Научная статья
УДК 796.819.015:351.746.08(470)
ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОХРАННО-КОНВОЙНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПРИМЕНЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Алексей Александрович Баландин
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия,
alexseibalandin91 @mail ,пд
Аннотация. Физическая подготовка сотрудников полиции прежде всего направлена на формирование их готовности к применению физической силы. Умение эффективно применять физическую силу и боевые приемы борьбы, зачастую играет ключевое значение при возникновении экстремальной ситуации в оперативно-служебной деятельности сотрудников охранно-конвойных подразделений. В настоящем исследовании представлены результаты апробации метода ситуационного моделирования на основе использования типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности. В ходе исследования был сформирован комплекс, состоящий из наиболее распространенных оперативно-служебных ситуаций применения физической силы сотрудниками охранно-конвойных подразделений. Апробация данного учебно-тренировочного комплекса в рамках вариативной дисциплины «Актуальные вопросы деятельности охранно-конвойных подразделений полиции» выявила эффективное формирование навыков применения боевых приемов борьбы у слушателей, обучающихся по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» категории сотрудников охранно-конвойных подразделений.
Ключевые слова: сотрудники охранно-конвойных подразделений, физическая подготовка, ситуационное моделирование, применение физической силы, боевые приемы борьбы
Для цитирования: Баландин А. А. Обучение сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции применению боевых приемов борьбы на основе использования метода ситуационного моделирования // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 4 (98). С. 191-197.
Original article
TRAINING OF POLICE SECURITY AND CONVOY UNITS IN THE APPLICATION OF FIGHTING TECHNIQUES ON THE BASIS OF USING THE
METHOD OF SITUATION MODELING
Alexey A. Balandin
Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Tyumen, Russia, [email protected]
Abstract. Physical training of police officers first of all is aimed at forming their readiness to use physical force. The ability to effectively use physical force and combat methods of struggle often plays a key role in the event of an extreme situation in the operational and service activities of employees of security and convoy units. This study presents the results of testing the method of situational modeling based on the use of typical situations of operational and service activities. In the course of the study, a complex was formed consisting of the most common operational and service situations of the use of physical force by employees of security and escort units. The approbation of this training complex within the variable discipline «Actual issues of the activities of security and escort units of the police» revealed the effective formation of skills in the use of combat techniques of fighting among students enrolled in professional training programs for the position of an employee of the «Policeman» category of employees of security and escort units.
© Баландин A. A., 2022
Keywords: employees of security and convoy units, physical training, situational modeling, the use of physical force, fighting techniques of struggle
For citation: Balandin A. A. Training of police security and convoy units in the application of fighting techniques on the basis of using the method of situation modeling // Bulletin of the Ufa Law Institute of MIA of Russia. 2022. No. 4 (98). P. 191-197.
Стоит заметить, что в последние годы в нашей стране наблюдается положительная тенденция к снижению количества побегов из-под стражи, при конвоировании подозреваемых и обвиняемых, совершения суицидов в камерах следственных изоляторов и изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, нападений на конвой. Это происходит во многом благодаря усовершенствованию и модернизации охранных систем, систем видеонаблюдения, сигнализации и оповещения в местах содержания подозреваемых и обвиняемых.
Однако одной лишь технической оснащенности мест содержания подозреваемых и обвиняемых явно недостаточно, поскольку чрезвычайные происшествия (побеги, суициды и нападения) до сих пор имеют место быть. Так, в начале августа 2021 года из помещения изолятора временного содержания в г. Истра совершили побег пять обвиняемых, среди которых был Александр Мав-риди, обвиняемый в убийстве Владимира Маругова («колбасного короля»). Их смогли задержать только через несколько недель.
Следует сказать, что чаще всего попытки побегов, совершения актов членовредительства (суицида) и нападения на конвой совершаются из-за непрофессиональных, а порой халатных действий или бездействий самих сотрудников. Как известно, в системе МВД России обязанности по обеспечению охраны, конвоирования и содержания, подозреваемых и обвиняемых при осуществлении уголовного судопроизводства, а также при проведении с ними иных процессуальных действий возложены на сотрудников ох-ранно-конвойных подразделений полиции.
