Научная статья на тему 'Профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды'

Профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FUTURE PRIMARY EDUCATION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Бэлла Владимировна

Актуальность проблемы обусловлена требованием педагогической теории и практики в обеспечении профессионального саморазвития будущего педагога начального образования и имеющимся несовершенством современных технологических средств сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды. Рассмотрено информационное обеспечение профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды. Также представлено теоретическое рассмотрение понятий «информационная образовательная среда» и «цифровая образовательная среда». Наиболее близким, в контексте исследования, является определение цифровой образовательной среды, как совокупность цифровых образовательных технологий, средств и соответствующих ресурсов, обеспечивающих процесс образования в контексте цифровизации общества. Информационными средствами реализации выступили технологии педагогического сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования, которые были содержательно модернизированы: технологии «Тайм-менеджмент», проекты, веб-квесты, моделирование, форсайт-технологии, дискуссии, проектные технологии, различные социально-нравственные практики, моделирование и геймификация будущих профессиональных стратегий, технологии достижений и успеха (конкурсы, олимпиады). В рамках данной работы обосновано новое научное направление в области теории и методики профессионального образования, определяющее как теоретическое, так и прикладное решение важной проблемы педагогического сопровождения процесса профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а также стандарта профессии «Педагог».The relevance of the problem is due to the requirement of pedagogical theory and practice in ensuring professional self-development of a future primary education teacher and the existing imperfection of modern technological means of supporting professional self-development of a future primary education teacher in a digital educational environment. The information support of professional self-development of the future primary education teacher in the digital educational environment is considered. A theoretical review of the concepts of “information educational environment” and “digital educational environment” is also presented. The closest, in the context of the study, is the definition of a digital educational environment, as a combination of digital educational technologies, means and related resources that ensure the educational process in the context of society digitalization. The informational means of implementation were the technologies of pedagogical support of professional self-development of the future primary education teacher, which were substantively modernized: “Time Management” technologies, projects, web quests, modeling, foresight technologies, discussions, project technologies, various social and moral practices, modeling and gamification of future professional strategies, technology of achievements and success (competitions, olympiads). In the framework of this work, we substantiate a new scientific direction in the field of the theory and methods of professional education, substantiating both theoretical and applied solutions to the important problem of pedagogical support of the process of professional self-development of a future primary education teacher in accordance with the requirements of federal state educational standards of higher education, as well as the standard of profession “Teacher”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды»

DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-114-127 УДК 378.1+372.1+004

Профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды

Бэлла Владимировна СЕРГЕЕВА

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» 350040, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 ORCID: https://orcid.org/0000-0003 4776-3833, e-mail: [email protected]

Professional self-development of a future primary education teacher in a digital educational environment

Bella V. SERGEEVA

Kuban State University 149 Stavropol'skaya St., Krasnodar 350040, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003 4776-3833, e-mail: [email protected]

Аннотация. Актуальность проблемы обусловлена требованием педагогической теории и практики в обеспечении профессионального саморазвития будущего педагога начального образования и имеющимся несовершенством современных технологических средств сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды. Рассмотрено информационное обеспечение профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды. Также представлено теоретическое рассмотрение понятий «информационная образовательная среда» и «цифровая образовательная среда». Наиболее близким, в контексте исследования, является определение цифровой образовательной среды, как совокупность цифровых образовательных технологий, средств и соответствующих ресурсов, обеспечивающих процесс образования в контексте цифровизации общества. Информационными средствами реализации выступили технологии педагогического сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования, которые были содержательно модернизированы: технологии «Тайм-менеджмент», проекты, веб-квесты, моделирование, форсайт-технологии, дискуссии, проектные технологии, различные социально-нравственные практики, моделирование и геймификация будущих профессиональных стратегий, технологии достижений и успеха (конкурсы, олимпиады). В рамках данной работы обосновано новое тучное направление в области теории и методики профессионального образования, определяющее как теоретическое, так и прикладное решение важной проблемы педагогического сопровождения процесса профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а также стандарта профессии «Педагог».

Ключевые слова: саморазвитие; профессиональное саморазвитие; информационная образовательная среда; цифровая образовательная среда; будущий педагог начального образования

Для цитирования: Сергеева Б.В. Профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные туки Тамбов, 2020. Т. 25, № 186. С. 114-127. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-114-127

Abstract. The relevance of the problem is due to the requirement of pedagogical theory and practice in ensuring professional self-development of a future primary education teacher and the existing imperfection of modern technological means of supporting professional self-development of a future primary education teacher in a digital educational environment. The information support of

114

© Сергеева Б.В., 2020

professional sclf-dcvclopmcnt of the future primary education teacher in the digital educational environment is considered. A theoretical review of the concepts of "information educational environment" and "digital educational environment" is also presented. The closest, in the context of the study, is the definition of a digital educational environment, as a combination of digital educational technologies, means and related resources that ensure the educational process in the context of society digitalization. The informational means of implementation were the technologies of pedagogical support of professional self-development of the future primary education teacher, which were substantively modernized: "Time Management" technologies, projects, web quests, modeling, foresight technologies, discussions, project technologies, various social and moral practices, modeling and gamification of future professional strategies, technology of achievements and success (competitions, olympiads). In the framework of this work, we substantiate a new scientific direction in the field of the theory and methods of professional education, substantiating both theoretical and applied solutions to the important problem of pedagogical support of the process of professional self-development of a future primary education teacher in accordance with the requirements of federal state educational standards of higher education, as well as the standard of profession "Teacher".

