УДК 377.169.3 doi: 10.21702/rpj.2020.2.5 Оригинальная научная статья
Выделение профессионально значимых качеств бакалавра техносферной безопасности
Алексей В. Ермилов1*, Лев В. Мардахаев2, Ольга И. Воленко3
1 Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново, Российская Федерация
2 Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
3 Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация * E-mail: skash [email protected]
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0157-7712, https://ordd.org/0000-0002-9654-9246, https://orcid.org/0000-0003-0065-4314
Аннотация
Введение. Профессиональное развитие курсантов, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (далее - бакалавр), во многом характеризуется сформированностью профессионально значимых качеств. Основы профессионально значимых качеств бакалавров закладываются в вузе. Их выделение позволяет определить ориентиры для поиска путей повышения качества профессиональной подготовки. Новизна исследования заключается в распределении профессионально значимых качеств на группы в зависимости от операциональных действий бакалавра в ситуациях риска. Методы. Анализ профессионально значимых качеств осуществлялся на основе личност-но-деятельностного подхода. Исследование основано на таких методах, как анкетирование, анализ психолого-педагогической и специальной литературы. В исследовании принимали участие 71 сотрудник среднего и старшего начальствующего состава МЧС России. На первом этапе, с опорой на анализ литературы, авторами выделены 23 профессионально значимых качества, необходимые бакалавру, и четыре группы их проявления. На втором этапе, на основе данных анкетирования, качества распределялись по группам. В каждой группе отмечалось наиболее значимое качество.
Результаты. Данный раздел включает характеристику выделенных групп профессионально значимых качеств: универсальные качества (смелость); качества, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность (быстрота оценки оперативной обстановки); качества, обеспечивающие управление личным составом (лидерство); качества, позволяющие управлять собой (стрессоустойчивость).
Обсуждение результатов. Авторы рассматривают профессионально значимые качества как одну из составляющих успешности осуществления деятельности бакалавром в среде с наличием факторов риска. В заключении делается вывод, что результаты исследования представляют особый интерес для вуза. На основе выделенных качеств возможно оценить сформированность личности выпускника и видеть провалы в его подготовке. Данный аспект в педагогическом процессе вуза позволяет целенаправленно создавать специальные условия для проявления профессионально значимых качеств определенной группы.
I BY 4.0 73
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Ключевые слова
личность, бакалавр, профессиональная деятельность, значимые качества, проявление качеств, фактор риска, стрессоустойчивость, смелость, быстрота, лидерство
Основные положения
> профессиональная деятельность бакалавров предъявляет повышенные требования к их профессионально значимым качествам;
> проявление профессионально значимых качеств бакалавров зависит от осуществления операциональных действий в среде с наличием факторов риска, что позволяет объединить их в группы и выделить из их числа наиболее значимые.
> технологией формирования выделенных качеств может являться моделирование профессиональных ситуаций, при решении которых у бакалавра обеспечивается их проявление в ситуации риска
Для цитирования
Ермилов, А. В., Мардахаев, Л. В. и Воленко, О. И. (2020). Выделение профессионально значимых качеств бакалавра техносферной безопасности. Российский психологический журнал, 77(2), 73-81. doi: 10.21702/гр].2020.2.5
Дата получения рукописи: 08.05.2020 Дата окончания рецензирования: 27.05.2020 Дата принятия к публикации: 13.06.2020
Введение
Результативность и оперативность профессиональной деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы обеспечивает сохранность жизней людей и материальных ценностей государства. Как показывает практика, среди выпускников вузов МЧС России на должности, связанные с практической деятельностью, в большей степени распределяются бакалавры. Так, в 2017 году более 80 % выпускников Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России были назначены на должность начальника караула, заместителя начальника и начальника пожарно-спасательной части. Существенная особенность данных должностей заключается в обеспечении караульной службы в пожарно-спасательной части и выполнении основной боевой задачи на месте вызова.
При ликвидации чрезвычайной ситуации личный состав подвергается чрезмерной физической, психологической и психоэмоциональной нагрузке (Човдырова, 2016). На личность бакалавра оказывает влияние необходимость осуществления деятельности в ночное время суток, в непригодной для дыхания среде с учетом условий и ограничений временных ресурсов (Гринченко и Тараканов, 2018). При решении профессиональных ситуаций бакалавр обязан проявлять разумный риск и быть ответственным за подчиненный личный состав при отдаче распоряжений (Мардахаев, 2015; Карпов и Карпов, 2016).
