РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.0; 378.18
DOI: 10.18384/2310-7219-2021-2-140-148
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Мардахаев Л. В.
Российский государственный социальный университет
129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, Российская Федерация
Аннотация
Цель Выявление сущности и содержания профессионального воспитания на примере подготовки социальных педагогов.
Процедура и методы. В статье на основе личностного, системного, средового и личностно-де-ятельностного подходов раскрыты сущность, содержание и особенности профессионального воспитания в процессе подготовки социальных педагогов. При проведении исследования использовались методы: анализ и синтез, обобщения, классификация. Результаты. Представлены различные походы к пониманию существа профессионального воспитания студентов. Раскрывается авторское понимание его существа. Охарактеризовано понимание профессиональной культуры социального педагога как результата его профессионального воспитания. Раскрыты внутренняя и внешняя составляющая профессиональной культуры социального педагога. Выделены базовые аспекты профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе, в становлении которых необходимо профессиональное воспитание: педагогическое мировоззрение; деонтологические основы личности; осознание социо-ролевого положения как социального педагога; культура профессионально-педагогического поведения; индивидуальный стиль профессиональной деятельности и гражданская позиция. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию профессионального воспитания, выделенные её компоненты позволяют обеспечить предметным наполнением содержание профессиональной подготовки социальных педагогов.
Ключевые слова: социальный педагог, воспитание, профессиональное воспитание, профессиональная культура
PROFESSIONAL EDUCATION IN TRAINING OF SOCIAL EDUCATORS
L. Mardakhaev
Russian State Social University 4 Wilhelm Pik str, Moscow, 129226, Russian Federation
© CC BY Мардахаев Л. В., 2021.
Aim. To reveal the essence and the content of professional education on the example of social educators' training
Methodology. The article reveals the essence, content and features of professional education of social educators' training on the basis of personal, systemic, environmental and personal-activity approaches. The research used the following methds: analysis, synthesis, generalization and classification.
Results. Various approaches to understanding the essence of students' professional eduction are represented. The author's idea of its essence is given. Professioanl culture of social educator is understood as the result of his professional education. The inner component of social educator's professional culture is disclosed, as well as its external component. Basic aspects of professional education of social educators' university training are singled out, among them: pedagogical outlook, deontological basics of the personality, awareness of social-role position as a social educator, culture of professional-pedagogic behavior, individual style of professional activity and civic stand. Research Implications. The research results contribute to the theory of professional education. The singled out components enable to ensure the subject filling of the content of social educators'professional education.
Key words: social educator, education, professional education, professional culture
Ведение
Система профессионального образования, включает в себя обучение и профессиональное воспитание. Предметом особого внимания выступает профессиональное воспитание. Оно направлено на обеспечение становления культуры личности выпускника по профессиональному назначению. Данный факт диктует необходимость раскрыть его сущность и содержание на примере подготовки социальных педагогов. Анализ литературы показал, что вопросы профессионального воспитания в ней не получили достаточного проявления и требуют целенаправленного исследования.
Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между необходимостью исследования сущности и содержания профессионального воспитания и необходимостью его учёта в профессиональной подготовке социальных педагогов. Это противоречие определило проблему исследования, которая заключается в необходимости раскрыть сущность, содержание и особенности профессионального воспитания в процессе подготовки социальных педагогов. Цель исследования - выявить и охарактеризовать профессиональное воспитание в подготовке социальных педагогов.
Методология исследования
Профессиональное воспитание носит деятельностный и пролонгированный характер. Оно требует системного и деятельностного подходов, ориентированности на формирование личности выпускника со сформированной культурой профессиональной деятельности, что определяет важность личностно-де-ятельностного подхода в исследовании проблемы. Наконец становление личности выпускника происходит в социокультурной среде вуза, исследование которой требует средового подхода. Социокультурная среда выполняет функции социализации личности, подразумевает соответствие содержания воспитания уровню культурного развития студентов [9]. Таким образом, исследование проблемы профессионального воспитания в подготовке социальных педагогов строится на основе личностного, личностно-деятельностного, системного и средового подходов.
