Н. Н. Шептун
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматривается проблема формирования у будущих специалистов сферы культуры и искусства готовности к применению технических средств в профессиональной деятельности. На основе анализа эмпирических материалов выделено три уровня готовности специалиста к использованию технических средств: критический, допустимый, оптимальный. Ключевые слова: образование в сфере культуры, готовность, технические средства, уровни готовности специалиста к использованию технических средств.
In this article the problem of forming for the future specialists of sphere of culture and art of readiness is examined to application of hardwares in professional activity. On the basis of analysis of empiric materials three levels of readiness of specialist are selected to the use of hardwares: critical, possible, optimum. Keywords: liberal education, readiness, hardwares, levels of readiness of specialist to the use of hardwares.
Сложившаяся социально-политическая и социокультурная ситуация в нашей стране предопределила необходимость поиска новых направлений развития общества, что объективно требует подготовки специалистов, способных к продуктивной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры, готовностью к решению сложных задач в условиях быстро меняющейся социальной действительности.
Современный период развития мирового сообщества характеризуется усилением роли технических и аудиовизуальных средств в социально-культурной деятельности, необходимостью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в очень динамичном и технологическом мире. Очевидно, что в этих условиях приоритетным становится анализ сущности, механизмов и технологий формирования у будущих специалистов сферы культуры и искусства готовности к применению технических средств, исследование динамики этого процесса, особенностей организации и реализации в процессе профессиональной подготовки.
Изучение теории и практики подготовки будущих специалистов сферы культуры и искусств показывает, что формирование готовности личности к применению технических средств в профессиональной деятельности в ходе образовательного процесса не всегда проектируется и реализуется; отсутствуют адекватное системное и технологическое подкрепление этого процесса, что в значительной степени сказывается на качестве подготовки выпускников.
Таким образом, сегодня нам, специалистам сферы культуры и искусства, в первую очередь следует обратить внимание на:
— совершенствование качества профессиональной подготовки будущих специалистов сферы культуры и искусства, которая должна включить формирование готовности применять технические средства в профессиональной деятельности;
— определение научно-педагогических основ формирования у будущих специалистов сферы культуры и искусства готовности к продуктивному применению технических средств и разработки адекватных системы и технологии, обеспечивающих подготовку специалистов, отвечающих предъявляемым требованиям.
Научные исследования в области подготовки студентов к использованию техни-
ческих средств получили достаточно широкое и глубокое развитие в трудах В. С. Аксёнова, А. А. Наумова, Н. И. Дворко, В. А. Вадюшина, А. А. Шимова, Л. Ц. Шкапа, В. С. Баркова и др.
Однако, несмотря на разносторонность охвата многих вопросов и несомненную теоретическую и прикладную значимость данных исследований, следует отметить, что проблема формирования у будущих специалистов сферы культуры и искусства готовности к применению технических средств в профессиональной деятельности остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения.
Под готовностью к профессиональной деятельности принято понимать такое психическое состояние человека, когда он осознаёт цели своего труда, способен анализировать и оценивать производственную ситуацию, выбирать целесообразные способы действия, предвидеть возможные затруднения и пути их предупреждения и преодоления, анализировать и оценивать достигнутые результаты. Многие педагоги, считают профессиональную готовность одним из критериев результативности процесса подготовки, представляют ее как систему интегративных свойств, качеств личности и установку на будущую деятельность специалистов.
Рассматривая проблему готовности студента к использованию технических средств в профессиональной деятельности, следует учитывать роль положительного отношения к учебной деятельности, способствующего мобилизации внутренних сил личности. Активность, лежащая в основе готовности, находится на интегральном уровне; на уровне установки она фиксируется в узко заданном направлении. В качестве составных элементов готовности рассматриваются либо отношение к деятельности, либо установку, а также мотивы деятельности, знание о проблемах и способах деятельности, навыки и умения их практического воплощения. Структура деятельности обучаемого включает принятие учебных задач; принятие плана действий, предлагаемого преподавателем или разрабатываемого самим студентом; осуществление учебных действий и операций, направленных на решение поставленных задач; регулирование учебной деятельности в результате внешнего контроля и самоконтроля; анализ результатов учебной деятельности, осуществляемой без руководства преподавателя. Здесь присутствует ситуативная готовность, то есть динамическое, целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность сил на активное и целесообразное действие. Ее возникновение определяется пониманием задачи, осознанием ответственности, желанием добиться успеха, использованием навыков самостоятельного планирования. Заблаговременная готовность (общая, длительная) представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, опыт, качество, мотивы деятельности; она характерна для самостоятельной внеаудиторной работы творческого, познавательного характера.
