В. Г. Иванов, И. Р. Искакова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ
Ключевые слова: становление, профессиональное становление, профессионализация, профессиональное развитие, профессиональное самосознание, профессиональная подготовка, факторы становления профессионализма.
В статье рассмотрена концепция профессионального становления. Выявлены факторы профессионального воспитания в вузе. Определены требования к профессиональному воспитанию. Предложены эффективные методы, средства и формы профессионального воспитания.
Keywords: formation, professional formation, training, professional development, professional consciousness, vocational training, factors formation ofprofessionalism.
In article the concept of professional formation is considered. Factors of professional education in high school are revealed. Requirements to professional education are defined. Effective methods, means and forms of professional education are offered.
Актуальным в настоящее время стал вопрос выбора профессий. При этом ядром профессионального становления можно считать взаимодействие личности и профессии [3]. Дадим определение понятия «становление». Если обратиться к понятию профессионального становления, то анализ литературы по проблеме профессионального становления показывает, что она выступает общим предметным полем ряда наук: педагогики, психологии, философии, социологии, при этом понятие «профессиональное становление» личности в психолого-педагогической науке не определено однозначно. Понятие «становление» в словаре по социальной педагогике трактуется как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определённому состоянию [5]. Под профессиональным становлением студентов мы подразумеваем процесс развития самосознания, включающего самосовершенствование профессионально важных качеств личности, и самообразование, а также формирование ценностно-мотивационного отношения к будущей профессии. При этом главной целью профессионального обучения является получение конкретной специальности в вузе или другом профессиональном образовательном учреждении. Ядром первичной профессионализации, ее центральным компонентом и главным этапом является приобретение определенных знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного типа профессиональной деятельности. Однако получение специальности не исчерпывает содержание профессионализации. Процесс профессиональной подготовки в вузе предполагает целенаправленное развитие у будущих специалистов системы социальнопрофессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, что составляет фундамент для развития профессионализма. Кроме того, профессиональный интерес, не отягощенный общечеловеческими нравственными ценностями, может стать причиной профессиональной узости, поэтому значимым компонентом профессионального обучения должно стать нравственное воспитание.
Основной формой профессионализации личности на этапе вузовской подготовки является профессиональное воспитание студентов как освоение профессионального опыта и формирование навыков к конкретному виду профессионального труда. Однако содержание профессионального воспитания не исчерпывается задачами практического освоения профессии. Получивший определенную профессиональную квалификацию специалист только в том случае сможет пройти путь к профессионалу, если его профессиональное становление включало в себя не только приобретение знаний, навыков и умений, но и развитие духовных качеств и установок, позволяющих ему решать актуальную личностную проблему перехода к активной, самостоятельной, творческой и ответственной профессиональной роли. Целью профессионального воспитания является личностное развитие субъекта, развитие профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих, самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни. Конкретизируя цели профессионального воспитания в вузе, можно выделить следующие его факторы:
• адаптация первокурсников к среде профессионального учебного заведения;
• создание условий для дальнейшей профессионализации учащейся молодежи; обеспечение духовно-нравственного становления;
• оказание помощи в социальном и профессиональном самоопределении;
• развитие профессионально важных способностей человека и социальнозначимых качеств;
• содействие нахождению своего места в профессиональном мире после завершения образования и формирование конкурентноспособности выпускников;
• формирование профессионально-этических норм поведения;
• освоение личностью объективной системы профессиональных ролей;
• становление профессиональной культуры будущего специалиста.
В современном обществе быстрыми темпами растет значимость профессионального образования. Увеличивается удельный вес лиц с профессиональным образованием на рынке труда. Для настоящего времени характерна тенденция приобретения не просто образования, а профессионального образования - иногда вне зависимости от его уровня.
Профессиональное образование преследует и еще ряд целей:
1. Создание условий для овладения профессиональной деятельностью. Для каждого человека профессиональное образование выполняет две основные функции:
а) является средством самореализации личности в профессиональном труде;
б) является средством обеспечения устойчивости профессиональной карьеры индивида в условиях рыночной экономики.