Содержание исследования
Термин «профессиональное воспитание» не получил достаточного отражения в литературе. В частности, по материалам, представленным в интернете, под профессиональным воспитанием пони-
V14y
мается: сложный процесс воздействия на личность, на его мастерство и нравственный облик, на интересы [1]; целенаправленный процесс движения личности к самостоятельно и добровольно выбранной профессии; формирование профессиональных и личностных качеств, способов и стратегий профессиональной культуры человека - основы для решения актуальных социально-профессиональных задач.
Существуют и другие подходы к пониманию существа профессионального воспитания. Изложенное требует раскрыть понимание его существа.
Известно, что под воспитанием понимается целенаправленная деятельность по формированию у человека определённых качеств, привычек, проявление которых оценивается как определённая культура. Такая деятельность носит процессуальный характер (процесс, обусловленный временем), имеет своё содержание (что воспитывать) и свои средства (посредством чего), позволяющие обеспечить достижение прогнозируемой цели.
Изложенное позволяет утверждать, что профессиональное воспитание студентов - это процесс обеспечения целенаправленного становления культуры обучаемого по профессиональному назначению - профессиональной культуры выпускника. Представленное определение включает два важных аспекта: обеспечение целенаправленного становления культуры обучаемого по профессиональному назначению и понимание существа этой культуры (профессиональной культуры выпускника - культуры профессиональной деятельности).
Прежде всего следует раскрыть понимание культуры профессиональной деятельности социального педагога [7]. Термин «культура» по отношению к человеку - это усвоенный и повседневно проявляемый им, сложившийся и признаваемый в среде жизнедеятельности опыт поведения, отношений, общения. Термин
«профессиональная» свидетельствует о направленности воспитания, обусловленного потребностями становления обучаемого как специалиста по профессиональному назначению. Данный факт позволяет определить профессиональную культуру социального педагога, как часть общей культуры социального педагога, обусловленную нравственным долгом (деонтологией) его профессиональной деятельности, представляющей собой усвоенный и повседневно проявляемый им уровень искусства профессиональной деятельности, отражающий достижения научной мысли и практического опыта в интересах успешного решения задач по профессиональному назначению.
В профессиональной культуре социального педагога выделяются внутренняя и внешняя составляющие. Внутренняя - это тот деонтологический стержень и профессиональная подготовленность - то, что усвоено и может получить своё повседневное проявление по профессиональному назначению. Внешняя - это то, что находит повседневное проявление в отношении к тому, с кем работает социальный педагог, его социальному окружению, социально-педагогической деятельности, её результативности.
В процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе у них формируются основы и внутренней и внешней составляющей профессиональной культуры, которые включают:
- профессиональную подготовленность, которая характеризует их профессиональное мировоззрение и владение технологиями профессиональной деятельности, методами и методиками их реализации;
- деонтологическую основу личности - осознание своего социоролевого положения как социального педагога, нравственно-выраженную направленность отношения к своей роли, к тому, с кем он призван работать, их социальному окружению, своей профессиональной деятельности и её результату;
- профессиональное мастерство (искусство профессиональной деятельности), проявляемое в индивидуальном стиле профессиональной деятельности социального педагога;
- культуру профессиональной деятельности;
- складывание и утверждение гражданской позиции выпускника.
Выделенные аспекты профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе позволяют определить её воспитательный аспект - направленность профессионального воспитания студентов, к которому следует отнести: педагогическое мировоззрение выпускника; деон-тологические основы личности социального педагога - чувство долга; осознание своего социоролевого положения как педагога; культуру профессионально-педагогического поведения; индивидуальный стиль профессиональной деятельности социального педагога; гражданскую позицию выпускника.
