Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬ-НОЙ СИСТЕМЫ (ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬ-НОЙ СИСТЕМЫ (ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

В статье рассмотрены и проанализированы особенности профессионального становления сотрудников уголовно-исполнительной системы с точки зрения ценностно-смысловой сферы. На основе этапов профессионализации, предложенных Е.Ю. Пряжниковой и Н.С. Пряжниковым, представлены характеристики и механизмы развития ценностно-смысловой сферы сотрудников пенитенциарных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM (AXIOLOGICAL ASPECT)

The article describes and analyzes the features of professional development of the employees of the penitentiary system from the point of view of value-semantic sphere. Based on the stages of professionalization proposed by E. Yu. Рrazhnikova and N. With. Рrazhnikova, the characteristics and mechanisms of development of value-semantic sphere of prison staff.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬ-НОЙ СИСТЕМЫ (ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ)»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ)

Самойлик Наталья Анатольевна

канд. психол. наук, преподаватель, ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM (AXIOLOGICAL ASPECT)

Samoylik N. A., candidate of psychological sciences, lecturer of penitentiary psychology and penitentiary pedagogics

department, FSEI of HPE of the FPS of the Russian Federation, Novokuznetsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены и проанализированы особенности профессионального становления сотрудников уголовно-исполнительной системы с точки зрения ценностно-смысловой сферы. На основе этапов профессионализации, предложенных Е.Ю. Пряжниковой и Н.С. Пряжниковым, представлены характеристики и механизмы развития ценностно-смысловой сферы сотрудников пенитенциарных учреждений.

ABSTRACT

The article describes and analyzes the features of professional development of the employees of the penitentiary system from the point of view of value-semantic sphere. Based on the stages of professionalization proposed by E. Yu. Рrazhnikova and N. With. Рrazhnikova, the characteristics and mechanisms of development of value-semantic sphere of prison staff.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, профессиональное становление, ценностно-смысловая сфера, этапы профессионализации, сотрудники уголовно-исполнительной системы.

Keywords: penal service, professional development, value-semantic sphere, stages of professionalization, the staff of the penal system

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) наиболее актуально встает проблема профессиональной подготовки кадров для пенитенциарной системы. В психологии управления принят за постулат тот факт, что эффективность деятельности любой организации определяется качеством ее кадрового потенциала.

Работа в исправительном учреждении со «спецконтингентом» требует от сотрудника не только развитых физических способностей, но и личностной устойчивости. Как справедливо замечает в этой связи А.В. Огородников, «деятельность персонала УИС призвана обеспечить выполнение основных целей, направленных на реализацию функций по принудительной изоляции осужденных от общества, их исправление и профилактику совершения ими новых преступлений» [44, с. 220].

Специфика профессиональной деятельности сотрудника пенитенциарного учреждения заключается в необходимости наличия таких компетенций, как основы законодательства, а также знания психолого-педагогических факторов и механизмов исправления и перевоспитания осужденных. Данная работа не может эффективно осуществляться в ситуации несформированности у сотрудников УИС ценностно-смысловой сферы, являющейся внутренней основой стереотипов поведения и профессиональной самореализации. Как отмечает В.М. Статный, «размытость ценностей, недостаточное уяснение смысла своей деятельности - это проблемы, которые, в первую очередь, являются актуальными для молодых сотрудников правоохранительных органов» [10].

В современных научных исследованиях отмечается, что ценностно-смысловая сфера образована двумя компонентами: ценностными ориентациями и системой личностных смыслов. Оба этих компонента взаимосвязаны друг с другом и обуславливают процесс личностной и профессиональной самореализации.

Ценностные ориентации имеют статус междисциплинарного понятия и по-разному интерпретируются в ис-

следованиях авторов. Однако, понятие «ценностные ориентации» трактуется как необходимые (значимые) для удовлетворения потребностей личности предметы и явления окружающей действительности. Данной позиции придерживаются А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Н.А. Журавлева, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Серый, М.С. Яницкий.

Наиболее полная характеристика ценностных ори-ентаций представлена в Н.А. Журавлевой. Автор под ценностными ориентациями понимает «относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложиз-ненное значение и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [44, с. 6].

