Н. А. Лупанова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ -ОСНОВА КОНСТРУКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ сущности профессионального саморазвития личности в процессе реализации системно-деятельностного подхода к модернизации образования.
Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, компетентность, системно-деятельностный подход.
Реализация процесса модернизации отечественной системы образования актуализирует решение проблемы выявления структуры и содержания деятельности педагога современной школы, функционирование которой взаимосвязано с динамичными процессами информатизации, интеграции и повышения значимости социализации в становлении образа мышления и действия человека.
Одним из важнейших критериев успешности профессионально-педагогической деятельности является готовность педагога к компетентному профессиональному самоопределению.
В современном психолого-педагогическом знании выделяются три основных компонента, содержание которых раскрывает структуру и сущность компетентного профессионального саморазвития личности в современных процессах ее информационно насыщенной социализации.
В совокупность данных компонентов необходимо включаются:
- готовность личности к компетентному профессиональному самоопределению;
- наличие пространства для профессионального и личностного саморазвития;
- ситуация компетентного саморазвития в процессе определения основных стратегий профессиональной деятельности педагога.
Рассмотрим основные характеристики каждого компонента с точки зрения их положительного влияния на исследуемый процесс.
Выделение названных компонентов является фактором, свидетельствующим, с точки зрения Б. Г. Ананьева [1], Л. И. Божович [2, 3], Е. А. Климова [4], А. В. Петровского [5], С. Л. Рубинштейна [6], В. В. Чебышевой [7] и др., о возможности выявления готовности социума к созданию условий для инновационного прочтения структуры и содержания процесса социально-профессионального сопровождения личности в ходе ее самоопределения в той или иной сфере деятельности.
Причем речь идет об андрагогической позиции в профессиональной педагогике, позволяющей различать не только индивидуально-личностные, но и возрастные и гендерные характеристики готовности личности к компетентному профессиональному саморазвитию.
Складываются объективные предпосылки для концептуального осмысления и моделирования процесса личностно ориентированного взаимодействия социальной среды, процессов информатизации и мотивации человека к поиску самодостаточного профессио-
нального действия, позволяющего удовлетворить личностные потребности и продуктивно отвечать на социально-экономические и субъективные риски и вызовы, с которыми личность сталкивается в процессе двухуровневого перехода общества к информационно насыщенному интегрированному основанию побуждения человека к саморазвитию.
В триаде выделенных компонентов основная роль принадлежит готовности личности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать совокупность задач социально значимого и профессионально необходимого саморазвития. Причем готовность к самостоятельной и осознанной самореализации в информационно насыщенном профессиональном поле основывается на опыте самоопределения, который складывается у человека в результате готовности к жизненному и личностному саморазвитию. Н. С. Пряжников особую роль в этом процессе отводит внутренней готовности личности, которая раскрывает смысловые характеристики совокупности действий человека, направленных на достижение результата в процессе самоопределения. В этом случае личность является не только источником, но и координатором и регулятором совершаемых действий, что значительно приближает ее к реализации намеченных профессиональных перспектив. Таким образом, находит подтверждение мысль В. Франкла о са-мотрансляции, что подтверждает мнение отечественных психологов и философов о возможности самоидентификации личности в процессе профессиональной деятельности.
Иными словами, внутреннюю готовность личности к компетентному профессиональному саморазвитию можно рассматривать как способность человека к обеспечению эффективной реализации процесса профессионального самоопределения, состоящего из трех основных действий. Восприятие достигнутого человечеством опыта самоопределения в конкретной сфере деятельности и виде труда основывается на готовности человека рассматривать себя в виде развивающегося носителя определенной совокупности требований, которые предъявляются к профессиональной деятельности в определенном времени и пространстве. Наконец, эффективность рассматриваемого процесса возможна в смысловой готовности человека к осознанию значимости и воспроизведению в своем опыте технологий информационно насыщенного и компетентного профессионального самоопределения.
Анализ содержания профессионального саморазвития личности как механизма «конструктивно-деятельностной основы образования» [8, с. 43] и осознанного построения личностью информационно насыщенных социальных отношений показывает, что процесс саморазвития личности раскрывает смысл и содержание социальных отношений, возникающих в процессе информатизации между потребителями информации в различных видах деятельности; является компонентом самоопределения личности, не только позволяет охарактеризовать систему информационно насыщенных социальных отношений личности с другими потребителями информации, но и раскрывает мотивацию и направленность ее рефлексии.
