Научная статья на тему 'Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога'

Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
801
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васюкова А. Н., Клименко Л. В.

В статье представлены результаты исследования факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания. В исследовании по методике диагностики уровня эмоционального сгорания на основе теста В.В. Бойко приняли участие преподаватели ДальГАУ и БФЭК. Гипотеза о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессиональной деятельности, не подтверждается. Изучение динамики сформированности эмоционального выгорания педагогов после летнего периода отпуска показало, что количество «дотла сгоревших» педагогов за лето выросло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

© Васюкова А.Н.*, Клименко Л.В.4

Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенский финансово-экономический колледж - филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Благовещенск

В статье представлены результаты исследования факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания. В исследовании по методике диагностики уровня эмоционального сгорания на основе теста В.В. Бойко приняли участие преподаватели ДальГАУ и БФЭК. Гипотеза о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессиональной деятельности, не подтверждается. Изучение динамики сформированное™ эмоционального выгорания педагогов после летнего периода отпуска показало, что количество «дотла сгоревших» педагогов за лето выросло.

В связи с социально-экономическими изменениями происходящих в обществе наблюдается заметное изменение отношения людей к своей работе. Современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования. В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо разовых значительных нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Следствием чего является повышенное воздействие профессиональной среды на психическую сферу человека, приводит к появлению так называемого «синдрома профессионального выгорания» [3].

Эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет, является одной из проблем современного отечественного образования. К тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, и можно ожидать подъема в профессиональной сфере, происходит спад, у людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Возникает некоторое противоречие ме-

* Заведующий кафедрой «Органическая и биологическая химия», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.

жду тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда [2, 4]. С учетом этого была выбрана тема исследовательской работы, в которой мы пытались исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания преподавателей финансово-экономического колледжа и Дальневосточного государственного аграрного университета.

На первом этапе представлялось необходимым выявить уровень сформированное™ синдрома эмоционального выгорания и его отдельных фаз у педагогов университета и колледжа.

Показатели по опроснику В.В. Бойко [1] для педагогов колледжа соответствуют показателям напряжения, истощения и резистенции выше среднего уровня. Для педагогов университета уровень сформированности эмоционального выгорания по этим показателям ниже среднего.

Анализ зависимости выгорания от стажа работы и возраста педагогов показывает, что наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Причем педагогов с не формировавшимся синдромом эмоционального выгорания в этой группе не оказалось, СЭВ в стадии формирования у 12,5 % и сформировался у 87,5 %. То есть, педагоги, вошедшие в данную группу, возрастные границы которой 30-40 лет, оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Важно отметить, что большинство испытуемых педагогов это женщины, а у женщин стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла - брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи. Специальные исследования показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то специфические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как семейное положение и количество детей. Этот факт также может быть одним из возможных факторов возникновения СЭВ.

Педагоги со стажем 0-5 лет. Возрастные границы в данной группе 2330 лет. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Это также средний возраст создания семьи (24 года) и молодых педагогов вступивших в брак ждет не только начало семейной жизни, но и критический период ее становления, что может быть одним из факторов возникновения симптомов эмоционального выгорания.

У педагогов со стажем работы более 20 лет, возрастные границы 40-55 лет, все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Этот период связан с кризисом идентично-

сти личности. Перед человеком встает вопрос: «А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу?». Тот, кто избегает работы по изменению себя, к старости может оказаться в трагической ситуации. Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил. Возможно, поэтому в данной группе оказались педагоги с разными стадиями формирования синдрома.

Рис. 1. Развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы

Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет, возрастные границы 35-45 лет. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессиональной деятельности, не подтверждается. Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога.

На втором этапе исследования мы изучали динамику сформированно-сти эмоционального выгорания педагогов после летнего периода отпуска.

В исследовании влияния тайм-аута на развитие синдрома эмоционального выгорания приняли участие 24 педагога ДальГАУ

Изменения в групповой динамике уровня сгорания коллектива отражены в диаграмме.

Сравнение средних значений по всей выборке обследуемых преподавателей за май и сентябрь показало, что групповой уровень эмоционального выгорания уменьшился на 7 %, но при этом наблюдается уменьшение асимметрии графиков на % (т.е. сдвиг вправо в сторону большего уровня сгорания).

Парадокс объясняется качественными изменениями показателей сгорания в педагогической популяции: пунктирный график сместился вправо, т.е. количество «дотла сгоревших» педагогов за лето выросло.

23456789 10 Уровень эмоционального выгорания

11

сен.10

май.10

Рис. 2. Сравнительная диаграмма полигонов частот эмоционального выгорания педагогов в начале и конце учебного года

Статистический анализ данных показал, что уменьшение среднего значения группового уровня сгорания в летний период - является преобладающим, и, тем не менее, случайным, т.е. не достоверным (при р < 0,05). Вывод: «остывание сгоревших» педагогов за 64 дня летнего отпуска имеет случайный характер. Оптимизация организационного компонента минимизирует проявления сгорания в педагогическом коллективе.

Синдром профессионального выгорания - довольно сложная проблема, ставшая причиной ухода из профессии типа «человек - человек» множества специалистов. В этой связи становится важным изучение всех аспектов, влияющих на формирование синдрома, с целью устранения недостатков рабочей среды и проведения профилактических мер непосредственно с самим субъектом труда.

Решая поставленные задачи исследования, мы пришли к следующим выводам:

- симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и прежде всего - эмоциональной;

- выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время, помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удаётся достичь того эффекта, которого ожидали; такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению;

- успешность адаптации человека происходит благодаря различным формам психологической защиты и компенсации. Ключевую роль

1

в управлении человеком своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей.

По результатам практических исследований сделаны следующие выводы: у большинства педагогов колледжа присутствует выше среднего уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания, по сравнению с результатами исследования педагогов университета. В связи с этим возникает необходимость в оказании им целенаправленной профилактической помощи.

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что необходимо повышать психологическую грамотность педагогов по проблеме эмоционального выгорания и оказывать помощь по его профилактике.

Наблюдения показали, что педагоги, которые продолжают своё профессиональное развитие и самосовершенствование, менее подвержены развитию СЭВ, т.е. обмен профессиональной информацией является одним из способов профилактики синдрома. Участие в научно-методических конференциях также дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива, что способствует снижению риска развития синдрома эмоционального выгорания.

Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

2. Медведев В.И., Миролюб A.B. Проблема управления функциональным состоянием человека // Физиология человека. - № 5. - 2003. - С. 761-770.

3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001.

4. Рончинская Т.П. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - № 3. - С. 85-96.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИХ ИА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД УСЛОВИЯМИ ТРУДА

© Кошелев P.E.*

Московский государственный университет путей сообщений,

г. Москва

В статье приводятся фрагменты резуньтагов второго этапа исследования существующих проблем кадрового обеспечения поездной работы локомотивными бригадами. Основное внимание автора сфокусировано

* Старший преподаватель кафедры «Менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.