернальности в области межличностных отношений и интернальности в области здоровья, где показатели выше у юношей, эмоционально-ориентированного копинга и копинга, ориентированного на избегание, где показатели выше у девушек. Факторный анализ показателей методик позволил выявить отличающиеся по содержанию факторы у юношей и девушек.
Обсуждение и выводы. Определяющим ценностным фактором юношей и девушек является направленность жизни. Выявлены половые различия личностных характеристик, включающих в себя интернальность и копинг-стратегии. Более дифференцированная структура уровня субъективного контроля и совладающего поведения, представленность фактора работы и общения у юношей, как и одобряемой социумом ценности семьи у девушек, свидетельствуют о формирующихся гендерных стереотипах, оказывающих влияние на смысложизненную концепцию личности.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации юношей и девушек, уровень субъективного контроля, копинг-стратегии.
Для цитирования: Ермакова Е.С. Смысложизненные ориентации в структуре личностных характеристик юношей и девушек // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 305-320.
Orientations considering meanings of the life in the structure of the personality characteristics of young men and girls
Elena S. Ermakova
Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The study is devoted to the peculiarities of orientations considering meanings of the life in the structure of personal characteristics of young men and girls. The results will allow to clarify psychological knowledge about peculiarities of personal development in youth age.
Materials and methods. The following methods were used: questionnaire «Orientations considering meanings of the life», author D.A. Leontiev; Questionnaire of the level of subjective control, authors E.F. Bazhin, E.A. Golynkina, L.M. Etkind; Copying Inventory for Stressed Situations, CISS, authors N. Endler, J. Parker, an adapted version of T.L. Krukova. The sample is presented by young men and girls, students of the first year of the university in the number of 104 people, of which 52 are young men and 52 are girls, aged from 18 to 19 years.
Results. Significant differences between young men and girls have been identified in terms of the indicators of self-control locus, internality in the field of interpersonal relations and internality in the field of health, where the indicators are higher in young men, emotional-oriented copying and avoidance-oriented copying, where the indicators are higher in girls. A factor-by-factor analysis of the indicators of the methodologies revealed different content factors for young men and girls.
Discussion and conclusion. The direction of life is the determining value factor of young men and girls. Sexual differences in personal characteristics, including internality and copying strategies, have been identified. The more differentiated structure of the level of subjective control and responsible behaviour, the representation of the factor of work and communication in young men, as well as the social value of the family in girls, indicate the emerging gender stereotypes that influence the well-understood concept of personality.
Key words; orientations considering meanings of the life of young men and girls, level of subjective control, copying-strategies.
For citation: Ermakova, E.S. (2020) Smyslozhiznennye orientacii v strukture lich-nostnyh harakteristik yunoshej i devushek [Orientations considering meanings of the life in the structure of the personality characteristics of young men and girls]. Vestnik Leningrad-skogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. P. 305-320. (In Russian).
Введение
Актуальность исследования смысложизненных ориентаций как определяющего личностного конструкта в юношеском возрасте связана с тем, что проблема поиска смысла жизни является ведущей составляющей формирования личности. Именно в юношеском возрасте формируется
устойчивая система ценностей и смыслов, являющаяся основой личностного самоопределения, которая в большей степени зависит от профессионального самоопределения. К 18-19 годам личность выходит на новую ступень смысловой регуляции, в основе которой лежит иерархизация смыслообразующих ценностей.
Новая ступень смысловой регуляции в юности ведёт к стремлению принимать решения и нести за них ответственность. Степень готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него, обусловлен проявлением субъективного контроля, который связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, самоуважением и социальной зрелостью.
Неопределенность периода юности вызывает специфические требования к адаптивным ресурсам молодых людей для эффективного реагирования на активно изменяющиеся условия социальной среды. Под процессами совладания со стрессовой или трудной жизненной ситуацией в психологии принято понимать совладающее поведение или копинг-по-ведение.
Вышеизложенное позволяет предположить, что контроль в ситуации достижения и ситуации неудачи, копинг-стратегии, опосредующие влияние стрессогенных факторов на ценностные конструкты личности, играют важную роль в выборе жизненной позиции в юности. Таким образом, исследование особенностей смысложизненных ориентаций в структуре таких личностных характеристик юношей и девушек, как уровень субъективного контроля и совладающее поведение, является актуальной задачей. Полученные результаты позволят уточнить психологические знания об особенностях личностного развития в юношеском возрасте.
