Научная статья на тему 'Достоинства и недостатки проектно-ориентированного обучения в профессиональном образовании'

Достоинства и недостатки проектно-ориентированного обучения в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1270
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектно-ориентированное обучение / профессиональное образование / project-oriented teaching / vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. Л. Фарафонтова

Перед современными вузами сегодня стоит непростая задача подготовки грамотных специалистов, не только имеющих необходимый уровень знаний по избранной профессии. Востребованность выпускников высших учебных заведений на рынке труда обуславливается их мобильностью, способностью грамотно работать с информацией, принимать решения, самостоятельно осуществлять познавательную, творческую деятельность. К одним из наиболее передовых технологий, позволяющих развить творческие качества студентов относится метод проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DESIGN-ORIENTED LEARNING IN PROFESSIONAL EDUCATION

Nowadays modern universities have a difficult task of preparing qualified specialists, who have the requisite level of knowledge in their chosen profession. Demand for university graduates in the labor market is caused by their mobility, ability to work competently with the information to make decisions on their own to carry out cognitive, creative activities. To one of the most advanced technologies to develop creative quality of students is the method of projects.

Текст научной работы на тему «Достоинства и недостатки проектно-ориентированного обучения в профессиональном образовании»

Решетневскуе чтения. 2014

Библиографические ссылки

1. Положение о научно-образовательном центре «Ракетно-космические технологии» / СибГАУ. Красноярск, 2012. 7 с.

2. Колмыков В. А., Ковалев И. В. Научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии» / Агентство деловой информации «СЛАВИЦА». [Электронный ресурс]. URL: http://www. slaviza.ru/941 -obrazovatelnyy-centr-raketno-kosmiches-kie-tehnologii.html (дата обращения: 1.09.2014).

3. Лукьяненко М. В., Полежаев О. А., Чурляева Н. П. Перспективы вузовской подготовки инженеров и их развитие в корпоративных системах непрерывного образования ; СибГАУ. Красноярск, 2012. С. 18-20.

4. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Эйдос : интернет-журнал. 2007. 15 января. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/ 0115-2.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос» (дата обращения: 1.09.2014).

5. Бондаренко Т. Н., Латкин А. П. Роль практико-ориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ / ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7784 (дата обращения: 20.09.2014).

References

1. The position of the scientific-educational center "Rocket and space technology" // Siberian state aerospace university. Krasnoyarsk, 2012. 7 p.

2. Kalmykov V. A., Kovalev I. V. Scientific-educational center "Rocket and space technology" / Agency business information "SLAVICA". [Electronic resourse]. URL: http://www.slaviza.ru/941-obrazova-telnyy-centr-raketno-kosmicheskie-tehnologii.html (date of visit: 1.09.2014).

3. Lukyanenko M. V., Polezhaev O. A, Churlyaeva N. P. Prospects university training of engineers and their development in the corporate systems of continuing education ; SibSAU, Krasnoyarsk, 2012, p. 18-20.

4. Yalalov F. G. Dejatelnostno-competence approach to practice-oriented education [Electronic resourse] // Internet magazine "Eidos". 2007. 15 December. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. In nadzag: Center for Distance Education "Eidos" (date of visit: 1.09.2014).

5. Bondarenko T. N., Latkin A. P. The role of practice-oriented approach in the educational process of high school in the formation and development of sectoral and regional services markets of the Russian Federation. Ulianov "Vladivostok State University of Economics and Service" [Electronic resourse] // Modern problems of science and education. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7784 (date of visit: 20.09.2014)/

© Титов О. А., Литвинчук А. Ю., Терехин Н. А., 2014

УДК 378.147

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: farafontovael@yandex.ru

Перед современными вузами сегодня стоит непростая задача подготовки грамотных специалистов, не только имеющих необходимый уровень знаний по избранной профессии. Востребованность выпускников высших учебных заведений на рынке труда обуславливается их мобильностью, способностью грамотно работать с информацией, принимать решения, самостоятельно осуществлять познавательную, творческую деятельность. К одним из наиболее передовых технологий, позволяющих развить творческие качества студентов относится метод проектов.

Ключевые слова: проектно-ориентированное обучение, профессиональное образование.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DESIGN-ORIENTED LEARNING IN PROFESSIONAL EDUCATION

E. L. Farafontova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: farafontovael@yandex.ru

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Nowadays modern universities have a difficult task of preparing qualified specialists, who have the requisite level of knowledge in their chosen profession. Demand for university graduates in the labor market is caused by their mobility, ability to work competently with the information to make decisions on their own to carry out cognitive, creative activities. To one of the most advanced technologies to develop creative quality of students is the method ofprojects.

Keywords: project-oriented teaching, vocational education.

В индустриальном обществе преобладающей сферой было производство, профессиональное образование же было полностью выстроено под его требования и обеспечивало соответствующими кадрами. В этот период подход к инженерному образованию строился на связи с промышленностью и принципе «образование на основе науки», который и сейчас широко применяется. Главным недостатком такого подхода является то, что выпускники обладают лишь теоретической базой. В настоящее время в условиях развития высокотехнологичного сектора производств особое внимание уделяется проблеме подготовки кадров технического профиля нового поколения, уровень квалификации которых расширит традиционный объем приобретаемых академических знаний. В педагогическом плане качество образования должно быть ориентировано на развитие личностных качеств, когнитивных способностей и других жизненно важных компетентностей, а не только на усвоение студентами определённого количества информации. В связи с переходом на двухуровневую систему образования в российских университетах возникла задача использования новых технологий в образовательном процессе, которые будут способствовать формированию конкурентоспособной, самостоятельной и востребованной на рынке труда личности.

