Научная статья УДК 1/159.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -344-350 NIION: 2003-0059-1/23-601 MOSURED: 77/27-003-2023-01-800
Повышение социально-психологической адаптации сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции к стрессогенному влиянию, связанному с несением службы
Александр Иванович Числов
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматривается позитивное и негативное влияние стресса на выполнение профессиональных задач сотрудниками охранно-конвойных подразделений полиции. Дана стадиальная характеристика стресса как общего адаптационного синдрома неспецифической реакции организма на воздействие стрессогенных факторов. Раскрыты особенности влияния стресса на коммуникативную, когнитивную и конативную (поведенческую) структуры деятельности сотрудника. Показана взаимосвязь негативного влияния стресса в зависимости от стажа работы, профессионального опыта и индивидуально-типологических особенностей сотрудников. Обоснованы профилактические меры, направленные на повышение социально-психологической адаптации и снижение негативного влияния стресса на сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции.
Ключевые слова: охранно-конвойное подразделение, социально-психологическая адаптация, стресс, стрессогенность, стрессоустойчивость, профилактика стресса
Для цитирования: Числов А. И. Повышение социально-психологической адаптации сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции к стрессогенному влиянию, связанному с несением службы // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 344-350. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-344-350.
Original article
Increase of socio-psychological adaptation of the officers of the police guard and escort units to the stressogenic influence associated with service
Alexander I. Chislov
Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen, Russia,
Abstract. The positive and negative impact of stress on the performance of professional tasks by employees of security and escort police units is considered. Given a stadial characteristic of stress as a general adaptation syndrome of the body's nonspecific response to exposure to stressogenic factors. Features of stress influence on communicative, cognitive and conative (behavioral) structure of employee's activity are disclosed. The relationship of the negative impact of stress depending on the length of service, professional experience and individual typological characteristics of employees is shown. Preventive measures aimed at increasing social and psychological adaptation and reducing the negative impact of stress on employees of security and escort police units are justified.
Keywords: guard-escort unit, socio-psychological adaptation, stress, stressogenicity, stress resistance, stress prevention
For citation: Chislov A. I. Increase of socio-psychological adaptation of the officers of the police guard and escort units to the stressogenic influence associated with service. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):344-350. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-344-350.
Современные отечественные и зарубежные исследования в сфере труда и профессиоведения показывают, что работа в полиции связана со значительными психологическими и физическими нагрузками [1]. Психологическое напряжение, связанное с несением службы, может вызывать у сотрудников стресс, депрессию, эмоциональное выгорание, деформацию личности, что отрицательно влияет на полноту исполнения функций и качество выполне-
© Числов А. И., 2023
ния профессиональных задач. Вышеперечисленное показывает важность осведомленности сотрудников полиции о влиянии стресса на психику и организм, а также овладение профилактическими навыками, повышающими социальную адаптацию и стрессоустойчивость.
Профессиональная деятельность сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции характеризуется как сложностью выполняемых задач, так
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
и высоким уровнем эмоционально-психологического напряжения. Несение службы в охранно-конвой-ных подразделениях проходит в четко заданных рамках соблюдения регламентации, поддержания правопорядка и соблюдения законности при работе со спецконтингентом в условиях несения службы. От сотрудников охранно-конвойных подразделений требуется постоянная высокая концентрация внимания, анализ поведения спецконтингента, постоянная готовность к быстрому реагированию в ситуациях: членовредительства, попыток к побегу из-под стражи, нападения при транспортировке конвоируемых с целью их освобождения и др.
Перечисленные условия несения службы в ох-ранно-конвойных подразделениях предъявляют высокие требования к эмоциональной устойчивости и волевой выдержке сотрудников в ситуациях высокого психического напряжения. Накапливаясь, нервно-психическое напряжение может негативно влиять на качество выполнения профессиональных задач, снижать профессиональную функциональность, физическое и психическое здоровье, повышать конфликтность, агрессивность, быть причиной деструктивного поведения и нарушений служебной дисциплины Таким образом, психологический стресс является сопутствующим фактором несения службы в охранно-конвойных подразделениях, что показывает важность проведения целенаправленных профилактических мероприятий и обучение сотрудников методам саморегуляции психических состояний, повышающих их стрессоустойчивость и социально-психологическую адаптацию.
