Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФОРМАЦИЯ / ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / DEFORMATION / TEACHER / IDENTITY OF THE TEACHER / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муллова Евгения Павловна

В данной статье описываются основные результаты практического исследования особенностей деформации личности педагога. Мы выявили, что несмотря на то, что было обнаружено большое количество общих закономерностей, характерных для свойств личности группы в рамках профессиональной деятельности, выраженность деформации личности педагога в большей степени проявляется у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет. Данные деформации могут проявляться в развитии защитных механизмов в виде развития синдрома эмоционального выгорания и истощения, только в том случае, если личность педагога теряет вовлеченность в профессиональную деятельность и как следствие, не может контролировать изменяющиеся условия профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Муллова Евгения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS TO PREVENT PERSONALITY DEFORMATION PREVENTION

This article describes the main results of the practical study of the characteristics of personality deformation of the teacher. We have found that despite the fact that there were found a large number of common patterns characteristic of the characteristics of the personality of the group within the framework of professional activity, the expression of deformation of the personality of the teacher is more evident in teachers with experience of professional activity from 15-20 years. These deformations can manifest themselves in the development of protective mechanisms in the form of the development of emotional burnout and exhaustion syndrome only if the teacher 's personality loses involvement in professional activity and, as a result, cannot control the changing conditions of professional activity.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА»

Педагогика

УДК 37.08

магистрант Муллова Евгения Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГА

Аннотация. В данной статье описываются основные результаты практического исследования особенностей деформации личности педагога. Мы выявили, что несмотря на то, что было обнаружено большое количество общих закономерностей, характерных для свойств личности группы в рамках профессиональной деятельности, выраженность деформации личности педагога в большей степени проявляется у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет. Данные деформации могут проявляться в развитии защитных механизмов в виде развития синдрома эмоционального выгорания и истощения, только в том случае, если личность педагога теряет вовлеченность в профессиональную деятельность и как следствие, не может контролировать изменяющиеся условия профессиональной деятельности.

Ключевые слова: деформация, педагог, личность педагога, психолого-педагогические условия, предупреждение.

Annotation. This article describes the main results of the practical study of the characteristics of personality deformation of the teacher. We have found that despite the fact that there were found a large number of common patterns characteristic of the characteristics of the personality of the group within the framework of professional activity, the expression of deformation of the personality of the teacher is more evident in teachers with experience of professional activity from 15-20 years. These deformations can manifest themselves in the development of protective mechanisms in the form of the development of emotional burnout and exhaustion syndrome only if the teacher 's personality loses involvement in professional activity and, as a result, cannot control the changing conditions of professional activity.

Keywords: deformation, teacher, identity of the teacher, psychology and pedagogical conditions, prevention.

Введение. Изучив достаточно большое количество научной литературы, статей, интернет порталов профессиональных сообществ педагогов и педагогов-психологов, было обнаружено, что проблема деформации личности освящена в достаточно большом объеме.

Имеется достаточно большое количество исследований в рамках данной темы (Р.В. Овчарова, 2007; Л.М. Митина, 2004; Э.Ф. Зеер, 1997; В.В. Бойко, 2008; В.А. Бодров, 2007; Е.А. Климов, 1996).

Проведен большой анализ с точки зрения влияния структуры личности на ее профессиональное становление (В.А. Бодров, 2007; Е.А. Климов, 1996; Л.М. Митина, 2004) влияние возрастных кризисов на профессиональное становление личности М.Я. Басов (2012), влияние кризисов профессионального становления на развитие профессиональных деформаций Э.Ф. Зеер (1997).

Большая часть исследований в рамках профессии типа «человек - человек» проводилась в отношении деформации личности менеджеров, руководителей, учителей начальной и средней школы, преподавателей высших учебных заведений (Н.В. Прокопцева, 2010; В.А. Бодров, 2007; Е.А. Климов, 2004; Э.Ф. Зеер, 1997; О.М. Кулева, 2000; Л.М. Митина, 2001).