Педагогическое мировоззрение выпускника формируется всем учебно-воспитательным процессом. Посредством учебного процесса студент приобретает педагогическое знание, на основе которого у него формируются педагогические интересы, мотивы, цели, идеалы по профессиональному назначению - это то, что определяет мировоззрение выпускника, определяет педагогическую направленность его личности. «Мировоззрение и смылосозидательный континуум профессиональной деятельности педагога связаны с осмыслением преобразовательной деятельностной направленности педагогического труда, а также принципа созидания» [10, с. 275]. Направленность педагога - это по своей сущности - движитель его повседневного проявления в профессиональной сфере деятельности, в быту, в работе над собой. Становление профессионального мировоззрения сопровождается профессиональным воспитанием, которое пронизывает и учебное, и внеучебное время. В советский
период профессионального образования, когда весь учебный процесс пронизывался идеологией партийности, этот аспект был уничтожен, но на место его ничего не пришло. Данный факт определил исключительную важность профессионального воспитания, в основе которого лежит де-онтологический аспект.
Деонтологическая основа личности социального педагога - это учение о нравственном долге (морально-этических основах деятельности) специалиста (субъекта деятельности - социального педагога), профессионально занимающегося выполнением функций по профессиональному назначению. Деонтологиче-ская основа включает идеалы, ценности, требования, нормы, принципы и правила нравственно-обусловленного профессионального поведения социального педагога. Она позволяет определить нравственные требования, предъявляемые к личности и профессиональной деятельности педагога.
По своей сущности именно деонтоло-гические основы назначения и профессиональной деятельности социального педагога выступают базисом профессионального воспитания, который пронизывает учебный процесс их подготовки в вузе и внеучебную деятельность студентов. Другими словами, формируются деонтологические основы выпускника всем учебно-воспитательным процессом вуза (колледжа), начиная с первого курса и до выпуска и сопровождается профессиональным воспитанием. Именно через учебный процесс и профессиональное воспитание студентами усваивается: со-циоролевое положение социального педагога; идеалы, ценности, требования, нормы, принципы и правила нравственно-обусловленного профессионального поведения.
В процессе профессионального воспитания студентов у них формируются:
- деонтологическая (деонтолого-педагогическая) направленность. Она определяет профессионально-педагоги-
V143;
ческую социализированность социального педагога как профессионала и проявляется в его потребностях, интересах, мотивах, целях, идеалах, осознанном отношении к себе как специалисту-профессионалу, повседневно выполняющему особую социально значимую миссию, своей профессиональной деятельности и её нравственно выраженной результативности [8, с. 102];
- следует особо подчеркнуть, что деонтологическая направленность личности социального педагога определяет мотивационную обусловленность его действий, поступков, поведения, профессиональной деятельности и профессионального самосовершенствования, обусловленные потребностями его профессиональной деятельности. По своей сущности она выступает своего рода движителем деонтологически обусловленной профессионально-ориентированной социализации студента в период его подготовки в вузе и повседневного проявления по выпуску в профессиональной сфере деятельности, в быту, в работе над собой, так она определяется его деонтологически обусловленными потребностями, интересами, мотивами, целями и идеалами социально-педагогической деятельности [4];
- деонтологическая готовность социального педагога. Под ней понимается состояние готовности социального педагога, его знаний, умений, навыков к выполнению им социально-педагогической деятельности в соответствии с требованиями профессионального долга (деонтологией профессиональной деятельности) [8, с. 102]. Такая готовность формируется в процессе обучения и профессионального воспитания студентов в вузе на морально-этической (деонто-логической) основе овладения профессиональным мастерством (профессиональной подготовленности социального педагога) и предрасположенности его по выпуску к осознанной нравственной самореализации в профессиональной сфере деятельности. В этом плане она харак-
теризует подготовленность выпускника по профессиональному назначению. Учитывая, что нравственная (деонтологи-ческая) самореализация лежит в основе долга и должного в профессиональной деятельности социального педагога, его деонтологическую готовность можно характеризовать как сформированное состояние, определяющее его предрасположенность к повседневной реализации профессионального мастерства на основе нравственного долга.
