Научная статья на тему 'Профессиональное выгорание педагогов'

Профессиональное выгорание педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1591
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еркинбекова М. А.

В последние годы в Казахстане, так же как и во всех странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников. Выгорание – по существу, ответ на хронический эмоциональный стресс – проявляется в виде непроходящей усталости, подавленности, немотивированной агрессивности, недовольства собой и окружающими. Это состояние возникает у педагогов вследствие душевного переутомления, как своего рода плата за сочувствие, когда в профессиональные обязательства входит отдача «тепла своей души», эмоциональное вкладывание. Возникновение профессионального выгорания у педагогов обусловлено системой взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов, относящихся к различным уровням организации личности: на индивидуально-психологическом уровне это психодинамические особенности субъекта, характеристики ценностно-мотивационной сферы и сформированность умений и навыков саморегуляции; на социально-психологическом уровне – особенности организации деятельности и межличностного взаимодействия педагога. Признаки сформированности наблюдались у пятнадцати испытуемых, и практически у каждого педагога можно было наблюдать те или иные симптомы. В результате диагностики у 48 % педагогов обнаружены признаки напряжения (первая фаза синдрома), что проявляется в ощущении тревожности, снижении настроения, повышенной степени эмоциональной впечатлительности. Также получены следующие результаты: – падение общего энергетического потенциала – 14 чел. – психосоматический и психовегетативный синдром – 26 чел. – эмоциональный дефицит – 34 чел. – синдром эмоционального выгорания – 6 чел. Проблема профессионального выгорания педагогов в нынешних условиях должна стать не просто значимой, но особо актуальной. От того, насколько «здоров» и личностно профессионально развит педагог, зависит качество обученности и развитости подрастающего поколения. Именно поэтому организация систематического психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагогов (с учетом раскрытия факторов синдрома профессионального выгорания) обретает особый смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное выгорание педагогов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ

© Еркинбекова М.А.*

Университет Кайнар, Республика Казахстан, г. Алматы

В последние годы в Казахстане, так же как и во всех странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников.

Выгорание - по существу, ответ на хронический эмоциональный стресс - проявляется в виде непроходящей усталости, подавленности, немотивированной агрессивности, недовольства собой и окружающими. Это состояние возникает у педагогов вследствие душевного переутомления, как своего рода плата за сочувствие, когда в профессиональные обязательства входит отдача «тепла своей души», эмоциональное вкладывание.

Возникновение профессионального выгорания у педагогов обусловлено системой взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов, относящихся к различным уровням организации личности: на индивидуально-психологическом уровне это психодинамические особенности субъекта, характеристики ценностно-мотивационной сферы и сформи-рованность умений и навыков саморегуляции; на социально-психологическом уровне - особенности организации деятельности и межличностного взаимодействия педагога.

Признаки сформированности наблюдались у пятнадцати испытуемых, и практически у каждого педагога можно было наблюдать те или иные симптомы. В результате диагностики у 48 % педагогов обнаружены признаки напряжения (первая фаза синдрома), что проявляется в ощущении тревожности, снижении настроения, повышенной степени эмоциональной впечатлительности. Также получены следующие результаты:

- падение общего энергетического потенциала - 14 чел.

- психосоматический и психовегетативный синдром - 26 чел.

- эмоциональный дефицит - 34 чел.

- синдром эмоционального выгорания - 6 чел.

Проблема профессионального выгорания педагогов в нынешних условиях должна стать не просто значимой, но особо актуальной. От того, насколько «здоров» и личностно профессионально развит педагог, зависит качество обученности и развитости подрастающего поколения. Именно поэтому организация систематического психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагогов (с учетом раскрытия факторов синдрома профессионального выгорания) обретает особый смысл.

Актуальность проблемы

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от

* Декан факультета Психологии, кандидат психологических наук.

них. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.

В последние годы в Казахстане, так же как и во всех странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников.

Выгорание - по существу, ответ на хронический эмоциональный стресс -проявляется в виде непроходящей усталости, подавленности, немотивированной агрессивности, недовольства собой и окружающими. Это состояние возникает у педагогов вследствие душевного переутомления, как своего рода плата за сочувствие, когда в профессиональные обязательства входит отдача «тепла своей души», эмоциональное вкладывание. Это повышенная продолжительность дня, высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, активация психических процессов и физических ресурсов на пределе собственных возможностей, ролевая неопределенность, социальная оценка и т.д. Термин «выгорание» был введен в практику американским психологом Фройденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере эмоционального перенапряжения [1].

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения (по Г. Селье) [2].

