Научная статья на тему 'Профессиональное становление: понятие, позиции'

Профессиональное становление: понятие, позиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14219
995
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криса Владимир Борисович

В статье рассматриваются основные определенна понятия «профессиональное становление», обозначены вопросы, касающиеся содержания, цепей и этапов профессионального становления как процесса формирования у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криса Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development: notions, positions

In this article main definitions of the notion «Professional development» are considered and the issues dealing with contents, goals and phases of the professional development as a process of formation of a system of the socialprofessional qualities of the nascent experts are being accentuated.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление: понятие, позиции»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378 147 В. Б. КРИСА

Омский государственный педагогический университет

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПОЗИЦИИ_____________________________

В статье рассматриваются основные определения понятия «профессиональное становление», обозначены вопросы, касающиеся содержания, целей и этапов профессионального становления как процесса формирования у будущих специалистов системы социальнопрофессиональных качеств.

В настоящее время проблема профессионального становления приобретает все большую актуальность, так как именно от успешности данного процесса во многом зависят качество специалиста и уровень сформированных у него профессиональных компетенций.

В современном общепринятом научном понимании «становление» выражает непрерывный переход, превращение вещей и явлений из одного в другое. Чаще всего «становление» характеризуется в неразрывной связи с такими понятиями, как «развитие» и «формирование», нередко их употребляют как синонимы. Именно в сопоставлении с категориями «развитие» и «формирование» может быть выявлена сущность «становления». Развитие определяется как объективный процесс внутреннего постоянного и последовательного количественного и качественного изменения. Обычно это понятие употребляется для обозначения поступательного движения, перехода от одною состояния к другому. Формирование — это процесс, имеющий заданный конечный результат. Становление же,

согласно философии Гегеля, развившего диалектическое содержание этой категории, является отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений.

Как правило, термин «становление» употребляется в трех значениях:

1. Как синоним категории «развитие».

2. Как выражение процесса создания предпосылок, элеме!ггов предмета, возникающего на их основе.

3. Как характеристика начальною этапа ужо возникшего предмета, где происходит переход от старого к новому, рост этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему (7, с. 73 — 74].

В психолого-педагогической литературе широко используется понятие «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают «профессиональное становление» с различных позиций.

Большое количество исследований посвящено выявлению роли мотивов в овладении профессией.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ИМ (49) 2008

М. И. Дьяченко и Л. И. Кандыбович отмечают, что в процессе профессионального становления «мотивы служат основой развитая конкретно профессиональной направленности, выражающейся в стремлении хорошо выполнить свои деловые обязанности, показать себя знающим, умелым специалистом... основой усилива-ющегося чувства ответственности и желания добиться успеха в работе» (2, с. 247). Они предлагают понимать под профессиональным становлением процесс, идущий от выбора профессии, через профессиональное обучение к практической работе, основой которого является мотивация. Однако в процессе профессионального становления важным условием его эффективности является не только направленное изменение мотивационно смысловой стороны отношения к профессии, но и овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками и связанной с этим эмоциональной уверенностью в себе, в своих деятельностных возможностях 11 1].

Исследуя процесс профессионального становления, К. М.Левитан представляет его как умение решать ряд профессионально значимых задач. Например, для учителя — это познавательные, морально-нравственные и коммуникативные задачи, в результате освоения которых будущий учитель постепенно овладевает необходимым комплексом деловых и нравственных качеств [5]. То есть овладеть знаниями и умениями для профессионального становления явно недостаточно, необходимо уметь решать задачи, которые порождаются в процессе профессиональной деятельности.

Определяя профессиональное становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности человека, направленной на самосовершенствование и самоосу-ществление 3. Ф. Зеер, подчеркивает, «гго становление при этом обязательно предполагает потребность в разви тии и саморазвитии, возможности и реальности ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении (3|. Процесс профессиональною становления не бывает завершен и требует от профессионала постоянною самосовершенствования, получения новых знаний, осваивания новых технологий и т. п.

В настоящее время профессионал должен иметь представление о своей профессии по всей совокупности се социальных связей, знать требования, которые предъявляются к ней и ее представителям, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, быть мобильным в решении круга профессиональных задач с учетом меняющихся социальных условий. «Всенеобходимыепрофессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности» 110, с. 258|. То есть проблема становления профессионала — это, еще и проблема личностною и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия.

Е. В. Чарина предлагает профессионализацию понимать как многогранный процесс, включающий несколько компонентов: получение знаний, умений 2 и навыков, освоение средств труда — это операци-

< опальная сторона профессионального становления; ° выбор профессиональной позиции, путей самореали-

< зации, выбор и реализация ценностей — это лич-5 ностное становление в период профессионализации;

включение в профессиональное сообщество, усвоение норм и ценностей данной социальной группы, обще-

ние в рамках решения профессиональных задач — социализация в процессе профессионализации.