Анализ специальной литературы позволил сделать вывод, что основными операциональными действиями бакалавра являются: - принятие решений и обеспечение их выполнения;
- включение в деятельность с сохранением управленческих функций;
- осуществление профессиональной деятельности согласно должностным обязанностям,
взаимодействуя с номерами расчета;
- оперативная оценка ситуации и произведение анализа вариантов возможных действий
с учетом тактических возможностей подразделения;
- обеспечение надежности выполнения поставленных задач в ситуациях профессионального
риска вплоть до жертвования собственной жизнью.
Выделенные операциональные действия осуществляются в экстремальной среде, которая характеризуются внезапностью, масштабностью чрезвычайной ситуации и длительностью влияния факторов риска на личность. За счет отсутствия у бакалавра необходимого опыта, недостаточного понимания им профессиональной ситуации в целом, недостаточной психологической подготовленности и низкого уровня эмоциональной устойчивости нарушается процесс выполнения профессиональной деятельности. Одним из основных факторов невыполнения поставленной задачи является возникновение у бакалавра стресса (Стрельникова, 2015). В стрессовой ситуации у недостаточно подготовленного человека возникают такие психические состояния, как сильное возбуждение, кратковременный или длительный ступор, проявляющийся в неподвижности и молчании (Шевченко и Макарова, 2016). Растерянность приводит к затруднению анализа поступающей информации, реализации неверных действий и искажению оценки временных интервалов. Это приводит к снижению эффективности, ошибкам, срывам, росту вероятности получения травмы и невыполнения поставленной задачи (Стрельникова, 2015; Жуйкова, 2015; Шипилов, Шарабанова, Зейнетдинова и Кокурин, 2017). Также важно отметить, что длительность ликвидации чрезвычайной ситуации требует постоянной мобилизации личностных ресурсов организма.
Следовательно, успешное осуществление бакалавром операциональных действий в ситуациях с наличием фактора риска зависит от ряда условий:
1) обеспеченности бакалавра информацией о профессиональной ситуации, надежности пожарных автомобилей, пожарно-технических средств и личного состава;
2) развитых профессиональных навыков, умений и качеств личности, поддерживающих работоспособность человека при решении задач в нетипичных условиях профессиональной деятельности (Шойгу и Тарасова, 2017; Hansen, Netteland, & Wasson, 2016).
На основе данного вывода определена цель исследования.
Цель исследования: выделить профессионально значимые качества, необходимые бакалавру техносферной безопасности, распределить их по группам в зависимости от обеспечения операциональных действий в ситуациях риска.
Методы
Организация исследования
Организация исследования осуществлялась в 2016 году. В качестве экспертов выступал профессорско-преподавательский состав Ивановской пожарно-спасательной академии, а также средний и старший начальствующий состав Ивановского местного пожарно-спасательного гарнизона. Общая численность экспертной группы составляла 71 человек.
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе составлена общая совокупность профессионально значимых качеств, необходимых бакалавру для обеспечения выполнения профессиональной деятельности, а также выделены основные группы их проявления. На втором
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
этапе выделенные профессионально значимые качества распределялись по группам на основе экспертных оценок. В каждой группе выделялось наиболее значимое качество.
Методы исследования
Исследование осуществлялось в рамках личностно-деятельностного подхода, который учитывает индивидуальные особенности каждого человека (Кожунов, 2016). Личностная сторона данного подхода обеспечивает выполнение бакалавром поставленных задач в профессиональной среде. Деятельностная сторона готовит бакалавров к самореализации при выполнении задач по профессиональному назначению. Опираясь на данный подход, выделены профессионально значимые качества и их проявление при выполнении бакалавром поставленных задач в среде с наличием ситуаций риска.
Выделение профессионально значимых качеств и разделение их на группы осуществлялось в процессе теоретического анализа исследований, психолого-педагогической и специальной литературы. Для распределения качеств по группам разработана анкета. Разработанная анкета представляет собой таблицу. Головная строка таблицы содержит группы проявления профессионально значимых качеств, а ее левая часть - их перечень. Анкетирование заключалось в отметке экспертами неограниченного количества качеств, необходимых для каждой группы их проявления. Также в каждой группе экспертам предлагалось отдельно выделить одно наиболее значимое качество.