В течение длительного времени наблюдается устойчивый научно-практический интерес к исследованиям в данной области. Теоретическая основа влияния стресса на психику и организм человека представлена в зарубежных трудах Д. Брайт, Ф. Джонс, Г. Селье [10] и отечественных ученых, таких как, И. И. Аминов, Е. А. Березенцева, А. В. Карпов, Л. С. Музыченко, А. М. Столяренко, Т. А. Труфано-ва, Ю. В. Щербатых [11] и др. Практико-ориентиро-ванные исследования и разработка профилактических мер, направленных на предупреждение и снижение негативного влияния профессионального стресса на сотрудников различных подразделений полиции отражена в работах А. О. Бурцева, Н. Е. Водопьяновой, Б. Б. Вельчиковского, В. В. Барабан-щиковой [2], Н. А. Кора, Ю. В. Минеева и др.
Осуществлен ряд значимых научно-практических исследований становления и развития охранно-конвой-ных подразделений полиции, а также особенностей несения службы в данных подразделениях, что отражено в трудах В. И. Майорова [6; 7], Н. Н. Петрова [9] и др.
Одним из наиболее известных исследований стресса и его воздействие на организм человека (адаптация, здоровье, заболевание) является теория канадского психофизиолога Г. Селье, которая сохраняет свою актуальность по настоящее время. Стресс (от англ. stress; нагрузка, состояние повышенного напряжения) рассматривается им как совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных стресс-факторов (психологических, физических), вызывающих напряжение и нарушение «равновесия, баланса» соответствующего состояния нервной системы и организма в целом. Таким образом, стресс (особенно хронический стресс) снижает профессиональную продуктивность и является причиной серьезных заболеваний. Однако, как правило, негативное влияние стресса на жизнедеятельность человека недооценивается, в то время как известно, что легче «предупредить», чем «бороться» с серьезными последствиями.
В первую очередь, следует знать психофизиологический механизм возникновения стресса и стадии его развития, что позволяет выработать индивидуальную стратегию «управления стрессом». Г. Селье выделил три стадии общего адаптационного синдрома (ОАС) неспецифической реакции организма на воздействие стресс-генных факторов.
Первая стадия — реакция тревоги и мобилизации. В коре головного мозга возникает интенсивный и стойкий очаг возбуждения (доминанта), который подчиняет всю деятельность нервной системы, организма и психики; все мысли и поступки человека сосредоточены на стресс-факторе (это могут быть различные затруднения, неблагоприятные ситуации, негативные слова или действия со стороны другого человека, конфликт, чрезвычайные происшествия и др.). Таким образом, доминанта позволяет человеку сконцентрировать усилия на разрешение и преодоление возникшей ситуации (препятствия), все остальное становится менее значимым. Мобилизующий эффект стресса на первой стадии имеет положительное воздействие, так как, активирует психические и
физические ресурсы, повышает выносливость, стимулирует мотивацию, увеличивает работоспособность. На психологическом уровне, под воздействием стресса, формируется быстрое и точное мышление, концентрация внимания, готовность к непредвиденным обстоятельствам, мгновенная реакция при появлении опасности [3].
Вторая стадия — реакция сопротивления, направленность на преодоление «трудностей». После возникновения устойчивой доминанты, развивается особая физиологическая цепная реакция, выделяется адреналин и другие «гормоны стресса», вызывая многосторонний эффект, включая ускоренное сердцебиение, учащенное дыхание, повышение кровяного давления и полной готовности организма к интенсивным мышечным нагрузкам. Таким образом, вторая стадия стресса характеризуется концентрацией физических сил организма и расходование энергии на преодоление, что также характеризуется как положительное воздействие стресса. Но если физической разрядки или других способов нейтрализации не происходит, то в крови в течение длительного времени (до нескольких дней) циркулируют биологически активные вещества, «поддерживающие» нервную систему и внутренние органы в состоянии интенсивного возбуждения и «полной боевой готовности». Но ресурсы организма не безграничны и неизбежно наступает истощение.
