Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОАНИЕ В РАННЕЙ ПОМОЩИ: ОПЫТ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РЕТИНОПАТИЕЙ НЕДОНОШЕННЫХ'

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОАНИЕ В РАННЕЙ ПОМОЩИ: ОПЫТ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РЕТИНОПАТИЕЙ НЕДОНОШЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПОМОЩЬ / РЕТИНОПАТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серкина Анна Владимировна, Смирнова Оксана Николаевна, Голомазова Светлана Юрьевна, Кузнецова Мария Станиславовна

С распространением интернета все чаще в ранней помощи используется дистанционное консультирование. Этот метод позволяет специалистам поддерживать связь с семьей и оказывать помощь в соответствии с актуальными целями. Цели меняются по мере адаптации семьи к имеющимся у ребенка нарушениям. Процесс адаптации проходит ряд стадий: отрицания, гнева, депрессии и принятия. Даны основные принципы дистанционного консультирования и сформулированы возможные направления исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серкина Анна Владимировна, Смирнова Оксана Николаевна, Голомазова Светлана Юрьевна, Кузнецова Мария Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANT COUNSELING IN EARLY INTERVENTION: CASE OF FAMILIES, UPBRINGING INFANTS WITH RETINOPATHY OF PREMATURITY

As internet becomes widespread, distant counseling is often used. In early intervention it enables professionals to keep in touch with families and give help according to current goals. The goals change while each family adapts to their child’s disorder, passing the stages of denial, anger, depression and acceptance. The main principals of distant counseling are given with an example of families, upbringing children with retinopathy of prematurity. Urgent research problems of distance counseling are defined.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОАНИЕ В РАННЕЙ ПОМОЩИ: ОПЫТ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РЕТИНОПАТИЕЙ НЕДОНОШЕННЫХ»

Таким образом, проблема профессионального становления сотрудников УИС способных профессионально решать служебные задачи, претворять в жизнь принцип гуманности в функционировании исправительных учреждений, применять законные и эффективные формы работы с осужденными является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Во многом результативность профессиональной подготовки отражает готовность специалиста продуктивно решать служебные задачи, поставленные законодательством.

Ведущим компонентом профессионального становления сотрудников УИС является ценностно-смысловая сфера, которая выступают критерием эффективности профессиональной деятельности и развития личности в труде. Проходя три стадии профессионализации, сотрудники УИС приобретают ценностно-смысловые характеристики, опосредованные спецификой их служебной деятельности по защите общества от правонарушителей.

Список литературы

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Книга по требованию, 2013. - 453 с.

2. Буякас Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала // Мир психологии. - 1997. - №3. - С.3-26.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

4. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

5. Краснорядцева, О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал - 1998. - № 7. - С. 2529.

6. Огородников А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Вестник СамГУ. - 2010. - № 5 (79). - С. 219223.

7. Пряжникова Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. Пряжни-кова, Н.С. Пряжников. - М.; Издательский центр «Академия», 2008.

8. Пряжников Н.С. Психология труда / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.; Издательский центр «Академия», 2009.

9. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. 1999.

10. Статный В.М. Целевой, ценностно-смысловой и предметный генезис правоохранительной деятельности // Психология и право. - 2011. - №3. - Режим доступа: www.psyandlaw.ru (дата обращения: 27.03.2015г.).

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОАНИЕ В РАННЕЙ ПОМОЩИ: ОПЫТ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РЕТИНОПАТИЕЙ

НЕДОНОШЕННЫХ

Серкина Анна Владимировна Смирнова Оксана Николаевна Голомазова Светлана Юрьевна Кузнецова Мария Станиславовна

научные сотрудники, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт

коррекционной педагогики РАО», Москва

DISTANT COUNSELING IN EARLY INTERVENTION: CASE OF FAMILIES, UPBRINGING INFANTS WITH RETINOPATHY OF PREMATURITY

Serkina Anna Vladimirovna, research worker, Institute of special education, Moscow Smirnova Oksana Nikolaevna, research worker, Institute of special education, Moscow Golomazova Svetlana Jurievna, research worker, Institute of special education, Moscow Kouznetsova Maria Stanislavovna, research worker, Institute of special education, Moscow АННОТАЦИЯ