2. Воспитание социально-активных членов общества для творческого участия в производстве, ответственности за результаты своего труда, состояние окружающей среды и т. д.
3. Обучение методам непрерывного самообучения для поддержания конкурентоспособности индивида на рынке труда и более полного раскрытия способностей личности.
При этом система профессионального образования конкурентоспособного специалиста должна решать двойную задачу: во-первых, выполнять социальный заказ общества - готовить специалистов, необходимых на данный момент для удовлетворения общественных потребностей в трудовых и профессиональных ресурсах; во-вторых, в процессе профессиональной подготовки ориентироваться на развитие личности специалиста, становление его духовно-нравственного облика, воспитание потребности в
непрерывном духовном саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании. Гармонизация этих двух задач и их успешное выполнение в каждом конкретном профессиональном учебном заведении является социальным условием развития профессионализма его учеников. Для духовного становления и развития личности в ходе профессионального образования необходима также благоприятная по степени комфортности окружающая среда. Гуманитарная среда обеспечивает профессиональную подготовку, формирование духовно-нравственной зрелости студентов, что в конечном итоге социально реализуется в таких качествах, как инициатива и ответственность, потребность в постоянном обогащении и обновлении своих знаний, способность принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь [14]. Дополним к этому, что наличие и влияние гуманитарной среды профессионального учебного заведения является одним из необходимых условий успешной профессионализации личности и становления ее профессионализма.
Показателями гуманитарной среды можно считать:
• процесс демократизации в вузе - наличие специальных курсов по выбору, разнообразие форм обучения и приобщения к научно-исследовательской деятельности;
• структура учебного процесса, приближенного к потребностям студентов и их будущей профессиональной деятельности;
• благоприятный нравственно-психологический климат в преподавательском и студенческом коллективе;
• наличие условий для общекультурной подготовки студентов, развитие творческого мышления и инициативы;
• реализация социальной защиты членов вузовского коллектива, морального и материального стимулирования наиболее активных и одаренных студентов;
• наличие развитой материально-технической базы и социокультурной сферы обучения.
При этом главным системообразующим фактором в процессе вузовской профессионализации является учебный процесс как ядро развития всех социальнопрофессиональных и духовно-нравственных качеств будущего специалиста. В свою очередь, необходимым условием превращения учебного процесса в фактор профессионализации является выдвижение на первый план личностно-ориентированного подхода к обучению, усиление как заинтересованности студентов в получении профессиональных знаний и умений, так и в нравственно-гуманистическом развитии.
В вузовской профессионализации особая роль принадлежит преподавателю, развивающему интеллектуальный и гуманистический потенциал общества. «Чем выше при этом компетентность, т. е. профессионально-творческий, духовный потенциал самого ученого-педагога, тем благоприятнее условия для развития духовности студентов, совершенствования их учебной и профессиональной подготовки, тем больше способов самореализации. Деятельность педагога - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса вуза, оказывающая существенное влияние на его микросреду, развитие и воспитание личности» [11]. Среди прочих качеств, необходимых для успешной
преподавательской деятельности, следует выделить знание предмета, широту кругозора, эрудицию, работоспособность, установку на творчество, осознание духовной значимости своего влияния на студентов, потребность в непрерывном профессиональном самообразовании. Профессиональное образование только тогда успешно выполняет свою функцию, когда сумма знаний, которую преподаватель передает студенту в процессе обучения, становится интеллектуальной культурой, миропониманием как обучающих, так
и обучающихся. Следовательно, образование и наука должны пойти по пути гармонизации, формирования целостных представлений и в сознании преподавателя, и в сознании студента.