Большое внимание уделяется поведенческим деформациям и влиянию особенностей нервной системы на профессиональную деятельность в целом (Е.А. Климов, 2004; Э.Ф. Зеер, 1997; В.А. Бодров, 2007).

Проанализировав различные источники, мы пришли к выводу, что вопросы деформации личности педагога ДОУ рассмотрены не в полном объеме, большая часть исследований проведена в отношении смежных профессий [1].

Изложение основного материала статьи. Базовой площадкой для проведения исследования были выбраны дошкольные образовательные учреждения г. Оренбурга. Было отобрано 90 респондентов женского пола с высшим педагогическим образованием и стажем работы от 5-10 и от 15-20 лет. Средний возраст респондентов со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет составляет от 27-33 лет, средний возраст респондентов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет составляет от 37-42 лет.

Для проведения исследования были отобраны следующие диагностические методики:

- тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева (Леонтьев, Рассказов, 2006) [3];

- опросник эмоционального выгорания В.А. Бойко (Бойко, 2008);

- методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник А.В. Карпова (Карпов, 2003) [2];

- опросник «Шкалы психологического благополучия» К.Рифф (Шевеленкова, Фесенко, 2010) [4].

Для изучения различий в степени выраженности психологических параметров психологического благополучия и жизнестойкости педагогов ДОУ в зависимости от стажа профессиональной деятельности было проведено сравнение средних значений показателей по Т-критерию Стьюдента.

Т-критериальный анализ позволил выделить наиболее значимые отличия между педагогами со стажем 510 лет и педагогами со стажем 15-20 лет.

Рассмотрим полученные результаты более подробно.

Педагоги со стажем работы от 5-10 лет имеют более высокие значения по показателям автономии, управления средой, самопринятия, психологического благополучия, у педагогов со стажем 15-20 лет более выражены показатели рефлексивности, резистенции и эмоционального выгорания.

Таким образом, можно предположить, что молодые педагоги в большей степени могут быть самостоятельными и независимыми.

Несмотря на давление, оказываемое со стороны общества, могут противостоять и действовать так, как они сами считают нужным. Обладают большей компетенцией в управлении окружением, могут самостоятельно контролировать свою деятельность. Педагоги могут самостоятельно, без посторонней помощи, менять направление деятельности в зависимости от запроса.

У педагогов со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет здоровая самооценка, они способны принимать себя такими, какие они есть, принимая во внимание свои сильные и слабые стороны.

Личность педагогов в данный отрезок ощущает свою целостность, полна физического, эмоционального и социального благополучия. Об этом свидетельствую высокие показатели по таким параметрам, как: автономия, управление средой, самопринятие, психологическое благополучие.

У педагогов со стажем 15-20 лет картина выглядит немного иначе.Они в большей степени оценочно относятся как к своим поступкам, так и к поступкам окружающих. Большое значение для педагогов играет не только сама деятельность, но и оценка ее качества. Со временем, в рамках профессиональной деятельности, педагоги все больше становятся подвержены стрессовым ситуациям, которые в той или иной мере начинают сказываться именно на эмоциональном благополучии личности педагога. Постепенно начинает развиваться эмоциональная дезориентация, в силу накопленной усталости, неадекватного реагирования.

У педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет в большей степени выражены такие психологические механизмы, которые могут повлечь за собой в дальнейшем развитие синдрома эмоционального выгорания. К таким механизмам можно отнести: полное или частичное отрицание эмоций, яркое реагирование на стрессовые ситуации или наоборот полное игнорирование их.

Проанализировав полученные результаты и сравнив две группы педагогов, можно сделать следующие выводы.

Рассматривая психологическое благополучие педагогов в рамках нашего исследования с позиции гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс), можно увидеть, что у педагогов со стажем от 5-10 лет профессиональной деятельности, прослеживается определенная степень удовлетворения и удовольствия от своей работы, от тех результатов, которые они получают в рамках своей деятельности. Личность педагогов в данный промежуток профессиональной деятельности старается остаться сама собой, сохранить свое собственное «Я».

У педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет, начинают проявляться признаки развития синдрома эмоционального выгорания и психологическое благополучие становится не настолько выраженным. Каждая из групп исследуемых проходит этапы становления личности в рамках профессиональной деятельности, если рассматривать становление с точки зрения Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости, то педагоги со стажем работы от 5-10 лет относятся к первой группе (с точки зрения Дж. Сьюпера 1 этап длится от 0-14 лет), когда происходит рост и развитие в рамках профессиональной деятельности, поэтому, на этом этапе педагоги не могут в полной мере оценивать своих коллег. Они еще не на том профессиональном уровне, когда можно рефлексировать в полном объеме. Во время прохождения этого этапа профессиональной деятельности, педагоги принимают всех такими, какие они есть, особо не вникая в профессиональную деятельность других людей, способны быть автономными и независимыми.

Педагоги со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет находятся, (с точки зрения Дж. Сьюпера который длится с 14-25 лет) на втором этапе становления профессиональной деятельности, на этом этапе происходит исследование и апробация своих собственных сил, переход на новый, более важный этап, этап профмастерства.

Рассматривая этапы становления личности с точки зрения Е.А. Климова (2004), который выделяет 5 стадий становления личности в рамках профессиональной деятельности, можно говорить о том, что педагоги, со стажем работы от 5-10 лет находятся на 3 стадии профессионального становления, стадии интернала, во время прохождения которой приобретается и приумножается профессиональный опыт.

Педагоги со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет, находятся на стадии перехода от мастерства, к авторитету. Поэтому для этих педагогов вполне объяснимым является высокий показатель рефлексии, когда важным является оценка и анализ деятельности не только своей собственной, но и окружающих. В то же время, значимым для этого этапа является развитие резистенции, когда у педагога под влиянием профессиональной деятельности и стрессовых ситуаций происходит замещение одних эмоций на другие.

Происходит дезориентация эмоционального фона, и как следствие срабатывание защитного механизма и развитие синдрома «эмоциональное выгорание».

Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что личность во время становления профессиональной деятельности со стажем от 5-10 лет является более витальной, гармоничной, обладающей психологическим благополучием, нежели личность со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет. Это выражается в повышенном чувстве автономии, управлении средой, самопринятии.

У педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет более выраженным становятся симптомы синдрома эмоционального выгорания, психологическое благополучие по своим показателям ниже, чем у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет, что может быть рассмотрено, как нарастание профессиональной деформации личности.

Для изучения структуры личности педагогов ДОУ в зависимости от стажа профессиональной деятельности был применен факторный анализ.

В группе педагогов со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет выделено 4 значимых фактора.

В первый фактор вошли показатели: положительное отношение,автономия, управление средой, личностный рост, цель в жизни, самопринятие. Данному фактору можно дать название - психологическое благополучие. Во второй фактор вошли показатели: вовлеченность, контроль, принятие риска, напряжение. Данному фактору можно дать название - жизнестойкость. В третий фактор вошли показатели: напряжение, резистенция, истощение. Данному фактору можно дать название - эмоциональное выгорание. В четвертый фактор вошел показатель: рефлексивность. Данному фактору можно дать название - рефлексивность.

В группе педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет было выделено три значимых фактора. В первый фактор вошли показатели: положительное отношение, автономия, управление средой, личностный рост, цель в жизни, самопринятие. Данному фактору можно дать название -психологическое благополучие. Во второй фактор вошли показатели: вовлеченность, контроль, принятие риска, напряжение, резистенция, истощение. Данному фактору можно дать название жизнестойкость. В третий фактор вошел показатель: рефлексивность. Данному фактору можно дать название - рефлексивность.

При сравнении полученных факторов, мы обнаруживаем переменные, характерные для обеих стажевых групп. Так общими для обеих групп являются фактор 1 и фактор 2. Учитывая состав переменных этих факторов, им можно дать название: фактор 1 «психологическое благополучие», фактор 2 «жизнестойкость».

