УДК 378+37.0
Пилипчевская Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования, директор учебно-методического центра тьюторского и социально-психологического сопровождения студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
Клеянкина Татьяна Петровна
Старший преподаватель кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
профессиональное становление личности будущего учителя в процессе тьюторского сопровождения
Аннотация. Проблема профессионального становления личности будущего учителя на этапе вузовского обучения является одной из актуальных в современной науке. В данной статье раскрываются понятия «профессиональное становление». Авторы предлагают программу дополнительного профессионального образования для студентов по подготовке вожатого, раскрывают специфику тьюторского сопровождения в процессе ее реализации.
Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное образование, компе-тентностный подход, тьютор, тьюторское сопровождение.
Pililpchevskaya Natalja Viktorovna
Candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer at the department of pedagogic and psychology of Primary education; the director of educational methodic centre which tutors and gives students socio-psychological support in Krasnoyarsk State Pedagogical University named in honor of V. P. Astafyev, [email protected], Krasnoyarsk
Kleyankina Tatyana Petrovna
The senior Teacher of pedagogy department in Krasnoyarsk State Pedagogical University named in honor of V. P. Astafyev, [email protected], Krasnoyarsk
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHER IN THE PROCESS OF TUTOR SUPPORT
Abstract. The problem of professional development of future teachers at the stage of higher education is one of the current problems in modern science. This article reveals the concept of «professional development». The authors suggest a programme of additional professional education forstudents trained to be counselors, develop peculiarities of tutor support in the process of its implementation.
Keywords: professional development, professional education, competence approach, tutor, tutor support.
Социально-экономические, политические изменения, происходящие в российском обществе, переход на многоуровневую систему подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования, потребовали принципиального обновления его целей, содержания, форм, методов и технологий, ориентированных на раскрытие потенциальных возможностей будущего профессионала, способных самостоятельно принимать решения, выстраивать стратегию собственно-
го профессионально-личностного развития, готовых к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности.
А. Е. Волков, Д. В. Ливанов, А. А. Фур-сенко подчеркивают, что в условиях массового высшего образования идеология передачи «готовых знаний» постепенно сменяется идеологией формирования компетенций, а на смену парадигме передачи знаний приходит парадигма дееспособности. На первый план выходят задачи выявления и
передачи современных способов организации мыслительной работы человека, только практическая деятельность и ее рефлексия, заставляют размышлять и формируют запрос на соответствующие знания [1]. Создание принципиально новой системы образовательных институтов, ориентированных на потребности постиндустриальной экономики и общества, отвечающих вызовам времени, является важной задачей российского образования.
B. А. Адольф, И. Ю. Степанова отмечают, что современные условия направляют вектор изменения образования на обеспечение готовности и способности человека непрерывно приобретать и обновлять собственный опыт, адекватно соответствующим тенденциям развития действительности. Педагогическое образование необходимо нацеливать на реализацию проектно-продуктивной технологии, при которой студент находится в активной позиции субъекта выбора и становится участником формирования своего образовательного маршрута, профессиональной образовательной программы [2]. Только преобразуя содержание образования, формы и способы организации, создавая принципиально новое технологическое обеспечение процесса профессионального становления студентов, можно ответить на вызов времени и найти необходимые ресурсы для развития.
Современные исследователи рассматривают понятие «профессиональное становление» с различных позиций. Так, например,
Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев отмечают, что профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека: начиная с формирования профессиональных намерений и завершая полной реализацией себя в профессиональной деятельности [3]. К. М. Левитан исследует этот термин как решение профессионально значимых, всё более усложняющихся задач - познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом деловых и нравственных качеств, связанных с его профессией [4].
C. Б. Елканов [5] профессиональное становление рассматривает с точки зрения самовоспитания, куда включает освоение следующих действий: целеполагание, пла-
нирование, овладение средствами и способами самовоспитания, самоконтроль и коррекцию. Профессиональное становление
Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская [6] рассматривают как непрерывный процесс достижения поставленных целей и оформления новых, в результате которого происходит изменение и личностных качеств, и профессиональной компетентности, тем самым повышается уровень профессионализма и профессионального мастерства педагогов.
