Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание студентов аудиовизуальными средствами социальной рекламы'

Профессиональное воспитание студентов аудиовизуальными средствами социальной рекламы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / SOCIAL ADVERTISING / ЗНАК / SIGN / СИМВОЛ / SYMBOL / МУЗЫКА (ЗВУК) / MUSIC (SOUND) / ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ / AUDIOVISUAL MEANS / VISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шершукова Елена Владимировна

Визуальная грамотность становится неотъемлемой частью общей культуры личности, рассматривается в различных аспектах: как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия, как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектами восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы. Следовательно, аудиовизуальные средства включают в себя следующие составляющие: знак, символ, музыка (звук), зрительный образ (герой).V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

isual literacy becomes an integral part of the general culture of the person, and is considered in various aspects: as the communication process between object and the subject of perception, as interaction of elements of visual image with subjects of perception and as ability of the subject to adequately perceive and produce the visual image. Hence, audiovisual means include the following components: a sign, a symbol, music (sound), a vision (hero). We will consider each element in more detail

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание студентов аудиовизуальными средствами социальной рекламы»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (32) 2009 г.

Результатом формирования оптимального уровня готовности к использованию технических средств у специалистов культуры и искусств становится хорошее самочувствие специалиста, который в процессе осуществления своей профессиональной деятельности испытывает: чувство удовлетворения интеллектуальной, познавательной потребности, мотивации достижения; радость от своего успеха, открытия чего-то нового; предвкушение интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.

Вся палитра технических средств для сферы социально-культурной деятельности должна быть выстроена с учётом не только освоения новых технологий, но и использования всех изобразительно-выразительных средств для создания эмоционального состояния человека.

Процесс синтеза современной аудиовизуальной техники, информационных технологий и художественного творчества является триединой задачей в области подготовки специалиста сферы культуры и искусств в сегодняшнем очень динамическом и технологическом мире.

Примечания

1. Дворко Н. И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы: автореф. дис. ... докт. искусствоведения / Н. И. Дворко. - М., 2004.

2. Зинчук А. Третья рука человечества / А. Зинчук // Театральная жизнь: Литературно-художественный журнал. - Вып. №5-6. - М., 1998.

3. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: учебное пособие / С. Д. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Е. В. Шершукова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

Визуальная грамотность становится неотъемлемой частью общей культуры личности, рассматривается в различных аспектах: как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия, как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектами восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы. Следовательно, аудиовизуальные средства включают в себя следующие составляющие: знак, символ, музыка (звук), зрительный образ (герой). Ключевые слова: образование в сфере культуры, аудиовизуальные средства, социальная реклама, знак, символ, музыка (звук), зрительный образ.

Visual literacy becomes an integral part of the general culture of the person, and is considered in various aspects: as the communication process between object and the subject of perception, as interaction of elements of visual image with subjects of perception and as ability of the subject to adequately perceive and produce the visual image. Hence, audiovisual means include the following components: a sign, a symbol, music (sound), a vision (hero). We will consider each element in more detail. Keywords: liberal education, audiovisual means, social advertising, sign, symbol, music (sound), vision.

В связи с тем, что в обучении применяются аудиовизуальные средства, которые тесно связанные с информатизацией образования, проблемы восприятия и анализа визуальных сообщений вошли в круг вопросов современных исследователей (П. И.

Бабочкин, Е. В. Бондаревская, В. М. Коротов, В. Т. Лисовский, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Н. Л. Селивнов, Н. М. Таланчук, Т. А. Флоренская и др.). Сегодня процесс преподавания обогащается различными современными технологиями, нацеленными на вовлечение студента в учебную деятельность как субъекта обучения, при этом реализуется методологический принцип деятельностного подхода, при котором не только преподаватель учит, а студент учится сам в процессе собственной деятельности, развиваясь как личность. Установлено, что человек получает 90% усваиваемой информации посредством зрения и восприятия, что говорит об эффективности аудиовизуальных средств передачи информации (В. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Дж. Дебс, Д. А. Дондис, В. П. Зинченко, В. Ф. Ломов и др.). За многовековую историю человечество выработало различные типы графических изображений, виды звуков, с помощью которых происходит обмен информацией. Знание правил и средств аудиовизуальной информации, а также умение их реализовать в учебной и профессиональной деятельности востребованы в условиях увеличивающейся информационной нагрузки и внедрения новых компьютерных и мультимедийных технологий.