- деонтологическая культура профессиональной деятельности социального педагога - это качественная социально-педагогическая характеристика его подготовленности и повседневного проявления в профессиональной сфере деятельности социального педагога в соответствии с требованиями деонтологии (нравственных норм и правил профессиональной деятельности) [8, с. 103]. Осмысление её существа показывает, что деонтологическая культура социального педагога основывается на нравственно-мировоззренческих установках и включает в себя взаимосвязь его деонто-логической направленности и профессиональной подготовленности, определяющие повседневное проявление. По своей сущности она является результатом нравственно-ориентированной подготовки социального педагога через требования профессионально-педагогического долга и проявляется в повседневном поведении, профессиональной деятельности и её результативности.
Осознанность социоролевого положения выпускника как социального педагога -это понимание каждым выпускником того, что он по профессиональному назначению выполняет государственную функцию - непосредственно участвует в формировании личности подрастающего поколения и что от его деятельности во многом зависит, какими вырастут те воспитанники, с которыми он работает. Социальному педагогу, как и педагогу вообще, доверяют исключительно ценное в
V14V
государстве и обществе - нравственное благополучие и перспективы личностного роста подрастающего поколения. От его деятельности зависит, насколько его воспитанники будут счастливыми в жизни.
Как подчёркивала воспитанница А. С. Макаренко (1888-1939) Г. К. Кала-балина (1909-1999): «Нам, педагогам, доверили самое дорогое в жизни - детей, которых мы должны вырастить достойными сынами и дочерьми нашей великой Родины. Поэтому мы всегда должны быть требовательными к себе, повышать свою деловую квалификацию, идейно-политический уровень, расширять общий кругозор, быть активными строителями новой, замечательной жизни...» [2, с. 210]. Её сын Антон Семёнович Калаба-лин (1939-2013) о миссии педагога говорил: «Более святой, более мужественной, более героической профессии я не знаю на земле» [3, с. 43], - и далее: «Хочу преклонить колено перед теми педагогами, которые идут сегодня в школы, профессиональные училища. Именно от них зависит, какими станут дети» [3, с. 110].
Осознанность социоролевого положения студента, как будущего педагога, социального педагога, формируется через профессиональное воспитание и в учебное, и внеучебное время. Главным выступает сопровождение профессиональным воспитанием в учебное время изучаемых проблем, связанных с освоением вопросов назначения профессионально подготовленного социального педагога, а также технологий и методов его социально-педагогической деятельности по профессиональному назначению.
Культура профессионально-педагогического поведения - это качественная характеристика повседневного профессионального поведения педагога, социального педагога, которая проявляется через культуру личности, культуру образа жизни, культуру внешнего вида, культуру поведения, культуру речи, культуру профессиональной (педагогической) деятельности.
Такие требования к повседневному проявлению педагога, социального педагога обусловлены тем, что он становиться примером для тех, кого он учит и воспитывает. Его авторитетность повышает роль личности и социально-педагогической деятельности в воспитательном влиянии на тех, с кем он работает. Данный факт определяет важность понимания каждым студентом необходимости овладения им культурой профессионально-педагогического поведения и целенаправленной работы над собой ещё в процессе обучения и последующей профессионально-педагогической деятельности по выпуску. Именно на это А. С. Калабалин многократно обращал внимание студентов педагогических вузов и педагогов. Приведу несколько его высказываний:
«Если мы любим детей, мы к ним идём красивые . Выходите из дома такими, какими вас хотят люди видеть, дети видеть» [3, с. 196]; «Важно уважать детей, быть ради них красивыми. Не стесняйтесь подкраситься, на перемене подойти к зеркалу, поправить прическу. Пусть юные человечки учатся у вас аккуратности»; «Вы должны смотреть на себя в зеркала. Вы идёте на свидание к детям. По вас они будут определять, каков мир, прекрасен или нет. Они на вас будут смотреть и у них на всю жизнь будет формироваться образ женщины» [3, с. 166] и мн. др.
