имеющих четко определенного алгоритма решения, подбор заданий необходимо осуществлять с учетом профессиональной направленности. Также при изучении дисциплин студентами могут быть выполнены небольшие проекты разнообразной тематики. Тему научного труда студент определяет совместно с профилирующей кафедрой или самостоятельно.
По завершению выполнения данной работы возможно проведение итогового семинара, на котором учащиеся вуза выступают с докладами, делятся получившимися результатами, обсуждают возникшие трудности при участии преподавателя, выступающего в качестве модератора дискуссии. Анализ проектирования позволяет оценить уровень развития навыков инженерного проектирования, конструирования технических устройств и создания их трехмерных моделей. Лучшие разработки можно отправить на конкурс, и, в случае победы, даже получить гранты на их реализацию. Проектное обучение как метод практико-ориентированной технологии позволяет обеспечить достижение гарантированного результата формирования компетенций на уровне профессионального практического применения [2]. Смещение акцента преподавателя на учебно-научную деятельность даст возможность сделать подготовку бакалавров индивидуальной, а дипломная работа выпускника будет носить
исследовательский характер и отвечать пожеланиям будущего работодателя.
Библиографические ссылки
1. Ларионов В. В., Лисичко Е. В., Постникова Е. И. Модель непрерывного образовательного процесса на основе проектно-ориентированного обучения // Человек и образование. 2010. № 3. С. 54.
2. Решетка В. В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 10. С. 54.
References
1. Larionov V. V., Lisichko E. V., Postnikov E. I. Model of continuous educational process on the basis of project-based learning // Man and education. 2010. № 3. S. 54.
2. Reshetka V. V. Project-based learning as a means of implementing a practice-oriented technology // Vocational Education in Russia and abroad. 2013. № 10. S. 54.
© Фарафонтова Е. Л., 2014
УДК 378.147
К ВОПРОСУ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Е. Л. Фарафонтова, Е. О. Бабинова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: farafontovael@yandex.ru
Российские вузы традиционно готовят представителей разных профессий, обладающих хорошей теоретической базой знаний. Однако практическая подготовка выпускников не всегда удовлетворяет запросы работодателей. В тезисах рассматриваются некоторые моменты повышения качества практического образования студентов.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, профессиональное образование.
ABOUT PRACTICE-ORIENTED EDUCATION IN VOCATIONAL EDUCATION
E. L. Farafontova, E. O. Babinova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: farafontovael@yandex.ru
Russian universities have traditionally prepared representatives of various professions, who have a good theoretical knowledge base. However, the practical training of graduates do not always satisfy the demands of employers. This article is considered some moments to improve the quality ofpractical training of students.
Keywords: project-oriented teaching, vocational education.
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [2]. Профессиональное образование - процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Профессиональное образование решается в процессе профессионального обучения, воспитания и профессионального становления [1].
Во время учёбы студенты приобретают приличный багаж теории, теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Проведение практических занятий обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность работника. Учебное заведение должно обеспечить будущему специалисту эту практическую подготовку в ходе выполнения лабораторных и практических работ, проведения деловых игр, анализе и решении производственных ситуаций, задач, выполнения курсовых работ (проектов), прохождения всех видов учебных производственных практик [6].
Однако полученные знания не всегда подкреплены практическими навыками. Как пишут некоторые исследователи, работодатели сегодня удовлетворены объемом базовых знаний, которые вчерашние выпускники получают в вузе, гораздо меньше они довольны специальными знаниями молодых специалистов, которые зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства [8].
Таким образом, определение содержания и разработка технологии формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов является одной из актуальных и пока недостаточно разработанных проблем, стоящих перед всей системой высшего образования, и, прежде всего, перед преподавателями вузов. В результате пересмотрения способов обручения должна быть сформирована практико-ориентирован-ная обучающая среда.
Одни авторы под целью практико-ориентиро-ванного образования понимают формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клуши-на). Другие исследователи (Т. Дмитриенко, П. Образцов) к практико-ориентированному образованию относят профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств. Некоторые (А. Вербицкий, В. Шерш-нева) связывают данный вид образования с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения студентами профильных и непрофильных дисциплин. Ф. Ялалов под целью прак-тико-ориентированного образования понимает формирование профессионально и социально значимых ком-
петенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности, называя данную разновидность практико-ориентированного подхода деятельностно-компетентностным подходом [3].
Также не только государство и учебные заведения должны быть заинтересованы в практической подготовке специалистов во время обучения, прежде всего это должны быть предприятия, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах. В некоторых учебных заведениях практико-ориентированное обучение реализовано. Это обусловлено наличием базовых предприятий, для которых специально обучаются нужные специалисты. Именно на таких предприятиях и проходит получение практических навыков. Например, в технических вузах студенты проходят практику на заводах, где теоретические знания объединяются с практическим опытом. Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) проводится в базовых предприятиях под руководством мастеров производственного обучения для студентов очного отделения и имеет целью получение первичных профессиональных умений и навыков, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общеобразовательных специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной профессии [4].