Keywords: self-development; professional self-development; information educational environment; digital educational environment; future primary education teacher

For citation: Sergeeva B. V. Professional'noye samorazvitiye budushchego pedagoga nachal'nogo obrazovaniya v usloviyakh tsifrovoy obrazovatel'noy sredy [Professional self-development of a future primary education teacher in a digital educational environment]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitamye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 186, pp. 114-127. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-114-127 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) предъявляет ряд условий к уровню подготовки будущих педагогов начального образования, так как качественное обучение педагогов является одним из основополагающих критериев эффективного функционирования, а также устойчивого развития не только образовательной системы, но и всего государства. В настоящее время педагоги в процессе осуществления своей профессиональной деятельности сталкиваются с различными сложностями, затрудняющими получение максимальной эффективности от использования своих педагогических компетенций. Немаловажным фактором, оказывающим влияние на появление данной проблемы, является разрыв между необходимым уровнем профессиональной компетентности и педагогической этики и фактическими возможностями, предоставленными будущим педагогам в процессе их обучения. В сложившихся условиях взращивание квалифицированных педагогических кадров, соответствующих высокому уровню профессиональной культуры и коррелирующими с современной ступенью развития общества, в частности, приспособления к условиям цифровой образовательной среды, является обязательным условием.

На сегодняшний день существует практически неограниченный выбор материалов, как практических, так и теоретических, которые являются залогом результативного процесса осуществления различных факторов качественного обучения будущих педагогов, например, активность и самостоятельный поиск информации в целях максимизации усвоения полученных профессиональных знаний, а также внедрение цифровых технологий. В данных условиях необходим поиск и эффективное использование актуальных современному состоянию профессиональной педагогической подготовки средств и технологий цифровизации, которые также оказывают благотворное влияние на взращивание способности к осуществлению процесса саморазвития будущих педагогов.

Расширенными критериями качества профессиональной подготовки будущего педагога являются соответствующие показатели его профессионализма, а также степень эффективного освоения и использования культурных и социальных навыков для результативного внедрения функций и целей образовательного процесса. Качество полученного педагогического образования отдельным студентом представляет собой совокупность приобретенных им в процессе обучения профессиональных, социальных и

личных характеристик и, таким образом, является многокомпонентной и подвижной системой. В зависимости от различных обстоятельств, данные характеристики подлежат изменениям.

Готовность дипломированного специалиста к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности педагога является идеальным результатом процесса его обучения, в отличие от цели образования, которая заключается в достижении запланированного высокого качества обучения.

В рамках реализации своих профессиональных обязанностей педагоги сталкиваются с многообразием педагогических и функциональных задач. Функциональная задача представляет собой поиск необходимого инструмента, в то время как педагогическая задача заключается в поиске наиболее релевантных к конкретной ситуации условий переноса обучаемого из текущего состояния познания и мышления в новое. Необходимым условием становления педагогической задачи является плюралистический характер возможных выборов, когда необходимо выбрать более предпочтительное решение. Такая задача ставит перед собой цель нахождения наиболее подходящего к данной конкретной ситуации решения. Эффективное решение педагогических задач невозможно без определенного анализа последствий и требует перманентного саморазвития педагога, которое и являет собой определенную личностную характеристику, заключенную в целостности.

В соответствии с вышеизложенным, необходимо осуществление профессиональной подготовки способом, наиболее подходящим к современным условиям, а также переподготовки педагогических кадров, соответствующей стандарту цифровизации общества. Качественная реализация процесса обучения немыслима без способности будущего педагога начального образования к профессиональному саморазвитию.

Безусловно, современное образование невозможно без индивидуального подхода к обучению с учетом различия в уровнях подготовки и личностных характеристик учащихся. Также информационное сопровождение процесса профессионального обучения будущих педагогов начального образования должно включать применение инновацион-

ных педагогических информационных технологий, которые обеспечивают развитие личности и способность к профессиональному саморазвитию.

В качестве одной из приоритетных задач в сфере образования указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» было установлено «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [1]. Действующее законодательство в сфере образования направлено на формирование у будущих педагогов начального образования соответствующих высокому уровню цифровизации способностей, благодаря эффективному использованию которых российские вузы смогут повысить свою конкурентоспособность в ареале международных образовательных институтов.

Соответственно, появляются определенные сложности в обучении педагогических кадров. Они вызваны необходимостью адаптации будущего педагога начального образования к сложившимся реалиям современного общества - своеобразный «социальный заказ» в целях соответствия «диктату высоких технологий». Данная адаптация должна проходить на основе качественного информационного обеспечения необходимых условий для профессионального саморазвития будущего педагога начального образования.