С распространением интернета все чаще в ранней помощи используется дистанционное консультирование. Этот метод позволяет специалистам поддерживать связь с семьей и оказывать помощь в соответствии с актуальными целями. Цели меняются по мере адаптации семьи к имеющимся у ребенка нарушениям. Процесс адаптации проходит ряд стадий: отрицания, гнева, депрессии и принятия. Даны основные принципы дистанционного консультирования и сформулированы возможные направления исследований. ABSTRACT

As internet becomes widespread, distant counseling is often used. In early intervention it enables professionals to keep in touch with families and give help according to current goals. The goals change while each family adapts to their child's disorder, passing the stages of denial, anger, depression and acceptance. The main principals of distant counseling are given with an example of families, upbringing children with retinopathy of prematurity. Urgent research problems of distance counseling are defined.

Ключевые слова: дистанционное консультирование, ранняя помощь, ретинопатия недоношенных. Keywords: distant counseling, early intervention, retinopathy of prematurity

В последнее время в связи с распространением интернета все чаще используется метод дистанционного консультирования. Под дистанционным консультированием мы понимаем любые формы общения специалистов и семьи, не требующие личной встречи: общение по телефону; переписка и пересылка видеоматериалов по электронной почте; общение через программу Skype. В нашей статье мы постараемся показать, что использование этого метода может быть продуктивным в широкой практике ранней помощи при длительном сопровождении семьи. Мы рассмотрим проблему дистанционного консультирования на примере семей, воспитывающих ребенка с тяжелыми нарушениями зрения (ретинопатия недоношенных), но, на наш взгляд, сформулированные общие принципы сохраняют свою актуальность при организации помощи всем категориям детей раннего возраста.

Основные преимущества дистанционного консультирования:

• Возможность связаться со специалистом почти в любой момент спасает родителей от ощущения покинутости, как будто они остались один на один со своими проблемами.

• При возникновении вопроса или проблемы связаться со специалистом можно «по горячим следам», не проходя через длительную процедуру записи на очную консультацию.

• Отсутствие жесткого временного регламента позволяет родителям спокойно собраться с мыслями, сформулировать свои вопросы, просьбы и мнения.

• Родители более уверенно и комфортно чувствуют себя в привычной домашней обстановке, в отличие от казенных условий учреждения, что позволяет им более откровенно и содержательно разговаривать со специалистом, и, таким образом, избегать излишней формальности этого общения. Некоторых деликатных тем родители могут не решиться коснуться при очной встрече.

• При дистанционном консультировании организационно проще вовлечь в работу всех членов семьи.

• Если на очные консультации родители и другие родственники ребенка приходят вместе, то в случае возникновения конфликтов между ними некоторые вопросы обсудить со специалистом один на один желающие могут лишь в дистанционной форме.

• Регулярное общение с семьей, находящейся в домашней обстановке, помогает специалисту лучше понять точку зрения родителей, ближе узнать ценности, проблемы и другие индивидуальные особенности конкретной семьи.

• Специалисты имеют возможность регулярно отслеживать рост родительской компетенции и другие изменения, которые важно учитывать для организации эффективного сотрудничества.

В нашей практике мы используем метод дистанционного консультирования только после очной встречи с семьей, в ходе которой формируется первичное представление о проблемах семьи, намечаются и согласовываются с родителями основные направления работы. Как правило, встреча проводится междисциплинарной командой специалистов: врачом-неврологом, тифлопедагогом и психологом. Именно во время очной консультации созда-

ется фундамент, на котором в дальнейшем строится дистанционное консультирование: общее видение специалистами и родителями наиболее принципиальных вопросов, касающихся стратегии и тактика помощи ребенку и семье, эмоциональный контакт между родителями и специалистами.

