Научная статья на тему 'Профессиональное самосознание руководителя как компонент организационного управления'

Профессиональное самосознание руководителя как компонент организационного управления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1025
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / СИСТЕМА / ПРОЦЕСС / PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / MANAGEMENT THEORY / MANAGER / SYSTEM / PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нечаева Елена Станиславовна, Нечаев Юрий Владимирович

Проанализированы представленные в литературе результаты исследований профессионального самосознания, выполненные в области психологии и социологии и не отвечающие требованиям теории управления. Предложена модель, в которой профессиональное самосознание руководителя представлено как система, включающая базу знаний, базу программ, описывающих процессы сознания, и механизм реализации этих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGER PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS AS A COMPONENT OF ORGANIZATION MANAGEMENT

The results of researches of the professional self-consciousness presented in the literature, executed in the field of psychology and sociology and not meeting the requirements theories of management are analyzed. The model in which the manager professional selfconsciousness is presented as the system including the knowledge base, base of the programs describing processes of consciousness, and the mechanism of realization of these programs is offered.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самосознание руководителя как компонент организационного управления»

УДК 658.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК КОМПОНЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Е.С. Нечаева, Ю.В. Нечаев

Проанализированы представленные в литературе результаты исследований профессионального самосознания, выполненные в области психологии и социологии и не отвечающие требованиям теории управления. Предложена модель, в которой профессиональное самосознание руководителя представлено как система, включающая базу знаний, базу программ, описывающих процессы сознания, и механизм реализации этих программ.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, теория управления, руководитель, система, процесс.

В связи с быстро изменяющимися социальными и экономическими условиями приоритетным фактором развития различных отраслей экономики и, в частности, промышленности становится профессионализм персонала предприятий и, прежде всего, управленческого персонала. Основным условием развития профессионализма является формирование профессионального сознания и самосознания работника. Профессиональное самосознание руководителя непосредственно влияет на эффективность управленческой деятельности, однако в теории управления эти вопросы почти не исследованы.

Профессиональное самосознание является частью общего самосознания личности, которое исследуется в философии, социологии, психологии. В литературе высказываются различные мнения по вопросам о структуре самосознания и процессах его формирования, о соотношении сознания и самосознания.

По мнению С.Л. Рубинштейна, самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как личность реально становится самостоятельным субъектом практической и теоретической деятельности. Формируемое в самосознании представление человека о самом себе не всегда бывает адекватным. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой своё поведение, даже когда он субъективно вполне искренен, не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Самосознание осуществляет самооценку человека, существенно обусловленную его мировоззрением [1].

Основная особенность самосознания, в отличие от сознания, состоит, как считает А.Г. Спиркин, в том, что самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведе-

ния, интересов, своего положения в обществе. Уровень самосознания в различных ситуациях изменяется от максимальной концентрации человека на себе до максимальной сосредоточенности на внешнем объекте. Самосознание свойственно не только индивиду, но и группе, когда она поднимается до понимания своих общих интересов, идеалов и целей. Неверно считать самосознание высшей формой или элементом сознания. Самосознание является неотъемлемым аспектом сознания человека [2].

Значительный интерес для теории управления имеет вывод В.В. Столина о том, что самосознание осуществляет обратную связь на трёх уровнях: органическом, индивидном и личностном. При ведущей роли личностного уровня возможны сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трём уровням различаются единицы самосознания:

- на уровне органического самосознания единица самосознания имеет перцептивную природу;

- на уровне индивидного самосознания единица самосознания представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку;

- на уровне личностного самосознания единицей самосознания является конфликтный смысл, проясняющий для личности значение её же собственных свойств и сигнализирующий об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе [3].

Своеобразный закон движения самосознания формулирует Е.Н. Шутенко. Для того чтобы обрести подлинное сознание своего «Я», человеку необходимо преодолеть свое «Я», выйти за пределы ограниченности рамками своего индивидуального существования и посвятить себя чему-то большему, чем собственное «Я», — делу, обществу, культуре и т. д. Причем такое посвящение должно быть осознанным и свободным. Именно на этом пути человеку открываются истинные, сущностные аспекты его личности, перспективы и горизонты личностного самоопределения и самосовершенствования, возможности продуктивного и осмысленного существования [4].

Профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионале рассматривается в монографии А.К. Марковой. Профессиональное самосознание включает:

- осознание человеком нормативной базы своей профессии как эталона для оценки своих качеств;

- формирование профессионального мировоззрения и личной концепции профессионального труда;

- осознание профессиональных качеств у других людей и сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;

- учёт оценки себя как профессионала со стороны коллег;

- понимание себя и своего профессионального поведения;

- эмоциональное отношение к себе;

- профессиональную самооценку: ретроспективную (Я как профессионал вчера), актуальную (Я как профессионал сегодня), потенциальную (Я как профессионал завтра), идеальную (Я как профессионал в отдалённом будущем) [5].