Вопрос об эффективности передачи и усвоения информации является одним из главных на протяжении последних десятилетий. Соответственно, особенностью педагогического профессионализма является единство знаний и действий, поэтому теоретическое познание и усвоение способов конструирования ситуаций поведения, которые могут быть направлены на себя и на других людей, являются необходимой частью профессиональной подготовки будущих педагогов.

Визуальная грамотность становится неотъемлемой частью общей культуры личности, рассматривается в различных аспектах: как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия, как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектами восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы.

Аудиовизуальные средства включают в себя следующие составляющие: знак, символ, музыку (звук), зрительный образ (герой). Рассмотрим более подробно каждый элемент.

Ю. П. Тен в книге «Символы России и зарубежных государств» пишет: «Знак — это чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и передачи сообщений. Знак конкретен, практичен, недвусмыслен» (4).

Другими словами, знак он выполняет функцию указания на внутреннее содержание и практическую значимость той или иной вещи, явления, предмета и способа использования этой вещи в деятельности человека.

Проводя сравнение понятий «символ» и «знак», следует понять главное, что различие между ними заключается в том, что символ стремится к однозначности, а знак — к многозначности. В частности, знаки используются как указатели скрытой сущности неких предметов или явлений. В контексте определенной культурной ситуации они «превращаются» в символы, наполняясь более глубоким содержанием (4).

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что «знаком является все то, что мы используем для выражения чего-либо в процессе общения, тем самым подтверждая, что каждый объект, даже если он не знак, имеет право означать (выражать), другими словами, коммуницировать» (1), помогая формировать аналитические умения в условиях применения аудиовизуальных средств в процессе профессиональной подготовки студента.

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (32) 2009 г.

Слово «символ» происходит от древнегреческого слова 8ишЬо1оп, которое обозначает такие понятия, как:

1) знак, признак;

2) пароль, сигнал, чувственный знак;

3) знамение, предзнаменование (4).

Исследователь проблем социальной рекламы О. О. Савельева представляет символ как «...частный случай знака. Это знак, вызывающий единообразную социальную реакцию (обручальное кольцо, например)» (3).

Необходимо отметить, что на практике изучаются в основном лишь знаково-выразительные комплексы, и поэтому отдельно существуют науки о гербах (геральдика), наука о печатях (сфрагистика), об орденах и медалях (фалеристика); отдельно изучаются виды искусства, воинская униформа, где символы, знаки и их сочетания в орнаменте составляют порой более половины изображений, применяемых как в коммерческой, так и в социальной рекламе в качестве выразительного средства. Их роль очевидна.

Знаково-символическая система, по мнению Ю. П. Тена, включает:

— исторически сложившийся фонд знаков, созданных со времен Античности;

— социалистическую символику, родившуюся в нашей стране после Октябрьской революции 1917 года и получившую развитие в странах Европы, Азии, Африки и Америки после Второй мировой войны, представляя особый феномен рекламы в плане международного и торгового сотрудничества;

— культурный пласт знаков народа Востока, которые использовали многие века древнейшие азиатские цивилизации, сохранившие значение в странах Азии и составляющие немалую часть современного мира символики в рекламе этих и других стран;

— новейшие знаки, которые были вызваны к жизни событиями нового времени — атомные и антиатомные символы, знаки общественных движений и т.д. (5).

На наш взгляд, представленная система логична, научно аргументирована, интересна.