Третья стадия — истощение психических и физических ресурсов человека. Данная стадия характеризуется ощущением крайней физической усталости (хотя физических действий может и не совершаться). Возникает чувство психологического опустошения, безразличия, апатии, а ситуация воспринимается как субъективно непреодолимая, на этом фоне угасают духовные ресурсы, отсутствие веры в свои силы, нет надежды на положительный исход, наступает уныние и отчаяние. Отсутствие физического тонуса, слабость, быстрая утомляемость, боли в разных частях тела. Впоследствии, возникший комплекс отрицательных чувств и ощущений становится замкнутым кругом, непереносимым грузом, что снижает самоконтроль, провоцирует алкоголизацию, депрессию, вызывает деструктивные поступки, появление мыслей о суициде.
Таким образом, если первая стадия стрессового реагирования рассматривается мобилизующей и позитивной, то третья характеризуется максимальным
упадком физических сил, угнетенным состоянием психики, негативным эмоциональным фоном. Если человек продолжает находиться в режиме «хронического стресса», то неизбежно происходит «символический» перенос напряжения и разрушения на какой-либо орган, что приводит к реальным и серьезным заболеваниям [5], а в результате к невозможности полноценно выполнять профессиональные функции и смене профессиональной деятельности.
Негативное воздействие факторов профессионального стресса привело к тому, что в настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10):
1) система кровообращения (инфаркт, инсульт);
2) пищеварительная система (кишечно-желудоч-ные заболевания);
3) костно-мышечная система (слабость, боли в мышцах); дыхательная система (астма);
4) иммунная система (подверженность инфекциям).
Сильное (разрушающее) влияние на психику и
организм сотрудника может оказать, как единичный стрессовый фактор (психотравмирующая ситуация), так и длительный (хронический) стресс. Последствием чрезмерной психологической нагрузки является: снижение эффективности профессиональной деятельности до полной ее дезорганизации; развитие эмоционально-психологического выгорания (безразличие, отсутствие сострадания, цинизм); развитие профессиональной деформации личностных качеств сотрудника (тотальное недоверие, восприятие людей как потенциальных преступников, жестокость, агрессивность, подозрительность, настороженность); нарушение правопорядка и законности, служебной дисциплины.
Социально-психологический профиль сотрудника, испытывающего длительный стресс имеет отрицательную модальность, прослеживается в поведении, общении и взаимодействии, что позволяет «отслеживать» негативное влияние стресса на первых стадиях и своевременно оказывать профилактическую поддержку: эмоциональные нарушения широкого круга, перепады настроения, тревожность, раздражительная слабость (низкий порог на незначительные раздражители), импульсивность, депрес-сивность, социальная индифферентность (равнодушие, отстраненность, отчужденность), быстрая исто-щаемость, высокая конфликтность (как со спецкон-
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
тингентом, так и в служебном коллективе), необоснованная критика вышестоящего руководства.
Длительный и интенсивный стресс может привести к дезорганизации сознания, поведения, деятельности сотрудника. Основными факторами профессионального стресса у сотрудников охранно-конвой-ных подразделений являются:
1) необходимость быстрого принятия решений в чрезвычайных ситуациях;
2) наличие ситуаций, угрожающих жизни и здоровью;
3) повышенные требования к длительной концентрации внимания;
4) специфика межличностных взаимодействий со спеконтингентом;
5) строгое выполнение нормативов, требований;
6) высокая ответственность за принимаемые решения.
Профессиональный профиль сотрудника, испытывающего длительный стресс, также имеет отрицательную модальность, что проявляется в виде увеличения количества ошибок при выполнении стандартных действий, тем более реагирования в нестандартных ситуациях.
На уровне психических состояний. Стресс вызывает фрустрацию (крушение надежд), депрессию, апатию. Данные состояния психики имеют стойкий характер, снижают уровень морально-нравственной оценки и критичности своего поведения, ведут к де-струкциям и профессиональной деформации. Поведенческие паттерны включают «плохое» настроение, усталость, агрессивность (имеющую вектор разрядки или «на себя» или «на других), рассеивание на окружающих негативизма, критицизма, постоянные придирки, высмеивание, унижение и др. Или наоборот, сотрудники стремятся минимизировать контакты с другими людьми, вести достаточно изолированный образ жизни, усиливаются конфликты в семейно-бытовой среде, алкогольная зависимость; затяжные депрессивные состояния могут привести к суицидальным попыткам.