Возможности цифрового обучения способны индивидуализировать образовательные процессы в целях наиболее полного учета различий в профессиональной и познавательной деятельности будущего педагога начального образования; заинтересовать педагогические кадры использованием необычных способов обучения и различных цифровых ресурсов, которые в том числе позволяют оценивать и, при необходимости, корректировать промежу точные результаты обучения.

В настоящее время образовательный процесс способен к созданию равноправных позиций участников обучения. Он представляет собой своеобразную совместную деятельность обучаемого и преподавателя во благо повышения итогового качества образования; происходит проектирование и реализация процесса обучения с использованием актуальных цифровых средств в целях ре-

зультативного освоения задач профессионального обучения. Внедрение современных электронных учебных средств повышает качество всей образовательной системы. Использование данных электронных материалов дает возможность использования в обучении различных способов представления необходимой информации и увеличивает результативность саморазвития будущего педагога начального образования.

В процессе работы над данным исследованием необходимо обратиться к цели образования, являющейся всегда актуальной для профессионального образования и, в свою очередь, постоянно меняющейся с целью адаптации к динамичности современных реалий. Таким образом, конечная цель образования зарождается независимо от существующей образовательной системы, обоснована необходимыми в конкретных современных условиях требованиями. Она является специфическим «социальным заказом» не только к уровню профессионализма, но и к определенным социальным и личностным характеристикам, которые бы соответствовали современным требованиям. На рис. 1 данный «социальный заказ» изображен как совокупность внешних предпосылок, которые не вызывают сомнений в необходимости качественной всесторонней подготовки будущего педагога начального образования в целях эффективной реализации полученных навыков и умений в условиях цифровой образовательной среды.

Для того чтобы определить содержание процесса профессионального саморазвития в условиях цифровой образовательной среды, необходимо обнаружить причины, которые обусловили незаменимость данного образовательного процесса как залога значимого улучшения качества профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования в вузе. Данные причины условно разобьем на два типа:

- внешние, вызванные информационными процессами, происходящими в обществе;

- внутренние, объединенные процессами информатизации образования. Анализ предпосылок, обосновывающих применение ресурсов цифровой среды в образовательном процессе вуза в целях улучшения качества профессионального образования, позволил построить схему, которая демонстрирует не-

обходимость результативного осуществления профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды (рис. 1).

Всемирная глобализация и мобильность сегодня являются существенной потребностью общества в гибкой системе образования. На сегодняшний день во многих отраслях обновление знаний должно происходить по индивидуальной программе с учетом личных особенностей и функциональных обязанностей каждого конкретного специалиста, иметь гибкий график, и, что крайне важно, не оказывать негативного влияния на текущую профессиональную деятельность. Данным высказыванием подчеркивается значение профессионального саморазвития будущего специалиста в процессе непрерывного образования. В данном случае обосновывается важность цифровизации образования и использование цифровых образовательных ресурсов.

Внутренние причины информатизации современного образования, такие как индивидуальный характер программ обучения, качественное и непрерывное информационно-технологическое обеспечение протекания образовательного процесса, внедрение современных технологий профессионального образования, диктуют измененные условия к реализации итоговой цели процесса образования, профессионального саморазвития студента в условиях цифровой образовательной среды.

Решение задачи по профессиональному саморазвитию будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды следует начать с определения важнейших характеристик, присущих студентам первого года обучения в вузе:

- сформированности главных составляющих образовательного процесса;

- критерия усвоения программы основного образования в соответствии с ФГОС ВО;

- психологической готовности к самообразованию;

- уровня ИКТ-компетентности.

Современное общество утверждает приоритет профессионального образования как гарантированное высокое качество обучения посредством непрерывного творческого саморазвития [2]. Наибольшей ценностью профессионального образования профессионала

Информационное общество

2ПЕ

«

О К - л

л

Яс

«8

CS

>>

& CS

Я

Н ft

ю о

Подготовка специалистов к профессиональному саморазвитию в условиях цифровой образовательной среды

X

Профессиональные компетенции и личностные качества

Профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды

Готовность будущих педагогов начального образования к саморазвитию

Подготовка студентов средствами информационных и педагогических технологий к самостоятельной познавательной деятельности

«

о К л

К о

§

^ о а

muH Рм S О о w

и

«

Й а

S н

2 S

S 8

о а

■s В

s '§ 1

й- Я & Зо „ С л « Ö g

CS

О

§ О

ьн ^

Я es Ю

О й

&с О

о ^

Ю 1) о

и £

? & §

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в образовательном процессе

Информатизация образования

Рис. 1. Предпосылки профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды

становится необходимость саморазвития и эффективная реализация творческих потенциалов специалиста. Таким образом, современный квалифицированный педагог начального образования - это специалист, который использует в своей профессиональной деятельности нетривиальные решения, обладающий высокой мобильностью и готовностью к немедленному внедрению изменений, обладающий высокой самостоятельностью и ответственностью за результаты своей деятельности. Становление данных свойств, присущих педагогам высокой квалификации, немыслимо без перманентного профессионального саморазвития и самосовершенствования, способствующих эффективному приспособлению педагога начального образования к динамичности современного общества и образовательных процессов.

