Научная статья на тему 'Современные представления студентов педагогического вуза о технологии тьюторского сопровождения в образовании'

Современные представления студентов педагогического вуза о технологии тьюторского сопровождения в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TUTOR / TUTOR SUPPORT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM / INDIVIDUALIZATION / HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипчевская Наталья Викторовна, Трофименко Галина Сергеевна

Статья посвящена анализу результатов студенческого опроса КГПУ им. В.П. Астафьева, направленного на изучение информированности студентов о технологии тьюторского сопровождения и потребности данного вида деятельности среди студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилипчевская Наталья Викторовна, Трофименко Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN IDEAS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION ABOUT TUTORING TECHNOLOGY IN EDUCATION

The given article is devoted to the analysis of the results of the poll conducted among the students of КSPU named after V.P. Astafiev, aimed at studying the level of knowledge of students concerning tutoring technology and the demand for the given kind of activity among students.

Текст научной работы на тему «Современные представления студентов педагогического вуза о технологии тьюторского сопровождения в образовании»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА О ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

MODERN IDEAS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION ABOUT TUTORING TECHNOLOGY IN EDUCATION

Н.В. Пилипчевская, Г.С. Трофименко N.V. Pilipchevskaya, G.S. Trofimenko

Тьютор, тьюторское сопровождение, индивидуальная образовательная программа, индивидуализация, человеческий потенциал.

Статья посвящена анализу результатов студенческого опроса КГПУ им. В.П. Астафьева, направленного на изучение информированности студентов о технологии тьюторского сопровождения и потребности данного вида деятельности среди студентов.

Tutor, tutor support, individual educational program, individualization, human potential.

The given article is devoted to the analysis of the results ofthe poll conducted among the students of XSPU named after V.P. Astafiev, aimed at studying the level of knowledge of students concerning tutoring technology and the demand for the given kind of activity among students.

Развитие человеческого потенциала является основной движущей силой экономического роста страны. Человек рассматривается не только как объект социальной политики, но и как субъект, предпринимающий активные действия по отношению к своему образованию, профессиональной деятельности. Современному специалисту, бакалавру, магистру необходимо отвечать требованиям и мировым тенденциям, предъявляемым к специалистам в конкретной области профессиональной деятельности [Пилипчевская, 2011]. В своих исследованиях Т.М. Бурлакова отмечает, что наращивание потенциала человека в условиях, когда индивидуализация как стратегия является ценностью и целью в обществе, возможно только в открытом образовательном пространстве, когда многообразие становится его неотъемлемым атрибутом, а основополагающим принципом деятельности является приоритет свободного развития индивидуальности через обретение смыслов, самовыражение, социальное творчество [Бурлакова, 2009]. При этом в российских вузах увеличивается число студентов, занимающих пассивную позицию к своей профессиональной судьбе, в организации и осуществлении собствен-

ной жизнедеятельности, значительно снизилось проявление субъектности, происходит разрушение духовных и нравственных ценностей молодых людей. Ориентация на данную тенденцию ставит перед заведениями высшего образования задачу формирования субъектной позиции студентов как социальной группы в реализации собственных, государственных и общественных интересов.

По нашему мнению, необходимой составляющей образовательной системы при реализации ФГОС ВПО третьего поколения становятся технология тьюторского сопровождения и специальная позиция тьютора, способного создавать условия для полноценного развития личности. Возникает необходимость принципиального обновления целей образования, его содержания, форм, методов и технологий, ориентированных на раскрытие потенциальных возможностей будущего профессионала.

Тем не менее в рамках сложившихся условий в системе образования имеют место противоречия между необходимостью реализации тьютор-ского сопровождения в образовании и отсутствием понимания сущности деятельности как у педагогов, непосредственно реализующих её или

предполагающих реализацию в перспективе, так и у самих обучающихся, студентов.

С целью оценки объективной картины информированности студентов о деятельности в рамках тьюторского сопровождения нами был проведен электронный опрос на сайте вуза, организованный по трем блокам: общее представление о деятельности тьютора, потребность в тью-торском сопровождении студентов, собственное желание включиться в освоение тьюторской деятельности. Опрос осуществлялся посредством анкеты, разработанной специалистами учебнометодического центра тьюторского и социальнопсихологического сопровождения студентов КГПУ им. В.П. Астафьева (Центр).