В результате изучения различных источников детерминируются несколько групп определений профессионализации: педагогические; социологические (деятельностные); социологические (стратификационные), социально-экономические. Чаще всего под профессионализацией понимается специальная профессиональная подготовка субъекта к будущей профессиональной деятельности, т.е. профессиональное образование. Таким образом, очевидно, что профессионализация—это процесс становления профессионала, который включает в себя выбор человеком профессии с учетом всех собственных возможностей и способностей, освоениеправили норм профессии;формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии.

Все определения профессионального становления подводят к тому, что оно представляет собой процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, способствует адаптации в профессиональной среде, а также становлению и развитию профессионализма. Профессионализация личности в широком плане предполагает два взаимосвязанных компонента:

1. Психологический аспект, то есть становление профессионального самосознания, развитие личностных качеств индивида;

2. Социальный аспект, то есть формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм.

Психологический аспекта профессионального становления, раскрывает различные его стороны. Психологи считают, что успешная профессионализация зависит от личности специалиста, а именно от следующих личностных образований: смысл профессии для специалиста; отношение к другим людям; отношение к себе. Специалист проходит три формы профессионального становления: индивидную (стремление к сохранению усвоенных форм действий), личностную (способность человека к преобразованию старых способов и средств деятельности, стремление к новым смыслам) и индивидно-личностную (кризис, относительно короткий этап, в результате которого человек либо возвращается к индивидной форме, либо переходит к личностной форме регуляции, но всегда возникает ценностная система) [9].

Успешное профессионально-личностное становление определяется объективными и субъективными, внутренними и внешними условиями. Т. П. Демидова для характерис тики психологического аспекта определяет следующие субъективные и внутренние условия. К субъективным она относит потребность в получении профессионального образования, наличие познавательной мотивации и потребности в достижениях, а также самоорганизация, трудолюбие, совпадение смысла жизни и профессиональной деятельности. К внутренним условиям автор относит совокупность представлений, установок и стереотипов о профессии; осознание необходимости выбранной профессии в обществе, ее престижность и возможность быть успешным в профессии (1).

Социальный аспект профессионализации раскрывается в тех составляющих, которые Т. П. Демидова определяет как объективные и внешние. К объективным условиям она относит наличие современного научно-методического и информационно-технического оснащения в вузе, компетентных специалистов. К внешним — востребованность профессий на рынке

труда и требования общества к конкретным профессиям; соотношение данной профессии с другими; изменение духовных ценностей в обществе, что ведет к переструктурированию профессиональной деятельности.

Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление — это «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

А. В. Цвык определяет социальный аспект профессиональной социализации как процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности.

Рассматривая профессиональное становление как длительный процесс развития с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя впрофессиональнойдеятельности, исследователи ТВ.Кудрявцев и Н.В. Кузьмина выделяют четыре этапа профессионального становления, такие как:

—формирование профессиональных намерений;

— профессиональное обучение;

— профессиональная адаптация;

—частичная или полная реализация личности в профессиональном труде [4].

Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и этапов, но особая роль отводится профессиональной подготовке с тудента. Поскольку она задает тон тому, насколько активно и эффективно будет протекать реализация личности в профессиональном труде. Например, важнейшей задачей профессионального образования студентов может быть задача сформировать «... постоянно растущую потребность в расширении и углублении знаний и их реализацию во все более широкой сфере специальной и выходящей за ее пределы деятельности» |8, с. 7]. Решение данной задачи даст возможность будущему специалисту быть мобильным, осуществлять творческую профессиональную деятельность, непрерывно самообучаться и т.д.

По мнению А. В. Цвыка, целесообразно различение первичной и вторичной профессионализации. К первичной он относит процесс становления специалиста. «Она включав!' в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т.е. приобретение специальности. В силу своего характера, первичная профессионализация непосредственно связана с профессиональным образованием, ее целью и результатом является становление специалиста, поэтому она может быть охарактеризована как специализация. Соответственно, показателем успешного прохождения этапа первичной профессионализации является окончание профессионального образования и получение профессиональной квалификации» [10, с. 259). Особенностью первичной профессионализации является то, что в ее процессе личность становится подлинным субъектом профессиональной деятельности и профессиональных отношений, обретает профессиональный статус и, таким образом, получает возможность активною и функционального участия в социальных процессах.

«Вторичная профессионализация представляет собой становление и развитие профессионализма

личности в ходе трудовой деятельности на основе накопления и использования профессионального опыта, профессиональной активности человека и широкого мировоззренческого подхода к решению профессиональных задач» 110, с. 260]. Изучение вопроса становления профессионализма в период трудовой деятельности не входит в рамки нашего исследования, поэтому мы остановимся только на этапе первичной профессионализации.

Ядром первичной профессионализации, ее центральным компонентом и главнейшим этапом является профессиональное обучение, получение конкретной специальности в вузе или другом профессиональном образовательном учреждении.

Профессиональное образование является системой социокультурных, воспитывающих и развивающих воздействий на человека, направленных на формирование необходимых для данной профессии знаний, умений, качеств личности. По мнению А Н.Лей-бовича, профессиональное образование —эго процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям и специальностям [6, с.3|.

