Научная статья на тему 'Профессиональное становление студентов в педагогическом вузе'

Профессиональное становление студентов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова В. Н.

Статья раскрывает основные проблемы профессионального становления студентов. Дана характеристика условий, стимулирующих самосовершенствование будущих специалистов образования и обеспечивающих приобретение ими опыта профессионального творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PEDAGOGICAL

The article reveals the main problems of professional development of students. The characteristic of the conditions that promote self-improvement of future educators, providing their acquisition of experience of professional creativity.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление студентов в педагогическом вузе»

16. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М.,

1995.

17. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002.

18. Самсоненко Л.С. Основные параметры построения жизненной стратегии личности // http ://www.rusnauka. com

19. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии жизни государственного служащего // Государственная служба. Научно-политический журнал. 2002. № 4 (18). С. 108-118.

20. Федотова Н. Жизненные стратегии молодежи // Сайт Поволжского межрегионального учебного центра: http ://www. pmuc. ru.

В.Н.Тарасова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В профессиональном развитии студентов вуза с первых месяцев их профессиональной подготовки в новой педагогической системе приходится решать ряд важных проблем, чтобы обеспечить успешное становление молодого специалиста.

Во-первых, студенту важно осознать собственное «Я» в профессиональном становлении. Привычка получать все в готовом виде в рамках учебного процесса школы, доминирование там алгоритмического типа мышления и связанной с ним воспроизводящей деятельности, чрезмерная опека формируют иждивенчество, пассивность и безответственность за свое будущее, надежду на то, что в нужный момент кто-то предложит выбор, который связан с интересом - и все в жизни состоится. Студенту целесообразно как можно раньше осознать, что успех приходит только через собственную познавательную, профессиональную и социальную активность во всех направлениях и формах профессиональной подготовки путем умения серьезно вникать, ориентироваться в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществляя пробу своих сил. То есть образовательный процесс в вузе и вся воспитательная работа со студентами уже младших курсов должны быть направлены на обучение их самоактуализации, самоорганизации и творческой самореализации в профессиональной деятельности. Это касается прежде всего организации самообразовательной работы будущих профессионалов, их подготовки и участия в практических занятиях, в производственной практике, в науке, в освоении прикладных умений через разные направления воспитательной работы со студентами.

Лекции дают концептуальное видение изучаемой проблемы, способы выявления противоречий и поиска путей их рационального разрешения в обществе. Однако образованным студент становится только сам, работая с научной и научно-методической литературой, изучая и оценивая опыт, выполняя различные по сложности и уровню творчества задания, извлекая из своего постижения изучаемой проблемы профессиональные и жизненно важные уроки для принятия собственных решений. Эти решения могут касаться производственной практики, курсовых и дипломных работ, научно- исследовательских студенческих проектов. Главный вопрос в том, как студент проявил себя, что он сделал сам в изучении той или иной проблемы и чем обогатил себя (информационно, рациональными приемами работы, рефлексией продуктивных идей или способов мышления и т.д.)/

Без этого тестовые испытания, зачеты и экзамены не дадут высокого уровня профессиональной компетентности, зрелости личности Не проявятся опыт творчества и предпосылки мастерства, которые выпускник вуза будет наращивать в самостоятельной деятельности.

Чтобы выпускник педагогического вуза, осваивающий самый сложный труд - духовное производство личности состоялся как профессионал в развитии когнитивной сферы, также нужны акценты, стимулирующие готовность к инновационной деятельности и мастерству.

В структуре такой готовности, как системной характеристике специалиста, Родионова С.А. в кандидатской диссертации, выполненной под нашим руководством, выделяет: мотивационную

готовность (наличие положительных установок на профессию, принятие ценностной природы педагогического творчества), когнитивную готовность (знание специфики педагогического творчества и способов его осуществления, креативность мышления, развитое воображение, знание предпосылок взрослеющего ребенка к творчеству в его возрастных и индивидуальных особенностях), личностную готовность (проявляется в творческой инициативе, самостоятельности и ответственности, готовности к риску, эмпатии, установке на позитив, интуиции, доминировании положительных эмоций в работе с ребенком и адекватной самооценке).

В практике мы сталкиваемся с тем, что студенты-первокурсники чаще выделяют отличительные и сходные признаки изучаемых объектов педагогической действительности, затрудняются в выделении существенных признаков, не знают способов систематизации и разных видов обобщений. Но именно интеграционные процессы, синтез лежит в основе творчества. Причем синтез в образовании может строиться как на внутрипредметных связях, так и на межпредметных. Если речь идет о качестве образования и педагогическом творчестве в работе с разными категориями детей и подростков (в том числе сложными), в этом случае целесообразен междисциплинарный синтез, который представляет собой человековедение и позволяет учитывать в образовательном процессе как внутренние, так и внешние факторы. Такой междисциплинарный синтез подробно изучает фундаментальная акмеология [1]. Это дает возможность многогранно увидеть педагогическую действительность во всех ее проявлениях, грамотно выстраивать прогноз качественного результата, выделять продуктивные идеи и стратегии его достижения, а при конструировании инновационных систем планировать усиление позитивных факторов и нейтрализацию негативных, которые блокируют прогрессивное развитие как педагогической системы, так и ее участников. В профессиональной подготовке специалистов образования междисциплинарный синтез уводит от косности и трафаретов, переключает на конструктивность и оригинальность мышления, поиск рациональных решений применительно к конкретной социально- педагогической ситуации, заставляет взвешенно выстраивать выбор средств достижения результата.