В рамках осуществления исследования мы пришли к выводу, что профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования представляет собой своеобразную качественную целенаправленную и сознательно происходящую трансформацию его личности, которая включает в себя качественное изменение взаимосвязанных и взаимозависимых систем: самооценку, развитое самосознание, самоорганизацию, а также эффективное самоуправление личности обучающихся. Данные изменения становятся необходимым залогом становления субъект-ности участников процесса обучения (преподавателя и студента).

Процесс становления новой системы образования, вектор которой направлен на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, проходит при непременном участии некоторой трансформации педагогической теоретической мысли и практики учебно-воспитательной деятельности. Использование достижений развития информационной сферы должно являться не вспомогательным инструментом в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Важными приоритетными направлениями становятся формирование и эффективное обслуживание информационно-образовательной среды как открытого, так и удаленного образования, а также открытие новых объектных технологий, которые позволяют формировать раз-

личные базы необходимых в данном конкретном случае учебных материалов. Понятие «среда» в отечественной педагогической литературе активно использовалось еще с 20-х гг. XX века, в работе педагогов вводились понятия «общественная среда ребенка», «окружающая среда», «педагогика среды». Вслед за В.А. Хуторским и другими в качестве определения образовательной среды вуза мы будем использовать ее обозначение как специфическое образовательное пространство, в котором субъекты образовательного процесса (обучаемый и обучающий) контактируют с внешней средой, в результате чего наиболее полным образом раскрываются характеристики и личностные качества обучаемого [3]. Нельзя не упомянуть и о том, что использование вузом в процессе осуществления обучения новых цифровых ресурсов, а также глобальная цифровизация образования качественно увеличивают результативность процесса профессионального образования.

В результате изучения научных трудов, описывающих определение понятия «информационная образовательная среда» (далее - ИОС), нами были выявлены несколько различных способов ее трактовки, представленные в табл. 1.

В трудах ученых A.A. Андреева, C.B. Зен-киной, A.A. Кузнецова, В.И. Слободчикова и других было определено, что ИОС представляет собой педагогическую систему нового уровня [2-7].

В ФЗ «Об образовании» представлено следующее определение: «электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме» \

Определение, опирающееся на положения ФГОС, представляется нам наиболее точным. Под цифровой образовательной средой оно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642. URL: http://ww.garant.ni/products /ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения: 20.10.2019).

Таблица 1

Определение дефиниций «информационная образовательная среда»

Автор Определение

Т.А. Лавина, И.В. Роберт Условие информационного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий [6]

A.A. Андреев Единое информационное пространство, объединяющее информацию как на традиционных, так и электронных носителях; компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия; педагогическую систему нового уровня, которая включает в себя материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое обеспечение [2]

B.C. Ахметов иЕ.Ы. Бидайбеков Многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, которые обеспечивают информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения [1]

O.A. Ильченко Системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, которая неразрывно связаш с человеком, как субъектом образования [6]

И.Г. Захарова Система, аккумулирующая не только программно-методические, организационные и технические ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов [4]

C.B. Зенкина Совокупность субъектов (преподаватель, обучаемый) и объектов образовательного процесса (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего, на базе информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения личностно-ориенгированной педагогической системы [4; 8]

М.В. Лапенок Совокупность средств, обеспечивающих интерактивное взаимодействие между обучающим, обучаемым и электронно-образовательным ресурсом [9]

понимает совокупность цифровых образовательных ресурсов, средств и технологий, обеспечивающих образовательный процесс в условиях цифровизации [6].

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности «Педагогическое образование» в программу обучения входит предмет, который обеспечивает информационный ликбез будущих педагогов начального образования под различными названиями: «Информационные технологии в образовании», «Информационные технологии» или же «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Основной задачей данных предметов становится помощь в качественном повышении профессиональных навыков и компетенций будущего педагога начального образования посредством создания адекватного представления о важности эффективного использования разработок информационной среды в условиях развития образования в целом и педагогической деятельности в частности.

Основной целью формирования качественного информационного обеспечения становится ориентация эффективного использования будущими педагогами начального об-

разования, которые учатся по специальности «Педагогическое образование», а также уже работающих по полученной специальности на использование развитых информационных технологий. Также немаловажным фактором залога профессиональной состоятельности является вовлечение педагогических кадров в результативное и креативное применение технологий в процессе обучения, будущей профессиональной деятельности как педагогов и, главным образом, в процессе профессионального саморазвития. Нельзя не упомянуть, что, несмотря на безусловную значимость результативного использования информационных технологий в образовательной сфере, имеются связанные с их использованием следующие проблемы:

- не в полной мере разработаны теоретические аспекты использования информационных технологий в целях обслуживания эффективности образовательного процесса;

- чувствуется дефицитность теоретического обоснования технологических разработок методического сопровождения процесса образования в актуальной информационной среде;

- нехватка на теоретическом уровне аргументированных методик всеохватывающего внедрения информационных технологий образования и методического сопровождения деятельности, направленной на качественное осуществление самостоятельных познавательных процессов и др.

