Научная статья на тему 'Сущность профессионального самосознания будущих офицеров'

Сущность профессионального самосознания будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
352
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головко С. А.

В статье рассматривается педагогический аспект самосознания, который главным образом, связан с проблемой его развития в разные периоды жизни человека. Исходя из цели статьи, особый интерес для автора представляют работы по профессиональному самосознанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical aspect of consciousness which mainly, is connected with a problem of its development during the different periods of human life is considered in the article. Proceeding from article purpose, the particular interest for the author is represented by works on professional consciousness.

Текст научной работы на тему «Сущность профессионального самосознания будущих офицеров»

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

ГОЛОВКО С.А.

В статье рассматривается педагогический аспект самосознания, который главным образом, связан с проблемой его развития в разные периоды жизни человека. Исходя из цели статьи, особый интерес для автора представляют работы по профессиональному самосознанию.

The pedagogical aspect of consciousness which mainly, is connected with a problem of its development during the different periods of human life is considered in the article. Proceeding from article purpose, the particular interest for the author is represented by works on professional consciousness.

Проблема «самосознания» человека изучается целым рядом наук: философией, социологией, психологией (в первую очередь, такой её отраслью как социальная психология), педагогикой. В каждой из них «самосознание» рассматривается под своим «углом зрения», исследуется с использованием «собственного инструментария». Но, в то же время, вопросы, на которые пытаются найти ответ учёные, практически одни и те же: что такое «самосознание» как социальный и психологический феномен, каким образом оно складывается и развивается на протяжении всей жизни человека, от чего зависит его развитие, какую роль оно играет в жизни и профессиональной деятельности человека?

Рассмотрим имеющиеся в различных науках ответы на эти вопросы.

В философии «самосознание» определяется большинством учёных как компонент «сознания», заключающийся в «отношении субъекта к самому себе» и имеющий «социальную природу» [8, а 622]. Самосознание «становится возможным, благодаря его способности соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других людей, умению встать на эти позиции в процессе общения» [8, а 622]. По определению А.Г. Спиркина «самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «я», от того, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе» [7, с. 140].

Функционирование «самосознания» в философской теории самым тесным образом связано с рефлексией. Более того, порой эти понятия употребляются как слова синонимы. При этом под рефлексией понимается принцип функционирования человеческого сознания «ориентирующий его (человека) на осмысление собственных духовных процессов, нередко критический анализ духовного и душевных состояний в их противоречивости, направленности чувств, побуждений и мысли; раздумья над приёмами своей мысли и их социальной значимости» [7, а 141].

В социологии развитие самосознания рассматривается важнейшим компонентом (одной из сфер) процесса социализации человека. Процесс социализации, как считает У. Бронфенбреннер, представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества [1, а 142]. И.С. Кон отмечает, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я» [2], и продолжает, «в многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдинальных, установлено, что образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний» [2, а 101].

Психологический аспект проблемы самосознания представлен в работах И.И. Чесноковой, В.В. Петренко, В.В. Столина, М.Г. Громковой и других. В них отмечается, что развитие само-

сознания проходит те же стадии, которые проходит и познание человеком объективного мира,

- от элементарных самоощущений к самовосприятиям, самопредставлениям, мнениям и понятиям о себе. Как отмечает В.Ф. Петренко [4], самосознание не является некоторым самостоятельным процессом, существующим наряду или параллельно с сознанием. Выработка определённой позиции предполагает развитие самосознания, проявляющегося в той или иной самооценке и обусловленных ею притязаниях личности. Наличие самосознания - непременное условие развития целостности личности.

Обобщенные взгляды психологов на данную проблему представлены Р.С. Немовым, в словаре-справочнике «Психология», изданном в 2003 году. Приведём полностью эту небольшую статью из словаря.

«Самосознание - осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств. Самосознание - это также особое чувство, которое проявляется в осознании человеком того факта, что он живёт и существует. В структуру самосознания входят физический образ «Я» (знания человека о своих физических качествах), психологический образ «Я» (знания человека о своих психологических особенностях), самооценка, уровень притязаний. Самооценка имеет два потенциальных источника формирования: самонаблюдение (самоанализ) человека и оценки (мнения) окружающих людей. Через самонаблюдение человек получает непосредственные знания о себе, но эти знания, как правило, бывают не вполне точными и односторонними. Оценки со стороны других людей корректируют и дополняют результаты самонаблюдения человека. Самосознание в его высших проявлениях основано на наличии у человека особой способности - рефлексии» [3, с. 200-201].

Таким образом, с позиций психологов самосознание - это осознание человеком себя, своих возможностей, качеств и свойств. Развитие самосознания это не отдельно взятый самостоятельный процесс; оно осуществляется в единстве с развитием личности, наличием развитого самосознания - важное условие её целостности. Развитие самосознания основано на рефлексии и обусловлено способностью к самоанализу и оценкой других людей. То есть, в психологии, в контексте собственного предмета, самосознание исследуется как один из важнейших компонентов структуры личности человека.

Проблемы профессионального самосознания представлены в работах отечественных исследователей В.Ф. Петренко, Д.В. Ронзина, Е.В. Улыбиной, И.И. Чесноковой, Г.А. Цукермана.

Большинство исследователей проблемы профессионального самосознания склонны понимать под самосознанием осознание человеком себя как личности, а под профессиональным самосознанием - расширение сферы осознания самого себя в ходе профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональное самосознание - это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе как к профессионалу. Но профессиональное самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, «Я» - концепцией. При всей относительности различий между действующим и рефлексивным «Я», на что неоднократно указывал И.С. Кон [2], задача развития профессионального самосознания предполагает выделение и анализ, прежде всего, процесса самосознания того, как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что он опирается.

