библиотеки кафедры; размещение широкого комплекса учебно-методических материалов по проблематике курсового и дипломного проектирования на сайте кафедры, возможность получения консультаций по вопросам курсового и дипломного проектирования не только непосредственно на кафедре, но и посредством технологии электронной почты. Сочетание разработанной системы информационного обеспечения курсового и дипломного проектирования с его эффективной организацией в конечном счете призвана стать существенным резервом повышения качества подготовки выпускников специальности «Прикладная информатика (в информационной сфере)», которое кафедра рассматривает как важнейшую составную часть учебного процесса, во многом определяющую профессиональный облик будущего специалиста.
Примечания
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351400 «Прикладная информатика (по областям)» / утв. зам. министра образования Российской Федерации В. Д. Шадриковым 14.03.2000. - М., 2000. - 33 с.
2. Гендина Н. И., Колкова Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения. - Кемерово, 2002. - 170 с.
3. Колкова Н. И., Скипор И. Л. Прикладная информатика: технология курсового и дипломного проектирования: учеб. пособие для студентов специальностей «Прикладная информатика (в информационной сфере)», «Прикладная информатика (в социальной сфере)», «Прикладная информатика (в социально-культурной сфере)». - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - 434 с.
Н. И. Гендина, О. И. Алдохина
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ)» В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ», «ОРГАНИЗАЦИЯ НИР»,
«ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
Рассматриваются проблемы использования компетентностного подхода в высшем образовании и формировании информационной культуры студента как основы развития способностей выпускника вуза к креативной и инновационной деятельности. Обосновывается необходимость формирования способности студента вуза создавать собственный информационный продукт на основе самостоятельно найденной, критически оцененной и преобразованной информации. Дается анализ взаимосвязей между воспитанием в вузе творческой и креативной личности и набором учебных дисциплин, направленных на развитие у студентов такого рода способностей.
Ключевые слова: информационное общество, компетентностный подход, креативный выпускник, профессиональная компетентность, информационная культура, информационная подготовка, информационное мировоззрение, научно-исследовательская деятельность студента, информационный анализ и синтез, интеллектуальный труд, эвристический метод обучения.
N. I. Gendina, O. I. Aldokhina
FORMATION OF CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS MAJORING ON «APPLIED COMPUTER SCIENCE (IN INFORMATION SPHERE)» WITHIN DISCIPLINES «INFORMATION ANALYSIS AND SYNTHESIS», «ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK», «INFORMATION CULTURE»
Covered are the problems of competency approach in higher education and formation of information culture of a student as basis of development of graduate's abilities to creative and innovative activity. Necessity of formation of a higher education student's ability to create an authentic information product on the basis of independently found, critically estimated and transformed information is proved. The analysis of interrelations between development in higher education of a creative person and a set of disciplines directed on development of such abilities in students are given.
Keywords: information society, competency approach, creative graduate, professional competence, information culture, information training, information outlook, research activity of a student, information analysis and synthesis, intellectual work, heuristic methods of training
Переход к информационному обществу обусловил появление ряда новых, «информационных» концепций человека. Одной из них является теория человеческого капитала, основы которой были заложены в книге нобелевского лауреата Г. Беккера «Человеческий капитал» (1964 г.). В ней впервые исследовалось влияние фактора образования на уровень доходов работников и было доказано, что умственный, или «информационный», труд более продуктивен по сравнению с простым, ручным трудом. Из трех основных составляющих понятия «человеческий капитал» (капитал здоровья, капитал культуры и капитал образования) в данной статье основное внимание уделяется капиталу образования, формирующемуся в процессе обучения, творческой деятельности и используемому в определенной сфере общественного производства. При этом рассмотрение ведется с позиций комптентностного подхода в образовании и формирования в высшей школе информационной культуры личности как основы развития способностей выпускника вуза к креативной и инновационной деятельности.