Однако в теории и методике профессионального образования не представлено информационного обеспечения сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования, которое обеспечит целенаправленность, непрерывность и позитивную динамику профессионально-личностных достижений в условиях цифровой образовательной среды.

Залогом профессионального саморазвития в настоящее время является сложившаяся в высшей школе цифровая образовательная среда. Формирование современных образовательных онлайн-платформ (Форсайт), взаимодействие с различными видами цифрового контента, в частности, с гипертекстами, проведение разнообразных научно-практических конференций и онлайн-вебинаров обеспечивает результативное внедрение инструментария цифровой образовательной среды в динамичных условиях современности. Применение информационных технологий в дополнение к проверенным временем теоретическим и практическим подходам может существенно повысить эффективность обучения в вузе педагогов начального образования.

В контексте педагогического сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в содержательном отношении усовершенствованы педагогические технологии, такие как: форсайт-технологии, геймификация и моделирование профессиональных педагогических стратегий и ролей в динамичных условиях, разнообразные онлайн-квесты, многообразие технологий самоорганизации и саморазвития, проектные технологии. На рис. 2 представлено информационное обеспечение профессионального саморазвития будущего педагога начального образования.

Таким образом, можно предложить следующую структуру информационного обеспечения, в которую входят технические и программные средства обучения, педагогические технологии, обеспечивающие про-

фессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования в цифровой образовательной среде.

1. Технические средства обучения: персональный компьютер, комплект сетевого оборудования для подключения к локальной и глобальной сетям, сервер, колонки, устройства ввода/вывода поступающей звуковой информации, демонстрационное оборудование, наушники, микрофон.

2. Цифровые образовательные ресурсы: оригинальные электронные учебники; электронные учебники: прототипы традиционных учебных материалов; предметные обучающие среды; предметные обучающие системы; электронные учебные пособия: репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающе-контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; практические и лабораторные; словари и справочники; программно-методические комплексы; электронные учебно-методические комплексы (УМК): предметные миры; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК; электронные издания контроля: тесты; тестовые задания; инструментальные средства; методические рекомендации по тестированию; операционная система, объектно-ориентированные программные системы для формирования ИКТ-компетентности (текстовый, музыкальный, графический редакторы; электронные таблицы, базы данных); экспертные обучающие системы, учебные базы знаний, которые предназначены для организации процесса самообучения; учебные базы данных, программы для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей; программные оболочки для организации единого информационного пространства вуза, включая возможность размещения работ учащихся, а также результативного взаимодействия с цифровыми ресурсами; программное обеспечение для осуществления управляемого группового и защищенного доступа в Интернет.

3. Педагогические технологии (в данной работе их мы определяем как методы и организационные формы процесса обучения), являются тем необходимым элементом информационного обеспечения образовательной деятельности, который результативно актуализирует концепции личностно ориентированного подхода в условиях цифровой

Рис. 2. Структура информационного обеспечения процесса профессионального саморазвития будущего педагога начального образования

среды. Указывая на проблему в отборе педагогических технологий, в соответствии со спецификой профессионального образования, хотим отметить, что условием качественной реализации личностно ориентированного подхода является непрерывная коммуникация студентов во время всего периода осуществления образовательного процесса, их учебное, продуктивное взаимодействие, взаимодействие между собой и с преподавателем, в данном случае следует отметить не просто передачу знаний, а сотрудничество. Таким образом, при анализе психолого-педагогической литературы по данной проблеме следует использовать только релевантные технологии обучения, результативно применимые в условиях цифровой образовательной среды.

В данной работе необходимо рассмотреть данные технологии с точки зрения их специфики технологического обеспечения. При эффективной реализации цифрового обучения на практике используются всевозможная коллективная активность студентов в небольших группах, дискуссии о важных проблемах, которые должны иметь постоянный характер, а также различных интересных обсуждений в диалоговой форме и обсуждений посредством использования Интернета:

- телеконференции в режиме реального времени (в том числе чаты и видеоконференции);

- форумы (\¥еЬ-телеконференции);

- телеконференции (с возможностью отсроченного доступа);

- электронная почта;

- почтовая рассылка.

Формирование и применение многообразия электронных образовательных материалов представляется нам актуальным в условиях цифровой образовательной среды в вузе.

В результате анализа специальных информационных материалов были определены различные способы создания электронных обучающих материалов и видов отображения данных Программное обеспечение, предназначенное для использования в целях общего назначения (электронные таблицы и текстовые редакторы), по своей сущности представляют собой усовершенствованный аналог печатных изданий. Соответственно, в этом случае процесс образования не получает принципиально нового подхода. Вследст-

вие этого необходимо разрабатывать новые инструменты, которые будут способны вывести процесс обучения будущих педагогов на принципиально новый уровень. Существуют два подхода к разработке электронных учебников.

