Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание студентов в условиях студенческого самоуправления'

Профессиональное воспитание студентов в условиях студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борзых И. Н.

Borzykh I.N. professional training of students in conditions of students' self-government. This article is devoted to the problem of professional training of a future state servant in conditions of students' self-government. The retrospective analysis of the notion «professional training» in the national pedagogy is conducted. Normative-legal documents, characterizing students' self-government in a modern institution of higher professional education are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание студентов в условиях студенческого самоуправления»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И.Н. Борзых

Borzykh I.N. Professional training of students in conditions of students’ self-government. This article is devoted to the problem of professional training of a future state servant in conditions of students’ selfgovernment. The retrospective analysis of the notion «professional training» in the national pedagogy is conducted. Normative-legal documents, characterizing students’ self-government in a modern institution of higher professional education are presented.

Развитие отечественного образования в ближайшее десятилетие предопределит положение России в мировом сообществе в XXI в. Сегодня очевидна обусловленность социального и экономического прогресса общества уровнем развития его культуры и образования [1, с.69]. В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней». В силу сложившихся исторических особенностей российское образование выступает не только как «фактор воспроизводства кадров», но как фундамент их профессионального воспитания.

В отечественной педагогике профессиональное воспитание появилось в литературе в начале 60-х гг., когда вышла монография А.П. Веселова «Профессиональное воспитание в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразования» (1961). Речь в этой работе шла, в основном, о профессиональной подготовке рабочих в профессионально-технических училищах [2, с. 231]. В дальнейших публикациях профессиональное воспитание понималось как формирование положительного отношения к профессии и развитие качеств личности, способствующих производительности труда и удовлетворенности профессиональным выбором [4, с. 85]. В 1978 г. опубликована монография

Н.Н. Дьяченко, посвященная профессиональному воспитанию молодежи, где данная проблема рассматривалась как составная часть образования в целом. Главная его задача, по определению автора, состоит в фор-

мировании профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда. Это возможно, если формировать у молодежи сознательное отношение к выбору профессии, устанавливать профессиональную пригодность молодых людей к тому или иному виду трудовой деятельности, изучать содержание профессий, обеспечивать молодежь информацией о потребностях предприятий и регионов в профессиях разного типа [5, с. 114].

Рассмотрим особенности профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих, от уровня нравственной и эстетической культуры, широты интересов и гражданской позиции которых напрямую зависят результаты дальнейшего развития российского общества. Профессиональное воспитание будущих государственных служащих - сложная, многоаспектная социокультурная и психолого-педагоги-ческая проблема современного высшего профессионального образования. Профессиональное воспитание в этом ключе можно определить как систему мер и способов воздействия воспитателя и формирования у воспитанников определенных профессиональных качеств специалиста (В.В. Кутузов); воспитание профессиональной рефлексии (О.А. Леонова); целостное психолого-педаго-гическое явление, обусловленное совокупностью социально-политических, социокультурных, экономических, организационнопедагогических условий и факторов, в которых осуществляется подготовка будущего государственного служащего к реализации им ответственных социальных функций (А.В. Репринцев) (табл. 1).

Таблица 1

Сводная таблица определений и целей профессионального воспитания в контексте подготовки будущего государственного служащего

Определения и цели профессионального воспитания Автор и год публикации Авторское дополнение в контексте подготовки будущего государственного служащего

Формирование положительного отношения к профессии и развитие качеств личности, способствующих производительности труда и удовлетворенности профессиональным выбором. А.А. Дворовенко, 1974. Формирование индивидуальных качеств специалистов государственной и муниципальной службы, исходя из требований общества и государства.

Формирование профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда; сознательное отношение к выбору профессии. Н.Н. Дьяченко, 1978; A.П. Беляева, 1989; B.И. Белов, 1984. Необходимо взаимодействие и соучастие студентов.

Формирование отношения к профессии, подготовка к решению педагогических проблем в школе (профессиональное воспитание будущего учителя). С.Б. Елканов, 1989. Высокая социальная активность, стремление к поиску нового и способность нахождения нестандартных решений профессиональных и жизненных задач.

Специально организованный и контролируемый процесс приобщения учащегося к профессиональному труду в ходе профессионального становления в качестве субъекта этой деятельности. Управление обстоятельствами, способствующими формированию у учащихся профессиональной направленности, любви и интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла профессионального труда и одновременно его значимости для себя, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля. Формирование отношения к себе как субъекту деятельности (включая оценку собственных возможностей, способностей, склонностей, мотивов и профессиональных ценностей), к другим (как представителям профессиональной общности и коллегам в конкретном деле), к профессии (как средству достижения жизненных ценностей, самовыражения и самоутверждения). Б.С. Патралов, Н.Ф. Гейжан, 1994; B.Т. Лисовский, 1999; C.В. Рачина, 1997. Отстаивание интересов общности, развитие субъектности, способности к самоуправлению.