Немаловажным фактором в механизме знаково-выразительных средств социальной рекламы является квалифицированное толкование алфавита знаков (символов). Напомним, что последние принадлежат к азам понятий из области истории и теории общественного сознания, культуры и экономики. Неверная интерпретация их мешает правильному пониманию и усвоению межкультурной коммуникации. Можно утверждать, что состояние социальной рекламы, ее качественных параметров и практического применения, ее этических норм и принципов во многом зависит от умения специалиста по рекламе рассчитать точный выход на «свою» целевую аудиторию.

Наш практический опыт показывает, что в образовательном процессе необходимо пользоваться не только наглядными материала, но и мультимедийными средствами. Сразу оговоримся, что в качестве аудиовизуальных средств нами рассматривается серия видеороликов социальной рекламы, специально подготовленных в педагогическом и режиссерском плане. Нашей целью является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования аудиовизуальными средствами социальной рекламы аналитических умений, способствующих профессиональному развитию будущих педагогов. В качестве элемента может выступать видеоролик, где образ играет не последнюю роль. Современная реклама, включая социальную сторону, а также рекламные продукты, — это часть виртуального, художественного пространства, прежде всего — творение и творчество деятельности человека. Рекламное сообщение или обращение доносит

до воспитанника зрительный, виртуальный образ.

Отметим также, что очень важное место в современной социальной рекламе занимает образ положительного героя в целом как для детей, так и для более взрослого поколения. Создание рекламного «положительного» или «отрицательного» образа занимает большой промежуток времени, так как от качества созданного виртуального, художественного пространства и героя, существующего в нем и транслирующего социальную проблему с телеэкранов, зависит и активность покупателей данного товара на рынке. Из вышесказанного следует, что визуальный образ оказывает большое влияние на принятие решения о совершении того или иного поступка.

Каждая целевая аудитория характеризуется определенными критериями при восприятии будущего «рекламного героя». Для взрослого населения страны, а именно молодежи, для создания виртуального героя в социальной рекламе в основном необходимо наличие следующих визуальных характеристик: отсутствие раздражения от его появления на экране телевизора; мимика выразительная и привлекательная, ухоженность или наоборот в зависимости от поставленной социальной проблемы; вежливость и обходительность.

Примечания

1. Кафтанджиев Х. Семиотика абсолюта / Х. Кафтанджиев. - М.: РИП-холдинг, 2006.

2. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: [учеб. пособие для студ. филол., линг. и переводовед. фак. высш. учеб. заведений] / Н. Б. Мечковская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Савельева О. О. Введение в социальную рекламу / О. О. Савельева. - М. РИП-холдинг, 2006.

4. Тен Ю. П. Символы России и зарубежных государств / Ю. П. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

5. Чаган Н. Г. Социокультурные основания рекламы: теоретический и технологический аспекты: дис. ... док. пед. наук / Н. Г. Чаган.

А. Б. Конобеева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Модернизация современного образования в России вызвана необходимостью в эффективной и гибкой образовательной системе. Приоритетными задачами высшего профессионального образования становятся формирование культуры коммуникаций, активного самопознания, самообразования, саморазвития, самоорганизации и самоопределения, передача знаний и умений у студентов, подготовка будущих специалистов к самостоятельности и ответственности, построение мыследеятельностного содержания высшего образования. Ключевые слова: образование в сфере культуры, методология, европейское образовательное пространство, высшая профессиональная школа, мыследеятельностное содержание, компетентность, мыследеятельностное содержание, рефлексивный процесс, самообразовательная деятельность студентов, инновационная практика, Болонский процесс.

Modernization of modern formation in Russia is caused by necessity for effective and flexible educational system. Priority problems of the higher vocational training are formation of culture of communications, active self-knowledge, self-education, self-development, self-organising and self-determination, transfer of knowledge and abilities at students, preparation of the future experts for independence and responsibility. Teaching in the higher vocational school during the present period is connected with construction higher education maintenances. Keywords: liberal education, methodology, the European educational space, the higher vocational school, the maintenance, competence, the maintenance, reflective process, self-educational activity of students, innovative practice, Bolonsky process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.