Специфика выполнения данных оперативно-служебных задач заключается в постоянном взаимодействии сотрудников ох-ранно-конвойных подразделений полиции со спецконтингентом (подозреваемыми и
обвиняемыми), действия которых зачастую характеризуются агрессивностью по отношению к сотрудникам правоохранительных органов.
Кроме того, деятельность сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции реализуется в условиях ограниченного пространства служебных помещений, судов и транспортных средств, что в свою очередь обусловливает проблему прогнозирования и предупреждения насилия к себе, а также решения задачи по пресечению неожиданных нападений, случаев совершения побегов, проявления пассивного и активного неповиновения со стороны подозреваемых и обвиняемых. Следовательно, условия, в которых работают сотрудники, являются экстремальными, поскольку характеризуются непредсказуемостью обстановки [1, с. 52].
При возникновении экстремальной ситуации сотрудник охранно-конвойной службы должен быть готов к экстренному правомерному и эффективному применению физической силы и боевых приемов борьбы. С целью формирования навыков умелого и эффективного применения боевых приемов борьбы в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудники должностной категории охранно-конвойных подразделений, проходящие профессиональную подготовку по должности служащего «Полицейский» в рамках дисциплины профессионально-специализированого цикла «Актуальные вопросы деятельности охранно-конвойных подразделений полиции и специальных учреждений полиции», на практических занятиях в ходе изучения темы «Особенности применения физической силы и специальных средств в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции» отрабатывают наиболее типичные ситуации применения
физической силы с использованием активных методов обучения [2, с. 33].
Известно, что основной целью обучения является приобретение способности применения полученных знаний на практике [3, с. 164]. В связи с этим в настоящее время в ведомственной педагогике все чаще используются именно активные методы обучения, такие как: анализ конкретных ситуаций (case-stady), «мозговой штурм», деловая игра, ролевая игра и т. д. [4, с. 67].
Активные методы обучения - это способы и приемы педагогического воздействия, пробуждающие в студентах поисковую мыслительную активность, креативность, способствующие формированию компетенций на уровне «знать», «уметь» и «владеть» [5, с. 1].
Вопросами использования активных методов обучения в образовательной системе МВД России по сей день занимаются многие исследователи. В своем исследовании А. В. Молькин обосновывает эффективность использования ситуационных задач, развивающих аналитическое и критическое мышление обучающихся и позволяющих выработать наиболее целесообразное решение конкретной ситуации [6, с. 164]. А. В. Малиновский, О. В. Красилов, С. В. Мананников в своем исследовании экспериментально доказывают эффективность использования метода ситуационного моделирования на занятиях по прикладной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел [7, с. 303]. Исследователи Е. И. Троян и С. В. Катаргин установили, что использование ситуационного метода в процессе занятий по физической подготовке эффективно влияет на развитие физических качеств сотрудников полиции [8, с. 80]. В. А. Синявский, Р. В. Романов, C.B. Кравцов утверждают, что метод ситуационного моделирования позволяет сотрудникам полиции в сложной оперативной обстановке использовать определенные алгоритмы действий и не потерять контроль над собой и ситуацией [9, с. 168].
Резюмируя вышеуказанное, следует подчеркнуть, что из всего спектра активных методов обучения в ведомственной физиче-
ской подготовке наиболее часто используется ситуационный метод, основанный на моделировании ситуаций, приближенных к реальной оперативной обстановке служебной деятельности сотрудников полиции.
Однако, несмотря на значительное количество исследований, проводимых в образовательной среде МВД России, возможности и условия использования ситуационного метода в формировании навыков задержания и применения боевых приемов борьбы сотрудниками подразделений охранно-конвойной службы полиции исследованы недостаточно, поскольку в большинстве работ авторами не учитывалась специфика деятельности данного структурного подразделения.
На наш взгляд, ситуационный метод является наиболее перспективным. Его актуальность объясняется тем, что в процессе выполнения служебных обязанностей могут возникнуть ситуации повышенной сложности, с которыми сотрудник столкнулся в первый раз. Тем самым для успешного выполнения служебных задач в сложной оперативной обстановке сотрудники должны использовать определенные алгоритмы действий. Рассматриваемый метод непосредственно позволяет наработать знание и правильно применить такие алгоритмы [10, с. 156].