Результаты
Анализ специальной литературы позволил выявить тесную взаимосвязь понятий «профессионально важные качества» и «профессионально значимые качества» (Душков, Королев и Смирнов, 2005, с. 471). Проблема понятия «профессионально важные (значимые) качества» изначально раскрыта в специальной литературе и исследованиях по военной психологии. Военными психологами подчеркивается, что для решения задач военно-профессиональной деятельности, обучения и воспитания у военнослужащих должны быть сформированы волевые черты характера, а также ценностные ориентации, мотивы, установки и физические качества (Марищук, 1982; Барабанщиков и Феденко, 1981, с. 90).
Данный аспект позволил выделить 23 профессионально значимых качества, необходимых бакалавру: быстрота оценки оперативной обстановки; быстрота принятия решений в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; быстрота реакции на неожиданное слуховое впечатление посредством определенных действий; верность профессиональному долгу; взаимовыручка; дисциплинированность (управляемость); коллективизм; лидерство; находчивость; ответственность в сложных ситуациях; профессиональная наблюдательность; решительность; самоотверженность; самооценка; самостоятельность; смелость; сообразительность; стрессоустойчивость; требовательность; уверенность в своих силах и способностях; физическая выносливость и устойчивость к физической усталости; целеустремленность в условиях отвлекающих трудностей; эмоциональная устойчивость.
Изложенный материал, а также характер профессиональной деятельности сотрудника федеральной противопожарной службы позволили выделить группы профессионально значимых качеств и дать им качественную характеристику (табл. 1).
Таблица 1
Группы проявления качеств и их качественная характеристика
№ группы Группы качеств Универсальные качества. Качества, Качественная характеристика
1 составляющие основу личности бакалавра и позволяющие ему выполнять действия по профессиональному назначению Предрасположенность бакалавра к профессиональному назначению
Качества, позволяющие осуществлять Предрасположенность бакалавра
2 профессиональную деятельность к деятельности по профессиональному
в ситуации риска назначению в ситуации риска
3 Качества, обеспечивающие управление личным составом в ситуации риска Способность бакалавра управлять личным составом в ситуации риска
4 Качества, позволяющие управлять Нравственно-психологическая
собой в ситуации риска устойчивость личности бакалавра
Результаты анкетирования сотрудников позволили распределить профессионально значимые качества по группам. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение профессионально значимых качеств бакалавра по группам
№ группы Профессионально значимые качества %
1) дисциплинированность (управляемость); 2,7
2) ответственность в сложных ситуациях; 4
3) целеустремленность в условиях отвлекающих трудностей; 9,3
4) находчивость; 20
5) уверенность в своих силах и способностях; 14,7
6) быстрота реакции на неожиданное слуховое впечатление 18,7 посредством определенных действий;
7) смелость 30,7
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Таблица 2 Распределение профессионально значимых качеств бакалавра по группам
№ группы Профессионально значимые качества %
1) быстрота оценки оперативной обстановки; 24
2) профессиональная наблюдательность; 12
3) сообразительность; 9,3
2 4) самостоятельность; 6,7
5) физическая выносливость и устойчивость к физической усталости; 18,7
6) взаимовыручка; 14,7
7) коллективизм 14,7
1) лидерство; 46,7
3 2) быстрота принятия решений в условиях отвлекающих воздействий 34,7
о и дефицита времени;
3) требовательность 18,7
1) верность профессиональному долгу; 9,3
2) решительность; 16
4 3) самоотверженность; 5,3
4) эмоциональная устойчивость; 29,3
5) стрессоустойчивость; 38,7
6) самооценка 1,3
Таким образом, в каждой группе выделены качества, позволяющие всесторонне охарактеризовать сформированность личности бакалавра в процессе обучения. К данным качествам относятся: смелость (30,7 %), быстрота оценки оперативной обстановки (24 %), лидерство (46,7 %), стрессоустойчивость (38,7 %).
Обсуждение результатов
Анализ специальной литературы и результаты исследования позволили уточнить понятие «профессионально значимые качества бакалавра МЧС России». Под данным определением понимаются качества, определяющие способность и готовность бакалавра выполнять деятельность по профессиональному назначению при ликвидации сложившейся чрезвычайной ситуации, обеспечивая управление личным составом и собой в ситуации риска, проявляя верность профессиональному долгу, решительность и самоотверженность.