Одной из таких технологий, раскрывающей конструкторские и творческие умения студента выступает проектное обучение. Проектное обучение представляет собой систематический учебный метод, подразумевающий вовлечение учащихся в процесс широкой исследовательской деятельности с целью приобретения новых знаний и навыков, основывающийся на тщательно проработанных заданиях и единой тематике. Необходимо отметить так же важность получения будущими специалистами и навыков предпринимательской деятельности. Студенческие проекты должны отличатся пригодностью для их дальнейшего претворения в жизнь в виде наукоемкого бизнеса или производства, поэтому занятие этим видом деятельности и конечный результат может засчитаться как опыт реальной работы.

Проектно-ориентированное обучение является эффективным методом образования, заключающимся в сочетании теоретических знаний и их практического применения для решения проблемных задач окружающей действительности. Именно проектно-ориентированное обучение помогает сформировать профессиональную компетентность студента, развить его как личность. Каждая форма обучения имеет как свои достоинства, так и недостатки, проектно-ориентированная не является исключением. К основным преимуществам использования проектно-ориентированного обучения в образовании можно отнести формирование у студентов [1]:

- навыков практического применения изученного теоретического материала;

- навыков проведения исследований;

- навыков презентации подготовленного материала;

- развития творческих способностей;

- умения работать с информацией и её обрабатывать;

- видения предвидеть дальнейшее развитие идеи, а также проблем, которые могут возникнуть при решении той или иной задачи;

- профессиональной компетентности;

- определенных личных качеств и т. д.

Помимо этого, проектная форма работы позволяет не только улучшить профессиональные знания и умения студентов, но и помогает преподавателям раскрыть свои педагогические способности в полной мере.

Однако у каждой формы обучения есть не только достоинства, но, а также и недостатки. К ним можно отнести:

- отсутствие методического инструментария;

- небольшой опыт преподавания при данном подходе;

- увеличение учебной нагрузки преподавателей;

- трудоемкое внедрение методики;

- отсутствие выстроенных связей с работодателями.

Исходя из выше изложенного, для внедрения про-ектно-ориентированного обучения следует:

- подготовить методические рекомендации для повышения качества проектно-ориентированного обучения;

- повышать квалификацию преподавательского состава в рамках современного проектного подхода;

- дополнительно мотивировать преподавателей;

- развивать сотрудничество с представителями отечественных и иностранных компаний с целью проведения различных семинаров и бизнес тренингов, а также привлечения студентов к разработке проектов предприятий, что даст уникальную возможность получить недостающий практический опыт;

- пересмотреть систему управления университетом, внести необходимые коррективы;

- сформировать специальные проектные группы.

Предполагается, что за годы обучения в техническом вузе студент станет профессионалом, способным самостоятельно решать комплексные инженерно-технические проблемы, выходящие за рамки стандартных ситуаций, конструировать сложные объекты и системы, оценить свой проект с позиции экономической эффективности затрат и пр. Процесс ориентированного обучения у инженеров можно построить на решении творческих расчетно-графических задач, не

Решетневские чтения. 2014

имеющих четко определенного алгоритма решения, подбор заданий необходимо осуществлять с учетом профессиональной направленности. Также при изучении дисциплин студентами могут быть выполнены небольшие проекты разнообразной тематики. Тему научного труда студент определяет совместно с профилирующей кафедрой или самостоятельно.

По завершению выполнения данной работы возможно проведение итогового семинара, на котором учащиеся вуза выступают с докладами, делятся получившимися результатами, обсуждают возникшие трудности при участии преподавателя, выступающего в качестве модератора дискуссии. Анализ проектирования позволяет оценить уровень развития навыков инженерного проектирования, конструирования технических устройств и создания их трехмерных моделей. Лучшие разработки можно отправить на конкурс, и, в случае победы, даже получить гранты на их реализацию. Проектное обучение как метод практико-ориентированной технологии позволяет обеспечить достижение гарантированного результата формирования компетенций на уровне профессионального практического применения [2]. Смещение акцента преподавателя на учебно-научную деятельность даст возможность сделать подготовку бакалавров индивидуальной, а дипломная работа выпускника будет носить

исследовательский характер и отвечать пожеланиям будущего работодателя.

Библиографические ссылки

1. Ларионов В. В., Лисичко Е. В., Постникова Е. И. Модель непрерывного образовательного процесса на основе проектно-ориентированного обучения // Человек и образование. 2010. № 3. С. 54.

2. Решетка В. В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 10. С. 54.

References

1. Larionov V. V., Lisichko E. V., Postnikov E. I. Model of continuous educational process on the basis of project-based learning // Man and education. 2010. № 3. S. 54.

2. Reshetka V. V. Project-based learning as a means of implementing a practice-oriented technology // Vocational Education in Russia and abroad. 2013. № 10. S. 54.

© Фарафонтова Е. Л., 2014

УДК 378.147

К ВОПРОСУ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е. Л. Фарафонтова, Е. О. Бабинова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: farafontovael@yandex.ru

Российские вузы традиционно готовят представителей разных профессий, обладающих хорошей теоретической базой знаний. Однако практическая подготовка выпускников не всегда удовлетворяет запросы работодателей. В тезисах рассматриваются некоторые моменты повышения качества практического образования студентов.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, профессиональное образование.

ABOUT PRACTICE-ORIENTED EDUCATION IN VOCATIONAL EDUCATION

E. L. Farafontova, E. O. Babinova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: farafontovael@yandex.ru

Russian universities have traditionally prepared representatives of various professions, who have a good theoretical knowledge base. However, the practical training of graduates do not always satisfy the demands of employers. This article is considered some moments to improve the quality ofpractical training of students.

Keywords: project-oriented teaching, vocational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.