Одним из решений проблемы недостаточной практической ориентированности студентов может оказаться увеличение числа базовых предприятий. Также повышается значение обратной связи - работодатель -вуз. «Основными направлениями активного содействия предприятий-работодателей практической подготовке студентов являются: содействие практической подготовке студентов во время учебы, взаимодействие организаций-работодателей и выпускающей кафедры и управление процессом адаптации молодых специалистов в организации» [8].
Для повышения уровня практического опыта, можно будет использовать другие формы обучения, увеличить частоту и полезность уже применяемых. Я. В. Жаворонкова [5] предложила и выделила некоторые преимущества практических типов обучения, она считает, что дискуссионные методы, изучение казусов (случаев), исследовательское (практическое) обучение, дидактические игры смогут повысить качество обучения и научить студентов активным способам получения новых знаний. Автор подчеркивает, что это сможет простимулировать развитие творческих способностей и поможет провести связи между теорией и практикой [7].
В итоге практико-ориентированное обучение принесет массу положительных изменений не только работодателям и специалистам, а также укрепит экономический и социальный аппараты страны. Повысится качество образования, многие выпускники смогут реализовывать свой потенциал ещё на практике и получить самые выгодные предложения, наука станет развиваться чуть быстрее, повысится профессионализм компетенция в целом (это произойдет из-за повышения конкуренции между рабочими разных возрастов, что даст серьезные основания для развития профессиональности и сохранения своего статуса).
Библиографические ссылки
1. Канаева Т. А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // СИСП. 2012. № 12. С. 1.
2. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 21.07.2014). Ст. 69. Высшее образование. П 1.
3. Светашова А. Л. Практико-ориентированная обучающая среда, как условие повышения качества образования [Электронный ресурс]. URL: http:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ library/2013/11/10/praktiko-orientirovannaya (дата обращения: 30.08.14).
4. Практика для получения первичных профессиональных навыков [Электронный ресурс]. URL: http://www.texpit.ru/0chnoe/Practika/260502/PPPN.php (дата обращения: 30.08.14).
5. Жаворонкова Я. В. Применение практических методов обучения в преподавании права // Практико-ориентированное обучение: проблемы и перспективы : сб. статей. Омск, 2011. С. 20-23.
6. Планирование, организация и контроль практического обучения студентов в СПУЗах [Electronic re-sourse]. URL: http://webs.h11.ru/pol_e/05.htm (дата обращения: 30.08.14).
7. Остапенко Н. А. Практико-ориентированный подход в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Практико-ориентированное обучение: проблемы и перспективы : сб. статей. Омск, 2011. С. 25-28.
8. Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров [Электронный ресурс]. URL: http://123-job.ru/articles.php?id=269 (дата обращения: 30.08.14).
References
1. Kanaeva T. A. Professional formation of students in the context of the ACT practice-oriented technologies // ISIS. 2012. № 12. C. 1.
2. On Education in the Russian Federation : The Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (as amended. From 21.07.2014). Article 69 Higher Education. № 1.
3. Svetashova A. L. Practice-oriented learning environment, as a condition for improving the quality of education [Electronic resourse]. URL: http:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ library/2013/11/10/praktiko-orientirovannaya (date of visit: 30.08.2014).
4. Practice for primary skills [Electronic resourse]. URL: http://www.texpit.ru/0chnoe/Practika/260502/ PPPN.php (date of visit: 30.08.2014).
5. Zhavoronkova Y. Application of practical methods in the teaching of law [text] // practice-oriented education: problems and prospects: a collection of articles. Omsk, 2011. S. 20-23.
6. Planning, organization and control of the practical training of students in SPUZah [Electronic resourse]. URL: http://webs.h11.ru/pol_e/05.htm (date of visit: 30.08.2014).
7. Ostapenko N. A. Practice-oriented approach in teaching "Safety" // Practice-oriented education: problems and prospects: a collection of articles. Omsk, 2011. S. 25-28.
8. Enhancing the role of enterprises-employers in the professional management training [Electronic resourse]. URL: http://123-job.ru/articles.php?id=269 (date of visit: 30.08.2014) (date of visit: 30.08.2014).
© ®apa$OHTOBa E. H., EaÔHHOBa E. O., 2014
УДК 278.147
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
Е. С. Щебляков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: pravo-sibsau@mail.ru
Статья посвящена проблеме становления профессионального самосознания студентов в современных условиях.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, образовательное пространство вуза.
PROFESSIONAL IDENTITY IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY
Y. S. Sheblakov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: pravo-sibsau@mail.ru
The article is devoted to the problem offormation ofprofessional identity of students in modern conditions. Keywords: professional identity, educational environment of the university.