Результаты экспериментальной работы подтверждаются исследованиями в специальной литературе. Так, эффективность осуществления деятельности тесно взаимосвязана
с стрессоустойчивостью, смелостью и решительностью (Власкина, 2013). Стрессоустойчивость обеспечивает адаптацию человека в экстремальных условиях, позволяя им переносить физические, интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (Шевченко и Макарова, 2016; Жуйкова, 2015). За счет смелости личность преодолевает страх перед реальной или воображаемой опасностью. Решительность оказывает влияние на быстроту выбора и принятия решений, а также выполнение последующих действий (Глазунов и Сидоров, 2016). Лидерство обеспечивает собственное Я в сознании человека и является совокупностью социально-коммуникативных и социально-психологических средств обеспечения организованности социальных общностей (Лозова, 2017; Мартенс, 2018). Показателями сформированности выделенных профессионально значимых качеств являются умения бакалавра - выбирать и принимать управленческие решения, прогнозировать свои дальнейшие действия, анализировать обстановку, а также осуществлять операциональные действия на уровне номера и командира пожарного расчета.
Заключение
Авторы статьи не подменяют понимание о сущности профессионально значимых качеств курсантов-бакалавров, а дополняют ее в разделе подготовки в вузах МЧС России.
Распределение профессионально значимых качеств на группы позволит осуществлять оценку профессионального становления личности бакалавра в вузах МЧС России и обеспечить ее корректировку в рамках целенаправленного педагогического процесса (Sizikova, Anikeeva, Galkina, Ма^акИаеч Starovojtova, & Макагоч 2015; ЕдогусИеч Ма^аИаеч КуЬа^а, Fomina, & $шкоуа, 2014; Мардахаев и Макаренко, 2015; Романов, 2015; ккЫпа, ккЫп, Davydenko, Shehovskaya, & Krolevetskaya, 2016; Isaeva, Mamatova, Kovalenko, & Kurganskiy, 2016; Levanova, Sleptsova, Мприп^а, & Mazkina, 2018). Для обеспечения данного аспекта необходимо, чтобы подготовка в вузах дополнялась развитием личностных качеств за счет мотивации к саморазвитию (Мигунова, 2016). Важно подчеркнуть, что особое внимание необходимо уделять интеллектуальной, волевой, эмоциональной и физической сферам личности (Цилик, 2015). При этом профессорско-преподавательский и командный состав обязан непрерывно совершенствовать выделенные профессионально значимые качества бакалавра через оперативные образы типичных и нетипичных ситуаций (Аникеева, 2013). Достижение данной цели обуславливает необходимость применения моделирования профессиональных ситуаций, которые будут способствовать возникновению динамики эмоциональных состояний, обеспечивая развитие у личности способности к саморегуляции (Васильев, 2017; Попова, 2018).
Литература
Аникеева, Н. В. (2013). Значение волевых качеств личности в профессиональном становлении.
Вестник Московского университета МВД России, 5, 242-245. Барабанщиков, А. В. и Феденко, Н. Ф. (ред.) (1981). Основы военной психологии и педагогики:
Учебное пособие. Москва: Воениздат. Васильев, Б. Ю. (2017). Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов. Профессиональное образование в России и за рубежом, 1 (25), 77-83. Власкина, И. В. (2013). Корреляции профессионально важных качеств и эффективности профессиональной деятельности работников сферы «человек - человек». Образование и наука, 3 (102), 75-87.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Глазунов, Ю. Т. и Сидоров, К. Р. (2016). Семейства психологических свойств независимых волевых качеств. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 26(4), 50-59. Гринченко, Б. Б. и Тараканов, Д. В. (2018). Модель управления безопасностью при работах на пожарах в непригодной для дыхания среде. Пожаровзрывобезопасность / Fire and Explosion Safety, 27(6), 45-51. Душков, Б. А., Королев, А. В. и Смирнов, Б. А. (2005). Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь. Москва: Академический Проект: Фонд «Мир».