Итак, профессиональное воспитание в вузе представляет собой специально организованный, контролируемый процесс, в ходе которого происходит профессиональное становление специалиста, развитие профессиональной структуры его личности, постепенный переход от вчерашнего школьника к субъекту самостоятельного профессионального труда. Вузовское профессиональное воспитание завершает первичную профессионализацию человека. Успешное окончание профессионального учебного заведения и получение соответствующей специальности завершает первичную профессионализацию субъекта и становится отправной точкой его вступления в мир профессиональных отношений. В ходе конкретной профессиональной деятельности происходит вторичная профессионализация личности, становление ее профессионализма. В основе вторичной профессионализации лежит профессиональная активность личности, установка на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование, накопление профессионального опыта, усвоение норм профессиональной этики. Превращение специалиста в профессионала происходит, таким образом, в процессе профессионального труда. Но это возможно лишь в том случае, если в ходе первичной профессионализации человек не только получил соответствующую профессиональную подготовку, но и заложил основы гуманистического мировоззрения, воспитал в себе активную и творческую личность. Психологическим фактором становления профессионализма является направленность личности на совершенствование и творчество, социальным -усвоение широкого спектра норм, ценностей и ориентаций, как профессиональных, так и общечеловеческих. Педагогическим фактором является эффективно организованный учебный процесс, ориентирующий студента на освоение будущей профессии.
Специфика вторичной профессионализации состоит в том, что, во-первых, этот процесс не является формализованным, он не ограничен ни временными, ни организационными рамками (единственным формальным моментом в ходе вторичной профессионализации являются разнообразные формы повышения квалификации, аттестации и т.д.); во-вторых, основной формой профессионализации на этом этапе становится профессиональное самовоспитание, соответственно, основным социальным агентом вторичной профессионализации является сам субъект профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность субъектов осуществляется, главным образом, в рамках деловых организаций. Ведущие современные социологи отмечают, что одной из общественных функций деловых организаций является функция социализации, включающая в себя информационную, образовательную, а также воспитательную составляющие [2]. Отметим, что в функцию социализации следует включить ее профессиональную составляющую. Трудовые коллективы в целом не учат человека профессии и не ставят перед собой такую задачу, хотя возможен и подобный вариант, в том случае, если профессиональное образование не обеспечило личность необходимыми профессиональными навыками. Но их роль в деле становления профессионала велика. Именно под влиянием профессиональной среды происходит усвоение нравственной составляющей личности профессионала, развитие профессиональной морали субъекта. Нравственно-психологический климат в организации существенно влияет на динамику творческой активности субъекта, на устремленность личности к профессиональному росту. Несмотря на определенное влияние, которое оказывают на профессиональное становление человека его коллеги и профессиональное окружение, основной формой
профессионализации на этапе самостоятельной трудовой деятельности является самовоспитание и профессиональное самосовершенствование. При этом успешность профессионального самовоспитания зависит, главным образом, от активности личности, от ее стремления к совершенству, от желания достичь вершин в профессиональном мастерстве. Немалую роль в этом процессе играет также общая гуманистическая направленность и мировоззренческая подготовка специалиста, его способность к широкому и, вместе с тем, глубокому видению профессиональных и социальных проблем. Таким образом, становление профессионализма личности в ходе вторичной профессионализации опирается не только на профессиональные знания и умения личности, но и на заложенные в ходе первичной профессионализации духовнонравственные и мировоззренческие основы.
Большую роль также играют государство и общество. Роль общества и государства в профессионализации личности заключается в обеспечении социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии; развитии новых форм занятости и путей самореализации личности в условиях социокультурной динамики общества; достижении сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; прогнозировании профессиональной успешности в трудовой деятельности; обеспечении соответствия уровня профессионализма личности ее социальному статусу, а также достойному благосостоянию.