Цель нашего эмпирического исследования: анализ особенностей и связи между показателями смысложизненных ориентаций и такими личностными характеристиками юношей и девушек, как уровень субъективного контроля, копинг-стратегии.
Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что структура связей показателей смысложизненных ориентаций личности, уровня субъективного контроля, копинг-поведения юношей и девушек имеет специфические особенности.
307
Обзор литературы
Изучение смысла жизни, с точки зрения психологической науки, ведется с целью изучения того, какими факторами формируется смысл жизни в индивидуальном развитии, и как он влияет на сферу жизнедеятельности и сознания человека [18]. Б.С. Братусь трактует смысл жизни как насущную потребность, основывающуюся на противоречивости между универсальной сущности рода и ограничением индивидуальности бытия, иными словами, смертности [1]. По мнению К.В. Карпинского, «смысл жизни является стержневым образованием смысловой сферы личности и ведущей инстанцией мотивационной регуляции ее индивидуальной жизнедеятельности» [5, с. 30]. В. Франкл считал, что чем больше выражены такие ценности, как креативность, активность взаимодействия с социумом, саморазвитие, индивидуальность, тем выше осмысленность жизни [16].
Д.А. Леонтьев полагает, что в смысложизненных ориентациях находится как индивидуальное отражение отношения человека к тем объектам или предметам, из-за которых начинается деятельность, то есть «значение - для - меня», так и система побуждений, то, к чему стремится личность [8].
По мнению Т.В. Столиной, смысложизненные ориентации являются частным случаем смысложизненной концепции личности, которая представляет собой индивидуальную обобщенную систему взглядов на цели, процесс и результат своей жизни, в основе концепции лежат потребности и ценности, отношение и конструкты конкретной личности1.
Актуальность проблемы поиска смысла жизни в юности подтверждена многими современными психологами.
А.В. Полетаева отмечает, что в юности молодые люди делают выбор внутренней позиции, для этого необходимо обратиться к анализу и сопоставлению норм и ценностей общества с собственными, принять или отвергнуть устоявшиеся нормативы поведения, которые определяли его действия в период отрочества [11]. Исследование Н.А. Буравлевой указывает на то, что самыми главными ценностями для студентов - юношей и девушек - являются самостоятельность, безопасность, благосклонность (доброта), а самыми незначимыми - традиции, власть и конформность [2]. Результаты исследования Л.Д. Шагдуровой показали, что ядро
1 Столина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002. 20 с.
реальных ценностей в юности составляют ценности личной жизни: здоровье; материально обеспеченная жизнь и любовь. Иерархия инструментальных ценностей характеризуется ориентацией на ценности ответственности, воспитанности, аккуратности, то есть социально одобряемые ценности при низкой значимости таких ценностей, как чуткость, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других [18]. В работе Т.Н. Сахаровой утверждается, что в юности смысложизненные ориентации лежат в области образовательной сферы и сферы увлечений [13]. Отмечается динамика смысложизненных ориентаций в юности, неоднозначно связанная с профессиональной направленностью, формирующейся в учебно-профессиональной деятельности [9].
В исследовании Н.Ф. Сухаревой, Н.Ю. Филипповой выявлено, что у девушек, по сравнению с юношами, наблюдаются более высокие показатели таких составляющих осмысленности жизни, как целей, процесса, внутреннего локуса контроля жизни [15]. Исследование Ю.И. Поповой показало, что хорошо развития рефлексия девушек, в отличие от юношей, обусловливает четкое осознание жизненных целей, личностной свободы и самоконтроля [12].
Уровень субъективного контроля, представляющий собой свойство личности, которое позволяет приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам, рассматривается рядом современных исследователей, как структурный компонент личности в юности. Ряд исследователей выявляет различия по показателям уровня субъективного контроля между юношами и девушками. Исследование И.С. Славинской показало, что девушки больше юношей чувствуют ответственность за произошедшие и возможные неудачи, более ощущают ответственность в межличностных отношениях [14].