Детерминируя жизненные цели, ценностные ориентации отражают то, что наиболее значимо для человека и что обладает личностным смыслом. Личностный смысл, представляющий индивидуальное отражение объективного отражения личности к тем объектам, которые способствовали ее деятельности, опосредует всю жизнь. Ведущим показателем наличия личностного смысла у человека выступает осмысленность жизни. Как отмечает Б.С. Братусь, «именно общие смысловые образования (в случае их осознания - личностные ценности), являющиеся, на наш взгляд, основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к себе» [44, с. 125].

Ценностно-смысловая сфера во многом опосредует специфику профессиональной реализации личности. Значение ценностных ориентаций в профессиональном становлении личности отмечено у О.М. Краснорядцевой, констатирующей, что именно ценностные ориентации

«детерминируют профессиональное поведение, обеспечивая содержание и направленность деятельности и придавая смысл профессиональным действиям» [5, с. 27].

Исходя из особенностей каждой профессии, система ценностных представлений, интегрируясь в смысловое поле специалиста, представляет личностные ценности и смыслы, которые отражают уровень зрелости личности, в том числе и в профессии [2].

На необходимость рассмотрения профессионального становления через детальный анализ ценностных ориентаций и личностных смыслов обращают внимание Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. Согласно представлениям ученых, одним из ведущих критериев ценностно-смысловой сферы при переходе на новый этап развития является преодоление противоречий, связанных с формированием субъекта труда и «какую роль играет профессиональный труд в жизни человек смысл деятельности любого профессионала сводится к тому, чтобы постоянно обеспечивать соответствие («уменьшать неопределенность связей») между целями, предметами и средствами труда» [8, с.125].

_Уровни профессионального становления со

Взяв за основу периодизацию становления личности в профессии, разработанную Н.С. Пряжниковым, Е.Ю. Пряжниковой [7; 8], соотнесем ее с профессиональным становлением сотрудников УИС (табл. 1).

Согласно теоретическим положениям авторов, профессиональное развитие должно пройти три уровня. На первом уровне, ценностно-смысловом, сотруднику УИС необходимо обрести смысл в профессиональном самоопределении через уже имеющуюся у него систему личностного смысла. Данная позиция была высказана А.А. Деркачом, считающим, что в процессе профессионального становления происходит интеграция «жизненного пути и профессионального пути в единый путь-цель» [3, с. 62]. Данный процесс должен ориентировать сотрудников УИС на приобщение к таким общечеловеческим ценностям, как этические (справедливость, честность, порядочность, образованность, человечность, трудолюбие, патриотизм) и нравственные (добро, зло) ценности.

Таблица 1

ков УИС (ценностно-смысловой аспект)_

Уровень профессионализации сотрудников УИС Механизм формирования ценностно-смысловой сферы Результат формирования ценностной сферы Результат формирования смысловой сферы

Ценностно-смысловой уровень Присвоение Актуализация общечеловеческих ценностей Привлекательность профессии

Социально-адаптационный уровень Интериоризация Профессионально-ценностные ориентации Социальная значимость профессии

Адаптационно-производственный уровень Индивидуализация Профессионально-ценностные ориентации, стиль деятельности Личностная и социальная значимость профессии

На данном уровне необходимо реализовывать работу по формированию у сотрудников УИС профессионально-ценностных ориентаций, которые во многом определяют успешность и эффективность профессиональной деятельности. Профессионально-ценностные ориентации позволят спрогнозировать поведение сотрудника в разных служебных ситуациях, в том числе и экстремальных, связанных с риском для жизни.

Второй уровень, социально-адаптационный, включает в себя, с одной стороны, образ желаемого будущего, а с другой, вхождение в это будущее через приобретение профессии. На данном уровне сотрудники интериоризи-руют ту личностно-смысловую схему, которая необходима им в перспективном будущем. Профессионально-ценностные ориентации, включаясь в ценностно-смысловую сферу, начинают опосредовать профессиональную деятельность. В ходе прохождения второго этапа сотрудники приобретают уверенность в социальной значимости выбранной профессии по защите общества от людей с криминальной направленностью.

Процесс протекания социально-адаптационного уровня со стороны сотрудника УИС должен быть активным, в противном случае, как считают Е.Ю. Пряжникова и Н.С. Пряжников «когда человек ориентируется в основном на готовые «образцы», на общепринятые стереотипы нахождения «своего места» в жизни и даже не задумывается о попытках иного, самостоятельного построения своих перспектив» [7, с. 257].