Культурой профессиональной деятельности студенты овладевают прежде всего на примере профессорско-преподавательского состава. Именно преподаватели вуза своей личной культурой, культурой профессиональной деятельности, отношением к ней демонстрируют студентам пример, каким необходимо быть по выпуску. Этот пример выступает одним из методов профессионального воспитания в вузе.
Культура профессиональной деятельности педагога, социального педагога находит своё отражение в его индивидуальном стиле профессиональной деятельности. Под ним понимается типичное
личностно ориентированное деятель-ностное проявление педагога по профессиональному назначению. В нём отражается сама личность педагога; личностное деятельностное своеобразие педагога, определяющее искусство его профессиональной деятельности. Гуманистическая направленность индивидуального стиля профессиональной деятельности социального педагога складывается под воздействием профессионального воспитания в процессе овладения студентом технологиями и методами профессиональной деятельности, а также накопления опыта педагогической деятельности по профессиональному назначению в вузе в период прохождения практик и стажировки.
Гражданская позиция социального педагога-выпускника. Гражданская позиция представляет собой сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке человеком своего положения в социуме, своих прав и обязанностей как гражданина своей страны. Следует выделять гражданскую позицию студента и гражданскую позицию выпускника - социального педагога. Гражданская позиция студента - это социальное явление, выражающееся в сложившейся личностной оценке студентом своих прав и обязанностей, которая повседневно проявляется в процессе его обучения в вузе, становления его как социального педагога. Под воздействием профессионального воспитания это социальное явление, выражающееся в сложившейся личностной оценке выпускником своих прав и обязанностей с учётом осознанности своего социоро-левого положения как социального педагога - гражданина своей страны, которая находит отражение в повседневном дея-тельностном проявлении.
Какова гражданская позиция социального педагога, таков и личностный пример его для тех, с кем он работает, в выполнении своего гражданского долга
перед Отечеством. Этот долг - гражданской позиции - непосредственно связан с выполнением социальным педагогом своих обязанностей по профессиональному назначению. Такая позиция - одна из высших оценок уровня профессионального воспитания студентов в вузе, выполнения им своего назначения - обеспечения подготовки профессионально подготовленных педагогических кадров - граждан своего Отечества.
Дискуссия
Представленная концепция профессионального воспитания студентов в процессе их подготовки как социальных педагогов может быть основой для дальнейшего развития теории и практики его реализации в вузе. В ней выделены наиболее важные компоненты становления личностных качеств, деонтологической основы и гражданской позиции выпускников - социальных педагогов по профессиональному назначению.
Заключение
Профессиональное воспитание определяет направленность и содержание воспитательной деятельности по обеспечению профессионального становления каждого студента, стимулированию его профессионально-ориентированной социализации. Оно обеспечивает: становление у него педагогического мировоззрения, определяющего педагогическую направленность его личности; осознание своего социоролевого положения как педагога; деонтологические основы личности социального педагога, его чувства долга; культуру профессионально-педагогического поведения, индивидуального стиля профессиональной деятельности по выпуску, а также гражданскую позицию своего Отечества по профессиональному назначению социального педагога.
Статья поступила в редакцию 17.03.2021
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов В. И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 163-177.
2. Калабалина Г. К. Педагогические размышления: сборник / сост., ред. Л. В. Мардахаев. М.: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2015. 290 с.
3. Калабалин С. А. Педагогические размышления: сборник / сост. и ред. Л. В. Мардахаев / 2-е изд., испр. и доп. М.: Группа МДВ, 2017. 256 с.
4. Кертаева Г. М., Мардахаев Л. В. Формирование деонтологической направленности сознания будущих педагогов // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. 2015. № 4 (4). С. 17.
5. Мардахаев Л. В. Профессионально-ориентированная социализация обучающихся и необходимость её стимулирования // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. 2017. № 3 (12). С. 28.
6. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности: учебник для студентов средних и высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов. М.: Ди-рект-Медиа, 2019. 260 с.