Профессиональное самосознание в виде проекции общего самосознания человека на профессиональную деятельность анализируется в работе А.В. Поддубной. В состав профессионального самосознания входят следующие компоненты:

- осознание профессиональной морали;

- осознание профессиональной нравственности;

- осознание себя как субъекта профессиональной деятельности;

- осознание и оценка разнообразных отношений, возникающих в профессиональной деятельности;

- осознание собственного профессионального развития [6].

Развитое профессиональное самосознание выступает как фактор регуляции текущей деятельности и прогнозирования будущей деятельности, утверждает А.А. Ангеловский. Структуру профессионального самосознания он представляет как структуру личности профессионала, которая включает следующие компоненты:

- психологический компонент: психологические особенности личности, определяющие её способность и готовность к профессиональной деятельности; черты характера, обусловливающие профессиональную пригодность личности;

- гносеологический компонент: специальные и общие знания, умения, навыки, необходимые для профессиональной деятельности; профессиональное мышление, в том числе рефлексия;

- аксиологический компонент: усвоение требований профессиональной морали; самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности; профессиональная нравственность;

- эмоционально-волевой компонент: осознание своего профессионального долга; чувство ответственности за результаты профессиональной деятельности; профессиональная направленность личности, включающая мотивы и цели профессионального труда [7].

Анализируя различные подходы к структуре профессионального самосознания, Е.И. Сутович делает важный с точки зрения теории управления вывод: процесс формирования личности профессионала не только определяет профессиональную и личностную успешность конкретного человека, но и способствует социально-экономическому развитию и совершенствованию производства. Под профессиональным самосознанием Е.И. Сутович понимает процесс изменения представлений индивида о самом себе как о субъекте профессиональной деятельности. В структуре профессионального самосознания выделяются следующие компоненты:

- образ «Я — реальный адепт»: представление личности о себе как о будущем субъекте труда, который находится на этапе подготовки к профессиональной деятельности;

- образ «Я - реальный специалист»: представление личности о себе как представителе избранной профессии, который обладает некоторой профессиональной подготовкой, определяющей качество выполняемой деятельности и профессиональную успешность;

- образ «Я - идеальный специалист»: представление личности о себе как о человеке, обладающем всеми профессиональными качествами и способностями, необходимыми для успешной профессиональной самореализации и саморазвития [8].

В структурной модели профессионального самосознания руководителя, разработанной Т.А. Чупшевой, прослеживается иерархия взаимосвязей между когнитивным, эмоционально-ценностным (регулятивным), мо-тивационным и творческим компонентами. Модель учитывает три аспекта развития профессионального самосознания руководителя: социальный, личностный, деятельностный. В системе профессионального самосознания осуществляются следующие процессы: самомотивация, самопознание, самопонимание, саморазвитие, самореализация [9].

В работе С.В. Кошелевой процессные компоненты профессионального самосознания руководителя представлены как следующие уровни реализации самосознания:

- уровень самопознания, который характеризуется осознанием и адекватной самооценкой индивидуальных психологических особенностей личности, что обеспечивает адекватное самовосприятие руководителя в профессиональной деятельности и порождает чувство удовлетворенности деятельностью;

- уровень самоидентификации, который основывается на осознании ролевого соответствия личности и деятельности и позволяет руководителю осуществить оценку своей профессиональной деятельности с учётом конкретного содержания должностных обязанностей и своей профессиональной роли в общей организационной структуре предприятия;

- уровень саморегуляции, который имеет наибольшее практическое значение, так как объединяет личность и деятельность в единую систему и обусловливает формирование и реализацию адекватных моделей поведения и деятельности в изменяющихся внешних и внутренних условиях [10].

Влияние уровня профессионального самосознания руководителя на эффективность управленческой деятельности и, в частности, принятия управленческих решений исследуется в работе С.В. Тарасенко. Профессиональное самосознание руководителя рассматривается как открытая система, которая включает следующие компоненты:

- мотивационный компонент, определяющий мотивы поведения человека в той или иной ситуации;

- операциональный компонент, определяющий совокупность умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

- когнитивный компонент, определяющий познавательную составляющую в профессиональной деятельности;

- творческий компонент, определяющий личный вклад человека в профессиональную деятельность и индивидуальный стиль [11].

Указанные выше и многие другие описанные в литературе исследования профессионального самосознания выполнены в рамках психологии и социологии и не отвечают в полной мере требованиям теории управления. Мало исследованной областью остаётся профессиональное самосознание руководителя.

