Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки студентов'

Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1313
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALIST / SPIRITUAL VALUES / HUMANITARIAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Искакова И. Р.

В статье рассмотрена концепция профессионального становления специалиста в вузе. Выявлены факторы профессионального воспитания, в вузе. определены требования к профессиональному воспитанию его организации, предложены эффективные методы, средства и формы профессионального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic and psychological aspects of students' professional training

The concept of professional training and up-bringing of future specialist by means of special humanitarian environment is considered. Factors of professional education in higher school are revealed. Requirements to professional education are defined. Effective methods, means and forms of professional education are offered.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки студентов»

150 Высшее образование в России • № 8-9, 2011

ределения учителя. М.: Прометей, МПГУ, 2002. 316 с.

2. Педагогический энциклопедический сло-

варь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

3. Мухина В.С. Феноменология развития и бы-

тия личности. Воронеж: МОДЭК, 1999. 640 с.

4. Вайзер Г.А, Чудновский В.А. Смысл жиз-

ни и акме: 15 лет поиска. М.; Обнинск: ИГ-Социн, 2010. 72 с.

5. Сергеев И.С. Основы педагогической дея-

тельности: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. 316 с.

6. Франкл В. О смысле жизни. Теории лич-

ности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Бахрах, 1996. 480 с.

7. Ульянова И.В. Педагогика смысложизнен-

ных ориентаций: Учеб. пособие. Владимир, 2010. 245 с.

ULYANOVA I. REFLECTION AS A NECESSARY QUALITY OF THE FUTURE TEACHER

The key theme of the article is reflection as an indispensable quality of a teacher. The author considers the pedagogical conditions of forming the students' abilities to reflection, comprehension of meaning of life

Key words: reflection, humanistic educational paradigm, adolescence, the meaning of life, professional qualities.

Психолого-

педагогические аспекты профессиональной подготовки студентов

В статье рассмотрена концепция профессионального становления специалиста в вузе. Выявлены факторы профессионального воспитания, в вузе. определены требования к профессиональному воспитанию его организации, предложены эффективные методы, средства и формы профессионального воспитания.

И.Р. ИСКАКОВА, ст. преподаватель Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

Несмотря на то, что проблеме профессионального становления будущего специалиста посвящены многочисленные исследования [1—3], всё ещё нет единого взгляда на этот феномен.

Под профессиональным становлением студента мы будем понимать процесс развития его самосознания, включающего самосовершенствование профессионально важных качеств личности в единстве с формированием ценностно-мотивационного отношения к будущей профессии.

Главной целью профессионального обучения является получение конкретной специальности в вузе или другом профессиональном образовательном учреждении. Ядром первичной профессионализации, ее центральным компонентом является при-

обретение определенных знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного типа профессиональной деятельности. Однако получение специальности не исчерпывает содержания профессионализации. Процесс профессиональной подготовки в вузе предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, мировоззренческих принципов, духовных ценностей и нравственных ориентиров, что составляет фундамент для развития профессионализма. Профессиональный интерес, не подкрепленный общечеловеческими моральными ценностями, может стать причиной профессиональной узости, поэтому значимым компонентом профессионального обу-

Редакционная почта

151

чения должно стать нравственное воспитание.

Основной формой профессионализации личности на этапе вузовской подготовки является именно воспитание студентов в ходе освоения ими профессионального опыта и формирования у них навыков к выполнению конкретного вида профессионального труда. При этом содержание профессионального воспитания не исчерпывается задачами практического освоения профессии. Специалист, получивший определенную квалификацию, сможет пройти путь к действительному мастерству только в том случае, если его профессиональное становление включало в себя не только приобретение знаний, навыков и умений, но и развитие духовных качеств и установок, позволяющих ему решать личностную про-блемупереходакактивной, самостоятельной, творческой и ответственной социальной роли.

Таким образом, для успешного выполнения функций субъекта профессиональных отношений индивиду важно не только овладеть знаниями, навыками и умениями, но и освоить культурное наследие общества, сделать его достоянием своего внутреннего мира. «Социальная философия вузовского образования заключается в передаче общечеловеческих ценностей в процессе обучения каждого индивида специальным профессиональным навыкам, а с ними и правилам социального саморегулирования. Общество определяет форму профессиональной специализации обучающихся. Задача каждого индивида - осознанно реализовать свои социально-профессиональные и духовные приобретения в обществе. Задача институтов образования - подготовить будущего специалиста к самореализации посредством обучения его общечеловеческим ценностям, развившимся в ходе исторической эволюции общества» [4]. Итак, традиционное понимание профессионального воспитания как процесса развития профессионально важных качеств

должно быть переосмыслено в новых исторических условиях, когда неотъемлемой составляющей профессионализма являются духовность и нравственность.

Конкретизируя цели профессионального воспитания в вузе, можно выделить следующие его компоненты:

• адаптация первокурсников к среде профессионального учебного заведения;

• создание условий для дальнейшей профессионализации учащейся молодежи; обеспечение ее духовно-нравственного становления;

• оказание студентам помощи в социальном и профессиональном самоопределении;

• развитие у обучающихся профессионально важных способностей и социально значимых качеств;

• формирование конкурентоспособности выпускников;

• формирование у студентов профессионально-этических норм поведения;

• освоение личностью системы профессиональных ролей;

• становление профессиональной культуры будущего специалиста.