В соответствии с идеологией компетентно стного подхода в образовании профессиональный уровень современного выпускника высшей школы определяется не столько набором полученных им в годы обучения знаний и умений, сколько способностью использовать их на практике, в нестандартных, динамично меняющихся ситуациях. Научно-исследовательская работа (НИР) студентов при этом становится неотъемлемой частью образования в высших учебных заведениях. При выполнении НИР студент получает навыки самостоятельной работы, раскрывает свои творческие способности, решая практические задачи, выходящие за рамки учебного процесса. Особое значение придается способности выпускника вуза самостоятельно обучаться, рационально действовать в условиях роста документальных потоков профессиональной информации, существующих как в традиционной (бумажной), так и в электронной формах; оперировать с разнородной, противоречивой информацией, критически ее оценивать и принимать на этой основе аргументированные решения.
Обязательным условием профессиональной компетентности в любой предметной области сегодня является владение персональным компьютером и информационно-ком-
муникационными технологиями. Все это входит в систему метазнаний и метаумений специалиста и определяет его профессиональное мастерство и возможности быстрой адаптации в условиях частой смены научно-технической парадигмы, производственных и социальных технологий. Эти метазнания и метаумения, в свою очередь, входят в состав одного из наиболее важных компонентов культуры современного человека и общества, который актуализировался в период «стыка» ХХ и ХХ1 вв. и получил название информационной культуры. При этом информационная культура выступает как емкое понятие, включающее в себя в качестве составных компонентов широкий спектр различных знаний и умений в сфере работы с информацией и использования ИКТ, но не сводимое к их сумме, а представляющее собой качественно новое интегральное образование.
Суть концепции формирования информационной культуры сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение ее уровня в обществе возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при создании информационного образования. При этом наличие специальной информационной подготовки выпускника вуза, связанной с информационной сферой, которая формируется в рамках различных учебных дисциплин, необходимого уровня информационной культуры личности важны в такой же степени, как и компьютеров и каналов связи -непременных атрибутов информационного общества.
Понятие «информационная культура личности» является весьма емким и полностью включает в свой состав понятие «информационная грамотность», отличаясь от него такими компонентами, как информационное мировоззрение и способность человека создавать новые информационные продукты и творчески использовать их в различных целях.
Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение, сутью которого является ценностное (осмысленное, ответственное) отношение и к информации, и к создаваемым и используемым информационным продуктам, и к техническим средствам, информационным технологиям. Информационное мировоззрение - это система взглядов человека на мир информации и место субъекта в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Связь мировоззренческих знаний с личной практикой - важное условие превращения простой осведомленности в убеждения. Как и любое другое, информационное мировоззрение нельзя «вложить (вбить) в голову»; надо создать условия, чтобы человек сам пришел к определеным убеждениям. Информационное мировоззрение неразрывно связано с мотивацией обучающихся на информационную подготовку, в частности на изучение информационной грамотности. Именно мотивация учащихся определяет успешность их информационной подготовки.
Кроме информационного мировоззрения информационная культура отличается от информационной грамотности включением в ее состав способности человека - студента специальности «Прикладная информатика (в информационной сфере)» создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Под информационным продуктом в данном случае будем понимать результат интеллектуальной деятельности человека по созданию новой информации или смысловой переработки имеющейся информации, представленный в форме документа. Например, преподаватель на основе изучения большого числа публикаций, анализа педагогического опыта порождает новое знание - новую методику, новую педагогическую технологию и т. п., оформляя его в какой-либо информационный продукт своей научно-исследователь-
ской деятельности - статью, методические рекомендации. Студент в ходе своей учебной деятельности не создает нового знания, однако на основе изучения и анализа соответствующей литературы он также готовит информационные продукты - рефераты, доклады, курсовые и дипломные проекты, в которых найденная в разных источниках информация перерабатывается и подчиняется логике автора, подлежит сопоставлению и критической оценке. Такие знания, умения и навыки формируются у студентов специальности «Прикладная информатика (в информационной сфере)» в рамках многих дисциплин, среди которых «Информационный анализ и синтез», «Организация научно-исследовательской работы», «Информационная культура» и др.