Перестройка самосознания учащегося с психологической позиции школьника, ученика на позицию специалиста, включенного в профессиональные отношения. Изменение направленности общих и частных самооценок субъекта деятельности, перестройка мотивации с приоритета «мне интересно» на «я способен». М.И. Иванюк, 1981; Н.Ф. Гейжан, 1981, 1995; И.И. Иванова, 2001. Перестройка самосознания с психологической позиции студента-объекта на позицию специалиста-субъекта; перестройка мотивации с приоритета «я хочу» на «я сделаю», «я изменю».

Формирование чувства верности Конституции, уважения к своей профессии, убежденности в необходимости постоянного повышения своего профессионального мастерства, общественной значимости профессии сотрудника органов внутренних дел. Х.Х. Лойт, Е.Д. Проценко, В.П. Сальников, A.В. Стремоухов, Э.В. Суслин, B.И. Хальзов, 1996; В.П. Давыдов, 1996; А.В. Буданов, И.А. Латкова, 1997; А.А. Федотов, 1999; Необходимо и для студентов - будущих государственных и муниципальных служащих.

Определения и цели профессионального воспитания Автор и год публикации Авторское дополнение в контексте подготовки будущего государственного служащего

Ю.В. Богомолов, 1999; А.С. Боровых, 2000.

Формирование отношения к труду; отношения к людям в процессе труда; отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Формирование отношения к профессии: освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности и принципиальных в ходе ее осуществления решений - социальных, экономических и нравственных. A.M. Кузьмин, 1999; B.А. Шуваев, 2000. Условия для роста профессионального мастерства, нравственного, духовного и физического развития специалиста государственной службы.

Двусторонний процесс подготовки студентов к жизни и профессионально-трудовой деятельности. Н.Н. Долгих, 2001. Двусторонний процесс профессионального воспитания будущих государственных служащих подразумевает также учет интересов общества (сохранение стабильности, общих цивилизационных норм существования) и специфических интересов индивидуальности (оставить неповторимый след в жизни общества).

Процесс формирования источников профессиональной активности, направленной на освоение содержания и методов профессиональной деятельности. В.Д. Провоторов, 2001. Следует учитывать процесс профессиональной адаптации к учебнопрофессиональной деятельности, взаимодействию в коллективе.

Субъектное становление специалиста. Н.М. Борытко, 2002. Ответственность за свои действия.

Специально организованная целенаправленная совместная деятельность сотрудников факультетов, курсов, других субъектов и курсантов (слушателей) с учетом влияния общества, государства, их институтов и учреждений, обеспечивающая создание условий для развития и саморазвития личности, отвечающей потребностям будущей профессии и общества. Взаимодействие субъектов воспитания с целью формирования и развития профессионально-важных качеств и выработки стремления к самосовершенствованию в интересах решения служебных задач. B.В. Анциферов, 2002; C.Л. Рыков, 2002; М.А. Демина, 2003. Диалектика процессов воспитания и самовоспитания; управления и самоуправления.

Формирование, подготовка и развитие профессионально ориентированного сотрудника, обладающего государственно-правовым мировоззрением, способностями к разностороннему развитию и владеющего устойчивыми навыками исполнения должностных обязанностей. «О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в ОВД РФ»: решение Коллегии МВД России, 2003. ...обладающего социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке.

Развитие профессионального сознания будущего специалиста. Т.Н. Гущина, 2004; Е.Е. Чудина, 2004. Профессионально-личностное саморазвитие.

Формирование системы ценностей и самосознания обучаемого как субъекта профессионального труда: обогащение профессиональных ценностей, формирование отношения к профессии и представителям профессиональной общности, к коллегам по работе, осознание и оценка себя как будущего субъекта деятельности (в том числе своих знаний, умений, способностей), относящихся к себе, как к профессионалу. Ч.М. Бурханов, 2004 Воспитание толерантности, уважения к идеям и мнениям других людей, учет их интересов и уважительное отношение к образу жизни, поведению людей, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящее за нормы требований законов.

Тем самым, профессиональное воспитание будущего государственного служащего рассматривается нами как сознательно организованный процесс, в котором студент выступает как субъект собственного развития, самопознания, самовоспитания и самореализации, когда осуществляется присвоение личностью духовно-нравственных, профессиональных ценностей, аккумулированных в культуре, истории, литературе, психологии. Образованность вне общей культуры превращает личность в хранилище знаний об окружающем мире [9, с. 19-20].

Эффективным средством профессионального воспитания, на наш взгляд, является студенческое самоуправление.

Вопросы организации самоуправления учащейся молодежи всегда вызывали и в науке, и на практике острые дискуссии. Рассматривая их с точки зрения педагогов разных эпох, а также принимая во внимание современные суждения по данному феномену, можно выделить ряд проблемных областей, вызывавших в среде педагогов-специалистов наибольшие споры, а именно:

- в раскрытии самого определения педагогического явления «самоуправление учащихся»;

- в оценке характера и пространности предоставляемых реальных полномочий обучающимся в детских и других учебных заведениях по управлению важными сторонами их деятельности;

- в понимании форм и пределов совместности между воспитанниками и воспитателями в процессе решения организаторских задач, где «на чаше весов» оказывались, с одной стороны, педагогическое управление, с другой - ученическое самоуправление;

- в диалектике процессов коллективо-образования и развития самоуправления учащихся и др. [3, с. 196].