Венцом развития профессионального самосознания, как считает В.В. Столин, является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определённым образом относиться к себе. Главная функция профессионального самосознания - делать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков

он есть на самом деле [6].

Профессиональное самосознание, по мнению Г.А. Цукермана, содержит представление профессионала о себе и своей ценности, своём вкладе в общее дело.

Исходя из этого, сущность профессионального самосознания он характеризует следующими положениями:

1) сознание своей принадлежности к определённой профессиональной общности;

2) знание, мнение, семантический подход к степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своём месте в системе профессиональных ролей;

3) знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования, вероятных законах успехов и неудач;

4) представление о себе и своей работе в будущем. Профессиональное самосознание тесно связано с рефлексией, с обращением к своему внутреннему миру, с оценкой тех процессов, которые происходят в нем. Сама возможность её возникновения у индивида складывается в процессе познания окружающего мира (особенно общества), овладения исторически сложившимися деятельностями и способами общения с другими людьми, а, соответственно, и идеальной формой отражения [9].

В.Ф. Петренко отмечает, что самосознание подвержено постоянному влиянию информационного пространства, в которое оно погружено. Поэтому в формировании элементов профессионального самосознания важную роль играет профессиональное мировоззрение. Чем глубже научная обоснованность мировоззрения личности, тем правильнее может она увидеть себя, подойти к себе как бы со стороны, и тем точнее оценивает свои возможности. Адекватность самооценки и соответствующих ей притязаний личности исключительно важна с точки зрения удовлетворённости человека своей жизнью. Если процесс самоутверждения и самовыражения осуществляется на уровне, соответствующем притязаниям личности, её самооценке, то она ощущает полноту жизни, глубокое удовлетворение ею. Поэтому столь важным свойством личности оказывается её критичность и самокритичность. Наличие этих ценных черт позволяет человеку осознать расхождения притязаний и реальных возможностей (исходя из фактических достижений) и изменить, скорректировать свою позицию, уровень притязаний [4].

В контексте рассмотрения сущности представляется интересным педагогический подход к выделению компонентов структуры профессионального самосознания. Как правило, большинство учёных в своих исследованиях используют психологическую структуру самосознания, но есть и другие взгляды на эту проблему.

Так, Е.М. Семёнова в структуре профессионального самосознания выделяет когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты [5].

В когнитивном компоненте она различает процесс самопознания и результат - систему представлений о самом себе («Я - образ» как профессионала). В результате процессов осознания себя в профессиональной деятельности в системе профессионального общения и в системе личностного развития образуется обобщённая система представлений специалиста о самом себе.

Аффективный компонент профессионального самосознания включает в себя несколько видов отношений:

- к системе своих профессиональных действий, к средствам и способам достижения целей;

оценкой результативности своей работы;

- к системе межличностных отношений с подчинёнными и коллегами, эмоциональную

оценку реализации функций общения в профессиональной деятельности;

- к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности как профессио-

нала, оценку уровня своей личности и профессиональной компетентности и соответствие своему собственному идеальному Я - образу специалиста.

В данном компоненте самосознания формируется реальное чувство «за» и «против» собственного «Я» и, соответственно, самопринятие (непринятие), самоуважение (неуважение) и др., то есть самооценка как личностное суждение о собственной ценности.

Поведенческий компонент профессионального самосознания включает в себя ценностные ориентации и интерес к профессии, которые выступают регуляторами осознанного поведения в профессиональном плане.

Исходя из вышеизложенного, мы определяем профессиональное самосознание будущего офицера как важнейший конструкт личности, осознание себя как будущего военного специалиста, отвечающего общим требованиям к подготовленности офицеров и способного к выполнению обязанностей по первичному должностному предназначению в войсках.

В структуре профессионального самосознания мы выделяем гностический (знание содержания и требований к человеку будущей военно-профессиональной деятельности, своих способностей и возможностей), аксиологический (самооценка своих знаний, умений, способностей и возможностей их соответствия (несоответствия) будущей военно-профессиональной деятельности, оценка самого себя другими), поведенческий (отношение к себе, как к военному профессионалу, уровень сформированности притязаний, отношение к себе военных профессионалов) компоненты.

Развитие профессионального самосознания осуществляется в ходе военнопрофессиональной подготовки и понимается как процесс приобретения будущим офицером знаний, умений, личного и социального опыта военной службы, исполнения обязанностей по должностному предназначению, их осознание и соотнесение со своими способностями и возможностями, формирования самооценки и уровня притязаний, отношения самого к себе, как будущему офицеру.

Библиографический список

1. Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети США и СССР / Пер. с англ. / У. Бронфенбреннер. - М.: Прогресс, 1976. - 280 с.

2. Кон, И.С. Открытие Я / И.С. Кон. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 310 с.

3. Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. - Ч. 1 / Р.С. Немов. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 304 с.

4. Петренко, В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследование индивидуального сознания // Вопросы психологии / В.Ф. Петренко. - 1982. - 5. - С. 23-35.

5. Семёнова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие / Е.М. Семёнова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 224 с.

6. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 274 с.

7. Спиркин, А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.

8. Философский энциклопедический словарь. - М.: Российская энциклопедия, 2003. - 836 с.

9. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интер-пракс, 1995. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.