Способность создавать собственный информационный продукт на основе самостоятельно найденной, критически оцененной и преобразованной информации является важнейшим свойством творческой (креативной) личности, развитие которого является первостепенной задачей современной системы образования. Повышение продуктивности любого вида интеллектуального труда, сущность которого состоит в работе с информацией (ее анализе, сопоставлении, сравнении, классификации и обобщении), невозможно без соответствующего уровня информационной культуры личности. Эта связь проявляется также и в том, что формирование психологической и интеллектуальной смелости, независимости, необходимых для творческой и креативной деятельности, а также для работы с разнородной и противоречивой информацией, нельзя представить без соответствующей информационной подготовки и овладения должным уровнем информационной культуры, изучения ряда соответствующих дисциплин. Без новой информации невозможно развитие воображения, творческого мышления, интуиции, рождение новых образов. Но все это требует от творческой личности не только определенных психо-физиоло-гических качеств, но и специальных знаний, умений, навыков, опыта, системы взглядов в сфере работы с информацией и информационными технологиями, то есть с тем, что составляет сущность информационной культуры личности.
Анализ взаимосвязей между развитием в вузе творческой и креативной личности и набором учебных дисциплин, направленных на развитие у студентов такого рода способностей, дает возможность выявить основные функции, которые могут и должны реализовать курсы «Информационный анализ и синтез», «Организация научно-исследовательской работы», «Информационная культура» и др.:
- повышение продуктивности любого вида интеллектуального труда, сущность которого состоит в работе с информацией: ее анализе, сопоставлении, сравнении, классификации и обобщении;
- формирование метазнаний и метаумений специалиста, определяющих его профессиональное мастерство и возможности быстрой адаптации в условиях частой смены научно-технической парадигмы, производственных и социальных технологий;
- формирование психологической и интеллектуальной смелости, независимости, необходимых для творческой и креативной деятельности, а также работы с разнородной и противоречивой информацией;
- выявление информационной природы творчества и креативности, необходимости личностной интерпретации информационных процессов, которые, составляя сущность творчества, не вычленяются из него и поэтому не подлежат перепоручению другим лицам: самостоятельный поиск информации при решении нетривиальных (новых, творческих задач); профессиональное чтение; переработка исходной информации и создание новой; получение информации в ходе профессионального общения;
- преодоление прагматичности и коммерциализации, лежащих в основе современного понимания креативности.
Результаты проведенного анализа позволяют наметить ряд перспектив прикладных исследований в данной сфере:
- необходимость разработки специальной методики преподавания дисциплин «Информационный анализ и синтез», «Организация научно-исследовательской работы», «Информационная культура», ориентирующихся на развитие творческого мышления и информационного мировоззрения студента при обязательном овладении практическими навыками в области работы с информацией;
- необходимость диверсификации форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют информационную активность и самостоятельную работу студентов с информацией;
- необходимость комплексного использования совокупности усложняющихся и взаимодополняющих методов обучения (сообщающих, объяснительно-иллюстративных, проблемных, частично-поисковых, исследовательских);
- необходимость использования эвристических методов обучения, направленных на формирование компонентов творческого и креативного мышления: умения вычленить и четко сформулировать проблему; умения отказаться от привычных, стандартных приемов решения проблем; умения расширить рамки обычной информации об объекте и выбрать наиболее целесообразный путь поиска решения проблемы; готовность учитывать альтернативные точки зрения и подходы; конструктивная критика; способность генерировать новые идеи;
- необходимость обучения методам творческого мышления: «сократические беседы», мозговой штурм, генерация идей по ассоциации со словом, изучение и создание обратных допущений и др.
Е. Н. Малышева, Г. Ф. Леонидова, В. В. Зилева
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ В СФЕРЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Рассматриваются инновационные методы в преподавании учебных дисциплин ГОС ВПО «Проектирование информационных систем» и «Высокоуровневые методы информатики и программирования» студентам специальности «Прикладная информатика (в информационной сфере)». Обосновывается влияние применения новых подходов овладения студентами знаниями и умениями в области программирования на повышение эффективности их самостоятельной работы. Приводятся результаты исследования взаимосвязи объектов дипломного проектирования выпускников и средств разработки их программного обеспечения.
Ключевые слова: активные методы обучения, самостоятельная работа студентов, программирование, проектирование информационных систем, лабораторные работы, моделирование информационных процессов, курсовое проектирование, дипломное проектирование, методы разработки программного обеспечения, средства разработки программного обеспечения, автоматизированные информационные системы.