На основе анализа научной, учебной и методической литературы, а также изучения опыта практической служебной деятельности сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции была выявлена проблематика исследования, которая заключается в возникших противоречиях:
- на социально-педагогическом уровне между необходимостью обеспечения общества высококвалифицированными, профессионально подготовленными сотрудниками охранно-конвойной службы и не реализованным образовательным потенциалом вариативной дисциплины «Актуальные вопросы деятельности охранно-конвойных подразделений полиции и специальных учреждений полиции»;
- на научно-теоретическом уровне между возросшим исследовательским интере-
сом к использованию ситуационного метода в процессе физической подготовки сотрудников полиции и необходимостью теоретического понимания механизмов и условий его использования, а также закономерностей влияния данного метода на развитие навыков применения боевых приемов борьбы в ситуациях их оперативно-служебной деятельности.
Цель исследования: выявить эффективность использования ситуационного метода, способствующего формированию навыков применения физической силы и боевых приемов борьбы сотрудниками охранно-конвой-ных подразделений полиции.
Задачи исследования, через решение которых была достигнута цель исследования:
1) собрать, проанализировать и обобщить научную и учебно-методическую литературу, касающуюся ситуативного обучения, а также ситуации практической деятельности сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции, связанные с применением физической силы;
2) сформировать из наиболее распространенных случаев применения физической силы сотрудниками охранно-кон-войных подразделений полиции комплекс учебных ситуаций;
3) апробировать комплекс учебных ситуаций применения физической силы и боевых приемов борьбы со слушателями, проходящими профессиональную подготовку по должности служащего «Полицейский», должностной категории сотрудников охран-но-конвойных подразделений полиции;
4) выявить различия в уровне подготовленности слушателей должностной категории сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции, а именно в уровне сформированности навыков применения физической силы и боевых приемов борьбы.
В исследовании применялись такие общенаучные методы, как: обобщение, анализ, апробация, а также метод моделирования, метод математической статистики и метод экспертных оценок.
С целью проверки эффективности использования ситуационного метода на
ОБРАЗОВАНИЯ
занятиях по вариативной дисциплине «Актуальные вопросы деятельности охранно-конвойных подразделений полиции и специальных учреждений полиции» со слушателями профессиональной подготовки в период с июля 2021 года по декабрь 2021 года был проведен пилотный эксперимент. В пилотном эксперименте были задействованы 16 слушателей мужского пола первой возрастной группы (до 25 лет), распределенные случайным порядком в контрольную и экспериментальную группы по 8 человек в каждой. Пилотный эксперимент проводился на ситуационных полигонах: «Изолятор временного содержания»; специальный автомобиль типа «АЗ»; «Зал судебных заседаний». В ходе практических занятий на указанных полигонах со слушателями экспериментальной группы использовался ситуационный метод, а именно комплекс учебных ситуаций, отражающих оперативно-служебную деятельность сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции, реализуемый по принципу прохождения «станций». На каждой «станции» моделировалась оперативно-служебная ситуация связанная с применением физической силы. Перед прохождением «станции» до слушателей доводились задачи и распределялись роли. Задачи структурировались по принципу от более простой к более сложной. После прохождения «станции» слушателям выставлялись баллы. В контрольной группе слушатели занимались по общепринятой методике проведения занятий.
На основе анализа научной и учебной литературы, а также анализа практической деятельности сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции за последние пять лет было выявлено семь оперативно-служебных ситуаций применения физической силы:
1) применение физической силы сотрудниками охранно-конвойных подразделений полиции при невыполнении лицами, совершившими преступление или административное правонарушение, требований конвоя о выходе из специального автомобиля для перевозки лиц, совершивших преступление;
2) применение физической силы при пресечении совершения акта членовредительства подозреваемых или обвиняемых в защитном ограждении в зале судебного заседания, в том числе при использовании лицом каких-либо предметов;
3) применение физической силы при пресечении совершения попытки суицида подозреваемым (обвиняемым), находящимся в изоляторе временного содержания;
4) применение физической силы при совершении подозреваемым (обвиняемым) попытки побега при конвоировании;
5) применение физической силы при пресечении нападения подозреваемого (обвиняемого) на конвой, совершаемого в здании на лестничном марше;
6) применение физической силы при пресечении нападения на сотрудников ох-ранно-конвойных подразделений в коридоре специального учреждения для содержания под стражей лиц, совершивших преступление;
7) применение физической силы при пресечении группового нападения на сотрудников охранно-конвойных подразделений в камерном блоке специального учреждения для содержания лиц, совершивших преступления.
