Научная статья на тему 'Профессиональное самосознание в системе образовательного пространства вуза'

Профессиональное самосознание в системе образовательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самосознание / образовательное пространство вуза / professional identity / educational environment of the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е С. Щебляков

Статья посвящена проблеме становления профессионального самосознания студентов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IDENTITY IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the problem of formation of professional identity of students in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самосознание в системе образовательного пространства вуза»

Решетневскуе чтения. 2014

Библиографические ссылки

1. Канаева Т. А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // СИСП. 2012. № 12. С. 1.

2. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014). Ст. 69. Высшее образование. П 1.

3. Светашова А. Л. Практико-ориентированная обучающая среда, как условие повышения качества образования [Электронный ресурс]. URL: http:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ library/2013/11/10/praktiko-orientirovannaya (дата обращения: 30.08.14).

4. Практика для получения первичных профессиональных навыков [Электронный ресурс]. URL: http://www.texpit.ru/0chnoe/Practika/260502/PPPN.php (дата обращения: 30.08.14).

5. Жаворонкова Я. В. Применение практических методов обучения в преподавании права // Практико-ориентированное обучение: проблемы и перспективы : сб. статей. Омск, 2011. С. 20-23.

6. Планирование, организация и контроль практического обучения студентов в СПУЗах [Electronic re-sourse]. URL: http://webs.h11.ru/pol_e/05.htm (дата обращения: 30.08.14).

7. Остапенко Н. А. Практико-ориентированный подход в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Практико-ориентированное обучение: проблемы и перспективы : сб. статей. Омск, 2011. С. 25-28.

8. Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров [Электронный ресурс]. URL: http://123-job.ru/articles.php?id=269 (дата обращения: 30.08.14).

References

1. Kanaeva T. A. Professional formation of students in the context of the ACT practice-oriented technologies // ISIS. 2012. № 12. C. 1.

2. On Education in the Russian Federation : The Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (as amended. From 21.07.2014). Article 69 Higher Education. № 1.

3. Svetashova A. L. Practice-oriented learning environment, as a condition for improving the quality of education [Electronic resourse]. URL: http:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ library/2013/11/10/praktiko-orientirovannaya (date of visit: 30.08.2014).

4. Practice for primary skills [Electronic resourse]. URL: http://www.texpit.ru/0chnoe/Practika/260502/ PPPN.php (date of visit: 30.08.2014).

5. Zhavoronkova Y. Application of practical methods in the teaching of law [text] // practice-oriented education: problems and prospects: a collection of articles. Omsk, 2011. S. 20-23.

6. Planning, organization and control of the practical training of students in SPUZah [Electronic resourse]. URL: http://webs.h11.ru/pol_e/05.htm (date of visit: 30.08.2014).

7. Ostapenko N. A. Practice-oriented approach in teaching "Safety" // Practice-oriented education: problems and prospects: a collection of articles. Omsk, 2011. S. 25-28.

8. Enhancing the role of enterprises-employers in the professional management training [Electronic resourse]. URL: http://123-job.ru/articles.php?id=269 (date of visit: 30.08.2014) (date of visit: 30.08.2014).

© ®apa$ornoBa E. H., Ea6HHOBa E. O., 2014

УДК 278.147

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Е. С. Щебляков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pravo-sibsau@mail.ru

Статья посвящена проблеме становления профессионального самосознания студентов в современных условиях.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, образовательное пространство вуза.

PROFESSIONAL IDENTITY IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Y. S. Sheblakov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: pravo-sibsau@mail.ru

The article is devoted to the problem offormation ofprofessional identity of students in modern conditions. Keywords: professional identity, educational environment of the university.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Проблема становления профессионального самосознания субъекта является одним из важных аспектов изучения профессионального развития личности в образовательном пространстве вуза.

В последнее время в научной литературе достаточно часто используются понятия «образовательное пространство», «образовательная среда», и т. д. При этом разные ученые по-разному трактуют используемые понятия.

Так, например, Ю. К. Бабанский указывал, что «образовательное пространство» - это совокупность физических факторов среды образовательного учреждения.

Т. Ф. Борисова рассматривала образовательную среду как объективную социальную реальность, представляющую собой совокупность материальных, политических, социально-психологических факторов и др.

Для нас наиболее теоретически обоснованным является подход В. И. Слободчикова, согласно которому образовательное пространство как «...существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его социализации» [1, с. 22]. В данном пространстве размещены не столько парты, сколько различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер образовательных процессов в целом. При этом возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого.

Образовательное пространство вуза, на наш взгляд, можно представить в виде структуры, в которой взаимосвязаны и соотносятся следующие отдельные виды: информационно-образовательное, культурно-образовательное, пространство теоретического образования, пространство практического образования, научно-исследовательское пространство. Эти подпространства можно рассматривать как организационные формы личностно-профессионального развития и формирования профессионального самосознания студентов.

Информационно-образовательное пространство является одним из структурных компонентов образовательного пространства вуза. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательное пространство университета создает дополнительные возможности для личностно-профессио-нального развития студентов.

Культурно-образовательное пространство выступает составной частью образовательного пространства высшего учебного заведения, включающей в себя систему внеучебной, социокультурной деятельности студентов. Развитие самосознания в рамках данного блока возможно осуществлять через использование активных форм воспитательной работы, через систему классных часов, через заседания психологических дискуссионных клубов, через студенческие фестива-

ли, конференции, конкурсы творческих проектов; через тренинговые занятия под руководством психолога.

Пространство теоретического образования является основной частью образовательного пространства вуза и включает в себя систему лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий.

Организация разнообразных типов лекций (лекция-беседа, эвристическая, проблемная лекция и т. д.), практических и семинарских занятий (учебная дискуссия, коллоквиум, деловая, ролевая игра, тренинг и т. д.) способствует реализации обучающей, развивающей, воспитывающей функций процесса обучения и создает условия для развития личности будущего специалиста.

Пространство практического образования, наряду с пространством теоретического образования, является составной частью образовательного пространства вуза. Оно представлено различными видами практики. Практика - это форма организации учебного процесса, которая имеет целью личностно-профес-сиональное становление будущего специалиста, развитие его профессионального самосознания и направлена на освоение им содержания профессиональной подготовки. По мере обучения в вузе у студента романтический образ профессии заменяется более реальным, приближенным к жизни образом себя как специалиста. У студента начинает складываться «образ Я» как субъекта профессиональной деятельности.

Пространство научно-исследовательской деятельности студентов организует совместную творческую деятельность преподавателей и студентов. Эта работа направлена на поиск решения профессиональных проблем, в ходе этой работы происходит взаимообмен культурными ценностями, формируется профессиональное мышление.

Система высшего образовательного учреждения в рамках образовательного процесса по выше обозначенным блокам позволяет формировать у студентов компетенции, характеризующие уровень профессионального самосознания субъектов образовательного пространства.

Подготовка будущих специалистов достаточно сложный и динамичный процесс, представляющий собой процесс развития профессионального самосознания студента как субъекта труда в учебном заведении.

Библиографическая ссылка

1. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / под ред. В. И. Слободчикова. М. : Педагогика, 2008.

Reference

1. New value of education: Thesaurus for teachers and school psychologists / ed. V. I. Slobodchikova. M. : Pedagogy, 2008.

© Щебляков Е. С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.