Итак, категория «профессионализация» может быть применима и к обществу в целом. Высокий уровень развития современного общества, интенсивность мировых экономических, политических и социальных процессов, все большая вовлеченность в них нашей страны способствуют динамичному развитию общественного разделения труда и, как следствие этого, изменениям в профессиональной структуре современного российского общества. Увеличение количества социально-профессиональных групп, развитие и укрепление между ними структурных связей, усложнение содержания профессионального труда, возрастание требований к качеству профессиональной деятельности, - все эти процессы свидетельствуют о профессионализации общества, интенсивность которой зависит от конкретных исторических условий.
Важное значение для эволюции общества приобретают общественные отношения, возникающие по поводу приобретения той или иной профессии, обмена продуктами профессиональной деятельности и социально-культурного взаимодействия между различными профессиональными сферами. Профессионализация общества как усложнение профессиональной социальной структуры и интенсификация профессиональных отношений в обществе предполагает приоритет вопросов совершенствования профессиональных отношений и развития профессионального качества личности, т. е. непосредственно связана с интенсивностью и результативностью процессов профессионализации личности.
Таким образом, профессионализация оказывает разноплановое и разноуровневое воздействие на социокультурную динамику всего общества. Профессиональная самореализация личности происходит в ходе активной трудовой деятельности, где фактор выбора профессии и «жизни в профессии» приобретает особое значение как определяющий интересы, жизненные ориентации и образ жизни человека. При этом, профессионализация российского общества на современном этапе его развития приводит к возрастанию роли профессионализма личности как важнейшего критерия социальной стратификации, фактора социальной мобильности и социокультурной динамики.
В заключение можно отметить следующее:
Под профессиональным становлением студентов можно понимать процесс развития самосознания, включающего самосовершенствование профессионально важных качеств личности, и самообразование, а также формирование ценностно-мотивационного отношения к будущей профессии. В ходе конкретной профессиональной деятельности происходит вторичная профессионализация личности, становление ее профессионализма. В основе вторичной профессионализации лежит профессиональная активность личности, установка на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование, накопление профессионального опыта, усвоение норм профессиональной этики. Превращение специалиста в профессионала происходит, таким образом, в процессе профессионального труда. Но это возможно лишь в том случае, если в ходе первичной профессионализации человек не только получил соответствующую профессиональную подготовку, но и заложил основы гуманистического мировоззрения, воспитал в себе активную и творческую личность. Психологическим фактором становления профессионализма является направленность личности на совершенствование и творчество, социальным -усвоение широкого спектра норм, ценностей и ориентаций, как профессиональных, так и общечеловеческих. Педагогическим фактором является эффективно организованный учебно-воспитательный процесс.
Литература
1. Белозерова, Л.И. Интегративный подход к профессиональному становлению психолога на этапе вузовской подготовки / Л.И.Белозерова. - Ярославль, 2002. - 98с.
2. Горнова, Н.В. Профессионально-личностное становление будущего учителя. Монография / Н.В.Горнова, Г.И.Железовская. - Балаково, 1999. - 108с.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф.Зеер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336с.
4. Зеер, Э.Ф. Практикум по психологии профессий: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова,
A.П.Зольников. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. -174с.
5. Зотова, Н.Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов / Н.Н.Зотова, О.Н.Родина // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология, 2003. - С.69-78.
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176с.
7. Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.В.Морозов. - СПб.: Изд-во Союз, 2000. - 576с.
8. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П.Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160с.
9. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480с.
11. Психологические основы профессионально-технического обучения. - М., 1988.
12. Психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. А.А.Бодалёва, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева,
B.А.Сластенина. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. - 585с.
13. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В.Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368с.
14. Степаненко, О.В. Аксиологические приоритеты профессионально-педагогической подготовки будущего учителя / О. В. Степаненко // Философско-исторические основы общего образования в России. - М.: ИТО и П РАО, 2002. - С.338-342.
© В. Г. Иванов - д-р пед. наук, зав. кафедрой ПиМ ВПО КГТУ, И. Р. Искакова - ст.
преподаватель кафедры психологии и педагогики Костанайского государственного университета им. Ахмета Байтурсынова, [email protected].