Большинство исследователей (Т. П. Демидова, К. М.Левитан, А. Н.Лейбович, Д. И. Фельдштейн,

В. А. Цвык и др.) едины в том, что профессиональное образование преследует следующие цели:

1. Создание условий для овладейия профессиональной деятельностью.

2. Воспитание социально-активных членов общества для творческого участия в производстве, ответственности за результаты своего труда, состояние окружающей среды и т.д.

3. Обучение методам непрерывного самообучения для поддержания конкурентоспособности индивида на рынке труда и более полного раскрытия способностей личности.

Главной целью профессионального обучения является приобретение определенных знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного типа профессиональной деятельности. Однако получение специальности не исчерпывает содержание этого этапа профессионализации. Процесс профессиональной подготовки в вузе предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, что составляет фундамент для развития профессионализма. Социологические исследования позволяют констатировать, что запрос работодателей, сделанный из различных секторов рынка, к системе профессионального обучения имеет общие положения: умение работать в коллективе, умение ориентироваться на рынке труда, готовность связывать свою карьеру с продолжением образования, готовность менять профиль деятельности в зависимости от изменения в стратегии развития предприятия, технологиях и т.п., умение самостоятельно работать с информацией, умение принимать решения.

Библиографический список

1. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся. - М.: МПСИ.2006. - 112 с.

2-Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Мн.:Харвест, 2001. - 573 с.

З.Зоер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., пер., доп. - М.: Академический проект. Екатеринбург, 2003. — 336 с.

4. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. -1998. - №5. - С. 59-68.

5.Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. — Саратов: ИСГУ. 1990. - 168 с.

6.Лейбович А.Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. - М.: Высшая школа, 1994. — 280 с.

7.Современная философия: словарь и хрестоматия; авт.-сост. Л.В. Жаров, Е.В, Золотухина, В.П. Кохановский и др.: отв. ред

В.П. Кохановский - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

в.Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. - М.: Изд-во МОДЭК, 2005 - 12 с.

9. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. — М.: МПСИ, 2005. — 560 с.

10. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН, серия Социология. - 2003. - №4-5. -

С. 258 - 269.

П. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А.. 2000. — 349 с.

КРИСА Владимир Борисович, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства.

Статья поступила в редакцию 31.05.08 © В. Б. Криса

УДК 379.8 + 378.046 Т. В. БАЙ

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема ориентации студентов на профессиональные ценности в контексте общей проблемы развития высшей школы. Ключевым моментом в статье актуализируется идея проектирования маркетинговой образовательной стратеги* по ориентации студентов на профессиональные ценности.

Исторический опыт свиде тельствует, что проблема ценностей, ценносгныхорнет'аций в социокультурной среде всегда актуализировалась, ее постановка обострялась, приобретала широкое социальное, культурное и нравственное значение в сложные, переломные эпохи, когда культурные традиции обесценивались, прежние идеологические и этические устои общества подвергались дискриминации, начиналась поспешная их замена новыми идеалами и целями (9, с. 87).

Подчеркивая историчность социокультурных аксиологических ориентиров, актуальных для системы подготовки специалистов в вуза, З.И.Равкин отмечает: «Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вс тупать в контакт с ценностями последующего периода» (9, с. 87). Ценностные ориен тации обусловливают избирательную активнос ть индивида как субъектную. Каждый выбор человека — это «внутреннее ценностное строительство» (3, с. 326 — 340). По мнению Э.Фромма, наиболее прекрасные и самые безобразные склонности человека представляют собой не компоненты фиксированной и биологически заданной человеческой природы, а результат социокультурного процесса, который творит людей. Убеждения и ценности не даны личности в готовом виде, не приняты ею от общества пассивно, а являются результатом усилий и интеллектуальных достижений в процессе бесконечного жизненного экспериментирования. Именно поэтому необходимо создание такой системы подготовки специалистов с высшим образованием, которая ориен* I тировала бы студентов на такие группы ценностей,

при наличии которых будущие специалисты могли бы отказаться от социальной маски и предъявить свои подлинные потребности.

Это особенно важно учи тывать в системе высшего образования, результаты деятельности которой будут определять социально-экономическое развитие страны и каждого человека в отдельности.

Отличительной особенностью социокультурных процессов, происходящих в обществе, является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в их «полезности», значимости. Д. А Леонтьев целиком подтверждает наше убеждение втом, что в современном обществе «Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникающей на почве перелома ценностной основы, смысловою голодания и вывиха мировоззрения» (5, с. 24 — 28). Утрачивая перу в старые ценности, человек теряет объекты для своей проекции вовне. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для нею чуждым и даже враждебным.

Кризис социокультурных, смыслообразующих жизненных и профессиональных ценностей ведет к кризису личности. В результате этого происходит деформация самосознания человека, отчуждение личности от собственной истории, утрата смысла бытия, интереса к профессиональной деятельности, т.е. перспектив будущею и ответственности. Это обуславливает отсутствие ориентиров в социокультурных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.