Можно предположить, что независимо от уровня овладения профессиональной деятельностью, психологическое благополучие и жизнестойкость являются характерными параметрами для личности педагогов, вне зависимости от стажа их профессиональной деятельности. Данные показатели могут свидетельствовать о том, что, несмотря на изменения, происходящие в структуре личности, во время освоения профессиональной деятельности, такие параметры, как: вовлеченность, контроль над ситуацией, принятие риска, положительное отношение к окружающим являются характерными для личности педагога ДОУ. Однако при наличии общих факторов, характерных для обеих стажевых групп, мы можем наблюдать специфические параметры.

Так в группе педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет 2 фактор и 3 фактор сливаются в один, при этом значение некоторых параметров принимает отрицательное значение. Можно предположить, что при большой степени вовлеченности в профессиональную деятельность у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет не будет возникать внутреннее напряжение, резистенция и как следствие истощение, которое в последующем может перерасти в синдром эмоционального выгорания. Таким образом, мы обнаруживаем, что структура личности педагогов ДОУ с разным стажем в большей степени схожа. Специфика же заключается в том, что у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет эмоциональное выгорание не образует симтомокомплекса с другими свойствами личности, тогда как у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет можно говорить о формировании компенсаторных ресурсов в виде комбинации: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Выводы. Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.

1. По результатам анализа данных, полученных в результате Т-критериального анализа по Стьюденту, мы обнаруживаем, что, синдром эмоционального выгорания больше выражен у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет. Это может свидетельствовать о том, что личность педагогов со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет является более гармоничной, обладающей высоким уровнем психологического благополучия, с высокой способностью к автономии и самопринятию.

2. Анализируя данные, полученные в результате факторного анализа, мы обнаруживаем, факторы, характерные для педагогов обеих стажевых групп. Можно сделать предположение, что существуют общие закономерности, оказывающие влияние на развитие и становление свойств личности с разным стажем, но находящимся в одном профессиональном сообществе. Однако при наличии общих факторов, характерных для обеих стажевых групп, мы можем наблюдать специфические параметры. Так в группе педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет 2 фактор и 3 фактор сливаются в один, при этом значение некоторых параметров принимает отрицательное значение. Можно предположить, что при большой степени вовлеченности в профессиональную деятельность у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет не будет возникать внутреннее напряжение, резистенция и как следствие истощение, которое в последующем может перерасти в синдром эмоционального выгорания.

3. Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что было обнаружено большое количество общих закономерностей, характерных для свойств личности обеих стажевых групп в рамках данной профессиональной деятельности, выраженность деформации личности педагога в большей степени проявляется у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет.

Данные деформации могут проявляться в развитии защитных механизмов в виде развития синдрома эмоционального выгорания и истощения, только в том случае, если личность педагога теряет вовлеченность в профессиональную деятельность и как следствие, не может контролировать изменяющиеся условия профессиональной деятельности.

Литература:

1. Безносов С.П. Профессиональная подготовка и ее влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). СПБ.: Народное образование, 2010. 156 с.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011. 752 с.

3. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2016. 63 с.

4. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2017. №3. С. 24-37.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедра математики Мухидинов Магомед Госенгаджиевич

Дагестанский государственный институт народного хозяйства (г. Махачкала); доктор биологических наук, профессор заведующий кафедрой медбиологии Магомедов Абдурахман Маллаевич Дагестанский государственный медицинский университет (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Магомедов Гусейн Ахмедович Дагестанский государственный институт народного хозяйства (г. Махачкала)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье проведен обзор возможностей средств информационных и коммуникационных технологий для повышения уровня профессиональной компетентности учителя. Обоснована необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя информатики и пересмотр существующих педагогических технологий этой подготовки. Авторами проведен анализ тенденций развития профессиональной компетентности учителя информатики в аспекте использования средств информационных и коммуникационных технологий. С учетом специфики образовательной деятельности будущего учителя выделены основные компетенции и определены наиболее перспективные области внедрения средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.