Взаимосвязь профессионального саморазвития личности и системы информационно насыщенных социальных отношений раскрывает динамику дифференциации понятий «труд» и «профессиональная деятельность» в культурно-историческом и социальнобытовом смысле. Основой механизма взаимосвязи информационно насыщенных социальных отношений и процесса профессионального саморазвития личности является качественное проявление достигнутого человеком уровня культуры на соответствующем возрастном этапе развития.
Эффективность взаимосвязи профессионального саморазвития с готовностью личности к информационно насыщенным социальным отношениям определяется содержанием нормативных основ и моральными устоями государственно-общественных тенденций информационного насыщения ее жизнедеятельности и является существенной характеристикой ценностно-смыслового отношения человека к использованию информа-
ционно насыщенных социальных отношений в процессе профессионального самоопределения.
Информационно насыщенные социальные отношения позволяют личности сформировать готовность к самодостаточному профессиональному саморазвитию и эффективно разрешить противоречия между социальными и профессиональными основами самоактуализации, в частности готовность человека к когнитивно-волевой самокоррек-ции эмоциональных отношений в динамично информационно насыщаемых видах труда.
Структурная основа рассматриваемой взаимосвязи представляет собой совокупность компонентов, имеющих следующую видовую характеристику: целевой, структурный, содержательный, регулятивный и прогностический компоненты.
Взаимосвязь профессионального саморазвития личности с ее информационно насыщенными социальными отношениями реализуется на различных уровнях в любом виде деятельности: межличностных, предметно-деятельностных отношениях и отношениях ответственной зависимости. В этом случае компетентность является интегрированной характеристикой качества рассматриваемой взаимосвязи.
Концептуальный анализ рассматриваемой взаимосвязи позволяет выделить следующие аспекты ее влияния на реализацию ФГОС 3-го поколения в конкретных условиях профессионального самоопределения педагога и студентов:
- социально-педагогический: заключается в выявлении сущности трансформации классических концепций и моделей саморазвития личности в социальном и профессиональном аспектах и их экстраполяции на взаимодействие личности с социумом и избранным видом труда в условиях информатизации, становления рыночных отношений, побуждающих человека к поиску и реализации инновационной концепции и модели компетентностного социально-профессионального самовыражения в информационном поле деятельности;
- научно-теоретический обусловлен необходимостью осмысления профессионального саморазвития личности в рамках динамичной и инновационной трансформации профессионального образования в аспекте концептуального моделирования структуры, содержания и результата в интенсивном переходе от знаниево-алгоритмированной системы самоопределения личности в каком-либо виде труда к компетентностно-деятельност-ному профессиональному самоопределению в информационно насыщенном профессиональном поле деятельности;
- научно-методический уровень предполагает достижение сопряженности социальной компетентности, качества профессионального образования и совокупности ква-лиметрических основ готовности работников к творческому уровню профессиональной деятельности, представляющих собой совокупность ожиданий общества и работодателей;
- субъектный уровень определяется поиском личностью модели саморазвития в социальном и профессиональном аспектах в связи с транформацией имеющихся в опыте предыдущих поколений моделей профессионального самопознания, самоактуализации и самореализации на основе информатизации, интеграции и востребованности готовности к компетентностной самореализации в совокупности видов труда, представляющих профессиональное поле деятельности, сензитивное мотивам, направленности и когнитивноценностному осмыслению человеком возможности реализации имеющегося социального опыта.
Результативность рассматриваемого процесса может оцениваться следующими критериями:
- практические: а) знания, умения и навыки; б) компетенции; в) социальные и профессиональные нормы квалиметрии качества самоопределения; г) рефлексивные способности;
- субъективно-личностные: а) мотивация; б) направленность; в) идентичность;
г) ценности; д) когнитивность; е) тревожность; ж) самоконтроль; з) активность; и) самостоятельность; к) ответственность.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев. - М., 1973. - 367 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М., 1968. -464 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. - С. 7-44.
4. Климов, Е. А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта / Е. А. Климов // Научные труды ВНИИ профтехобразования. - Л., 1976. - Вып. 32. - С. 5-25.
5. Петровский, А. В. К проблеме самоопределения личности в группе / А. В. Петровский // Тезисы к XX Международному психологическому конгрессу. - М., 1972. - С. 149-154.
6. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. - М., 1973.— 424 с.
7. Чебышева, В. В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. - 1971. - № 1. - С. 14-19.
8. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. - М., 2003. - 84 с.
Лупанова Наталья Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Lupanova Natal'ya Aleksandrovna
candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University
УДК 378.14 Лупанова, Н. А.
Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения - основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования / Н. А. Лупанова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 18-21.