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов при обсуждении вопросов профессионального становления педагога применяют термин «профессиональное самовоспитание учителя», что предполагает, по мнению ученых, «сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуальнонеповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности» [7].
Важно подчеркнуть, что почти всеми учеными, занимающимися проблемой профессионального развития, признается, что человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. В ходе же обучения в вузе ему предоставляется возможность осваивать специфику выбранного профессионального знания, осознавать и претворять в жизнь определенные цели, намечать путь и идти в этом направлении.
Таким образом, профессиональное становление личности будущего учителя в процессе его подготовки в высшей школе включает не только овладение студентами ключевыми компетентностями, а также его профессионально-личностное самосовер-
шенствование, становление активной жизненной позиции. Подготовку такого специалиста невозможно осуществлять в рамках старой парадигмы образования.
Ориентация модернизации российского образования на компетентностную основу обуславливается становлением такого типа культуры, для которого «чисто знаниевое» образование оказывается неприемлемым, требуется практическая ориентация образования.
В своих исследованиях Н. Л. Сольников,
С. Б. Бурухин отмечают, что компетентност-ный подход в высшем профессиональном образовании ориентирован на формирование личности специалиста - в единстве его теоретических знаний и практической подготовки, способности и высокой мотивации к осуществлению всех видов профессиональной и социальной деятельности [8]. При этом компетентность связывается с некоторой интегральной способностью решать возникшие конкретные проблемы в различных сферах деятельности. Практическая ориентация компетентностного подхода существенно расширяет содержание образования личностными составляющими. Однако при этом высвечивается проблема профессионального становления личности будущего учителя.
Для успешного осуществления практической деятельности современный студент должен еще в университете овладеть базовыми основами профессиональной культуры и основными деятельностными компетенциями (коммуникативные навыки, навыки поиска и анализа информации и т.д.), ему необходимо осуществлять исследовательскую, проектную, инновационную деятельность, оценивать и прогнозировать ее результаты, осуществлять выбор собственной индивидуальной траектории развития.
В технологии профессионального становления педагога В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина выделяют следующие этапы: освоение знаний и умений на основе конструирования понятий и смыслов; решение профессиональных задач на основе моделирования образовательной среды; выстраивание собственной траектории профессионального движения на основе проектирования деятельности, индивидуальных образовательных задач и программ по их реализации [9].
В сложившейся ситуации образовательные учреждения ориентируются на современные инновационные модели. Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко,Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон отмечают, что образование составляет ядро карьеры в течение всей жизни, в результате происходит индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора образовательных услуг формирует уже не педагог, а самостоятельный человек для самого себя [1].
Проведенное нами мониторинговые исследования, анкетирование студентов различных вузов, анализ программ дополнительного профессионального образования, результатов выездных семинаров, круглых столов с участием работодателей, подтверждают, что студенты готовы к освоению новых видов профессиональной деятельности, развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач. При положительной мотивации к деятельности существуют и определенные проблемы, которые затрудняют профессиональное становление личности будущего учителя.
Так, анкетирование студентов педагогического университета, которые осуществляли первую профессиональную пробу в роли вожатого, показало, что 25% студентов испытывают трудности при организации деятельности с временным детским коллективом, при проектировании программы смены, они применяют только традиционные формы и методы в работе (действуют по «шаблону»); 15% респондентов отмечали, что полученные теоретические знания не всегда находят отражения в деятельности конкретного лагеря, а небогатый практический опыт не позволял им творчески переосмыслить, адаптировать и применить знания в работе с воспитанниками. Кроме того, работодатели (директора, старшие воспитатели) отмечали, что в большинстве своем студенты не владеют педагогическими технологиями, отвечающими «вызовам» современного времени.
На наш взгляд, одним из путей решения проблемы профессионального становления личности будущего учителя является создание необходимых организационно-педагогических условий, а именно: создать открытое образовательное пространство на основе дидактических принципов: индивидуализации, вариативности, событийности, субъектности; разработать и апробировать модульную программу, направленную на формирование готовности у студентов осуществлять различные виды социально-значимой деятельности (вожатого); включить студентов в деятельность по социально-педагогическому проектированию, обеспечивающую развитие профессионально важных качеств их личности.
