Научная статья на тему 'Профессиональное становление студентов в педагогическом вузе'

Профессиональное становление студентов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SELF-ACTUALIZATION / SELFORGANIZATION / SELF-REALIZATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова В. Н.

Статья раскрывает основные проблемы профессионального становления студентов. Дана характеристика условий, стимулирующих самосовершенствование будущих специалистов образования и обеспечивающих приобретение ими опыта профессионального творчества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article reveals the main problems of professional development of students. The characteristic of the conditions that promote self-improvement of future educators, providing their acquisition of experience of professional creativity.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление студентов в педагогическом вузе»

ПУТЬ К ЧИТАТЕЛЮ

УДК 378 Тарасова В. Н.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ*

Статья раскрывает основные проблемы профессионального становления студентов. Дана характеристика условий, стимулирующих самосовершенствование будущих специалистов образования и обеспечивающих приобретение ими опыта профессионального творчества.

Ключевые слова: профессиональное становление, самоактуализация, самоорганизация, самореализация, творчество.

В профессиональном развитии студентов вуза с первых месяцев их профессиональной подготовки в новой педагогической системе приходится решать ряд важных проблем, чтобы обеспечить успешное становление молодого специалиста.

Во-первых, студенту важно осознать собственное «Я» в профессиональном становлении. Привычка получать все в готовом виде в рамках учебного процесса школы, доминирование там алгоритмического типа мышления и связанной с ним воспроизводящей деятельности, чрезмерная опека формируют иждивенчество, пассивность и безответственность за свое будущее, надежду на то, что в нужный момент кто-то предложит выбор, который связан с интересом - и все в жизни состоится. Студенту целесообразно как можно раньше осознать, что успех приходит только через собственную познавательную, профессиональную и социальную активность во всех направлениях и формах профессиональной подготовки путем умения серьезно вникать, ориентироваться в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществляя пробу своих сил. То есть, образовательный процесс в вузе и вся воспитательная работа со студентами уже младших курсов должны быть направлены на обучение их самоактуализации, самоорганизации и творческой самореализации в профессиональной деятельности. Это касается, прежде всего, организации самообразовательной работы будущих профессионалов, их подготовки и участия в практических занятиях, в производственной

практике, в науке, в освоении прикладных умений через разные направления воспитательной работы со студентами.

Лекции дают концептуальное видение изучаемой проблемы, способы выявления противоречий и поиска путей их рационального разрешения в обществе. Однако, образованным студент становится только сам, работая с научной и научно-методической литературой, изучая и оценивая опыт, выполняя различные по сложности и уровню творчества задания, извлекая из своего постижения изучаемой проблемы профессиональные и жизненно важные уроки для принятия собственных решений. Эти решения могут касаться производственной практики, курсовых и дипломных работ, научно-исследовательских студенческих проектов. Вопрос в том, как студент проявил себя, что он сделал сам в изучении той или иной проблемы и чем обогатил себя (информационно, рациональными приемами работы, рефлексией продуктивных идей или способов мышления и т. д.

Без этого тестовые испытания, зачеты и экзамены не дадут высокого уровня профессиональной компетентности, зрелости личности. Не проявятся опыт творчества и предпосылки мастерства, которые выпускник вуза будет наращивать в самостоятельной деятельности.

Чтобы выпускник педагогического вуза, осваивающий самый сложный труд - духовное производство личности, состоялся как профессионал в развитии когнитивной сферы также нужны ак-

* Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г.г. Госконтракт № П 2404)

100

© Тарасова В. Н., 2011

центы, стимулирующие готовность к инновационной деятельности и мастерству

В структуре такой готовности, как системной характеристике специалиста, Родионова С. А. в кандидатской диссертации, выполненной под нашим руководством, выделяет: мотивационную готовность (наличие положительных установок на профессию, принятие ценностной природы педагогического творчества), когнитивную готовность (знание специфики педагогического творчества и способов его осуществления, креативность мышления, развитое воображение, знание предпосылок взрослеющего ребенка к творчеству в его возрастных и индивидуальных особенностях), личностную готовность (проявляется в творческой инициативе, самостоятельности и ответственности, готовности к риску, эмпатии, установке на позитив, интуиции, доминировании положительных эмоций в работе с ребенком и адекватной самооценке).

В практике мы сталкиваемся с тем, что студенты-первокурсники чаще выделяют отличительные и сходные признаки изучаемых объектов педагогической действительности, затрудняются в выделении существенных признаков, не знают способов систематизации и разных видов обобщений. Но именно интеграционные процессы, синтез лежит в основе творчества. Причем синтез в образовании может строиться как на внутрипредметных связях, так и на межпредметных. Если речь идет о качестве образования и педагогическом творчестве в работе с разными категориями детей и подростков (в том числе сложными), в этом случае целесообразен междисциплинарный синтез, который представляет собой человековедение и позволяет учитывать в образовательном процессе как внутренние, так и внешние факторы. Такой междисциплинарный синтез подробно изучает фундаментальная акмеология [1]. Это дает возможность многогранно увидеть педагогическую действительность во всех ее проявлениях, грамотно выстраивать прогноз качественного результата, выделять продуктивные идеи и стратегии его достижения, а при конструировании инновационных систем планировать усиление позитивных факторов и нейтрализацию негативных, которые блокируют прогрессивное развитие как педагогической системы, так и ее участников. В профессиональной подготовке специалистов образования междисциплинарный синтез уводит от косности и трафаретов, переключает на конструктивность и оригинальность мышления, поиск рациональных решений приме-

нительно к конкретной социально-педагогической ситуации, заставляет взвешенно выстраивать выбор средств достижения результата.