При сравнении юношей и девушек по преобладанию экстернально-сти-интернальности получены противоречивые данные. Ю.С. Кузнецова выявила, что юноши и девушки относятся скорее к интерналам. Различий в показателях интернальности у юношей и девушек выявлено не было, хотя, как указывает автор, результаты женской половины выборки несколько выше [7]. В исследовании А.А. Коноваловой, Н.Т. Разуваевой показано, что юноши и девушки относятся к экстернальному типу локуса контроля, при этом по шкале в области достижений у юношей преобладает интернальный локус контроля [6].
Важность изучения проблемы копинг-стратегий в юношеском возрасте подчеркивали Е.А. Скиннер и М.Дж. Циммер-Гембек, которые, выделяя три основных возрастных «скачка» в развитии совладающего поведения, отмечали возраст 20-22 года как возраст возникновения изменений, связанных со значительными переменами в социальных отношениях, значительными жизненными событиями [19]. В современных исследованиях изучаются как копинг-стратегии, характерные для совладающего поведения в юношеском возрасте, так и специфика копинг-стратегий юношей и девушек. В нашем исследовании обнаружено, что юноши и девушки - студенты вуза - в большинстве применяют проблемно-ориентированные стратегии, самой непопулярной является копинг-стратегия «принятие ответственности» [3]. В исследовании И.С. Славинской показано, что юноши и девушки прибегают к таким стратегиям, как «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки», «самоконтроль». Девушки в трудных ситуациях больше юношей склонны к поиску социальной поддержки и принятию ответственности [14]. В исследовании А.Ю. Искусных выявлено, что, как у девушек, так и у юношей в подавляющем большинстве случаев копинг-поведение ориентировано на решение задачи, в меньшей степени на эмоции. Наименее выраженной стресс-преодолевающей стратегией в обеих группах оказалось избегание [4]. Исследование Т.Ю. Морозовой подтвердило предположение о том, что недостаточное развитие таких личностных характеристик юношей и девушек, как локуса контроля, адаптивности, качества осознанности смысложизненных целей связано с формированием пассивного дезадаптивного копинг-поведения [10].
Материалы и методы
Методический инструментарий исследования представлен следующими методиками: методика, предназначенная для определения смысложизненных ориентаций: опросник «СЖО» (автор - Д.А. Леонтьев); методика исследования уровня субъективного контроля - УСК (авторы -Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд); методика диагностики стратегий совладания «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы -Н. Эндлер, Дж. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой).
Выборка представлена юношами и девушками, студентами первого курса Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I разных направлений профессиональной подготовки. Общее количество испытуемых - 104 человека, из них 52 юноши и 52 девушки, в возрасте от 18 до 19 лет.
Результаты исследования
Анализ результатов всей выборки юношей и девушек по опроснику «СЖО» Д.А. Леонтьева выявил, что осмысленность жизни оценивается испытуемыми выше в отношении настоящего, по сравнению с будущим. Также в целом по выборке показатели внутреннего локуса контроля выражают уверенность студентов в возможности сознательного контроля своей жизни и в способности такой контроль осуществлять.
Результаты всей выборки по методике исследования уровня субъективного контроля - УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд) выявили наличие у большинства студентов экстернального типа локуса контроля.
Доминирующей стратегией совладающего поведения всей выборки по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н. Эндлер, Дж. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой) является «проблемно-ориентированный копинг».
При рассмотрении различий между юношами и девушками по методике СЖО Д.А. Леонтьева было выявлено значимое различие в уровне локуса контроля Я ^=-2,361; р=0,05) (рис.1).
Юноши Девушки
Рис. 1. Значимые различия показателей локуса контроля - Я по опроснику «СЖО» Д. А. Леонтьева (баллы)
Значимые различия по показателям уровня субъективного контроля юношей и девушек выявлены по показателям «интернальность в области межличностных отношений» ^=-3,224, р=0,01) и «интернальность в области здоровья» ^=-2,235, р=0,05). Показатели юношей выше показателей девушек, что говорит об убеждении юношей выборки в возможности контролировать свои неформальные отношения с другими людьми и принятии ответственности за свое здоровье (рис. 2).
4 3 2 1 0
Юноши ■ Девушки
Рис. 2. Различия показателей интернальности в области межличностных отношений и здоровья по методике «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд) (стены)
По методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н. Энд-лер, Дж. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой) значимые различия получены по шкалам «эмоционально ориентированный копинг» ^=2,013, р=0,05) и «копинг ориентированный на избегание» ^=2,016, р=0,05). У юношей наблюдаются более низкие показатели этих шкал, юноши более эмоционально сдержанны, в отличие от девушек, поэтому им проще дается управление своими эмоциями (рис. 3).
