Научная статья на тему 'Профилактика эмоционального выгорания как составляющей психического неблагополучия педагогов'

Профилактика эмоционального выгорания как составляющей психического неблагополучия педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
668
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL CULTURE / PSYCHICAL HEALTH / EMOTIONAL BURNING DOWN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колмогорова Л. С., Акименко Н. К.

В статье рассматриваются вопросы психологического здоровья педагогов, показана зависимость психологического здоровья от психологической культуры. Неблагополучие нервно-психического (психологического) здоровья педагогов приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания. Анализируются результаты исследования уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов школ в зависимости от стажа педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колмогорова Л. С., Акименко Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF EMOTIONAL BURNING DOWN IS A CONSTITNENT OF PSYCHICAL TROUBLE OF TEACHERS

The article considers problems of psychological health of teachers. It shows dependence of psychological health upon psychological culture. Teachers psychical / psychological trouble results in a syndrome of emotional burning down. The article analyses the results of investigation of the degree of manifestation of emotional burning down syndrome with school teachers, depending on the length of pedagogical service.

Текст научной работы на тему «Профилактика эмоционального выгорания как составляющей психического неблагополучия педагогов»

обучающихся. Инженер-математик должен овладеть хорошими знаниями по математике, стать творческим специалистом. Для реализации поставленных целей нужно грамотно производить отбор необходимого материала по математике, руководствуясь принципами, сформулированными выше, интегри-

ровать различные формы представления этих знаний, осуществлять самостоятельные, индивидуальные работы таким образом, чтобы они, в свою очередь, способствовали профессиональному росту будущего специалиста.

Bibliography

1. Breytigam, E.K. Activity-semantic approach in the context of developing teaching high school students of mathematical analysis: monograph. -Barnaul: Izd State Pedagogical University, 2004.

2. Chernilevsky, D.V. Teaching technology in higher education / D.V. Chernilevsky. - Moscow: Unity, 2002.

3. State Educational Standards of Higher Professional Education. Direction of training graduate 657,100. At-applied mathematics. Qualification - en-gineer-mathematician. - M., 2000.

4. Kodzhaspirova, G.M. Dictionary of Education (Interdisciplinary) / G.M. Kodzhaspirova, A.J. Kodzhaspirov. - M.: March, 2005.

5. Polya, D. Mathematics and plausible reasoning. - Science, 1975.

6. Polya, D. Mathematical Discovery. - Moscow: Nauka, 1976.

7. Kudryavtsev, L.D. Contemporary mathematics and its teaching. - Moscow: Nauka, 1985.

A rticle Submitted 10.01.11

УДК 159.99

Л.С. Колмогорова, д-р психол. наук, проф.; Н.К. Акименко, со-искательБГПА, г. Семипалатинск,

E-mail: [email protected]

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматриваются вопросы психологического здоровья педагогов, показана зависимость психологического здоровья от психологической культуры. Неблагополучие нервно-психического (психологического) здоровья педагогов приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания. Анализируются результаты исследования уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов школ в зависимости от стажа педагогической деятельности.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

В рамках системы образования здоровье и, в частности, психическое здоровье педагогов важно рассматривать, прежде всего, как воспитательно-образовательную категорию в контексте проблем воспитания, обучения и психического развития.

Психическое и психологическое здоровье соотносятся как фундамент (базис) и надстройка. Психическое здоровье является «фундаментом», основой для здоровья психологического. Нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически. Психологическое здоровье - это такая составляющая здоровья, которая привносится влияниями других людей, а также - самообразованием, самовоспитанием и саморазвитием личности. Таким образом, оно «надстраивается», «выращивается» прижизненно на основе психического здоровья. Психически нездоровый человек зачастую не осознает свое нездоровье и сам не может стать субъектом собственного психологического здоровья, сознательно создавать его. Психическое здоровье соотносится с понятием «психика», а психологическое здоровье - с понятием «психология», т.е. наукой, знанием о психике, здоровье, его применением. Поэтому то, что привнесено «логосом», знанием, присвоенным культурным опытом в здоровье и будет создавать психологическое здоровье. Психологическое здоровье как культурный феномен всегда осознанно, произвольно и целенаправленно «выращивается», создается самим человеком. Он для этого прилагает усилия, приобщается к накопленному человеческому опыту, к культуре с помощью книг, других людей, образования и т.д. Поэтому в системе образования более адекватным является употребление понятия «психологическое здоровье».

культура, психическое здоровье, эмоциональное выгорание.

Психологическое здоровье - результат целенаправленных усилий людей по повышению своего душевного благополучия. В этом плане понятие «психологическое здоровье» тесно взаимосвязано с понятием «психологическая культура». Именно поэтому психологическое здоровье всегда культурно опосредовано, зависит от культурной «рамки», внутри которой находится личность. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. Психологическое здоровье возможно лишь при развитой психологической культуре человека, личности. Психологическая культура личности, являющаяся результатом ее воспитанности и обученности, является решающим фактором, определяющим ее психологическое здоровье.