Вот почему с первого курса мы учим студентов при решении профессиональных задач прогнозировать комплексный качественный результат в личности учащихся: психические новообразования, система знаний, умений и навыков по теме, рациональные способы деятельности, изменение мотивации и психического состояния с негативного на позитивное.

В оценке деятельности специалиста образования студенты учатся получать разноуровневый результат в качественных характеристиках профессионализма его личности (профессиональную пригодность по состоянию здоровья, направленность, способности, профессиональную компетентность), а также выявлять признаки профессионализма его деятельности: владение простыми и комплексными профессиональными умениями; успешность решения профессиональных задач, связанных с проблемами его учеников; владение продуктивными технологиями- образовательными, педагогическими, эвристическими, социально-педагогическими, акмеологическими; наличие авторской системы деятельности и оценки ее продуктивности, обеспечивающей успешность учебно-воспитательного процесса и достаточный уровень развития детей в учреждениях образования и социальной защиты.

Для создания авторской системы деятельности на старших курсах студенты овладевают эвристическими и акмеологическими (комплексными) технологиями. Учатся обосновывать свой проект и оценивать его продуктивность по стратегическим направлениям модернизации современного образования и прогнозу, затем экспериментально проверяют его и защищают в дипломных работах.

Успешное продвижение в освоении профессии молодыми специалистами, несомненно, зависит от условий, стимулирующих самосовершенствование, их постоянную работу над собой. Для этого уже на первом курсе в конце первого семестра студенты составляют программу личностного и профессионального роста на основе компьютерной и бланковой диагностики, рефлексии своих удач и недостатков, а также тех образцов (идеалов) профессионализма и профессионального творчества, о которых узнали и которые помогают им определиться в своих стремлениях к достижениям в профессии и жизни.

Экономика образования ♦ № 2, 2011

101

В дальнейшем изучение дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки повышают качество самообразования студентов в освоении видов чтения профессиональной литературы (ознакомительное, изучающее, выборочное) с различными видами записей и создают своеобразную копилку информации по актуальным проблемам своей специальности, которая помогает при подготовке к практическим занятиям, в научно-методической работе на педпрактике при планировании, в подготовке разработок занятий с детьми, в изучении продуктивных идей реального педагогического процесса различных образовательных учреждений и учреждений социальной защиты, особенно опыта работы с детьми группы «риска» (девиантами, сиротами, соматически ослабленными, инвалидами и др.). Появляется образованность в профессии, так как этой информацией студент начинает работать и получать новое знание о профессиональной деятельности и способах решения проблем детей и подростков. Этому способствует включение в экзаменационный билет курсовых экзаменов или в зачет не только проблем по специальности, но и задание на раскрытие первоисточника, чтобы выявить уровень начитанности по курсу, умение обозначить поставленные автором проблемы и предлагаемые способы решения, а также выявить позицию студентов в решении поставленных проблем.

Высшим достижением для студента (как и любого человека, специалиста) является опыт творчества. У студентов опыт профессионального творчества мал, он первоначальный и у каждого из них он имеет разный уровень сложности. Но этот опыт важен для формирования готовности к творчеству как интегрированного качества выпускника вуза, позволяющего в дальнейшем профессионально расти и развиваться, заниматься инновационной деятельностью.

Опыт профессионального творчества студенты приобретают в научно-исследовательских кружках, в конкурсах и олимпиадах разного статуса (внутри-вузовского, межрегионального, всероссийского),

в курсовых и дипломных работах, а также в совместной научно-исследовательской работе с кафедрами в рамках сотрудничества с Российской академией образования или в грантах как участники научноисследовательской группы. Как правило, исследовательская работа студентов оценивается на научных конференциях, обобщается в их публикациях.

Весь опыт самоорганизации и самореализации студентов содействует развитию креативности личности.

Сравнительный анализ исследования креативности личности студентов разных факультетов Шуйского государственного педагогического университета свидетельствует о доминировании влияния спецдисциплин на различные показатели креативности. Так, успешно (значительно выше среднего уровня) развиваются оригинальность мышления, воображение, интуиция лучше всего на факультетах искусств, историко- филологическом, педагогики и психологии, интуиция хорошо развивается также на технологическом факультете.

Высокий уровень развития эмпатии отличает студентов историко-филологического факультета, а также факультета педагогики и психологии. Средний уровень проявления этого качества находим у студентов факультета искусств, физической культуры и технологического факультета.

Креативность личности и интеллекта, как один из ведущих критериев оценки предпосылок мастерства и творчества выпускников педвуза должна быть в центре внимания преподавателей вуза. Это комплексное качество обеспечивает проявление всех видов «самости» будущего специалиста (самоактуализации, самоорганизации и творческой самореализации) и нестимулированной активности в профессиональном становлении и личностном самосовершенствовании.

Библиографический список

1. Кузьмина Н. В. (Головко-Гаршина) Предмет акмеологии. - СПб. : Политехника, 2002. - 189 с.

2. Тарасова В. Н. Предпосылки педагогического мастерства и творчества // Наука и школа. - № 4. -2009. - С. 9-10.

Tarasova V. N.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article reveals the main problems of professional development of students. The characteristic of the conditions that promote self-improvement of future educators, providing their acquisition of experience of professional creativity.

Keywords: professional development, self-actualization, selforganization, self-realization, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.