60 50 40 30 20 10 0
Эмоционально-ориентированный Копинг-ориентированный на
копинг избегание
Юноши ■ Девушки
Рис. 3. Различия по показателям эмоционально-ориентированнного копинга и копинга, ориентированного на избегание, по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н. Эндлер, Дж. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой) (баллы)
Факторный анализ полученных данных проводился методом главных компонент. Суммарная информативность всех факторов составляет 0,73. Большинство признаков по другим факторам имеет незначительные (менее 0,3) факторные нагрузки, полученная факторная структура является достаточно простой. Выделенные факторы объясняют более половины -63,2% суммарной дисперсии признаков.
Интернальность в области Интернальность в области
межличностных отношений здоровья
Факторный анализ показателей смысложизненных ориентаций, уровня субъективного контроля и стратегий совладающего поведения юношей позволил выделить 4 фактора (табл. 1).
Таблица 1
Факторный анализ показателей смысложизненных ориентаций, уровня субъективного контроля и стратегий совладающего поведения юношей
Значение
Фактор Названия переменных факторной
нагрузки
Осмысленность жизни 0,968
Локус контроля Я 0,882
1. Направленность Результат 0,878
жизни Процесс 0,875
Локус контроля Жизнь 0,843
Цели 0,803
Общая интернальность 0,864
Проблемно-ориентированный копинг 0,864
Интернальность в области неудач 0,781
2. Интернальность Копинг-ориентированный на избегание 0,781
и копинг Интернальность в области достижений 0,778
Эмоционально-ориентированный копинг 0,778
Интернальность в области семейных отношений 0,495
Отвлечение 0,495
Интернальность в области производственных отношений 0,882
3. Работа Социальное отвлечение 0,882
и общение Интернальность в области семейных отношений -0,588
Отвлечение -0,588
4. Общение Интернальность в области здоровья 0,862
и здоровье Интернальность в области межличностных отношений 0,687
1 фактор: направленность жизни. Юноши оценивают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, считают, что жизнь продуктивна и осмысленна. Они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
2 фактор: интернальность и копинг. Юноши склонны считать, что множество событий в их жизни были результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и несут ответственность за эти события. Для
них свойственно рассматривать процесс семейной жизни, как результат собственных усилий, и в стрессовой ситуации они склонны избирать стратегию решение проблемы.
3 фактор: работа и общение. Юноши, готовые брать на себя ответственность, во время стрессовой ситуации выбирают стратегию социального отвлечения, позволяющую общаться с друзьями. При этом события семейной жизни становятся малозначимыми.
4 фактор: общение и здоровье. Юноши считают себя ответственными за свои отношения с окружающими людьми, за свое здоровье или болезнь.
Факторный анализ показателей смысложизненных ориентаций, уровня субъективного контроля и стратегий совладающего поведения девушек позволил выделить 5 факторов (табл. 2).
Таблица 2
Факторный анализ показателей смысложизненных ориентаций, уровня субъективного контроля и стратегий совладающего поведения девушек
Значение
Фактор Названия переменных факторной нагрузки
Осмысленность жизни 0,977
Результат 0,889
1. Направленность Процесс 0,885
жизни Локус контроля Жизнь 0,884
Цели 0,865
Локус контроля Я 0,837
Интернальность в области достижений 0,867
2. Интернальность Эмоционально-ориентированный копинг 0,867
и копинг Общая интернальность 0,775
Проблемно-ориентированный копинг 0,775
Интернальность в области межличностных отношений 0,705
3. Общение Интернальность в области здоровья и болезни 0,535
и здоровье Интернальность в области производственных отношений -0,829
Социальное отвлечение -0,829
4. Принятие ответственности и избегание проблем Интернальность в области неудач Копинг, ориентированный на избегание 0,923 0,923
5. Семья Интернальность в области семейных отношений 0,939
Отвлечение 0,939
1 фактор: направленность жизни. Девушки выборки оценивают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
2 фактор: интернальность и копинг. Девушки считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, они склонны как к погружению в эмоциональные переживания по поводу стрессовой ситуации, так и к решению проблемы, связанной с ней.