Мы определяем общую психологическую культуру личности следующим образом: это составная часть общей культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации, удовлетворенности собственной жизнью. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни [1].

В системе образования проблема психологической культуры стоит особенно остро. На педагогов возлагается большая нагрузка по построению новых отношений в обществе. Работа учителя является очень напряженной в силу многих обстоятельств. Функциональные обязанности любого педагога не ограничиваются решением узких профессиональных задач. Профессиональное общение с коллегами и руководством так-

же часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, чрезмерного контроля со стороны администрации, не всегда удается найти общий язык с родителями по поводу учебы и поведения их детей. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. У специалистов сферы «человек-человек» решение предметно-профессиональных задач чаще всего связано с межличностными контактами. Поэтому особо неблагополучным оказывается нервно-психическое (психологическое) здоровье педагогов. Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражение, тревогу, отчаяние повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказываясь на здоровье, что может привести к синдрому эмоционального выгорания.

Профессиональное здоровье любого специалиста можно определить как целостное многомерное динамическое состояние человека, которое позволяет ему в максимальной степени реализовывать свой потенциал в профессиональной деятельности.

Последние годы в отечественной и зарубежной психологии ведутся многочисленные исследования, связанные с феноменом выгорания (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова,

В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, C.Maslach, S.E Jackson, M. Burish и др.) [2-6].

В современной трактовке определения: “Синдром выгорания” — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты педагогической деятельности, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом "выгорания". Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и желании нанести ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости, когда профессионал всем своим видом показывает - "наплевать на вас". Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку -субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать [7].

Исследователи П. Марк и Д. Молли выяснили, что "скорость сгорания" не связана с оплатой труда учителя. Незначимыми оказались также "уровень интеллекта" и "объективная трудность биографии". "Сгорали" и умные, и обыкновенные, и благополучные, и «битые судьбой» педагоги. Все зависело только от одного фактора - от готовности педагога брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за все происходящее. Было доказано, что определенные черты личности сказываются на проявлении синдрома "сгорания" [7]. Поэтому синдром эмоционального выгорания должен рассматриваться как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов и обусловленное чертами личности.

Проявления, сущность эмоционального выгорания педагогов изучали В.Е. Орел (2001,2005), Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старченкова (2002, 2005), Т.В. Форма-нюк (2004).

Симптоматика профессионального педагогического выгорания может быть «инфекционной» и проявляться не только у отдельных педагогов, но и всего педагогического коллектива [8]. Нередко встречается профессиональное выгорание, которое проявляется в том, что у педагогов присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно «стираются» индивидуальные различия, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». Педагоги становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями. Таким образом, повышение психологической культуры педагога будет способствовать снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости [9].

Нами было проведено исследование уровня выраженности синдрома «эмоционального выгорания» (СЭВ) у педагогов школ г. Семипалатинска. Испытуемые были разделены на три подгруппы в зависимости от педагогического стажа: 1) 0 -5 лет - 40 человек (26 %), 2) 6 - 10 лет - 55 человек (37 %); более 10 лет - 55 человек (37 %). Всего в исследование приняло участие 150 педагогов. Нами была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [10]. Методика дает подробную картину синдрома выгорания, позволяет выделить фазы синдрома и увидеть его ведущие симптомы. Автор рассматривает фазы формирования синдрома эмоционального выгорания как фазы формирования стресса и, соответственно, выделяет фазы напряжения, рези-стенции и истощения, о степени сформированности которых свидетельствует уровень сформированности определенных симптомов:

1. Фаза напряжения:

- переживание психотравмирующих обстоятельств;

- неудовлетворенность собой;

- «загнанность в клетку»;

- тревога и депрессия.

2. Фаза резистенции:

- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;

- эмоционально-нравственная дезориентация;

- расширение сферы экономии эмоций;

- редукция профессиональных обязанностей.

3.Фаза истощения:

- эмоциональный дефицит;

- эмоциональная отстраненность;

- личностная отстраненность (деперсонализация);

- психосоматические и психовегетативные нарушения.

Методика позволяет выявить ведущие симптомы выгорания и проследить стадии формирования синдрома. Содержательный анализ результатов методики дает возможность выявить возможные факторы профессионального выгорания, характер проявления симптомов, их значение в целостной картине личности.

Результаты исследования степени эмоционального выгорания у педагогов позволяют разделить выборку на три группы, по такому критерию как сформированность фаз:

1 группа - синдром сформировался полностью хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);

2 группа - синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);

3 группа - синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 б).

В первую группу вошло 85 педагогов, что составляет 56,7 %, во вторую группу 45 человек, что составляет 30 %, в

третью группу 20 человек, что составляет 13,3 %. Таким образом, самой многочисленной оказалась группа педагогов с синдромом выгорания, сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной - группа с несформировавшимся синдромом.

Анализ особенностей развития синдрома «профессиональное выгорание» в группах испытуемых с различным стажем педагогической деятельности, позволил сделать вывод о том, что фазы выгорания имеют различный уровень развития.