В опросе приняли участие студенты КГПУ им. В.П. Астафьева i-iV курсов. Общее количество респондентов составило 240 человек. Следует отметить тот факт, что социальную, профессиональную и личностную активность при ответах на вопросы анкеты проявили представители практически всех факультетов университета, за исключением факультетов, которые напрямую не осуществляют работу со студентами (факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, факультет довузовской подготовки). Наибольшую активность продемонстрировали студенты факультета начальных классов, что составило 40 % от общего числа респондентов; вторую позицию заняли студенты факультета иностранных языков, что соответствует 22 %; факультет биологии, географии и химии занял третью позицию по студенческой активности, что составило 12 %. Активность в опросе остальных факультетов университета составила менее 12 %. Данное процентное соотношение возможно обосновать тем, что среди студентов указанных факультетов впервые была введена практика тьюторского сопровождения, в процессе которой студенты знакомились с основными направлениями тью-торской деятельности.

Рассмотрим подробнее результаты опроса по каждому блоку.

Первый блок включал в себя четыре вопроса. Ответы на эти вопросы позволили нам определить уровень информированности студентов о новой профессии «тьютор», функциях, которые он выполняет, сферах деятельности, которые являются

основными в его работе, понимании предназначения тьютора для системы образования, а главное, понять, насколько студенты знакомы с современными технологиями открытого образования, и в частности с технологией тьюторского сопровождения. Так, большинство респондентов ответили, что они имеют представление о том, кто такой тьютор (70 %), и описывают тьютора как человека, помогающего построению индивидуальной траектории развития (57 %), человека, который сопровождал проектную деятельность (37 %) проводил мастер-классы (19 %), помогал выйти из трудной ситуации (17 %). При этом большинство студентов отмечают, что у них не было опыта работы с тьютором (53 %). Хотя 31 % студентов отметили, что им приходилось взаимодействовать с тьютором в учебной деятельности, 14 % в воспитательной деятельности, 25 % указали на организацию тьютором досуговой деятельности (в частности, провели параллель «тьютор - аниматор»). Из этих ответов можно сделать предположение, о том, что у студентов нет четкого понимания того, чем занимается тьютор, какова его сфера деятельности; сложились разрозненные представления о роли и месте тьютора в системе образования, что в будущем может препятствовать осуществлению продуктивной работы по построению и сопровождению индивидуальных образовательных программ студентов в университете.

Среди основных функций тьютора студенты отмечают организацию (58 %), консультирование (55 %), информирование (50 %).

Блок оценки потребности в тьюторском сопровождении позволил представить общую картину необходимости тьютора в данном образовательном учреждении. На вопрос «Нужен ли Вам тьютор?» 46 % студентов ответили «Да», 51 % «Нет». По мнению студентов, тьютор может быть нужным во время знакомства с вузовским пространством (67 %), прохождения педагогической практики (32 %), вхождения в коллектив и определения темы курсовой, дипломной работы, выбора научного руководителя (по 33 %), сдачи зачетов и экзаменов (19 %). При этом полезность его в том, что тьютор помогает студенту найти себя в пространстве университета и за его пределами (52 %), простроить траекторию своего профессионального развития в период обучения в вузе (44 %),

эффективно организовать самостоятельную работу по учебным дисциплинам (36 %), дает совет в трудную минуту и протягивает руку помощи (21 %). При ответе на вопрос «Возможно, ли при помощи тьютора получить более качественное образование?» мнения студентов разделились с небольшим отрывом:

- да, возможно, тьютор расширяет границы профессиональных возможностей (37 %);

- вероятно, если определиться, чего хочу достичь (29 %);

- да, качество образования зависит от педагогических кадров, осуществляющих процесс образования (25 %).

Полученные данные подтверждают необходимость тьюторского сопровождения студентов университета в разных видах деятельности.

В завершение студентов мы попросили ответить на вопрос «Хотели бы Вы стать тьютором для студентов младших курсов?». 36 % ответивших готовы осваивать эту деятельность, 23 % эта деятельность неинтересна, 38 % для начала хотели бы познакомиться с этой деятельностью, чтобы принять осознанное решение, что говорит о том, что студенты готовы осваивать новые виды деятельности, в частности тьюторское сопровождение.

Интересными были ответы на вопрос открытого характера: «По Вашему мнению, способен ли тьютор изменить Ваше отношение к образованию?». Так, были получены следующие ответы: «Тьютор помогает видеть различные пути в образовании», «Поможет выделить цели и увидеть пути их достижения», «Помогает и направляет в нужное русло», «Поможет найти для себя что-то новое», «Может открыть новые пути обучения - более интересные». Тем не менее, несмотря на содержательность ответов на данный вопрос, отражающую в некоторой мере суть осуществления сопровождения тьютором, имели место и категорически отрицательные ответы.