3 фактор: общение и здоровье. Девушки считают себя ответственными за свои отношения с окружающими, за происходящие изменения в деятельности, за свое здоровье. Вероятно, интернальность способствует большему социальному отвлечению, как способу борьбы с трудностями.
4 фактор: принятие ответственности и избегание проблем. Девушки выборки, которые принимают ответственность за негативные события, происходящие в их жизни, чаще выбирают копинг-стратегию избегания. Возможно, девушки склонны искать положительные стороны в происходящих событиях, а негативные моменты вызывают дезадаптивное поведение.
5 фактор: семья. Сфера семейных отношений для девушек может быть средством отвлечения от окружающего мира, они берут на себя ответственность за отношения с партнерами.
Таким образом, факторный анализ позволил выявить определенные психические образования, которые структурированы смысложизненными ориентациями юношей и девушек.
Обсуждение и выводы
Выявленные различия в показателях смысложизненных ориентаций, уровня субъективного контроля и стратегий совладающего поведения юношей и девушек позволили уточнить те личностные конструкты, которые включены в смысложизненную концепцию личности в юношеском возрасте.
При аналогичной структуре фактора направленности жизни, у юношей выборки более содержательно и дифференцированно представлены личностные конструкты, основанные на уровне субъективного контроля и
копинг-стратегиях, что, вероятно, связано с усвоенными тендерными стереотипами социальных мужских ролей. Юноши, склонные считать, что они контролируют события своей жизни, выбирают, стратегию избегания трудной ситуации и могут отвлекаться на отдых, развлечения, любимые занятия. Девушки, склонные считать, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, могут, как погружаться в эмоциональные переживания по поводу стрессовой ситуации, так и решать проблемы, связанные с ней.
Ценности общения и здоровья также являются значимыми как для юношей, так и для девушек, но у девушек показатели уровня субъективного контроля входят и в фактор, связанный с принятием ответственности и избеганием проблем, что может говорить о большей склонности к деза-даптивным ситуациям, связанным с этими ценностями.
У юношей можно выделить значимый фактор «работа и общение», что можно объяснить соответствию мужской гендерной роли. Юноши выборки, которые готовы брать на себя ответственность в учебной и трудовой деятельности, во время стрессовой ситуации выбирают стратегию социального отвлечения, позволяющую отвлечься от проблемы, быть больше на людях, общаться с друзьями. При этом события семейной жизни становятся малозначимы и любые значимые изменения приписываются партнершам.
У девушек значимым является социально одобряемый фактор «семья». Этот фактор позволяет быть средством отвлечения от окружающего мира, поэтому девушки заинтересованы в качестве отношений с партнерами и берут на себя ответственность за любые происходящие изменения.
Гипотеза нашего исследования о том, что структура связей показателей смысложизненных ориентаций личности, уровня субъективного контроля, копинг-поведения юношей и девушек имеет специфические особенности, подтверждена.
Таким образом, определяющим ценностным фактором является направленность жизни, что подтверждает положение о том, что в юности смысл жизни дает ясное понимание того направления, с помощью которого человек в дальнейшем будет выбирать свои жизненные приоритеты. При этом показатели смысложизненных ориентаций в общей выборке свидетельствуют о том, что юноши и девушки живут, прежде всего, настоящим и прошлым, вследствие чего неточно определяют для себя конкретные будущие цели.
Личностные характеристики, связанные с смысложизненными ориен-тациями, включают в себя интернальность и копинг-стратегии, представленные как значимые факторы в выборках юношей и девушек. При этом отмечены различия в содержании личностных конструктов, связанных с данными факторами, у юношей и девушек. Более дифференцированная структура уровня субъективного контроля и совладающего поведения, представленность фактора работы и общения у юношей, как и одобряемой социумом ценности семьи у девушек, свидетельствуют о формирующихся гендерных стереотипах, оказывающих влияние на смысложизненную концепцию личности.
Полученные результаты позволяют полагать, что уже к 18-19 годам смысложизненные ориентации не только включают в себя личностные характеристики, связанные с уровнем субъективного контроля и совладаю-щим поведением, но и различаются у юношей и девушек по своему содержанию, включая в себя формирующиеся представления о различных гендерных ролях.
Список литературы
1. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 81-89.
2. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6(108). С.124-129.
3. Ермакова Е.С. Совладающее поведение в структуре личностных характеристик студентов вуза // Вестник психофизиологии. 2018. № 3. С.62-70.
4. Искусных А.Ю. Исследование копинг-поведения у студентов вузов // Центральный научный вестник. 2017. № 16 (33). С.13.
5. Карпинский К.В. Бездуховный смысл жизни как источник кризиса в развитии личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т.8. №1. С. 27-58.
6. Коновалова А.А., Разуваева Н.Т. Взаимосвязь самоотношения и локуса контроля личности в юношеском возрасте // Интеграция наук. 2016. № 4. С.142-145.
7. Кузнецова Ю.С. Изучение особенностей локус контроля личности как способа принятия ответственности за свою жизнь (на примере студентов ВУЗа) [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.jumal.org/articles/2007/psih15.html (дата обращения: 19.01.2020)
8. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.
9. Морозова С.В. Изучение специфики взаимосвязей ценностных и смысложиз-ненных ориентаций с личностными свойствами студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т.6. № 1. С.27-33.
10. Морозова Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Системная психология и социология. 2014. № 9. URL: http://www.systempsychology.ru/journal/2014_9/178-morozova-tyu-izuchenie-osoben-nostey-koping-povedeniya-v-yunosheskom-vozraste.html
11. Полетаева А.В. Особенности жизненных планов в старшем юношеском возрасте при разных типах ценностной направленности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. №2(54). Т.1. С. 166-169.
12. Попова Ю.И. Особенности смысложизненных ориентаций у молодых людей с разным уровнем рефлексии // Образование и наука. 2016. № 5(134). С.97-107.
13. Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т.8. № 10-2. С. 156-160.
14. Славинская И.С. Психологический портрет нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 3. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/5537 (дата обращения: 21.01.2020).
15. Сухарева Н.Ф., Филиппова Н.Ю. Диагностика смысложизненных ориентаций юношей и девушек // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2018. № 1. С. 141-147.
16. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
17. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 767 с.
18. Шагдурова Л.Д. Ценностные ориентации в структуре профессиональной направленности студентов // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 5. С. 186-192.
19. Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. Perceived control, coping, and development // Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping / Ed.: S. Folkman. Oxford, Great Britain: Oxford University Press, 2010. P. 35-59.
References
1. Bratus', B.S. (1999) Smyslovaya vertikal' soznaniya lichnosti [Sense vertical of personality consciousness]. Voprosy filosofii - Philosophy questions. No 11. P. 81-89. (In Russian).
2. Buravleva, N.A. (2011) Cennostnye orientacii studentov [Student Value Orientations]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Journal of the Tomsk State Pedagogical University. No 6 (108). P.124-129. (In Russian).
3. Ermakova, E.S. (2018) Sovladayushchee povedenie v strukture lichnostnyh harak-teristik studentov vuza [Controlling behavior in the structure of personal characteristics of students of the university]. Vestnik psihofiziologii. - Bulletin of psychophysiology. No 3. P. 62-70. (In Russian).
4. Iskusnyh, A.Y. (2017) Issledovanie koping-povedeniya u studentov vuzov [Research of copying behavior at students of universities]. Central'nyj nauchnyj vestnik - Central scientific bulletin. No 16(33). P. 13. (In Russian).
5. Karpinskij, K.V. (2011) Bezduhovnyj smysl zhizni kak istochnik krizisa v razvitii lich-nosti [The callous meaning of life as a source of crisis in the development of personality]. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki - Psychology. Journal of the Higher School of Economics. Vol. 8. No 1. P. 27-58. (In Russian).
6. Konovalova, A.A., Razuvaeva, N.T. (2016) Vzaimosvyaz' samootnosheniya i lokusa kontrolya lichnosti v yunosheskom vozraste [Relationship of self-loss and locus of personality control in youth age [Study of features of personality control locus as a way of accepting responsibility for their life (on the example of university students)]. Integraciya nauk - Integration of sciences. No 4. P.142-145. (In Russian).