Вопрос об оптимальной частоте очных встреч в каждом конкретном случае решается индивидуально и зависит от ряда факторов (наличие изменений в состоянии ребенка и жизни семьи, выраженность проблем, эмоциональное состояние родителей и др.). По мере возможности, мы стараемся лично встречаться с семьями не реже, чем раз в три месяца.

Главное преимущество дистанционного консультирования - непрерывность контакта специалиста и семьи, позволяющая решать многие ключевые для ранней помощи задачи. Семья, столкнувшаяся с нарушениями развития у ребенка, проходит через ряд стадий, на каждой из которых те или иные задачи становятся приоритетными, что и определяет стратегии помощи. Существует традиция рассмотрения переживаний родителей в ситуации выявления у ребенка нарушений развития по аналогии со стадиями переживания горя. Выделяют стадии отрицания, гнева, депрессии и принятия. Для специалистов использование данной модели помогает избежать неадекватных в контексте актуального состояния семьи действий, которые в лучшем случае окажутся бесплодными, в худшем -могут привести к негативным последствиям. Семьи сильно отличаются по выраженности данных стадий и динамике их прохождения, в кризисных ситуациях возможен возврат на уже пройденные стадии. Одним из факторов, определяющих благополучное прохождение этих стадий, является поддержка со стороны специалистов.

После постановки диагноза у родителей, помимо когнитивных проблем усвоения больших объемов абсолютно новых сведений, возникают серьезные эмоциональные проблемы, связанные с необходимостью принять факт наличия нарушений у ребенка. На первый стадии естественной и распространенной реакцией является отрицание, когда они отказываются верить в наличие у ребенка нарушений развития и либо стремятся многократно проверить эту информацию, либо пытаются от нее отмахнуться.

Существуют исследования, показывающие, что для родителей особых детей первоочередной является потребность в информации, и на первом этапе, когда семья впервые сталкивается с проблемами ребенка, эта потребность особенно сильна. Задача специалиста в это время -как можно более подробно и доходчиво отвечать на все исходящие от родителей вопросы, не пытаюсь навязать им информацию, важную по его мнению.

При ретинопатии недоношенных, влекущей за собой слепоту или сохранение лишь остаточного зрения, родителей в первую очередь интересуют существующие варианты лечения и реабилитации, влияние нарушений зрения на психическое развитие ребенка, уточнение функциональных возможностей остаточного зрения. Вопросы, которые чаще всего задают родители на этом этапе:

• Как понять, что и как может видеть ребенок? Как это можно проверить?

• Помогает ли лечение вернуть зрение?

• Как могут развиваться дети с тяжелыми нарушениями зрения?

• Может ли ребенок, лишенный зрения, обучаться?

• Улучшиться ли зрение, если проводить стимуляцию с помощью специальных игр и упражнений?

• Сможет ли ребенок в будущем стать самостоятельным, обслуживать себя, работать?

Иногда требуется многократное повторение в разных формулировках одних и тех же сведений, чтобы родители могли в полной мере осознать и принять их, и дистанционное консультирование здесь оказывается важным дополнением к очной встрече.

Хотя многие из задаваемых на этом этапе вопросов связаны с состоянием здоровья ребенка, дистанционное общение с семьей может взять на себя поддерживающий тесное взаимодействие с врачами педагог или психолог, так как этим специалистам, как правило, проще разговаривать с родителями на понятном им языке и с учетом их эмоционального состояния. Таким образом, педагог или психолог выступает посредником между родителями и врачами, и, по нашему опыту, по инициативе родителей эта функция часто закрепляется за ним на все время сопровождения семьи в службе ранней помощи.

Специалисты, поддерживая контакт с семьей на этом этапе, регулярно получают сведения о состоянии ребенка, важные для уточнения диагноза и планирования дальнейшей работы.