На уровне профессионально-когнитивной деятельности. При стрессе нарушается, в первую очередь, протекание психических познавательных процессов. Изменяется (сужается) объем и распределение внимания (если в среднем 5-7 объектов, то в состоянии стресса 1-2 объекта), возникают трудности переключения внимания между объектами, человек как
бы «фиксировано зависает», т. е. видит только один объект или смотрит в «одну точку». Ошибочно оценивается количество объектов, их качество, искажаются временная продолжительность действия, ориентация в пространстве, характеристики удаленности/приближенности и расстояние между объектами. Возникают нарушения со стороны памяти, замедляется скорость воспроизведения (информации, событий, образов, объектов и др.), снижается прочность запоминания. Снижается уровень анали-тико-синтетической деятельности мышления и интеллекта. Особенно явно это проявляется в чрезвычайных ситуациях (например, во время нападения на сотрудника или побега спецконтингента).
На уровне эмоционально-волевых действий. Известно, что стенические эмоции повышают активность личности, включенность в большее количество «событий», а астенические — снижают, что было рассмотрено выше.
При возникновении чрезвычайных ситуаций (например, во время нападения или побега спецконтингента). Сотрудник охранно-конвойной службы, находящийся в состоянии хронического стресса, при возникновении в черезвычайных ситуациях (например, во время нападения или побега спецконтингента), не может быстро и точно действовать, так как, замедляется темп реакций, волевой контроль и усилия снижены, внимание рассеянное, неверная оценка развитии ситуации приводит к ошибочным действиям [8].
Следующим важным обстоятельствам является то, что степень психофизиологического отклика на стрессовое воздействие (стрессовая реакция) зависит не столько от силы и длительности стресс-фактора, сколько от совокупности целого комплекса индивидуально-типологических качеств сотрудника: силы нервной системы (слабая, сильная); сформированных личных качеств (выдержка, самообладание); предыдущего опыта (умение преодолевать негативные влияния), развитые навыки эмоциональной-психологической саморегуляции (в том числе, умение «сбрасывать», нейтрализовать негативное влияние стресса).
Известно, что молодые сотрудники, имеющие опыт работы в охранно-конвойных подразделениях менее трех лет, испытывают больший стресс в процессе несения службы, чем сотрудники, имеющие больший профессиональный опыт [4]. Условия внешней среды, в которых проходит несение службы со-
трудниками охранно-конвойных подразделений, характеризуется более высоким уровнем организационного стресса, склонностью, с одной стороны к монотонности и утомляемости, с другой, — постоянной готовности к чрезвычайным ситуациям и интенсивной активности психики и организма. Социальное взаимодействие со спецконтингентом (большую часть которого составляют криминальные лица) также имеет стрессогенный характер.
Высокий уровень профессионального стресса и его продолжительный характер становятся причиной снижения социально-психологической адаптации и физических ресурсов, что обусловливают возникновение проявлений психической дезадаптации у сотрудников охранно-конвойных подразделений. Вышеперечисленное показывает необходимость проведения целенаправленной работы с сотрудниками полиции, в том числе охранно-конвойных подразделений, для снижения негативного влияния профессионального стресса и повышения стрессо-устойчивости. Для достижения поставленных целей в органах внутренних дел осуществляется комплексная работа по нескольким направлениям: культурно-просветительская, воспитательная, социальная, физическая подготовка, работа по укреплению служебной дисциплины и законности, психолого-профилактическая работа.
Профилактические меры по снижению негативного влияния стресса, повышению стрессоустойчиво-сти и удовлетворенности службой в охранно-кон-войных подразделениях полиции. Профилактические меры осуществляются в рамках психологической концепции «управления стрессом», работа должна проводиться в двух направлениях. Во-первых, организационные методы: социальная поддержка со стороны коллектива, программы оздоровления, психологическое консультирование, проведение социально-психологических тренингов и др. Во-вторых, лич-ностно-ориентированная подготовка: обучение методам управления стрессом, обучение эмоционально-волевой регуляции, аутогенной тренировке, соблюдению баланса труда и отдыха и др.