7. Kuznecova, Y.S. (2007) Izuchenie osobennostej lokus kontrolya lichnosti kak sposoba prinyatiya otvetstvennosti za svoyu zhizn' (na primere studentov VUZa) [Study of features of personality control locus as a way of accepting responsibility for their life (on the example of university students)] [Online]. Zhurnal nauchnyh publikacijaspirantov i doktoran-tov - Journal of scientific publications of graduate and doctoral students. Available from: http://www.jurnal.org/articles/2007/psih15.html (Accessed: 19.01.2020).
8. Leont'ev, D.A. (1993) Ocherkpsihologii lichnosti [Essay of Personality Psychology]. Moscow: Smysl. P. 43. (In Russian).
9. Morozova S.V. (2013) Izuchenie specifiki vzaimosvyazej cennostnyh i smys-lozhiznennyh orientacij s lichnostnymi svojstvami studentov [Studying the specifics of the relationship of value and meaning orientations with the personal properties of students]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya - Bulletin of South Ural State University. Series: Psychology. Vol. 6. P. 27-33. (In Russian).
10. Morozova, T.Y. (2014) Izuchenie osobennostej koping-povedeniya v yunosheskom vozraste [Studying the features of coping behavior in adolescence] [Online]. Sistemnaya psihologiya i sociologiya - Systems Psychology and Sociology. No 9. Available from: http://www.systempsychology.ru/journal/2014_9/178-morozova-tyu-izuchenie-oso-bennostey-koping-povedeniya-v-yunosheskom-vozraste.html (In Russian).
11. Poletaeva, A.V. (2013) Osobennosti zhiznennyh planov v starshem yunosheskom vozraste pri raznyh tipah cennostnoj napravlennosti [Peculiarities of life plans in senior youth age with different types of value orientation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Journal of Kemerov State University. No 2(54) Vol. 1. P. 166-169. (In Russian).
12. Popova, Y.I. (2016) Osobennosti smyslozhiznennyh orientacij u molodyh lyudej s raznym urovnem refleksii [Features of meaningful orientations in young people with different levels of reflection]. Obrazovanie i nauka - Science and Education. No 5 (134). P. 97107. (In Russian).
13. Saharova T.N. (2012) Vozrastnaya dinamika smyslozhiznennyh orientacij lichnosti [Age Dynamics of Understood Personality Orientations]. Vestnik Voronezhskogo gosudar-stvennogo tekhnicheskogo universiteta - Journal of the Voronezh State Technical University. Vol. 8. No 10-2. P. 156-160. (In Russian).
14. Slavinskaya, I.S. (2015) Psihologicheskij portret nravstvenno-orientirovannoj lich-nosti v yunosheskom vozraste [Psychological portrait of moral-oriented personality in youth age] [Online]. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem - Modern studies of social problems. Available from: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/5537 (Accessed: 21.01.2020) (In Russian).
15. Suhareva, N.F., Filippova, N.Y. (2018) Diagnostika smyslozhiznennyh orientacij yunoshej i devushek [Diagnostics of understood orientations of young men and girls]. Ak-tual'nye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoj psihologii - Current problems and prospects for the development of modern psychology. No 1. P. 141-147. (In Russian).
16. Frankl, V. (2000) Volya k smyslu [The Will to Meaning]. Moscow: April-Press, Publishing House EKSMO-Press. (In Russian).
17. Chudnovskij, V.E. (2006) Stanovlenie lichnostiiproblema smysla zhizni: izbrannye trudy [Formation of personality and problem of meaning of life: selected works]. Moscow: MPSI; Voronezh: MODEK. (In Russian).
18. Shagdurova, L.D. (2009) Cennostnye orientacii v strukture professional'noj napravlennosti studentov [Value orientations in the structure of professional orientation of students]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - Journal of Buryat State University. No 5. P. 186-192. (In Russian).
19. Skinner, E.A., Zimmer-Gembeck, M.J. (2010) Perceived control, coping, and development. In: Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping. Oxford, Great Britain: Oxford University Press, 2010. P. 35-59.
© Ермакова Е.С., 2020
© Elena S. Ermakova, 2020
Информация об авторе
Ермакова Елена Сергеевна, доктор психологических наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-6467-8804, e-mail: [email protected]
Information about the author
Elena S. Ermakova, Dr. Sci. (Psychol.), Associate Professor, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001 -6467-8804, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 04.06.2020 Received: 04 June 2020
Принята к публикации: 22.06.2020 Accepted: 22 June 2020
Опубликована: 29.06.2020 Published: 29 June 2020