Отметим, что многие продуктивные идеи и методики развития самоуправления учащихся возникли в недрах советского школьного воспитания, несмотря на то, что это была, как принято называть, эпоха авторитаризма и единомыслия.

На этапе модернизации российского образования начала XXI в., связанной, в первую очередь, с его гуманизацией и демокра-

тизацией, тем более понятен вновь возросший интерес к проблеме самоуправления учащейся молодежи. Определение новых целевых установок, задач, содержательных аспектов, механизмов функционирования института студенческой инициативы как важного компонента воспитательной системы вуза, обусловлено современной стратегией профессионального воспитания будущего специалиста, разработка которой является частью общей Концепции модернизации системы российского образования [8, а 3]. Концепция модернизации - это не просто программа назревших перемен в образовательной сфере, это также и новая философия образования, которая определяет его новые цели и новые ценности, вводит в контекст всеобъемлющих модернизационных процессов, протекающих ныне в России, в ее экономике, культуре, социальной сфере.

Главным направлением реформы российского образования является поворот к человеку, к его индивидуальности. Происходит переориентация всей системы образования с интересов государства на интересы личности, общества, социальных групп. Студенческое самоуправление, в этой связи, является важным составляющим компонентом структуры воспитательной деятельности образовательного учреждения, а также одним из важных критериев оценки ее качества [10, с. 13].

Определяющее значение для внедрения в практику работы высших учебных заведений действенных подходов к развитию студенческого самоуправления имеет всестороннее концептуальное обоснование его предназначения и воспитательной значимости.

В уточнении концептуальных положений о развитии самоуправления студенческой молодежи в нашем исследовании мы руководствовались тремя источниками:

- анализом документов Министерства образования Российской Федерации (ныне Министерства образования и науки РФ) последних лет, касающихся позиций по данному вопросу [6, с. 28];

- результатами и выводами, полученными по данной проблематике в специально организованных педагогических исследованиях, свидетельствующих о состоянии ее теоретической разработанности;

- обобщением и выявлением уровня организации студенческого самоуправления в реальном опыте вузов [7].

Раскроем более подробно выделенные векторы анализа.

I. На сегодняшний день по линии деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации существует определенный пакет документации, имеющий как нормативно-правовую силу, так и носящий рекомендательный характер, который может рассматриваться в качестве регулятивной ценностно-нормативной основы для понимания актуальности студенческого самоуправления в вузе.

Располагая эти документы по их иерархической значимости, целесообразно, в первую очередь, упомянуть о положении, содержащемся в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в котором отмечается, что студенты имеют право «участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высшим учебным заведением» (гл. 3, ст. 16, п. 2.). Опираясь на выделенное положение этого важного законодательного документа, можно говорить о реальности тенденции к расширению диапазона прав студенческой молодежи в жизни современного вуза.

Среди других документов, задающих актуальные стратегические ориентиры для всемерного развития студенческого самоуправления, можно назвать следующие:

- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации».

- Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. № 1275).

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

- Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, одобренная решением Правительственной комиссии по делам молодежи от 05.12.2001 г. № 4.

- Проект межведомственной программы «Студенчество России» (2002-2006 годы) и др. [10, с. 39-40].

Таким образом, проблема профессионального воспитания сегодня является достаточно актуальной. Использование студенческого самоуправления в вузе позволяет повысить эффективность данного процесса, тем самым обеспечив конкурентоспособность выпускников.

1. Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2005.

2. Веселов А.П. Профессиональное воспитание в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразовании. М., 1961.

3. Воспитательная работа в современном вузе / под ред. З.Г. Нигматова. Казань, 2003.

4. Дворовенко А.А. Отношение учащихся к профессии и задачи профессионального воспитания // Труды лаборатории социально-педагогических проблем профессиональной ориентации учащейся молодежи. Кемерово, 1971. Вып. 1. С. 85-94.

5. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание молодежи. М., 1978.

6. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Бюллетень государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию / сост. Н.С. Шаблыгина; под ред. Т.В. Николаева. М., 1996. № 10.

7. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации от 02.10.2002 г., № 15-52-468/15-01-21.

8. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук. Курск, 2001.

9. Салов С.М. Мониторинг профессионального воспитания будущего педагога как условие повышения эффективности образовательного процесса вуза: дис. . канд. пед. наук. Курск, 2006.

10. Шафигулина Н.Т. Развитие форм организации студенческого самоуправления в педагогическом вузе: дис. . канд. пед. наук. Казань, 2005.

Поступила в редакцию 27.10.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.