Более подробно рассмотрим личностно-ориен-тированные методы управления стрессом, так как, это повышает стрессоустойчивость на индивидуальном уровне, позволяет выбрать и овладеть теми методами, которые являются не только индивидуально эффективными, но и профессионально необходи-
мыми качествами. Рассмотренные ниже стратегии управления стрессом являются высокоэффективными на всех этапах:
1) предотвращение;
2) преодоление;
3) работа с последствиями негативного влияния стресса на организм и психику человека.
В регуляции неблагоприятных проявлений стрессовых состояний целесообразно различать три уровня:
1) организмический (психофизиология);
2) индивидный (индивидуально-типологические особенности);
3) личностный (личностные качества).
Сотруднику необходимо составить для себя индивидуальный комплекс методов и техник, повышающих уровень его социально-психологической адаптации, эмоционально-психологической устойчивости и стрессоустойчивости, так как, во многом, это взаимосвязанные факторы.
1. Регулярные физические занятия. Исследования показали, что физические упражнения эффективно уменьшают стресс: повышают физические показатели и бодрость, улучшают когнитивные функции (насыщенность головного мозга кислородом), усиливается концентрация внимания и бдительность, снижается напряженность, улучшается самооценка.
2. Необходимо поддерживать взаимную социальную поддержку. Общение с близкими по духу людьми (родные, друзья, коллеги), которые могут выслушать, понять, ободрить, поддержать, дать совет. В тоже время, когда вы оказываете поддержку, это психологически вас укрепляет, так как показывает вашу компетентность и уверенность, а также дает возможность «психологического обогащения» опытом, ощущение солидарности.
3. Соблюдение баланса «работа — семья». Одинокий человек более подвержен разрушающему влиянию стресса. Поддержка семьи способна компенсировать негативные чувства, которые вызывает работа (служба), стать источником самоуважения, способствует осознанию личностной значимости и ценности. Наличие благополучной семьи расширяет структуру смысло-жизненных ориентиров личности.
4. Соблюдение баланса «работа — отдых». Планирование свободного времени, разнообразие интересов и досуга, создание «хобби», поддерживание контактов с людьми из другой профессиональной сферы. Обязательно расширение географии отдыха,
предпочтение активным видам отдыха, эмоционально и позитивно насыщенным.
5. Освоение навыков психологической гигиены. Развитие психологической самоподдержки, самопомощи, усиление личностных качеств и их характеристик, развитие самоконтроля и социально-психологической устойчивости.
6. Овладение навыками специальных физиологических техник, направленных на снижение стресса и повышение стрессоустойчивости: мышечная релаксация, аутогенная тренировка, дыхательные упражнения и др.
7. Управление стрессом на «рабочем месте», выработать при помощи тренировки эффективные способы психологической саморегуляции в двух основных направлениях: умение «мгновенно» входить в ресурсное состояние психики и умение быстро «сбросить» эмоциональное напряжение (создать для себя два соответствующих «психологических якоря»).
8. Низкая толерантность к возникновению профессионального стресса характерна для тревожных, замкнутых, эмоционально неустойчивых, нерешительных, чувствительных сотрудников. Для повышения стрессоустойчивости необходимы как физические тренировки, так и психологические тренинги: личностно-ориентированный тренинг развития уверенности; социально-психологический тренинг развития коммуникативных навыков и др.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Профессиональная деятельность сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции проходит в условиях, которые требуют усиленной затраты психологических и физических резервов человека.
2. Стресс может оказывать положительное и негативное влияние. Длительный стресс, без достаточных условий полного восстановления духовных и физических сил, социальная, коммуникативная де-привация оказывают неблагоприятное воздействие на сотрудника и эффективность выполнения профессиональных задач.
3. Степень негативного влияния стресса на сотрудника охранно-конвойного подразделения полиции зависит от индивидуально-типологических и личностных свойств, стажа службы, профессиональной компетентности и опыта, сложившихся традиций служебного коллектива.
4. Негативное влияние стресса выражается:
♦ в риске развития ряда заболеваний стрессовой этиологии — «болезней стресса», влияя на здоровье сотрудников, их профессиональную пригодность;
♦ в риске снижения социально-психологической адаптации, что приводит к эмоциональному выгоранию, личностно-профессиональной деформации;
♦ в риске неудовлетворенности трудом и текучестью кадров;
♦ в риске нарушений служебной дисциплины, правопорядка и законности.