Для оценки эффективности процесса подготовки специалиста сферы культуры и искусства к использованию технических средств в профессиональной деятельности в нашей образовательной модели используются четыре критерия:
- мотивационный (подразумевает оценку ценностных ориентаций в профессии, понимания смысла профессии, мотивов, целей, эмоций, установок на адаптацию, обусловливающих направленность личности);
- интеллектуальный (подразумевает оценку уровня развития мышления, определение стиля мышления, качеств ума, уровня развития познавательных процессов, мыслительных операций, познавательных умений - таким, как умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания, а также оценку уровня сформированности умений учиться, оперировать предметными и внепредметными знаниями и навыками и в целом — наличие или отсутствие целостной системы общеобразовательных и
специальных знаний);
- операциональный (подразумевает оценку суммы знаний о труде и о профессии, знаний о качествах личности, необходимых для профессии и о наличии этих качеств у себя; трудовых умений, в частности умения апробировать свои силы на этапах выбора профессии, а также умения видеть свои ошибки и исправлять их в своей трудовой деятельности);
- эмоциональный (подразумевает анализ эмоций, чувств студента, определение его самооценки, уровня тревожности, ведь успешность любой профессиональной деятельности во многом зависит от воспитания у специалиста адекватных потребностям профессиональной деятельности чувств и эмоциональных состояний: любви к профессии, своей специальности, уверенности, любознательности, личного достоинства и др.).
Эти критерии соответствуют основным сферам личности специалиста. На основе анализа эмпирических материалов нами было выделено три уровня готовности специалиста сферы культуры и искусства к использованию технических средств в профессиональной деятельности (критический, допустимый, оптимальный):
Характерной для критического уровня является ситуативная мотивационная готовность студента к использованию технических средств в профессиональной деятельности: он не полностью ещё осознаёт роль и место технических средств в своей будущей профессии, не располагает конкретными знаниями, формально усваивает обобщенные теоретические идеи, не понимает их и не умеет применять в конкретных условиях своей деятельности.
Без знания правильной классификации различных технических средств трудно добиться осуществления оптимального информационного процесса, а именно в этом и состоит основная цель использования технических средств во всех сферах культурно-досуговой деятельности. В данном случае термин «оптимальный» означает весь процесс создания или поддержания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для восприятия информационного материала. В куль-турно-досуговой деятельности чрезвычайно важна организация информационного процесса аудиовизуального характера.
Будущий специалист с критическим уровнем готовности к использованию технических средств в профессиональной деятельности не владеет методикой использования технических средств: не умеет использовать технические средства для удовлетворения соответствующего эмоционального состояния людей и поддержания атмосферы; не умеет подбирать наиболее подходящие музыкальные фрагменты, световое оформление и т.д. Такой специалист считает, что недостаточно соответствует своему идеалу; не признает себя ни слишком плохим, ни очень хорошим; относится к себе и к оценкам окружающих умеренно критически, легко раздражается и расстраивается по пустякам; не уверен в будущем и в своих силах; теряется в ответственные моменты; боится неудач; угнетен в ситуациях неопределенности; его смущает необходимость выбора; легко возбудим; при возбуждении ухудшаются внимание и память; постоянно ожидает неприятностей.
Характерными для допустимого уровня являются понимание студентом смысла своей будущей профессии, роли и места в ней технических средств, позитивное отношение к их использованию в своей деятельности, наличие адекватного уровня самооценки и притязаний в деятельности, наличие репродуктивного мышления, которое основано на тех познавательных способностях (в основном память и внимание), которые гарантируют хорошее усвоение так называемых готовых знаний, точное воспроизведение того, что дается для заучивания. Но следует обратить внимание на то, что одного только познавательного мышления недостаточно современному специалисту сферы культуры и искусства, поскольку такой специалист часто
затрудняется использовать технические средства для удовлетворения эмоционального состояния зрителей: с трудом подбирает музыкальные фрагменты, решает художественно-творческие задачи. Поэтому необходимо развивать творческое мышление.