Нами была разработана и запущена программа подготовки вожатых «Современные
технологии работы с временным детским коллективом в детских оздоровительных учреждениях».
Основные задачи, которые мы поставили при реализации программы:
• сформировать у студентов общее представление о сущности и специфике деятельности вожатого;
• познакомить студентов с нормативноправовыми аспектами деятельности вожатого;
• познакомить студентов с необходимым минимумом теоретических сведений по возрастной и педагогической психологии, основами педагогической деятельности, основами безопасности жизнедеятельности и медицины в условиях временного детского коллектива;
• формировать умения работать в коллективе, действовать в нестандартной ситуации;
• создать условия для активизации, проявления и оформления инициативы у студентов в процессе овладения новыми технологиями работы в условиях временного детского коллектива;
• освоить универсальные типы деятельности: проектирование, исследование, презентация и др.
Программа построена на основе модульного принципа и включает в себя шесть взаимосвязанных тематических блоков:
• нормативно-правовые аспекты работы вожатого в детском оздоровительном лагере (правовой статус педагогического работника, правовой статус ребенка, трудовой договор, правовой статус вожатого и воспитанника);
• особенности организации деятельности вожатого (профессия вожатый, понятие ДОЛ, логика развития смены в детском оздоровительном лагере, основы управленческой деятельности вожатого, особенности развития ВДК; технология, способы планирования и анализа дня, отрядного дела, лагерной смены, собственной педагогической деятельности);
• современные технологии открытого образования в работе вожатого (образовательная картография, коллективные творческие дела, образовательные события, социокультурные игры и т.д.);
• психологические аспекты работы вожатого в детском оздоровительном лагере (особенности работы в отрядах младшего,
среднего, старшего возраста и в разновозрастных отрядах, социально-психологические законы формирования межличностных отношений, закономерности развития группы; конфликты в условиях детского оздоровительного лагеря и стратегии их решения; работа с трудными детьми: дети «группы риска», дети-сироты, дети-инвалиды, дети категории СОП);
• индивидуальное здоровье человека и технологии экстренной помощи (педагогические возможности здорового образа жизни, паспорт здоровья; методика проведения утренней оздоровительной гимнастики; понятие о неотложных состояниях. первая медицинская помощь при острых нарушениях кровообращения и дыхания и т. д);
• основы безопасности и жизнедеятельности в условиях работы с ВДК (чрезвычайные ситуации природного, техногенного и экологического происхождения Российская система чрезвычайных ситуаций (РСЧС), экстремальные ситуации криминогенного и социального характера).
Предлагаемая программа не ограничивается лишь усвоением теоретических и практических модулей, он включает в себя развитие профессиональной направленности личности будущего учителя, формирование отношения студентов к педагогической деятельности как ценности, развитие профессиональных умений и навыков, самостоятельность их применения в практической деятельности. У студентов обостряется профессиональный интерес; активизируется рефлексивная позиция, умения самоанализа и самооценки; развиваются педагогические способности и профессиональные установки, перцептивные и коммуникативные навыки.
Программа строится на основе сочетания интерактивных форм обучения, технологий открытого образования, технологии тьютор-ского сопровождения.
Современные исследователи Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина тьюторское сопровождение трактуют как особую педагогическую технологию, основанную на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные цели и задачи [10].
В русле наших рассуждений тьюторское сопровождение мы рассматриваем как педагогическую технологию, основанную на
личностном взаимодействии и совместной деятельности студентов и тьюторов по построению, осмыслению и реализации программ профессионального становления студентов [11].
Тьюторское сопровождение является одним из механизмов реализации данной программы. Сопровождение студентов осуществляют опытные тьюторы, которые создают условия для организации проектной и творческой деятельности с учетом профессиональных программ развития, а также оказывают помощь в формулировании осознанного заказа по построению индивидуальной образовательной программы.
