Научная статья на тему 'Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с элементами профессиональной деформации личности учителя'

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с элементами профессиональной деформации личности учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3050
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ненарт Е. О.

Представленная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания и его связи с некоторыми элементами профессиональной деформации личности педагогов. В ней мы изучали и исследовали феномены синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности. Изучаемая проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, т. к. эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interconnection of Emotional Burning out Syndrome with Elements of Professional Deformation of Personality of a Teacher

The present work is devoted to the problem of emotional burning out and its connection with certain elements of professional deformation of personality of teachers. We studied and investigated a phenomenon of emotional burning out syndrome and professional deformation of the person. In our opinion, the studied problem is of paramount importance because emotional burning out renders negative influence not only on teachers, on their activity and state of health, but also on those who are around them.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с элементами профессиональной деформации личности учителя»

Е. О. Ненарт

ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрей-денбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

На первых порах количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному сгоранию», было незначительно: это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб (1982) расширяет группу профессионального риска: это, прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К. Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания», «деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время» 1.

Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т. д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений — это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней 2.

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе работы. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и подразумевает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

© Е. О. Ненарт, 2008

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию явления или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными 3.

Рассмотрим в качестве примера классификацию В. В. Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов, предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание. Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Рассмотрим их:

• хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность;

• дестабилизирующая организация деятельности;

• повышенная ответственность за исполняемые функции и операции 4;

• неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;

• психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения 5.

К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» В. В. Бойко относит следующие факторы:

• склонность к эмоциональной ригидности 6;

• интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности;

• слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;

• нравственные дефекты и дезориентация личности 7.

Выгорание — очень «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Профессор К. Чернисс в своей статье «Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет» говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию) 8.

Профессиональная деформация личности:

• это деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности;

• многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и затрудняющих этот процесс;

• развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.

К основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся стереотипы профессиональной деятельности, механизмы психологической защиты, стагнация профессионального развития, психофизиологические изменения, пределы профессионального развития и акцентуации характера.

Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

На основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделяют следующие тенденции профессиональных деструкций:

• отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

• дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистичные цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

• низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;

• рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

• ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

• искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

• появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);

• прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности 9.

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Р. Конечный и М. Боухал считают, что склонность к профессиональной деформации наблюдается у определенных профессий, « представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью». Профессиональная деформация постепенно развивается из профессиональной адаптации 10.

Можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов 11.

Как мы уже говорили, наиболее деформированное действие на личность оказывают профессии «человек — человек». В данном случае профессия учителя как нельзя лучше отражает структуру и динамику профессиональной деформации.

Структура и динамика ПДЛ (по Э. Ф. Зееру):

1. Авторитарность (основная форма психологической защиты — рационализация);

2. Демонстративность (психологическая защита — идентификация);

3. Педагогический догматизм — возникает вследствие частого повторения профессиональных ситуаций и профессиональных задач упрощения проблем;

4. Доминантность — обусловлена властными функциями. Подавление других, самоутверждение за счет учащихся. Склонность к распоряжениям и приказам;

5. Профессиональный кретинизм, в быту — трудоголия;

6. Педагогическая индифферентность — развивается вследствие эмоциональной усталости и отрицательного опыта от общения с учащимися;

7. Консерватизм — возникает вследствие регулярного репродуцирования одних и тех же форм обучения, способствует экономии интеллектуальных сил, снижает эмоциональные переживания. В результате, тормозится развитие деятельности и личности. (Психологическая защита — рационализация);

8. Педагогическая агрессия. (Психологическая защита — проекция);

9. Социальное лицемерие — обусловливается необходимостью оправдывать высокие экспектации окружающих. (Психологическая защита — идентификация);

10. Поведенческий (ролевой) трансфер — характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям;

11. Дидактичность — выражается в стремлении все объяснить самому. Вне школы — профессиональное занудство, использование шаблонов, стереотипность мышления 12.

Семья — один из главных институтов воспитания. Наиболее ярко профессиональная деформация личности проявляется в семье. Существование с профессионально деформированными членами в современной нуклеарной семье в большинстве случаев ведет к осложнению взаимоотношений. Влияние может различаться в зависимости от профессиональной принадлежности супругов. Межсупружеское влияние минимально, если оба супруга — учителя. Однако в этом случае усиливается негативное влияние на детей, которые нередко отказываются от выбора этой профессии.

В случае если учитель в семье не доминирует, влияние его деформации меньше (уход в себя). Наиболее вероятные следствия при сохранности семьи — осложнение взаимоотношений, адъюльтер, психосоматические нарушения, в отдельных случаях — разрушение семьи.

Основные проявления ПДЛ учителем в семье:

1. Авторитарность.

2. Профессиональный стиль общения и мышления формирует защитные формы поведения — неприятие. Снижаются пороги чувствительности с использованием стереотипов поведения (игнорирование). Избегание и неискренность.

3. Дидактичность. Избегание, сокращение длительности контактов, неискренность.

4. Властность и категоричность вместе с дидактичностью приводит к подавлению чувства юмора.

5. Эгоцентризм.

6. Демонстративность.

7. Консерватизм (ригидность). Проявляется к собственным детям, современной молодежи, обществу в целом. Постоянное недовольство жизнью. Конфликтность (внешняя и внутренняя), которая переносится на семейное окружение.

8. Профессионально-групповой фаворитизм (гиперреферентность), представители других профессий ставятся на более низкий уровень 13.

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе города Самары. Испытуемыми стали 30 педагогов с разным профессиональным стажем (от 2 до 40 лет), из них 27 — женщины и 3 — мужчины, в возрасте от 28 до 65 лет. Для проведения данного исследования были выбраны следующие методики:

а) опросник В. В. Бойко «Эмоциональное выгорание»;

б) многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма «В»).

После проведения тестирования данные тестов были обработаны. Далее проведен корреляционный анализ результатов и подсчитаны коэффициенты корреляции Кендала и Спирмена по симптомам и некоторым личностным факторам. На основе полученных данных мы попытались выявить связь между уровнем синдрома эмоционального выгорания с одной из характеристик профессиональной деформации личности.

Фактор (Q ) (психосоматические психовегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия) является единственным общим между синдромом эмоционального выгорания и профессиональной деформацией личности.

Обнаружено отсутствие взаимной связи между стадиями и уровнями синдрома эмоционального выгорания и признаками профессиональной деформации личности.

На основании всего выше сказанного следует различать СЭВ (синдром эмоционального выгорания) и ПДЛ (профессиональную деформацию личности).

Представленная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания и его связи с некоторыми элементами профессиональной деформации личности педагогов. В ней мы рассмотрели феномен синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности, а также факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления.

Изучаемая проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, т. к. эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом. Поэтому очень важно, на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.

1 Маслач К. Профессиональное выгорание: Как люди справляются // http://psy.piter.com/library/

?гр=1&га=1&1=402&р=9б9.

2 Там же.

3 Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3.

4 ЧерниссК. Профессиональное выгорание: Беспокойство за работников и боссов растет // http://edinorog. h1.ru/ psimaster/bornout.htm.

5 Орел В. Е. Указ. соч.

6 Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-65; Орел В. Е. Указ. соч.

7 Там же.

8 Чернисс К. Указ. соч.

9Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.

10 Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1983.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2006.

12 Там же.

13 Пронин С. П. Деструктивные компоненты профессиональной ментальности учителя в семье // Социальнопсихологические проблемы ментальности. Смоленск, 2006. С. 63-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.