Третий уровень, адаптационно-производственный, способствует вхождению в профессиональную деятельность с целью повышения ее эффективности через механизм индивидуализации (приобретение личностного смысла по М.С. Яницкому).

Содержание данного уровня отражает период адаптации к условиям служебной деятельности в УИС, которые отличаются специфическими характеристиками. Так, например, пенитенциарные учреждения в большинстве своем относятся к закрытому типу, что существенно влияет на ограничение межличностных и социальных контактов среди сотрудников. Другой особенностью выступает профессиональная деятельность, связанная с экстремальными, а иногда и несовместимыми с жизнью ситуациями. Следующая особенность отражает направленность профессиональной деятельности сотрудников УИС, целью которой становится исправление и перевоспитание осужденных. Специфика служебной деятельности сотрудников УИС влияет на раннее появление эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

В процессе прохождения данной стадии, на основе уже сформированной системы профессионально-ценностных ориентаций, у сотрудников УИС формируется индивидуальный стиль деятельности. Под индивидуальным стилем деятельности в психологии понимается «устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности» [9, с. 203].

Таким образом, проблема профессионального становления сотрудников УИС способных профессионально решать служебные задачи, претворять в жизнь принцип гуманности в функционировании исправительных учреждений, применять законные и эффективные формы работы с осужденными является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Во многом результативность профессиональной подготовки отражает готовность специалиста продуктивно решать служебные задачи, поставленные законодательством.

Ведущим компонентом профессионального становления сотрудников УИС является ценностно-смысловая сфера, которая выступают критерием эффективности профессиональной деятельности и развития личности в труде. Проходя три стадии профессионализации, сотрудники УИС приобретают ценностно-смысловые характеристики, опосредованные спецификой их служебной деятельности по защите общества от правонарушителей.

Список литературы

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Книга по требованию, 2013. - 453 с.

2. Буякас Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала // Мир психологии. - 1997. - №3. - С.3-26.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

4. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

5. Краснорядцева, О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал - 1998. - № 7. - С. 2529.

6. Огородников А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Вестник СамГУ. - 2010. - № 5 (79). - С. 219223.

7. Пряжникова Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.; Издательский центр «Академия», 2008.

8. Пряжников Н.С. Психология труда / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.; Издательский центр «Академия», 2009.

9. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. 1999.

10. Статный В.М. Целевой, ценностно-смысловой и предметный генезис правоохранительной деятельности // Психология и право. - 2011. - №3. - Режим доступа: www.psyandlaw.ru (дата обращения: 27.03.2015г.).

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОАНИЕ В РАННЕЙ ПОМОЩИ: ОПЫТ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РЕТИНОПАТИЕЙ

НЕДОНОШЕННЫХ

Серкина Анна Владимировна Смирнова Оксана Николаевна Голомазова Светлана Юрьевна Кузнецова Мария Станиславовна

научные сотрудники, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт

коррекционной педагогики РАО», Москва

DISTANT COUNSELING IN EARLY INTERVENTION: CASE OF FAMILIES, UPBRINGING INFANTS WITH RETINOPATHY OF PREMATURITY

Serkina Anna Vladimirovna, research worker, Institute of special education, Moscow Smirnova Oksana Nikolaevna, research worker, Institute of special education, Moscow Golomazova Svetlana Jurievna, research worker, Institute of special education, Moscow Kouznetsova Maria Stanislavovna, research worker, Institute of special education, Moscow АННОТАЦИЯ

С распространением интернета все чаще в ранней помощи используется дистанционное консультирование. Этот метод позволяет специалистам поддерживать связь с семьей и оказывать помощь в соответствии с актуальными целями. Цели меняются по мере адаптации семьи к имеющимся у ребенка нарушениям. Процесс адаптации проходит ряд стадий: отрицания, гнева, депрессии и принятия. Даны основные принципы дистанционного консультирования и сформулированы возможные направления исследований. ABSTRACT

As internet becomes widespread, distant counseling is often used. In early intervention it enables professionals to keep in touch with families and give help according to current goals. The goals change while each family adapts to their child's disorder, passing the stages of denial, anger, depression and acceptance. The main principals of distant counseling are given with an example of families, upbringing children with retinopathy of prematurity. Urgent research problems of distance counseling are defined.

Ключевые слова: дистанционное консультирование, ранняя помощь, ретинопатия недоношенных. Keywords: distant counseling, early intervention, retinopathy of prematurity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.