Пользовательский, при котором используется уже существующий программный материал, способный к созданию обучающих блоков, соединению структурных данных в разделы, добавлению соответствующей анимации и графиков, иллюстрирующих представленную информацию, без особых усилий разработчика материала. Достоинства данного подхода определены в оперативности его создания и отсутствии высоких требований к дополнительному обучению разработчика. К недостаткам можно отнести значительный объем учебных материалов (сотни мегабайт и более), бесперспективность в удаленном образовании, а также крайне малую возможность изменения состава материалов.

Технологический - предполагает применение перспективных и актуальных инструментальных средств. Данный подход представляет учебник в обычном формате. Недостатком данного подхода является только то, что он предъявляет высокие требования к квалификации разработчика, а среди достоинств подхода - небольшой объем учебных материалов (единицы мегабайт), возможность добавления в тело страницы различных модулей других программ, гибкая возможность редактирования, а также возможность применения в удаленном образовательном процессе (посредством использования локальных и глобальных сетей).

В электронном учебнике содержится кратко изложенная информация и множество иллюстраций, которые способствуют наилучшему усвоению предмета. Также в нем используется специфический методический прием, который предполагает, что перед студентом ставится реальная задача, которую ему необходимо верно решить. Использование данного приема позволяет повысить мотивацию обучаемого. Затем даются разъяснения, какие знания необходимы для успешного решения указанной задачи. Будущему педагогу начального образования надлежит самостоятельно вычленить из комплекса приемов наиболее подходящий способ решения задачи. Посредством просмотра видео-

материалов студент может в удобное для себя время попросить подсказку у «виртуального учителя», который и напомнит забытый материал и разъяснит то, что осталось непонятным.

Взаимодействие будущего педагога начального образования один на один с электронным обучающим материалом постепенно взращивает его самостоятельность, учит разрешать возникающие проблемы, а кроме того, сохраняет силы и время преподавателя. Он осуществляет централизованное руководство процессом образования, при этом исключает свою роль как справочное пособие или единственный источник необходимой информации. Данная ситуация активно развивает и стимулирует познавательную деятельность студента.

Объединение традиционных и электронных учебных пособий способствует неуклонному повышению эффективности системы образования. Применение инновационных способов обучения, которые нацелены на развитие у студентов навыков к познавательной деятельности, активно содействует профессиональному саморазвитию будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды: стремление к самопознанию и к постоянному самообразованию, любопытство к учебно-профессиональной деятельности, умение эффективно использовать информационные технологии в образовании и на практике, а также закрепление уровня базовых знаний, умений и навыков по профессиональной дисциплине.

Необходимое технологическое обеспечение профессионального саморазвития будущего педагога начального образования включало в себя организационно-методические инструменты деятельности профессионального преподавателя, представленные различными педагогическими технологиями: форсайт-технологии, онлайн-квест саморазвития и моделирования ролей, социально-нравственных практик. Данные технологии представляют собой совокупность заданных определенной целью поэтапных действий, которые в итоге приводят к нужному результату.

Внедрение новых инструментов в педагогике основывалось на теоретических представлениях о технологии как проекте совместной деятельности преподавателя и будущего педагога начального образования в логике

развертывания научного знания и использование полученных знаний на практике - в обществе, а их направленность выражается в постоянном достижении основных целей обучения, воспитания и профессионального саморазвития. Профессиональное саморазвитие педагога начального образования велось одновременно по нескольким направлениям и было представлено в форсайт-проекте посредством описания технологий, средств и сред необходимого педагогического сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования.

Технология веб-квест предполагает организацию самостоятельной работы будущих педагогов начального образования, которая заключается в поиске конкретных данных, связанных с профессиональным саморазвитием, в соответствии с ранее указанными ссылками. Результатом эффективного применения веб-квеста является помощь в осуществлении профессионального саморазвития, обеспечивающая быстрый обмен необходимыми данными, при необходимости -корректировку взаимодействия будущих педагогов с работодателями, а также оказание информационной поддержки в выборе стратегий и их эффективного внедрения в школы и колледжи конкретного субъекта государства. К примерам веб-квестов можно отнести проекты открытой экспериментальной Форсайт-площадки на сайте «Профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования», который предоставлял возможность обмена информацией, использования учебно-методических материалов, получения рекомендаций.

Геймификация потенциального профессионального поведения предусматривала оценку студентами своего потенциала, а также изучение и проработку возникающих сложностей в процессе выполнения возможной будущей профессиональной задачи. Результатом стало профессиональное моделирование этических основ профессионального поведения педагога. Технология моделирования профессионального поведения в аспекте профессионально саморазвития будущего педагога начального образования - это определенная совокупность логических операций познания и самопознания, различных приемов и практических актов, которые используются для создания и всестороннего изуче-

ния модели объекта с целью комплексного изучения объекта познания. Средой реализации моделирования профессионального поведения являлся КубГУ, научно-методическая лаборатория профессионального саморазвития будущего педагога начального образования.