В начале пилотного эксперимента для выявления объективных результатов слушателей отдельной должностной категории сотрудников охранно-конвойных подразделений было проведено тестирование по определению уровня владения комплексными навыками применения боевых приемов борьбы. Навыки владения боевыми приемами оценивались методом экспертной оценки комиссией, состоящей из трех преподавателей по десятибалльной шкале, где оценка
10 баллов ставилась за быстрое, уверенное, правильное и эффективное выполнение приема, а 1 бал ставился за неэффективное и неуверенное выполнение приема. После чего полученные результаты (баллы) обрабатывались при помощи метода математической статистики. У представителей экспериментальной и контрольной группы был выявлен средний бал уровня владения навыками применения боевых приемов борьбы.
В исходном тестировании представители экспериментальной группы показали средний балл, равный 2,57 (3 + 3+ 2 + 2 + 3+2 + 3 = 18:7), в свою очередь представители контрольной группы показали 2,5 балла (2+ 3 + 3+ 2 + 3+ 2 + 4 + 3= 20: 8). Исходя из полученных результатов, следует, что на данном этапе обучения слушателей профессиональной подготовки навыки владения боевыми приемами борьбы в обеих группах сформированы примерно на одинаковом уровне. Далее полученные результаты (баллы) были проранжированы в общий ряд в возрастающем порядке в независимости от групп тестируемых. Определение суммы рангов (мест) позволило выявить в экспериментальной группе значение (1,5 + 3,5 + 6,5 + 7,5 + 8,5 + 11,5 + 12,5 + 15) = 66,5, а в контрольной группе выявлено значение (1,5 + 3,5 + 6,5 + 7,5 + 8,5 + 11,5 + 12,5) = 52,5. Полученную наименьшую сумму рангов (мест) 52,5 мы сравнили со значением, имеющимся в таблице Т-критерий Уайта, количества слушателей контрольной и экспериментальной групп (пк = 7 и пэ = 8) при 5 % уровне значимости (38) и установили недостоверность различий в группах. Таким образом, группы по уровню владения навыками боевых приемов борьбы однородны (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Результаты определения сумм рангов (мест) представителей экспериментальной и контрольной групп в исходном тестировании
Группы п Баллы
Эксп. гр. 8 2 2 2 3 3 3 3 4
Конт. гр. 7 2 2 2 3 3 3 3
1,5 3,5 6,5 7,5 8,5 П,5 12,5 15
1,5 3,5 6,5 7,5 8,5 П,5 12,5
После апробации комплекса учебных ситуационных задач со слушателями экспериментальной и контрольной групп было проведено итоговое тестирование на выявление различий в уровне владения навыками применения боевых приемов борьбы. Достоверность полученных результатов определялась также с использованием метода экспертной оценки и математической статистики Т-критерия Уайта. Полученные испытуемыми оценки ранжировались в общий ряд в возрастающем порядке, после чего определялись ранги и суммы рангов (мест). Так, в итоговом тестировании представители экспериментальной группы после выставления оценок за выполнение приемов показали средний бал равный 28 (1+2 + 3 + 4+ 5 + 6 + 7), а представители контрольной группы 92 (8 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15). При сравнении наименьшей суммы (28) с данным в таблице значением критерия количества участников контрольной и экспе-
риментальной групп (пк = 7 и пэ = 8) при 5 % уровне значимости (3 8) было выявлено, что полученная сумма меньше значения указанного в таблице Т-критерия Уайта, следовательно, данные различия достоверны, а полученный результаты не случайны (см. таблицу 2).
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что использование ситуационных учебных задач, моделирующих оперативно-служебную деятельность сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции в рамках изучения вариативной дисциплины «Актуальные вопросы деятельности охранно-конвойных подразделений полиции и специальных учреждений полиции» эффективно влияет на формирование навыков применения физической силы и боевых приемов борьбы и в целом способствует повышению уровня профессиональной подготовки данной должностной категории сотрудников.