Таким образом, исходя из полученных в ходе анкетирования результатов, мы приходим к выводу, что среди студентов на данный момент не сформировано понятие о деятельности тьютора в образовании, представления не систематизированы, носят скорее интуитивный вероятностный характер, следовательно, необходима работа по введению студентов в тьюторскую деятель-

ность как одну из инновационных технологий современного педагогического образования.

Потребность в собственной работе с тьютором неоднозначна - отрицательные и положительные ответы имеют незначительное различие. При доминирующей отрицательной позиции студенты отмечают основополагающие направления работы тьютора как полезные в университетском пространстве (помогает студенту найти себя в пространстве университета и за его пределами (52 %), помогает простроить траекторию профессионального развития в период обучения в вузе).

Высокий процент отсутствия желания работать с тьютором одновременно соотносится с абсолютной готовностью самих студентов к освоению деятельности студентов или частичной при условии дополнительной работы по ознакомлению и разъяснению данной позиции в сфере образования, что опять же является противоречием относительно потребности в собственной работе и самостоятельного осуществления подобного рода деятельности.

Полученные результаты отчетливо показывают на примере технологии тьюторского сопровождения выявленные нами противоречия между необходимостью введения новых, инновационных технологий и отсутствием активной позиции в их реализации среди студентов педагогического университета. Логичными становятся вопросы: с чем связано отсутствие интереса студентов к разным видам инновационной деятельности? Как можно преодолеть нарастающие тенденции игнорирования современных требований общества, государства, работодателей? В частности, технология тьюторского сопровождения предполагает значительное изменение всей системы образования, к чему не готовы многие образовательные учреждения, и, как следствие, реализация данной технологии становится неполноценной в силу ограниченности имеющегося образовательного пространства. Для того чтобы изменить это пространство, необходимо ввести в него педагогов, готовых реализовывать образовательную деятельность нового формата - этими людьми могут стать студенты педагогического университета уже сейчас. Соответственно, на сегодняшний день главной задачей становится работа по изменению отношения студентов к инновациям, ори-

ентация на позицию активного субъекта в образовательном процессе. В этой связи технология тьюторского сопровождения дает возможность изменения своего отношения через работу со своими образовательными ресурсами в рамках университета и проекцией на свою педагогическую деятельность в образовательном учреждении. По нашему мнению, одной из продуктивных форм работы в данном направлении является тьюторское сопровождение студентов в процессе прохождения педагогической практики, где тьютор выступает полноправным субъектом образовательного пространства, который создает избыточную среду, осуществляет навигационную деятельность в процессе освоения нового и осознания следующего шага в своей практической деятельности. Кроме того, тьютор поможет найти место в общем процессе практики для профессиональных проб студентов, систематически осуществлять рефлексивные действия. С этой точки зрения необходимо введение спецкурса для всех студентов педагогического университета «Основы тьюторской деятельности», направленного на ознакомление с деятельностью тьютора в образовательных учреждениях различного уровня перед вхождением в педагогическую практику и погружением в профессиональную деятельность.

Беря во внимание указанные положения в направлении достижения поставленной задачи, необходимо осуществлять организацию просветительской деятельности среди студентов университета. Данная работа позволит каждому студенту при разработке и реализации ИОП использовать в полном объеме образовательные ресурсы для удовлетворения индивидуальных потребностей и реализации индивидуальных образовательных целей. Учитывая тенденции современно-

го образования и заказ государства на распространение тьюторства как профессиональной деятельности, мы планируем в 2013 году запустить новую магистерскую программу по подготовке профессиональных тьюторов «Тьюторская деятельность и сопровождение в образовании», а также продолжить работу со студентами, готовыми осваивать новый вид профессиональной деятельности через образовательные сессии, выездные семинары, профессиональные пробы на базе инновационных площадок университета, разработать концепцию «Тьюторская деятельность в системе высшего педагогического образования». В перспективе Центра - расширение сферы деятельности путем привлечения заинтересованных субъектов образовательного процесса (руководителей и специалистов органов управления образования, директоров и заместителей директоров общеобразовательных школ, преподавателей вузов, педагогов, учителей, родителей, студентов старших курсов и др.) посредством организации диалоговой площадки «Открытому обществу - открытое пространство» и осуществление проектирования и сопровождения образовательных событий, ИОП обучающихся на базовых площадках университета (МБОУ СОШ № 150, Краевая коррекционная школа № 5).

Библиографический список

1. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.

2. Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.