Симуляционные технологии обеспечивали широкие возможности для высококачественной имитации процесса обучения. Данная технология включала в себя следующие этапы: брифинг, далее осуществляется работа с тренажерами, происходит дебрифинг, и -заключительный и важнейший этап - подведение итогов. В результате наблюдалось повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и уровня практических навыков студентов (что является залогом для успешного перехода к педагогической работе в реальных условиях).

В практику контактной формы работы с будущими педагогами начального образования вошло приложение «Лига педагогов». Это специализированное мобильное приложение, которое установили себе будущие педагоги начального образования с целью прохождения интеллектуальной игры - викторины с педагогической тематикой. Приложение было разработано специалистами различных сфер педагогики и предназначено для будущих педагогов начального образования. Использование мобильного приложения «Лига педагогов» позволило без труда определить студентов, показывающих лучшие результаты, и наделить их соответствующими званиями «Лучший игрок университета», «Лучший игрок группы», «Лучший игрок месяца» и пр. Положительными аспектами использования приложения «Лига педагогов» стала также консолидация справочников педагогов, а кроме того, объединение студентов и создание среды здоровой конкуренции, которая является залогом для обеспечения профессионального саморазвития в условиях цифровой образовательной среды.

Технология тайм-менеджмента способствовала формированию качественно нового отношения ко времени, самоорганизации, самоконтролю и эффективности процесса получения образования. Этапы данной технологии следующие: постановка желаемых целей; планирование и последующая расстановка приоритетов; реализация необходимых

конкретных шагов (действий) в соответствии с ранее составленным планом; контроль достижения целей. Результатом является качественная организация личной и образовательной деятельности в аспекте профессионального саморазвития.

Технология социально-нравственных практик нацелена на всестороннее развитие социальных компетенций будущих педагогов. Этапы данной технологии: описание возникшей ситуации (сложившихся социальных отношений), включение в деятельность как одну из форм социальной активности, реализация происходящего процесса (преобразующий социальный характер), а также получение положительного отклика от общества. Результат - создание и всесторонняя проработка индивидуальной модели поведения студента в социуме, приобретение опыта эффективного выстраивания коммуникаций с целью реализации позитивных стратегий и способов профессионального саморазвития.

Целью форсайт-технологии стало выявление перспективных направлений саморазвития будущего педагога начального образования. Этапы форсайт-технологии заключаются в определении объекта прогнозирования, изучении существующих условий, сканировании, поиске альтернативных вариантов, планировании и последующем исполнении. Формирование сбалансированного алгоритма учета интересов и мнений различных целевых аудиторий стало результатом использования технологии. Данная технология использовалась с помощью следующих методов: «Сценирование», «Качели времени», «Колесо жизненного баланса» и «Стратегическая сессия».

Для решения педагогической задачи профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды требуется произвести моделирование, определить причины и выявить условия, которые способны значимым образом повлиять на течение образовательного процесса. Внешняя предпосылка показывает значимость подготовки будущего педагога начального образования к эффективной профессиональной деятельности в эпоху цифровизации, а также к качественной потенциальной работе с помощью результативного использования многообразия ресурсов цифровой образовательной среды.

В свою очередь, внутренние причины, повлекшие за собой информатизацию образования, определяют качественно новые способы осуществления основной цели образования, создание учебно-профессиональной модели деятельности будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды.

Таким образом, в данном исследовании представлены педагогические технологии в контексте педагогического сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования, такие как веб-квесты, моделирование профессиональных ролей и стратегий, проектные технологии, форсайт-технологии, социально-нравственные практики. Обращение к форсайт-

проектам в развитии педагогического образования и в подготовке будущего педагога начального образования позволило выявить влияние цифровизации, симуляционных технологий, сетевых глобальных интернет-ресурсов на расширение горизонтов профессии педагога начального образования и мотивации к ее освоению, ориентируясь на цифровую образовательную среду [10-12].

Данный организационно-методический инструментарий профессионального саморазвития будущего педагога начального образования включает технологии педагогического сопровождения, которые актуальны в настоящем и ориентированы на перспективу будущего.

Список литературы

1. АхметовБ.С., Бидайбеков Е.Ы. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: материалы 3 Всерос. науч.-практ. конф. Омск: ОГУ, 2004.

2. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах// Инновациив образовании 2004. № 6. С. 98-113.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2003. №5. С. 55-61.

4. Зенкнна С.В., Кузнегрв А.А. Основы общей теории и методики обучения информатики М.: Бином, 2009.154 с.

5. Слободчнков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. 1997. № 7. С. 183.

6. Лаенна Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: автореф. дис.... д-ра пед. наук. М„ 2006. 44 с.

7. Зеер Э.Ф., Павлова AM., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетент-ностный подход. М.: МПСИ, 2005.216 с.

8. Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий// Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 105-110.