Жуйкова, И. В. (2015). Стрессоустойчивость как профессионально-важное качество сотрудников противопожарной службы. Перспективы науки, 3 (66), 21-24. Карпов, А. В. и Карпов, А. А. (2016). Процессы принятия решения в структурной организации деятельности. Российский психологический журнал, 13(2), 132-155. doi: 10.21702/rpj.2016.2.11 Кожунов, К. А. (2016). Личностно-деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у курсантов военного вуза. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 5, 71-76. Лозова, O. (2017). Психосемантика л^ерства у буденнм св^омосл студенев. Педагог'1чний
процес: теорiя i практика, 3 (58), 60-65. doi: 10.28925/2078-1687.2017.3.6065 Мардахаев, Л. В. (2015). Нравственные основы личности современного офицера. Вестник
академии военных наук, 4 (53), 53-58. Мардахаев, Л. В. и Макаренко, В. С. (2015). Социокультурная среда военного вуза в формировании активной позиции защитника Отечества. Ученые записки Российского государственного социального университета, 74(4), 126-132. doi: 10.17922/2071-5323-2015-14-4-126-132 Марищук, В. Л. (1982). Психологические основы формирования профессионально значимых качеств (докторская диссертация). Ленинградский ордена Ленина и Трудового Красного Знамени государственный университет им. А. А. Жданова. Военный дважды Краснознаменный институт физической культуры, Ленинград. Мартенс, О. К. (2018). Сущность и природа лидерства. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 1, 76-84. doi: 10.18384/2310-7227-2018-1-76-84 Мигунова, Ю. С. (2016). Закономерности влияния мотивационной сферы командиров младшего звена на направленность межличностных отношений. Российский психологический журнал, 73(3), 312-327. doi: 10.21702/rpj.2016.3.18 Попова, С. И. (2018). Технология регулирования эмоциональных состояний учащегося.
Российский психологический журнал, 75(1), 187-204. doi: 10.21702/rpj.2018.1.9 Романов, Д. А. (2015). Процессуальные модели становления личностно-профессиональных качеств.
Научные труды Кубанского государственного технологического университета, 3, 176-199. Стрельникова, Ю. Ю. (2015). Психологическая коррекция посттравматических симптомов и изменений личности у сотрудников МЧС России, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 8(2), 25-33. Цилик, В. А. (2015). Оценка профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД в зависимости от вида профессиональной деятельности. Психопедагогика в правоохранительных органах, 3 (62), 113-116.
Човдырова, Г. С. (2016). Психологические профессионально важные качества оперативных сотрудников различных направлений деятельности системы МВД России. Вестник Московского университета МВД России, 6, 197-204. Шевченко, Т. И. и Макарова, Н. В. (2016). Динамика копинг-поведения пожарных в процессе
профессиональной деятельности. Вестник МАНЭБ, 27(1), 65-74. Шипилов, Р. М., Шарабанова, И. Ю., Зейнетдинова, О. Г. и Кокурин, А. К. (2017). Особенности адаптации курсантов образовательных организаций высшего образования к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. В мире научных открытий, 9(1), 78-89. doi: 10.12731/ wsd-2017-1-78-89
Шойгу, Ю. С. и Тарасова, А. А. (2017). Выделение профессионально важных качеств инспектора Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Российский психологический журнал, 74(4), 267-295. doi: 10.21702/rpj.2017.4.13 Egorychev, A. M., Mardahaev, L. V., Rybakova, A. I., Fomina, S. N., & Sizikova, V. V. (2014). Society and education in the early of XXIth century: Integration of tradition and innovation. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 5(2), 82-91. Hansen, C., Netteland, G., & Wasson, B. (2016). Learning analytics and open learning modelling for professional competence development of firefighters and future healthcare leaders. CEUR Workshop Proceedings, 7607, 87-90. Irkhina, I. V., Irkhin, V. N., Davydenko, T. M., Shehovskaya, N. L., & Krolevetskaya, E. N. (2016). Technology of didactic system development management of the teacher under professional activity conditions. The Social Sciences (Pakistan), 7 7(10), 2479-2482. doi: 10.3923/ sscience.2016.2479.2482 Isaeva, N. I., Mamatova, S. I., Kovalenko, V. I., & Kurganskiy, S. I. (2016). The study on the professional culture as a system-making competence of the future specialist. The Social Sciences (Pakistan), 7 7(4), 529-534. doi: 10.3923/sscience.2016.529.534 Levanova, E. A., Sleptsova, M. V., Khripunkova, O. V., & Mazkina, O. B. (2018). Pedagogical functions within the educational process, Espacios, 39(43), 22. Sizikova, V. V., Anikeeva, O. A., Galkina, T. A., Mardakhaev, L. V., Starovojtova, L. I., & Makarov, V. E. (2015). Experimental study of the possibilities of professional activity standardization in the social work: Russian experience. Biosciences Biotechnology Research Asia, 72(1), 895-901. doi: 10.13005/ bbra/1737
Конфликт интересов отсутствует