7. Мардахаев Л. В. Педагогическая культура социального педагога, её сущность и содержание // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. 2020. № 3 (25). С. 300-313.
8. Мардахаев Л. В., Егорычев А. М., Шимановская Я. В. Деонтология специалиста социальной сферы: учебник. М.: КНОРУС, 2021. 266 с.
9. Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования: учебно-методическое пособие для организаторов воспитательной деятельности и профессорско-преподавательского состава системы высшего образования России / Е. А. Певцова, В. Е. Цибульникова, М. В. Николаев, А. С. Зинченко. М.: ИИУ МГОУ 2021. 208 с.
10. Цибульникова В. Е., Федорова Е. Н. Смыслосозидательный континуум профессиональной деятельности учителя // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2 (113). С. 275-279.
1. Belov V. I. [Professional education in the system of modern educational concepts]. In: Izvestiya Rossi-iskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Izvestia of the Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen], 2006, vol. 6, no. 14, pp. 163-177.
2. Kalabalina G. K. Pedagogicheskie razmyshleniya [Pedagogical reflections]. Moscow, Izdatel'stvo Rossi-iskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta Publ., 2015, 290 p.
3. Kalabalin S. A. Pedagogicheskie razmyshleniya [Pedagogical reflections]. Moscow, Gruppa MDV Publ., 2017. 256 p.
4. Kertaeva G. M., Mardakhaev L. V. [Formation of deontological orientation of consciousness of future teachers]. In: Tsentr innovatsionnykh tekhnologii i sotsial'noi ekspertizy [Center for Innovative Technologies and Social Expertise], 2015, no. 4 (4), pp. 17.
5. Mardakhaev L. V. [Professionally oriented socialization of students and the need to stimulate it]. In: Tsentr innovatsionnykh tekhnologii i sotsial'noi ekspertizy [Center for Innovative Technologies and Social Expertise], 2017, no. 3 (12), pp. 28.
6. Mardakhaev L. V. Sotsial'naya pedagogika: pedagogika stanovleniya i razvitiya lichnosti [Social pedagogy: pedagogy of the formation and development of personality]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2019. 260 p.
7. Mardakhaev L. V. [Pedagogical culture of a social teacher, its essence and content]. In: Tsentr innovatsionnykh tekhnologii i sotsial'noi ekspertizy [Center for Innovative Technologies and Social Expertise], 2020, no. 3 (25), pp. 300-313.
8. Mardakhaev L. V., Egorychev A. M., Shimanovskaya Ya. V. Deontologiya spetsialista sotsial'noi sfery [Deontology of a specialist in the social sphere]. Moscow, KNORUS Publ., 2021. 266 p.
9. Pevtsova E. A., Tsibulnikova V. E., Nikolaev M. V., Zinchenko A. S. Upravlenie sistemoi vospitatel'noi raboty v obrazovatel'noi organizatsii vysshego obrazovaniya: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya or-ganizatorov vospitatel'noi deyatel'nosti i professorsko-prepodavatel'skogo sostava sistemy vysshego obrazovaniya Rossii [Management of the system of educational work in the educational organization of
REFERERNCES
higher education: a teaching aid for organizers of educational activities and the teaching staff of the higher education system in Russia]. Moscow, IIU MGOU Publ., 2021. 208 p. 10. Tsibulnikova V. E., Fedorova E. N. [The meaning-creating continuum of the teacher]. In: Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2015, no. 6-2 (113), pp. 275-279.
Мардахаев Лев Владимирович - доктор педагогических наук, профессор Российского государственного социального университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Lev V. Mardakhaev - Dr Sci. (Education), Professor, Russian State Social University; e-mail: [email protected]
Мардахаев Л. В. Профессиональное воспитание в подготовке социальных педагогов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2. С. 140-148. БОТ: 10.18384/2310-7219-2021-2-140-148
Mardakhaev L. V. Professional education in training of social educators. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2021, no. 2, pp. 140-148. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-2-140-148
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
FOR CITATION