Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР ВЛИЯЮЩЕЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР ВЛИЯЮЩЕЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Стресс / физиологический / психологический / эмоциональный / информационный. познавательный стресс / эмоционально-поведенческий / социально-психологический / вегетативный стресс / причины / источники. факторы стресса / количественной и качественной перегрузки стресса. / Stress / physiological / psychological / emotional / informational. cognitive stress / emotional-behavioral / socio-psychological / vegetative stress / causes / sources. stress factors / quantitative and qualitative stress overload.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Норимбетов, Т.Б.

Одно из проблем современной психологии являются изучение психологические факторы человека в трудовой деятельности. Одна из таких факторов является профессиональной стресс. Стресс может оказывать отрицательное влияние на профессиональной деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Феномен «стресс» стал активно использоваться в работах ряд психологов для описания состояния человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, поведенческом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STRESS AS A FACTOR INFLUENCING THE FORMATION OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

One of the problems of modern psychology is the study of the psychological factors of a person in labor activity. One such factor is occupational stress. Stress can have a negative impact on a person's professional activity, up to its complete disorganization. The phenomenon of "stress" has been actively used in the works of a number of psychologists to describe the state of a person in extreme conditions at the physiological, psychological, and behavioral levels.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР ВЛИЯЮЩЕЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР ВЛИЯЮЩЕЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.Б. Норимбетов

к.п.н. доцент каф. "Социально гуманитарных дисциплин" Алмалыкского филиала ТГТУ имени И.А Каримова.

АННОТАЦИЯ

Одно из проблем современной психологии являются изучение психологические факторы человека в трудовой деятельности. Одна из таких факторов является профессиональной стресс. Стресс может оказывать отрицательное влияние на профессиональной деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Феномен «стресс» стал активно использоваться в работах ряд психологов для описания состояния человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, поведенческом уровнях.

Ключевые слова: Стресс, физиологический, психологический, эмоциональный, информационный. познавательный стресс, эмоционально-поведенческий, социально-психологический, вегетативный стресс, причины, источники. факторы стресса, количественной и качественной перегрузки стресса.

Х,озирги замон психологиясининг мууим муоммаларидан бири бу инсонинг меунат фаолиятидаги психологик омилларини урганиш уисобланади. Шундай омиллардан бири бу касбий стресс уисобланади. Стресс холати инсонинг меунат фаолиятига салбий таъсир курсатиб унинг фаолиятини тулиц йулдан чицариши мумкин. Стресс термини цатор психологларнинг ишларида цулланилиб унда инсон холатларинг экстремаль шароитларида физиологик, психологик ва хулций даражаларда урганилган.

Калит сузлар: Стресс, физиологик, психологик, миссий, информатсион. когнитив стресс, эмотсионал-хулц-атвор, ижтимоий-психологик, вегетатив стресс, сабаблари, манбалари. стресс омиллари, мицдорий ва сифатли стресснинг уаддан ташцари юкланиши.

ВВЕДЕНИЕ

В изучение профессиональной деятельности с точки зрении психологии особое место занимает ряд факторы влияющее становление и формирование как специалиста. Одна из таких факторов является профессиональной стресс. Термин стресс (от англ. stress - «давление, напряжение») - обозначающий

АННОТАЦИЯ

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

большой круг состояний физического и психического напряжения, возникающих у человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Этот термин был введен канадским физиологом Гансом Селье для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие или на повышенную нагрузку.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Стресс может оказывать отрицательное влияние на профессиональной деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Феномен «стресс» стал активно использоваться в работах ряд психологов для описания состояния человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, поведенческом уровнях. В зависимости от вида стресса различают физиологический и психологический.

Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, чаще всего физико-химической природы. Соответствующие этому типу состояния характеризуются, как правило, выраженными физиологическими сдвигами и сопутствующими им субъективными ощущениями физического дискомфорта.

Психологический стресс разделяется на эмоциональный и информационный. Физиологических, психологических и поведенческих проявлений стресса значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании познавательных процессов в эмоциональных реакциях, изменении мотивации, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации.

В практическом плане выделяют четыре субсиндрома стресса:

Позновательный стресс проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешних и внутренних условиях среды, в изменении направленности его мышления.

Эмоционально-поведенческий стресс состоит в эмоционально-чувственных реакциях на стрессогенные ситуации.

Социально-психологический стресс проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в экстремальных, критических и нестандартных ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально позитивных форм общения. В социально-психологическом стрессе могут складываться негативные тенденции: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Вегетативный стресс проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых ситуаций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса. Болезни, вызванные стрессовыми ситуациями, весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности.

Г. Селье отдельно подчеркивал особую роль познавательных процессов и личностных факторов в генезисе возникновения стресса. Эту точку зрения подтверждает то обстоятельство, что каждая личность по-разному реагирует на интенсивность стресса и его специфику. То, что является стрессом для одного человека, для другого - обычное состояние, обеспечивающее оптимальный фон успешного выполнения профессиональной деятельности.

Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса: •информационный стресс, который возникает в условиях дефицита времени и усугубляется при высокой ответственности задания. Нередко информационный стресс сопровождается неопределенностью информации и переизбытком информации;

•эмоциональный стресс, который возникает при реальной или предполагаемой опасности.

•коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения; он проявляется в конфликтности сотрудника, низком уровне саморегуляции, затрудненной коммуникации.

Причины и источники профессионального стресса М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают организационные факторы, обусловливающие стресс:

•перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка; •конфликт ролей; •неопределенность ролей; •неинтересное содержание работы; •плохие физические условия труда;

•неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; •плохие каналы обмена информацией в организации и др. Другую группу стрессогенных факторов можно назвать организационно-личностными, так как они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

Американские ученые (French & Caplan) ввели понятие количественной и качественной перегрузки.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Количественная связана с наличием «слишком большого количества работы», качественная - с тем, что работа «слишком сложная». Ученые выдвинули гипотезу о том, что в большинстве систем перегрузка ведет к деструкции личности. Среди общих факторов стрессового риска также выделяют информационные перегрузки, издержки урбанизации, малоподвижность людей и подмена живого общения длительным «диалогом» с компьютером.

Качественной связана восприимчивость к стрессам зависти и от личностных особенностей субъекта труда, например, таких как выносливость, локус контроля, самоуважение, самооценка, само эффективность. Установлено, что люди с внешним и внутренним локусом контроля поразному реагируют на стрессовые ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вышеуказанных теоретических показателей стресса в профессиональной деятельности формирует производственный стресс - ролевая неопределенность, перегруженность работой, недостаточная самостоятельность, нетворческая и неинтересная работа, невысокий социальный статус на работе, недостаток ресурсов на работе и дискомфортная производственная обстановка. В производственный стресс могут оказывать влияние семейный стресс -недостаток уважения со стороны других членов семьи, перегруженность работой как следствие роли, исполняемой в семье, противоречия между требованиями, предъявляемыми разными членами семьи, неопределенность роли, исполняемой в семье, недостаточная эмоциональная поддержка со стороны жены (мужа), отсутствие помощи со стороны других членов семьи огромные влияние оказывает на формирование и развитие профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности : - М. : Академ. проспект; Трикста, 2005.

2. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. М. : 1992.

3. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. - СПб. : Питер, 2003. - 560 с.

4. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции : СПб.: Питер, 2008. - 256 с

5. Т.Б.Норимбетов. Усмирларда касбий тасаввурлар шакилланишининг психологик асослари.Т.; Замин нашр. 2021 77с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.