В современной исследовательской литературе также представлено мнение, согласно которому основной целью профессионального воспитания должно быть обеспечение соответствия индивидуальных качеств личности общественным требованиям, предъявляемым профессией. В основе этой идеи лежит сформулированное еще Т. Парсонсом положение о том, что результат профессиональной деятельности (ее успешность и удовлетворенность ею) зависит от степени соответствия индивидуальных качеств требованиям профессии [5], а именно: направленности личности -объективным характеристикам профессии, индивидуальных особенностей личности -типам профессий, стремлений личности -объективным условиям профессиональной деятельности, личных профессиональных мотивов - социальным требованиям к про-

152 Высшее образование в России • № 8-9, 2011

фессии, типа личности - типу профессиональной среды, профессиональных амбиций - ожидаемому успеху и т.д.

Новая парадигма профессионального воспитания, обусловленная требованиями гуманизации профессиональных отношений, основана на утверждении в качестве основной цели воспитания развития у студентов активной жизненной и профессиональной позиции, способности к творчеству, заинтересованности и потребности в саморазвитии. «Сегодня профессиональное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности профессиональной социализации учащейся молодежи в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности. Основным содержанием профессионального воспитания, таким образом, становится обеспечение процесса социализации личности профессионала и саморазвития человека» [6].

Важнейшей составляющей профессионального воспитания является профессиональное образование как система социокультурных, воспитывающих и развивающих воздействий на человека, направленных на получение необходимых для данной профессии знаний, умений, качеств личности. По мнению А.Н. Лейбовича, профессиональное образование - это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и навыками, соответствующими конкретным профессиям и специальностям [7].

Профессиональное образование преследует еще ряд целей:

1) создание условий для овладения профессиональной деятельностью. Для каждого человека профессиональное образование выполняет две основные функции: во-первых, является средством самореализации в профессиональном труде и, во-вторых, является средством обеспечения ус-

тойчивости профессиональной карьеры в условияхрыночной экономики.

2) воспитание социально активных членов общества, способных к творческому участию в производстве, готовых нести ответственность за результаты своего труда, состояние окружающей среды и т.д.

3) обучение методам непрерывного самообучения для поддержания конкурентоспособности специалиста на рынке труда и более полного раскрытия его способностей.

При этом система профессионального образования должна решать двойную задачу: во-первых, выполнять социальный заказ общества на подготовку специалистов, необходимых в настоящее время для удовлетворения общественных потребностей в трудовых и профессиональных ресурсах; во-вторых, ориентироваться на развитие личности специалиста, становление его духовно-нравственного облика, воспитание у него потребности в непрерывном духовном саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании. Гармонизация этих двух задач и их успешное выполнение в каждом конкретном профессиональном учебном заведении является социальным условием развития профессионализма его учеников.

Для духовного становления личности в ходе профессионального образования необходима также благоприятная окружающая среда. В современной литературе используется понятие «гуманитарная среда» вуза. Структура гуманитарной среды - это система устойчивых связей и отношений, влияющих на учебно-воспитательный процесс и определяющих духовное пространство учебного заведения.

Показателями сформированности гуманитарной среды можно считать:

■ процесс демократизации в вузе - наличие специальных курсов по выбору, разнообразие форм обучения и приобщения к научно-исследовательской деятельности;

■ приближенность учебного процесса

Редакционная почта

153

к потребностям студентов и к их будущей профессиональной деятельности;

■ благоприятный нравственно-психологический климат в преподавательском и студенческом коллективах;

■ наличие условий для общекультурной подготовки студентов, развития их творческого мышления и инициативы;

■ социальная защита членов вузовского коллектива, моральное и материальное стимулирование наиболее активных и одаренных студентов;

■ наличие развитой материально-технической базы и социокультурной сферы.

В процессе профессионализации студентов особая роль принадлежит преподавателю, развивающему их интеллектуальный и гуманистический потенциал. «Чем выше при этом компетентность, т. е. профессионально-творческий, духовный потенциал самого ученого-педагога, тем благоприятнее условия для развития духовности студентов, совершенствования их учебной и профессиональной подготовки, тем больше способов самореализации. Деятельность педагога -неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса вуза, оказывающая существенное влияние на его микросреду, развитие и воспитание личности » [6].

В ходе конкретной профессиональной деятельности происходит вторичная профессионализация личности, в основе которой лежит ее профессиональная активность, установка на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование, накопление профессионального опыта, усвоение

норм профессиональной этики. Превращение специалиста в профессионала происходит, таким образом, в процессе профессионального труда. Но это возможно лишь в том случае, если в ходе первичной профессионализации человек не только получил соответствующую профессиональную подготовку, но и воспитал в себе активную и творческую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.

пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

2. Поваренков Ю.П. Психологическое содер-

жание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

3. Горнова Н.В, Железовская Г.И. Профес-

сионально-личностное становление будущего учителя. Балаково, 1999. 108 с.

4. Зотова Н.Н, Родина О.Н. Исследование

профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. Сер. 14 «Психология ». 2003, №3. С. 69-78.

5. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Пси-

хология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 480 с.

6. Психологические основы профессиональ-

но-технического обучения. М., 1988.

7. Психология и педагогика: Учеб. пособие /

Под ред. А.А. Бодалёва, В.И. Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А. Сластенина. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 585 с.

ISKAKOVA I. PEDAGOGIC AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING

The concept of professional training and up-bringing of future specialist by means of special humanitarian environment is considered. Factors of professional education in higher school are revealed. Requirements to professional education are defined. Effective methods, means and forms of professional education are offered.

Key words: professional training of future specialist, spiritual values, humanitarian environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.