9. Лапенок М.В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения (на примере подготовки учителей): автореф. дис.... д-ра пед. наук. М„ 2014. 43 с.

10. Неволнна В.В., Белоновская И.Д., Баранов В.В. Профессиональное саморазвитие личности в современном образовательном пространстве. М.: Перо, 2017.200 с.

11. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк, 1991.204 с.

12. Сергеева Б.В. Содержание профессионального самосовершенствования педагога начального образования //Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 8. С. 103-105.

References

1. Akhmetov B.S., Bidaybekov E.Y. Informatsioimaya obrazovatel'naya sreda vuza: razrabotka, vnedreniye, perspektivy [University educational information environment: development, implementation, prospects]. MaterialV 3 Vserossiyskoy naiichno-prakticheskoy konferentsii «Edinaya obrazovatel'naya informatsionnaya sreda: problemy i piiti raz\ntiya» [Proceedings of the 3rd All-Russian Scientific and Practical Conference "Unified Educational Information Environment: Problems and Development Paths"]. Omsk, Omsk State University Publ., 2004 (hi Russian).

2. Andreyev A A. Nekotoryye problemy pedagogiki v sovremennykh informatsionno-obrazovaternykh sredakh [Some problems of pedagogy in modern information and educational environments]. Innovatsii v obrazovanii - Innovation in Education, 2004, no. 6, pp. 98-113. (In Russian).

3. Khutorskoy AV. Klyuchevyye kompetentsii: Tekhnologiya konstruirovaniya [Key competencies: Design technology]. Narodnoye obrazovaniye - National Education, 2003, no. 5, pp. 55-61. (In Russian).

4. Zenkina S. V., Kuznetsov A A Osnovy obshchey teorii i metodiki obucheniya informatiki [Fundamentals of the General Theory and Methods of Teaching Informatics]. Moscow, Binom Publ., 2009, 154 p. (In Russian).

5. Slobodchikov V.I. Obrazovatel'naya sreda: realizatsiya tseley obrazovaniya vprostranstve kul'tury [Educational environment: the implementation of educational goals in the space of culture]. Novyye tsennosti obrazovaniya [New Values of Education], 1997, no. 7, p. 183. (In Russian).

6. Lavina T. A Sovershenstvovaniye sistemy nepreryvnoy podgotovki uchiteley v oblasti ispol'zovaniya sredstv informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v professional'noy deyatel 'nosti: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Improving the System of Continuous Teacher Training in the Sphere of Use of Information and Communication Technologies in Professional Activities. Dr. ped. sci. diss, abstr.]. Moscow, 2006, 44 p. (In Russian).

7. Zeyer E.F., Pavlova AM., Symanyuk E.E. Modemizatsiya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod [Modernization of Professional Education: Competency-Based Approach], Moscow, Moscow Psychologic-Social University, 2005, 216 p. (In Russian).

8. Morozov AV. Professional'naya podgotovka rukovoditeley sistemy obrazovaniya s ispol'zovaniyem sovremennykh tsifrovykh tekhnologiy [Education system managers training with the use of modern digital technologies]. Chelovek i obrazovaniye-Man and Education, 2018, no. 4 (57), pp. 105-110. (In Russian).

9. Lapenok M.V. Nauchno-pedagogicheskiye osnovaniya sozdaniya / ispol'zovaniya elektronnykh obrazovatel'nykh resursov informatsionnoy sredy distantsionnogo obucheniya (na primere podgotovki uchiteley):

avtoref. dis.... d-ra ped. nauk [Scientific and Pedagogical Foundations for the Creation and Use of Electronic Educational Resources of the Information Environment of Distance Learning (for Example, Teacher Training). Dr. ped. sci. diss, abstr.]. Moscow, 2014. 43 p. (In Russian).

10. Nevolina V.V., Belonovskaya I.D., Baranov V.V. Professional'noye samorazvitiye lichnosti vsovremennom obrazovatel'nom prostranstve [Professional Self-Development of Personality in the Modern Educational Space]. Moscow, Pero Publ., 2017, 200 p. (In Russian).

11. Verbitskiy A A Aktivnoye obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active Learning in Higher Education: AContextual Approach], Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1991, 204 p. (In Russian).

12. Sergeeva B.V. Soderzhaniye professional'nogo samosovershenstvovaniya pedagoga nachal'nogo obrazovaniya [The content of professional self-improvement of primary education teacher], Uspekhi sovremennoy nauki-Modern Science Success, 2016, vol. 2, no. 8, pp. 103-105. (In Russian).

Информация об авторе

Сергеева Бэлла Владимировна, кандидат педагогических шук, доцент, доцент кафедры педагогики и методики начального образования. Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4776-3833

Поступила в редакцию 28.11.2019 г.

Поступила после рецензирования 26.12.2019 г.

Принята к публикации20.01.2020 г.

Information about the author

Bella V. Sergeeva, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Methods of Primary Education Department. Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation. E-mail: 5906372(2)mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4776-3833

Received 28 November 2019 Reviewed 26 December 2019 Accepted for press 20 January 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.