Характерным для оптимального состояния готовности к использованию технических средств в профессиональной деятельности специалиста сферы культуры и искусства является прежде всего наличие мотивационной готовности, поскольку для данного уровня особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются студентом как «жажда знаний», когда ощущается настоятельная необходимость в их присвоении, а также присутствует стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации полученных знаний. Руководствуясь подобными мотивами, не считаясь с усталостью, временем, противостоя другим побудителям и отвлекающим факторам, студент настойчиво и увлеченно работает над техническим сопровождением процесса решения художественно-творческих задач. Если принять во внимание, что мотив - это не что иное, как предмет потребности, то для будущих специалистов, обладающих оптимальным уровнем готовности к использованию технических средств в своей профессиональной деятельности, такими предметами потребности могут стать познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувства долга и ответственности и т.д.
Обычно студенты, имеющие оптимальный уровень готовности к использованию технических средств в своей профессиональной деятельности, активно принимают участие в разработке определенного круга решений благодаря наличию у них определённых знаний, умений и навыков владения техническими средствами в профессиональной деятельности, отличаются хорошо сформированным оригинальным и изобретательным творческим мышлением, им свойственны продуктивный и дивергентный типы мышления. Этот компонент включает в себя определенный уровень профессионального развития познавательной сферы личности специалиста: профессиональных восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания. В совокупности все это составляет интеллектуально-познавательную готовность личности специалиста к использованию технических средств в профессиональной деятельности.
Данный уровень также подразумевает хорошее владение профессией (совокупностью профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков и способов выполнения профессиональных задач, адаптации к трудностям, привычек профессионального поведения), необходимую степень развития профессионально важных способностей, волевую подготовленность специалиста, чувство ответственности за результаты деятельности, самоконтроль, умения управлять профессионально значимыми действиями.
Такой студент умеет применять технические средства для воздействия на эмоциональное состояние человека, например: фиксировать факты в различных ракурсах, на различном фоне, выдвигая на первый план наиболее значимое для нас, применять большое количество самых разнообразных световых приборов с различными источниками света для светового оформления сцены. Показателями, характеризующими качество использования технических средств в культурно-досуговой деятельности, являются художественность и выразительность исполнения, качество записи звука или изображения, композиционное построение, эмоциональность воздействия, лаконичность. Технические средства являются ярким средством художественной выразительности не только в создании среды, но и в разработке основных компонентов творческого замысла, в частности сюжетно-композицион-ного решения.
Результатом формирования оптимального уровня готовности к использованию технических средств у специалистов культуры и искусств становится хорошее самочувствие специалиста, который в процессе осуществления своей профессиональной деятельности испытывает: чувство удовлетворения интеллектуальной, познавательной потребности, мотивации достижения; радость от своего успеха, открытия чего-то нового; предвкушение интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.
Вся палитра технических средств для сферы социально-культурной деятельности должна быть выстроена с учётом не только освоения новых технологий, но и использования всех изобразительно-выразительных средств для создания эмоционального состояния человека.
Процесс синтеза современной аудиовизуальной техники, информационных технологий и художественного творчества является триединой задачей в области подготовки специалиста сферы культуры и искусств в сегодняшнем очень динамическом и технологическом мире.
Примечания
1. Дворко Н. И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы: автореф. дис. ... докт. искусствоведения / Н. И. Дворко. — М., 2004.
2. Зинчук А. Третья рука человечества / А. Зинчук // Театральная жизнь: Литературно-художественный журнал. — Вып. №5-6. — М., 1998.
3. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: учебное пособие / С. Д. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Е. В. Шершукова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
Визуальная грамотность становится неотъемлемой частью общей культуры личности, рассматривается в различных аспектах: как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия, как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектами восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы. Следовательно, аудиовизуальные средства включают в себя следующие составляющие: знак, символ, музыка (звук), зрительный образ (герой). Ключевые слова: образование в сфере культуры, аудиовизуальные средства, социальная реклама, знак, символ, музыка (звук), зрительный образ.
Visual literacy becomes an integral part of the general culture of the person, and is considered in various aspects: as the communication process between object and the subject of perception, as interaction of elements of visual image with subjects of perception and as ability of the subject to adequately perceive and produce the visual image. Hence, audiovisual means include the following components: a sign, a symbol, music (sound), a vision (hero). We will consider each element in more detail. Keywords: liberal education, audiovisual means, social advertising, sign, symbol, music (sound), vision.
В связи с тем, что в обучении применяются аудиовизуальные средства, которые тесно связанные с информатизацией образования, проблемы восприятия и анализа визуальных сообщений вошли в круг вопросов современных исследователей (П. И.