Фаза напряжения сформирована у большинства педагогов со стажем от 6 до 10 лет (67,3 %). У части испытуемых (12,5 % - со стажем до 5 лет и 14,5 % - более 10 лет), данная фаза находится на стадии формирования. И у незначительного количества испытуемых она не сформирована.

В фазе напряжения во всех трех группах доминирует симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (соответственно 73,2%), это означает, что педагоги этих групп в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию явлений «выгорания».

Особенностью развития синдрома «профессиональное выгорание» в группе испытуемых со стажем от 6 - 10 лет является то, что в качестве доминирующей фазы синдрома, после фазы напряжения, выступает фаза резистенции, отражающая степень сопротивления нарастающему стрессу. Кроме того, в группе со стажем от 6 до 10 лет все фазы синдрома проявляются в большей степени.

Синдром эмоционального выгорания развивается не в результате длительной профессиональной деятельности. Выраженность фаз эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и

профессиональных кризисов педагога и личностных характеристик.

Проведенное исследование позволяет получить информацию об основных проявлениях симптомов эмоционального выгорания, своевременная коррекция которых обеспечит устранение синдрома «эмоционального выгорания» педагогов, тем самым решится вопрос их здоровьесберегающих ресурсов.

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому педагогу. Одним из способов профилактики эмоционального выгорания является повышение психологической культуры педагога и забота о своем психологическом здоровье.

Итак, эмоциональное выгорание негативно влияет на профессиональную успешность и межличностные отношения педагогов. Следовательно, важно проводить работу по диагностике и профилактике возникновения данного явления. Существует несколько путей профилактики по данной проблеме. Во-первых, информирование педагогов о возможности и причинах возникновения эмоционального выгорания. Во-вторых, привлечение педагогов к участию в тренингах личностного роста, совершенствования коммуникативных способностей, повышение культуры эмоциональной сферы. В-третьих, необходимо повышать уровень профессиональной компетентности, препятствовать развитию ригидности мышления.

При правильно организованной и систематической работе по профилактике возникновения эмоционального выгорания среди работников системы образования можно рассчитывать на повышение эффективности профессиональной деятельности и личностной успешности каждого конкретного педагога.

Bibliography

1. Kolmogorova, L.S. Tradition of cultural-historical theory and the emergence of psychological culture of personality // Psychological health and psychological culture of personality. - Barnaul, 2005.

2. Vodopyanova, N.E., Starchenkova E.S. mental "burnout" and the quality of life / N.E. Vodopyanova, E.S. Starchenkova; Ed. LA Korostyleva. -SPb., 2005.

3. Orel, V.E. phenomenon of "burnout" in foreign psychology. Empirical studies: a tutorial. - St.Petersburg: Prime EVROZNAK, 2006.

4. Ronginskaya, T.I. burnout syndrome in the social professions // Psychological Journal. - 2002. - T. 23. - № 3.

5. Maslach, C. The Maslach Burnout Inventory. Palo Alto, CA / C. Maslach, S.E. Jackson: Consulting Psychologists Press, 1996.

6. Burish, M. Burnout-Sundrom-Theorie der innern Erschopfung. - Berlin, 1993.

7. Formanyuk, T.V. Syndrome of "burnout" as an indicator of teachers' professional maladjustment // Questions of psychology. - 1994. - № 6.

8. Vodopyanova, N.E. burnout syndrome: diagnosis and prevention: a manual. - St.Petersburg: Peter, 2005.

9. "Psychological health and psychological culture in education», III - I-Russia scientific-practical conference (2008, Barnaul). Ill-rd All-Russia scientific-practical conference "Psychological health and psychological culture in education", 23-24 October 2008: [Dedicated to the 75 th anniversary of Belarusian State Pedagogical University: Materials] / otv.redaktor Kolmogorov L.S. - Barnaul: State Pedagogical University, 2008.

10. Boiko, V.V. Energy of emotions in communication: a look at yourself and others: a training manual. - Moscow: Nauka, 1996.

Article Submitted 22.12.10

УДК 373.1

С.А. Боргояков, д-р пед. наук, проф. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан;

О.Ю. Чаптыкова, ассистент каф. химии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ХАКАСИИ

В статье представлены основные методологические проблемы развития современной национальной школы Республики Хакасия, выделены задачи и ориентиры ее развития, требующие изменений в организации учебно-воспитательного процесса национальной школы, с опорой на национальную культуру и идеи народной педагогики, представлены принципы реализации этнокультурного компонента содержания образования в национальной школе Хакасии.

Ключевые слова: региональный компонент содержания образования, национальная школа, национальное образование, воспитательный идеал, культурно-образовательное пространство, национальная культура, народная педагогика.

Модернизационные процессы, происходящие в системе на РФ «Об образовании», неоднозначно отражаются на разви-отечественного образования после введения в 1992 году Зако- тии национальной школы, как в стране целом, так и в ее от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.