Таблица 2 - Результаты определения сумм рангов (мест) представителей экспериментальной и контрольной групп в итоговом тестировании
Группы п Баллы
Эксп. гр. 8 9 9 9 9 9 10 10 10
Конт. гр. 7 4 4 5 5 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 15
1 2 3 4 5 6 7
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Летаева Е. А. Особенности применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия сотрудниками охранно-конвойных подразделений полиции // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2021. № 1 (12). С. 52-55.
2. Троян Е. И., ТрусоваН. К. Использование ситуационного метода для обучения сотрудников подразделений охранно-конвойной службы полиции к применению физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4 (62). С. 31-35.
3. Игошин Н. А. Влияние ситуационно-имитационной подготовки на повышение подготовленности сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (80). С.163-167.
4. Троян Е. И. Разработка образовательного контента для физической подготовки сотрудников охранно-конвойной службы МВД России // Глобальный научный потенциал. 2018. № 11 (92). С. 66-68.
5. Горшкова О. В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Концепт. 2017. № 83. С. 1-6.
6. Молькин А. В. Метод решения ситуационных задач в контексте практико-ориентированного обучения в системе дополнительного образования // Преподаватель XXI век. 2019. № 2-1. С. 162-168.
7. Малиновский А. В., Красилов О. В., Мананников С. В. Использование метода ситуационного моделирования на занятиях по профессиональной прикладной физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 384-309.
8. Троян Е. И., Катаргин С. В. Использование ситуационного метода в физической подготовке для развития скоростно-силовых качеств сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4 (71). С. 78-81.
9. Синянский В. А., Романов Р. В., Кравцов С. В. Роль метода ситуационного моделирования в формировании профессиональных компетенций сотрудников ОВД // БГЖ. 2020. № 2 (31). С. 167-169.
10. Настуев Э. Б. Некоторые аспекты совершенствования тактической подготовленности слушателей к боевым приемам борьбы и рукопашного боя // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С.156-158.
REFERENCES
1. Letaeva Е. A. Features of the use of physical force, special means, firearms by employees of security and escort police units // Bulletin of the Tyumen Institute for Advanced Studies of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 1 (12). P. 52-55. (In Russ.)
2. Troyan E. I., Trusova N. K. Use of the situational method for training employees of police security and escort service units to use physical force in typical situations of official activity // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4 (62). P. 31-35. (In Russ.)
3. Igoshin N. A. The influence of situational simulation training on improving the preparedness of police officers // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 4 (80). P. 163-167. (In Russ.)
4. Troyan E. I. Development of educational content for the physical training of employees of the security and escort service of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Global Scientific Potential. 2018. No. 11 (92). P. 66-68. (In Russ.)
5. Gorshkova О. V. Active teaching methods: forms and purposes of application // Concept. 2017. No. S3. P. 1-6. (In Russ.)
6. Molkin A. V. The method of solving situational problems in the context of practice-oriented learning in the system of additional education // Lecturer XXI century. 2019. No. 2-1. P. 162-168. (In Russ.)
7. Malinovsky A. V., Krasilov О. V., Manannikov S. V. Using the method of situational modeling in the classroom for professional applied physical training in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of economic security. 2019. No. 3. P. 384-309. (In Russ.)
8. Troyan E. I., Katargin S. V. Using the situational method in physical training for the development of speed-strength qualities of police officers // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2017. No. 4 (71). P. 78-81. (In Russ.)
9. Sinyansky V. A., Romanov R. V., Kravtsov S. V. The role of the situational modeling method in the formation of professional competencies of police officers // BGJ. 2020. No. 2 (31). P. 167-169. (In Russ.)
10. Nastuev E. B. Some aspects of improving the tactical preparedness of listeners for combat techniques of wrestling and hand-to-hand combat//Education. The science. Scientific personnel. 2019. No. 3. P. 156-158. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецензирования 30.06.2022; принята к публикации 25.11.2022.
The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing 30.06.2022; accepted for publication 25.11.2022.