Для целей теории управления профессиональное самосознание руководителя удобно представить как информационную систему, включающую базу знаний, базу программ и механизм реализации программ. Под программами здесь понимаются описания процессов самосознания. Механизм реализации программ извлекает программы из базы и осуществляет их параллельное выполнение на различных уровнях иерархии сознания. Результаты выполнения программ пополняют и преобразуют базу знаний. Основные компоненты базы программ и соответствующие им компоненты базы знаний представлены в табл.

Компоненты профессионального самосознания руководителя

Компоненты базы программ Компоненты базы знаний

1 2

Пополнение и переосмысление руководителем знаний о своих личностных характеристиках Знания руководителя о своих личностных характеристиках

Формирование руководителем собственной оценки своих личностных характеристик Собственная оценка руководителя своих личностных характеристик

Пополнение и переосмысление руководителем знаний об оценке его личностных характеристик со стороны подчинённых, коллег и вышестоящих руководителей Знания руководителя об оценке его личностных характеристик со стороны подчинённых, коллег и вышестоящих руководителей

Пополнение и переосмысление руководителем знаний о своих профессиональных знаниях, умениях и навыках Знания руководителя о своих профессиональных знаниях, умениях и навыках

Формирование руководителем собственной оценки своих профессиональных знаний, умений и навыков Собственная оценка руководителя своих профессиональных знаний, умений и навыков

Пополнение и переосмысление руководителем знаний об оценке его профессиональных знаний, умений и навыков со стороны подчинённых, коллег и вышестоящих руководителей Знания руководителя об оценке его профессиональных знаний, умений и навыков со стороны подчинённых, коллег и вышестоящих руководителей

Окончание табл.

1 2

Анализ руководителем своей деятельности, в том числе анализ близких результатов и отдалённых последствий принимаемых управленческих решений Оценка руководителем своей деятельности, в том числе анализ близких результатов и отдалённых последствий принимаемых управленческих решений

Анализ руководителем своих отношений с подчинёнными, коллегами и вышестоящими руководителями Оценка руководителем своих отношений с подчинёнными, коллегами и вышестоящими руководителями

Сравнительный анализ руководителем фактического и желаемого уровней своего профессионализма Уровень удовлетворённости руководителя своим уровнем профессионализма

Анализ руководителем своего стремления к профессиональному росту Уровень мотивации руководителя к своему профессиональному росту

Анализ руководителем возможности своего профессионального роста Собственная оценка руководителя возможности своего профессионального роста

Анализ руководителем своего стремления к должностному росту Уровень мотивации руководителя к своему должностному росту

Анализ руководителем возможности своего должностного роста Собственная оценка руководителя возможности своего должностного роста

Пополнение и переосмысление руководителем знаний об оценке возможности его профессионального и должностного роста со стороны подчинённых, коллег и вышестоящих руководителей Знания руководителя об оценке возможности его профессионального и должностного роста со стороны подчинённых, коллег и вышестоящих руководителей

Планирование руководителем своего личностного и профессионального совершенствования Собственный план руководителя по личностному и профессиональному совершенствованию

Предложенная модель может быть полезна для дальнейшего исследования профессионального самосознания руководителя как элемента системы управления, во многом определяющего успешность деятельности организации.

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

781 с.

2. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.

303с.

3. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 288 с.

4. Шутенко Е. Н. Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 196 -204.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.

308 с.

6. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.psi.lib. ru/statyi/sbornik (дата обращения 21.01.2016).

7. Ангеловский А.А. Профессиональное сознание личности: понятие и структура // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 116 -125.

8. Сутович Е.И. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания будущих специалистов // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Материалы III международной научной интернет-конференции, март - июнь 2009. -Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. - С. 200 - 219.

9. Чупшева Т.А. Акмеологические особенности развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. Ульяновск, 2004. 295 с.

10. Кошелева С.В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.11. Санкт-Петербург, 1997. 320 с.

11. Тарасенко С.В. Влияние профессионального самосознания руководителя на эффективность принятия управленческих решений: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. Москва, 2003. 266 с.

Нечаева Елена Станиславовна, канд. техн. наук, доц., es_n@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Нечаев Юрий Владимирович, соискатель, unique_foto@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

MANAGER PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS AS A COMPONENT OF ORGANIZATION MANAGEMENT

E.S. Nechaeva, Y.V. Nechaev

The results of researches of the professional self-consciousness presented in the literature, executed in the field of psychology and sociology and not meeting the requirements theories of management are analyzed. The model in which the manager professional self-consciousness is presented as the system including the knowledge base, base of the programs describing processes of consciousness, and the mechanism of realization of these programs is offered.

Keywords: professional self-consciousness, the management theory, the manager, system, process.

Nechaeva Elena Stanislavovna, candidate of technical science, docent, es_n@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Nechaev Yury Vladimirovich, competitor, unique_foto@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.