Существуют различные взгляды на природу этого феномена, но большинство исследователей определяют выгорание как негативное психологическое явление, включающее в себя психоэмоциональное истощение, которое сопровождается чувством глубокой усталости и опустошенности, возникновением отрицательного, циничного либо безразличного отношения к субъектам деятельности, утратой профессиональной мотивации, связанной с ощущением некомпетентности и неуспешности в работе [3].

А вот, эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т.е. - к равнодушию).

Цель исследования

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности.

Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т.п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в Казахстане, так и за рубежом это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Кроме того, в этой группе находятся работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.

В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники,

которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Возникновение профессионального выгорания у педагогов обусловлено системой взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов, относящихся к различным уровням организации личности: на индивидуально-психологическом уровне это психодинамические особенности субъекта, характеристики ценностно-мотивационной сферы и сформированность умений и навыков саморегуляции; на социально-психологическом уровне - особенности организации деятельности и межличностного взаимодействия педагога.

По подсчетам Евросоюза, около 7 % европейцев страдают от «выгорания» на работе, 5-7 % подвержены депрессии, 28 % испытывают хронический стресс, а 33 % мучаются от хронических болей в позвоночнике из-за работы [4].

Методы исследования

Но сколько бы, ни обсуждалась на конференциях, круглых столах, семинарах, ни декларировалась в литературе эта проблема, она остается актуальной для всех специалистов. Так, с целью изучения синдрома выгорания проводилось исследование на 80 педагогах школ города Алматы по методике В. Бойко. Признаки сформированное™ наблюдались у пятнадцати испытуемых, и практически у каждого педагога можно было наблюдать те или иные симптомы.

У 48 % педагогов обнаружены признаки напряжения (первая фаза синдрома), что проявляется в ощущении тревожности, снижении настроения, повышенной степени эмоциональной впечатлительности.

У 75 % педагогов в качестве доминирующей выступает фаза резистен-ции, что проявляется в стремлении избегать действия эмоциональных фак-

торов с помощью полного или частичного ограничения эмоционального реагирования. Наряду с избирательным реагированием у 25 % педагогов наблюдается редукция профессиональных обязанностей в виде упрощения процесса общения, стремления облегчить, сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

У 25 % педагогов отмечается падение общего энергетического потенциала: у 40 % испытуемых в виде психосоматических и психовегетативных синдромов, у 30 % - в эмоциональном дефиците, эмоциональной отстраненности, деперсонализации. Также, результаты показали, что у пяти % педагогов полностью сформирован синдром эмоционального выгорания (рис. 1, а).

а)

б)

Рис. 1. Результаты исследовании по методике В. Бойко (а) - педагоги, б) - менеджеры и руководители)

Рис. 2. Сравнительные результаты исследовании по методике В. Бойко (педагоги и менеджеры)

Этот же эксперимент был проведен с менеджерами и руководителями подразделений некоторых вузов (рис. 1, б). Получены следующие результаты:

- падение общего энергетического потенциала - 14 чел.

- психосоматический и психовегетативный синдром - 26 чел.

- эмоциональный дефицит - 34 чел.

- синдром эмоционального выгорания - 6 чел.

* * *

Особо актуальной при рассмотрении данной проблемы становится организация непрерывного, систематического психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога с целью профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания.

При всей кажущейся разработанности проблемы в ней отсутствует, на наш взгляд, целостное описание процесса сопровождения в рамках педагогической профессии. В соответствии с этим сопровождение должно быть направлено на создание для каждого педагога индивидуального профессионального маршрута, внутри которого разрешаются функции: полноценная адаптация, содействие в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности, профилактика профессиональных деструкций, деформаций и синдрома эмоционального сгорания, помощь в достижении профессионального мастерства и развитии личностно-профессиональных качеств и т.д.

Результатом психологического сопровождения является профессиональное развитие, реализация личного потенциала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворение своим трудом.

Проблема профессионального выгорания педагогов в нынешних условиях должна стать не просто значимой, но особо актуальной. От того, насколько «здоров» и личностно профессионально развит педагог, зависит качество обученности и развитости подрастающего поколения. Именно поэтому организация систематического психо лого-педагогического сопровождения профессионального развития педагогов (с учетом раскрытия факторов синдрома профессионального выгорания) обретает особый смысл.

Список литературы:

1. Freudenberger H.J. Staff Burnout // Journal of Social Issues. - 1974. -Vol. 30. - Р. 159-165.

2. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., Медгиз, 1960.

3. Ласовская Т.Ю., Ильина С.А. Профессиональное выгорание: учебно-методическое пособие / Т.Ю. Ласовская, С.А. Ильина. - Новосибирск: Сиб-медиздат, 2004.

4. http://psyfactor.org/personal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.