На последующих стадиях переживания гнева, а затем депрессии, родителям особенно важна эмоциональная поддержка специалиста, понимающего и принимающего их чувства, создающего условия для их искреннего выражения. Сама возможность в любой момент обратиться за консультацией, даже если родители ее не используют, может способствовать некоторому облегчению их тяжелого эмоционального состояния.

Успешное прохождение семьи в сопровождении специалистов через стадии отрицания, гнева и депрессии приводит к формированию основанного на доверии рабочего альянса, который на четвертой стадии, стадии принятия, позволяет организовывать продуктивную работу с семьей, направленную на обучение родителей развивающему взаимодействию с ребенком.

На этом этапе общение специалистов и семьи посвящено решению конкретных проблем, актуальных для ребенка и его семьи. Для родителей слепого или слабовидящего ребенка актуальны задачи организации жизненного пространства для ребенка дома, подбора игрушек, организации режима дня, обучения ребенка различным навыкам и общения с ним.

Усилия специалистов направлены в первую очередь на развитие у родителей наблюдательности, понимания потребностей ребенка, навыков взаимодействия с ним. Для методологии ранней помощи характерно, что коррекционная работа с ребенком осуществляется в большей степени силами родителей, а не специалистов. Задача специалистов - обучение родителей такому взаимодействию с ребенком, которое будет способствовать его развитию и формированию гармоничных отношений между родителями и ребенком.

В связи с все большим распространением метода дистанционного консультирования становится актуальной разработка методических средств, способных сделать использование этого метода максимально эффективным. К подобным средствам можно отнести следующие:

• Методика анализа видеоматериалов специалистами и обсуждения их с родителями.

• Разработка «дневников», в форме которых родители могут давать специалистам отчет о состоянии

и развитии ребенка и приемов обсуждения содержания этих дневников между родителями и специалистами.

• Разработка заданий и упражнений, направленных на развитие определенных родительских навыков, которые могут быть даны родителям в рамках дистанционного консультирования.

Основное назначение подобных средств - стимуляция родительской рефлексии, развитие у родителей навыков вдумчивого анализа поведения ребенка, развитие родительской компетенции и инициативности, а также предоставление обратной связи от специалистов в максимально удобной и понятной для родителей форме.

Также требует уточнения ряд организационных вопросов:

• частота контактов

• по чьей инициативе они должны происходить

• как оптимально сочетать очную и заочную формы взаимодействия специалистов и родителей

• ограничения в использовании метода дистанционного консультирования.

Таким образом, метод дистанционного консультирования предоставляет большие возможности специалистам, работающим в системе ранней помощи, одновременно ставя перед ними множество исследовательских задач.

Литература

1. Гончарова Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста // Дефектология. - 2009. - № 1.

2. Кудрина Т.П. Особенности развития слепых недоношенных младенцев. Сообщение 1 // Дефектология. - 2013. - № 1.

3. Кудрина Т.П. Особенности развития слепых недоношенных младенцев. Сообщение 2 // Дефектология. - 2013. - № 2.

4. Кузнецова М. С., Цатурян А.В. Сотрудничество специалистов и родителей: из опыта работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с нарушениями в развитии // Дефектология. - 2010.

- № 4.

5. Кукушкина, О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: автореф. дис. ...докт. пед. наук / О.И. Кукушкина. - М., 2005.

6. Николаева Т.В. Разработка компьютерных инструментов обучения сурдопедагогов: первый опыт // Дефектология. - 2011. - № 4.

7. Одинокова Г.Ю. Особенности взаимодействия в паре «мать - ребенок раннего возраста с синдромом Дауна» // Дефектология. - 2012. - № 1.

8. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. - М.: Карапуз, 2011.

9. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. - М.: Теревинф, 2007.

10. Файн С., Глассер П. Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия. - М.: Когито-Центр, 2010.

11. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. - 1991.

- № 3.

12. Worden, J.W. (2008). "Grief counseling and grief therapy: A handbook for the mental health practitioner (4th edition)." New York: Springer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.