5. Профилактические меры по снижению негативного влияния стресса, повышению стрессоустойчиво-сти и удовлетворенности службой в охранно-конвой-ных подразделениях полиции должны быть обязательным элементом комплексной работы с личным составом, наряду с физической подготовкой, культурно-просветительским и социальным направлениями работы, а также работы по укреплению служебной дисциплины, правопорядка и законности. В целом это приводит к повышению эффективности функционирования полиции как социального института.
Список источников
1. Бурцев А. О., Ефимкина Н. В. Некоторые психологические упражнения (техники) для повышения уровня субъективной витальности (на примере сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации) // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4(49). С. 86-91.
2. Вельчиковский Б. Б. Барабанщикова В. В. Психологический стресс у сотрудников МВД: роль опосредующих переменных и практические следствия // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 52-64.
3. Диденко Е. Я., Темур Г. М. Специальная психологическая подготовка как условие оптимизации влияния стресса на эффективность выполнения служебных задач сотрудником правоохранительных органов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 2(220). С. 107-117.
4. Кабанова Т. Н., Дубинский М. С., Московская М. С. Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1(46). С. 59-68.
5. Кора Н. А. Влияние профессионального стресса на психическое здоровье сотрудников полиции // Вест-
ник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 76. С. 100-108.
6. Майоров В. И. Охранно-конвойная служба полиции в России: предпосылки формирования и история развития // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 4 (31). С. 47-54.
7. Майоров В. И. Роль и место подразделений охранно-конвойной службы в правоохранительных системах России и зарубежных стран: научный обзор // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. № 4 (58). С. 61-70.
8. Минеев Ю. В. Факторы, влияющие на психологическое состояние в экстремальных ситуациях // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 4(7). С. 162-168.
9. Петров Н. Н. Особенности процесса труда сотрудников охранно-конвойной службы МВД России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 322-325.
10. Селье Г. Стресс без дистресса. М. : Прогресс, 1982.
11. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб. : Питер, 2006.
References
1. Burtsev A. O., Efimkina N. V. Some psychological exercises (techniques) to increase the level of subjective vitality (on the example of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation) // Applied legal psychology. 2019. No. 4(49). Р. 86-91.
2. Velchikovsky B. B. Barabanshchikova V. V. Psychological stress among employees of the Ministry of Internal Affairs: the role of mediating variables and practical consequences // Applied legal psychology. 2008. No. 1. Р. 52-64.
3. Didenko E. Ya., Temur G. M. Special psychological training as a condition for optimizing the impact of stress on the effectiveness of performance of official tasks by a law enforcement officer // Bulletin of the Orenburg State University. 2019. No. 2(220). P. 107-117.
4. Kabanova T. N., Dubinsky M. S., Moskov-skaya M. S. Professional experience as a factor determining differences in the perception of stress among employees of investigative bodies // Applied Legal Psychology. 2019. No. 1(46). P. 59-68.
5. Kora N. A. The influence of occupational stress on the mental health of police officers // Bulletin of the Amur State University. Series: Humanities. 2017. No. 76. P. 100-108.
6. Mayorov V. I. The security and convoy police service in Russia: prerequisites for the formation and history of development // Law and order: history, theory, practice. 2021. No. 4 (31). P. 47-54.
7. Mayorov V. I. The role and place of the security and convoy service units in the law enforcement systems of Russia and foreign countries: a scientific review // Legal science and law enforcement practice. 2021. No. 4 (58). P. 61-70.
8. Mineev Yu. V. Factors influencing the psychological state in extreme situations // Scientific digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4(7). P. 162-168.
9. Petrov N. N. Features of the labor process of employees of the security and convoy service of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2017. Vol. 6. No. 3 (20). P. 322-325.
10. Selye G. Stress without distress. M. : Progress, 1982.
11. Shcherbatykh Yu. V. Psychology of stress and methods of correction. St. Petersburg. : Peter, 2006.
Информация об авторе
А. И. Числов — профессор кафедры правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, доктор юридических наук, профессор.
Information about the author
A. I. Chislov— Professor of the Department of Legal Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor.
Статья поступила в редакцию 11.10.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 25.01.2023.
The article was submitted 11.10.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 25.01.2023.