В психолого-педагогической литературе существуют разнообразные трактовки понятия «тьютор». Тьютор - это педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева); тьютор (преподаватель-консультант) -«специалист в области организации образования и самообразования» (Л. В. Бендова, Е. С. Комраков, С. А. Щенников). Мы разделяем позицию А. А. Попова, который считает, что тьютор одновременно выполняет три функции: организатора (организация, контроль и помощь в осуществлении режима); фасилитатора (организация инициирования индивидуальных образовательных интересов); коуча (организация консультирования будущей идентичности, проектирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий и программ). Следовательно, тьютор не является «транслятором» знаний, не занимается организацией учебного процесса. Он помогает студентам в выявлении его собственных потребностей в получении тех или иных знаний, умений и навыков; помогает определить конкретное поле профессиональной деятельности, выбрать места будущей профессиональной практики, помочь им осознать собственные образовательные цели внутри модулей и программы в целом, в нашем случае - программы дополнительного профессионального образования, о которой говорилось выше. Спланировать пути их решения.
Отличительными характеристиками тью-торского сопровождения студентов при реализации программы являются следующие:
• сопровождение участников на этапе проектирования и реализации собственной
образовательной программы (плана), в ходе которой происходит выявление образовательных дефицитов, формулировка образовательного заказа к программе, постановка цели (задача тьютора - помочь студенту увидеть проблемы, спланировать пути их решения);
• организация индивидуальных тьютор-ских консультаций, направленных на доработку и корректировку образовательной цели и образовательной программы (плана) в целом, рефлексию продуктивности своего образовательного движения (задача тьютора - осуществлять педагогическую поддержку и мотивировать участников на освоение новой деятельности и технологий);
• проведение групповых тьюториалов с целью анализа предстоящей деятельности и обсуждения дальнейших перспектив профессионального становления (задача тьютора - перейти в позицию эксперта, предоставить большую самостоятельность группе и каждому участнику в отдельности).
Таким образом, профессиональное становление личности будущего учителя в процессе тьюторского сопровождения, на наш взгляд, возможно при реализации выделенных специальных организационно-педагогических условий. Мы предполагаем, что в процессе внедрения данной модульной программы, у студентов повысится уровень коммуникативной, проектировочной компетентности, рефлексивных способностей, что поможет раскрыть личностный потенциал каждого. Студенты смогут самостоятельно и ответственно подходить к решению профессиональных задач (укрепление личностной и профессиональной самооценки, осознание своих профессионально-личностных особенностей и креативных возможностей, коррекция и развитие педагогических установок, формирование конструктивного стиля педагогического взаимодействия), осознанно выбирать индивидуальный образовательный маршрут, необходимый для будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Российское образование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналитических докладов - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. - 400 с.
2. Степанова И. Ю., Адольф В. А. Профессиональная подготовка учителя в усло-
виях постиндустриального общества: моно-
графия - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. -2009. - 520 с.
3. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. - № 2. - С. 67 - 69.
4. Левитан К. М. Личность педагога: становление и развитие. - Саратов, 1991. - 135 с.
5. Елканов, С. Б. Профессиональное становление учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 143.
6. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений - М.: Академия, 2004. - 224 с.
7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000, - 512 с.
8. Сольников Н. Л., Бурухин С. Б. Реформирование высшего образования: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 3-11.
9. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография - Красноярск: Поликом, 2007. - 192 с.
10. Ковалева Т. М. Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьютор-ство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летнию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск: М-Принт, 2005. - С. 42-53.
11. Пилипчевская Н. В., Адольф В. А. Тьютор-ское сопровождение социально-педагогической адаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. № 12. - С. 134-141.
12. Никульников А. Н., Беловолов В. А. Рефлексия современной деятельности детей и вожатого в детском оздоровительном лагере // Сибирский педагогический журнал - 2010. № 12. -
С. 169-173.
13. Тарабанько Е. В. Конкурентоспособность будущих специалистов в контексте педагогического сопровождения профессионального становления студентов в вузе // Сибирский педагогический журнал - 2010. - № 4. - С. 24-28.