Вот почему с первого курса мы учим студентов при решении профессиональных задач прогнозировать комплексный качественный результат в личности учащихся: психические новообразования, система знаний, умений и навыков по теме, рациональные способы деятельности, изменение мотивации и психического состояния с негативного на позитивное.

В оценке деятельности специалиста образования студенты учатся получать разноуровневый результат в качественных характеристиках профессионализма его личности (профессиональную пригодность по состоянию здоровья, направленность, способности, профессиональную компетентность), а также выявлять признаки профессионализма его деятельности: владение простыми и комплексными профессиональными умениями; успешность решения профессиональных задач, связанных с проблемами его учеников; владение продуктивными технологиями - образовательными, педагогическими, эвристическими, социально-педагогическими, акмеологическими; наличие авторской системы деятельности и оценки ее продуктивности, обеспечивающей успешность учебно-воспитательного процесса и достаточный уровень развития детей в учреждениях образования и социальной защиты.

Для создания авторской системы деятельности на старших курсах студенты овладевают эвристическими и акмеологическими (комплексными) технологиями. Учатся обосновывать свой проект и оценивать его продуктивность по стратегическим направлениям модернизации современного образования и прогнозу, затем экспериментально проверяют его и защищают в дипломных работах.

Успешное продвижение в освоении профессии молодыми специалистами, несомненно, зависит от условий, стимулирующих самосовершенствование, их постоянную работу над собой. Для этого уже на первом курсе в конце первого семестра студенты составляют программу личностного и профессионального роста на основе компьютерной и бланковой диагностики, рефлексии своих удач и недостатков, а также тех образцов (идеалов) профессионализма и профессионального творчества, о которых узнали и которые помогают им определиться в своих стремлениях к достижениям в профессии и жизни.

В дальнейшем изучение дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки повышают качество самообразования студентов в освоении видов чтения профессиональной литературы (ознакомительное, изучающее, выборочное) с различными видами записей и создают

своеобразную копилку информации по актуальным проблемам своей специальности, которая помогает при подготовке к практическим занятиям, в научно-методической работе на педпрактике при планировании, в подготовке разработок занятий с детьми, в изучении продуктивных идей реального педагогического процесса различных образовательных учреждений и учреждений социальной защиты, особенно опыта работы с детьми группы «риска» (девиантами, сиротами, соматически ослабленными, инвалидами и др.). Появляется образованность в профессии, так как этой информацией студент начинает работать и получать новое знание о профессиональной деятельности и способах решения проблем детей и подростков. Этому способствует включение в экзаменационный билет курсовых экзаменов или в зачет не только проблем по специальности, но и задание на раскрытие первоисточника, чтобы выявить уровень начитанности по курсу, умение обозначить поставленные автором проблемы и предлагаемые способы решения, а также выявить позицию студентов в решении поставленных проблем.

Высшим достижением для студента (как и любого человека, специалиста) является опыт творчества. У студентов опыт профессионального творчества мал, он первоначальный, и у каждого из них он имеет разный уровень сложности. Но этот опыт важен для формирования готовности к творчеству как интегрированного качества выпускника вуза, позволяющего в дальнейшем профессионально расти и развиваться, заниматься инновационной деятельностью.

Опыт профессионального творчества студенты приобретают в научно-исследовательских кружках, в конкурсах и олимпиадах разного статуса (внутривузовского, межрегионального, всероссийского), в курсовых и дипломных работах, а также в совместной научно-исследовательской работе с кафедрами в рамках сотрудничества с Российской академией образования или в грантах как участники научно-исследовательской группы. Как правило, исследовательская работа студентов оценивается на научных конференциях, обобщается в их публикациях. Весь опыт самоорганизации и самореализации студентов содействует развитию креативности личности.

Сравнительный анализ исследования креативности личности студентов разных факультетов Шуйского государственного педагогического университета свидетельствует о доминировании влияния спецдисциплин на различные показатели креативности. Так, успешно (значительно выше среднего уровня) развиваются оригинальность мышления, воображение, интуиция лучше всего на факультетах искусств, историко-филологическом, педагогики и психологии, интуиция хорошо развивается также на технологическом факультете.

Высокий уровень развития эмпатии отличает студентов историко-филологического факультета, а также факультета педагогики и психологии. Средний уровень проявления этого качества находим у студентов факультета искусств, физической культуры и технологического факультета.

Креативность личности и интеллекта, как один из ведущих критериев оценки предпосылок мастерства и творчества выпускников педвуза должна быть в центре внимания преподавателей вуза. Это комплексное качество обеспечивает проявление всех видов «самости» будущего специалиста (самоактуализации, самоорганизации и творческой самореализации) и нестимулированной активности в профессиональном становлении и личностном самосовершенствовании.

Литература

1. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина) Предмет акмеологии. - СПб.: Политехника, 2002. -189с.

2. Тарасова В.Н. Предпосылки педагогического мастерства и творчества// Наука и школа, № 4, 2009, с.9-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.